Тема урока: Творческая история создания драмы «Бесприданница».
145 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ПУБЛИКАЦИИ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» А. Н. ОСТРОВСКОГО (1878)
История создания Бесприданницы Островского | Спектакль «БЕСприданница» в Театре Моссовета – это своего рода предостережение и размышление, серьезный разговор со зрителями. |
История создания пьесы Бесприданница: смысл и сюжет драмы Островского | Бесприданница. Пьесы Островский Александр Николаевич Сборник пьес великого драматурга, создателя русского национального театра А. Н. Островского. |
Анализ пьесы Островского «Бесприданница»
Театральный рецензент Боборыкин заявил, что «драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей» отсутствием действия и бесконечными диалогами. Сюжет показался ему «незамысловатым и провинциальным». А к исполнительнице главной роли Гликерии Федотовой были предъявлены претензии, что она «лишила героиню правды и оригинальности», «взяв высокий и фальшивый мелодраматический тон». Портрет работы В. Спустя 12 дней, 22 ноября 1878 года, «Бесприданницу» готовилась принять сцена Александринского театра. Петербургские критики были менее жестоки в оценках, но тоже отнеслись к содержанию постановки скорее негативно, чем положительно.
Они не нашли в ней ничего нового: ни в фабуле, ни в типажах, ни в чем-либо другом. Рецензента из газеты «Новое время» поразила «грубая реалистичность и неприкрытый цинизм» героев. Возможно, здесь сыграл свою роль тот фактор, что сами актеры очень холодно отнеслись к пьесе. Заявленный на роль Карандышева Николай Сазонов отказался играть, потребовав сокращения текста в репликах. В итоге он сыграл Вожеватова.
Марии Савиной, исполнительнице роли Ларисы, не нравилась ни пьеса, ни ее героиня. Впоследствии она сыграет Огудалову только три раза и навсегда забудет о ней. В целом, премьерные показы «Бесприданницы» абсолютно точно нельзя назвать удачными. Современные литературоведы сходятся во мнении, что замысел пьесы был попросту не понят публикой из-за своего новаторства.
Марсель Салимжанов, худ. Рашит Газеев, муз. Фуат Абубакиров. Анатолия Иванова, худ.
Лариса и Михаил Курченко. Постановка Анатолия Праудина, художник Александр Мохов. Постановка Петра Фоменко, художник Владимир Максимов. Постановка Льва Эренбурга, художник-постановщик Валерий Полуновский. Постановка Павла Карташева. Художественные особенности Литературовед Борис Костелянец, изучая историю «Бесприданницы», пришёл к выводу, что негативная реакция современников Островского была связана как с «новаторской природой самой пьесы», так и с теми непростыми взаимоотношениями, что сложились между драматургом и зрителями. Литературный критик Александр Скабичевский писал в середине 1870-х годов, что Островский относится к числу авторов, чьи произведения театральное сообщество всегда исследовало с особой скрупулёзностью. Те же самые упрёки в отсутствии динамики позже услышат от критиков и автор «Чайки», и Лев Толстой, вынесший на суд публики пьесу «Живой труп».
Главные герои Лариса, входящая в галерею заметных женских образов литературы второй половины XIX века, стремится к самостоятельным поступкам; она ощущает себя личностью, способной принимать решения. Однако порывы молодой героини сталкиваются с циничной моралью общества, воспринимающего её как дорогую, изысканную вещь. Девушку окружают четверо поклонников, каждый из которых пытается добиться её внимания. При этом, по мнению исследователя Владимира Лакшина, отнюдь не любовь движет Ларисиными ухажёрами. Так, Вожеватов не сильно сокрушается, когда жребий в виде брошенной монеты указывает на Кнурова. Тот, в свою очередь, готов ждать, пока в игру вступит Паратов, чтобы позже «взять реванш и увезти сломленную героиню в Париж». Карандышев также воспринимает Ларису как вещь; правда, в отличие от соперников, он не желает видеть возлюбленную чужой вещью. Простейшее объяснение всех бед героини, связанное с отсутствием приданого, разбивается темой одиночества, которую несёт в себе молодая Огудалова; её внутреннее сиротство столь велико, что девушка выглядит «несовместимой с миром».
Критики воспринимали Ларису как своеобразное «продолжение» Катерины из пьесы Островского «Гроза» их объединяет пылкость и безоглядность чувств, приведшая к трагическому финалу ; в то же время в ней обнаруживали черты других героинь русской литературы — речь идёт о некоторых тургеневских девушках, а также о Настасье Филипповне из «Идиота» и Анне Карениной из одноимённого романа: Героинь Достоевского, Толстого и Островского сближают совершаемые ими неожиданные, нелогичные, опрометчивые поступки, диктуемые эмоциями: любовью, ненавистью, презрением, раскаянием. На фоне «хозяев жизни» — Кнурова, Вожеватова и Паратова — он выглядит как «маленький человек», которого можно безнаказанно унижать и оскорблять. В то же время, в отличие от героини, Юлий Капитонович не жертва, а часть жестокого мира. Желая связать свою жизнь с Ларисой, он надеется рассчитаться с былыми обидчиками, продемонстрировать им своё моральное превосходство. Ещё до свадьбы он пытается диктовать невесте, как нужно вести себя в обществе; её ответный протест Карандышеву непонятен, углубиться в причины их разногласий он не может, потому что «слишком занят собой». Проводя параллель между Карандышевым и «униженными» героями Достоевского, исследователи подчёркивают, что Юлий Капитонович бесконечно далёк от Макара Девушкина из романа «Бедные люди» и Семёна Захаровича Мармеладова из романа «Преступление и наказание». Его «литературные братья» — герой повести «Записки из подполья» и Голядкин из «Двойника». Выстрел Карандышева является действием сложным по своим мотивам и по своим результатам.
