Азы православия: церковное богослужение. ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ! Уважаемые подписчики и зрители! Канал существует на частные пожертвования, и мы будем благодарны вам за любую финансовую помощь, для. В православной церкви часы — это особая форма богослужения, которая проводится в определенное время суток.
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
Древние часы делились на: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й. Иногда богослужение часов распределяется между прочими видами служб. В начале совершается богослужение 9-го часа, после вечерня, затем утреня и 1-й час. Эти виды служб сливаются в единое целое вечернее богослужение. Утром следующего дня совершаются 3-й и 6-й часы и Божественная Литургия. Литургию еще называют обедней, поскольку она оканчивается в обеденное время. Всенощное бдение происходит вечером на кануне воскресного дня или праздника. Поскольку каждый вид богослужения отдельных суток индивидуален для каждого числа месяца и года и состоит из ряда молитвословий, очень важно знать ход богослужения и его составные части. Основу, или костяк любого вида богослужения, составляют неизменяемые молитвословия и песнопения. По ним можно ориентироваться в ходе развития конкретного богослужения. В комментариях к богослужебному уставу, имеются схемы богослужения всех видов церковных служб, где изложены изменяемые и неизменяемые молитвословия в той последовательности в какой они чередуются в ходе служб.
Зная схемы служб, можно легко разобраться в текущем моменте богослужения и соучаствовать в общественной молитве. Христиане помнят слова Иисуса, Который сказал: «Где двое или трое соберутся для воспоминания Меня, там Я буду посреди их», утвердив этими словами превосходство общественной молитвы над частной. Группа авторов, Правила православного богослужения, 2012 Так как верующим по причине разнообразных житейских занятий неудобно собираться ко всем этим службам отдельно, то уже с древнейших времен христианства Церковью постановлено совершать богослужение три раза в день: вечером — вечерню, утром — утреню и днем около полудня — литургию. K этим трем главным службам присоединяются и остальные 6 кратких служб, для которых в древности первоначально собирались особо. K вечерне присоединяются 9-й час перед вечерней и повечерие после вечерни ; к утрене — полунощница перед утреней и 1-й час после утрени ; к литургии — 3-й и 6-й часы перед литургией. Вечер, утро и полдень избраны как времена, самые удобные для освящения через молитву всего дня. Группа авторов, Православие. Словарь-справочник, 2007 Каждое из этих трёх богослужений слагается, в свою очередь, из трёх частей: вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия, утреннее — из полунощницы, утрени и первого часа, дневное — из третьего часа, шестого часа и литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений церковных образуется девять служб: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час и литургия, наподобие того, как, по учению св. Дионисия Ареопагита, из трёх чинов ангельских образуется девять ликов, день и ночь славословящих Господа.
Коллектив авторов, Смысл и значение православного ежедневного богослужения, 2014 Внес преп. Антиох свой, пусть и небольшой, вклад в православное литургическое предание. В сочинении преп. Антиоха содержатся несколько авторских молитв, некоторые из них вошли в православное богослужение: в слове 19-м — молитва, читаемая на повечерии; в слове 84-м — молитва, вошедшая в вечернее молитвенное правило «Молитва 2-я святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу» ; в слове 85-м — молитва, читаемая после 12-й кафизмы. В нашем издании, чтобы читателю было легче ориентироваться в книге, эти и другие подобные им молитвенные тексты отмечены на полях словом «молитва». Предполагается также, что преп. Антиох составил и известную молитву «Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли…», повторяемую при чтении каждого из часов и на великом повечерии[31]. Как правило, присоединяется чтецом по окончании чтения часа, в связи с чем название «почасие» более точно: это продолжение службы часов. Всего есть четыре междочасия... Исполняется перед чтением Апостола, Евангелия или паремий и служит своеобразным «предисловием» к этому чтению.
Реже прокимен может и не предварять чтение из Библии. Состоит из стиха... Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм впрочем, принято считать, что первоначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели на следующих за ними седальнах и на следующих за седальнами святоотеческих чтениях. У греков кафизмы называются... Совершается перед пением канона. Начинается с торжественного выхода духовенства из алтаря через Царские врата на средину храма при пении псалмов 134-го и 135-го в греческой нумерации : 134-й начинается со слов «Хвалите имя Господне». В некоторых случаях, например в Богослужебных указаниях на каждый год, полиелеем называются только эти два... Составление данного чинопоследования традиционно приписывают святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской. Пасхальное богослужение — праздничное богослужение, совершаемое на праздник Пасхи. Например: «Чинопоследование всенощного бдения», «Чинопоследование Литургии преждеосвященных Даров» и т.
Шестопсалмие Часослов. Во время второй части священник на амвоне тайно читает утренние молитвы. Диак: Мирная ектения.
Хор: «Бог Господь» во глас 1-го тропаря. Тропари по уставу. Устав тропарей: 1.
Тропарь святого: 2 раза. Еесли суббота или великое славословие, то из 3-го приложения в субботу — уходящего гласа текущей недели. Два святых: тропарь 1-го святого — 2 раза.
В периоды пред- и попразднства, Цветной Триоди: тропарь праздника — 2 раза. Хор: «Господи помилуй» — 3 раза. Кафизмы по уставу.
Устав чтения кафизм: Псалтирь. По нашей практике две или три кафизмы здесь объединяются в одну, причем на каждую «Славу» читается по одному псалму по выбору псаломщика или чтеца. В будгие дни далее возможны 2 варианта: 1.
При святых со славословием, полиелейных и бденных, а также во все дни пред- и попразднства двунадесятых праздников, период пения Цветной Триоди и по субботам: По совершении кафизмы: Чтец:: «Слава и ныне. Аллилуия 3р » Диак: Малая ектения. Свящ: «Яко Твоя Держава…».
Чтец: Седальны Минеи или Триоди если суббота — Октоиха. Если читались 2 кафизмы, то возглас по 2-й кафизме — «Яко благ и человеколюбец…». В остальные седмичные дни, при шестеричном и малом святом по кафизме.
