С выходом положения 19 февраля 1861 [года], прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу.
Этот день в истории: 1861 год — в России отменено крепостное право
Эта сумма высчитывалась исходя из оброка, который получал помещик. Например, богатейший вельможа тех лет Шувалов П. Значит крестьяне, для того, чтобы выкупить землю, должны были заплатить помещику столько денег, сколько нужно для того, чтобы помещик положил их в банк и ежегодно процентами получал бы те самые 23 тысячи рублей. В результате, в среднем одна ревизорская душа должна была заплатить за десятину 166,66 рублей. Поскольку семьи были большими, то в среднем по стране одна семья за выкуп земельного участка должна была заплатить 500 рублей. Это была неподъемная сумма. На «помощь» крестьянам пришло государство. Остальную часть платили крестьяне.
При этом они обязывались в течение 49 лет рассчитаться с государством и выплатить требуемые проценты. В среднем по стране за один земельный участок банк выплачивал помещику 400 рублей. При этом крестьяне отдавали банку деньги в течение 49 лет на сумму практически в 1200 рублей. Государство практически втрое увеличивало свои деньги.
Джаншиев и другие рассматривали освобождение крестьянства, прежде всего, как акт гуманизма и человеческий подвиг, который примиряет сословия, смягчает вражду народа и власти, крестьян и помещиков. Тому факту, что впервые в истории России император счёл личную свободу всех своих подданных ценностью и естественным правом, интеллигенция придавала не меньшее значение, чем фактическому освобождению 23 млн человек.
Потому они назвали эту реформу «великой». Источник: lforum. В основном они сосредоточились на критике реформы, её половинчатого и продворянского характера и правда, крестьянам пришлось несладко из-за той цены, которую их обязали уплатить за свою свободу, отсюда и крестьянские волнения в 1861 г. Марксистская историография вслед за В. Лениным называла отмену крепостного права буржуазным преобразованием, в 1861 г. Вместе с тем и марксисты, как правило, признавали прогрессивный характер реформы.
Известный советский историк П. Зайончковский писал, что крепостничество «мешало развитию промышленности и подъёму сельского хозяйства» и «исчерпало себя экономически» — этот тезис до сих пор имеет влияние и мелькает в учебниках истории хотя некоторые современные исследователи, например, Б. Миронов, довольно убедительно оспаривают его. Россия, — делал вывод Зайончковский, — благодаря реформе ступила на путь буржуазной монархии и капитализма, а царь-реформатор действовал из желания предотвратить крестьянское восстание. Таким образом, советская историография стремилась представить мотивацию Александра II и его сторонников как чисто прагматическую — реформа из страха, а не ради свободы или благородства что совершенно несправедливо, ибо ни император, ни его сподвижники вовсе не были лишены идеалов и искренне желали России лучшего. Граф Д.
Милютин, военный министр: «Ни один царь после Петра не сдвинул так Россию с реакционного пути восточной деспотии, как Александр II. Я помню, мы вместе были молоды. Тогда он кипел, работал, был великодушен, верил людям.
Достаточно часто возникали вспышки недовольства политическим устроем. Работать на хозяина крестьяне больше не хотели. Экономика государства близилась к провалу. Крепостное право значительно тормозило экономическое развитие России, промышленность и торговля отставала по основным показателям от аналогичных предприятий в странах, где крепостная повинность была давно отменена. Большинство помещиков видели преимущества в вольнонаемном труде, так как производительность труда увеличивалась в разы.
Источник: lforum. В основном они сосредоточились на критике реформы, её половинчатого и продворянского характера и правда, крестьянам пришлось несладко из-за той цены, которую их обязали уплатить за свою свободу, отсюда и крестьянские волнения в 1861 г. Марксистская историография вслед за В. Лениным называла отмену крепостного права буржуазным преобразованием, в 1861 г. Вместе с тем и марксисты, как правило, признавали прогрессивный характер реформы. Известный советский историк П. Зайончковский писал, что крепостничество «мешало развитию промышленности и подъёму сельского хозяйства» и «исчерпало себя экономически» — этот тезис до сих пор имеет влияние и мелькает в учебниках истории хотя некоторые современные исследователи, например, Б.
