Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Новости и СМИ. Обучение. Подкасты.
Великий пост в 2024 году: когда начинается и заканчивается, смысл и как правильно поститься
Когда у нас бывают сильные плотские желания, тогда трудно человеку жить духовно. Поэтому и нужно ослабить тело. Петр говорит, что страдающий плотию перестает грешить 1 Петр. Павел учит: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями Гал. Страсти свои, значит, мы можем сократить только постом. Вторая цель поста та, чтобы приучить нас к постоянной умеренности, чтобы нам быть безразличными к пище, не услаждаться ею. А то часто бывает, что люди только и думают, как бы им поесть получше, побольше да послаще, так что о Царстве Божием им и подумать некогда, да и нет желания.
В-третьих, нам нужно приучить себя к жизни загробной, равноангельской. На том свете не едят и не пьют, а если человек во время своей жизни на земле привыкнет "изнутять себя заботами" о пище и питие Злат. Таких людей конец- погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его Фил. Иоанн Златоуст: "молящийся как следует и постящийся немного требует:, а требующий немного не будет любостяжателен; а нелюбостяжательный охотно подаст милостыню... Постящийся - легок, глубоковнимателен, молится трезвенно, лукавые вожделения погашает, умилостивляет Бога, и горделивую душу смиряет.
Поэтому и Апостолы постоянно постились... Молящийся с постом не зевает, не потягивается, не бывает неповоротлив" Злат. Нет, не правильно: разрешения или разговенья на обжорство, пьянство и на все вообще грехи в Церкви Христовой никогда не было и не будет. Что должно отвечать сектантам, когда они злорадно говорят, что в Православной Церкви, хоть и нельзя в постные дни есть мяса и молока, но зато можно, будто бы, пьянствовать и, вообще, грешить? Должно отвечать, что сектанты лгут на Православную Церковь, когда говорят так, потому что, по Христианской нашей вере, не только во время поста, но и, вообще, никогда пьянство и другие греши не одобрялись и не одобряются. Правильно ли утверждают некоторые, что мяса постом нельзя есть потому, что оно само по себе греховно и есть творение диавола?
Такое рассуждение не правильно. И так думают не христиане, а хлысты, скопцы, новый Израиль, беседчики, "братчики" или, как они зовут сами себя, "назореи". Все они безумно утверждают, что мясо есть бесовская пища. О них Св. Дух ясно говорит в слове Божием, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением.
Сам Господь еще в раю и даже еще до грехопадения первых людей. Бог, сотворив Адама и Еву, дал им в пищу всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя Быт. Люди нарушили этот первый пост, послушав советов диавола, и удалились от Бога.
Великий пост делится на две части. Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей, они посвящены памяти о сорока днях Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и где постился и молился. В последнюю неделю — Страстную Седмицу — вспоминают последние дни земной жизни Сына Божьего. Под полный запрет подпадает мясо, а также колбасные изделия, молоко, сыр, яйца, сливочное масло, сметана, творог, сдобный хлеб и выпечка. Под частичным запретом — растительное масло и рыба. Особенно строго пост необходимо соблюдать в первую и последнюю недели, а в первый и последний дни верующим рекомендуется полностью отказаться от еды и пить только воду.