Можно тут усмотреть всего лишь преступную акцию собственника и эгоиста, одержимого одной мыслью: не мне, так никому. Но можно видеть в выстреле и ответ на тайные мысли Ларисы — сложным путём они проникают в сознание Карандышева, единственного из четырёх мужчин, не желавшего передавать её в чьи-либо руки. Образ города Если судьба Ларисы во многом повторяет историю Катерины, перенесённой из середины XIX столетия в 1870-е годы, то Бряхимов — это развитие образа города Калинова из той же «Грозы». За два десятилетия, отделяющих одну пьесу Островского от другой, основные типы горожан изменились: если прежде в глубинке главенствовал купец-самодур Дикой, то теперь ему на смену пришёл облачённый в европейский костюм «делец новой формации» Кнуров. Вытравляющая вокруг себя всё живое Кабаниха также стала персонажем уходящей эпохи — она уступила своё место «торгующей дочерьми» Харите Игнатьевне Огудаловой. Пасующий перед жизненными реалиями племянник Дикого Борис, согласно веяниям времени, обернулся блестящим барином Паратовым. При этом темп городской жизни не изменился. Быт в Бряхимове подчинён привычным ритуалам — каждый день обедня, вечерня и долгие чаепития возле самоваров.
Затем, по словам буфетчика Гаврилы, город накрывает ощущение «первой тоски», которая снимается долгими прогулками — так, Кнуров «каждое утро бульвар-то меряет взад и вперёд, точно по обещанию». Всех героев пьесы связывает «общий интерес»: им невыносимо в этом городе. Даже молчаливость Кнурова — свидетельство «конфликтного положения», в которое он вступил с ненавистным Бряхимовым. А Вожеватов? Он тоже в «конфликте с бряхимовской скукой». Ларису гнетёт не только обстановка в её доме, но «вся атмосфера Бряхимова». Имена и фамилии персонажей Борис Костелянец убеждён, что Островский вкладывал в имена и фамилии своих героев особый смысл. Так, Кнуров, согласно авторским ремаркам, — «человек с громадным состоянием».
Фамилия персонажа усиливает ощущение мощи, идущей от «крупного дельца»: «кнур» по Далю — это боров, кабан. Паратов, которого драматург характеризует как «блестящего барина», также не случайно обрёл свою фамилию на страницах пьесы: «паратыми» называли особо стремительную, неудержимую породу собак. Харита Игнатьевна, умеющая при необходимости и обмануть, и подольститься, носит фамилию «Огудалова», в основе которой глагол «огудать», означающий «оплести», «облапошить».
Премьера оперы "Бесприданница", которую в России не ставили более 60 лет, прошла в Красноярском театре оперы и балета при полном аншлаге - за три дня ее посетили больше 2 тыс. Хворостовского Мария Устюгова.
За три премьерных дня оперу посетили больше 2 тыс.
Герой Антона Аносова с самого начала не слышит невесту: он обвиняет её в чрезмерном мужском внимании, называя дом Огудаловых «цыганским табором», игнорирует просьбу Ларисы уехать в деревню подальше от города и Паратова и в целом не заботится о её душевном спокойствии. Он и обед-то устраивает не для Ларисы Дмитриевны, а для того, чтобы в присутствии всех обидчиков похвастаться выбором девушки. По-настоящему любит Ларису и беспокоится о ней только её мать Харита Игнатьевна, чью роль на сцене воплощает заслуженная артистка России Елена Валюшкина.
Она хоть и хочет побыстрее выдать дочь замуж, но в первую очередь желает ей счастья. В целом история, разворачивающаяся на сцене театра, практически не уходит за рамки оригинального произведения, за исключением разве что некоторых деталей. Например, Харита Игнатьевна в спектакле всё же более понимающая и любящая, чем в пьесе, а образ самой Ларисы получился более дерзким, чем в оригинале. Кроме того, во время обеда у Карандышева Лариса отказывается по просьбе гостей исполнить романс под гитару.
Вместо этого героиня разрывает зал своим нарастающим криком отчаяния и гнева. Также по теме Эмоциональный принц и вечеринка на фоне трагедии: чем удивит спектакль «ШекспирГамлет» в Театре имени Моссовета Театр имени Моссовета открыл сезон спектаклем «ШекспирГамлет». Сценическую версию пьесы Уильяма Шекспира представил зрителям... Финал практически идентичен описанному в пьесе, даже цыганские мотивы звучат, но вот смерть героини показана в несколько ином виде: после трагического инцидента Лариса говорит всем, что они не виноваты и должны жить.
Затем мужчины молчат, а она продолжает произносить свою речь, смеясь и наслаждаясь последними минутами жизни. Музыка становится громче, а голос Огудаловой тише, и свет на сцене постепенно гаснет. Пьеса «Бесприданница» — одна из самых популярных среди драматургов для постановки в театрах. В исполнении Евгения Марчелли и всего актёрского состава произведение не утратило своего смысла и актуальности, но раскрылось по-новому в современных реалиях.
Зритель увидит размышления автора и режиссёра спектакля о разрушительной любви, меркантильности и цинизме общества.
