Пергаментная бумага в древности. Мероприятие проходило в форме урока библиотечно – библиографической грамотности. Библиотекарь рассказала ребятам о том, что было, когда люди не умели писать, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста.
Береста бумага
До появления бумаги в Древней Руси в качестве основных материалов для письма использовались пергамент, береста, а также деревянные дощечки (церы), покрытые воском. Известны санскритская рукопись на бересте из Байрам-Али, ряд буддистских текстов на бересте и др.[78]. Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях. На пергаменте, бересте и бумаге. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Библиотека Троицкой обители XIV века. Пергаментную бумагу как упаковочную бумагу, благодаря таким свойствам, как способность не пропускать влагу и жиры. Пергамент изготавливали из кожи животных, т. е. папирус и пергамент продукт дорогой и недолговечный. Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется.
Бумага. Письменные носители до появления бумаги
Этот материал был широко использован в Древнем Египте и других античных цивилизациях для создания свитков и книг. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски, которые затем перекладывали друг на друга и подвергались прессованию. После этого полученный лист папируса использовался для написания текста. Папирус обладает хорошей прочностью и гибкостью, что позволяло создавать большие свитки с накопленным текстом. Однако папирус хрупкий и неустойчивый к внешним воздействиям, поэтому со временем многие папирусные рукописи были уничтожены.
Пергамент — это материал, получаемый из обработанной кожи животных, обычно овечьей или телячьей. Пергамент был популярен в средние века и раннее новое время. Чтобы получить пергамент, кожа снималась с животного и тщательно очищалась от шерсти и жира. Затем она обрабатывалась раствором известкового молока, чтобы стать гибкой и гладкой.
После этого кожа сушилась и натягивалась на раму. Пергамент отличался от папируса своей прочностью и долговечностью, а также возможностью повторного использования путем смывания старого текста и написания нового. Пергамент, однако, был более дорогим и сложным для производства по сравнению с папирусом, поэтому его использовали преимущественно для создания рукописных копий дорогих и важных текстов. Береста — это материал, получаемый из коры березы, древесного растения.
Береста была широко используема в Русском княжестве и других славянских странах до появления бумаги. Для получения бересты кора березы снималась с дерева и прессовалась под прессом.
Янина , выявлена политическая роль некоторых деятелей, недостаточно освещённая в летописи таков известный нам благодаря работам А. Челобитные крестьян, купчие и завещания XIV—XV веков свидетельствуют о закреплении крепостного права , о развитии судебной бюрократии и делопроизводства эта область в домонгольский период ещё практически не отграничена от частной переписки. Мы узнаём о военных конфликтах и внешней политике Новгорода, о сборе дани с покорённых земель — узнаём в массе бытовых подробностей, которых не бывает в официальных документах. История повседневности[ править править код ] Уникален этот источник для изучения повседневной жизни Древней Руси — тематики, столь популярной в медиевистике XX века. Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности в Древней Руси, о том, что горожане обучались азбуке с детства и сами писали свои письма, что грамотны были и женщины; вместе с тем в ряде ситуаций особенно в переписке высокопоставленных чиновников уместна была и фигура писца, записывавшего под диктовку и служившего затем в роли посыльного. Семейная переписка новгородцев свидетельствует о высоком положении женщины, посылавшей мужу наказы «приказы» , вступавшей самостоятельно в денежные отношения и т. Новгородские берестяные грамоты показывают, что женщина могла заключать договоры, выступать поручителем, выступать в судах по финансовым вопросам, заниматься каким-либо прибыльным делом, например ремеслом или ростовщической деятельностью [54].
Гаврила Постня приглашает своего зятя Григория и сестру Улиту в гости в Новгород. Есть в берестяных грамотах сведения о рационе древних новгородцев, их одежде, их ремёслах, а также о сфере человеческих взаимоотношений, родственной и дружеской заботе, гостеприимстве, конфликтах. А в среду две свиньи и колбасу» первое упоминание о колбасе в славянском источнике [7]. Что за зло ты против меня имеешь, что ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! А тебе, я вижу, это не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришёл. Может быть, я тебя по своему неразумию задела, но если ты начнёшь надо мною насмехаться, то суди тебя Бог и я недостойная» [7]. Имеются берестяные грамоты с записями заговоров и других фольклорных текстов, которые позволяют судить о древности памятников фольклора [57].
Диалектизмы[ править править код ] Большинство берестяных документов с территории Новгородской республики из Новгорода, Старой Руссы и Торжка написано на древненовгородском диалекте , отличающемся от известного по традиционным памятникам древнерусского языка на различных уровнях: в фонетике , морфологии , отчасти также лексике. В широком смысле к древненовгородскому диалекту можно относить также и диалект древнего Пскова имеющий ряд собственных фонетических особенностей. Отдельные диалектные новгородские и псковские явления были известны историкам русского языка и раньше, но лишь по эпизодическим вкраплениям в рукописях, на фоне общей установки писца на более престижный язык церковнославянский, наддиалектный древнерусский. В берестяных же грамотах эти явления представлены либо совершенно последовательно, либо реже с незначительным влиянием книжной нормы. Прочие грамоты из Смоленска, Звенигорода Галицкого, Твери, Витебска, Москвы, Вологды также несут информацию о древнем говоре данных регионов, однако из-за небольшого количества материала лингвистическая ценность их пока меньше, чем у новгородских грамот. Орфография и история алфавита[ править править код ] Азбука, датируемая 1025 — 1050 гг. До открытия берестяных грамот подобная орфография была известна лишь по некоторым пергаментным грамотам и надписям, а также по отдельным ошибкам в книжных текстах. Берестяные грамоты являются важным источником при изучении происхождения и развития русского кириллического алфавита. Абецедарии из берестяных грамот отражают различные этапы формирования состава кириллицы, причём они не прямо соответствуют репертуару букв, фактически использовавшихся в текстах той же эпохи [60].
