коллекция исторических фильмов - все лучшие фильмы - в самом полном каталоге кино- и мультфильмов. Последняя волна популярности масштабных исторических фильмов пришлась на конец 1990-х — начало 2000-х.
Развесили клюкву
- История через экран. Как фильмы создают историческую память
- Исторические фильмы
- 50 лучших исторических фильма, которые нужно посмотреть каждому
- 33 лучших исторических фильма, которые нужно посмотреть каждому - Лайфхакер
50 лучших исторических фильма, которые нужно посмотреть каждому
Орда готовится к большой войне с Персией, и ей нужны деньги и воины, а между тем в последнее время участились случаи избиения ордынских данников на Руси. Хан посылает в Киев своего племянника Менге-Тимура. Его главная цель - разведать обстановку и произвести набор 40 000 воинов-русичей. Во время переговоров Менге, соглашаясь сократить количество воинов, просит взамен отдать ему в наложницы жену брата Великого Князя - Устинью. Понимая, что Русь не готова пока к открытому противостоянию с Ордой, во имя спасения русских солдат князь соглашается на сделку. Вместе с Устиньей в Орду отправляется и иконописец Николка. Пройдет время, Николка полюбит Айжан, юную невесту Великого хана. Тот перенесет измену любимой. Гордая и наделенная умом Устинья поможет своему мужу Менге-Тимуру занять престол Великого хана, а Золотой Орде - получить независимость от монгольской метрополии… Сериал компании "Марс Медиа" делает режиссер Тимур Алпатов. Продюсеры - Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян.
Авторы сценария - Ольга Ларионова и Рубен Дишдишян. В настоящее время идет кастинг на исполнение ролей главных героев. Съемки пройдут в Москве, ближайшем Подмосковье и Крыму. Планируется, что съемки сериала начнутся в июле этого года и продлятся около четырех месяцев. Осенью 2017 года "Золотая Орда" выйдет в эфире Первого канала. Сын Сталина" Историческую драму "Яков. Сын Сталина" снимает "Русская Фильм Группа", и события в ней рассказывают о более близком к нам времени. Жизнь Якова - темная страница в истории военных лет.
Фото: Ульяна Тарасова Документально-исторический фильм показали жердевским школьникам. Сюжет картины сфокусирован на трёх женщинах — Екатерине I, Анне Иоанновне и Елизавете Петровне, взявших в свои руки судьбу империи после смерти Петра I. Авторы показывают, как самодержицам удалось не только достойно править страной, но и поднять её престиж на мировой арене и расширить границы государства. Хочется привести цитату великого русского ученого Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Существует несколько разновидностей фильмов про исторические события: Батальное кино — характеризуется наличием сцен масштабных боев. Наиболее популярная тема — Вторая мировая война. Вестерн — в свое время пользовавшийся большой популярностью жанр историко-приключенческого кино, события которого развиваются на Диком Западе во второй половине девятнадцатого века. Лучшие вестерны пользовались успехом не только у себя на родине, в Америке, но и за ее пределами. Истерн — преимущественно описывающий период Гражданской войны приключенческий фильм производства СССР. По сути, является адаптированным, под советские реалии, вестерном.
Центральное событие картины — восстание 1825 года на Сенатской площади. В фильме поднимается множество вопросов о происшествиях того времени — и именно над ними стоит задуматься одиннадцатиклассникам. Из него выпускники могут почерпнуть описание событий тех лет, а также составить характеристику Ивана Грозного. Может быть, кому-то удастся взглянуть на образ царя и период опричнины с другой стороны, набраться аргументов для письменных вопросов ЕГЭ по истории. Если у вас много свободного времени и интереса к периоду опричнины, стоит также обратить внимание на недавний сериал «Грозный» Москино, 2020 , в котором подробно рассказана история становления Ивана Васильевича как правителя, изображено его детство и период взросления, показан процесс преображения персонажа. Герасимов, 1980 Это две части дилогии режиссера Сергея Герасимова, посвященные первому императору России, становлению его личности, характера, его политическому и жизненному пути. Картина Герасимова основана на неоконченном романе «Петр I» А. Толстого, так что фильм можно назвать как историческим, так и художественным. Так или иначе, фильм о Петре I поможет иначе взглянуть на его фигуру и увидеть за образом правителя живого человека. Беспалый, 2019 и «Романовы» М. Беспалый, 2013 «Рюриковичи» — проект, созданный при поддержке Министерства Культура и Военно-исторического общества. Он состоит всего из 8 серий, в каждой из которых описано правление одного или нескольких представителей рода Рюриковичей.
Новые исторические
Фильм покажет историю заката Российской Империи, которая находится в шаге от революции. Исторический фильм о вторжении поляков на территорию Руси (1611), создании Мининым и Пожарским народного ополчения. Это были самые лучшие художественные и документальные исторические фильмы BBC.
Девять фильмов о русских бунтах
Праведник 2022 5 2 Красноармеец Николай Киселев должен выполнить непростое задание — спасти белее двухсот евреев из белорусской деревушки Долгиново и переправить их за линию фронта, иначе им всем грозит смерть. Теперь беженцы во главе с русским офицером вместе с партизанским отрядом должны пройти 1500 км, чтобы достигнуть своей цели. Путь будет нелегким и опасным для попутчиков. Русский князь Михаил полюбил молоденькую ведьму Тиче, которая умеет превращаться в рысь. Теперь герой должен сделать нелегкий выбор: любовь или преданность родине. Кровавые бои и множество других испытаний ложатся на плечи Михаила. Только страшнее смерти оказывается предательство своей земли.
Степные боги 2022 2 Август 45-го. Дальний Восток. Деревня, находящаяся посреди степей, граничит с концлагерем, где постоянно погибает множество военнопленных. Десятилетний мальчик Петя пытается вылечить лучшего друга Валеру от пагубной болезни. В итоге Петя просит помощи у одного пленника из Японии — доктора Хиротаро. ЭПРОН: Сокровища погибшего корабля 2022 2 Британское судно под названием «Черный принц» затонуло вместе со своими припасами около Балаклавских берегов.
