“ А вот в большинстве протестантских конфессий нет обязательных дат поста, и христиане сами решают, когда поститься.
Страстная неделя 2024: когда начинается и заканчивается, что можно и нельзя делать
В результате и стала возможной встреча Бога и человека. Пост праведника Иова Пост Иова длился семь дней и ночей, и в течение этого времени ни он, ни те, кто окружал его, не сказали ни слова. В Книге Иова, главе 2, стихе 13, сказано: И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико. Дьявол провоцировал Иова, насылая на него всевозможные болезни, от которых тот сильно мучился. Но праведник не обратился против Всевышнего, и не поддался призыву жены проклясть его. Друзья пришли, чтобы поддержать Иова, а он своим терпением показывает пример того, как достойный человек должен вести себя в скорби. Пост пророка Ионы и Ниневийский пост Господь решил наказать жителей Ниневии за грехи и послал пророка Иону, чтобы тот призвал их покаянию.
В пост христиане должны отказаться от продуктов животного происхождения, поэтому из рациона убирают мясо, яйца, молоко, рыбу и многие сладости. Но делать это нужно грамотно.
Нельзя резко отказываться от таких продуктов, так как организм, привыкший к мясу, будет испытывать серьезный стресс. Специалисты нашли метод, который поможет облегчить воздержание от еды. Врачи советуют за неделю до начала поста каждый день сокращать порцию белка. Сначала отказаться от яиц на завтрак, потом меньше добавлять мяса в блюдо.
Великий пост у православных считается самым продолжительным и строгим. По принятым правилам в первые два и в последний день поста рекомендуется вообще отказаться от пищи.
В остальной период рекомендуется сохранять умеренность в еде. Под запретом находятся мясо, яйца и молочные продукты, то есть продукты животного происхождения. Согласно правилам, в будние дни едят один раз в день — вечером. По субботам и воскресеньям два раза — в обед и вечером. Однако в Великий пост, как и любой другой, не стоит забывать и о духовной работе. В этот период следует уделять внимание молитве, чтению Святого писания, посещению храма, подкрепляя таким образом телесную практику поста.
Кому можно не придерживаться поста? Согласно церковным правилам, беременные женщины, болеющие, занятые тяжелым трудом, путешествующие, а также люди пожилого возраста могут не соблюдать эти правила.
Иерей Иоанн Курбацкий: Пост — время покаяния. Святитель Василий Великий в первом слове о посте так говорит: «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей; потому что истинный пост есть устранение от злых дел.
Разрешай всяк соуз неправды. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги. Не в судех и сварех поститеся. Не ешь ты мясо, но поядаешь брата.
Воздерживаешься от вина; но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера; но тратишь день в судебных местах». Пост не должен пройти впустую, то есть мы должны не просто пройти это время, но принести плод, достойный покаяния, переплыть это море, как корабль торговца полный товаром, а не порожняком. Пост для того и дан, чтобы мы приблизились к Богу молитвами, чтением житий святых и их творений, воздержанием от всякого зла, от зрелищ, от пустословия и праздности.
Мы тоскуем по той радости, чистоте, которая была когда-то у нас, которую мы потеряли и растратили, как блудный сын различным грехом: лукавством, жадностью, ненавистью, злорадством, блудом, завистью… «Потщимся же паки слезами восприяти, яже погубих» канон в неделю Сыропустную. Пост — орудие духовной борьбы. Это путь домой к нашему Богу и Отцу. Вы говорите о музыке, фильмах.
Лучше от этого воздержаться, имея в виду ту цель, ради которой мы постимся. Слова апостола Павла «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Вот, к примеру, преподобный Герасим, иже на Иордане, в Великий пост ничего не вкушал, только по воскресеньям причащался с братией в церкви. А всю неделю проводил в уединенной молитве к Богу.
Мы же хоть в малой части да будем таковым святым подражать. Они никого из людей не видели, а нам бы отстать от просмотра телевидения и интернета, соц. Пусть наш ум, наше внимание тоже попостятся, душа истрезвится от непрерывных суетных, а то и греховных впечатлений. Мы окружены постоянным шумом информационным, музыкальным и т.