Грамотность писцов[ править править код ] В силу специфики орфографии и диалектных особенностей берестяных грамот в 1950 — 1970-х годах , несмотря на то, что уже в этот период был накоплен значительный фонд ценных наблюдений за лексикой, грамматикой, орфографией, палеографией берестяных грамот Н. Мещерский , Р. Якобсон , В.
Затем стебень разрезали на тонкие полоски и укладывали друг на друга, слегка поворачивая полоски на 90 градусов. Получившуюся плоскую поверхность прессовали, чтобы удалить избыточную влагу. После прессования папирус отдавал естественной сушке на солнце. Из папируса создавали рулоны, которые использовали для записи текстов. Нанесение чернил или краски производилось вручную с помощью кисти или перьевида. Чтобы сохранить записи на папирусе, его перекрыли верхним слоем чернил, что позволяло защитить поверхность от пыли и износа. Папирус был не только основным материалом для записи текстов, но и имел огромное значение в культуре древних греков.
Именно на папирусе были сохранены множество текстов античных философов, поэтов и ученых, благодаря которым мы можем воссоздать историю развития этой великой древнегреческой цивилизации. Пергамент: писчая кожа в средние века Пергамент — это один из наиболее популярных исторических материалов, использовавшихся для письма и хранения информации в средние века. Он получается из обработанной кожи животных, таких как телята, овцы или козы. Использование пергамента было особенно распространено в Европе в средние века, когда его применение стало обычным в монастырях и учебных заведениях. Пергамент был считаем роскошным и дорогим материалом, поэтому его использовали для создания книг, рукописей, договоров и других важных документов. Процесс изготовления пергамента довольно трудоемкий. Сначала кожа животного подвергается растворению в воде или растворе щелочи, затем ее очищают от волос и жира. После этого кожа оставляется высыхать и становится готовой к использованию. Пергамент отличается высокой прочностью и стойкостью к воздействию времени. Его можно легко свернуть или сложить, не боясь повредить материал.
Он также очень прочен и трудно подвержен разрушению, что делает его идеальным материалом для хранения важных документов. В средние века для создания пергамента использовались различные виды кожи животных. Например, тонкий и прозрачный пергамент делали из кожи теленка, а более плотный и прочный — из кожи овцы или козы. Пергамент был не только популярным историческим материалом, но и важным религиозным символом. Многие библейские тексты и молитвы были написаны на пергаменте, что подчеркивало их особую священность.
На территории старинной бумажной фабрики Гончаровых в капитально отремонтированном историческом здании площадью 1250 м2 разместились музейные залы, посвященные истории бумаги, развитию и современному состоянию бумажной промышленности и роли бумаги в жизни человека. Гуляя по музейным залам, можно узнать о бумаге почти всё. Пергамент, глиняные таблички, береста, пальмовые листья — с этих древних аналогов бумаги начинается экспозиция «Бузеона». В самом древнем помещении музея воссоздали большую водяную мельницу, размалывающую тряпичную массу: посетители видят, как появляется сырье для изготовления бумаги ручным способом.
Также среди экспонатов музея — образцы бумаги и парусины, выпускавшиеся в разные годы на Полотняном заводе. Производство бумаги, тетрадей и всё, что с этим связано, — это наша религия. Мы стремимся сохранить историю отрасли и рассказываем о ней посетителям», — говорит Артем Дулькин. Особое внимание создатели музея уделили развитию знаменитого Полотняного завода и быту рабочих, которые в прошлом трудились на бумажных фабриках. Часть экспозиции посвящена советскому времени, в том в числе тому, как бумага способствовала победе в Великой Отечественной войне. Кроме того, в музее есть интересный раздел «Советская школа»: старые парты, классная доска, канцтовары, учебники и тетради прошлых лет.
Береста отменяется: как в России ищут замену белой офисной бумаге
Письменность на бересте. Береста текстура. Ламинат береста. Береста дерево. Кусочек бересты. Бумага из коры. Бумага текстура береста. Бумага береста для принтера. Бумага текстурная береста.
Берестяной свиток. Пергамен береста бумага. Фон для презентации береста. Старый свиток. Рамка береста. Береста листовая. Березовая бумага. Пергамент береста бумага.
Папирус пергамент береста. Пергамент берёста бумага общее название. Общее название к словам пергамент береста бумага. Фон Березовая береста. Хлебница из бересты. Берестяная хлебница. Хлебница из бересты большая. Берестяные дощечки.
Берестяные дощечки на Руси. Береста дощечки. Бумага Папирусная. Старая бумага. Старая Папирусная бумага. Письменность на берестяной коре. Писание на бересте в древней Руси. Письмо на бересте.
Береста для детей.
Ребятам рассказали, о том, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги глина, папирус, береста, пергамент, бумага. Им поведали, что первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Федоров, а самым первым человеком, придумавшим станок для печатания, был немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг. Побеседовав о значении книг в жизни человека, разобравшись, в чем их отличие от газет и журналов, дети узнали, какой путь проделывает книга, прежде чем попасть на полки в магазины.
Свиток папируса На тысячи лет папирус занял одно из ведущих мест в культуре древних цивилизаций. Свитки кремового оттенка достигали 18 метров в длину. Для письма использовали кисти из стеблей растений рода ситник Juncus или тростник Phragmites , позже перо с раздвоенным концом — калям, черную и красную краски.
