Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Режиссер сериала Татьяна Лиознова была в восторге от сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиана Семенова настолько, что убедила его вернуть деньги за уже проданный текст «Ленфильму» и начать работать со Студией имени Горького. Режиссер фильма Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках «Семнадцать мгновений весны». Смотреть онлайн сериал «Семнадцать мгновений весны». В онлайн-кинотеатре PREMIER с оригинальным российским контентом вы можете посмотреть тысячи сериалов, фильмов и шоу в формате Full HD, 1080 и 720 на телевизоре SmartTV в Ultra HD 4K и с любого устройства. 50 лет назад состоялась премьера фильма «Семнадцать мгновений весны», основанного на книге Юлиана Семенова.
17 мгновений весны: история создания
Сценарий был утвержден и передан на киностудию «Ленфильм». Подготовка к производству шла полным ходом. В это же время проектом заинтересовалась Татьяна Лиознова, уже зарекомендовавшая себя драмами «Им покоряется небо» и «Три тополя на Плющихе». Однако постановщица смогла убедить сомневающихся особенно тех, кто не верил, что женщине можно доверить кино о разведчиках , что она справится с ролью режиссера, а жанровый симбиоз пойдет сериалу только на пользу. Настойчивая Лиознова добилась своего — ее кандидатуру утвердили. Казалось бы, можно приступать к кастингу. Однако она не торопилась переходить к этому этапу: ей не понравился сценарий.
Точнее, отсутствие в нем «лирических» эпизодов, которые Татьяна считала необходимыми. Лиознова взялась за исправление истории, добавив в нее элемент, в котором она разбиралась лучше всего, — драматизм. И лишь после этого дала добро на старт кастинга. О процессе поиска актеров для «Семнадцати мгновений весны» можно снять отдельный документальный фильм. Труднее всего было найти исполнителя роли Штирлица. Лиознова и до этого скрупулезно подходила к подбору артистов для своих лент, но теперь задача оказалась еще сложнее.
Одни видели в роли Исаева Иннокентия Смоктуновского. Другие — Юрия Соломина. Третьи — Олега Стриженова. Какое-то время в фаворитах числился даже Арчил Гомиашвили, будущий гайдаевский Остап Бендер и на тот момент возлюбленный Лиозновой. Все претенденты были разными и очень талантливыми. Но после того как на пробы пришел Вячеслав Тихонов, продемонстрировавший свое фирменное выразительное молчание, сомнений больше не осталось — Штирлиц был найден.
Прежде всего чтобы артист точно знал, о чем его герой думает в этот конкретный миг в кадре и как эта мысль должна отобразиться на его лице», — рассказывала Лиознова. Далее съемочная группа принялась искать «немцев». На роль Гитлера пробовали двух Леонидов, Куравлева и Броневого. Но у первого были слишком добрые глаза, а второй прислушался к мнению супруги, которая не хотела видеть мужа в подобном образе. В итоге оба все равно сыграли плохишей: Куравлеву досталась роль одноглазого Айсмана, а Броневой великолепно воплотил образ Мюллера, с которым его впоследствии ассоциировали многие зрители.
О том, почему Лев Дуров не смог поехать на съёмки в Берлин. О невероятной судьбе консультанта фильма, бывшего эсесовца Хайнца Брауна. О встрече Юлиана Семенова с реальным немецким генералом Карлом Вольфом, которого сыграл Василий Лановой, и о многом другом. По его окончании, в 12. О своем наставнике и учителе, выдающемся кинорежиссере Татьяне Михайловне Лиозновой в авторском документальном фильме рассказывает российский режиссер Андрей Эшпай. Мы же ученики и друзья, конечно, навещали ее, но, кажется, что приходить нужно было чаще…, - говорит он.
Почему фильм черно-белый, кто мог сыграть Штирлица и на что обиделся Кобзон? Первая серия "17 мгновений весны" вышла на экраны 11 августа 1973 года. В чем секрет популярности этого советского хита, что вспоминают о съемках актеры и почему Штрилиц стал настолько любим народом? Собрали интересные факты о картине. Хотя сам актер не любил эти сравнения и отмечал, что после выхода сериала ему стало труднее жить из-за обрушившейся известности, на которую он постепенно научился не обращать внимания. Почему мгновений весны именно 17? С первого взгляда может показаться, что название связано с числом серий, но это не так. На самом деле в фильме показаны 17 дней из жизни Штирлица, но мгновениями их называют из-за риска и опасности, в условиях которых разведчику приходится жить. Какой запомнили режиссера? Режиссером сериала стала Татьяна Лиознова. Как она сама вспоминала, ей в руки случайно попал роман Юлиана Семенова и она поняла, что должна поставить фильм по этому сценарию. По ее словам, она смотрела на даты и понимала, что это история и войны, и ее жизни - у нее были друзья-разведчики. Режиссера часто на площадке называли "эксплуататоршей" за невероятно строгий подход к работе. Леонид Броневой рассказывал, что первые несколько месяцев съемок Лиознова относилась к нему холодно: "Она была очень сложная и трудная женщина, но талантливая".