Порой с болью смотришь на современного человека: он постоянно окружен шумом, суетой, так называемой музыкой. Даже на природу человек приезжает и не может побыть в тишине, наедине с природой. Громыхает музыка, которая заглушает работу души, размышления, тихое созерцание красоты Божьего мира. Молчание же научает нас ответственно относиться к произносимым словам, уметь слушать и слышать других.
Вот, что пишет авва Исаия: «Ни в одном труде не будь нерадив. Потому что труд, страдания и молчание рождают смирение». Сегодня очень у многих людей работа так или иначе связана с интернетом. Нужно избегать развлечений не говоря уж об игрушках.
А вот душеполезные материалы — поучения святых отцов, проповеди, аскетические, исторические и апологетические материалы, информацию о жизни Церкви — вовсе не возбраняется изучать в это время. Но в любом случае надо помнить, что предпочтительнее молитвы нет ничего. Возьмем на себя хоть малый, но постоянный подвиг: дополнительные молитвы, обязательное чтение святого писания и святых отцов определить, что и сколько , милостыня помня слова Спасителя: «Милости хощу, а не жертвы» Мф. Все это мы делаем, чтобы стяжать духовный плод: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание Гал.
Хорошо бы определить свою страсть, которая наиболее борет человека. И начать с ней бороться, например, с гневом, с блудными помыслами, тщеславием. Да и просто трудиться, заниматься воспитанием детей и прочими семейными обязанностями. Тогда не будет времени на пустое времяпрепровождение.
Итак, в эти наступившие дни углубимся в себя, сосредоточимся на духовном делании.
Православные посты в 2024 году
Поэтому следует по возможности избегать развлечений, телевизора, интернета и гаджетов. Стараться больше времени проводить наедине с собой и больше молиться, думать о Боге и вечных ценностях. Основным смыслом поста для христианина является покаяние Также в этот период нельзя ругаться, злиться, материться. Нужно быть готовым к тому, что окружающие могут не принять такое поведение и отстранятся, либо начнут отговаривать от соблюдений отягощающих правил. Лучше не рассказывать посторонним о соблюдении поста и вести себя как обычно. Более того, в церкви допускается нарушение правил питания в период поста, находясь в гостях. Можно испробовать запрещенное мясо или испить вина, но после этого, придя домой, нужно помолиться и воздержаться от пищи более строго, например, голодать следующий день. Для кого разрешены послабления в еде Для некоторых категорий людей предусмотрены послабления в правилах питания. К ним относятся: беременные либо кормящие грудью, старые или больные люди, а также те, кто находиться в дороге, больнице или отбывают срок в местах лишения свободы. Они могут обратиться к батюшке для того, чтобы он дал свое благословение на нестрогий пост. Нестрогий пост могут соблюдать беременные женщины и люди с хроническими заболеваниями Так, например, для беременных и людей со слабым здоровьем допускается более разнообразная пища, разрешается рыба и молоко.
Люди, которые не могут соблюдать обычные нормы поста, в этот период могут отказаться от развлечений и сладостей. Также можно поститься только в среду или пятницу. Календарь постного меню на каждый день В период Великого поста из рациона полностью исключаются продукты животного происхождения: рыба, мясо, птица, молоко, яйца, сливочное масло и другие молочные продукты. В первый день поста христиане переходят только на воду и хлеб, а в последнюю пятницу перед Пасхой Страстная пятница полностью отказываются от пищи.
Можно постепенно возвращаться к привычному рациону. Кому можно не поститься в Великий пост — 2024 От соблюдения поста освобождаются беременные и кормящие женщины, дети до 14 лет, люди с хроническими болезнями.
Разрешено не поститься работникам, выполняющим тяжелый физический труд. Путешественникам также даются послабления, если они встречают пост в дороге. Что можно и нельзя делать в Великий пост — 2024 Пост накладывает определенные ограничения не только на привычки в еде, но и на образ жизни. Чтобы достичь духовного очищения, необходимо соблюдать ряд моментов. Поэтому всякие проявления слабостей, страстей и вредных привычек становятся еще более неуместными в Великий пост», — для 5-tv. Можно ли зачать ребенка Церковь не накладывает запрета на зачатие малыша в период поста.