Миронов, довольно убедительно оспаривают его. Россия, — делал вывод Зайончковский, — благодаря реформе ступила на путь буржуазной монархии и капитализма, а царь-реформатор действовал из желания предотвратить крестьянское восстание. Таким образом, советская историография стремилась представить мотивацию Александра II и его сторонников как чисто прагматическую — реформа из страха, а не ради свободы или благородства что совершенно несправедливо, ибо ни император, ни его сподвижники вовсе не были лишены идеалов и искренне желали России лучшего. Граф Д. Милютин, военный министр: «Ни один царь после Петра не сдвинул так Россию с реакционного пути восточной деспотии, как Александр II. Я помню, мы вместе были молоды. Тогда он кипел, работал, был великодушен, верил людям.
О, если бы он и в старости остался таким! Какую блестящую эпоху внёс бы он в нашу отечественную историю. Его мечты, я до сих пор без слез не могу думать о них».
Император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права
19 февраля 1861 года является официальной датой отмены крепостного права в России: именно в этот памятный день Александр II подписал судьбоносный манифест. Дискуссия с участием историков Николая Сванидзе, Михаила Давыдова и Ирины Карацубы. 22 февраля 2018 года, Центр документального кино. Репродукция картины Григория Мясоедова «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». 3 марта (по старому стилю 19 февраля) 1861 года Император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, и жизнь в России в этот день кардинально изменилась.
19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права
Так что, предпосылки отмены крепостного права в России появились задолго до вступления на царский престол Александра II, который подписал долгожданный для крестьян манифест. Постепенное улучшение условий для крепостных: каковы были главные причины отмены крепостного права Социально-экономическое развитие Российской империи неизменно отставало от европейских государств, причиной чему была непроизводительная крепостная система. Отсутствие вольнонаёмного труда тормозило развитие капиталистической промышленности. Нищие крестьяне не могли потреблять промышленную продукцию, что также негативно влияло на развитие сектора.
Кроме этого, кризис крепостнических хозяйств вёл к разорению помещиков. Поэтому главные причины, касающиеся необходимости упразднения крепостного права, выглядят однозначно: кризис имперской феодально-крепостнической системы: отсталость Российской империи почти во всех сферах жизнедеятельности; нарастающее волнение среди крепостных и нередкие крестьянские восстания В начале 19 столетия крестьяне Российской империи стали ощущать некоторое послабление крепостной системы. Согласно Указу о вольных хлебопашцах крепостные по договорённости с помещиками могли получить за выкуп свободу.
Закон оказался малоэффективным, но начало было положено. Компромиссный вариант реформирования крепостного права предложил генерал А. Этот государственный деятель имел большое влияние и был чуть ли не вторым человеком после царя в империи.
Проект Аракчеева об отмене крепостного права заключался в освобождении крестьян на основании аренды: помещики при этом получали компенсацию из казны. Такое решение было направлено по большему счету на защиту интересов помещиков, ведь крестьяне всё равно были бы вынуждены арендовать землю. Да и Аракчеев сам имел немало крепостных, посему очевидно какими взглядами он руководствовался.
Впрочем, одобренный Александром I проект Аракчеева так и не воплотился в жизнь. Это интересно Жена А. Аракчеева была дочерью кучера.
Настасья отличалась особо жестоким отношением к крепостным. Вскоре был принят закон, запрещающий торговать крепостными на ярмарках, а в 1833 году при продаже крестьян было запрещено разлучать членов одной семьи.
Стоило ли брать эти завещанные земли? Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью. Николай Неврев. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже?
Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными. Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали. Причин тут несколько. Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей которых, кстати, у них вообще не было , не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством. Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией.
Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки. В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью , и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам. Почти вся принадлежащая монастырям земля и, соответственно, населявшие ее крестьяне оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание — крайне скудное. Судьба этих бывших монастырских крестьян они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам. Обьявления о продаже крепостных. Газета «Московские Ведомости», 1797 г. Как относились к крепостному праву славянофилы? Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях?