Чтец: «Слава и ныне. Аллилуия 3р », «Господи помилуй» 3р , Седальны Октоиха. После седальнов, во всех случаях.
Хор: «Господи помилуй» 3р , «Слава…». Чтец: «И ныне…», 50 псалом. Хор: Ирмос первой песни канона.
Иноки служили строго согласно уставам и соблюдали все священные каноны. По желанию лаврских прихожан, по средам, в семь часов вечера, в Тихвинской церкви стали еще служить Акафист Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы при общенародном пении [233]. От всего сердца, часто со слезами, просили люди о заступлении и помощи Господа Иисуса Христа и Царицу Небесную. Это было время необыкновенно трудное для обители и верных ее прихожан. Филимонов, Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа, 2010 Помимо воздержания в пище и питии во время поста полагается усиленная молитва с поклонами. Обратившись к Студийскому уставу, увидим, что ежедневно положены 240 земных поклонов: во время чтения часов и светильничных молитв — 60, на вечерне — 100 и на утрене — 80.
В русских уставных статьях говорилось и о том, что количество поклонов может увеличиваться и до 300—400 ежедневно. Здесь же можно найти описания того, как необходимо совершать данный обряд. К примеру, поклоны могут быть большие и средние. Большие — это поклоны головой до земли или на «коленцах», средние — в пояс. Последние также имели название «поясные», и полагалось их совершать лишь по субботам, воскресеньям и праздничным дням. Тогда уставом предписывалось некоторое послабление в пище.
Следует отметить роль поклонов в обрядах верующих. Так, поклоны были неотъемлемой частью как церковной, так и домашней молитвы православного христианина. Маариф Серзума, Исцеление постами, 2013 В славянском переводе, в начале книги, пред первым поучением сказано: «Чтутся оглашения по отпусте утрени, на конце перваго часа, по еже рещи молитву: Христе Свете истинный. Таже глаголется тропарь святаго: Православия Наставниче. Таже: Взбранной Воеводе, и отпуст. Начинаются же честися от 15 Ноемврия, иже есть первый день святыя четыредесятницы Христова Рождества».
Студит, Огласительные поучения и завещание, -1 Жизнь Девы Марии при храме отличалась особенною чистотою и святостью; вся обстановка ее жизни возбуждала глубокое благоговение к Богу. Следуя установленному порядку, она вставала с утренним рассветом и, по свидетельству предания, по три раза в день совершала молитву: утром до 9 часов , в полдень около 12 часов дня и после полудня около 9 часов вечера. Таково было обыкновение всех благочестивых людей того времени и обязательное для пребывающих во храме. Остальное время она занималась чтением книг Священного Писания и рукодельем. В песнопениях Церкви свидетельствуется о явлении ангелов Пречистой Деве с небесною пищею: каждый день они посещали Ее и беседовали с Нею. Ее пребывание внутри храма было освящено Духом Святым.
Снессорева, Богородица. Небесная Заступница России, 1892 19. Читающий псалмы и суточное последование, то есть вечерню, утреню и часы, должен заблаговременно приготовиться и приискать тропари и кондаки дня, чтоб во время чтения в церкви не ошибаться, не производить остановки в молитвословии приискиванием тропарей и кондаков. Чтец должен стоять прямо, иметь руки опущенными, читать и не спешно, и непротяжно, произносить слова отчетливо, внятно. Читать должно просто, с благоговением, в один тон, без излияния своих чувствований переливами и изменениями голоса. Предоставим святым молитвословиям действовать собственным их духовным достоинством на слушателей21.
Желание преподать предстоящим свои чувствования есть знак самомненья и гордости. Святитель Игнатий Брянчанинов , Приношение современному монашеству, 1886 19. Чтец должен стоять прямо, иметь руки опущенными, читать и неспешно, и непротяжно, произносить слова отчетливо, внятно. Предоставим святым молитвословиям действовать собственным их духовным достоинством на слушателей[21]. Святитель Игнатий Брянчанинов , Собрание творений. Том V.
Приношение современному монашеству, 1886 Архимандрит Леонид в своей книге о старце Макарии описывает распорядок дня, какой был у старца в скиту: на утреннее правило вставал по звону монастырского колокола, то есть в 2 часа. Если же трудно было — то в 3. Сам будил келейников. Оптинский патерик на фоне истории обители, 2016 Разве не является чудом, совершающимся «по расписанию», преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя в таинстве Евхаристии за Божественной литургией? Ведь если литургия назначена на семь часов утра, значит, это чудо произойдет около восьми.
Блажени кротции, яко тии наследят землю. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне, и присно, и во веки веков. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем 3 раза ». По молитве «Ослаби, остави» тоже принято полагать поклон поясной или земной — по дню , хотя на это и нет указания в Уставе, но существует древняя благочестивая традиция. Изобразительны — это песнопения и молитвы полной литургии, совершаемые мирянами. Изначально такие службы «мирским чином» проходили, если на приходе не было священника, сейчас же — они своего рода напоминание о литургии, которая не служится в будние дни Великого Поста детали. Кроме знакомых псалмов и молитв, и здесь можно услышать особые песнопения и чтения из Библии — с первой седмицы поста начинается чтение Книги Бытия, ее первых глав, повествующих о Сотворении Богом мира и человека — и за тем о его грехопадении и жизни людей, ожидавших спасения свыше. Молитвой св. Ефрема Сирина заканчивается вечерня. НО не спешите уходить из храма. Лития В самом конце богослужения, которое совершается в понедельник, вторник и четверг Великого поста будет лития — краткая панихида. Это органичная и обязательная часть великопостных церковных молитв, а не просто «треба» по просьбе прихожан.