Приветствуется воздержание пары от интимной близости по обоюдному согласию. Однако если наследника зачали в пост, то это никак не повлияет на его будущее. Можно ли крестить ребенка Таинство крещения совершается в любой день поста. Можно ли играть свадьбу Жених и невеста могут зарегистрировать брак в ЗАГСе, а свадебное торжество и венчание стоит провести после завершения Великого поста. Можно ли венчаться Церковь не благословляет проведение венчания в постные дни. А в народе бытует поверье, что такой брак будет пустым: супруги не найдут согласия и быстро разведутся.
Можно ли отмечать день рождения Во время поста приветствуется общение с семьей и близкими людьми. Однако на таких посиделках следует воздержаться от переедания, употребления алкоголя, танцев, песен.
Правда, не каждый день. Рассказываем, как правильно соблюдать Великий пост и в какие дни можно есть не только хлеб и овощи. Отказ от еды — не главное Несмотря на то что Великий пост ассоциируется в первую очередь с отказом от еды, главное в нем — молитва и очищение духа. Как отмечают священники, во время поста важно посещать храм, следить за своими поступками, помнить о покаянии и совершать как можно больше хороших дел. А еще нельзя забывать о своих близких, помогать нуждающимся, малоимущим и одиноким.
Отказ от еды в этом списке занимает последнюю строчку.
Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху. Светлый праздник Пасха: когда наступит и как ее правильно встретить Питание в Великий пост Самыми строгими неделями Поста считаются первая и Страстная Седмица. Усердные христиане в эти дни порой даже не вкушают ничего сытнее кусочка хлеба и воды.
Но этот подвиг под силу далеко не всем. К еде во время Поста нужно подходить разумно. Ни в коем случае не нужно слушать чужих советов и шерстить Интернет. Опирайтесь на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь.
Он, как никто другой, знает и чувствует ваше духовное состояние. Пост — не диета. Не можешь жить без мяса — ешь мясо. Не можешь жить без молока — пей молоко.
Цель Великого Поста — не в запрете на творог или колбасу, а в покаянии. Рецепты Календарь питания на Великий пост по дням: что можно и нельзя есть Что касается супружеской близости, то здесь ответственность лежит на самих супругах. Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе. Если постится только один из супругов, а второй о посте даже не помышляет и требует от постящегося исполнения супружеского долга, то этот самый долг нужно исполнять.
Об этом еще апостол Павел сказал: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» 1 Кор 7:1-7. К тому же, цель Поста — не разрушить мир в семье, а укрепить его. Скачать календарь Как правильно соблюдать Великий пост О духовной составляющей поста просто и лаконично рассказал на своей странице в Фейсбуке протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им.
Чем на самом деле опасен для здоровья Великий пост
В субботу на шестой неделе на Утрене и Литургии вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря. Шестое воскресенье поста — Вербное. На Всенощной благословляются распускающиеся ветви вербы или других растений. Их раздают раздаются прихожанам. Освященная верба знаменует воскресение, торжество жизни над смертью. Лучшее время, чтобы услышать Бога и обратиться к нему с искренней молитвой. Человек, который держит пост, оказывает послушание Всевышнему и Церкви. Верующий следует за Иисусом Христом к спасению. Пост помогает бороться со страстью чревоугодия, удерживает от нее, чтобы не стать рабом плоти. Постный подвиг способствует смирению, так как пресыщение может привести к гордости, эгоизму, ленности, жадности. Человек получает возможность научиться ценить простую пищу и простые радости жизни, благодарить Бога за это.
После выхода из поста по-новому ощущается вкус скоромных блюд. Пост избавляет от уныния, дает утешение. Пища в пост дает возможность существенно сэкономить, так как из рациона на время исключаются мясо, рыба, молоко и яйца, а также изыски и любимые продукты. Оставшиеся деньги можно потратить на творение милостыни.
Пасха — переходящий праздник, то есть точно закреплённой даты у неё нет, соответственно, каждый год она отмечается в разные дни. В 2024 году 5 мая будет праздноваться Пасха. Страстная неделя или Страстная седмица — это неделя до неё, которую открывает Вербное воскресенье в 2024 году — 28 апреля. Поэтому Великая Страстная неделя 2024 начнётся с понедельника, 29 апреля, и закончится в субботу, 4 мая. Суть Страстной седмицы Считается, что Страстная седмица является седьмой неделей Великого поста, но с точки зрения церкви это не совсем так: хотя пост в это время действительно соблюдается, всё же по сути она выделяется в отдельный период перед Пасхой.