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» Ис. Как учит о христианском посте Православная Церковь в своем богослужении? Другая стихира на стиховне в Понедельник второй недели Великого поста на вечерни поучает нас так: «Духовным постом постимся, расторгнем всякое развращение, останемся же и соблазнов греха, отпустим и братии долги, да и нам оставятся прегрешения наша, тако бо возопити возможем: да исправится молитва наша, яко кадило пред Тобою, Господи». Такой же пост предлагает еще стихира на стиховне в Понедельник на первой неделе Великого поста: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви; истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания обвинения , лжи и клятвопреступления, — сих оскудение оставление всего этого пост истинный есть и благоприятный». Какая цель христианского поста? Во-первых, пост нужен для того, чтобы дать духу торжество над плотью. Когда у нас бывают сильные плотские желания, тогда трудно человеку жить духовно. Поэтому и нужно ослабить тело. Петр говорит, что «страдающий плотию перестает грешить» 1Петр. Павел учит: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» Гал. Страсти свои, значит, мы можем сократить только постом. Вторая цель поста та, чтобы приучить нас к постоянной умеренности, чтобы нам быть безразличными к пище, не услаждаться ею. А то часто бывает, что люди только и думают, как бы им поесть получше, побольше да послаще, так что о Царстве Божием им и подумать некогда, да и нет желания. В-третьих, нам нужно приучить себя к жизни загробной, равноангельской. На том свете не едят и не пьют, а если человек во время своей жизни на земле привыкнет «изнурять себя заботами» о пище и питие Злат. Таких людей «конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» Фил. Вот как рассуждает о пользе поста св. Иоанн Златоуст : «молящийся как следует и постящийся немного требует:, а требующий немного не будет любостяжателен; а нелюбостяжательный охотно подаст милостыню... Постящийся — легок, глубоковнимателен, молится трезвенно, лукавые вожделения погашает, умилостивляет Бога, и горделивую душу смиряет. Поэтому и Апостолы постоянно постились... Молящийся с постом не зевает, не потягивается, не бывает неповоротлив» Злат. Правильно ли думают некоторые, что пост есть воздержание только от скоромной пищи, но без воздержания от обжорства, пьянства и других грехов? Нет, не правильно: разрешения или разговенья на обжорство, пьянство и на все вообще грехи в Церкви Христовой никогда не было и не будет. Что должно отвечать сектантам, когда они злорадно говорят, что в Православной Церкви, хоть и нельзя в постные дни есть мяса и молока, но зато можно, будто бы, пьянствовать и, вообще, грешить? Должно отвечать, что сектанты лгут на Православную Церковь , когда говорят так, потому что, по Христианской нашей вере, не только во время поста, но и, вообще, никогда пьянство и другие грехи не одобрялись и не одобряются. Правильно ли утверждают некоторые, что мяса постом нельзя есть потому, что оно само по себе греховно и есть творение диавола? Такое рассуждение не правильно. И так думают не христиане, а хлысты, скопцы, новый Израиль, беседчики, «братчики» или, как они зовут сами себя, «назореи». Все они безумно утверждают, что мясо есть бесовская пища.
Нет, не верно, ибо Сам Господь Иисус предсказал, что Апостолы будут поститься. Дело было так. Книжники и фарисеи спросили Христа: «почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Лук. Что же: постились ли Апостолы после вознесения Господа на небо? Да, постились. Из слова Божия мы знаем об Апостолах очень мало, и притом знаем о жизни только некоторых Апостолов, но и в этих кратких сведениях есть указания на пост Апостолов. Так, Ап. Павел постился после призвания его Спасителем Деян. Советуют ли Апостолы христианам поститься? Да, советуют. Павел советует, чтобы муж и жена на время уклонялись друг от друга «для упражнения в посте» 1Кор. С какого времени в Церкви Христовой существуют общие посты продолжительные? Они существуют у христиан со времен Свв. Апостолов, и об этих постах всегда все верующие знали так же хорошо, как и теперь. Поэтому-то Ап. Лука, написавший книгу Деяний Апостольских, передавая о путешествии Ап. Павла в Рим и рассказывая о случившемся с ним кораблекрушении, говорит, что произошло это зимой, когда «и пост уже прошел» Деян. Время поста Апостол указывает вместо месяца и числа, как и у нас часто делают это, когда говорят, например так: «Случилось то или другое в начале Филиппова поста». Так и Апостол писал. По случаю каких событий установлены общие христианские посты? В среду и пятницу мы, христиане, постимся потому, что воспоминаем в эти дни предание Господа Иудой на страдания и самые страдания Спасителя. В среду и пятницу Господь был предан и распят, поэтому христиане и постятся «в те дни». Великий пост установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя; Филиппов или Рождественский пост служит для приготовления верующих к достойному празднованию дня Рождества Христова. Петров пост соблюдается христианами в память получения Св. Духа в день Пятидесятницы и в воспоминание проповеди Апостолов, которые перед выступлением на нее постились Деян. Успенский пост установлен в напоминание о будущем преображении уничиженных тел благочестивых христиан Мф. Почему сектанты: штундисты, баптисты, пашковцы-евангелики, молокане, меннониты, адвентисты и др. Потому, что они — не христиане. Они отреклись от научения Христа Спасителя и Свв.