Папирус пытались развести в Древнем Риме, но изделия тамошних умельцев годились лишь на обертку. Как сувенир для туристов его и сейчас изготавливают в средиземноморских Сиракузах и на родине знаменитого материала — в Египте. Тайну этого растения раскрыл знаток истории Египта Хасан Рагаб, создавший в Каире плантации на основе привезенных из соседнего Судана корней. Так папирус перестал быть музейной редкостью. На нем переиздают раритетные книги, делают чертежи, выполняют сувенирные эстампы. Греческие и латинские тексты на свитках из папируса изучает историко-филологическая наука — папирология. В 1987 году в Сиракузах создали для туристов Музей папируса.
В 1990-х годах он превратился в научное учреждение, где совместно с Каирским музеем исследуют образцы античной письменности. Подаренный долиной Нила материал для письма служил древним египтянам более четырех тысяч лет. Последний старинный документ на папирусе — послание Папы Римского — датирован началом XI века. Не случайно на нее в некоторых европейских языках перешло имя папируса. Это, например, английское paper, немецкое papier, французское papier. Нет худа без добра Легенда гласит, что во II веке до нашей эры поссорились сирийский царь Евмен и правитель Египта Птолемей. Первый решил устроить в своей столице — городе Пергаме на полуострове Малая Азия шикарную библиотеку.
Чтобы закупить для нее папирус, Евмен отправил слуг на поклон к египетскому монарху. Тот заподозрил, что культурное учреждение в другой стране затмит размерами и популярностью знаменитое на всю Ойкумену собрание свитков в Александрии, и запретил экспорт дорогого папируса. Ремесленники Пергама принялись искать замену традиционному материалу. Left Расколачивание шкуры Обезжиривание, размачивание и дубление Нужда оказалась мощным двигателем прогресса. Решение нашлось. Пергамцы принялись обрабатывать шкуры скота и добились получения прочного, пластичного и долговечного материала для письма. В его названии — пергамент греч.
Справедливости ради скажем, что грубую воловью кожу для письма люди использовали и раньше. Римляне называли новый, превзошедший папирус, материал бело-желтого естественного цвета мембраной. Его отличали высокая прочность, эластичность, способность не ломаться на сгибах, влаго- и термоустойчивость, удобство хранения. Писали на нем с двух сторон и многократно — за счет того, что прежние слои красителя счищали, чтобы нанести другие. От предыдущих надписей не удавалось избавиться полностью. Только в 1761 году появились реактивы, благодаря которым удалось прочесть старый текст перевода Библии на готский язык. С конца XVII века было обнаружено множество «двойных» рукописей.
Их именовали палимпсестами. Кормчая книга с текстом «Русской Правды» Чуть ли не единственным изъяном изобретения оказалась его дороговизна. Для изготовления одной книги требовалось стадо телят или ягнят.
Рядом с крупнейшим центром туризма Чианг Май на севере Таиланда есть музей под открытым небом. Компания Poopoopaper, что можно перевести как «бумага из навоза», демонстрирует там естественный процесс изготовления необычного материала для письма. Слон — поставщик сырья для производства бумаги В пище животных много растительных волокон. Это и учли авторы изобретения. После сушки на солнце слоновьи лепешки не пачкаются и не пахнут. За несколько часов варки от субстанции отделяют неволокнистые вещества — листья, грязь, камни. Стоградусная температура убивает бактерии.
Вода идет на полив и удобрение садов. Кашицу без химии окрашивают экологически безопасными красителями. Шарики из однородных комочков хранят или транспортируют. По потребности их равномерно распределяют на сетке для сушки. Все, бумага готова к использованию. Процесс может быть не только ручным, но и машинным. На промышленной линии бумага становится более гладкой. Left Писцы древности Иероглифы с камня на папируc В глубокой древности мастера бумажных дел разделяли и мелко перетирали волокна крапивы. Путем встряхивания в специальных формах волокна тесно переплетались. Готовый лист выкладывали на гладкую поверхность и прижимали тяжелой каменной плитой.
После сушки из крапивных заготовок получалась бумага. Для ее изготовления не требовалось много усилий и ценного сырья. Традиции такого производства не ушли в прошлое. Жесткую, фактурную, похожую на картон бумагу из крапивы, папоротника, шелковицы, льна, ревеня, проваренного в щелочи тополиного пуха, коры кустарников, сухих банановых «хвостиков» и сегодня вручную отливают в художественно-прикладных целях народные умельцы. Инструментами им по-прежнему служат деревянная рамка, вилка и молоток-киянка, валик, струбцина или пресс, а также обычные таз или кастрюля. Отличие от старинных методов состоит лишь в том, что натянутые на рамки сетки изготовлены из полимеров. Тростниковое чудо Способы изготовления двух самых известных предшественников бумаги тоже подсказала человеку природа. Первым из них огромную роль в развитии культуры, науки и просвещении сыграл папирус др. Болотистая долина Нила изобиловала многолетним водным растением семейства осоковых высотой до пяти метров. Из него делали одежду, обувь, канаты, циновки, мебель, лодки, его даже употребляли в пищу.
Древнегреческий философ Теофраст в своей «Естественной истории» записал рецепт, как готовить из тростника писчий материал. Папирус оказался великолепным способом хранения записей. Он легок, удобен в транспортировке. На нем записывали объемные тексты — астрономические познания, трактаты по медицине и математике. Среди сохранившихся свитков есть архивные и исторические документы, гимны, проза. Таким способом сохранилась история, которую Джузеппе Верди положил в основу оперы «Аида». Собрания свитков греки назвали библиос др.