Тот же «Чернобыль» так затуманил вопросы о том, актуально и быстро ли поступила помощь государства облучённым радиацией, что даже у лояльных зрителей возникли вопросы. Ну ладно, это ляпы. Это бывает. В целом, мне кажется, что государство взяло должный контроль над ключевыми темами. У вас нет финансирования? Кино снимают сейчас так. Но я не вижу проблем со сценариями, финансирование дают многим, а вот ляпы случаются где-то по дороге.
Ещё новости по теме Молодо-зелено — Какой фильм на историческую тему, на ваш взгляд, можно считать удачным? У них есть феноменальная функция: закадровый текст может склонять к любой точке зрения, но картинка — она делает всё. Посмотрите, например, фильм «Блокада» 2005 года — там нет закадрового текста, нет даже музыки. Только живые звуки гибнущего Ленинграда. В художественном кино я бы выделил «Царь» Павла Лунгина, невероятная роль Петра Мамонова и буйство приглушённых красок Руси, из которых влияние Греции видно невооружённым глазом. Очень хорош «Статский советник» Филиппа Янковского, где соцветие Михалкова, Меньшикова, Хабенского, Машкова и Фандеры ну просто искрит актёрским фейерверком. Некоторые, например, относят к таким новых «Гардемаринов» Светланы Дружининой, так как они смахивают на провальный фильм «Возвращение мушкетёров»… — Скажу про те, которые многие видели, но на меня они произвели печальное впечатление.
Венец рейтинга — фильм «Адмиралъ» Андрея Кравчука. При бешеном промо-бюджете и звёздном касте в виде Хабенского, Боярской, Безрукова, Ковальчук, Бондарчука, Вержбицкого и даже Бурляева получилась невнятная, блёклая история о вечно изменяющей любовнице Колчака. Сам Колчак где-то на периферии, история России — тоже. Фильм «Гардемарины 1787. Мир» Светланы Дружининой действительно недалеко ушёл от «Возвращения мушкетёров, или Сокровищ кардинала Мазарини» Георгия Юнгвальд-Хилькевича, да и всех остальных продолжений «Приключений мушкетёров». Я даже знаю причину.
А если шире, то быть человеком - это выше национальных интересов и государственных тайн, убеждён Спилберг.
В центре сюжета оказалась история национального героя Шотландии Уильяма Уоллеса. Один из самых рейтинговых и интересных вышел в 1998 году с Кейт Бланшетт в главной роли. В нем рассказывается начало правления Елизаветы, ее приход к власти и любовь к Роберту Дадли. Вышла и вторая часть этой биографии с теми же актерами под названием "Золотой век". Фильм же повествует о его отношениях с учительницей английского языка Анне, которая приехала в Сиам вместе с сыном. В центре сюжета оказывается жизнь короля, его сложные отношения с наложницами, трудности с детьми, сложная политическая ситуация. И Анна, так привыкшая выражать свое мнение, в Сиаме оказывается бессильной перед многовековыми традициями. Главную роль, полководца Максимуса, исполнил актер Рассел Кроу. По сюжету, его персонаж был выдающимся полководцем, но в результате интриг был приговорен к смерти. Ему удалось избежать казни, но его семья пострадала от его приговора. Измученный Максимус попал в школу гладиаторов, где он был вынужден сражаться, чтобы выжить и отомстить. Действие фильма происходит на базе незадолго до нападения. На этом фоне разворачивается любовный треугольник между друзьям детства Рэйфом и Дэнни и медсестрой Эвелин. В те годы закрытая страна переживала серьезную модернизацию и влияние Запада. Экс-капитан кавалерии Нэйтан Олгрен прибывает в Японию для обучения новичков и попадает в засаду самураев.
Исторические фильмы 2024 года
Военный фильм — исторический художественный фильм, реконструирующий события реально происходившей войны или сражения, амуницию, оружие, приемы и организацию боя. Исторические фильмы – все видео онлайн в хорошем качестве. Онлайн просмотр фильмов на ПК, телефоне или планшете бесплатно на Rutube! Исторические фильмы – все видео онлайн в хорошем качестве. Онлайн просмотр фильмов на ПК, телефоне или планшете бесплатно на Rutube! При желании любой пользователь может смотреть онлайн лучшие исторические фильмы 2023 года новинки бесплатно в хорошем качестве HD (720, 1080, UltraHD) на кинозале Film-Place. Среди лучших исторических фильмов про многочисленные войны времен Средневековья немало достойных представителей азиатского кино. Центральный телеграф: история и настоящее “механизированного дворца“.
Правители на грани нервного срыва: Лучшие исторические фильмы 2023 года
Новые исторические фильмы: топ лучших исторических новинок 2023 года. Смотреть бесплатно видео пользователя владимир кутыгин в социальной сети Мой Мир. Фильмы, клипы и видео-файлы. «Императрицы»: высокобюджетный урок истории в российском прокате — стоит ли его смотреть. Новые исторические фильмы: топ лучших исторических новинок 2023 года. Первый русский художественный фильм, первая историческая комедия, ещё немая.
Все исторические фильмы 2023 года
Важно отметить, что многие фрагменты в ленте действительно отражали жизненные ситуации реального прототипа. Переступить черту Где посмотреть: Okko Длительность: 2 часа 33 минуты В 2005 году вышел фильм про одного из самых влиятельных музыкантов XX века Джонни Кэша. Его вы можете знать по песням «Hurt», «Folsom Prison Blues» и другим композициям. За основу фильма взяли автобиографические книги музыканта «Человек в черном» и «Кэш: автобиография». Роль Джонни Кэша в ленте исполнил Хоакин Феникс — его кандидатуру одобрил сам музыкант. В ленте раскрывается как личная жизнь Кэша, так и его музыкальная карьера.
