Праздник посвящен рождению Иисуса Христа Девой Марией. Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали.
Рождество Христово у восточных христиан
Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I , в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [4]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа.
Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк.
За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна Ин. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством.
Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию.
В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово, греческая икона XVI века Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.
Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис. Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана , который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним — вол, осел и Иосиф Обручник , вверху Вифлеемская звезда.
Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку.
Эта работа была поручена ученому римскому аббату Дионисию Дени , получившему прозвище Малый из-за своего небольшого роста, который уже ранее отличился собиранием документов по работе Никейского и других Вселенских соборов. Дионисий годы жизни его, увы, неизвестны , принялся за работу, и вскоре составил новые пасхальные таблицы. Римский император Диоклетиан 284-305 был выдающимся императором Рима и реформатором Империи, но среди прочего - известным гонителем христиан. Начало эры его имени приходилось на начало его правления 284-й год по нашему счету.
Но чем ее заменить? В Византии же находилась Константинопольская церковь, с которой у римских пап всегда были очень сложные отношения. В этой ситуации Дионисий предложил нечто совершенно новое - использовать в пасхальных таблицах счет лет от года рождения Иисуса Христа. Однако тут оказалось, что точной даты рождения Христа за более чем 500 лет существования христианства никто не высчитывал! Это может вызвать удивление, но пять веков христиане прожили, даже не зная точной даты рождения своего Бога!
В качестве дня рождения Христа Дионисий взял уже установившуюся традиционную дату — 25 декабря. Нам неизвестно в точности, как Дионисий проводил свои расчеты. Сегодня мы может лишь предположительно восстановить ход его мыслей и вычислений. Без сомнения, что Дионисий опирался в своих вычислениях на евангельские тексты - иного источника сведений о жизни Христа у него просто не было. В каком именно году Христос родился, и в каком точно году его распяли, евангелические тексты вовсе не сообщали.
От этого числа Дионисий отнял 532, а затем еще 30, и получил год 284-й до начала эры Диоклетиана в качестве первого года жизни Христа. Но что за странные числа отнимал Дионисий? Число, мягко говоря, не самое точное, но с ним, по крайней мере, все просто и ясно.
Рассмотрение их роли, предназначения и вклада в христианскую историю.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Сравнение рождественских обычаев в разных христианских конфессиях Анализ традиций и обычаев, связанных с празднованием Рождества в православии, католицизме, протестантизме и других христианских конфессиях. Выявление общих черт и различий в праздновании. Контент доступен только автору оплаченного проекта Влияние рождения Иисуса Христа на развитие христианской церкви Исследование того, как событие рождения Иисуса Христа повлияло на формирование и развитие христианской церкви. Анализ важности этого события для христианской доктрины и практики.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Сравнение рождения Иисуса Христа в Библии и апокрифических текстах Сопоставление описания рождения Иисуса Христа в канонических библейских текстах с апокрифическими текстами. Выявление различий и сходств в рассказах о данном событии. Контент доступен только автору оплаченного проекта Этические и моральные аспекты рождения Иисуса Христа Рассмотрение этических уроков и моральных принципов, которые можно извлечь из истории рождения Иисуса Христа. Анализ влияния этого события на поведение и отношения людей.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Современное понимание рождения Иисуса Христа Исследование того, как современное общество воспринимает и осмысливает событие рождения Иисуса Христа. Анализ изменений в интерпретации этого события и его значения для современных людей.
Пост готовит дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем.
Церковь понимает, насколько это важно - ожидание праздника. Подобно тому, как волхвы, восточные мудрецы, шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары. Это ожидание праздника.
А есть еще и приближение праздника. Приближение заключается в том, что накануне, 6 января,совершается Рождественский сочельник, день очень строгого поста, когда готовится сочиво - блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят до появления на небе первой звезды в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя.
Сочельник проходит в подготовке - люди готовятся к исповеди и Причастию, чтобы причаститься или на праздник Рождества Христова, или в сам сочельник, и подготавливают рождественскую трапезу. Так происходит наш настрой на встречу родившегося Христа, собирание всего человека. И при настоящей подготовке и дух, и тело участвуют в празднике.
Во-вторых, понимая, насколько важно для нас, людей, внешняя сторона событий, Церковь готовит нас к празднику и особыми рождественскими традициями. В домах ставится вечнозеленая елка - символ вечной жизни, которую даровал нам Христос. Звезда, которой мы увенчиваем наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде, зажегшейся, когда родился Иисус, звезде, которая вела волхвов к Богомладенцу, указывала им путь.
В Навечерие Рождества, в Рождественский сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Тут тоже глубокий смысл. Свеча - символ человеческой души, которая горит перед Богом.