«Бесприданница»: краткое содержание
Весь видео и аудио контент ВГТРК — фильмы, сериалы, шоу, концерты, передачи, интервью, мультфильмы, актуальные новости и темы дня, архив и прямой эфир всех телеканалов и. Обложка книги 1С Аудиокниги Бесприданница. И что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу неким громким уголовным делом, в котором был замешан фабрикант Коновалов.
«Бесприданница» и «Последняя жертва» А. Н. Островского
Когда Карандышев Дмитрий Подадаев, известный по фильму «Запретная любовь», спектаклям «Римская комедия», «Идиот» и др. Не убить ту, которая давно убита. Текст Островского изрядно переработан: одни реплики удалены, другие добавлены, и даже сохранившимся фразам придана особая интонация, отчасти приблатненная, грубо-обыденная. В мертвом мире не поется: раздается лишь протяжный вопль. Правда, нащупать его природу нелегко — не стон, не плач, не рык, не вызов, не мольба о помощи. Безосновательный крик. В ней как будто нет перспективы: только снова и снова повторяется, что закон нелюбви тотален и ему ничто не противостоит.
Это не вектор, а точка, с которой действие время от времени сходит, отвлекаясь на другие темы — правда, тут же их бросая. Логика событий то и дело рвется, и взятые, но не продолженные линии мысли загромождают воздух спектакля, зазря утяжеляют его.
В итоге, как это нередко бывает, пришла к заключению, что она сама во всем виновата! Изводила, мол, его своими женскими приставаниями и довела, бедного… Ну а главное — приданого у нее никакого не было, потому, наверное, и не женился. Накопив денег, девушка отправилась на поиски возлюбленного. Приехав тем же путем в Гороховецкий уезд, она стала ходить там и расспрашивать о Прохоре. В конце концов узнала от местных котельщиков, что тот живет в Сормове, где работает по старой специальности на заводе… Можно только гадать, какое выражение лица было у беглого жениха, когда, в очередной раз возвращаясь с работы, он услышал у проходной дикий крик: «Прохор, любимый мой! Но парень не растерялся и тотчас упал перед возлюбленной на колени прямо в околозаводскую грязь. После этого Настасья простила Прохору не только бегство и кражу, но и измену за время ее отсутствия он успел обзавестись новой кралей.
И снова стали они жить счастливо… Но кое-какие выводы из прошлого барышня все же сделала! Поскольку Прохор, по ее же заявлению, по-прежнему находился в розыске, через некоторое время за ним пришла полиция. Тут-то невеста и выдала ошарашенному горе-жениху: «Прощу тебе покражу вещей, если дашь подписку, что женишься». Жил-был в славном городе Городец крестьянин-тысячник Лукьянычев. Отметим, что если слово «миллионер» до революции нередко произносилось иначе — «миллионщик» дошло до наших дней и до сих пор активно используется как обозначение богатого человека, то наименование «тысячник» давно вышло из оборота. Это связано с тем, что нынче миллионером называют всякого богатея, а раньше богатство обозначалось более точно. Если доходы человека исчислялись несколькими тысячами в год, его именовали тысячником, а если состояние переваливало за миллион, он переходил уже в когорту миллионщиков. Итак, тысячник Лукьянычев, владевший несколькими успешными промыслами в Городце, в один прекрасный день решил съездить в Нижний Новгород за покупками. С собой взял бумажник с 27 тысячами рублей — огромной суммой для того времени, учитывая, что средняя зарплата заводского рабочего составляла 10 — 15 рублей.
Лукьянычев собирался было сесть на пароход, но потом почему-то оказался в известном городецком трактире Чернышева, где устроил веселую попойку. В разгар вечеринки в трактир случайно зашла местная крестьянка Авдотья Гонобобелева. Уже изрядно напившийся тысячник, за неимением других дам, тотчас положил глаз на нее и пригласил к себе за стол. Лукьянычев сразу же попытался произвести впечатление на барышню, несколько раз доставал из кафтана бумажник, буквально набитый пачками денег, демонстративно вынимал очередные купюры и щедро оплачивал продолжение банкета. Попутно он непристойно «лапал» и «лобызал» новую знакомую, намекал ей, что сразу после окончания мероприятия надобно «поехать в нумера»… Выпивал еще и еще, а в итоге свалился под стол. Когда уже перед закрытием заведения тысячника разбудили, он не увидел Авдотью, зато быстро обнаружил пропажу сразу 10 тысяч рублей! Как потом выяснилось, барышня в какой-то момент ухитрилась незаметно вытащить у ухажера бумажник, аккуратно вынуть оттуда несколько пачек денег, а потом засунуть бумажник обратно. После чего под предлогом «выйти в туалет» бесследно исчезла.
Она — бесприданница, бедная, безденежная невеста. В душе ее птицей бьется мечта о красивой, благородной, честной, тихой жизни, и она всей душой тянется к идеалу. Таковой она находит в богатом и наглом столичном барине Паратове.