У фильма есть три премии «Золотой глобус» и один «Оскар» в номинации «Лучшая актриса». Дворецкий Где посмотреть: IVI Длительность: 2 часа 12 минут Один из редких случаев, когда фильм был основан не на чьих-то мемуарах, а на статье авторитетной американской газеты The Washington Post. Героем ленты выступил Сесил Гейнс, однако в реальности у него было другое имя — Юджин Аллен. Он дворецкий, служивший в Белом доме под началом восьми разных президентов. В ленте также появляются и сами президенты.
Самого же дворецкого Гейнса сыграл Форест Уитакер. Он стал довольно успешным в прокате, а главную роль сыграл Данила Козловский. Эта лента посвящена советскому хоккеисту Валерию Харламову. В основном сюжет посвящен тому, как именно Харламов пришел к своей славе. В фильме достоверно показали любовную историю спортсмена и его дружбу, а еще показали первый матч «Суперсерии СССР — Канады» 1972 года.
Это время правления императора Марка Аврелия и его сына Коммода Комадаса. Сюжет повествует о противостоянии Марка Аврелия угрозе нападения германских племён и одновременно о политической борьбе с оппонентами внутри Рима. Умирая, император назначает преемником не сына, а полководца Гая Ливия, влюбленного в его дочь. Но прийти к власти все же суждено именно Коммоду. Исторический факт: Окончательно Западная Римская империя пала в 476 году. Вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Ромула Августа отречься от престола.
Сюжет: Фильм основан на легендах о добром и справедливом «парне из Шервудского леса». Легендарный лучник — эталон народного героя да чего там — Бэтмен средневековья. Тем не менее, картина дает красочное описание жизни Англии XII века. Дворянин Робин Локсли бежит из арабского плена, в который он попал после Крестового похода. Его другом становится мавр Азим. Дома Робина ждут плохие вести — поместье разорено, отец убит, а шериф Ноттингема, в отсутствие короля Ричарда Львиное Сердце, пытается захватить трон.
Но у Робина есть лесные братья и не знающий промаха лук. Исторический факт: Английские мастера-оружейники предпочитали для изготовления луков прочим породам деревьев тис. Сюжет: В начале Второй Мировой войны британская разведка собирает лучших математиков. Перед ними ставится задача — взломать код фашистской шифровальной установки «Энигма». Группу возглавляет выдающийся ученый Алан Тьюринг. Но ему гораздо комфортнее в мире цифр, а не людей.
Большая часть ленты разыграна профессиональными актерами на манер костюмированной драмы вроде «Короля» с Тимоти Шаламе или недавней «Жанны Дюбарри». Но есть и эпизоды с закадровым лектором, интервью с экспертами, инфографикой и даже анимационными вставками. Выбор формата авторы объясняют двумя причинами. Первая отчасти маркетинговая: такая картина должна заинтересовать молодую аудиторию, которой скучно учить историю по учебникам и лекциям. Вторая — сценарная: привязка к документалистике позволяет быть достоверными и минимально использовать художественные допущения. Но намерения авторов вызывают вопросы. Заинтересовать современных школьников можно либо смелыми и яркими проектами, либо короткими форматами. Режиссер Андрей Кравчук же снимает двухчасовые исторические документалки с реконструкцией событий.
Приемная дочь британских аристократов узнала о тайном заговоре по разрушению совместного противостояния Германии и Англии против Советского Союза. В руки девушки попали загадочные и опасные документы. Год: 2009.
Исторические фильмы
Пушкин: Последняя дуэль 2006 — очень красивый фильм о последних днях жизни Пушкина играет Безруков Ссылка на фильм Чайковский 1970 — о жизни и творчестве великого композитора 2 серии. Ссылка на фильм Сибирский цирюльник 1998 — российский фильм, получивший «Оскара», о времени правления Александра III Ссылка на фильм Лев Толстой 1984 — фильм в 2-х частях «Бессонница» и «Уход» о молодости и последних годах жизни великого писателя. Здесь можно также проследить изменения в российском обществе на протяжении нескольких десятков лет. Пржевальский 1951 — фильм о знаменитом русском путешественнике Софья Ковалевская 1985 — фильм о первой женщине-профессоре математики. Главное в фильме — отношение в обществе того времени к женщинам, пытающимся выйти за рамки навязанной им социальной роли 3 серии. Броненосец «Потёмкин» 1925 — немой фильм, признанный лучшим фильмом всех времен и народов, о событиях 1905 года. Ссылка на фильм Конь белый 1993 - мини-сериал о царской семье и гибели Колчака. Батальонъ 2014 — фильм о событиях 1917 года Ссылка на фильм: в платном варианте на ivi Балтийская слава 1957 - фильм о событиях 1917 в Петрограде и на Балтике. Мы, русский народ 1967 - фильм по сценарию Вс.
Вишневского: весь 1917-й в истории одного полка на фронте. Бумбараш 1971 — фильм о событиях во время Гражданской войны. Ссылка на фильм Белое солнце пустыни 1970 — фильм о событиях после Гражданской войны в Средней Азии. Ссылка на фильм Офицеры 1971 — фильм о событиях 1920-1960 гг. Ссылка на фильм Служили два товарища 1968 — фильм о Гражданской войне Ссылка на фильм Челюскинцы 1985 — фильм о гибели судна «Челюскин» в 1934 году Битва за Москву 1985 — киноэпопея о крупнейших переломных битвах Великой Отечественной войны. В фильме нет ни одного вымышленного персонажа! Ссылка на фильм Больше ссылок на фильмы об Отечественной войне давать не буду, так как вы смотрели очень многие фильмов на эту тему, и сможете сами выбрать то, что считаете нужным показать детям. Место встречи изменить нельзя 1979 — послевоенная страна 1945 г.
МУР борется с бандитами. Ссылка на фильм Холодное лето пятьдесят третьего… 1987 — фильм об амнистии 1953 года. Последняя роль Анатолия Папанова. Ссылка на фильм Гагарин. Первый в космосе 2013 — фильм о первых шагах человечества в космос. Время первых 2017 — фильм о первом человеке, вышедшим в открытый космос Алексей Леонов. События происходят в разгар холодной войны в 60-е года. Дом Солнца 2010 — фильм о субкультуре хиппи 70-е года.