Как возникли посты?
Сегодня о посте нередко рассуждают как о диете, пост для многих – средство, которое поможет сбросить вес, духовное значение поста при этом никак не учитывается. К христианам пост перешел из Ветхого Завета. Тогда он означал полное воздержание от еды и длился от нескольких часов до нескольких дней (Моисей постился все 40) и означал жертву, в которую человек приносил сам себя. Великий пост в 2024 году. Пост, который считается центральным во всех исторических церквях, начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи (Светлое воскресение). Первым, собственно христианским установлением о посте можно считать правило Иерусалимского Апостольского Собора, предписывающего членам Церкви такой устав: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того. Какие существуют посты в православии и в чём суть каждого из них. Когда начинаются Рождественский, Великий, Петровский и Успенский церковные посты.
Православные посты
Общество Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году 18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, — он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе. О целях поста, послаблениях и традициях — в нашем материале. Он наступает за семь недель до праздника и длится 48 дней. Великий пост делится на две части.
Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей, они посвящены памяти о сорока днях Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и где постился и молился. В последнюю неделю — Страстную Седмицу — вспоминают последние дни земной жизни Сына Божьего.
Злоупотребление ими приводит к абсурдному результату, поскольку за время поста человек прибавляет в весе, а пост, как утверждал преподобный Серафим Саровский , «состоит не только в том, что есть, а в том, чтобы есть мало». В этом случае человек становится гораздо более восприимчив к благодати Божией, поскольку, по словам преподобного Силуана Афонского , «благодать любит жить в сухом теле». Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание». О воздержании и 3-х степенях сытости преподобный Амвросий Оптинский писал так: «Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание — чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство — чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость — чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения. Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, — здоровый и больной». Советы постящимся 1.
Не стоит путать аппетит желание съесть что-то вкусное с чувством голода физиологической потребностью организма в энергии, которую мы получаем с пищей. Есть такое правило: мы питаемся той едой, которую усваиваем, а не той, которую проглатываем. Проглотить можно, а вот усвоить — не всегда. Поэтому старайтесь есть неспешно, тщательно пережёвывая пищу при приготовлении в этом может помочь блендер. Некоторые продукты вызывают аппетит. Они делятся на 2 вида: те, что вызывают резкий скачок инсулина в крови сахар, крахмал , и те, что раздражают стенки желудка приправы, специи, маринады ; т. Аппетит может вызывать и запах пищи. Иногда мы думаем, что голодны, но на самом деле наш организм просто испытывает жажду. Её лучше утолять простой водой. Нужно приучать себя к тому, чтобы питаться в одно время, а не беспорядочно.
Это касается не только поста, но и других периодов года. Следует помнить, что не существует универсальной нормы пищевого поста для всех людей, поскольку пост — это средство, инструмент, а не самоцель. Один из аскетических принципов гласит: любой подвиг теряет свою пользу, когда начинает вредить здоровью человека. Исходя из этого, нужно выбирать такой пищевой рацион, который бы не расстраивал здоровье и не забирал бы слишком много сил, но при этом избегал бы угождения плоти. Преподобный Серафим Саровский советовал: не вкушай пищу досыта, оставь место Духу Святому. Имеет смысл переставать вкушать пищу тогда, когда еще хочется есть, так как чувство голода проходит не сразу. Эффективнее выбирать себе самых слабых противников — самые слабые зависимости. Выпишите себе 10 пристрастий и начните исключать те, которые наименее важны для вас. Выход из поста должен быть плавным. Организм после постного режима питания насыщается быстрее и в большом количестве скоромная пища всё равно не усвоится организмом.
Желательно начинать поститься с однодневных постов это почти все среды и пятницы , а уже потом переходить к многодневным. Пост и здоровье Св. Василий Великий утверждал: «Надобно обращать внимание, чтобы, чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий. Ибо Бог, творя человека, конечно, не желал, чтобы он оставался праздным и неподвижным, но чтобы он был деятельным, в чем ему должно… Подвижнику надобно быть свободным от всякого надмения и, идя путем истинно средним и царским, нимало не уклоняясь ни в ту, ни в другую сторону, не любить неги и не приводить тела в бессилие излишеством воздержания». Святитель Игнатий Брянчанинов писал своей заболевшей сестре: «…Непременно вкушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями». Не все однозначно и в случае послабления во время болезней. С одной стороны, каноны и святоотеческая традиция в этом случае ясно указывает на необходимость ослабления поста, но обычно это относится к остротекущим или тяжёлым болезням. Тема поста во время болезни очень сложна, и в одинаковой степени требует совета желательно верующего врача и духовника.