Уже через несколько дней после окончания, 26 октября 1878 г. Федорову, а через два дня долгожданное произведение получило одобрение Театрально-Литературного комитета для постановки на сцене Александринского театра. Без промедления, в тот же день рукопись была направлена в Цензурный комитет Главного управления по делам печати. Воспринятая как любовная драма, «Бесприданница» не встретила затруднений при прохождении через драматическую цензуру и легко получила одобрительную резолюцию. Обычно принятие решения занимало у цензоров несколько дней, а в сложных случаях — и месяцев. На рукописном экземпляре пьесы, хранящейся в Фонде «Русская драма» нашей библиотеки стоит резолюция цензора драматических сочинений Егора Ивановича Кейзера фон Нилькгейма: «К представлению дозволено. В сохранившемся тексте пьесы многочисленные пометки режиссеров, планы сценического оформления, фамилии артистов — участников первого представления в Александринском театре и последующих составов. Титульный лист цензурного экземпляра пьесы. Сценическая история «За билеты на "Бесприданницу" потому не дерутся, что их нет на три представления вперед, а кому нужно, тот плати за ложу 25 рублей, а за кресло 5 рублей». Островский «Во время первого представления автор не был вызван после окончания пьесы». Флеров Из письма А. Бурдину 27 декабря 1878 г. Островский А. Васильев С. Императорский Александринский театр. Фото сер. XIX в. Императорский Малый театр. Всего после двух недель репетиций, что было обычным явлением той поры, 10 ноября 1878 года «Бесприданница» в первый раз была представлена в Москве на сцене Малого театра в бенефис Николая Игнатьевича Музиля, сыгравшего Робинзона. Федотова в роли Ларисы, И. Самарин в роли Кнурова. Зарисовка Д. Из фондов ГЦТМ им. Роли исполнили: Лариса — Г. Федотова; Огудалова — Н. Медведева; Паратов — А. Ленский; Кнуров — И. Самарин; Вожеватов — М. Решимов; Карандышев — М. Садовский; Евфросинья Потаповна — С. Акимова; Гаврило — К. Колосов; Иван — Д. Живокини; Илья — М. Отзывы театральной критики о спектакле были весьма противоречивы, но большинство рецензентов считало, что новая драма Островского имела «незначительный успех». Медведева, выйдя на сцену в «безбожно пестром, кричащем платье», очень точно воплотила «тип буржуазной матери-попрошайки и сводни», ищущей женихов и «жаждущую продать дочь за богатство». Ленский «в ухарском полувоенном наряде с красным околышем», сыграв «льва поволжских городов и деревень» Паратова, верно обобщил в этом образе тип «уездного донжуана». Через несколько дней, 14 ноября, спектакль прошел в бенефис М. Садовского, а в роли Ларисы впервые выступила Мария Николаевна Ермолова. Рецензенты сразу отметили иную, более точную трактовку образа новой актрисой. Она сумела передать «девичью тоску» и «чувство реальной душевной боли». Исполнение Ермоловой отличалось простотой и искренностью, она говорила со сцены «своим голосом» и зритель ни минуты не сомневался «в правдоподобии слов и настроений Ларисы». Видимо, это и позволило Островскому в письме к Бурдину написать о том, что билеты в кассе зрители раскупают на три представления вперед. Федотова в роли Ларисы, А. Ленский в роли Паратова. На сцене Александринского театра премьера состоялась 22 ноября 1878 г.
Вичугские прототипы Бесприданницы. Часть 1
Однако пьеса «Бесприданница», идею которой автор задумал 4 ноября в 1874 году, была полностью готова только к 17 октября 1878 года. «Бесприданница» впервые была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1879 г. № 1. Слышали новость, Мокий Парменыч? Сегодня «Бесприданница» — одна из наиболее часто появляющихся на сцене пьес Островского. Последние новости. Кинешма незримо присутствует в пьесах «Горячее сердце» и «Бесприданница».
БЕСПРИДАННИЦА
«Бесприда́нница» — пьеса Александра Николаевича Островского. Работа над ней продолжалась в течение четырёх лет — с 1874 по 1878 год. Благополучно пройдя цензуру, «Бесприданница» была напечатана в 1879 году в литературном журнале «Отечественные записки». Новую версию «Бесприданницы» постигла та же участь, что и протазановскую: критики кривились, язвили и обвиняли авторов в пошлости и глумлении над классикой, а зрители. саратовская оперетта, бесприданница, мюзикл, модификация, театральная критика Режиссер Сергей Бурлаченко модифицировал финал «Бесприданницы» – Лариса у него бросается в реку.
Бесприданница и ее бесы. Смотрим новый спектакль Театра имени Моссовета
Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь.
И цена эта невелика. На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения.
В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету.
Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды. Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений.
Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца. Жанр Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде.
Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас. Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой.
Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре. Быт и нравы провинции В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга.
Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо.
Как вам угодно: не стесняйтесь. Однако дамы будут. Вожеватов кланяясь. Надеюсь не уронить себя. Карандышев переходит к Кнурову. Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня? Кнуров с удивлением оглядывает его.
У вас? Мокий Парменыч, это все равно, что у нас, — этот обед для Ларисы. Явление 4 Карандашев остается наедине с Ларисой. Она просит его поскорей уехать в деревню. Он не слышит девушку, пеняет ей на фамильярность в общении с Вожеватовым, говорит, что надо отвыкать от старых привычек, обстановку в доме Огудаловых называет «цыганским табором». Лариса утирает слезы. Возражая Карандышеву, она замечает, что были в их «таборе» и благородные люди. Лариса Дмитриевна называет Карандышева хорошим и честным человеком, но в сравнении с Паратовым он теряет все.
Сергей Сергеич в ее глазах незыблемый идеал мужчины. Слышится пушечный выстрел, каким обычно встречали прибытие Паратова. Лариса испугана. Явления 5 — 6 Сергей Сергеич вернулся в Бряхимов после годичного отсутствия. Его сопровождал Робинзон — провинциальный актер Аркадий Счастливцев. Этот персонаж в компании подгулявшего купчика Непутевого был высажен на необитаемый остров капитаном с парохода по требованию пассажиров: парочка вела себя непотребно. Паратов и подобрал его с острова. Кнуров спрашивает Сергея Сергеича, не жаль ли ему «Ласточки».