Название этой недели произошло от слова «страсти», которое с церковнославянского языка переводится как «страдания». Эта неделя — время страданий Спасителя в Иерусалиме, когда Его сначала осудили первосвященники, затем предал ученик и, наконец, распяли на кресте по требованию неблагодарного народа. Верующие в эти дни держат особенно строгий пост и посвящают время молитвам, стараются преодолеть пороки и стать лучше перед Пасхой. В церквях служатся особые службы, во время которых вспоминают события Страстной недели. Фото: vk. В греческой традиции она называется Великой, что указывает на её превосходство и важность перед другими событиями. Отсылка к этому названию в русской традиции осталась в наименовании дней этой недели: Великий понедельник, Великий вторник и так далее. Дни Страстной седмицы в 2024 году Страстная седмица по дням длится не так долго — их всего шесть, но все они наполнены важными и печальными событиями. В эти дни в церквях идут особые службы, которые являются отсылкой к тому, что Христос все дни перед страданиями проводил в храмах, уча народ. Каждый день вспоминают события, которые происходили в это время в жизни Спасителя, и различные притчи.
Великий понедельник, 29 апреля: в этот день вспоминают жизнь патриарха Иосифа Прекрасного и две притчи — о злых виноградарях и бесплодной смоковнице. Патриарх Иосиф Прекрасный считается в некотором роде прообразом Иисуса Христа: их жизненные пути похожи, обоих предавали самые близкие люди за деньги и обрекали на страдания и гибель и оба при этом сохранили способность прощать и доброту. Притча о злых виноградарях рассказывает о том, как один человек, посадив виноградник, отдал его виноградарям, а те, когда пришёл срок, отказались отдавать плоды его рабам, при этом избив их. Тогда человек послал к ним своего сына, но виноградари, поняв, что это наследник, его убили. Придёт и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
Верующие особо строго держат пост в первую и в последнюю неделю поста — Страстную Седмицу". По их словам, кроме того, самые строгие правила поста предписывают особое воздержание от пищи по пятницам, а в пятницу на Страстной Седмице, по монастырскому уставу, вообще нужно отказаться от еды.
Рассказывая о требованиях поста, они отметили, что по большому счету "пост — это не про еду, пост — это про язык, про мысли". Неслучайно накануне Великого поста у православных — Прощеное воскресенье, когда простые верующие, духовенство, монашествующие просят друг у прощения. Как правильно поститься Согласно принятым правилам, в течение всего поста верующим предписывается воздержаться от употребления мяса, рыбы, молока и яиц. Ничего общего пост и вегетарианская диета между собой не имеют. Разве можно назвать постом то, когда отсутствие мяса заменяют такими постными продуктами, как дорогие авокадо, креветки, крабы, кедровые орехи и так далее", — сказали священнослужители. Отвечая на вопрос о списке продуктов, которые церковь разрешает употреблять во время поста, отметили, что это крупы, грибы, сухофрукты, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб, мед. В Великий пост в некоторые дни можно есть рыбу.
Самые преданные христиане в эти дни, бывает, ограничивают себя одним только хлебом.
В остальное время требования к столу не такие строгие, но всё равно полезно знать, что можно и что нельзя есть в Великий пост. Расписание по дням мы собрали в один календарь. Также можно есть хлеб, в составе которого нет яиц и масла. В определенные дни разрешается растительное масло и вино. Категорически же запрещены в пост мясо и птица, молочные продукты, яйца и все продукты, которые их содержат , сдоба и кондитерские изделия, сливочные соусы, колбаса и алкоголь кроме вина в определенные дни.
Великий пост в 2024 году
Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале. В 2024 году главный праздник православных христиан в России приходится на 5 мая, а Великий пост будет длиться с 18 марта по 4 мая. Рассказываем, как долго постились первые христиане и чем православный пост отличается от католического. Изначально у некоторых христиан пост длился семь дней, а у других — немного больше. На православном соборе 1166 года упоминается о необходимости хранить пост перед Рождеством Христовым 40 дней.