Поэтому крепостное право они отрицали в принципе. Кроме того, они считали его чуждым для русской жизни явлением, привнесенным петровскими реформами. Сами будучи дворянами-землевладельцами, они еще до 1861 года отпускали на волю своих крепостных, причем, особо это замечу — с землей. Делали это они из христианских соображений. Но тут я должен сделать важную оговорку. Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами. Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Я имею в виду зависимость от крестьянской общины.
Большинство российских крестьян кроме Сибири и Севера европейской части жили в общинах. Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов. И поскольку именно община выступала коллективным налогоплательщиком, то существовала достаточно серьезная зависимость крестьян от самой общины. Именно сход, крестьянский мир, решал, как делить землю, отпустить ли крестьянина в паломничество или в монастырь например, преподобному Василиску Сибирскому община препятствовала посвятить свою жизнь монашеству, поскольку опасалась лишиться налогоплательщика. Зависимость крестьянина от общины после 1861 года не только сохранилась, но и усилилась. Опасность этого «общинного крепостного права» недооценивалась в эпоху освобождения крестьян.
Поправку на стиль календаря можно не делать. Документ, который справедливо считается чуть ли не самым важным в отечественной истории, так и называют: "Манифест 19 февраля". Правда, непонятно, кого он освобождал. Согласно "Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", мужик не мог распоряжаться ни единым клочком земли. Вся земля оставалась в собственности помещика. Крестьянам же отводили "полевой надел". За который по-прежнему следовало либо платить оброк, либо отрабатывать на барщине. Отказаться от этой земли и повинности мужик в течение 49 лет не имел права.
Но действовал ряд ограничений: регламентировалось количество палок и розог, по закону нельзя было убить крепостного, были запрещены публичные торги, а при продаже запрещалось отбирать у крестьян их наделы и разделять семьи. Впрочем, помещики умели обходить закон. Как писал экономист середины XIX века Андрей Заблоцкий-Десятовский, «если желают продать детей, то отпускают родителей на волю. Или, не давая отпускных родителям, сочетают браком детей и, составив таким образом отдельное семейство, продают его, не нарушая закона». Плакат в честь Манифеста об отмене крепостного права. Архив Государственного исторического музея Плакат в честь Манифеста об отмене крепостного права. Архив Государственного исторического музея 8. Российская империя позже всех в Европе упразднила крепостное право Нет Например, в Боснии и Герцеговине которая, правда, в XIX веке была частью Османской империи с крепостным правом официально было покончено в 1918 году. Независимые европейские государства в годы реформ Александра II уже отменили крепостничество в классическом варианте. Однако в их колониях еще существовало рабство. В ночь после подписания манифеста Александр II опасался за свою жизнь Да Император знал, что большая часть дворян очень недовольна подготовленной реформой. Помнил он и судьбу деда, Павла I, убитого в результате дворцового переворота. В ночь после подписания манифеста были предупреждены войска и полиция, приготовлены лошади для императора, а сам Александр II, по свидетельству прислуги, ночевал у сестры, великой княгини Ольги Николаевны. Однако на практике эту норму нередко превышали, кроме того, крепостные должны были выполнять и дополнительные трудовые повинности. До 50 ударов розгами по закону полагалось крепостному крестьянину, подавшему жалобу на своего помещика. Сергей Корчагин Тот, кто будет делать добро, тот познает истину, а кто познает истину, тот будет свободен от зла и от смерти.
Решение об отмене крепостного права в России обнародовали в Прощеное воскресенье
19 февраля 1861 года царь Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Новости и события Российского исторического общества. Ровно 160 лет назад, 19 февраля 1861 года император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Репродукция картины Григория Мясоедова «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». Дискуссия с участием историков Николая Сванидзе, Михаила Давыдова и Ирины Карацубы. 22 февраля 2018 года, Центр документального кино. Факсимиле манифеста 19 февраля (3 марта) 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год.