Ссылка на фильм Салют-7 2017 — фильм о предотвращении падения станции Салют-7 в 1985 году. Ссылка на фильм Чернобыль 2019 - фильм о чернобыльской трагедии в 1986 году. Ссылка на фильм: пока бесплатных ссылок на надежных сайтах нет. Афганский излом 1991 — фильм о событиях, происходящих накануне вывода советских войск из Афганистана в 1989 году. Ссылка на фильм Ельцин. Три дня в августе 2011 — художественная реконструкция событий, происходивших во время августовского путча в 1991 году. Ссылка на фильм Кандагар фильм, 2010 — фильм основан на реальных событиях о пленении советских летчиков в Афганистане в 1995 году. Ссылка на фильм Кавказский пленник 1996 — филь Сергея Бодрова о первой войне в Чечне.
В основу сюжета положен рассказ Льва Толстого. Фильм номинировался на «Оскар». Ссылка на фильм Фильмов про войну в Чечне очень много, выберите сами из того, что понравилось. Фильм основан на реальных событиях. Заслуженно получил множество наград. Ганди 1982 — фильм о жизненном пути легендарного борца за свободу Индии. Ссылка на фильм Гибель богов 1963 — фильм о зарождении фашизма в Германии. Ссылка на фильм Список Шиндлера 1993 — драма Спилберга о нацисте Шиндлере, спасшим из концлагеря 1200 евреев.
Мальчик в полосатой пижаме 2008 - очень трогательный и грустный фильм о заключенных концлагеря. Спасти рядового Райана 1998 — фильм Спилберга о событиях во время нормандской операции II Мировой войны. Ссылка на фильм: только платно на ivi. Скрытые фигуры 2016 — фильм о расовой дискриминации, первых компьютерах и работе НАСА. Ссылка на фильм Джон Ф.
Благодаря кино на экране воссоздаются знаменитые битвы, оживают великие личности. Зритель переживает эффект присутствия и проникается величием, доблестью, находчивостью или опрометчивостью предков. В следующей подборке фильмов собраны исторические драмы, батальные пеплумы и байопики, передающие дух, быт и нравы прошлых столетий.
Екатерине Парр Алисия Викандер «повезло» стать шестой супругой короля-женоубийцы. Мы встречаем главную героиню на престоле Англии в должности регентши на время отсутствия Генриха Джуд Лоу , занятого войнами с соседями — Шотландией и Францией. Екатерина, пламенная протестантка, всеми силами пытается обрисовать новое будущее для себя и своей страны, но когда король возвращается из заграничных походов, приоритеты смещаются, и единственной задачей Екатерины становится выживание. Сценарий основан на книге Элизабет Фремантл «Королевский гамбит», которая рассказывает о женщине на престоле, чья история в культуре обычно затмевается грандиозными мужами-современниками. Тем не менее у бразильского режиссера Карима Айнуза получилось нечто совершенно противоположное — кастинг сместил акцент в фильме сам по себе. В роли больного, мнительного, полубезумного, стоящего на пороге смерти тирана — Джуд Лоу.
Орда 2012 Орда — это набеги и дань покоренных народов. Это жестокий мир, где действуют свои законы и обычаи. В шестнадцатом веке ее власть распространилась почти над всей Евразией. Тем временем ханша Тайдулу тяжело заболевает, и ни один знахарь не может ее вылечить. В Орду вызывают из Москвы «колдуна» митрополита Алексея. Теперь от исхода лечения зависит судьба всего княжества. И никто не знает, чем все закончится… Эзоп 1981 События развивались в Древней Греции. По пути домой философ Ксанф познакомился с простым человеком Эзопом и взял его к себе в рабство. Эзоп стал рабом, но, так как его речи были мудры, Ксанф начал выдавать их за свои собственные. Секрет быстро раскрыли ученики Ксанфа, так как он лишь повторял умные мысли за слугой. Обратите внимание: Список лучших фильмов про войну с 2019 по 2020 года. Иуда 2004 Эта история рассказана от лица скромного торговца Иуды Искариота. Его родина захвачена римлянами. И когда объявляется мессия, он направляется на розыски Иисуса и присоединяется к его ученикам. Сначала Иуда преклоняется перед учителем, но затем их взгляды на захватчиков расходятся. Конфликт обостряется, и Иуда решается на измену… Агора 2010 Эта история произошла в Древней Александрии. Речь пойдет о жизни, любви и гибели выдающейся Гипатии. Она была ученым, философом, крупным математиком и астрономом. Выдающийся ум Гипатии почитали великие мыслители того времени, а ее лекции посещали сотни людей. Она опередила открытия Галилея и Коперника. С мнением этой женщины считались властители, а ее прекрасная внешность покоряла сердца… Иисус 1979 В основе этой истории лежит Евангелие от Луки. Полное погружение в прошлое происходит за счет точного воссоздания хронологической последовательности событий, изложенных в первоисточнике. Знатоки считают Евангелие от Луки самым достоверным источником, повествующем о жизни и смерти Иисуса.
Матильда (2017)
- Лучшие фильмы в жанре «Исторический» за 2023 год
- Список фильмов по истории для школьников – skills4u
- Фильмы: История, Россия – смотреть онлайн в хорошем качестве на PREMIER
- Историческая судьба России в отечественном кинематографе - Православное видео
- 50 лучших исторических фильма, которые нужно посмотреть каждому
Почему современным режиссёрам не удаются фильмы о войне и императрицах
9 исторических фильмов, в которых не наврали | подборка исторические фильмов с русским перереводом! |
Лучшие исторические фильмы - подборка Афиши | История этого фильма рассказывает о настоящих героях, которые пытались остановить лесные пожары в Аризоне 2013 года. |
Смотреть Новые исторические онлайн бесплатно - (ex ) | В новом историческом фильме рассказывается история наемника римской империи, который оказывается в самом сердце борьбы за трон. |
9 документальных фильмов по истории, которые заменят уроки в школе
подборка исторические фильмов с русским перереводом! РБК Life составил список исторических фильмов для тех, кто любит кино по мотивам реальных событий. Исторический фильм об объединении разрозненных славянских племен для борьбы с хазарами, снятый по роману В. Иванова. 11 лучших исторических фильмов 2023 года: «Жанна Дюбарри» и «Злой город» Кадр из фильма «Воздух». Центральный телеграф: история и настоящее “механизированного дворца“. В этой подборке найдутся новые эпические драмы о рыцарях, витязях и легионерах, и старая проверенная классика – исторические художественные фильмы с самыми крутыми боевыми сражениями.