Часы на Литургии: что они означают
Скабалланович, в IV веке в Палестинских монастырях. При совершении третьего часа, который соответствует по нашему счету 9—ти часам утра, мы вспоминаем, как Спаситель был судим Пилатом, претерпел там бесчисленные поругания, заушения, бичевания и увенчание терновным венцом. Вместе с этим вспоминается и происшедшее в этот час, по свидетельству книги Деяний Апостольских, великое событие сошествия Св. Духа на Апостолов. В соответствии с этим подобраны и соответствующие псалмы: Пс. В древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайской библиотеки VIII века, для 3 часа указываются нынешние псалмы, а также и тропари см. Скабаллановича, вып. При совершении шестого часа, который соответствует по нашему 12—ти часам дня, мы вспоминаем происшедшее в этот час распятие Господа на кресте посреди двух разбойников, надругательства воинов и мимоходящих над страдавшим Господом и тьму, покрывшую тогда землю.
Сообразно с этим, положены и псалмы: 53—й «Боже, во Имя Твое спаси мя…» 54—й «Внуши, Боже, молитву мою…» и 90—й «Живый в помощи Вышняго…» В них приносится молитва Господу с упованием на помощь Его и пророчески указывается на предательство Иуды, на ненависть иудеев, искавших смерти Господа, на страдания Спасителя душевные и телесные, указывается и на мрак, который покрыл землю от шестого до девятого часа, а затем изображается счастье людей, обращающихся к помощи Божией. В древнейших рукописных Часословах псалмы 6—го часа совпадают с теперешними, как это указано выше, относительно 3—го часа.
Помимо псалмов, на каждом часе а совершаются они подряд, с первого по девятый читается паримия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари. Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный.
Причина отсутствия второй песни не вполне ясна, хотя обычно указывают на остро обличительный тон 2-й библейской песни в ранней христианской традиции и, посему, её не всегда использовали. Тексты самих библейских песен находятся во второй части Следованной псалтири. По уставу на каноне может насчитываться до 14 тропарей считая вместе с ирмосом. Припевами должны служить стихи библейских песен, в текст которых между стихами добавляются Ирмос и тропари. Но в сегодняшней практике кроме периода пения Постной Триоди обычно библейские песни не употребляются, а припевы используют общего христианского содержания, такие как, например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Господи Святому Воскресению Твоему», «Святый … моли Бога о нас», «Пресвятая Богородице спаси нас» и т. Ирмос греч. Сцепление , соединение, связь, — является организующим текстом канона, ключом строения песен. В заключение, каждой песни канона предполагалось пение ирмосов, именуемых греческим военным термином катавасия от греч. В нашем Типиконе в случае праздничного варианта отправления богослужения предписано петь катавасии после каждой песни канона, а при будничном богослужении только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й. Изначально в тропарях канона на Утрени стремились сохранять связь празднуемого воспоминания с теми или иными ветхозаветными образами, воспоминаемыми в библейских песнях. Но со временем этот смысловой порядок нарушился и отсутствие связи с библейскими песнями видно не только в тропарях, но и в ирмосах, которые должны служить образцом к тропарям песни. Всего в Священном Писании насчитывается 12 библейских песен. Из них Песнь Деворы Суд. Изначально песни использовались несколько иначе и в меньшем количестве — от 1 до 3. Сегодня в будничных богослужебных текстах постной Триоди сохранился более древний количественный порядок песней канона: 2-х, 3-х и 4-х песнцы. По общему уставному порядку, темы библейских песен Канона выстраиваются следующим образом: 1. Переход евреев через Чермное море, Песнь Моисея Исх. Песнь Моисея Втор. Песнь Анны, матери Самуила 1Цар. Песнь Аввакума Авв. Песнь Исайи Ис. Песнь Ионы Ион. Песнь Захарии Лк. Вседневная утреня Свящ: «Благословен Бог наш» с кадилом перед престолом. Чтец: «Аминь». Священник кадит весь храм. Трисвятое по «Отче наш…» Свящ: На амвоне с кадилом.
Достигнув же сего, он — выражаясь кратко — покидает все не приносящее пользы, дабы в этом высоком общении с Богом почерпать довершение того человека, который действует только по любви Тройное разделение часов святитель связывает с делением небесных обителей на «три различных степени» Климент Александрийский. VII, 7. У Тертуллиана также есть упоминания о третьем, шестом и девятом часах: «Что касается времени молитвы , то не будет излишним внешнее соблюдение даже известных часов, — тех, разумею, общеизвестных часов, кои обозначают собою промежутки дня: третий, шестой, девятый, на которые и в Писании можно находить указание, как на часы более важные solemniores. Прежде всего, Дух Святый сошел на собранных учеников в час третий Деян 2:15. Петр в тот день, когда усмотрел в некоем сосуде видение «общения», взошел на кровлю дома для молитвы в час шестой Деян 10:9. Он же с Иоанном в час девятый восходил в церковь, когда хромому возвратил здоровье Деян 3:1. Хотя они т. Апостолы действовали просто simpliciter se habeant , — без всякого намерения дать правило для исполнения, однако хорошо будет установить некоторое предупреждение praesumptionem , которое и увещание к молитве скрепляет, и по временам, как некий закон для воли , исторгает нас от будничних дел для выполнения этой обязанности, — именно, чтобы мы молились ежедневно не менее трех раз, как поклоняющиеся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, — что, как читаем, было соблюдаемо и Даниилом, сообразно, конечно, обычаям Израиля. Выключаются, понятно, обычные молитвы, которые, без особенного наставления, нам нужно творить при наступлении дня и ночи. Но верующим подобает и пищу принимать, и омовение совершать не прежде, как будет предпослана молитва. Ибо сначала освежение и питание духа, а не плоти, и прежде — небесное, а не земное». О молитве, 25. Упоминается о часах и у священномученика Киприана Карфагенского: «Что касается времен для торжественного совершения молитвы, то мы находим, что Даниил и три отрока, крепкие в вере и победители в пленении, посвящали им час третий, шестой и девятый, предызображая тем