«Великий пост – это выход из зоны комфорта»: монахи рассказали, что можно, а чего нельзя
Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от воды до третьего часа дня. рассказываем в этом материале. Повторяю, христианский пост служит для искоренения или, хотя бы, ослабления страстей, а не для их усиления! Пост всегда был и остается необходимой составляющей жизни христианина.
Правила Великого поста для начинающих мирян — с 27 февраля по 15 апреля 2024 году
История установления христианских постов Пост известен с давних пор. В пределах христианского поста перед Пасхой есть день без пищи вообще. В 2024 году главный праздник православных христиан в России приходится на 5 мая, а Великий пост будет длиться с 18 марта по 4 мая. Светлый праздник Пасхи предваряет Великий пост – один из самых строгих и продолжительных в церковном календаре. В 2024 году этот пост держат с 18 марта по 4 мая, всего он продлится 48 дней. Священнослужители рассказали, что в православии некоторым категориям верующих разрешено не держать пост, в том числе Великий.
Духовная весна
- Великий пост 2023: как правильно поститься и питаться по дням календарь питания
- Начало и конец Великого поста в 2024 году
- Великий пост 2024: сколько длится, что можно и запрещено из еды | ОТР
- Что говорят о посте горожане?
- Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год
История и смысл Великого поста
В результате и стала возможной встреча Бога и человека. Пост праведника Иова Пост Иова длился семь дней и ночей, и в течение этого времени ни он, ни те, кто окружал его, не сказали ни слова. В Книге Иова, главе 2, стихе 13, сказано: И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико. Дьявол провоцировал Иова, насылая на него всевозможные болезни, от которых тот сильно мучился.
Но праведник не обратился против Всевышнего, и не поддался призыву жены проклясть его. Друзья пришли, чтобы поддержать Иова, а он своим терпением показывает пример того, как достойный человек должен вести себя в скорби. Пост пророка Ионы и Ниневийский пост Господь решил наказать жителей Ниневии за грехи и послал пророка Иону, чтобы тот призвал их покаянию.
Воздержание от переедания — это уже для некоторых самый настоящий пост. В некоторые дни, например, в Страстную Пятницу монахи вообще отказываются от пищи, но это не значит, что мирянам следует поступать также, как и придерживаться сухоядения, то есть употребления термически необработанной пищи. Так как же определить для себя меру поста? От послабления к расслаблению Священники признаются, что нередко к ним за благословением на послабление приходят здоровые с виду люди, а вот немощные, напротив, скрывают от батюшки свои проблемы со здоровьем и постятся, как положено, а то и вовсе усиливая для себя ограничения. Трудно сказать, отчего это зависит. Скорее всего от духовного состояния, если можно так выразиться «уровня» веры, но зачастую людям просто тяжело найти «золотую середину». Гораздо проще поститься «по полной программе», либо не поститься совсем, а вот когда дело касается собственного выбора, предъявляемой самому себе дисциплинарной ответственности, тогда и начинаются хождения влево-вправо. Да, ориентиром по-прежнему остается Церковный устав, приведенный в Типиконе, к которому нужно стремиться, но большинству людей приходится брать на себя ответственность и определять меру своего поста самостоятельно с благословения батюшки, конечно.
Реалии сегодняшней жизни таковы, что большая часть людей даже в молодом возрасте имеет какие-либо хронические заболевания. Здоровья не добавляют экология, постоянные стрессы, тяжелые условия труда, да и современная пища, чего уж греха таить, уже не та, что была всего несколько десятков лет назад. Вот и получается, что большинство мирян поститься по уставу не может, да и нет в этом такой необходимости, но как же тогда определить для себя меру поста, чтобы с одной стороны не уйти с головой в аскетику, а с другой не скатиться от послабления к расслаблению? Святые отцы говорят, что самое главное — это не уделять пище много внимания. Ведь и постными блюдами можно настолько озаботиться, подбирая подходящий соус к тушеной капусте, что совсем забыть о настоящем смысле поста.
В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик.
Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см.
Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков.
Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует. И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века.
Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект.
Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку.
Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями.