Он поселился в пригороде Берлина и жил тихой частной жизнью. СМИ писали, что именно он был таинственным консультантом фильма "Семнадцать мгновений весны". Он долгое время работал в разных странах, а в конце войны был резидентом в Германии. Там он создал разведывательную сеть под названием "Крона", ее состав до сих пор засекречен. Специалисты по истории разведки предполагают, что в нее входили высшие чины рейха и актрисы Ольга Чехова и Марика Рекк — любимица фюрера, сыгравшая главную роль в фильме "Девушка моей мечты". В 1994 году Черняк был награжден звездой Героя Советского Союза. А пригласили его сыграть Гитлера: загримировали, сделали фотопробы — всем очень понравилось. Но воспротивилась жена Леонида Сергеевича: "Только не Гитлер!!! В крайнем случае, соглашайся на Мюллера…" Нервный тик, когда Мюллер в сложных ситуациях дергает головой, получился случайно. Броневому сшили тесный мундир, воротник резал ему шею и он, вертя головой, старался как-то приспособиться к неудобной одежде. Так случайная находка стала ярким штрихом к характеру шефа гестапо. На роль Гитлера пробовался и Леонид Куравлев — неудачно. Но Лиознова разглядела в артисте жесткого эсэсовца Айсмана. Куравлеву прилепили горбинку на нос, сделали повязку на глаз и поставили задачу: чтобы он взглядом буквально прожигал своего партнера в кадре. Получился очень характерный персонаж. Однажды Лиознова и Градова обедали в буфете. К ним подсел молодой человек. Татьяна Михайловна с озорством толкнула актрису в бок: "Катька, смотри, какой красавчик, хватай его! Вскоре актеры поженились. На кисти левой руки Вячеслава Тихонова с юности была татуировка с его именем — "Слава". Окончательно загримировать ее было невозможно и Тихонову-Штирлицу подыскали дублера. Им стал ассистент художника фильма Феликс Ростоцкий. Именно его руки можно видеть на всех крупных планах. Ростоцкий писал также телеграмму от имени профессора Плейшнера — у исполнявшего эту роль Евгения Евстигнеева оказался на редкость плохой почерк. Эпизод с совещанием у Шелленберга, когда глава СД гневно отчитывает подчиненных, идет без слов. Но во время съемки какой-то текст произносить надо было. Работа затянулись далеко за полночь и после команды "Мотор! Мы тут сидим до двух-трех ночи, пора уже этому положить конец! Эсэсовские мундиры шили в генеральском ателье Минобороны, учитывая все мелочи: петлицы, крохотные значки. Несмотря на то, что фильм был черно-белым, необходимые детали позолотили, шнуры на аксельбантах сделали плетеными. На съемки в ГДР Штирлицу привезли 100 белых сорочек: стирать было негде и некому — костюмера не взяли из экономии. Татьяна Лиознова не признавала актерских импровизаций. Но однажды уступила этому правилу. В сценарии встречи Штирлица с симпатичным псом на тихой берлинской улочке не было. Просто один из местных жителей выгуливал рядом со съемочной площадкой свою собаку. Неожиданно она подбежала к Тихонову и ткнулась ему в руку. Оператор не стал выключать камеру. А Вячеслав Васильевич собак обожал и начал импровизировать. Так получился один из самых трогательных эпизодов картины. После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала их все до единого. Маленькая ложь рождает большое недоверие. Нас всех губит отсутствие дерзости в перспективном видении проблем. Запоминается последняя фраза — это Штирлиц вывел для себя, словно математическое доказательство.
Совершенно несекретно: смешные и курьёзные факты о съёмках сериала "Семнадцать мгновений весны"
Снижение числа преступлений в дни телепремьеры «Семнадцати мгновений весны» было официально зафиксировано в милицейских сводках. Завтра девять дней со дня смерти великого режиссера Татьяны Михайловны Лиозновой, снявшей «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя» на Плющихе», «Карнавал» и другие замечательные фильмы [аудио, видео]. Интересен факт о Татьяне Лиозновой: на успех кинокартины «Семнадцать мгновений весны» не рассчитывали. Режиссер фильма Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках «Семнадцать мгновений весны».