Троицу, которая имела открыться в последние времена. В самом деле, считая с первого часа до трех, мы имеем вполне троичное число. Также, от четвертого часа доходя до шести, опять имеем троицу. От седьмого до девятого снова три часа. Таким образом, счет по три часа выражает совершенную Троицу. Эти-то часовые сроки издавна уже соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы. Впоследствии сделалось явно, что таковые сроки, посвящавшиеся праведниками молитве, заключали в себе таинства. Так, в третьем часу снисшел Дух Святой на учеников и исполнил благодать обетования Господня Деян. В шестом часу Петр, — взошедши на горницу, когда сомневался относительно крещения язычников, увидел знамение и услышал голос Бога, наставивший его допускать всех к благодати спасения Деян. В шестом же часу Господь распят, а в девятом Он Своей кровью омыл грехи наши и страданием совершил Свою победу, дабы искупить нас и оживотворить». Киприан Карфагенский, Книга о Молитве Господней Вероятно, в первые века христианской эры третий, шестой и девятый часы употреблялись в частной молитвенной практике, но возможно, что уже в некоторых христианских общинах эти молитвенные чины уже употреблялись и в общественном богослужении. В III в. Сохранились свидетельства о третьем, шестом и девятом часах также и в канонических памятниках III века. Скабаллонович замечает, что «Завещание Господа Иисуса Христа» в своих предписаниях о молитвенных часах делает различие между клиром епископом и пресвитером и мирянами, требуя от первого большего усердия и тщательности в соблюдении этих часов. Завещание о молитвенных часах для мирян Всегда народ пусть заботится о том, чтобы неопустительно молиться с самым рассветом, как только встанут с ложа и помоют руки; а затем уже пусть идут на дело, какое кому угодно. Пусть все заботятся о том, чтобы молиться в третий час со скорбию и трудом, или в церкви, или если не могут пойти в церковь, то дома. Это час, в который был веден на крест Единородный. Равным образом да будет молитва со скорбию в шестой час ибо тогда был разделен день мраком. Итак, да будет голос, который подражал бы пророкам и творению скорбящему. Также и в час девятый пусть простирается одно моление со славословием, как бы в подражание душам тех, которые славят Бога неложного, помянувшего святых Своих и пославшего Слово Свое и мудрость Свою для просвещения их. Ибо в этот час жизнь открылась верным, потекли Кровь и вода из ребра Господа. Вечером, так как он начало следующего дня и представляет образ воскресения конечного , Бог сделал, чтобы мы Его хвалили. В полночь пусть встают хваля и превознося Бога за Господне воскресение. Необходимо, чтобы муж верный, имеющий не? На заре пусть прославляют с псалмопением, Поелику Христос воскресши прославил Отца при пении апостолов. Те, которые чисты, пусть не опускают какого-либо из указанных часов молитвы. Каноны Ипполита Все, принадлежащие к чину христиан, должны молиться прежде всего в то время, когда встают от утреннего сна. Когда же собираются молиться, пусть умоют руки. Тоже пусть делают перед каждым своим делом. Если в Церкви есть собрание для слова Божия, то каждый пусть спешит туда на это собрание и пусть знает, что слушание слова Божия нужно ставить гораздо выше наслаждения всем блеском этого мира, и что тот понесет большой убыток, кому когда-либо нужда помешает услышать слово Божие. Пусть стараются почаще, освободившись от дел, собираться в церковь и крепко отгонять от себя ненависть к врагу, особенно если кто-либо знает грамоту. Тем более он получит пользы, если слышит то, чего не знал, ибо Господь присутствует на месте, где совершается память величия Его и сходит Дух на собранных изливает на всех благодать Свою. Кто же между ними человек двойного сердца мужества? Движущиеся же своим разумом следующие только его внушениям?
Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба
Их использование уходит корнями в глубокую древность. История появления часов в богослужении Первые часы были созданы еще в Древней Греции и Риме. Они представляли собой простые приборы, показывающие время с помощью тени от солнечных лучей или движения воды. В те времена люди использовали их для определения времени молитвенных занятий. Как правило, это были монастырские общественные часы, которые служили для согласования времени молитвы и работы. Позже, в Средние века, часы стали использоваться и в церковной службе. Факт: В православной традиции часы считаются не только инструментом для определения времени, но и символом разделения дня на светлое и темное время, что напоминает о борьбе между Богом и злом.
Перед каждым часом совершается каждение, поются особые тропари, читаются паремии, Апостол, Евангелие. Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. На них не читаются псалмы, другие молитвы. Вместо них поются пасхальные песнопения: тропарь Пасхи, «Воскресение Христово видевшее» и др. Вседневные часы совершаются во все остальные дни года. Правила поведения На чинопоследовании часов не поются особенные песнопения, не совершается торжественных шествий. Поэтому часто прихожане задают вопрос: можно ли во время чтения часов ходить по храму, ставить свечки, важно ли не пропустить их чтение или можно и нужно сосредоточиться на основной службе Литургии или вечернего богослужения? И можно ли уходить с первого часа? Однако нужно помнить, что каждое богослужение важно. Поэтому если нам приходится выйти из храма раньше окончания службы, по острой нужде или из-за неотложных обстоятельств, нужно просить у Бога прощения. Одному старцу дано было видение, в котором Ангел Господень входящих в церковь записывал, а выходящих по лености — вычеркивал. Но еще в первые века христиане старались освящать молитвой третий, шестой и девятый часы, в книге Деяний мы читаем, как апостолы молятся в часы шестой и девятый Деян. И для нас, современных христиан, ничего, в сущности, не изменилось, нам также необходимо освящать молитвой свое пребывание на этой земле. Нельзя считать чтение часов чем-то второстепенным, во время их чтения нужно постараться не отвлекаться на написание записок, покупку свечей. Это нужно сделать заранее, чтобы вспомнить события Евангельской истории и, не отвлекаясь, помолиться Богу словами псалмов.