Хочется лишь обратить внимание, что полноценный белок мяса, яиц и молока с успехом заменяет рыба. Поэтому, с точки зрения физиологии, переход на нее во время поста не представляет опасности для организма. Постовые искушения Вступая в пост нужно быть готовым к искушениям испытаниям , нападкам со стороны падших духов. По меткому замечанию свящ. Александра Ельчанинова : «…в посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы — пост открывает истинную сущность человека». Искушениями мирской жизни являются праздничные события во время поста, которых сложно избежать. Однако, не следует драматизировать ситуацию, редко на каком столе подают одно только мясо и совсем нет овощей и рыбы. В безвыходной же ситуации заповедь гостеприимства отменяет правила поста. Начинающие постники нередко обманывают сами себя, объедаясь или услаждаясь постной пищей. Следуя духу православного поста, можно поститься, в исключительных случаях вкушая даже скоромное.
В то же время можно нарушать пост, вкушая только постную пищу. Поэтому отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей». Одна из стихир Постной Триоди предостерегает от опасности приписывания заслуги воздержания от пищи себе, а не действию благодати Божией: «От брашен постящеся, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидема будеши от Бога, и злым демоном уподобишися николиже ядущим». То есть не очистившийся от страстей постник, горделивый, превозносящийся, осуждающий ближних уподобляется злым демонам, которые никогда не вкушают пищи. Пост для путешествующих Принятые ранее послабления в пост для путешествующих, были связаны с тем, что путешественники передвигались пешком, или верхом на вьючных животных, а не на комфортабельных самолётах, поездах и паромах.
Церковь соблюдала его в память страданий Иисуса Христа , прилагая к себе сказанное Им: «Когда отнимется у них Жених… тогда будут поститься» Матф. Прочие посты тогда были произвольными Тертуллиан, «О посте» : пост в среду и пяток каждой седмицы, подобно Великому Посту, основывался на страданиях Иисуса Христа, поскольку в среду составлен был против Него иудеями совет, а в пяток Он умер. Эти посты отличались между собой длительностью, которая была троякой. Посты в среду и пяток продолжались до 9-го часа или по нашему до трех часов вечера, почему и называли их полупостами. Пост в Четыредесятницу оканчивался вечернею, то есть в шесть часов к закату солнца. Еще был сугубый пост или полное говение, когда целые сутки проводили без пищи. Так говели в Великую Субботу, некоторые к ней присоединяли Великую Пятницу, иные так проводили три дня, иные четыре, некоторые все шесть дней Страстной седмицы — каждый сколько мог. Этот сугубый пост в Испании соблюдали каждую субботу и, сверх того, раз в каждом месяце, кроме июля и августа. Причина, почему постились до 9-го часа, заключалась в память часа смерти Иисуса Христа, а до вечера — в воспоминании Его погребения Тертуллиан, «О посте». Степени воздержания были также различны. Одни ели все только в сыром виде, другие держались сухоядения Тертуллиан, «О посте» , воздерживаясь не только от мяса и вина, но и от плодов винных и сочных, употребляя с хлебом только орехи, миндаль и т. Сухоядение одобряемо было особенно во время гонения, как приготовление к мученичеству Тертуллиан, «О посте». Некоторые и кроме Страстной седмицы ничего не вкушали в продолжение многих дней и нередко даже до 10-й зари, как говорит Лукиан , свидетель несомненный. Ибо в эти необыкновенно продолжительные посты входили и воскресенья, в которые законом запрещено было поститься. В первых веках Христианства, хотя были еще в Греции и Риме люди, занимавшиеся разными телесными упражнениями для укрепления тела, но гораздо более было таких, которые вредными для здоровья пороками ослабляли тело и рано старели. Однако среди развращения, которыми исполнены были Египет и Сирия, появлялись великие постники, которые жили гораздо дольше других людей. Правда, в теплых странах пост не столь тягостен, но наблюдались необыкновенные примеры воздержания в Галлии и еще более холодных странах, притом спустя более 100 лет уже после апостолов, ибо многие из великих подвижников следовали древнему образу пощения. Христиане, подобно иудеям, взирали на пост как на время сетования. Правда, иудеи налагали его на себя часто в изъявление естественной скорби, причиненной потерею любимой особы или другим каким-либо временным бедствием. Но христиане, все прилагая к духовным вещам, употребляли эти внешние знаки сетования для возбуждения в себе печали, созидающей спасение 2 Кор. Киприан учит, чтобы грешник оплакивал смерть души своей, по крайней мере, как потерю любимой особы «О падении» , а свят.