Исторические
И вот здесь хочется отметить следующее. Многим из нас смысл этого разговора, конечно, понятен, но трудно представим. Действительно, как это так: один человек живет в квартире с таким количеством комнат? И подавляющее большинство нас выросло в условиях коммунальных ли квартир, общежитий, в которых гостиная, столовая, спальня и кабинет, как правило, располагались в одной комнате, в которой живет уже по нескольку человек. Действительно, в этом разговоре, когда профессору Преображенскому указывают, сколько комнат у него должно быть, заключается очень яркая иллюстрация того, как разрушался тот привычный бытовой уклад старый России, которую олицетворяли дома, в которых жили русские люди в условиях революции. Действительно, большинству советских людей, уже незнакомых с понятием дома — домов лишались все — от помещиков до крестьян, от представителей состоятельных городских слоев до мещан, — всё заменяло понятие «жилплощадь», на которой человеку давали возможности жить в этих размерах, которые были установлены какими-то абстрактными государственными нормами. И вот мы видим, как в дом, в котором профессор Преображенский пытается сохранить уклад привычной для него старой русской жизни, вторгаются посторонние люди и указывают ему, сколько у него должно быть комнат, где он должен работать, где он должен есть, где он должен спать — и это самое страшное в разговоре. Мы чувствуем, что рождается жизнь, при которой человек даже в своем доме не может оставаться самим собой.
Профессор Преображенский пока что чувствует себя достаточно уверенно. Он иронически зло высмеивает своих оппонентов. Он знает, что один из его пациентов — высокопоставленный советский партаппаратчик, и обращается к нему. И здесь мы видим опять характерную черту советской жизни. Благоволение начальства позволяло в советском обществе избегать даже советских законов. Законов, конечно же, часто глубоко несправедливых, но всё-таки формально установленных. Мы прекрасно понимаем, насколько всё же уязвим профессор Преображенский.
Уязвим именно потому, что если бы не покровительство советского начальника, его бы лишили возможности жить в своем доме, как в своем доме. В доме, который он создавал, возможно, десятилетиями, осуществляя свою научную деятельность, в доме, который он создал своим трудом. Но в данный момент советский начальник спасает профессора Преображенского от уплотнения, и вот тогда, в бессилии покидая его квартиру, компания Швондерав лице Вяземской всё-таки пытается ему пригрозить. И далее еще один очень характерный разговор. Ему предлагают то, что очень часто предлагали людям в советском обществе — купить ненужные ему журналы для того, чтобы якобы помочь детям Германии. Здесь всё очень узнаваемо, очень напоминает советскую действительность, когда людей заставляли покупать ненужные вещи, а нужных вещей приобрести не давали возможности, когда в стране, исполненной огромных противоречий, нужно было проявлять солидарность с какими-то угнетенными в разных странах и континентах. Действительно, какая забота о детях Германии могла иметь место в стране, в которой были многие десятки тысяч своих беспризорных детей, в которой только что в начале двадцатых годов голод унес почти пять миллионов человек.
И вот когда профессор Преображенский возражает против этого абсурда, происходит очень интересный разговор. То, что он не хочет покупать ненужные ему журналы, дает основание предположить, что он контрреволюционер, он не любит пролетариат, и за это его следует арестовать. Вот здесь вот здесь проступает самая страшная черта будущего советского общества. В этом обществе человек не только не может жить в своем доме как в своем доме, но он даже не может хотеть так, как он хочет. Ему указывают, что желать, где жить, как жить, что покупать и чего, в конечном итоге, желать. А если он не подчиняется — он враг, он подлежит репрессиям. Отстояв неприкосновенность своей квартиры от Швондера, профессор Преображенский садится обедать.
Обед сразу приобретает символическое значение. Эта неспешная русская трапеза, происходящая в столовой, и изобилие на столе у профессора Преображенского символизирует не только его материальное положение в условиях НЭПа, но вот тот уклад жизни, который постепенно стал разрушаться. По ходу трапезы профессор Преображенский говорит о своем видении жизни. Он дает очень яркие характеристики того, что происходит, и его разговор обращенный, к 1920-м годам, тогда, когда этот фильм вышел, конечно же, в конце 1980-х годов приобретал очень актуальное значение. Достаточно вспомнить фразу о ненужности чтения газет советских. Эти слова, конечно же, в конце 1980-х годов звучали очень вызывающе резко, точно также, как и разговор о водке, которая производится на предприятиях государственных, на которых неизвестно что производят, и так далее. Но главное здесь, пожалуй, другое.
Профессор Преображенский пытается смотреть на окружающий его мир с точки зрения, как он говорит, здравого смысла, то есть с точки зрения тех представлений, которыми жила привычная ему дореволюционная Россия. И вот в этот разговор вторгается неожиданно пение хора. Это не просто хор, организованный домкомом. Перед нами, по сути дела, символ тех бессмысленных многочасовых собраний, политинформаций, на которых проходила жизнь целых поколений в советское время, когда люди собирались и бессмысленно говорили и слушали, отвлекая себя от конкретной работы, конкретной деятельности. Показательны слова песни, которую исполняет хор: «суровые годы проходят в борьбе за свободу страны, за ними другие приходят — они будут тоже трудны». Вот эта бессмысленная борьба всё с новыми и новыми препятствиями. То есть, жизни нет — есть только постоянная борьба — то за выполнение пятилетнего плана, то за урожай, и так далее, и так далее.