Это связано со следующими особенностями церковного устава. Хотя размер трех больших постов — Великого, Филиппова Рождественского и Успенского всегда остается неизменным и составляет 102 дня, однако Петров пост бывает разным по продолжительности. Когда Пасха бывает ранней — он длиннее; если же Пасха поздняя, то он короче. В целом общее число постных дней в году колеблется около двухсот. Заметим, что это больше половины года. Что должно понуждать православного христианина к воздержанной, аскетической жизни.
Ибо, согласно вышесказанному, именно такая жизнь подает человеку не только спасение души, но и земное счастье в той мере, в коей оно возможно на земле! Читайте также: Когда начинается Петровский пост Как постились первые христиане Вообще-то говоря, в древности под постом понимали полное воздержание от пищи и пития. И именно так постились первые христиане. А та смена разных видов пищи на более легкие вместо мяса — рыба; вместо рыбы — растительные продукты и т. Между прочим, поэтому, когда церковный устав запрещает поститься в субботу и воскресенье, то он имеет в виду не нашу диету, которую мы сохраняем в эти дни во все большие посты, а именно полное воздержание от пищи и пития. Из Священного Писания и Священного Предания мы знаем примеры такого многодневного поста, начало коему в Новом Завете положил Сам Господь: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф.
Впоследствии такой пост или даже более длительный, подражая Спасителю, принимали на себя многое великие подвижники и подвижницы. Почему же сейчас это крайне затруднительно для нынешних православных христиан, желающих подвизаться как можно строже? Отчасти сие объясняет святитель Игнатий Брянчанинов. Он ссылается на то, что в древности люди обладали гораздо более крепким здоровьем. И по этому поводу приводит пример преподобного Досифея, а именно: какое громадное количество хлеба он обычно съедал в пищу до начала своего подвижничества! Что явно свидетельствовало о том, каким могучим здоровьем он обладал!
И заметим, это оскудение телесных сил человека свт. Игнатий констатирует в свое время, то есть конец девятнадцатого — начало двадцатого века. Что уж говорить о нашем времени?! Опыт показывает, что попробует нынешний подвижник попоститься по древнему хотя бы пору дней, как у него тут же начинаются всякие телесные болезни, начиная от сильнейшей головной боли и заканчивая гораздо более серьезными болевыми приступами и обострением разных болячек. Но копнем глубже, поняв более точно, почему же мы сейчас не можем поститься так, как древние подвижники? Ответ лежит на поверхности.
Медицина говорит, что человек может прожить без пищи около тридцати дней, а без питья воды не более пяти-шести. Как же, вопреки этой медицине, постились по сорок и более дней, ничего не вкушая и не пия, святые?! И после этого, хотя и была сильно обессилена, но затем, вкусив немного пищи, пошла в церковь и, во всяком случае, вопреки медицине не умерла. Так как же выдерживали такой подвиг святые? Ответ на это дал Сам Господь во время Своего сорокадневного поста, сказав, что: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Мф. Здесь речь идет о благодати Божией, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», коя подается постящемуся по мере его подвига и смирения в нем.
И коя вполне восполняет его недостаток в пище и питие, заменяя это плотское и худшее — духовным и лучшим! Почему же мы, люди нынешнего времени в очень большой степени лишены сей благодати? По причине, принимающей разнообразные формы, нашей непомерной гордыни, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак. Мы все, в том числе и пост, думаем «соделать, сделать своими пальцами», забывая о благодати, поэтому ее и лишаемся. А лишившись, не можем толком и поститься! Степени поста: что можно есть Поэтому и приходиться нам примеряться к разным степеням постного, точнее, диетического воздержания, которую и предлагают нам различные православные посты и постные дни.
В этом смысле самые легкие посты — это Петров и Филиппов Рождественский. В них в определённые дни разрешается вкушение рыбы и рыбопродуктов. Более строгими являются Великий и Успенский посты, в кои рыба не вкушается за исключением нескольких дней, о коих будет сказано ниже. Но и в эти строгие посты степень данной строгости бывает разной. Так Великим постом наиболее строгими являются его первая, а также Страстная седмицы хотя формально последняя не входит в пост, но фактически она воспринимается постящимися как его продолжение. Так по всем уставам в первый день Великого поста положен настоящий пост некоторые уставы продлевают его и на второй день , то есть полное воздержание от пищи и пития.