Картина «17 мгновений весны» разрушила семью режиссера Татьяны Лиозновой
Сразу после «Мгновений» режиссер взяла перерыв, продлившийся шесть лет. Сегодня мастера, сыгравшие в «Семнадцать мгновений весны», — легендарные личности, заслуженные народные артисты СССР и России. Как скандал на съемках убил звезду "17 мгновений весны" Лаврентия Масоху, запомнившегося крылатой фразой "Штирлиц идет по коридору".
Фильму «Семнадцать мгновений весны» исполнилось полвека
"Семнадцать мгновений весны" оказался настолько популярным, что на время трансляции жизнь на улицах замирала. Создательница «Семнадцати мгновений весны» Татьяна Лиознова чуть не стала банкротом после завершения съемок. Эта история начинается в 1969 году, когда на телевидении был утвержден сценарий 13-серийного фильма Семнадцать мгновений весны и подобран режиссёр. После просмотра «Семнадцати мгновений весны» Брежнев потребовал присвоить полковнику Исаеву звание Героя Советского Союза. О любопытных фактах создания «Семнадцати мгновений весны» и о том, как сложились судьбы актеров, читайте в материале РБК Life.
Картина «17 мгновений весны» разрушила семью режиссера Татьяны Лиозновой
Дуров сказал: "Он выглядит очень просто: черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг "веселый Роджер"… В итоге убийство Клауса снимали в подмосковном лесу. Вообще съемки "Семнадцати мгновений весны" проходили и за границей, и в разных городах Советского Союза. Авторам фильма по разным причинам приходилось менять локации. Так, например, сцену, где пастор Шлаг переходит швейцарскую границу, на самом деле снимали в Грузии. Застенки гестапо оформили в Бутырской тюрьме. Зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, отсняли в Ленинграде. А за несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Мейсене в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и погибает в Риге.
Одним из самых запоминающихся и трогательных моментов в картине стала встреча Штирлица с женой в кафе "Слон". Изначально этой сцены в сценарии не было — она появилась благодаря Вячеславу Тихонову. Говорили, что идею ему подал легендарный советский разведчик-нелегал Конон Молодый, с которым артист дружил. Однажды он рассказал, как ему устроили встречу с женой после многолетней разлуки. На съемках Тихонов вспомнил эту удивительную историю и поделился ею с Татьяной Лиозновой. После недолгой паузы Лиознова воскликнула: "Блеск, мы сделаем это! Узнавать на улицах Элеонору стали лет через пять после выхода фильма, когда актриса приблизилась к возрасту своей героини.
Сцена свидания длится восемь минут а непосредственно друг на друга Штирлиц и его жена смотрят пять с половиной — по кинематографическим меркам нонсенс.
Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей радистку Кэт, была Ирина Алферова, но она в тот момент была за границей. Чтобы это был один стиль женщины.
Это тогда оправдывало бы, почему полковник Исаев вдали от Родины увлекся Габи. Идея Лиозновой понравилась, но я ее поздно озвучила — на эту роль уже была утверждена Элеонора Шашкова. А если бы воплотили мою идею — получилось бы очень интересно.
Не скажу, что расстроилась. Но со стороны режиссера было бы нетактичным отказывать актрисе, которую уже утвердили. Моя героиня, по сценарию, была влюблена в Штирлица.
Тихонову тогда симпатизировали все женщины СССР. Если бы мне в пару дали старого никчемного актера — пришлось бы фантазировать. Но в данном случае, не фантазировал ни Вячеслав Васильевич, ни я.
У нас были приятные взаимоотношения, и уверена: он чувствовал то же самое. Поэтому у нас так идеально получилась сцена, где мы танцуем в его доме. Она уникальна!
Там нет объяснений, поцелуев, а лишь неимоверная тяга друг к другу. Там все сказано глазами: Габи обожает Штирлица, а он, увы, как разведчик не мог иметь в Германии любимую женщину. Естественно, у Штирлица такой быть не могло.
И, когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица, это были руки дублера — ассистента художника Феликса Ростоцкого. Этот факт подтвердила нам «жена Штирлица» — актриса Театра им. Вахтангова Элеонора Шашкова: «Да, в юности Тихонов сделал такую наколку.
Это была ошибка молодости, поэтому даже князя Болконского он играл в перчатках. Но Слава наколол себе «славу» на всю жизнь — напророчил. А Лиознова обожала Тихонова и не хотела даже малейшей черноты в его биографии, поэтому про наколку все молчали».