Паратов отвечает, что не знает что такое «жаль». Нет для него заветного. Найдет выгоду, все продаст. Он рассказывает приятелям, что женится, берет невесту с хорошим приданым — золотыми приисками. Правда, сокрушается герой, придется проститься ему с волей. Поэтому перед свадьбой желал бы он погулять с размахом. Явление 7 Сергей Сергеич приглашает Кнурова и Вожеватова на обед, но те вынуждены отказаться, так как уже отозваны. Лариса Дмитриевна выходит замуж, и они обедают у ее жениха.
Узнав о предстоящем замужестве Ларисы, Паратов смешался, он задет, но сделал вид, что рад этому обстоятельству: «Это даже лучше… значит, старые счёты покончены, и я могу опять явиться и поцеловать ручки…». И прибавил: «Ведь я было чуть не женился на Ларисе, — вот бы людей-то насмешил! Далее, обсуждая, как веселее провести время, друзья полагают, что Сергей Сергеич тоже будет приглашен на обед к жениху Ларисы. Действие второе Место действия — дом Огудаловой, обставленный приличной мебелью, с фортепьяно, на котором положена гитара. Явление 1 Харита Игнатьевна с коробочкой в руках зовёт дочь, желая показать ей подарок от Васи Вожеватова. Лариса занята переодеванием и говорит, что посмотрит позже. Явление 2 Приезжает Мокий Парменыч Кнуров. Он высказывает Огудаловой, как опрометчиво она поступает, выдавая дочь за бедного человека.
Харита Игнатьевна отвечает: «Её воля». Сам Кнуров полагает, что Лариса создана «для блеска». В её жизни с бедным и глупым мужем ему видится печальное будущее. По его мнению, хорошо ещё, если она бросит никчемного мужа и уедет к матери. А там… тёплое участие состоятельного человека решит любые трудности. Всё это Мокий Парменыч проговаривает вслух для Огудаловой, и та не возражает. Уходя, Кнуров велит Харите Игнатьевне заказать для дочери богатый подвенечный наряд, «не копейничать», а счета отправить ему. Явление 3 Входит Лариса.
К подарку Васи она относится без восторга. Огудалова подсказывает дочери, что надо поблагодарить Вожеватова, а заодно и Кнурова. Лариса не понимает, причем тут Кнуров. Ей невдомёк, что мать приняла от Кнурова деньги за Васин подарок — выдала украшение за свой сюрприз Ларисе, на который у неё не хватает средств. Ларису сейчас более всего занимает мысль об отъезде в деревню: «Пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Девушка начинает петь под гитару «Не искушай меня без нужды», однако инструмент надо настроить. Она видит из окна цыгана Илью и зовет его. Явление 4 Лариса просит Илью настроить гитару.
Тот за настройкой рассказывает о проблемах цыганского хора. Вдруг Илью зовут. Оказывается, барин приехал. Такой барин, которого целый год ждали. Цыган спешно уходит. Явление 5 Огудалова от такого известия взволновалась: не упустили ли они жениха, поспешив со свадьбой. Лариса больше не желает быть приманкой для выгодных женихов по воле матери, с неё довольно унижений. Явление 6 Входит Карандышев.
Лариса спрашивает, когда же они поедут в деревню, но Юлий Капитоныч никуда не торопится. Ему «повеличаться» хочется перед местной публикой. Как завзятый моралист, он обличает местные нравы. Карандышев до крайности возмущен, что весь город радуется приезду известного барина — промотавшегося кутилы и развратного человека. Оказывается, приехал Сергей Сергеич Паратов. Испуганная Лариса упрашивает Карандышева уехать сейчас же в деревню. Она желает исчезнуть из этого города, избежать встречи с человеком, принесшим ей столько страданий. Паратов подъезжает к дому Огудаловых.
Явление 7 Харита Игнатьевна принимает Паратова. Сергей Сергеич взял тон шутливо-серьёзный, он рассказывает, что год назад ему пришлось срочно уехать, чтобы спасти имущество. Поправить дела не удалось, но бодрости духа он не теряет и надеется залатать брешь выгодной женитьбой. Паратов желает засвидетельствовать свое почтение Ларисе Дмитриевне, Огудалова уходит за ней. Явление 8 Лариса и Сергей Сергеич остаются вдвоем. Лариса говорит, что устала ждать его. Паратов, в свою очередь упрекает Ларису в женском непостоянстве с отсылкой к Шекспиру: «О, женщины! Девушка не понимает, в чем он обвиняет её.
Разве она, выходя замуж от безысходности, разлюбила его? Паратов, добившись от Ларисы признания в любви, удовлетворяет свое самолюбие. О женихе Лариса говорит, что у него только одно достоинство — искренняя любовь к ней. Явление 9 Входят Огудалова и Карандышев. Харита Игнатьевна представляет Сергею Сергеичу жениха Ларисы. Мужчины разговаривают между собой с плохо скрываемой ревностью. Паратов старается высмеять Юлия Капитоныча, который в ответ ведет себя вызывающе. В конце концов, господа ссорятся.