Горит и освещает путь другим. Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в этом доме мы ждем Христа. Потому что самая главная цель праздника Рождества Христова, чтобы наши сердца стали теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос.
И смысл нашего празднования в рождении Христа в нашем сердце. И, наконец, когда мы дарим на Рождество подарки, мы уподобляемся волхвам - восточным мудрецам, принесшим Богомладенцу свои дары: золото, ладан и смирну. Эти подарки волхвов тоже были глубоко символичны: золото, как Царю, ладан, как Богу и смирну, благовонную мазь, используемую при погребении, как человеку смертному.
В чем смысл Праздника Рождество Христово? Тайна Боговоплощения недоступна уму человеческому. Но эта величайшая, Божественная тайна воплощения связана с двумя другими тайнами, близкими сердцу каждого человека: тайной рождения и тайной любви.
Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, и каждый из нас, хоть однажды, соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и событийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям. Спаситель рождается в человеческом роде, это не какой-то отвлеченный, посланный нам Бог, не имеющий родства и связи с людьми.
Бог принимает плоть человеческую. Он, рожденный от Святого Духа, принимает весь наш психофизический мир.
Православное Рождество: история и традиции праздника
"Рождество Христово" буквально означает "рождение Христа". Окончательная фиксация Рождества Христова 25 декабря произошла на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе 431 года. 1) Звезда зажглась в момент Рождения Иисуса Христа. Объяснение, почему рождение Иисуса Христа считается одним из важнейших событий в христианстве. Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорожденных. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы.
Почему мы празднуем Рождество в декабре, если Иисус родился в марте?
Тот факт, что во время рождения Иисуса пастухи проводили ночь на поле для того, чтобы охранять стада, доказывает то, что Иисус родился не в холодное время года. Дата рождения Иисуса Христа 7 января была установлена во второй половине второго века, когда церковь культурно была в основном греческой. Младенец Иисус родился совсем не во дворце, его почтили вовсе не придворные летописцы, и величие этого события ничуть не похоже на то, что принято считать великим в этом мире. А так как Иисус Христос родился в декабре, то 31 год Ему ещё не мог исполнится.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
нет доказательств, что Иисус Христос родился 25 декабря (или 7 января), почему же тогда Рождество отмечают в этот день? Объяснение, почему рождение Иисуса Христа считается одним из важнейших событий в христианстве. Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. Вопрос о настоящей дате рождения Иисуса Христа волновал людей и на заре новозаветной эпохи. Вторая сестра Иисуса, Марфа, родилась вечером в четверг, 13 сентября.
Отвечаем на вопросы о Рождестве: правда ли, что Иисус родился в этот день?
Христа связали с новым ежегодным рождением Солнца 25 Декабря. Иисус мог родиться до Рождества Христова. оригинальное еврейское имя - Йешуа - неизвестны. 25 декабря миллионы верующих из десятков стран отметили один из самых важных праздников христианства - рождение Иисуса в Вифлееме, в современной Палестине.
Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово
Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. один из главных христианских праздников, установленный, в честь рождения по плоти (воплощения) Иисуса Христа. В каком году родился Иисус Христос? Да, действительно, та дата, которая обозначена, как год рождения Иисуса Христа на сегодняшний день в известной степени условна! Младенец Иисус родился совсем не во дворце, его почтили вовсе не придворные летописцы, и величие этого события ничуть не похоже на то, что принято считать великим в этом мире.
Рождество Христово в 2024 году: какого числа и как празднуют
Контент доступен только автору оплаченного проекта Исторический контекст рождения Иисуса Христа Исследование политической, социальной и религиозной обстановки времени, когда произошло рождение Иисуса Христа. Анализ влияния римской империи, иудейских обычаев и пророчеств на событие. Контент доступен только автору оплаченного проекта Символика и значение Рождества для христиан Рассмотрение символов и традиций, связанных с Рождеством, и их значения для христианской веры. Объяснение, почему рождение Иисуса Христа считается одним из важнейших событий в христианстве. Контент доступен только автору оплаченного проекта Пророчества о рождении Иисуса Христа Анализ пророчеств из Ветхого Завета, которые предсказывали рождение Иисуса Христа. Исследование их исполнения в Новом Завете и их важности для христианской традиции. Контент доступен только автору оплаченного проекта Исследование текстов Евангелий от Луки и от Матфея Подробный анализ текстов Евангелий, где описывается рождение Иисуса Христа. Сравнительное изучение двух Евангелий для выявления особенностей и сходств в рассказе. Рассмотрение их роли, предназначения и вклада в христианскую историю.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Сравнение рождественских обычаев в разных христианских конфессиях Анализ традиций и обычаев, связанных с празднованием Рождества в православии, католицизме, протестантизме и других христианских конфессиях. Выявление общих черт и различий в праздновании.