Давайте разбираться. Кому можно поститься? Если вы до вступления в этот период поста питались правильно, рацион ваш был сбалансирован, вы употребляли достаточное количество белков и жиров, пост будет для вас не вредным мероприятием. Но если вы кушали булочки, тортики и мусорную еду, могут обостриться хронические заболевания или даже что-то "поломаться". Поэтому очень важно правильно входить в пост, если вы все-таки приняли это решение. Стоит обеспечить себя всеми необходимыми витаминами, минералами, аминокислотами и микроэлементами. Кому поститься нельзя? Организм растет, развивается, формируются органы и ткани, формируется крепкая работа сердечной мышцы. Ни в коем случае не заставляйте детей поститься, тем более если они этого не хотят. Вторая - люди с хроническими заболеваниями, которым показаны сбалансированная диета и еда как лекарство. И третья категория - скажем так, люди золотого возраста, особенно те, которые не могли себе позволить питаться сбалансированно. Если до этого у них были "пробелы" в аминокислотах, в правильности питания, сейчас пост может просто навредить и обострить хронические заболевания. И беременным женщинам, конечно, противопоказан пост. Вредно ли целый день не есть вообще? Ничего страшного от разовой истории не будет.
Испытайте силу молитвы и поста
Бог не требует этого от христиан. В то же время, Библия говорит о посте как о чем-то хорошем, полезном и ожидаемом. Великий пост – важный период для христиан, во время которого люди проверяют и воспитывают себя. В этот период не только придерживаются пищевых ограничений, а и отказываются от удобств повседневной жизни, освобождая место для духовных ценностей. Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году. это самый продолжительный и строгий из всех постов Русской православной церкви, именно поэтому его называют Великим.
Информационный пост современного христианина
Несмотря на эти испытания, Иисус остался верен своим идеям и Господу. Именно им было запрещено вкушать от древа познания добра и зла запретный плот. Отсюда пошла христианская традиция», — объяснила собеседница «360». Это время для духовного очищения, ухода от привычек и мыслей, которые не служат росту и развитию. В течение 40 дней верующим стоит усиленно молиться, исповедоваться и приходить на службы. Важно понимать, что без искреннего раскаяния и обращения мыслями к Богу пост теряет свою суть, превратившись в обычное воздержание от вредной пищи.
Священнослужители все чаще советуют избегать переизбытка информации, ограничив бездумное времяпровождение в социальных сетях. Православным лучше сосредоточиться на внутреннем самосовершенствовании и духовном обновлении. Богослов и архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий писал: «Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла».
Великий пост делится на два основных этапа: Святую четыредесятницу и Страстную седмицу или Страстную неделю. В течение Святой четыредесятницы верующие стремятся к духовному очищению и приближению к Богу через пост, молитву и исповедь грехов. Это время подготовки к встрече с воскресшим Христом. Страстная седмица посвящена последним дням жизни Сына Божьего на земле, его учению, Тайной вечере, страданиям на Голгофе и воскресению. В эти дни верующие особенно глубоко переживают предшествующие Пасхе события, вместе мысленно проходя эти страдания с Иисусом Христом.
Во время Рождественского поста верующие стараются следовать примеру монашеского образа жизни — не только в еде, но и в поведении, акцентируя внимание на милосердии: примиряются после ссор, занимаются благотворительностью, проявляют доброжелательность и открытость к окружающим. Постные дни также благоприятны для совершения крещения как детей, так и взрослых, чтения акафистов, молитв за усопших, в том числе проскомидий и панихид.