Огудалова старается их примирить. Карандышев, по требованию Хариты Игнатьевны, приглашает Сергея Сергеича на обед. Тот холодно принимает приглашение. Явление 10 В дом Огудаловых приезжает Вожеватов, с ним Робинзон, которого он выдает за англичанина. Явление 11 Паратов не простил Карандышеву дерзкого поведения, ему решительно не нравится жених Ларисы Дмитриевны. Он решил во время обеда «потешиться» над ним. Действие третье Действие происходит в доме Карандышева. Кабинет Юлия Капитоныча обставлен претенциозно, но безвкусно.
Стену над диваном украшает ковер с развешанным по нему оружием. Явление 1 В пьесе появляется тётка Карандышева Евфросинья Потаповна, ограниченная, жадная, властная. Она недовольна просьбой Ивана, слуги кофейной, дать к чаю лимонов и ограничивает его клюквенным морсом. Явление 2 Харита Игнатьевна и Лариса удручены обедом у Юлия Капитоныча, они делятся друг с другом неприятным впечатлением. Лариса сгорает от стыда за своего жениха. Карандышев думает, что он всех удивил роскошью, но он и не видывал, как порядочные люди обедают. А гости подпаивают его для забавы. Да ему и заметить нельзя: он ничего не знает, он никогда и не видывал, как порядочные люди обедают.
Он еще думает, что удивил всех своей роскошью, вот он и весел. Да разве ты не замечаешь? Его нарочно подпаивают.
Всей душой переживаешь за Ларису Екатерина Умришова милую , светлую с ,такой объяснимой для юной девушки, страстной мечтой о любви…Не перестаешь удивляться дикой смеси цинизма и благородства купцов Кнурова Александр Фатеев и Васи Вожеватого Тимур Абдурахманов разыгрывающих живого человека в орлянку…. Просмотр пролетел на одном дыхании, горячее сопереживание зрителей, присутствовало на протяжении всего спектакля. Крики «браво» выданные восторженной публикой авансом , под занавес возобновились с новой, теперь уже оправданной удесятеренной силой. Зрители рукоплескали стоя! Но если публике довелось иметь счастье наслаждаться высоким искусством актеров Саратовского театра оперетты, справедливо будет сказать, что труппе повезло со зрителем. Прав был Андрей Дементьев :«Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Он пытливо изучал дела, вникая во все подробности. Убийство молодой красавицы-жены, совершенное местным жителем, глубоко его взволновало. Островский начал искать мотивы, побудившие убийцу. Некоторые исследователи считают, что именно этот случай подсказал ему финал будущей «Бесприданницы». По сюжету пьесы, оконченной в 1878 году, Лариса Огудалова, девушка из обедневшей семьи, собирается замуж за небогатого чиновника Юлия Карандышева. Жених прижимист, болезненно ревнив и не очень умен; невеста его откровенно презирает, но уступает матери, Харите Игнатьевне. Выбора у Ларисы нет: когда-то она поддалась на страстные уговоры Сергея Паратова — «блестящего барина из судохозяев».
Жениться и тем самым спасать ее репутацию жестокий красавец не захотел и из городка уехал. Паратов появляется накануне свадьбы Ларисы — чтобы спутать все карты. Любовь заглушает голос долга и запускает цепочку событий, ведущих к отчаянному крику обманутого Карандышева «Так не доставайся же никому! Театрального успеха «Бесприданницы» Островский не дождался. Премьера состоялась в Малом театре 10 ноября 1878-го. Критики разнесли в пух и прах и сюжет, и игру актеров. Следующую постановку в Александринском театре также встретили прохладно.
Анализ пьесы «Бесприданница»
Премьера оперы "Бесприданница", которую в России не ставили более 60 лет, прошла в Красноярском театре оперы и балета при полном аншлаге - за три дня ее посетили больше 2 тыс. Хворостовского Мария Устюгова. За три премьерных дня оперу посетили больше 2 тыс.
Страстная и цельная по натуре Лариса столкнулась с жестоким, холодным и расчетливым миром мужчин, воспринимающим женщину как приятную игрушку для развлечений. Единственный, кто смотрит на нее по-другому, — жених Ларисы, презираемый ею Карандышев, в котором она проглядела человека. Спектакль Театра Моссовета — о губительной силе обманутой любви и о духовной слепоте, бесчувственном равнодушии, отсутствии эмпатии, цинизме, которыми заражен современный человек.
В целом, премьерные показы «Бесприданницы» абсолютно точно нельзя назвать удачными. Современные литературоведы сходятся во мнении, что замысел пьесы был попросту не понят публикой из-за своего новаторства. И потребовалось 18 лет, чтобы ситуация изменилась. К сожалению, сам Островский не дожил до момента, когда сценическое воплощение его труда было оценено по заслугам.
Случилось это 17 сентября 1896 года — во многом благодаря популярной актрисе тех лет Вере Комиссаржевской. В то время «Бесприданница», что называется, «пылилась на полке». Никто из театральных режиссеров не спешил вновь обращаться к когда-то провалившейся пьесе. Но Комиссаржевской очень хотелось сыграть Ларису. Говорили, что она даже прибегала к шантажу: «Либо вы даете мне роль Ларисы, либо я ухожу из театра! И после того, как занавес на сцене опустится, у «Бесприданницы» появятся две эпохи: до Комиссаржевской в роли Ларисы и после. Комиссаржевская увидела в Ларисе не «хорошенькую мещаночку, ведущую бесшабашную жизнь в материнском доме», а девушку, глубоко чувствующую и прекрасно понимающую всю нелепость своего положения. На сцене Лариса была показана трагически-обреченной, в ее голосе ощущалась безысходность. А когда утихла мелодия романса «Не искушай меня без нужды», в зале царила абсолютная тишина, публика боялась пошевелится.