В чем главная суть Рождества "Рождество Христово" буквально означает "рождение Христа". Согласно церковному учению, в этот день на земле в теле человеческом воплотился сам Бог — родился Сын Божий Иисус Христос. Он родился от Девы и воплотился, став и Богом, и человеком.
Христос пришел на землю, чтобы искупить людские грехи и открыть всем людям двери к раю и спасению души. История Рождества Христова Согласно церковному преданию, Дева Мария и ее супруг старец Иосиф пришли в Вифлеем для участия в переписи населения. Все гостиницы были заняты, и поэтому они были вынуждены заночевать в пещере. Там и родился младенец Христос.
Это знаменитая Крабовидная туманность, вспыхнувшая по летописям в 1054 году! Иисус родился в 1054 году, а распят в 1095 году. И как раз в 1096 году начинается Первый Крестовый поход за гроб Господень и ведь не поспоришь — реально за свежий гроб идут воевать... Нынешней же эрой от "Рождества Христова" в церкви регулярно стали пользоваться лишь с 1431 года при папе Евгении IV. Да, можно. Оказалось, что летопись, указывающая на дату вспышки крабовидной туманности 1054 г ошибается - на самом деле она не могла вспыхнуть раньше 1110-1170 года — т. Дело в том, что при взрыве звезды осколки разлетаются от центра с одинаковой скоростью, и замерив расстояние можно узнать дату вспышки строго астрономически не опираясь на летописи — и это дата НЕ соответствует летописной. Это переносит дату рождения Христа вперед на 100 лет. Есть ли здесь Солнечное затмение, которое произошло после распятия Христа?
Празднование дня рождения было для ортодоксальных иудеев признаком «язычества» и могло практиковаться только в среде отступников от веры отцов, в близких и дружественных Риму кругах. Так было и во времена тетрарха Ирода Великого, который тридцать четыре года правил Иудеей вплоть до своей смерти весной 4-го года до н. Если бы иудей тех времен захотел бы что-то сказать о дате своего рождения, то он смог сказать бы что-то вроде следующего: родился в последний день праздника Кущей, в 33-й год правления Ирода, или, скорее поскольку иудеи не любили Ирода , сказано было бы — в 15-й год Обновления Храма. Евангелие Иоанна свидетельствует, что год освящения перестроенного Иродом иудейского храма в Иерусалиме 20-й год до н. О том, как возникла «официальная» дата Рождества Христова, — ночь с 24 на 25 декабря 1-го года до н. Мы же перейдём к уточнению года рождения Иисуса. Верхняя граница определяется временем смерти Ирода Великого, а умер он ранней весной 4 г. В этом вопросе практически единодушны почти все современные исследователи. Нижняя граница возможного года Р. В Евангелии Луки о начале служения Христа сказано, что было это «в пятнадцатый же год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее…" Лк. Известно, что Тиберий Клавдий Нерон Цезарь, — таково его полное имя, — родился в 712 г. В первом случае начало служения Иисуса приходится на 27 г. Далее в Евангелии Луки сказано, что «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати. Вероятно евангелист Лука считал началом правления Тиберия 765 год, так как иначе получается, что Христос родился после смерти Ирода Великого, а это уже противоречит Евангелию Матфея, вся вторая глава которого посвящена рассказу о событиях Рождества, связанных с Иродом Великим. Кроме того, из Евангелия Иоанна следует, что первое появление Иисуса с апостолами в Иерусалиме было незадолго до пасхи иудейской в 27 г. Действительно, читаем Евангелие Иоанна о первых спорах с иудеями в храме: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Ему иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? Храм был в основном перестроен Иродом Великим и освящен первосвященниками в 20 г. Как видим, свидетельства евангелистов сходятся, если считать началом правления Тиберия 12 г. Теперь мы почти готовы установить нижнюю границу возможного года рождения Иисуса Христа, принимая слова Луки «был лет тридцати». Очевидно, более тридцати, так как иначе опять мы выходим за верхнюю границу, за 4 г. Если в 27 г. Спасителю исполнялся 31 год, то год Его рождения — 5 г. Большинство исследователей считает, что это и есть нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа. Добавим, что если обнаруженная в расчетах Дионисия Малого ошибка в четыре года единственная, то получается пятый год до новой эры как наиболее вероятный. Иногда, правда, приходится слышать, со ссылкой на то же Евангелие Иоанна, что в последний год земного служения Спасителю было около пятидесяти лет. Ссылаются при этом на следующие слова из этого Евангелия, относящиеся ко времени последнего, третьего посещения Спасителем Иерусалима: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался.
Почему мы празднуем Рождество в декабре, если Иисус родился в марте?