Ионы Ион 3:5. Какое научение для нас в том, что ветхозаветные люди постились? Все ветхозаветные примеры, по рассуждению Апостола, описаны «в наставление нам, достигшим последних веков» 1Кор. Кто начал пост в Новом Завете? В Новом Завете Сам Спаситель показал пример поста. Евангелист рассказывает, что «Иисус возведен был Духом в пустыню..
Признал ли Господь пост полезным для христиан? Спаситель объяснил, что с диаволом можно бороться только при помощи поста и молитвы. Показал ли Господь, каков должен быть пост? Спаситель объяснил, что поститься должно не на показ, не для того, чтобы люди видели постника и хвалили его. Поститься нужно не с целью достигнуть славы среди людей, а для того, чтобы снискать милость и благодать Божию. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помаж голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» Мф. Итак, Спасителем обещана за пост небесная награда.
Верно ли говорить, что Спаситель будто бы отменил пост для Апостолов и для всех, вообще верующих в Него? Нет, не верно, ибо Сам Господь Иисус предсказал, что Апостолы будут поститься. Дело было так. Книжники и фарисеи спросили Христа: «почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Лук. Что же: постились ли Апостолы после вознесения Господа на небо? Да, постились. Из слова Божия мы знаем об Апостолах очень мало, и притом знаем о жизни только некоторых Апостолов, но и в этих кратких сведениях есть указания на пост Апостолов.
Так, Ап. Павел постился после призвания его Спасителем Деян. Советуют ли Апостолы христианам поститься? Да, советуют. Павел советует, чтобы муж и жена на время уклонялись друг от друга «для упражнения в посте» 1Кор. С какого времени в Церкви Христовой существуют общие посты продолжительные? Они существуют у христиан со времен Свв. Апостолов, и об этих постах всегда все верующие знали так же хорошо, как и теперь.
Бог не требует этого от христиан. В то же время, Библия говорит о посте как о чем-то хорошем, полезном и ожидаемом. В книге Деяний Апостолов записано о верующих, которые постились перед принятием важных решений Деяния 13:4; 14:23. Пост и молитва часто связаны между собой Луки 2:37; 5:33. Довольно часто фокусом поста является воздержание от пищи. Вместо этого, целью поста должно быть отстранение от этого мира и, вместо этого, концентрация на Боге. Пост помогает вам обрести новый ракурс и обновить уверенность в Нем. Хотя пост в Библии почти всегда сопровождается воздержанием от пищи, существуют и другие способы поста.
Они определяли традиции и обряды церковной жизни. Студийский устав не требовал от верующих истязать себя голодом — каждый постился по мере сил и здоровья.
Примерно таким же был Афонский устав. А вот Иерусалимский предполагал строгую аскезу. Именно Иерусалимского устава стала придерживаться христианская церковь. Отсюда и жесткие требования к ограничению в еде. Разрешенная еда во время поста Питание в период поста на Руси регламентировала церковная книга Типикон. Основу питания обычно составляли овощи. Это в первую очередь пареная репа, морковь и свекла. Активно ели соленья: огурцы, грибы, квашеную капусту. Также в рационе были серый и ржаной хлеб, пироги и пирожки, пряники, орехи, изюм, курага, ягоды. Разнообразить меню помогали постные первые блюда, которые готовили на овощных бульонах: борщ, щи, рассольник.
В дни, когда можно было употреблять рыбу, на столе появлялась уха. Не меньшей популярностью пользовались каши и блюда на основе гороха. Пирог с заварной капустой или с грибами, ломтевой картофель с уксусом, похлебка с груздями, вареный горох, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша, соленые огурцы, грузди и капуста, пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле, гороховый кисель с маслом; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупою; блины, шанежки, оладьи, мерзлая брусника и клюква с медом; пирог с одной малиной или маковник с медом, орехи, пряники, изюм», — перечислял Владимир Даль в своем словаре разрешенные в пост блюда и продукты. Запрещенная пища в пост Во время поста нельзя есть еду животного происхождения, прежде всего мясо, яйца, молоко и все продукты на его основе. Также запрещены кондитерские мучные изделия, сладости. Рыба и растительное масло разрешены в определенные дни, которые указаны в православных календарях. Считается непозволительным употреблять алкоголь. Речь в первую очередь о таких крепких напитках, как водка, настойки, ликеры, пиво, все вина и даже кагор. Однако, согласно Типикону, есть единственный алкогольный напиток, который можно употреблять во время поста, — красное некрепленое вино. Традиция пить вино в церковные праздники пришла из Византии, где напиток разбавляли водой.