Затем во время первой седмицы этого поста положено сухоядение. Что такое сухоядение: вкушение не вареной пищи растительного происхождения — овощей, фруктов в свежем или сушеном виде. Монашеский устав полагает такое сухоядение на весь Великий пост, кроме суббот и воскресений на него припадающих. Но обычно миряне по вышеупомянутому принципу посильного для них поста после первой его седмицы ослабляют такую строгость. Вкушают вареную и прочую растительную пищу, пьют чай или кофе; некоторые делают себе послабление, в определенные дни вкушая и рыбу. Здесь, повторяю, главное благополучно пройти в золотой середине между двумя крайностями: принятием на себя по гордыне чрезмерного воздержания и потакания своему сластолюбию.
А мерилом такого благополучного прохождения является христианская совесть подвизающегося. Сколько многодневных постов в году Великий пост Это особое время для аскетических подвигов любого православного христианина, будь он хоть монахом, хоть мирянином. Святые отцы подсчитали, что этот пост — десятина десятая часть от всех дней в году, которую мы должны отдать Богу. Поэтому Великому посту предшествуют четыре подготовительные Недели. Подготовительные недели перед Великим постом В первую из них Неделю о мытаря и фарисее вспоминается евангельская притча Лк. Один из которых фарисей , хотя и имел добрые дела, но, видя их, возносился умом и по этой причине собственной гордыни мнил себя праведником, осуждая других, как, якобы, грешных.
Другой же мытарь видел лишь свои грехи, удобно чрез это смирялся, никого не осуждая, поэтому ушел из храма более оправданным, чем первый фарисей. Эта притча учит нас не возносится от своих якобы добрых дел, в том числе и от великопостного делания, сколь бы строгим оно у нас не было. Ибо гордыня пожирает все добрые дела человека, превращая их в пустышки. Посему Церковь даже отменила пост в среду и пятницу седмицы, следующей за этой Неделей, чтобы мы не походили на фарисея, который два раза в седмицу постился! Следующая Неделя о блудном сыне Лк. Чему как раз удобно поучаться во время великопостного делания.
О чем выше говорилось в разделе о «Постных ограничениях в интимной жизни супругов». В более широком смысле блуд — это удаление человека от Бога, который, подобно блудному сыну, ушедшему от отца, блуждает где-то «на стороне далече», не находя отрады своей душе и мятущемуся сердцу. А возвращает нас к Богу именно пост! Последующая Неделя о Страшном Суде напоминает нам, что после нашей земной жизни обязательно наступит Суд Божий. На коем каждый человек будет судиться по своим делам: добрым и злым, — в частности, будет судим и за то, постился он или нет! Наконец, последняя Неделя сыропустная воспоминает нам Адамово изгнание из рая за то, что прародители не соблюли там пост, съев запрещенный плод.
В этот воскресный день мы также просим друг у друга прощение. Ибо если не простим наших ближних, то и Бог не простит нас. Недели Великого поста Затем наступает самая строгая, 1-я седмица Великого поста, об ограничениях в пище во время коей и во время всего Великого поста было уже сказано выше. Она также разрешается в праздник Входа Господня в Иерусалим. Накануне, в Лазареву субботу разрешается вкушение лишь рыбной икры. В прочие субботы и воскресные дни этого поста дается разрешение на вкушение пищи с растительным маслом.
Продолжительность Великого поста всегда одна и та же, а именно сорок дней: начиная от понедельника 1-й седмицы поста и заканчивая включительно пятницей 6-й его седмицы. Однако к нему присовокупляются вышеупомянутые Лазарева суббота и Неделя ваий, которые нынешними постящимися также воспринимаются как постные дни. Кроме того, за этим постом следует строго постная Страстная седмица. Учитывая, что все эти дни вместе взятые мы считаем как одно целое, выходит, что Великим постом мы постимся 48 дней. Это больше, чем в любой другой многодневный пост.
«Поводов для работы над собой у нас очень много»
- Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания
- Великий пост 2024: когда начнется, сколько продлится, можно ли не поститься? | Вестник Кавказа
- Великий пост в 2024 году: начало и конец, суть, как его соблюдать правильно
- С чего нужно начать Великий пост
- Вред сорокадневного поста