А на самом деле, полный бедлам, в том числе бедлам хозяйственный. Об этом говорит профессор Преображенский. Очевидно, что тот социальный эксперимент, который происходит в стране, вызывает у него самую резкую критику. Однако эта критика уже не может быть безобидной и безопасной для самого профессора Преображенского. Свободы уже нет в Советском обществе. И не только политическая оппозиционность, но просто честный, здравый взгляд на происходящее может быть чреват репрессиями. Но профессор Преображенский как будто ещё ощущает себя в прежней России, поэтому и позволяет себе говорить, в частности, о том, что большевистская разруха это результат того, что люди, которым нужно заниматься чисткой сараев, решают проблемы вселенского масштаба.
Ну, а далее в фильме возникает линия Шарикова. В стране, где происходит рождение нового общества, которое, впрочем, профессор Преображенский критикует, и критикует очень остроумно, видя в бытовой разрухе разруху социальную, разруху психологическую, разруху мировоззренческую — вот в этих условиях многие говорят о рождении нового человека. В 1920-е годы гонение на религию сопровождалось противопоставлением науки, которая сможет решать те задачи, которые раньше, как казалось, может решить лишь религия. В частности, будет создан новый человек. И сам того не желая, профессор Преображенский, создавая нового человека, создает именно того человека, которому надлежит жить в советском обществе. В следующем фрагменте мы увидим только то, как этот созданный из пса Шарика и Клима Чугункина человек представляется профессором Преображенским научному сообществу. Сцена демонстрации Шарикова показана в фильме таким образом, что это сцена очень отличается от содержания повести.
Действительно, мы видим, как ученые мужи, студенты — вообще публика, всем своим обликом напоминающая вот эту старую Россию, — мы видим, эта публика восторгается искусственно созданным человеком. Но наряду с тем, что здесь присутствует восторг перед возможностями науки, в сцене подчеркивается и другой момент. На Шарикова смотрят с умилением представители интеллигенции, как они смотрели на представителей народа, простонародья. Действительно, для русской интеллигенции была характерна вера в народ как носителя этой высшей идеи. Народопоклонничество, как об этом писали в сборнике «Вехи» оппоненты вот этой традиционной революционно настроенной интеллигенции. И вот Шариков являет себя. Ему дается в руки балалайка, и он начинает исполнять песню на мотив зловеще звучавшей тогда песни «Яблочко».
Под эту песню революционные матросы совершали многие свои вопиющие злодейские преступления — насилия, грабежи и убийства. Для современников это «Яблочко» звучало отнюдь не так безобидно, как для последующих поколений. Он исполняет эту песню, и мы видим, как поначалу все присутствующие умиляются ему — и как произведению науки, и как представителю простого народа, — но по мере того, как он входит в раж, и песня его начинает звучать уже со словами, все вдруг начинают понимать, что вот этот самый новый человек, представитель простого народа, призван стать их палачом. И уже с обреченным видом они слушают пение Шарикова, понимая, что в словах этой разбойничьей песни звучит приговор всем им. Сцена завершается тем, что профессор Преображенский падает в обморок, тем самым как бы констатируя ужас перед тем, кого он создал. Прозрение русской интеллигенции в момент, когда столь почти что обожествлявшийся ею простой народ сказал свое слово в революции, когда он проявил себя в лицах тех своих представителей, которые устремились в революцию, прежде всего как тот самый «грядущий Хам», о котором писал Мережковский. Ну, а далее созданный профессором Преображенским Шариков — человек коммунистического будущего, поселяется в его квартире, в его доме, и его дом начинает превращаться в одну из самых страшных изобретений советского времени — в коммуналку, в квартиру, в которой люди совершенно разных социально-психологических типов, люди просто посторонние, чуждые друг другу, обречены были жить десятилетиями.
Итак, рождение нового советского коммунального быта в еще казавшейся незыблемо традиционной дореволюционной квартире профессора Преображенского предстаёт перед нами в следующем фрагменте. Мы видим, как постепенно в квартире профессора Преображенского возникает очень серьезный конфликт. Действительно, превращение многих старых московских, петербургских — вообще дореволюционных квартир, в квартиры коммунальные, с их новым бытом представляло собой кошмар прежде всего для их прежних хозяев. Когда к ним подселяли людей, привыкших к совершенно другому образу жизни, другому способу ведения хозяйства, конфликты были неизбежные, повседневные по самым разным поводам. Нет ничего страшнее, чем жить у себя дома с совершенно чуждыми тебе людьми. И вот именно в этом постоянном пребывании в коллективе чуждых тебе людей проходила жизнь целых поколений — в том числе и тех, кто был связан с устоями прежней дореволюционной русской культуры. Даже, может быть, очень неплохие простолюдины, поселяясь в квартирах людей интеллигентных, превращали их жизнь в ад, постепенно вымещая на периферию жизни, ибо теперь в новой жизни они были хозяевами.
Мы видим, как постепенно Шариков начинает разрушать ту атмосферу прежней дореволюционной жизни, которая сохранялась в квартире профессора Преображенского, и профессору всё труднее возражать ему. Они не только разные — по внешнему облику, по манере выражать свои мысли и по образу этих мыслей. Они, по сути дела, потенциальные враги. Тем более, что Шариков — и мы слышим это в его разговорах, явно кем-то науськивается на профессора Преображенского. В его словах начинает звучать вот эта характерная социальная демагогия советского времени, неприятие которой могло быть чревато для профессора Преображенского большими осложнениями. Тут все: и скрытые угрозы, и фамильярность, и искренне непонимание того, чему профессор Преображенский пытается научить Шарикова. Перед нами действительно люди, олицетворяющие собой два разных мира.
Причем вот эта попытка поймать блох на себе, вытирание этих грязных рук с раздавленными блохами о портьеры, нарочито подчеркивает нам на уровне — даже чисто бытовом, несоизмеримость этих двух миров. Профессор Преображенский оказывается в очень сложном положении в своем собственном доме. В месте, где, казалось бы, можно найти отдохновение от заполоняющей русскую жизнь жизни советской. Ну, а в следующем эпизоде мы видим тот же самый обеденный стол, за которым так остроумно профессор Преображенский рассуждал о противоречиях советской действительности, но ситуация уже изменилась. За столом присутствует Шариков. И вот это общая трапеза приобретает совершенно другой характер. Здесь окончательно проступает глубокий конфликт между профессором Преображенским и доктором Борменталем, с одной стороны, и Шариковым с другой.