Поэтому пить красное вино в пост следует именно разбавленным. Праздники в постные дни На период постов могут выпадать праздники: день рождения, Новый год, 8 Марта... Представители церкви считают, что это отнюдь не повод нарушать взятые на себя обязательства. Вы можете отмечать важные праздники, но не стоит предаваться чрезмерному веселью и есть скоромную мясную и молочную пищу. То же самое касается церковных праздников: их можно и нужно отмечать умеренно и скромно с учетом рекомендаций поста. Особенности Великого поста Великий пост — самый почитаемый в христианской традиции. Те, кто соблюдает Великий пост, должны пройти полное очищение, чтобы стать ближе к Богу и встретить главный праздник — Пасху. В этом помогают ограничения в еде, молитва, а также работа над своими негативными эмоциями: злостью, обидой, завистью. Великий пост считается самым строгим и длится 7 недель. Первую и последние недели придерживаются строгих ограничений.
В первый день поста есть нельзя вообще.
В чём смысл Великого поста?
В чём христианский смысл поста? Великий пост для христиан — семь недель напряжённого духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днём, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни церкви или святого человека. фраза, которую так часто можно услышать от людей, давно находящихся в Церкви. Пост у христиан – возможность научиться любви, целомудрию, терпению, видению своих собственных ошибок и грехов.
Что такое христианский пост и почему его нельзя воспринимать как диету
Святитель Афанасий Великий пишет: «Кто разрешает среду и пяток, сей распинает Христа, как иудеи, ибо в среду Он был предан, а в пяток — распят». Пост среды и пятка на каждую седмицу во все лето, в воспоминание страдания и смерти Исуса Христа: ибо в среду злочестивый Июда предал Христа июдеям, а в пяток беззаконнии июдеи распяша Его. Но как смерть Христова привела нас в безсмертие, посему убо и должно верующим, по чувству их благодарности, поститися во всякую среду и пяток, чтобы сим воспомянути страдания Спасителя нашего. Пост среды и пятка не есть подвиг о посте произвольный, но обязательный для всякого христианина. А для иноков и сущих в покаянии он увеличивается и еще на день понедельника «Устав» святителя Арсения Уральского. Говорили об авве Пахомии, что однажды встретил он по дороге несущих к погребению тело мертвого человека и увидел здесь двух ангелов, идущих позади одра. Размышляя о них, он просил у Бога, чтобы открыл ему касательно их. И пришли два ангела к нему, и Пахомий сказал им: зачем вы, будучи ангелами, сопровождаете мертвого?
Отвечали ему ангелы: один из нас ангел среды, другой — пятка. И поелику до тех пор, пока не умер человек, не оставлял он поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем тело его. Так как даже до смерти своей сохранил он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа «Древний патерик». В церковном году есть также некоторые периоды, когда пост среды и пятка оставляется и разрешается скоромная пища. Это бывает: В Светлую седмицу; В седмицу по сошествии Святаго Духа; В праздники Рожества Христова и Богоявления; В десять дней по Рожестве Христовом святки ; В седмицу по недели о мытаре и фарисеи; В седмицу сыропустную, когда можно есть все, кроме мясных продуктов. Многодневных постов четыре: 1 Рождественский пост начинается за сорок дней до Рождества Христа Спасителя и продолжается 6 недель, с 28 ноября по 6 января включительно с 15 ноября по 24 декабря по старому стилю. Установлен для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова: здесь мы готовим себя к тому, чтобы достойно, с чистым сердцем и душой встречать сошедшего в мир Сына Божия, воздавая Ему должную похвалу и почесть.
Так как пост этот начинается после 14 ноября, дня памяти св. Установлен он в честь святых апостолов, а также и в воспоминание того, что апостолы, по сошествии Святаго Духа, разошлись из Иеросалима по всем странам, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы Деян. Установлен этот пост для достойного приготовления к празднику Успения Богородицы и в подражание ее жизни, проведенной в подвигах поста. Великий пост — самый строгий из многодневных постов. Правила пощения изложены в «Большом уставе». Посты, за исключением Великого, не имеют своего особого богослужебного чина. Только богослужение Великого поста очень своеобразно и отлично от богослужения остального года.