Берестяные грамоты — 2023: бояре, капуста, Мир, Жир и Пир
Технология изготовления бумагоподобных материалов таких как папирус, береста, пергамент и других были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги». Технология изготовления бумагоподобных материалов таких как папирус, береста, пергамент и других были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги». Так, преподобный Иосиф Волоколамский говорит, что преподобный Сергий, за неимением пергамента и бумаги, писал книги «на берестех»: «слышахом о блаженном Сергие яко толику нищету и нестяжание имеяху яко в обители блаженнаго Сергия и самыя книги не на хартиях. Береста и пергамент как замена бумаге. Пергамен (пергамент) — писчий материал, который изготовлялся из кожи телят. Технология изготовления бумагоподобных материалов таких как папирус, береста, пергамент и других были известны человечеству задолго до появления первого описания производства «классической бумаги».
История развития первых носителей информации
Местом открытия берестяных грамот стал Великий Новгород. Сохранению этих древних находок способствовали благоприятные природные условия и особенности местной почвы. В 1930-е годы в Великом Новгороде велись археологические раскопки, экспедицию возглавлял А. Тогда были найдены первые обрезные листы березовой коры и инструменты для письма. Более серьезных открытий в тот период сделать не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Работы продолжились в конце 40-х годов XX века. В ней содержался перечень феодальных повинностей в пользу трех жителей города. Эта грамота подтвердила гипотезу историков о возможности подобных находок.
Так как он был «обнаружен» в 1665 году монахом Джуниусом в Верденском аббатстве под Кельном, можно предположить, что его изготовление началось не ранее 1650 года. Понятны и мотивы изготовления такого уникального «артефакта»: без него династия Габсбургов должна была бы признать, что, по крайней мере, в V-Х веках их предки являлись готами-язычниками, а отнюдь не императорами, якобы ведущими свой род от Юлия Цезаря через Константина Великого. Все существующие средневековые рукописи на пурпуровом пергаменте следует датировать, по технологическому основанию, временем после 1650 года. Подделками приходится считать и многие рукописи, написанные кислотными железо-галловыми чернилами. Уже упомянутый Иоганн Глаубер 1604-1668 гг. Кислота должна всегда сохраняться в толстостенных стеклянных сосудах с притертыми стеклянными пробками. Таким образом, производство серной кислот связано напрямую с появлением стеклянной посуды. И именно Глаубер первым применил стеклянную посуду в химических экспериментах. Возможно, поэтому до него кислоты получены не были. Для письма на пергаменте использовались железо-галловые чернила, основным ингредиентом которых является «дубовое яблоко» - шаровидный болезненный нарост на дереве, вырастающий в основном на листьях и тонких побегах дуба. Такой нарост появляется, когда орехотворка откладывает в растущую почку яйцо, вокруг которого затем формируется мягкий бледно-зеленый шар. Эти «орешки» дробились и пропитывались дождевой водой на солнце или у огня. Иногда вместо дождевой воды использовали белое вино или уксус. Такова первая составляющая железо-галловых чернил. Вторым важным ингредиентом является сульфат железа, известный также как купорос, железный купорос или «соль смерти». Его вырабатывали или находили в естественном виде в Испании, где он образовывался как продукт испарения влаги с железистых почв. К концу ХVI века купорос, вероятно, производился посредством помещения старых железных гвоздей в серную кислоту. Купорос смешивали с размоченными чернильными орешками. Получающаяся в результате жидкость из бледно-коричневой медленно становилась черной. Добавляли еще размолотый гуммиарабик, не столько для клейкости, сколько для вязкости чернил: гусиным перьям, в отличие от самописок, требуются тягучие чернила гуммиарабик - это высушенный сок акации, поставлявшийся в Европу из Египта и Малой Азии. Следовательно, все рукописи, изготовленные с «кислотными» чернилами, объективно датируются после 1625 года. НЕМАЛО мифов о древних документах, на которые ссылаются историки, разоблачает также подлинная история происхождения бумаги. Писчий материал, на котором европейцы учились писать и писали - европейская тряпичная бумага, появилась только в ХIV веке. Бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, — в ХVI веке, после того как флорентиец Донато Браманте изобрел вертикальный пресс в 1508 году. Традиционная история утверждает, что бумага появилась в древнем Китае. Сырьем для нее в Китае служили якобы шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную таким способом кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица вылеживалась, сохла и превращалась в лепешку наподобие войлока. Во II веке до н. Получилась китайская бумага, о которой в 105 году до н. А краска, которой писали на бумаге, являлась тушью из сажи с примесью рыбьего клея и мускуса. В 1907 году в Дунхуане нашли якобы сделанную из бумаги иллюстрированную буддийскую «Алмазную сутру», которая была напечатана, как утверждают китайцы, с деревянных матриц в 868 году. Эта книга состоит из семи страниц, склеенных между собой в свиток длиной почти 5 метров. Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван Чи и напечатал «ради поминовения усопших родителей своих». В 1957 году пришло сообщение, что в северной провинции Китая Шэньси в пещере Баоцяо обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры. В 1966 году на юго-востоке Кореи в буддийском храме был обнаружен текст на бумаге, относящийся к первой половине VIII века. Такие вот сведения можно встретить в исторической литературе. Но они противоречат данным естествознания. Ведь о бумаге химическое материаловедение утверждает, что за 800—1. Была ли бумага в Китае во II веке или нет, однозначно утверждать нельзя. Ведь этой бумаги в природе сегодня быть не может при любых условиях хранения. Это вытекает из законов термодинамики, одной из фундаментальных естественных наук. В 1772-1784 годах в Китае маньчжурские императоры осуществили в силу каких-то причин фальсификацию исторических текстов. B результате китайская бумага «появилась» во II веке до н. Не было и древней арабской бумаги из хлопка. Так, знаменитого арабского историка и философа Ибн Хальдуна, который будто бы жил в 1332-1406 годах, напечатали только в 1868 году. В Британской энциклопедии 1771 года указывается, что европейская или льняная тряпичная бумага появилась в ХIV веке. Британская энциклопедия 1911 года уточнила, что в делопроизводстве бумага начала использоваться со второй половины ХIV века. На Руси слово бумага писчий материал обнаруживается в XV веке. Оно обнаруживается вместе со словами «лист» и «десть» в записи Пролога 1481 года. Льняная бумага в Европе появилась из отходов производства льняной материи. По времени появление бумаги совпадает с ростом купеческой активности в Европе в ХIV веке. Можно сказать, что именно потребность в делопроизводстве и подтолкнула к созданию бумаги. Потребность определило предложение. Первую бумагу из льняных тряпок начали изготовлять в Италии, Франции и Германии. В Англии - в 1495 году, в Шотландии - в 1591-м, в Бельгии и Голландии - только в 1686-м. В Московии попытки изготовления бумаги были в 1576-м и 1655 годах. Первая бумага была неровная и рыхлая. На такой бумаге можно было писать. Но она очень быстро разрушалась. Тряпичная бумага была наименее биостойка, и плесень быстро уничтожала бумажные волокна. Донато Браманте 1444-1514 гг. Это изобретение стало возможным благодаря токарному станоку с кривошипом появился в 1480 году. Станок имел ножной педальный механизм, ременной привод через колесо с кривошипом и передвижной суппорт, позволяющий токарю работать двумя руками. В середине ХVI века Жак Бессон в «Театре инструментов» впервые описал винторезный станок для нарезки цилиндрических и конических винтов с суппортом и токарный станок для обточки некруглых предметов из древесины с помощью шаблона. Винторезный станок Жака Бессона позволил сделать металлические винт и гайку, а затем усовершенствованный вертикальный пресс. В 1555 году вертикальный пресс для чеканки монет установили на парижском монетном дворе. Первые винтовые прессы, использовавшиеся в Англии, были импортированы в 1561 году Элоем Местрeллем из Франции. Только с появлением винтового пресса во второй половине ХVI века бумага, отжатая на нем, начала поступать в свободную продажу, и ее можно было долго хранить. В Москве впервые появились книжные ряды, торговавшие книгами и писчей бумагой, в 1580 году. Опираясь на историю появления бумаги, можно утверждать, что бумажные рукописи, которые датируются до ХVI века, являются подделками под старину. Такой подделкой являются «старейшая» русская книга, написанная на бумаге, - «Поучения Ефрема Сирина» датируется 1381 г. И в заключение еще одно замечание. Гутенберг мог печатать свои книги только на пергаменте, который появился в середине ХV века. Но Гутенберг не мог печатать свои книги на бумаге, потому что бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, появилась в ХVI веке. Таким образом, история технологического развития человечества показывает, что наиболее древняя дошедшая до нас письменная информация на материальных носителях пергаменте, а затем бумаге датируется ХV веком, а в исключительных случаях - концом ХIV века. Письменные документы, которые пытаются датировать более ранним сроком, - не что иное, как подделки, изготовление которых зачастую мотивировалось политическими и идеологическими интересами. П ергамент — материал для письма, изготовленный из выделанной кожи животных, как правило, телячьей, овечьей или козьей шкуры. При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета. Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго 197-159 до н. По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в.
Оптовики жаловались на то, что производители не выполняют заявки, а производители - на то, что из-за санкций и нарушения логистики невозможно закупить реактивы для отбеливания бумажной массы. Но проблема решена, по словам замминистра промышленности торговли Виктора Евтухова, уже в ближайшее время склады поставщиков заполнятся бумагой в привычном дизайне от ключевых производителей. Дефицит будет исчерпан, пояснил чиновник в интервью «России-24», а цены вернутся на уровень начала 2022 года, когда не было санкционных нюансов в производственной цепочке огромного числа предприятий России: «Сейчас ситуация нормализуется.
История бересты Что такое папирус, пергамент и береста? Папирус — это материал, получаемый из стеблей растения папируса. Этот материал был широко использован в Древнем Египте и других античных цивилизациях для создания свитков и книг. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски, которые затем перекладывали друг на друга и подвергались прессованию. После этого полученный лист папируса использовался для написания текста. Папирус обладает хорошей прочностью и гибкостью, что позволяло создавать большие свитки с накопленным текстом. Однако папирус хрупкий и неустойчивый к внешним воздействиям, поэтому со временем многие папирусные рукописи были уничтожены. Пергамент — это материал, получаемый из обработанной кожи животных, обычно овечьей или телячьей. Пергамент был популярен в средние века и раннее новое время. Чтобы получить пергамент, кожа снималась с животного и тщательно очищалась от шерсти и жира. Затем она обрабатывалась раствором известкового молока, чтобы стать гибкой и гладкой. После этого кожа сушилась и натягивалась на раму. Пергамент отличался от папируса своей прочностью и долговечностью, а также возможностью повторного использования путем смывания старого текста и написания нового. Пергамент, однако, был более дорогим и сложным для производства по сравнению с папирусом, поэтому его использовали преимущественно для создания рукописных копий дорогих и важных текстов. Береста — это материал, получаемый из коры березы, древесного растения.
