Сакральное понимается как нечто, являющееся или конкретным предметом непосредственного наблюдаемого мира (волшебной палочкой, камнем, изображением или изваянием божества), и\или значением (тайным смыслом) наблюдаемых физических явлений и предметов. значит его вербализовать, переложить на язык -социальную систему знаков, опосредующую отношение членов коллектива. Сакральное в теологии означает подчиненное Бо гу.
Сакральный это что значит простыми
Сакральный первая гласная буква А - от латинского sacer, что значит «священный». Слово характеризует все, что связано с религией, верой, ритуалом. Говорят, например, о сакральном значении религиозных обрядов. Но есть родственное слово «сакраментальный».
Сакральное арт. Сакральные картинки. Звезда Давида Меркаба Мандала. Янтра Мандала цветок жизни. Мандала шестиконечная звезда. Мандала звезда Давида фрактал. Шива и Шакти чакры.
Богиня Кундалини Шакти. Майтхуна Кундалини. Алекс грей Тантра. Сакральная геометрия трилистник. Сакральная геометрия Ричард. Sacred Geometry Oracle Deck карты. Сакральная геометрия высокое разрешение. Цветок жизни. Эзотерические символы. Эзотерические цветы.
Мандала исцеление. Наполненная женщина. Женственность эзотерика. Энергетическая живопись. Алекс грей Хоффман. Художник психоделика Алекс грей. Алекс грей чакры. Алистер Кроули Тантра. Йони Тантра поклонение йони йони. Йони хилинг Тантра.
Сакральный центр в дизайне человека. Открытый сакральный центр дизайн человека. Сакральные центры человека. Название центров в дизайне человека. Фрейдун Рассули. Художник Фрейдун Рассули. Фрейдун Рассули Freydoon Rassouli. Фрейдун Рассули картины. Сакральная геометрия Арктурианцы Эквилибриум. Ангел медитация.
Сакральная геометрия любовь. Самоисцеление Сакральная геометрия. Энергетические центры человека бодиграф. Дизайн человека центры бодиграфа. Центры в бодиграфе дизайн человека. Дизайн человека название центров в бодиграфе. Мозг эзотерика. Исцеление души и тела. Эзотерика человек. Душа человека.
Рейки Исцеляющая энергия. Энергия рейки исцеление. Эзотерика символы. Символ женской энергии. Художница Лариса Химич. Душа эзотерика. Божественный свет внутри. Мандала Метатрон. Метатрон Тетраграмматон. Сила рода.
Древо рода. Сила Славянского рода. Энергия рода. Психоделика Сакральная геометрия. София Ахамот гностиков.
Значение слова «сакральный» в научном аспекте Итак, если уже имелось определение священного, к чему было дополнять его «сакральным»? Возможно, слово стало плодом научных изысканий. Специалистам нужен был термин для описания многих религиозных явлений, включая те, что относились к язычеству или древней мифологии. Как утверждает автор «Философского словаря» Д. Жюлиа, новый термин к старому понятию был необходим для того, чтобы разграничить лексиконы священнослужителей и ученых, которые значительно расширили спектр оригинальных обозначений.
Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр. В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов. Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания — это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека. Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это — сакральные тексты. Действие Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие? Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия — возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр. Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего. Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела. В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека — сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение, поклон и так далее. Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще. Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы. Заключение Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко — характеристики внутреннего содержания личности? Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира. При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем. Странные совпадения, необычные исчезновения, ужасные смерти, которые невозможно объяснить с материалистической точки зрения, ставят человека в тупик.
Сакральный — что это такое? Определение, значение, перевод
Сакральный означает «священный, святой» в переводе с латыни. Очевидно, что сакральное и священное – синонимы, однако в научном языке стали использовать термин «сакральное», чтобы избавиться от дополнительных значений «религиозный», «церковный». Сакральное (от лат. sacrum — «священная кость» — часть позвоночника для соединения с тазом). А в в широком смысле — всё, имеющее отношение к мистике. от латинского sacer, что значит «священный». Таким образом, сакральный, это значит тайный, что-то таинственное, доступное не всем.
Что значит сакральный смысл
Можно сказать с этого времени Россия стала оформляться как сакральное государственность, появилось словосочетание Сакральная Русь. Значение слова "сакральный" передаётся из поколения в поколение путём таинств, молитв, через воспитание подрастающего потомства. САКРАЛЬНОЕ САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости.
Сакральное
В современном значении термин «сакральная жертва» также иногда применяется по отношению к гибели известных людей, если эта смерть приобретает символическое, знаковое значение и используется в политических целях. Священное место, священная земля, священное пространство, святая земля или святое место относится к месту, которое считается священным или освященным. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Так, наиболее значимым является выявление сакрального как связи между человеком и Богом, между человеком и миром.
