Святки – двенадцать дней «от звезды и до воды», между появлением первой звезды на Рождество и крещением воды 19 января.
Забайкальский краеведческий музей провёл для школьников рождественские Святки
В Германии во время так называемых священных ночей, по-нашему святых вечеров, или Святок, гадают, устраивают для детей елку, всяким способом стараются узнать будущность в течение года и верят, что накануне Рождества Христова скоты говорят. В недалекое от нас время представляли историю рождения Исуса Христа в лицах. Кроме того, что уже сказано сейчас и укрепилось в нашей России, в Саксонии, в деревне Шолбеке, по свидетельству Кранца, мужчины всех возрастов с женщинами проводили повечерие Рождества Христова на погосте Св. Магна в бесчинных плясках и неблагопристойных песнях, по крайней мере, таких песнях, которые не свойственны такому высокоторжественному дню. Коляда Декабря 24 русские язычники славили Коляду, о которой уже мы ранее говорили.
По словам нашего знаменитого историка Н. Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами. Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями.
Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома. Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества. Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год. Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами.
Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св.
Димитрий Туптала митрополит Ростовский в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году. Колядки в Малороссии, 1864 г.
Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее.
Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч.
У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами.
В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных.
Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.
В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках.
В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов.
Обряд колядования сохранился и до сих пор — многие люди отправляются к знакомым в рождественскую ночь, с 6 на 7 января. Обязательное условие для хозяев, к которым наведались гости — дать им какие-нибудь гостинцы. Еще одним важным обрядом в святые вечера было гадание. Считалось, что в первую неделю после Рождества вся нечисть приходит в людской мир, отчего предсказания становились гораздо сильнее и точнее. В основном к ним прибегали юные девушки, при помощи высших сил они стремились узнать, кто станет их суженным.
Исторические факты Первые упоминания о Святках относятся к IV веку.
В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок. Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» — традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение. Такой обряд помогал смыть грехи, которые совершались на Святках. Чем интересны Святки?
В световом "коридоре" в зеркале должен был показаться суженый. Гадать таким образом решались не все, потому что считали зеркало порталом в потусторонний мир, из которого в мир земной могли якобы прийти злые духи. Кельты или Николай I: откуда взялась елка Еще одна традиция, еще более распространенная чем гадания - украшать елки. По одной из версий, ввел ее Николай I. По другой версии, прийти она могла от кельтов еще до принятия христианства.
Кельты высоко ценили вечнозеленые деревья и верили в их жизненную силу. Потому в самую длинную ночь в году - 22 декабря - люди ходили в лес и наряжали самую большую ель, чтобы задобрить духов леса, а летом получить хороший урожай. Наряжали елки яблоками, орешками и свечками. Потом елку стали украшать игрушками и гирляндами. Кстати, раньше в Туле елки покупали в кофейнях и кондитерских, потому что продавались они только там.
Самым главным во время праздников считались подарки. В 19 веке добрые слова туляки записывали вот на таких открытках: Иисус и Ирод - "в одном лице" Неотъемлемой частью Святок был кукольный театр. На вертепе сверху представляли божественных персонажей - Иисуса и волхвов, а снизу - царство Ирода. Управляли ими один единственный кукловод. Он же их и озвучивал разными голосами, с разными эмоциями.
Все это сопровождалось музыкой.
Народный календарь. Как правильно колядовать на Святки, 25 декабря
Святками или Рождественскими Святками называют период народных зимних праздников в январе.В 2024 году Святки начинаются 6 января. Существуют разная информация: по одной из версий святки длятся с 6-17 января, по другой Святки проходят во время от Рождества до Крещения (12 дней после Рождества). Само слово «Святки» произошло от глагола «святить», так как в праздничные дни народ прославлял («святил») Иисуса Христа и его Рождество. Новости Святки-колядки.
12 священных ночей. Колядование, венок, полено, обряды - история традиций
Современные колядки - обрядовые песенки - восхваляют Христа и возвещают о чуде Его Рождения. Колядующие по древним традициям наряжаются в разные костюмы, надевают маски, учат множество коротких песенок. За исполнение их перед вашими окнами положено вынести дары колядующим - по аналогии с дарами волхвов, когда они узнали о рождении Христа. Считается, что отказывать в угощении запрещено - иначе удача покинет дом. В это же время девушки проводят святочные гадания. Конечно, это не православная традиция, но повелась она с древних времен и стала практически неистребима.
Многие к этим гаданиям относятся как к любопытному развлечению. Но верующим гадать церковь строго запрещает, считая такие действия заигрыванием с темными силами.
Потом елку стали украшать игрушками и гирляндами. Кстати, раньше в Туле елки покупали в кофейнях и кондитерских, потому что продавались они только там.
Самым главным во время праздников считались подарки. В 19 веке добрые слова туляки записывали вот на таких открытках: Иисус и Ирод - "в одном лице" Неотъемлемой частью Святок был кукольный театр. На вертепе сверху представляли божественных персонажей - Иисуса и волхвов, а снизу - царство Ирода. Управляли ими один единственный кукловод.