Но народе давно действует несколько ограничений: нельзя заниматься тяжелой работой по дому, стирать вещи вручную, рукодельничать и мыть окна. Учитывая, что день входит в Великий пост, то также запрещается устраивать гуляния и играть свадьбы. Что касается Вербного воскресенья, то веточками вербы начинают запасаться заблаговременно, на Шестой неделе. Считается, что растение может принести в дом благополучие. Поэтому вербу освящают в церкви, а затем ветками украшают жилище. На удачу близкого человека слегка похлопывают вербой по плечу. После праздника выкидывать растение нельзя. Ветки либо закапывают, либо сжигают. Страстная седмица.
Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. В эти дни в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении. В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» Мф. Однако Христос остановил их: «возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» Мф. Великая Пятница — самый скорбный день.
И ныне живущий без воздержания мир практически погружается в животное состояние: «ешь, пей, наслаждайся». И вот, для того чтобы не утонуть в этом во зле лежащем мире, не утратить ориентиров на пути спасения, Церковь предлагает нам, своим чадам, на какое-то время как бы сугубо обособиться, оторваться от этого мира. Это время поста — время, когда, по возможности отстранившись от внешнего, можно разобраться в себе, понять, каков ты по отношению к самому себе, ближним, окружающему миру, Богу. Подвиг поста и молитвы помогает человеку увидеть себя в истинном свете, познать с помощью Божией свои слабости и немощи. В эти дни мы чаще ходим в храм, чаще каемся и причащаемся, стремимся исправиться; Господь же в ответ на наши усердные труды дарует нам Свою благодать, которая реально меняет нашу внутреннюю жизнь к лучшему. И если св. Не быть «людоедом» — Бывает и так, что мы «не едим мяса, но поедаем брата»… — Слова эти принадлежат св. Василию Великому.
Он писал: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, прости ему долги. Не ешь ты мяса, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешься от обид…» Св. Иоанн Кронштадтский говорит об этом так: «Многие христиане… считающие грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день чего-либо скоромное, без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают». Способов «поедания» много, каждый может определить свой — достаточно вспомнить заповеди Закона Божия ведь большинство из них связаны с отношением к ближним. Часто постовые искушения вызывают осложнения в отношениях между людьми. В связи с этим хочется сказать несколько слов об отношении постящегося человека к близким в семье.
К сожалению, не всегда так бывает. Если в семье существует разное отношение к посту или к вере в целом, это не должно стать причиной возникновения внутрисемейных конфликтов и разделений. Часто бывает, что, придя к пониманию необходимости поста, человек начинает видеть в лице невоцерковленных близких препятствие к исполнению постового подвига, и это приводит к недоразумениям. В этом случае верующий должен вспомнить слова Христа: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга Ин. Всё Евангелие пронизано духом любви, не эгоистичной, но жертвенной, когда любящий душу свою полагает за любимых, по образу Христа, принявшего страдания и смерть за нас. Если же при совершении поста человек ожесточается против ближних, то пользы от поста он не получит. Не нужно ждать от невоцерковленных близких какого-то особенного к себе отношения, не нужно роптать на отсутствие постной кухни, а особенно — требовать подражания себе. Мы постимся для собственной пользы.
И, как сказал св. Если, постясь, мы не будем превозноситься и требовать, а станем кроткими и милостивыми, то, может быть, и наши непостящиеся близкие о чем-то задумаются. И еще — подумаем, почему именно в посты и праздники возникают ситуации, когда особенно хочется нам отстаивать свою якобы «единственно правильную» точку зрения? Подумаем — и не будем радовать того, кто, по словам отцов, заботится о нашей погибели более, чем мы о своем спасении.
Некоторые считают, что пост - это воздержание от еды. Не так. Воздержание от еды именуется диетой. На посту воздерживаются от еды не в качестве причины, а как следствие. Стоящий на посту, чтобы не провалить задание, воздерживается от увеселений, секса, излишней пищи, излишнего сна.