Значение слова «Сакральный»
В ходе ритуалов тело создается заново — как будто лепится из первозданной глины. Человек священен, потому что создан божественной силой, а его телесность имеет дополнительные символические значения. Как тело не «естественно» в религиозном мире, так же не «естественна» и природа, ведь она представляет собой творение. Все ключевые события в жизни человека, будь то рождение, брак, война, болезнь или смерть, имеют связь со священной историей. Чтобы это подчеркнуть, и нужны обряды, которые проводит шаман, раввин, пастор и т. Отзвуки сакрального отношения к телесности отчетливо слышны до сих пор. Так, людская нагота, казалось бы совершенно натуральная по своей сути, табуирована в культуре.
Исторически в обнаженном виде совершались языческие и оккультные обряды, античные атлеты раздевались в гимнасии, но все эти особые ситуации были строго регламентированы. Несмотря на то, что со времен винтажных натуристов и хиппи 60-х многие общественные движения призывают «десакрализировать наготу», оказывается, что людей не так-то просто заставить поменять установки и перестать впечатляться ню. Художники и политические активисты, от Марины Абрамович до Femen, неоднократно оголялись на публике, пытаясь донести свои идеи до масс. Но пока внеконтекстное раздевание на глазах у других считается перформансом представлением, актом , это действие так и остается выходом из обыденного, за пределы нормы. На футбольных полях время от времени появляются раздетые фанаты. Их странное хобби называется «стрикерство» и наверняка дарит бегущему перед огромной толпой и камерами голому человеку массу трансгрессивных переживаний.
Это своего рода триумф антиинтимности, грубое и демонстративное нарушение правил локализованной наготы. Сбрасывание одежды с себя и партнера во время сексуальной близости тоже воспринимается совсем не так, как обнажение на «профаническом» нудистском пляже. Сакральность наготы имеет свои пространственные и временные координаты, а главным триггером сильных ощущений становится нарушение запрета. Сакральное и другие категории Ужасное и нуминозное Сфера потустороннего может быть представлена как высшими силами, так и демоническими, хтоническими. В язычестве разделение не столь очевидно — даже со злыми духами иногда можно договориться, а боги-трикстеры вообще выходят за пределы морального дуализма. Но для монотеизма характерны концепции добра и зла, потому именно на фоне западной культуры сакральное часто предстает особенно мрачным и жутким.
Этому способствует трагическое восприятие индивидуального страдания, принятое в христианстве, с его личностным обращением Спасителя к душе каждого человека и личностно же переживаемыми мучениями воплощенного Бога. Если святое чаще соотносится с добром и благом, а священное выступает как явление такого порядка, вписанное в определенные социальные практики, то сакральное — это совсем не обязательно «доброе» для человека. У него есть и другой лик: оно может проявляться через ужасное. В христианском представлении сакральна не только Божественная любовь, но и грех, потому что он внушает религиозный страх. А еще — паралогическое, безумие, выводящее человека за рамки привычного мира. Неслучайно во многих культурах люди с признаками клинической картины считались шаманами или блаженными, имеющими контакт с запредельным.
Сакральное являет себя в насилии и войне, которые также нарушают обыденное существование и буквально именуются адом. Комментируя его фронтовые воспоминания, Жорж Батай отмечает : «Это язык мистицизма. Это пристальное внимание к ужасам — не порочность и не отчаяние. Это преддверие храма». Сакральный страх выводит субъекта за границы обыденного. Такие переживания, говоря словами Эмиля Дюркгейма, находятся в том пространстве коллективного представления об ужасном, куда мы не хотим даже смотреть.
Зачастую сами обозначения чего-то пугающего табуируются, как, например, имя Волдеморта в «Гарри Поттере». Это мифологическая, достойная магического мира практика. Нарушение табу в пространстве книги — мощный трансгрессивный акт, который ломает субъекта, но в конечном счете помогает ему стать сильнее. Куда хуже обстоят дела, если явлению вообще нельзя дать имя на человеческом языке — настолько оно хтонично. Такое происходит в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта, где ужасное передается опосредованно: «тысячи очертаний, которые далеки от всех описаний», «это был какой-то провал… пучина… воплощение высшей мерзости». Герой в его текстах лишь смутно ощущает присутствие чего-то ужасного, видит указания на него, а оставшись с этим лицом к лицу, «милостью Божией лишается чувств», поскольку перед таким пасуют и перо, и разум.
Так возвышенно сакральное или ужасно? Или оно лежит за этими категориями? Рудольф Отто писал , что восприятие священного как блага или добра связано с этической схематизацией, которая подменяет первичное, нейтральное явление. Тогда как подлинное сакральное лежит вне всякого, как сказал бы Ницше, «человеческого, слишком человеческого».