Тот день стал новым рождением пьесы. Билеты в театр после этого было невозможно достать.
Автор orfeus На чтение 3 мин Опубликовано 05. На самом деле история никакой не вымысел, а самый реальный случай из жизни. В 1843 году Островский по приказу своего отца устраивается писарем в Московский совестный суд и позже становится почетным судьей мирового суда в Кинешемском уезде.
Во время работы в суде Александр Николаевич знакомится очень близко с криминальным миром России, а громкие дела, рассматриваемые им, становятся источником его вдохновения. Обычному читателю становится немного жутко от правды создания произведения, но на самом деле источником для написания «Бесприданницы» стала настоящая жизненная драма одной молодой девушки, которая вышла замуж за более старшего, но богатого мужчину. Итогом непродолжительной семейной жизни становится уход из жизни молодой девушки. Виновным в смерти главной героини произведения оказывается ее супруг. Смысл драмы — несоответствие разных духовных миров двух людей, создавших семейный союз.
Вичугские прототипы Бесприданницы. Часть 1
Сто сорок лет пьесе "Бесприданница" | Бесприданница Автор: Александр Островский Жанр: #русскаяклассика. |
История создания Бесприданницы Островского | Художественный руководитель Театра им. Моссовета и автор нового спектакля «БЕСприданница» Евгений Марчелли славится неожиданными интерпретациями. |
Бахрушинский музей выпустил коллекционное издание "Бесприданницы" Островского - Российская газета | Бесприданница Автор: Александр Островский Жанр: #русскаяклассика. |
История создания пьесы Островского Бесприданница – смысл и сюжет драмы | Смотрите видео на тему «бесприданница островский пересказ» в TikTok (тикток). |
История создания пьесы "Бесприданница" Островского
145 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ПУБЛИКАЦИИ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» А. Н. ОСТРОВСКОГО (1878) | Задать вопрос ведущим или гостю. А еще в программе: Хибла Герзмава в партии Адрианы Лекуврер в одноимённой опере Франческо Чилеа на второй сцене Мариинского театра. |
145 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ПУБЛИКАЦИИ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» А. | | Режиссерам было предложено создать эскизы для будущих спектаклей, основанных на драматургии этого автора. |
10 лучших книг Александра Островского: «Гроза», «Бесприданница» и «Свои люди — сочтемся» | Бесприданница: Драма в четырех действиях автор Александр Николаевич Островский (1823—1886). |
Бесприданница (Островский А. Н.) - Каталог - Библиотеки Санкт-Петербурга | Александр Николаевич Островский считал «Бесприданницу» одним из лучших своих произведений. |
БЕСПРИДАННИЦА | Бесприданница Автор: Александр Островский Жанр: #русскаяклассика. |
Буктрейлер по книге А.Н. Островского «Бесприданница»
Иллюстрация к произведению А. Н. Островского «Бесприданница», 1929 г. Задать вопрос ведущим или гостю. А еще в программе: Хибла Герзмава в партии Адрианы Лекуврер в одноимённой опере Франческо Чилеа на второй сцене Мариинского театра. Воспринятая как любовная драма, «Бесприданница» не встретила затруднений при прохождении через драматическую цензуру и легко получила одобрительную резолюцию. Благодаря статье Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» за писателем закрепилась слава изобразителя «тёмного царства». Пьесу «Бесприданница» драматург Александр Островский задумал 140 лет назад.
Премьера пьесы «Бесприданница»
На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать». С тех пор бог солнца и огня, покровитель любви Ярило гневается, не давая земле достаточно света и тепла, ведь на ней живет неприступная девушка, сердце которой закрыто для горячих чувств, способных по-настоящему растопить ее. Снегурочка, выросшая в лесном доме, тянется к людям, и по инициативе Весны отправляется в страну царя Берендея. Ее назваными родителями становятся бездетные Бобыль и Бобылиха. Благодаря невероятной красоте Снегурочки, к ней сватается немало молодых людей, но девушка остается неприступной.
В это время выясняется, что у ее подруги Купавы свадьба не за горами, женихом стал богатый и красивый торговец Мизгирь. Однако планы Мизгиря меняются, как только он видит Снегурочку. Между тем, сама холодная красавица увлечена ветреным Лелем — бедным пастухом, но хотя и настоящей любовью это чувство назвать нельзя. Популярность этих рассказов не угасает и сегодня. Невероятно неординарный персонаж Шерлока Холмса поражает читателей, продуманное до мелочей повествование затягивает в сюжет и заставляет все с большим интересом погружаться в запутанные истории, которые с легкостью распутывает великий сыщик. Расскажем, как появился этот герой и вспомним его самые запоминающиеся приключения. Сможет ли Мизгирь добиться расположения недосягаемой возлюбленной?
Как Купава переживет предательство жениха? Обратит ли внимание Лель на поклонницу и сможет ли Снегурочка по-настоящему испытать любовь? Ответы на эти вопросы — в пьесе. Интересные факты: В 1873 году здание Малого театра было закрыто на ремонт, и его труппа переехала в Большой театр. Чтобы как-то задействовать в одной постановке и драматических актеров, и оперных исполнителей, и балет, было решено поставить нечто вроде спектакля-феерии. Такое задание было предложено Островскому, причем выполнить его необходимо было в очень сжатые сроки. И драматург с воодушевлением принялся за дело, взяв за основу для сюжета народную сказку.