Когда отменили рабство
Поправку на стиль календаря можно не делать. Документ, который справедливо считается чуть ли не самым важным в отечественной истории, так и называют: "Манифест 19 февраля". Правда, непонятно, кого он освобождал. Согласно "Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", мужик не мог распоряжаться ни единым клочком земли. Вся земля оставалась в собственности помещика.
Крестьянам же отводили "полевой надел". За который по-прежнему следовало либо платить оброк, либо отрабатывать на барщине. Отказаться от этой земли и повинности мужик в течение 49 лет не имел права.
Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества. Свои общие хозяйственные вопросы они обсуждали и решали на сельских сходах. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной старшина. Он исполнял полицейские и административные обязанности. Деятельность сельского и волостного управлений, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из числа местных дворян-помещиков. Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость», то есть усадьбу с приусадебным участком, а также полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком». За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными». Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало определять по соглашению крестьян с помещиком. Это фиксировалось в уставной грамоте, введением которых ведали мировые посредники. О произошедших с крестьянами разительных переменах писал в мемуарах ученый-географ и революционер Петр Кропоткин : «Я посетил Никольское в августе 1861 года, а затем снова летом 1862 года и был поражен тем, как разумно и спокойно приняли крестьяне новые условия. Они знали очень хорошо, как тяжело будет платить выкуп, который являлся в сущности вознаграждением за даровой труд отобранных душ; но они так высоко ценили свое личное освобождение от рабства, что приняли даже такие разорительные условия. Правда, делалось это не без ропота, но крестьяне покорились необходимости.
Широким массам стало известно о появлении Манифеста в Прощеное воскресенье 5 марта 17 марта 1861-го, когда текст зачитали после обедни в храмах крупных городов. В Михайловском манеже Александр II лично огласил указ подданным. Царь признавал, что из-за неизбежной многосложности требуемых перемен новое устройство «не может быть произведено вдруг» — и отводил на подготовку всех условий не менее двух лет. В течение этого периода, согласно Манифесту, крестьяне должны были оставаться в прежнем повиновении помещикам и «беспрекословно исполнять прежние обязанности». Помещикам Александр II повелевал следить за порядком в своих имениях с правом суда и расправы. Затем эти функции переходили к волостным судам. Всего документ включал семь пунктов с перечислением необходимых действий для «правильного достижения» задуманного. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность», — сообщалось в Манифесте. Отмена крепостного права бесповоротно изменила Россию, ее людей и весь ход истории. Окончательно уходила в прошлое николаевская эпоха: как отмечали современники, в ту пору преклонялись лишь перед грубой силой, презирая право и законность. Наступало время надежд — надежд на продолжение коренных преобразований, на развитие страны, на демократизацию общества. С момента публикации положений реформы крестьяне перестали считаться собственностью помещиков — отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев. Царское правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями» и присвоило им гражданские права: свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя. Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества. Свои общие хозяйственные вопросы они обсуждали и решали на сельских сходах. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной старшина.
Он считал, что пришло время высшим органам власти отменить крепостное право или же крестьяне сделают это сами. Достаточно часто возникали вспышки недовольства политическим устроем. Работать на хозяина крестьяне больше не хотели. Экономика государства близилась к провалу. Крепостное право значительно тормозило экономическое развитие России, промышленность и торговля отставала по основным показателям от аналогичных предприятий в странах, где крепостная повинность была давно отменена.
Крестьянская реформа 1861
Впоследствии Алексей Левшин писал: «Большая часть представителей землевладельцев вовсе никогда не обсуждала крепостного состояния с точки зрения освобождения и потому при первом намеке о том являла удивление, а иногда непритворный испуг. Очевидно, что такие беседы, хотя многократно повторяемые, не продвинули меня далеко вперед». Царю оставалось или отказаться от идеи реформы, или поручить подготовку своему аппарату. Он избрал второе. Был, как водится, создан очередной Секретный комитет, 3 января 1857 года состоялось его первое заседание, на котором его члены заняли истинно «либеральную»позицию: мол крепостное право — зло, но устранить его можно только постепенно, без резких поворотов, а действовать сейчас и сразу — явно преждевременно и опасно. Пока что надо изучать материалы, собранные в министерстве внутренних дел. Они не договорились друг с другом и подготовили три разные записки. Позиции объединить не удалось. Все начало 1857 года Секретный комитет практически саботировал дело. Между тем министерство внутренних дел продолжало работать, и Алексей Левшин составил свою записку с идеей освободить крестьян без земли.