Мы видим, как за обеденным столом Шариков пытается проявить свою собственную природу. И для этой природы характерно именно отторжение от всего того, что несет на себе печать культуры — в том числе культуры застольной, бытовой, стремление быть до примитивности простым, даже вульгарным. Вот здесь ставится очень важная проблема. По мнению Шарикова, все настоящее, подлинное, должно быть простым, а всё сложное — это нечто ложное, его быть не должно. Проявляет себя Шариков, конечно же, и в отношении водки. Вот это очень характерная деталь — то, как ведет себя Шариков в данном случае — он не может спокойно смотреть на водку. И перед нами проблема, весьма актуальная именно в советское время и всем нам хорошо знакомая.
До революции, конечно же, существовала более развитая культура потребления спиртных напитков. Они всегда находились в домах людей, более или менее состоятельных, и никогда не полагалось постоянно напиваться. Да, люди выпивали по одной-две рюмки для аппетита за обедом, и на этом останавливались. То есть горожане, люди более просвещенные, пили регулярно и понемногу. К сожалению, те социальные перемены, которые произошли в нашей стране, привели к тому, что огромное количество русских крестьян, бежавших из голодавшей, разрушавшейся колхозным рабством деревни, наполняли собой города и приносили с собой свои деревенские привычки. В отличие от горожан, крестьяне пили редко и помногу. И вот, оказываясь в условиях непривычной для них городской среды, переживая постоянный стресс, не имея потребности еще приобщаться к какой-то серьезный городской культуре, многие представители деревни в тяжелых условиях отрыва от родной среды, привносили с собой вот эту практику пития — то есть в городе они пили помногу, но уже не так редко, как в деревне, а гораздо чаще.
Отсюда возник то стереотип, согласно которому в доме, где живет мужчина, не может стоять спиртного. Если оно появляется — оно сразу всё уничтожается, выпивается, доводя этого мужчину в доме до состояния пьяного бесчувствия. И вот мы видим здесь в отношении как Шарикова, так и его сотрапезников, в отношении их к водке, по сути дела разное их отношение к жизни, как таковой. И еще одна выразительная деталь. Шариков пытается продемонстрировать своим собеседникам то, как надо есть, пить и жить по-настоящему, и произносит вот этот короткий тост: «Желаю, чтобы все! Это весьма печально, как печально и другое — то, как Шариков демонстрирует свои собственные представления о жизни, с какой категоричностью, с какой напористостью он говорит, он высказывает свои мысли — достаточно грубые и примитивные. И вот еще одна очень важная деталь этого разговора.
В повести Булгакова не говорится о том, что профессор Преображенский дал Шарикову для его развития роман «Робинзон Крузо». Роман очень характерный. В нем представитель, так сказать, буржуазной Англии, буржуазного индивидуализма, как говорили в советское время, без всякого коллектива окультуривает необитаемый остров. Неслучайно возникает у режиссера мысль об упоминании именно этой книги. То есть, профессор Преображенский дает Шарикову книгу, которая может сделать его цивилизованным человеком. Очень выразительная деталь. Действительно, когда темной массе бедных, завистливых, неразвитых людей предложили марксизм, он принял в их сознании совершенно определенную форму.
Экспроприация экспроприаторов, о которой говорил Маркс, была популяризирована Лениным как лозунг «грабь награбленное». И вот это стремление к уравниловке, стремление к тому, что нужно «всё взять и поделить», увы, обусловило тот самый русский бунт, бессмысленный и беспощадный, который проявился в нашей революции. Миллион Шариковых решили, вот так просто поняв марксизм, переделать страну. Ложное марксистское учение стало санкцией на, по сути дела, бесчестие, о котором говорит Достоевский. Это очень опасно, когда исполненные человеконенавистничества умозрительные идеи попадают в массы — в массы, у которых нет достаточной степени культуры, критического подхода к своему собственному мышлению для того, чтобы эти идеи как-то верно понять и принять, или отторгнуть. И мы видим здесь, как Шариков декларирует за столом, что он нашел те идеи, которые позволят ему в конечном итоге утвердить себя в этой жизни, утвердить себя в квартире профессора Преображенского — даже ценой попрания его. Попытка профессора Преображенского возражать Шарикову не приводит ни к чему.
Шариков переходит в наступление. И вот следующий фрагмент показывает нам, как он торжествует — уже в доме профессора Преображенского, не видящего возможностей остановить его триумфальное шествие по квартире, старого профессора. Устраивая пьяную оргию в квартире профессора Преображенского, Шариков как будто окончательно хочет утвердить себя в этом доме. Показательная деталь, отсутствующая в повести: Шариков пьет из пробирок спирт, в котором находится какие-то необходимые, видимо для исследования профессора, частицы — то ли какие-то экспонатов, то ли частицы каких-то органов. Отсутствующий в повести эпизод, тем не менее, очень выразительно перекликается с реальными событиями. Достаточно вспомнить о том, как происходил в Москве захват власти большевиками. Во время разграбления здания окружного суда современники были потрясены той картиной, когда пьяные красногвардейцы, солдаты вытаскивали из здания окружного суда находившиеся в криминалистической лаборатории емкости со спиртом, в которых хранились какие-то головы, руки, и выпивали этот спирт.
Вот эти впечатления реальных современников о реальной революции здесь неожиданно проступают вот в такой детали. Действительно, профессору Преображенскому нет места в его собственном доме, как уже на самом деле нет места и уже в его собственной стране. И вот здесь возникает очень важный разговор. Доктор Борменталь готов на крайние меры, чтобы остановить разрушение вот этого самого старого русского дома, олицетворяющего собой Россию. Происходит очень серьезный разговор. С одной стороны, профессор Преображенский понимает очевидную страшную истину, что Швондер, который пытается натравить Шарикова на него, совершает страшное преступление, которое потом обратится и против него самого. Сначала шариковы уничтожат преображенских, а потом и швондеров.