Он же их и озвучивал разными голосами, с разными эмоциями. Все это сопровождалось музыкой. На вертепе представлено рождение Иисуса Христа. Царство Ирода.
Что касается кукол, еще одну делали дети. Она была в виде крестика - кукла-перушка. С ней ходили колядовать. Научный сотрудник государственного музея-заповедника "Куликово поле" Игорь Бурцев говорит, что колядование, как впрочем и святочные традиции в целом, в Тульской области достаточно устойчивы.
Вероятно, в 21 веке они сохранят вою социальную значимость. К сожалению, нам не удалось охватить своими исследованиями всю Тульскую область.
Наталья Колова, сотрудник музея «Дом Семена-ложкаря»: «В Доме Семёна-ложкаря нас встречает приветливый хозяин и угощает. А мы славельные песни поем». А еще непременно нужно было привести в дом козу. Считалось: если она пришла в ваш дом, значит, год будет плодородным с хорошим урожаем и рождением детей. Всех гостей ждал рассказ и демонстрация старинных древне-русских предметов быта.
А началось дело Спасения человечества в маленькой пещерке, где было суждено появиться на свет Богомладенцу. Христианам важно, чтобы Рождественская радость коснулась сердца каждого. А потому издавна было принято в святочные дни поддерживать тех, кто находится в тяжелой ситуации, кто болен, кто страдает. Даже небольшой подарок, скромное пожертвование, доброе слово могут помочь человеку во мраке обстоятельств увидеть свет Вифлеемской звезды. И, пожалуй, важнее застолий и увеселений в эти дни поделиться теплом и надеждой с теми, кому это действительно необходимо. За Рождеством, празднование которого заканчивается 13 января, следует ещё одна дата, связанная с событиями из детства Спасителя. Этот день не относится к самым большим христианским праздникам, но имеет своё особое значение.
В России проходят Рождественские святки
Подробнее о том, что нельзя делать с 7 января по 19 во время Святок, — в материале Православная церковь 25 декабря чтит память святого Спиридона-Тримифунтского, который жил в 3–4 веке на Кипре. В святочные праздничные дни в художественной мастерской отделения социально-трудовых услуг прошло открытое занятие «Рождественские святки». Устрашающего вида личины и кони из валенок, коридор в зеркале, елки, духи и подарки: корреспонденты "МК в Туле" узнавали, как туляки отмечали Святки. 6 светлых — светлое полуколо года. Такие необычные интерактивные экскурсии проходят в Семёнове в «Доме Семёна-ложкаря» каждый день, а в Святки и накануне Рождества они обретают особенное настроение.
В России проходят Рождественские святки
Соответственно, начинались Святки 6 января, а завершались перед Крещением, то есть 18 января. На протяжении всех Святок за работу по вечерам никто не брался. Люди после их наступления начинали гадать, а также принимали участие в народных гуляниях. В первые дни Святок все старались посетить близких, друзей, родных и знакомых. Хорошим тоном считалось подарить им презент, так как этот ритуал представлял собой своего рода память о подношениях волхвам. В целом праздник можно охарактеризовать так: массовые народные гуляния, проведение обрядов. Бедных, больных и убогих вспоминали в Святки. Все неравнодушные посещали тюрьмы и больницы.
При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www. Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Но до прежних времен в деревнях было принято колядовать, чтобы вызволить солнце из плена Зимы. Молодые девушки и парни, а также маленькие дети ходили по домам в ярких костюмах, пели обрядовые песни, просили вкусные вещи. Затем по вечерам зажигали костры, водили хороводы и плясали вокруг огня, — словом, делали все, чтобы закликать солнце обратно. Также существовала традиция встречать рассвет на 25 декабря, забравшись на самую высокую точку местности. Приметы погоды Если ярко светит солнце — Святки будут яркими и морозными.
Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные. Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» правило 61 и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических» правило 62. Гадания Распространен предосудительный обычай гаданий во время Святок о судьбе, о будущем супруге и пр. Понятно, что любые гадания являются языческими обычаями, связанными с волхованием и общением с нечистыми духами, потому ни в коем случае не приемлемы для христиан. Цитаты о святках «Дух Христов, — по замечанию святителя Филарета Дроздова , — не враг благозаконных радостей»; в невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная: шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства.
Народный календарь: праздники года. Святки
12 дней святок символизировали 12 месяцев года. Один известный священнослужитель нашего времени очень метко назвал гадание на святки верным способом испортить отношения с Христом. Церковь чтит 12 дней после рождества. Их ещё называют Святыми днями или Святками. Он совпадает со Святками — первыми 12 днями после Рождества Христова [3]. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира.
Народный календарь: праздники года. Святки
Однако и на Руси был период, когда Коляда отмечалась 25 декабря. Святками или Рождественскими Святками называют период народных зимних праздников в январе.В 2024 году Святки начинаются 6 января. Святки на Руси делили на две части: Святые вечера, длившиеся от кануна Коляды до Щедрого вечера — с 25 декабря по 31 декабря, и Страшные вечера. Когда начинаются Святки в 2023 году. Святки начинаются в Сочельник, в ночь с 6 на 7 января.