Большинство комитета этой записке хода не дало. Оказавшись перед лицом сопротивления и дворян, и своего комитета, царь вынужден был вмешаться. Он ввел в сентябре 1857 года в комитет своего брата, Константина Николаевича, противника крепостного права, и поручил ему вести заседания. Прошли бурные заседания 16, 17и 18 августа 1857 года. Под его нажимом Секретный комитет принял решение начать подготовку мер «по улучшению быта помещичьих крестьян»; даже слово «освобождение»по-прежнему не употреблялось. Секретный комитет зашевелился. Впрочем, шевеление это было очень и очень ленивым — в августе 1857 года Секретный комитет решил для начала «собрать данные» и разработать проект, причем отвел на этот «нулевой цикл»реформы … 20лет! Царю, столкнувшись с таким тихим, но явным саботажем, пришлось пойти другим путем — и представить отмену крепостного права инициативой самих помещиков. Для этого был придуман хитрый ход… Инициатива снизу, организованная сверху В 1857 году литовские дворяне написали царю прошение об отмене довольно куцых «инвентариев», ограничивавших крепостное право в Виленской и Гродненской губерниях, в Литву был тут же послан верный верный адъютант царя Владимир Назимов, который популярно объяснил помещикам, что ни о какой отмене «инвернтариев»и речи быть не может, а помещикам лучше согласиться с отменой крепостной зависимости вообще.
Литовские помещики слегка обалдели… и согласились с напором столичного гостя. Оборотистый Владимир Назимов тут же предоставил царю записку, в которой изобразил пожелания литовских помещиков как искреннюю просьбу об отмене крепостного права вообще. Он передал столь «нужное» письмо вместе с запиской царю, а тот переслал его в Секретный комитет.
Таким образом, крестьяне фактически с учётом процентов по кредиту уплачивали тройную сумму, что составляло предмет критики со стороны наблюдателей, стоявших на народнических позициях а впоследствии — со стороны советских историков , но было при этом математически нормальным результатом для столь долгосрочного кредита. Так как пени за просроченные платежи неоднократно списывались, а в 1906 году государство простило сельским обществам всю неоплаченную часть задолженности, выкупная операция оказалась для государства убыточной.
Положение крестьян[ править править код ] Худ. На картине изображена семья богатых крестьян , купившая поместье разорившегося дворянина. Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всём, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землёй. Личная свобода крестьян, полученная в результате реформы, заключалась в следующем: Полностью прекратилась купля-продажа крестьян помещиками. Для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах, более не требовалось дозволения помещиков.
Крестьяне получили право увольнения из сельских обществ, при условии отказа навсегда от участия в мирском наделе, с соблюдением правил, установленных в местных положениях, и сдачи состоявшего в их пользовании участка земли. В том, что касается пользования наделами — крестьянская реформа не привела к одномоментному изменению положения крестьян, однако создала условия для постепенного прекращения крепостной практики в последующие годы. Первым серьёзным исследованием реформы стал труд историка и врача Александра Скребицкого «Освобождение крестьян в царствование Александра II». В нём автор скрупулёзно собрал и представил все имеющиеся материалы по подготовке реформы. Работа вышла в Бонне в 1860-е годы [28].
В дальнейшем историки, изучавшие крестьянский вопрос, по-разному комментировали основные положения указанных законов. Как указывал М. Покровский , вся реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали официально называться «крепостными», а стали называться «обязанными»; формально они стали считаться свободными, но в их положении в первые годы после реформы ничего не изменилось или даже ухудшилось: в частности, пороть крестьян помещики стали ещё больше. Такого же мнения придерживался, например, историк Н. Рожков — один из наиболее авторитетных специалистов по аграрному вопросу дореволюционной России, а также ряд других авторов, писавших о крестьянском вопросе.