Это очень выразительный образ. Действительно, Швондер здесь выступает в качестве революционеров первой волны — вот этих самых революционеров ленинской гвардии, которые подняли темную народную массу, из которой потом вышли шариковы, которые сначала уничтожили буржуев, подобных профессору Преображенскому — то есть старую элиту России, а потом обрушились на швондеров — на эту самую большевистскую ленинскую гвардию. Действительно, Шариков — это сталинский выдвиженец, уже даже типологически это уже новый партийный деятель, который сметет швондеров. И вот когда доктор Борменталь готов предпринять самые крайние меры, он слышит возражение профессора Преображенского — кстати говоря, ответственного за появление Шарикова, — возражение абстрактно моралистического плана о том, что никогда не надо совершать преступления, греха — как будто в жизни бывают ситуации, когда человек выбирает только между тем, чтобы согрешить или не согрешить. За этим разговором проступает опять-таки очень выразительный символ. Русская интеллигенция, во многом поспособствовшая появлению у нас шариковых, во многом спровоцировавшая революцию в стране и ставшая жертвой этой революции, очень часто не находила в себе нравственного обоснования необходимости борьбы с шариковщиной, борьбы с революцией. Не хватало понимания того, что в каких-то ситуациях, как говорил замечательный русский философ Иван Александрович Ильин, злу надо сопротивляться силой.
И вот эту идею сопротивлении злу силою пытается утвердить в разговоре доктор Борменталь. Впрочем, разговор прерывается тем, что Шариков осуществляет еще одну отвратительную хулиганскую выходку, и вновь профессор Преображенский пытается удержать Борменталя от расправы над Шариковым. Ну, а далее перед нами проходит фрагменты, которые символизируют эволюцию Шарикова. Неожиданно Шариков находит в этом новом советском обществе себе работу, преуспевает на этой работе, и постепенно становится в полном смысле этого слова хозяином жизни — и в стране, и в квартире профессора Преображенского. Посмотрим эту серию фрагментов. Итак, мы видим, как Шариков утверждает себя не только в доме профессора Преображенского, но и в советском обществе. Мы видим, как на протяжении всего фильма меняется его внешность, и вот он, наконец, приобретает внешность типичного партийного выдвиженца сталинского времени.
Он находит и новую работу. Очень выразительные атрибуты его новой работы: кожаная куртка, черный «воронок» и «очистка Москвы» — вроде бы от кошек, но и здесь перед нами достаточно прозрачный намек. Действительно, будучи псом в прошлом, Шариков ненавидит кошек, и их теперь пытается уничтожать. Но дело не в собаках и кошках. Согласно библейским представлениям, собаки является животными нечистыми, а кошки — животными чистыми, более высокоорганизованными. И в городе кошки, действительно, нередко украшают жизнь мирных обывателей своим присутствием. Кошка — это символ чего-то более высокого, чем собака.
И вот то, что бывший пес Шариков уничтожает кошек, недвусмысленно намекает на то, где же работает Шариков — конечно, в ГПУ. Он, подобно всем чекистам, уничтожает лучшую часть общества, чтобы торжествовала худшая. И всё становится ясным. Его страшные слова о том, что они кошек «душили-душили, душили-душили» является, по существу, манифестацией любого чекиста той поры. Сцена ловли кошек тоже по-своему символична. Мы видим Шарикова, очень напоминающего Глеба Жеглова из «Места встречи изменить нельзя» — сериала, снятого талантливо, но по существу, поэтизировавшего милиционера, чекиста сталинского времени. И вот он ловит — весьма успешно, кошек, уничтожает их, «чуя их сердцем».
Это тоже показательно. Достаточно напомнить, что до 1922 года в советской стране не существовало даже Уголовного Кодекса. Единственным критерием расправ чекистов над людьми была революционная целесообразность, революционное классовое чутье. Ну, а далее происходит так, что Шариков, действительно занимает ведущее место вКалабуховском доме, и даже не признающий его за подлинного господина швейцар вынужден раскланиваться с ним. Шариков пишет донос на профессора Преображенского — это становится профессору известно, и когда Шариков в очередной раз со своей зловещей работы — уже на персональном автомобиле, приезжает домой, происходит важный разговор. Обратим внимание, что Шариков уже в данном случае уже приобщился к какому-то минимуму цивилизации. Он уже требует, чтобы с него снимали пальто и подавали обедать в столовую.
Каждая из кинолент, конечно, не может считаться абсолютно достоверной, но, несомненно, заслуживает пристального внимания, и переносит зрителей в эпоху, в которой разворачиваются события сюжетов.
Большая часть ленты разыграна профессиональными актерами на манер костюмированной драмы вроде «Короля» с Тимоти Шаламе или недавней «Жанны Дюбарри». Но есть и эпизоды с закадровым лектором, интервью с экспертами, инфографикой и даже анимационными вставками. Выбор формата авторы объясняют двумя причинами. Первая отчасти маркетинговая: такая картина должна заинтересовать молодую аудиторию, которой скучно учить историю по учебникам и лекциям. Вторая — сценарная: привязка к документалистике позволяет быть достоверными и минимально использовать художественные допущения. Но намерения авторов вызывают вопросы. Заинтересовать современных школьников можно либо смелыми и яркими проектами, либо короткими форматами. Режиссер Андрей Кравчук же снимает двухчасовые исторические документалки с реконструкцией событий.
ТОП 44 самых лучших исторических фильмов, которые нужно посмотреть Автор Анжела Житнюк На чтение 14 мин Просмотров 445 История — неисчерпаемый источник захватывающих сюжетов. Благодаря кино на экране воссоздаются знаменитые битвы, оживают великие личности. Зритель переживает эффект присутствия и проникается величием, доблестью, находчивостью или опрометчивостью предков.