Так называемый «грузинский» извод Часослова является предшествующей формой Савваитского и берет начало в песенном последовании Иерусалима, где ученые монахи после установленных молитвенных собраний вечерня, причащение Преждеосвященными Дарами, полунощница, повечерие, утреня продолжают последование суточного круга, 12 часов утром и 12 часов вечером, где каждый час включает в себя один псалом, кафизму из Псалтири и молитву, так чтобы вся Псалтирь прочитывалась бы хотя бы раз в день. Подчеркнем три важных момента из грузинских источников: 1. Уже в X веке последование суточного круга заканчивается восемью дневными богослужебными собраниями утреня, первый, третий, шестой, девятый час, вечерня, повечерие, полунощница. С конца IV века в скиту Нижнего Египта встречается группа из 24 псалмов — 12 дневных и 12 ночных. Это можно прочесть в ответах святых отцов Варсонофия и Иоанна VI век. Вопрос 74 «О вечерних и ночных молитвах ; как должен совершать живущий один? Ответ: Часы и церковные песни есть предание, они хороши ради согласия всего народа; и в общежитии ради согласия множества. Насельники же скитов не имеют часов, не распевают песней, но занимаются в одиночестве рукоделием, и изучением, и немного молитвой… Около времени вечерни насельники скитов прочитывают 12 псалмов, по каждом вместо славословия произнося «Аллилуия» и совершая одну молитву. Подобным же образом и ночью прочитывают 12 псалмов, а после псалмов садятся за рукоделие». Сейчас мы знаем два извода Часослова суточного богослужебного круга, как они дошли до нас в порядка 1100 рукописях под заглавием «Божественные псалтири с тропарями и молитвами дня и ночи» для личного использования. Студийский синтез песенного константинопольского кафедрального чина с палестинским монашеским Святой Феодор Студит в 799 году переезжает из Саккудийского монастыря в Малой Азии гора Олимп в Студийский монастырь в Константинополе. Решающее значение имели предшествующие контакты на горе Олимп святого Феодора с монахами палестинского происхождения, а также присутствие в Студийском монастыре в начале IX века савваитских отцов, которые пришли в ответ на его призыв для укрепления гонимых православных в борьбе за почитание святых икон. Вместе с собой монахи из монастыря святого Саввы приносят и Часослов своего монастыря, основой которого до начала VIII века было в сущности чтение псалмов и прочих библейских и святоотеческих текстов, распевания одним певчим библейских текстов и ограниченного числа песнопений. Савваитский Часослов становится известным и признанным в Константинополе через студийскую богослужебную традицию, которая является результатом знакомства и сочетания иерусалимской монастырской богослужебной практики с значительным числом элементов певческого кафедрального устава константинопольских церквей, которые мы резюмируем ниже: 1. Внедрение таких богослужебных элементов из Евхология песенной традиции, как молитвы, ектеньи теперь обязательным становится участие священника в богослужении , крестные ходы, гимны, антифонное пение. Вводится савваитское разделение Псалтири на 20 кафизм, но в них включаются тропари песенного последования из книги «Антифонарий». Изначальное последование ко причастию или последование изобразительных савваитской традиции принимает форму Литургии Преждеосвященных Даров, включенное в вечерню, в которой содержится множество элементов песенного последования. Значительное гимнографическое творчество вызывает расцвет богослужения переходящих праздников с Пасхой в центре и книг Постной и Цветной Триоди Х век , непереходящих праздников с Минеями изначально IX и позже в основном Х век и другими богослужебными книгами, включающими в себя все литургическое творчество: Октоих VIII век , Ирмологии c канонами Утрени, Стихирарий со стихирами вечерни и хвалитными, Тропологий и т. Литургическое и гимнографическое богатство, увеличение числа богослужебных книг и праздников непременно приведет к появлению Устава начало XI века — пособия, которое упорядочивает богослужение суточного круга в соответствии с годовым. Нам известно две группы монастырских Типиконов — Савваитский и Студийский. Первый, лаврского типа, начинается с воскресного всенощного бдения с вечерни субботы до воскресной Литургии , особенно любимого лаврскими монахами-пустынниками, тогда как второй устав с чисто общежительным духом начинается с бдения Пасхи а его центром является ежедневная уставная служба. Студийский Типикон, синтез савваитской монастырской традиции и песенной константинопольской будет записан в 1034 году константинопольским патриархом Алексием 1025—1043 , прежде бывшим студийским монахом, для монастыря Успения Богородицы, который он основал рядом с Константинополем. Именно эта версия Студийского устава будет переведена на славянский язык и после 1051 года преподобный Федосий введет ее в Киево-Печерскую лавру, а оттуда этот устав перейдет в большинство русских монастырей. Новосавваитский синтез — Афон и славянские Церкви Новые горизонты развития открываются для суточного богослужебного круга и Часослова, который постепенно вводит в службы все новые изменения. Студийский синтез достигает Иерусалима и многие его элементы, особенно те, которые происходит из песенного чина, привносят, с одной стороны, обогащение богослужения и торжественность, а с другой стороны, погружение в богословие литургии, и становятся принятыми до той поры строгой, простой и лаконичной пустынной савваитской традицией. Эта последняя новосавваитская версия суточного богослужебного круга снова придет в Константинополь, а также в монастыри студийской традиции, что было вызвано бегством многих монахов из Палестины после захвата Иерусалима в 1009 году халифом Аль-Хакимом и разрушения храма Воскресения, а также последующих дальнейших несчастий Восточной Церкви, вызванных продвижением и поселением османов. Никон Маврорит 1025—1088 первым отмечает и записывает основные различия двух уставов одного и того же, подчеркнем, палестинского происхождения: савваитского и студийского. Падение Константинополя и переход его в руки латинян в 1204 году нанесет непоправимый удар по всем областям жизни Византийской империи. Новые неблагоприятные исторические условия в столице сделают невозможной применение песенного последования, тогда как одновременно они неизбежно приведут к увяданию монашеской жизни как в Студийском монастыре, так и в других монастырях в столичной области, а также в значительных монашеских центрах Малой Азии. В то же время мы видим расцвет афонского монашества, которое, несмотря на изначальную зависимость от исключительно студийской традиции, с XIII века начинает постепенно принимать новосавваитский синтез. Лаврский исихастский дух Палестины в конце концов одержит вверх над городским общежительным студийским монашеством до такой степени, что новосавваитская богослужебная традиция будет вполне принята афонскими Типиконами XIV века, а полностью она возобладает в них в XV веке. Святой Симеон Солунский объясняет: «Другие прочие службы устава Великой Церкви… не совершаются ни в христолюбивом царском граде вследствие захвата его латинянами… и вследствие недостатка во множестве священников и певчих». Напротив, отмечает тот же писатель, распространение савваитского устава по всей Византийской империи обязано тому, «что с ним возможно совершать службу одному человеку, поскольку он составлен монахами, и часто служба без песен в общежительных монастырях совершается». Диатаксис патриарха Филофея быстро распространится по Афону и константинопольским епархиям.