Сакральный смысл — это понятие, которое возникает в различных сферах жизни человека: от религии и мистики до искусства и науки. Слово «сакральный» происходит от латинского слова sacrum, что означает «священный» или «почтенный», а слово «смысл» — это понимание или значение, которое закодировано в той или иной форме. Для того чтобы понять сакральный смысл, необходимо учитывать контекст, в котором он возникает.
Ясперса , философии жизни В. Дильтея , немецкой философии чувства и веры , кантианства и либеральной протестантской теологии. Хотя само понятие феноменологии религии встречается ещё в работах отцов-основателей религиоведения, нидерландских учёных П. Шантепи де ла Соссе и К. Тиле , где обозначает метод синхронного рассмотрения инвариантных религиозных феноменов, возникновение этого проекта связывают со знаменитым трудом «Священное» Р. Отто 1917. Философ в кантианском духе представляет религиозность как априорную форму познания sui generis, однако она не сводится к сакральному: «... Этот «своеобразный первоначальный момент» Отто называет нуминозным: это изначально неморальный и иррациональный опыт восприятия предельной реальности, который обрастает моральным и рациональным компонентами и становится сакральным. Нуминозное схватывается в ряде «моментов», среди которых — инаковость, mysterium, tremendum, majestas, augustum, energicum и fascinans, т.
Амбивалентность сакрального относится у Отто не к самой его сущности, а к вызываемому им аффекту, и здесь к его психологизирующей трактовке примыкают также З. Фрейд и К. В книге «Тотем и табу» 1913 Фрейд писал: «... С одной стороны, оно означает — святой, освященный, с другой стороны — жуткий, опасный, запретный, нечистый» Фрейд. В свою очередь Юнг заимствовал у Отто понятие нуминозного для обозначения бессознательной силы, действующей на сознание: «Нуминозное — это либо качество видимого объекта, либо невидимое присутствие чего-то, вызывающее особого рода изменение сознания» Юнг. Несмотря на то что начатый Отто проект часто пересекался у тех или иных мыслителей с идеями французских социологов Ж. Батая, Р. Кайуа, М. Элиаде , его стремление к синтезу философии и теологии с религиоведением подвергалось критике.
В 1930—1950-х гг. Это Ф. Хайлер с его типологией молитвы и анализом пророческого и мистического благочестия, Й. Вах , привнесший в феноменологию религии герменевтику Шлейермахера, а также Г. Кристенсен , К. Блеекер, Г. Виденгрен и Элиаде. Феноменология религии претендовала на роль интегральной теории религии, но после 2-й мировой войны подверглась резкой критике за европо- и христианоцентризм и теологические импликации. В 1970-х гг.
К неофеноменологии религии обычно относят также В. Гантке и О. Идейное сходство с представителями феноменологии религии обнаруживают также некоторые русские религиозные философы — П. Флоренский и В. Флоренский вместо священного писал об освящённости и рассматривал её как приобщение земной жизни к вечному источнику жизни, истины и бытия: «Задача культа может быть выполнена только иерархической организацией жизни — так, чтобы вся жизнь была освящена, но чтобы притом в самом освящении её были свои... В целом же его концепция по форме и содержанию напоминает платонизм Элиаде. Розанов обозначал как священное одну привилегированную «вещь» — а именно пол и связанное с ним таинство плодородия и зарождения новой жизни. Ещё одним чисто конфессиональным проектом, задействующим понятие сакрального, стала философская феноменология священного, предложенная рядом немецких католических теологов во главе с Б. Вельте среди других авторов — К.
Хеммерле и Й. В основу их подхода была положена фундаментальная онтология М. Хайдеггера , в особенности его поздние, написанные после «поворота» 1930-х гг. Последним интеллектуальным течением 20 в. Элиаде и К. Юнг, стал традиционализм — философское движение, возникшее в начале столетия как реакция на секуляризацию и развитие религиоведения. Его центральной идеей было противопоставление профанного современного мира сакральной «Примордиальной Традиции», из которой вышло большинство форм экзотерической и особенно эзотерической религиозности. Оформление движения связано с именами Р. Генона , Ю.
Эволы , Г. Вирта, Т. Буркхардта и Ф. Шуона; все они принадлежали к разным религиям, в которых якобы тлеет искра Традиции, и делали акцент на разных вещах. Например, у Генона сакральное фигурирует как традиционная «сакральная» наука, которую он противопоставляет науке «профанной». Это рациональные, но не рационалистические формы эзотерического познания — нумерология , астрология , каббала , алхимия , экзегеза и т. Для Эволы сакральное ассоциируется как с базовым устройством мира, «сакральной географией», так и с социальным устройством, где во главе стоит могучий сакральный правитель: «Первичной основой власти и права царей и вождей... Данное направление остается актуальным как на Западе, так и в России, где его представляют А. Дугин и Г.
Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия.
Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др.
Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии.
На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Читайте также: Осетины - мусульмане или христиане?