Над музыкальным сопровождением пьесы работал молодой Чайковский. Поначалу пьеса воспринялась публикой прохладно — все ждали от Островского не сказки, а привычного реализма. Однако постепенно и она нашла своего зрителя. Цитата: «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез». Глава семьи — Самсон Силыч — богатый, но хитрый и грубый человек, сильно задолжавший кредиторам. Да и богатство-то свое он нажил отнюдь не честным трудом. Чтобы в разы уменьшить долг, он решает объявить себя банкротом, а все свое имущество фиктивно переписать на собственного приказчика Лазаря Подхалюзина.
Примечательно, что сам Лазарь не видит для себя особой выгоды в этой афере, и решает свататься к дочери Большова Олимпиаде, которая мечтает выйти замуж. Купец поддерживает эту идею. Однако не о таком супруге мечтала Липочка. Нахватавшись поверхностных знаний и воображая себя чрезвычайно образованной барышней, она хотела бы стать женой дворянина, но на самом деле главное, что привлекает девушку, — это роскошь, модные наряды, интересные поездки и прочие атрибуты красивой жизни. Узнав, что Лазарь сможет ей все это обеспечить, она с радостью дает согласие мужчине, прежде казавшемуся ей «противным». Каменская вернулась! Новое расследование легендарной сыщицы и 10 лучших книг Александры Марининой Александра Маринина представила роман «Отдаленные последствия» с Настей Каменской в главной роли.
Читайте о том, как появилась легендарная героиня. Топ-10 лучших книг Александры Марининой не про Настю Выбрать книгу Казалось бы, все шито-крыто: Липочка пристроена за надежного человека, а он, согласно договору, должен отдать часть долга купца Большова. Однако внезапно все идет не по плану, задуманному купцом… Интересный факт: Пьеса впервые вышла в журнале «Москвитянин» в 1850 году, и читатели, среди которых были писатели Иван Гончаров и Лев Толстой, высоко ее оценили. Лишь один критик — Михаил Гедеонов — дал резко отрицательную оценку, считая, что произведение оскорбляет все российское купечество. Эту точку зрения поддержал и император Николай I. Впоследствии поставить спектакль было разрешено только в 1860 году, причем пьеса была сильно урезана. Оригинальное произведение впервые было поставлено на сцене лишь в 1881 году в частном театре.
Цитата: «Против хорошего человека у всякого есть совесть; а коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть! Александр Островский «Бедность не порок». Купец Гордей Торцов решил вести дела на западный манер и перебраться из захолустного местечка, где «невежество и необразованность», в Москву, выдав дочь Любовь за богатого человека оттуда. Подходящая кандидатура уже имеется — немолодой вдовец, фабрикант Африкан Коршунов, для которого деньги имеют особую ценность. Даже первую жену — ныне уже покойную — он смог купить, в чем открыто признается.
Но наряду с этим в спектакле есть и множество тонко подмеченных деталей. Едва ли не впервые сделан акцент на том, что Паратов Станислав Бондаренко, играющий также в спектаклях «Как важно быть серьезным» и «Не все коту масленица» и др. Или, к примеру, Карандышев ходит с вогнутыми животом и грудной клеткой, как будто в нем образовалась воронка от бесчисленных унижений. А Лариса при первом появлении напоминает Снегурочку — красноречивая рифма, ведь она неизбежно растает, любовь ее буквально убьет.
В нем действительно есть что-то инфернальное, но не зловеще-могучее, а скорее липкое. Здесь никто никого по-настоящему не любит и душа вырождается в инстинкт. Получилась, в сущности, злая сатира, сила которой при всех внутренних кочках — в послевкусии. Она вызывает страстное желание во что бы то ни стало жить иначе, чем эти несчастные люди, замурованные в пустоту.
На сцене Красноярского театра оперы и балета прошла премьера забытой на 60 лет оперы «Бесприданница» Премьерные показы прошли с 25 по 27 ноября. Но далеко не всем известно про оперу, которую не показывают в театрах уже более 60 лет. Впервые зритель увидел произведение, созданное Даниилом Френкелем на слова Всеволода Рождественского, на сцене ленинградского Малого оперного театра в 1959 году. И вот в Красноярском театре оперы и балета решили поставить оперу. Премьерные показы прошли с 25 по 27 ноября. Они были практически утеряны. Нам пришлось буквально по крупицам восстанавливать либретто и музыку, — отметила директор театра Светлана Гузий. Над красноярской постановкой работала молодая команда: режиссёр Даниил Дмитриев и художник Мария Высотская подготовили классическое прочтение пьесы, в которой раскрываются актуальные и на сегодняшний день вопросы порядочности, индивидуальности и любви. Лариса всех притягивает к себе как человек искусства, в ней ярко выражено творческое начало: поёт, рисует, танцует. К тому же очень хороша собой.
Материалы и прообразы для своих произведений Островский часто брал из жизни. К примеру, он посещал кинешемские ярмарки, где, смешавшись с толпой, слушал и наблюдал за происходящим. В течение двенадцати лет Островский был почетным мировым судьей по Кинешемскому округу, и шесть лет — гласным земского собрания в Кинешме. Участие в земских делах развитие образования, медицинского обслуживания жителей уезда, строительство школ, дороги и т. Судейские впечатления, интересные сведения о крестьянском и купеческом быте, описание вечеров и собраний кинешемского купечества легли в основу большинства произведений Островского.