Как указывал историк П. Известный общественный деятель либерального направления Ю. Существует мнение, что законы 19 февраля 1861 года, означавшие юридическую отмену крепостного права в юридических терминах второй половины XIX в. Иными словами, согласно данному мнению высказываемому, например, историками Б. Литваком и Л.
Захаровой , они запустили или ускорили процесс исчезновения крепостного права [31] [32]. Крепостное право в России возникло в конце XVI — начале XVII века как запрет на уход крестьян с обрабатываемого ими участка, и сам термин крепостное право появился позднее, чем данный запрет, который в течение нескольких десятилетий существовал как некая временная мера, принятая ввиду чрезвычайных обстоятельств Смута 1598 — 1613 годов , экономический кризис, разруха и так далее. Лишь в течение первой половины XVII века окончательно — в Уложении 1649 года крепостное право было зафиксировано юридически как постоянное прикрепление крестьян к земле [33]. Но возникновение крепостного права однозначно датируется историками не с момента его полного юридического оформления, а с момента фактического возникновения конец XVI — начало XVII вв. Соответственно, и после реформы 1861 года, вплоть до 1906 г.
Миронов пишет о постепенном ослаблении крепостничества в течение нескольких десятилетий после 1861 года [34]. Выкуп земли[ править править код ] Что касается конкретных условий выкупа земли, то по данным Н. Рожкова и Дж. Блюма в нечернозёмной полосе России, где проживала основная масса крепостных крестьян, выкупная стоимость земли в среднем в 2,2 раза превышала её рыночную стоимость, а в отдельных случаях она её превышала даже в 5—6 раз [35] [36]. Поэтому фактически цена выкупа, установленная в соответствии с реформой 1861 года, включала не только выкуп земли, но и выкуп самого крестьянина с семьёй — подобно тому, как ранее крепостные могли выкупить вольную у помещика за деньги по договорённости с последним.
Такой вывод делают, в частности, историки Дж. Блюм [37] и П. Зайончковский [38]. Таким образом, условия освобождения крестьян в России были значительно хуже, чем в Прибалтике, где они были освобождены ещё при Александре I без земли, но и без необходимости уплачивать выкуп за себя. Как писал П.
Обрабатывать земли по западноевропейскому образцу помещики не могли: для этого в стране еще не было достаточного числа наемных рабочих и сельскохозяйственных машин. Решить головоломку правители России пытались больше шестидесяти лет, но осмелился это сделать только Александр II. О том, насколько удачной вышла эта реформа, «Ридус» побеседовал со специалистом по дореволюционной истории России, кандидатом исторических наук Ольгой Розиной. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». Художник Николай Неврев изобразил переговоры помещиков о продаже крестьянской девушки.
По словам Розиной, для проведения реформы от императора требовались мужество и решительность, так как недовольны ее результатами предсказуемо оказались и помещики, и крестьяне. Хуже было только бездействие, что наглядно показала недавно проигранная Россией Крымская война. Землевладельцы были недовольны, потому что лишились части своих земель, пусть и в обмен на деньги от государства. Для крестьян условия реформы были еще жестче. Во-первых, на них «повесили» огромный долг, который нужно было выплачивать десятки лет, да еще и с процентами. Во-вторых, землю они получили не в личное пользование, а в общинное.
Говоря современным языком, получилось нечто вроде принудительной ипотеки на коммунальную квартиру. Но и это было еще не все.
Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян.
Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ. Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством.
Это и стало сутью реформы. Кривошеенко Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.
В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным. В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина.
Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
«Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю
Однако взамен долгожданной свободы крестьян сильно обделили в земельных владениях. Была установлена норма, и лишние угодья передавались помещику. Крестьяне также имели право на выкуп своих земель. Но те участки, которые им предлагали, не отличались особой плодовитостью.