Это можно прочесть в ответах святых отцов Варсонофия и Иоанна VI век. Вопрос 74 «О вечерних и ночных молитвах ; как должен совершать живущий один? Ответ: Часы и церковные песни есть предание, они хороши ради согласия всего народа; и в общежитии ради согласия множества. Насельники же скитов не имеют часов, не распевают песней, но занимаются в одиночестве рукоделием, и изучением, и немного молитвой… Около времени вечерни насельники скитов прочитывают 12 псалмов, по каждом вместо славословия произнося «Аллилуия» и совершая одну молитву. Подобным же образом и ночью прочитывают 12 псалмов, а после псалмов садятся за рукоделие». Сейчас мы знаем два извода Часослова суточного богослужебного круга, как они дошли до нас в порядка 1100 рукописях под заглавием «Божественные псалтири с тропарями и молитвами дня и ночи» для личного использования. Студийский синтез песенного константинопольского кафедрального чина с палестинским монашеским Святой Феодор Студит в 799 году переезжает из Саккудийского монастыря в Малой Азии гора Олимп в Студийский монастырь в Константинополе. Решающее значение имели предшествующие контакты на горе Олимп святого Феодора с монахами палестинского происхождения, а также присутствие в Студийском монастыре в начале IX века савваитских отцов, которые пришли в ответ на его призыв для укрепления гонимых православных в борьбе за почитание святых икон. Вместе с собой монахи из монастыря святого Саввы приносят и Часослов своего монастыря, основой которого до начала VIII века было в сущности чтение псалмов и прочих библейских и святоотеческих текстов, распевания одним певчим библейских текстов и ограниченного числа песнопений. Савваитский Часослов становится известным и признанным в Константинополе через студийскую богослужебную традицию, которая является результатом знакомства и сочетания иерусалимской монастырской богослужебной практики с значительным числом элементов певческого кафедрального устава константинопольских церквей, которые мы резюмируем ниже: 1. Внедрение таких богослужебных элементов из Евхология песенной традиции, как молитвы, ектеньи теперь обязательным становится участие священника в богослужении , крестные ходы, гимны, антифонное пение. Вводится савваитское разделение Псалтири на 20 кафизм, но в них включаются тропари песенного последования из книги «Антифонарий». Изначальное последование ко причастию или последование изобразительных савваитской традиции принимает форму Литургии Преждеосвященных Даров, включенное в вечерню, в которой содержится множество элементов песенного последования. Значительное гимнографическое творчество вызывает расцвет богослужения переходящих праздников с Пасхой в центре и книг Постной и Цветной Триоди Х век , непереходящих праздников с Минеями изначально IX и позже в основном Х век и другими богослужебными книгами, включающими в себя все литургическое творчество: Октоих VIII век , Ирмологии c канонами Утрени, Стихирарий со стихирами вечерни и хвалитными, Тропологий и т. Литургическое и гимнографическое богатство, увеличение числа богослужебных книг и праздников непременно приведет к появлению Устава начало XI века — пособия, которое упорядочивает богослужение суточного круга в соответствии с годовым. Нам известно две группы монастырских Типиконов — Савваитский и Студийский. Первый, лаврского типа, начинается с воскресного всенощного бдения с вечерни субботы до воскресной Литургии , особенно любимого лаврскими монахами-пустынниками, тогда как второй устав с чисто общежительным духом начинается с бдения Пасхи а его центром является ежедневная уставная служба. Студийский Типикон, синтез савваитской монастырской традиции и песенной константинопольской будет записан в 1034 году константинопольским патриархом Алексием 1025—1043 , прежде бывшим студийским монахом, для монастыря Успения Богородицы, который он основал рядом с Константинополем. Именно эта версия Студийского устава будет переведена на славянский язык и после 1051 года преподобный Федосий введет ее в Киево-Печерскую лавру, а оттуда этот устав перейдет в большинство русских монастырей. Новосавваитский синтез — Афон и славянские Церкви Новые горизонты развития открываются для суточного богослужебного круга и Часослова, который постепенно вводит в службы все новые изменения. Студийский синтез достигает Иерусалима и многие его элементы, особенно те, которые происходит из песенного чина, привносят, с одной стороны, обогащение богослужения и торжественность, а с другой стороны, погружение в богословие литургии, и становятся принятыми до той поры строгой, простой и лаконичной пустынной савваитской традицией. Эта последняя новосавваитская версия суточного богослужебного круга снова придет в Константинополь, а также в монастыри студийской традиции, что было вызвано бегством многих монахов из Палестины после захвата Иерусалима в 1009 году халифом Аль-Хакимом и разрушения храма Воскресения, а также последующих дальнейших несчастий Восточной Церкви, вызванных продвижением и поселением османов. Никон Маврорит 1025—1088 первым отмечает и записывает основные различия двух уставов одного и того же, подчеркнем, палестинского происхождения: савваитского и студийского. Падение Константинополя и переход его в руки латинян в 1204 году нанесет непоправимый удар по всем областям жизни Византийской империи. Новые неблагоприятные исторические условия в столице сделают невозможной применение песенного последования, тогда как одновременно они неизбежно приведут к увяданию монашеской жизни как в Студийском монастыре, так и в других монастырях в столичной области, а также в значительных монашеских центрах Малой Азии. В то же время мы видим расцвет афонского монашества, которое, несмотря на изначальную зависимость от исключительно студийской традиции, с XIII века начинает постепенно принимать новосавваитский синтез. Лаврский исихастский дух Палестины в конце концов одержит вверх над городским общежительным студийским монашеством до такой степени, что новосавваитская богослужебная традиция будет вполне принята афонскими Типиконами XIV века, а полностью она возобладает в них в XV веке. Святой Симеон Солунский объясняет: «Другие прочие службы устава Великой Церкви… не совершаются ни в христолюбивом царском граде вследствие захвата его латинянами… и вследствие недостатка во множестве священников и певчих». Напротив, отмечает тот же писатель, распространение савваитского устава по всей Византийской империи обязано тому, «что с ним возможно совершать службу одному человеку, поскольку он составлен монахами, и часто служба без песен в общежительных монастырях совершается». Диатаксис патриарха Филофея быстро распространится по Афону и константинопольским епархиям. Южная Италия, последний оплот студийского влияния, примет новосавваитский устав двумя веками позже, когда папа своим распоряжением 1587 года повелит монастырю Сантиссимо-Сальваторе в Мессине заменить свой студийского устав савваитским. В России митрополит Алексий первым в 1365—1378 годах введет савваитский устав в основанный им Чудовский монастырь. Этапом, разрезом, вехой в литургической жизни России будет произведение о богослужении подлинного исихаста, митрополита Киприана, ученика святого Филофея Коккина сначала на Афоне 1364—1373 , а потом в Константинополе 1373—1375. Митрополит Киприан ввел в Русскую Церковь в 1378—1401 годах савваитский устав как на приходах, так и в монастырях.