История развития первых носителей информации
Стебель разрезали на полосы. Уложенные рядом друг с другом, эти полосы смачивались водой и клеем. На них накладывался новый слой только обязательно поперек первого. Получалось нечто вроде тончайшей фанеры. И так до тех пор, пока лист не приобретал нужной толщины. Затем сушка, и готовые листы папируса, как это было принято в то время, склеивали в свиток. Нильский тростник стал сырьем для изготовления папируса — знаменитой бумаги древности. В этой нехитрой технологии египетские мастера достигли удивительных результатов. Среди дошедших до нас древних рукописей есть такие, которым более пяти с половиной тысяч лет.
Свитки папируса надолго пережили своих безвестных искусников-мастеров. Производство папируса — важная статья государственного дохода. Египтяне не имели в этом деле себе равных. И золото текло в казну фараонов из многих стран. Попытки римлян наладить изготовление папируса на острове Сицилия не увенчались успехом. Их продукция могла тягаться лишь с самыми грубыми египетскими сортами, в какие купцы фараона завертывали свои товары. В технологии, казавшейся бесхитростной, были, оказывается, достаточно тонкие секреты. Появление пергамента Разумеется, владыки Египта не упускали случая воспользоваться редким мастерством своих подданных.
До фараона Птоломея дошло однажды, что сирийский царь Евмен II сделал огромный по тем временам заказ на папирус. Евмен пожелал устроить в своей столице Пергаме библиотеку, не уступающую знаменитейшей библиотеке Египта — Александрийской. Птоломею эта идея пришлась не по вкусу, и он запретил торговую сделку.
Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.
Наиболее часто встречающиеся связующие для книжной живописи — камедь и яичный белок. Иногда также применялся желток. При работе с листовым золотом рекомендуется использовать пергаменный и рыбий клеи, а также комбинацию пергаменного клея с камедью. Чернильницы чаще всего изготовлялись из различных металлов: обычно из бронзы, реже — из меди или серебра. Известны средневековые чернильницы из камня, керамики, стекла, дерева, кости, рога — последний и сам по себе мог выполнять роль чернильницы. Чернильницу часто носили на поясе. Данному обычаю многие сотни лет, упоминание о нем встречается в Библии Иез. Для разлиновки пергаменных листов применяли круглую свинцовую пластинку, а позднее — грифель. Строки размечали циркулем. Несколько позже византийцы стали использовать для этой цели пункторий лат. Точки от пунктория соединялись линейкой-канон греч. Бумагу линовали по преимуществу ти е ра е ксой она же «карамса». Впрочем, первое упоминание о ней в России относится лишь к XVI в. Тиракса, как правило, представляла собой хорошо выструганную доску 3—5 мм толщиной, в которой на расстоянии 1—3-х см от ребер шилом проделывались небольшие парные отверстия; в отверстия продевалась толстая нить и для большей неподвижности приклеивалась к доске; затем готовую тираксу обычно покрывали тонким слоем воска. Достаточно было положить лист на тираксу, несколько раз провести по нему рукой, и на бумаге отпечатывалось необходимое количество строк. Другая разновидность тираксы имела вид обычной доски с нанесенными на нее на одинаковом расстоянии друг от друга параллельными надрезами: лист точно также прикладывался к рельефной поверхности, слегка продавливался, и на нем отпечатывались линии. Первое упоминание о ноже-«бритве книгочия» греч. Что касается пюпитра, то его делали из дерева с добавлением незначительного количества металлических деталей. В самых общих чертах он представлял собой стойку, на которую крепилась конструкция, состоявшая из двух соединенных между собой плоскостей — данные плоскости можно было сводить под разными углами. Симптоматично, что стойка пюпитра нередко изготовлялась в виде вертикально вытянутой рыбы — распространенного с древнейших времен христианского символа. Переплет По завершении работы над рукописью она сшивалась конопляными либо льняными нитями и «одевалась» в переплет. Переплет — лицо книги, ее защита и украшение. Элементы переплета: крышки передняя и задняя ; корешок — закрывает место сшива листов; форзацы — листы, соединяющие книжный блок с переплетными крышками. Переплетенная книга, как правило, имеет каптал — хлопчатобумажную или шелковую тесьму с утолщенной кромкой, прикрепляемую к корешку книжного блока с целью более прочного скрепления листов книги и ее украшения. Однако позднее ранние кодексы были перешиты на ремни, а еще позднее — на шнуры на западноевропейский манер. Корешок длительное время оставался плоским. Защитные пергаменные листы в начало и в конец древнерусской рукописи подшивались довольно редко. С XVI столетия на внутренние стороны крышек стали наклеивать бумажные форзацы. В случае если рукопись имела особо роскошную миниатюру или иное украшение, при переплете манускрипта, чтобы предохранить рисунок, вклеивался сдвоенный лист бумаги с «окном», прорезанным по величине иллюстрации. Это окно затягивалось тонкой шелковой тафтой, чаще зеленоватого или розового оттенков. Ткань помещалась между двумя склеенными листами, а края, как правило, орнаментировались. Крышки переплетов славянорусских рукописных и старопечатных книг до конца третьей четверти XVII столетия изготовлялись исключительно из дерева — липы, дуба в основном средняя полоса или сосны как правило, на севере , иногда использовался кипарис чаще юг и средняя полоса. Для крышек большого формата в них вделывали шпонки. Позже получили распространение картонные переплеты для небольших по объему рукописей. Крышки и корешок сшитой книги оборачивали в кожу чаще в телячью или бычью или в ткань в бархат, парчу, шелк, атлас или в простой холст. Кожа, как правило, употреблялась дубленая, но порой использовали и толстый пергамен. С начала XV в. Накатка — роликовый штамп. Среди композиций, украшающих среднюю часть позднесредневекового кожаного переплета, — Распятие с предстоящими; Адам и Ева; Самсон со львом; лев и единорог как по отдельности, так и в паре ; пеликан с птенцами; орел со змеей над Константинополем; двуглавый орел; дерево перидексий; ваза с цветами и пр. Практиковалось и тиснение золотом. С конца XVI в. Теснились не только переплеты, но и некоторые обрезы. Обрезы книг также окрашивали — как правило, в красный или золотой цвет. Начиная с XV столетия, с усвоением техники готического переплета, русские переплетчики стали использовать металлические замки до того в качестве застежек применялось «византийское» кольцо на ремне. Переплеты подносных и вкладных книг нередко покрывались поверх ткани окладом из золота или серебра с драгоценными камнями и жемчугом. Иногда подобные переплеты украшались миниатюрами. Таковы главные «смысловые перспективы» письменных атрибутов в новозаветной книгописной традиции, в основе которых лежит не что иное, как символика евхаристической Жертвы. Литература 1. Арутюнян А. Краски и чернила по древнеармянским рукописям. Ереван, 1941. Гренберг Ю. Греческие и южнославянские ерминии и типики в списках XV—XIX веков о технике иконописи, настенной живописи и рукописной книги. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла. Гудков А. Иван Гаврилович Блинов: «книжных дел мастер» из Городца.