В Германии и Польше это была инициатива помещиков, а в России — государства. Отсюда и последовательное ограничение прав крестьян на уход с земли введение так называемых «заповедных лет» , а в итоге и вовсе отмена Юрьева дня в конце XVI века. При этом надо понимать, что весь XVII век — это время активного закрепощения крестьян именно государством.
Государство исходило из фискальных нужд: если люди жестко прикреплены к земле, то с них проще взять налоги. Соответственно, и крестьяне на тех землях, что принадлежали Церкви, тоже становятся прикрепленными к земле. Частное же крепостное право — это уже XVIII век, эпоха роста дворянства, роста его самосознания и автономии от других сословий. Алексей Венецианов. То есть считала ли Церковь нормальным для себя владеть крепостными? Вернее, рефлексия, и мощная, была по другому вопросу: может ли Церковь вообще владеть землей? И коль скоро тогда этот вопрос был решен положительно — то есть что Церковь может владеть землями, то в рамках этой концепции Церковь и дальше смотрела на вещи.
Более того, владение землями и селами рассматривалось как последний залог церковной самостоятельности перед лицом абсолютистского государства, всё более наступающего на права Церкви. Но закрепощение крестьян — это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства. В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс. А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным — ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве. Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться?
Стоило ли брать эти завещанные земли? Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью. Николай Неврев. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже? Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными.
Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали. Причин тут несколько. Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей которых, кстати, у них вообще не было , не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством. Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией.
Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки. В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью , и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам. Почти вся принадлежащая монастырям земля и, соответственно, населявшие ее крестьяне оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание — крайне скудное. Судьба этих бывших монастырских крестьян они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам. Обьявления о продаже крепостных.
Наделение крестьян землёй и порядок несения повинностей определялись по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами.
Для выкупа земель крестьянам предоставлялось пособие в виде ссуды. Земля могла выкупаться как общиной, так и отдельным крестьянином. Земля, отведённая общине, находилась в коллективном пользовании, поэтому с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на «мирскую землю» своей прежней общины. Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй.
Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна Казанская губерния и Кандеевка Пензенская губерния , были использованы войска. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений. Однако к лету 1861 года волнения пошли на убыль. Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому крестьяне тянули с переходом на выкуп. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла.
Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.
Откуда есть пошло крепостное право русское
- Больше на Маленькие истории
- Главная навигация
- События 1861 года: sandra_rimskaya — LiveJournal
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Когда и кто отменил крепостное право в 1861 году, причины
- История рабства в Российской Империи - 19 февраля 1861 | Diaspora News
Содержание
- Отмена крепостного права
- Канун восстания
- КРЕПОСТНОЕ ПРАВО - Православный журнал «Фома»
- 160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости
- Заблуждения и факты о крепостном праве в России
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
- 19 февраля
- Главная навигация
- «Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю
- Вы точно человек?
- Крестьянская реформа 1861. Большая российская энциклопедия
Обнародование манифеста и “Положений 19 февраля 1861 г.”
19 февраля (3 марта) 1861 года был издан высочайший Манифест об отмене крепостного права в России. Главная» Новости» 19 февраля в истории россии 1861 год. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. 19 февраля 1861 г. Александр II опубликовал Манифест об отмене крепостного права.
Когда отменили рабство
Великая реформа [19 февраля 1861–1911]: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: юбилейное издание [в 6 т.] / Историческая комиссия Учебного отдела О. Р. Т. З. ; под ред. А. К. Дживелегова [и др.]. 5 марта 1861 года манифест был прочитан в церквях после обедни. Русские крестьяне благодарят императора Александра IIго за освобождение от крепостной. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права
Главная» Новости» 19 февраля отмена крепостного права 1861. 150 лет назад, 19 февраля 1861 года, в России было отменено крепостное право. 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право. Манифест 19 февраля 1861 года, провозглашавший отмену крепостного права в России, был составлен московским митрополитом Филаретом. 19 февраля (3 марта) 1861 г. император Александр II в день 6-й годовщины своего пребывания на престоле, подписал Манифест об отмене крепостного права [«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».