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
(В прошлом часы читались в соответствующее время дня: первый час – в 6.00, третий час – в 9.00, шестой час – в полдень, девятый час – в 15.00. Каждое в отдельности богослужение заключает в себе три церковных службы: в вечерню вошли девятый час, вечерня и повечерие; утреня состоит из полунощницы, утрени и первого часа; обедня начинается третьим и шестым часами и затем совершается самая литургия. 9-й час обычно совершается перед вечерней и открывает собой вечернее богослужение грядущего церковного дня, хотя в то же время сам по себе является последней службой уходящего дня, на 9-м часе читаются тропарь и кондак дня уходящего. О православном богослужении. Православное богослужение Это великая сокровищница, в которой каждый что-то найдет для себя: драгоценную жемчужину, прекрасный небесно-голубой сапфир или прозрачно-чистый аметист. Изучением православного богослужения в духовных учебных заведениях занимаются на уроках литургики.
Что такое изобразительные часы в православии
Часы – это краткое богослужение, совершаемое в составе суточного круга. Часы – это краткое богослужение, совершаемое в составе суточного круга. Ежесуточный круг православных богослужений включает в себя девять служб: 9й час вечерню, повечерье, полуночница, утреню, 1-й, 3-й, 6-й, часы и литургию. Часы – это короткое богослужение, во время которого вспоминаются определенные события Священного Писания. Расписание и виды богослужений в православной церкви. Хотя время для каждого часа в богослужении не является строгим, это может помочь вам выработать привычку молиться в одно и то же время каждый день.
Что такое часы в богослужении
Выражение «на ряду» означает, что песнопение, молитва или информация полностью напечатаны в той или иной богослужебной книге в том месте и в таком порядке, как они должны исполнятся на службе и их не нужно искать в приложениях или других дополнительных книгах. Как уже говорилось в разделе «Суточный богослужебный круг», службы часов присоединяются к другим службам. Так, утром 3-й и 6-й часы читаются перед Литургией, вечером 9-й час читается перед вечерней, а 1-й час присоединяется к утрени. Краткая история состава службы часов. Исследователи истории богослужения предполагают, что во 2-ом веке трижды в день читалась молитва «Отче наш», в 3-ем веке кроме нее пели псалмы с припевом одного стиха и «Аллилуйя» и часам были усвоены определенные воспоминания. В 4-ом веке в некоторых церквях службы часов становятся схожими с вечерней и утреней и состоят из пения псалмов, антифонов, чтения молитвы епископом и его благословения. Из этого чина часов впоследствии образовались песненные часы.
Царские часы. На каждом из царских часов читаются три особых псалма, поются особые стихиры, тропари, читаются отрывки из Ветхого Завета, Посланий Апостольских и Евангелия.
Великопостные часы H. Пасхальные часы. Совершаются на Пасху и в течение всей Светлой седмицы. Все пасхальные часы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы одинаковые, они не содержат псалмов и полностью поются.
Утром следующего дня совершаются 3-й и 6-й часы и Божественная Литургия.
Литургию еще называют обедней, поскольку она оканчивается в обеденное время. Всенощное бдение происходит вечером на кануне воскресного дня или праздника. Поскольку каждый вид богослужения отдельных суток индивидуален для каждого числа месяца и года и состоит из ряда молитвословий, очень важно знать ход богослужения и его составные части. Основу, или костяк любого вида богослужения, составляют неизменяемые молитвословия и песнопения. По ним можно ориентироваться в ходе развития конкретного богослужения. В комментариях к богослужебному уставу, имеются схемы богослужения всех видов церковных служб, где изложены изменяемые и неизменяемые молитвословия в той последовательности в какой они чередуются в ходе служб.
Зная схемы служб, можно легко разобраться в текущем моменте богослужения и соучаствовать в общественной молитве. Христиане помнят слова Иисуса, Который сказал: «Где двое или трое соберутся для воспоминания Меня, там Я буду посреди их», утвердив этими словами превосходство общественной молитвы над частной. Группа авторов, Правила православного богослужения, 2012 Так как верующим по причине разнообразных житейских занятий неудобно собираться ко всем этим службам отдельно, то уже с древнейших времен христианства Церковью постановлено совершать богослужение три раза в день: вечером — вечерню, утром — утреню и днем около полудня — литургию. K этим трем главным службам присоединяются и остальные 6 кратких служб, для которых в древности первоначально собирались особо. K вечерне присоединяются 9-й час перед вечерней и повечерие после вечерни ; к утрене — полунощница перед утреней и 1-й час после утрени ; к литургии — 3-й и 6-й часы перед литургией. Вечер, утро и полдень избраны как времена, самые удобные для освящения через молитву всего дня.