История праздника Согласно христианскому вероучению, Иисус родился в Вифлееме. Именно сюда пришли Дева Мария и ее супруг Иосиф. Рождение Иисуса описано двумя евангелистами — апостолами Матфеем и Лукой. Первые христиане не отмечали Рождество.
Гораздо важнее для них был праздник Воскресение Христово, который сейчас известен как Пасха. Отмечать Рождество Христово верующие стали после того, как в христианские общины вошли греки и другие эллинистические народы. Часто датой Рождества выбиралось 6 января шестой день года, так как Иисус — это новый Адам, а Адам согласно Ветхому Завету был создан в шестой день творения.
Праздник идейно совмещал и Рождество, и Крещение Богоявление , ставшие впоследствии разными праздниками. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в летописи 221 года. Согласно архиепископу Сергию Спасскому , римская церковь издревле праздновала Рождество Христово 25 декабря, а с IV века по ее примеру в этот день праздник стали отмечать и на Востоке.
Разница в датах Разные даты Рождества 25 декабря и 7 января объясняются только разными системами летоисчисления григорианский и юлианский календари. Поводом стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. Поэтому в 1582 году в Европе появился новый — григорианский — календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.
Рождение Мессии было предсказано пророком Михеем более чем за семь веков ранее. Рождение Иисуса описано двумя евангелистами — апостолами Матфеем и Лукой. Когда родился Христос, на небе загорелась звезда. Она указала путь пастухам, которые первые пришли и поклонились младенцу, а также волхвам — мудрецам, которые поднесли Христу драгоценные дары. Почему наша эра от Рождества Христова Выражение "наша эра" и летоисчисление от Рождества Христова возникли около 1,5 тысяч лет назад, рассказывает "Вокруг Света". В раннем Средневековье в Европе считали годы от начала правления римского императора Диоклетиана.
Когда католический монах Дионисий Малый составил таблицу для расчета даты Пасхи, вместе и ней он вычислил и предполагаемый год рождения Иисуса Христа.
Объяснение, почему рождение Иисуса Христа считается одним из важнейших событий в христианстве. Контент доступен только автору оплаченного проекта Пророчества о рождении Иисуса Христа Анализ пророчеств из Ветхого Завета, которые предсказывали рождение Иисуса Христа. Исследование их исполнения в Новом Завете и их важности для христианской традиции. Контент доступен только автору оплаченного проекта Исследование текстов Евангелий от Луки и от Матфея Подробный анализ текстов Евангелий, где описывается рождение Иисуса Христа. Сравнительное изучение двух Евангелий для выявления особенностей и сходств в рассказе. Рассмотрение их роли, предназначения и вклада в христианскую историю. Контент доступен только автору оплаченного проекта Сравнение рождественских обычаев в разных христианских конфессиях Анализ традиций и обычаев, связанных с празднованием Рождества в православии, католицизме, протестантизме и других христианских конфессиях. Выявление общих черт и различий в праздновании. Контент доступен только автору оплаченного проекта Влияние рождения Иисуса Христа на развитие христианской церкви Исследование того, как событие рождения Иисуса Христа повлияло на формирование и развитие христианской церкви.
Анализ важности этого события для христианской доктрины и практики. Контент доступен только автору оплаченного проекта Сравнение рождения Иисуса Христа в Библии и апокрифических текстах Сопоставление описания рождения Иисуса Христа в канонических библейских текстах с апокрифическими текстами.
Ни один другой древний документ не делал это. Доказательство от ранней церкви в том, что дата Рождества была выбрана не потому, что это было фактическая дата рождения Иисуса, но потому что она совпадала с Сатурналиями, языческим праздником, являющимся соперником христианского праздника Рождества. Я не исключаю, что Иисус родился 25 декабря. Это было возможным, но данные из ранней церкви не поддерживают эту дату. Данные, используемые выше «сентябрь» и оценка 6-го месяца беременности Елизаветы , очень приблизительны. Идея о параллелях с Ханукой и освящением храма интересна. Мне на самом деле нравится эта идея не то, что 25 декабря является фактической датой, но выбор даты, в частности, из-за близости к Хануке , но, учитывая отсутствие подтверждающих документов, я остаюсь немного скептическим по отношению к этой идее. Возможность того, что 25 декабря было выбрано из-за соответствия сроков Сатурналий и частично освящения храма, интересна и даже убедительна, но идея того, что это фактическая дата рождения Иисуса, опять же, для меня неубедительна.
Этот «богослов» не упомянула в своей статье, что Восточная Церковь празднует Рождество 7 января. Почему бы не выбрать эту дату, а не 25 декабря?
Богатырев А.
- Когда родился Иисус Христос? – Новости – Новосибирская митрополия
- История и значение праздника
- Богатырев А.
- Рождество Христово в 2024 году: дата, история, основные традиции и символы праздника
- Когда родился Иисус Христос?