Оптовики жаловались на то, что производители не выполняют заявки, а производители - на то, что из-за санкций и нарушения логистики невозможно закупить реактивы для отбеливания бумажной массы. Но проблема решена, по словам замминистра промышленности торговли Виктора Евтухова, уже в ближайшее время склады поставщиков заполнятся бумагой в привычном дизайне от ключевых производителей. Дефицит будет исчерпан, пояснил чиновник в интервью «России-24», а цены вернутся на уровень начала 2022 года, когда не было санкционных нюансов в производственной цепочке огромного числа предприятий России: «Сейчас ситуация нормализуется.
История развития первых носителей информации
Бумага из бересты. Береста бумага на Руси. Береста — это верхний слой берёзы, который использовали как бумагу. Мероприятие проходило в форме урока библиотечно – библиографической грамотности. Библиотекарь рассказала ребятам о том, что было, когда люди не умели писать, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста. От бересты до бумаги, каждый материал имел свое значение и внес свой вклад в историю русской письменности. Существует несколько версий происхождения слова «бумага», но как по итальянской «bambagia», так и по татарской «бумуг», в переводе оно значит хлопок.
береста; папирус; пергамент; камень; дерево; глиняные таблички. презентация
Пергамент берёста бумага общее название. Общее название к словам пергамент береста бумага. Бумага была дорогой, но стоила дешевле пергамента, поэтому постепенно вытеснила его и стала самым популярным писчим материалом. Жители крупных городов вскоре отказались и от цер, и от бересты. Изготавливать свою бумагу на Руси впервые начали при Иване Грозном. Сейчас бумагу активно используются в абсолютно разных сферах деятельности, несмотря на то, что многие документы, газеты, журналы и даже книги переходят в электронный формат, бумага по-прежнему не теряет своей популярности и как раньше, является весьма ходовым товаром. это три различных материала, которые использовались для создания письменных и художественных произведений в течение многих. Разместите свою новость на сайте Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России , и ее увидят десятки тысяч наших посетителей.
Наша рассылка
- КАК РОЖДАЮТСЯ КНИГИ
- Пергамент береста
- Носители информации: древние, современные и накопители будущего / Skillbox Media
- Читать далее
- Заказать мероприятие
Берестяные грамоты
За свою историю люди перепробовали абсолютно разные материалы, это был и папирус и высушенные глиняные дощечки, и дощечки с нанесённым на них воском и пергамент и береста и многое другое. В наше время человек предпочёл всему остальному, такой материал как бумага. Бумага это действительно очень удобный материал для написания и печати. Изготавливается бумага из дерева, путём довольно сложного технологического процесса.
Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму деревянную раму и сито из бамбука. После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.
Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам. Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов. На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке.
Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном. Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив вычерпывание бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Робер Франция изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г.
Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов. Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли. Сегодня всё просто - мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка.
А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси? Церы и писала - что это такое? Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению. Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом.
Писала украшались резьбой или орнаментом. Береста и пергамент как замена бумаге Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги.
Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась. Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку.
Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье.
Примерно в 600-е годы нашей эры в Европе предположительно в Испании человек впервые попробовал писать гусиным пером. Тут же выяснилось, что гусиное перо и чернила отлично подходят для письма на пергаменте. Более того, если кончик пера специальным образом заточить, то писать можно с наклоном и нажимом, утолщая штрих или делая его тоньше. То есть гусиное перо позволило разнообразить письмо, придать ему изящество и большую функциональность.
Последнее очень важно, поскольку с применением гусиного пера в алфавитах европейских языков появились прописные буквы. Раньше в письменности использовались только заглавные буквы. И все же — почему именно гусиное перо, а, скажем, не куриное или голубиное? Причина кроется в самой структуре гусиного пера. Оно имеет толстый полый стержень, имеющий объемное пористое основание, поэтому перо удобней держать в руке, чем перо любой другой птицы.
При наклонном срезе кончика пера, обнажается пористая внутренность кончика, хорошо впитывающая чернила. В меру мягкий стержень пера сохраняет форму, но в то же время скользит по пергаменту и, конечно, по бумаге без особого трения. К тому же гусь одна из самых распространенных в Европе того времени домашних птиц, поэтому перья были общедоступны. Изобретение нового пишущего инструмента повлекло за собой изменение технологии изготовления пергамента, его стали делать более гладким и тонким, и появление невиданных ранее приспособлений — чернильницы, песочницы, ножа для заточки перьев. О ноже стоит поговорить отдельно.