Группа авторов, Православие. Словарь-справочник, 2007 Каждое из этих трёх богослужений слагается, в свою очередь, из трёх частей: вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия, утреннее — из полунощницы, утрени и первого часа, дневное — из третьего часа, шестого часа и литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений церковных образуется девять служб: девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час и литургия, наподобие того, как, по учению св. Дионисия Ареопагита, из трёх чинов ангельских образуется девять ликов, день и ночь славословящих Господа. Коллектив авторов, Смысл и значение православного ежедневного богослужения, 2014 Внес преп. Антиох свой, пусть и небольшой, вклад в православное литургическое предание.
В сочинении преп. Антиоха содержатся несколько авторских молитв, некоторые из них вошли в православное богослужение: в слове 19-м — молитва, читаемая на повечерии; в слове 84-м — молитва, вошедшая в вечернее молитвенное правило «Молитва 2-я святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу» ; в слове 85-м — молитва, читаемая после 12-й кафизмы. В нашем издании, чтобы читателю было легче ориентироваться в книге, эти и другие подобные им молитвенные тексты отмечены на полях словом «молитва». Предполагается также, что преп. Антиох составил и известную молитву «Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли…», повторяемую при чтении каждого из часов и на великом повечерии[31]. Как правило, присоединяется чтецом по окончании чтения часа, в связи с чем название «почасие» более точно: это продолжение службы часов.
Всего есть четыре междочасия... Исполняется перед чтением Апостола, Евангелия или паремий и служит своеобразным «предисловием» к этому чтению. Реже прокимен может и не предварять чтение из Библии. Состоит из стиха... Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм впрочем, принято считать, что первоначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели на следующих за ними седальнах и на следующих за седальнами святоотеческих чтениях. У греков кафизмы называются...
Совершается перед пением канона. Начинается с торжественного выхода духовенства из алтаря через Царские врата на средину храма при пении псалмов 134-го и 135-го в греческой нумерации : 134-й начинается со слов «Хвалите имя Господне». В некоторых случаях, например в Богослужебных указаниях на каждый год, полиелеем называются только эти два... Составление данного чинопоследования традиционно приписывают святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской. Пасхальное богослужение — праздничное богослужение, совершаемое на праздник Пасхи. Например: «Чинопоследование всенощного бдения», «Чинопоследование Литургии преждеосвященных Даров» и т.
Чинопоследованиями называются как отдельные службы ежедневного суточного богослужебного круга, так и различные таинства, требы и некоторые обряды... Аналогичная служба в неправославных христианских церквях — см. Эта молитва представляет собой соединение песни славословия серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Также тропарь в широком смысле - понятие, включающее в себя многие разнообразные но, как правило, небольшие формы гимнографии, отдельные самостоятельные или созависимые песнопения.
Блажени есмы, Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть.
Это — Бог наш, не сравнится с Ним никто иной. После же того Он на земле явился и обитал среди людей. Это — книга повелений Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся её, войдут в жизнь, а оставляющие её умрут. Обращайся, Иаков, и возьмись за неё, пойди к сиянию при свете её.
Не отдай другому славы твоей, и полезного для тебя — народу чужому. Блаженны мы, Израиль, что угодное Богу известно нам. Апостольское чтение взято из 3-й главы послания к Галатам. Апостол говорит о спасительных последствиях Боговоплощения: все, крестившиеся во Христа, становятся наследниками обетований, данных Аврааму и усыновляются Богу. Перед нами разворачивается событие Рождества Христова в пересказе евангелиста Луки.
Здесь есть оригинальные фрагменты, которых нет у евангелиста Матфея: сообщение о всеобщей переписи населения, описание подробностей прибытия Иосифа и Марии в Вифлеем, повествование о ангельском славословии и поклонении Младенцу Христу пастухов. Псалом говорит о праведном царе, который будет поступать со всеми справедливо и за это его будут почитать все народы. Формально он надписан «о Соломоне» и может рассматриваться как завещание Давида своему сыну. Но мы знаем, что Соломон не смог осуществить заданный здесь идеал, да и он вообще едва ли достижим для человека. Поэтому в совершенном смысле текст этого псалма прилагается к Мессии как к праведному Правителю и нелицеприятному Судии всех народов.
Его можно рассматривать как пророчество о поклонении Христу иноземных царей — волхвов. Изображается благоволение Божие к роду Давидову, которое выразится в сохранении за ним на веки престола. Мессия описан как потом Давида, Котрому уготовано вечное царство. Христос, Который был потомком Давида по плоти и родился в Вифлееме городе Давида , стал именно тем Царем, царству Которого не будет конца. Оставляется из обычного последования 6-го часа Стихиры 1.
Суточный круг богослужений
Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет вариативную длительность. О богослужении Царских Часов. В Навечерие (сочельник) Рождества Христова совершается особое богослужение — Царские часы. Расписание архиерейских богослужений. Новости. В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Богослужебные часы. Часами именуются краткие богослужения суточного круга, соотнесенные с определенным временем дня по древнему израильскому и римскому исчислению времени.
Суточный круг богослужений
Схема суточный круг православного богослужения. Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. Суточный круг богослужения Православной Церкви включает в себя 9 служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и Бо-жественную литургию. Храм и богослужения в нем это огромная часть тех традиций, которые неотъемлемы от Православия в целом. Богослужение вечерни рассказывает нам о переходе от Ветхого Завета к Новому, поэтому в начале службы поются псалмы и читаются книги древнего Писания, которые завершаются песнопениями с новозаветной тематикой.