Но эта жестикуляция возникла оттого, что Броневому сшили мундир на два размера меньше и воротник постоянно врезался ему в шею! Увидев такой жест, режиссер предложила его оставить, решив, что такой нервный тик лишь добавит колорита фигуре Мюллера. Более того: на съемки было потрачено столько средств, что Лиозновой не хватало денег, чтобы завершить фильм.
Еще бы, ведь съемки длились два года в разных городах и странах. Шутка ли, только для Тихонова были пошиты 100 рубашек! Что уже говорить о построенных на студии им.
Горького декорациях — коридорах рейхсканцелярии, кабинете Мюллера, квартире Штирлица и многом другом. Прибавьте к этому съемки на натуре — картина снималась в Германии, Прибалтике и Грузии. Правда, то, что Цветочная улица Берна находится на самом деле в Риге, а швейцарскую границу пастор Шлаг переходит на Кавказе, позволило сэкономить бюджет.
Хотя сцены свидания в кафе в романе Семенова не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, многим нашим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными.
Именно в том фильме я впервые увидела Вячеслава Васильевича, игравшего там одну из главных ролей. Он произвел на меня, тогда еще студентку второго курса театрального вуза, снимавшуюся в массовке, сильнейшее впечатление!
По воспоминаниям Юлия Визбора, после выхода фильма на экраны Табаков получил очень неожиданное послание.
Ему написала из Германии племянница самого Шелленберга, которая очень благодарила русского актера за то, как он сыграл эту роль. Женщина призналась, что несколько раз пересматривала картину, чтобы взглянуть на «дядю Вальтера». У режиссерской группы не было фотографий реального исторического лица, и Леонида Броневого на эту роль взяли не за внешнее сходство.
Потом выяснилось, что реальный Мюллер был высоким худощавым горбоносым брюнетом. Однако образ «добродушного» шефа гестапо стал, в результате, одним из самых ярких в фильме. Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал, как выглядит исторический Мюллер, то, скорее всего, отказался бы от роли.
Как можно ближе к жизни Фильм, несмотря на огромное внутреннее напряжение и военно-шпионскую тематику, по ходу развития сюжета вовсе не относится боевикам. В нем очень мало движения и активных сцен. В противовес этому, Татьяна Лиознова всеми силами старалась «оживить» персонажей.
Для того чтобы глубже показать внутренний мир главного героя, она, например, сама дописала сценарий и придумала образы Фрау Заурих и Габи. Их диалоги создавались буквально на съемочной площадке, почти экспромтом, хотя такие вольности глубоко противоречили ее режиссерскому подходу. Режиссер фильма Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках «Семнадцать мгновений весны» Вообще, с точки зрения актерского мастерства, роль Штирлица считается очень сложной.
По словам Льва Дурова, в ней «кроме анализа и сопоставления ничего нет, - никаких возможностей хоть как-то раскрыть характер героя». Поэтому приходилось создавать вокруг него какие-то жизненные мелочи.
А генсек Брежнев распорядился наградить их высокими правительственными наградами. И этот состав поныне считается самым звездным в истории советского кино. Но главным признанием фильма стала его непреходящая со временем популярность.
Это главный фильм целого поколения, которое выросло в эпоху так называемого "застоя", в момент, когда Советский Союз находился на пике своего политического и экономического могущества. Ранее, в тридцатые года такой же эпохальной картиной стал фильм "Чапаев", созданный Георгием и Сергеем Васильевыми, на основе автобиографического романа писателя-комиссара Дмитрия Фурманова. Сериал перевели, продублировали и транслировали на государственном телевидении Германской Демократической Республики. И там его смотрели почти так же активно, как в СССР. Там оценили, что эта картина не отклонялась от исторической правды и не демонизировала немецкий народ, проводя разделяющую черту между нацистскими преступниками и участниками немецкого антифашистского подполья, сотрудничавшего с советской разведкой.
Ведь создавая образы Штирлица, Юлиан Семенов использовал для этого реальные биографии немцев, которые передавали в Москву важнейшие сведения о намерениях нацистской Германии — Харро Шульце-Бойзена, Арвида Харнака, Вилли Лемана. Но я хорошо знаю, как к этой картине отнеслись в Германии. Из немецких уст было высказано уважение к маленькой черноглазой женщине, которая сумела рассказать честную, суровую правду о войне, выставив врагов не в привычном, водевильном духе, а показав их достойными противниками.