Двести лет человечество не пользуется гусиным пером. Но нож для его заточки живет и здравствует. И название его сохраняется прежним — перочинный. Небольшой острый клинок, складывающийся вовнутрь корпуса, таким перочинный нож был не всегда. Средневековые перочинные ножи копировали большие клинки.
Их часто украшали драгоценными камнями и инкрустацией. И это неудивительно, поскольку принадлежали они людям не только просвещенным, которым письменные принадлежности были необходимы в повседневной жизни, но и богатым, которым образованность была доступна по происхождению и доходам. Со временем перочинный нож стал инструментом универсальным. Во-первых, появились складные ножи — они были безопасны в обращении и умещались в кармане. Во-вторых, перочинным ножом можно не только заострять очинивать — отсюда и название гусиные перья, но и затачивать деревянные карандаши, резать бумагу и выполнять массу других нужных дел например, открывать баночку с чернилами или срезать с почтового конверта сургуч.
В-третьих, хороший нож служит еще и украшением, красивой безделицей, которую приятно держать в руках. К слову — затачивать карандаши перочинным ножом неудобно. Трудно выдержать угол заточки и соблюсти при этом аккуратность. А для разрезания бумаг перочинному ножу не хватает длины лезвия. И, тем не менее, перочинные ножи остаются с нами.
В чернильнице — баночке с водным раствором красящего пигмента — ничего хитрого нет. Правда, ко времени изобретения стального пера чернильница видоизменилась. Появилась «непроливайка» — чернильница с встроенным в горлышко баночки конусом. Этот конус предотвращал выплескивание чернил на стол при нечаянном опрокидывании чернильницы. Но работала эта простенькая защита далеко не всегда.
Если «непроливайку» медленно повернуть на бок, чернила прольются. Если чернил больше половины чернильницы, они тоже прольются. Наконец, «непроливайка» не спасет от главной напасти гусиного пера — от клякс. Избыток чернил зависает каплей на кончике пера, и при неосторожном движении эта капля падает на бумагу. Бороться с кляксами помогала песочница.
Сухие песчинки вбирали чернила и частично спасали испорченную рукопись. Кроме того, песок ускорял высыхание чернил. Песочница представляла собой металлическую баночку с сухим песком, которым присыпали готовый лист бумаги. С изобретением гигроскопичной промокательной бумаги песочницы вышли из употребления. У такой простой штуки, как бумага, туманная родословная.
Неизвестно точно, когда она была изобретена. Ясно, что в Китае. Но когда? Официальной датой рождения бумаги считается 105 год нашей эры. Изобретателем бумаги признан 55-летний евнух императора Хэ Ди по имени Цай Лунь.
Это изобретение принесло Луню милость властителя, славу и богатство. Бумага Луня была изготовлена из древесины тутового дерева, древесной золы, тряпья и пеньки. Измельченную влажную смесь изобретатель выложил на плоское сито из бамбука, высушил и разровнял камнями. Так была получена первая в истории бумага. Но современные археологи с этой легендой не согласны.
Они считают, что бумага была изобретена гораздо раньше. Одни ученые говорят о том, что фрагменты бумаги были обнаружены при раскопках в окрестностях Дуньхуана. И эта бумага произведена не позднее 8 года до нашей эры, то есть почти за сто лет до изобретения Цай Луня! Другие археологи указывают на раскопы пещеры Баося в провинции Шаньси, где были найдены следы бумаги, изготовленной во втором столетии до нашей эры. Как бы там ни было, но бумага была изобретена в Китае и очень давно.
В седьмом столетии нашей эры бумага попала в Корею, оттуда — в Японию и к середине восьмого столетия достигла Европы. В 1238 году бумага уже производилась промышленным способом в Испании. Однако бумага не самый древний материал для письма. Самыми первыми были каменные и керамические таблички. Причем керамика использовалась очень широко и повсеместно.
В первом столетии нашей эры, к примеру, в Древнем Риме при постоялых дворах работали… туристические бюро. Да, да, именно так — туризм зародился около двух тысяч лет назад! Предлагаемые путешественникам древности географические карты и дорожные схемы изображались на керамических кувшинах. Туристы получали и дорожную карту, и хороший сувенир, и полезную в путешествии вещь. С развитием экономики и наук наибольшее распространение в Древнем Риме получили свинцовые таблички.
На таких табличках писали твердыми железными стилусами, выдавливая буквы и цифры в поверхности свинцового листа. Но свинец всегда был дорогим материалом. И крайне неудобным в повседневном использовании. Еще до нашей эры мягкий металл был заменен восковыми табличками, которые удержались в повсеместном употреблении почти тысячу лет. Восковые таблички представляли собой прямоугольные дощечки с закраинами.
В полость, образуемую бортиками закраин, заливался темный пчелиный воск.
Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания: Email: Нажмите что бы посмотреть Что такое ThePresentation.
История бумаги на Руси.
Пергамент ЧТО ТАКОЕ ПЕРГАМЕНТ Изготовление пергамента Галилео. Пергаментная бумага в древности. Бумага из бересты. Береста бумага на Руси. История не сохранила имени изобретателя бумаги древности. В качестве примера можно привести слова «пергамент, береста, бумага». Пергаментную бумагу как упаковочную бумагу, благодаря таким свойствам, как способность не пропускать влагу и жиры. Пергамент изготавливали из кожи животных, т. е. папирус и пергамент продукт дорогой и недолговечный.