Верховным судом СССР, в том же 1955-м году гения театральной режиссуры Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали. Всеволод Мейерхольд был в течение 10 лет творчески связан с Александринским театром, поставил здесь 19 спектаклей, в том числе легендарный "Маскарад".
Мейерхольд и его театр
У него оказались развязаны руки — публика теперь валом валила на всё что угодно. Пролеткульт в широком понимании правил бал, буржуи разбежались кто куда, освободились площадки. Потом с разрушителями старого мира решено было заканчивать. Из них те, что поумнее, переобулись в имперцев, поглупее — исчезли. Державный поворот стал для Мейерхольда губительным.
Спектакли его и раньше не особо нравились руководству, но теперь неудовольствие можно было не прятать в усы. Расстреляли его в 1938 году. Неприглядно, с вызывающими тошноту подробностями. Латинское «так проходит мирская слава» к Мейерхольду неприменимо.
На него до сих пор молятся, и чем дальше — тем истовее. Но далеко не все были в восторге от художественных новаций ниспровергателя при его жизни.
Днём по этой же улице двигались массы народа, требуя "хлеба" — и только ли хлеба? Ещё вечером раздавались одиночные выстрелы. В публике с почтением передают, что одна только часть декорации обошлась в восемнадцать тысяч рублей, что вся постановка стоит сотни тысяч… Жутко сидеть на этом мёртвом "Маскараде", среди неслыханной роскоши постановки, среди этих живых мертвецов, трагических масок современности".
В газете "Речь" рецензент под псевдонимом Amadeo назвал спектакль красивым мыльным пузырём и связал его с концом самодержавия. Тем не менее следующие 30 лет спектакль шёл с неизменным успехом, как дань памяти ушедшей эпохе. Это пустое и громоздкое зрелище было последним бесцельным фейерверком на фоне только что умершего прошлого Amadeo, статья "Напрасная красота" После Февраля С приходом к власти Временного правительства положение Мейерхольда несколько изменилось. После "Маскарада" он целый год не ставил спектаклей, но проявил интерес к кинематографу. Лето 1917 года Мейерхольд провёл в Москве, где снимал фильм "Навьи чары", который так и не был завершён.
Несмотря на деятельность, режиссёр злился, он писал подруге и актрисе Ольге Сафоновой: "... Я ненавижу Москву и вот сижу здесь. Как в ссылке". До революции Мейерхольд ко всем обращался в письмах — "дорогой", "милостивый государь", после февральского переворота "государи" стали "товарищами". Изменился и тон писем: из нарочито любезного он стал официальным и более чопорным.
Пример письма Мейерхольду русскому поэту и прозаику Михаилу Кузмину: "Дорогой Михаил Алексеевич, отчего Вы забыли о моем существовании? Отчего никогда не хотите позвонить по телефону? Отчего не хотите побывать у меня?
Мы тоже работали со Всеволодом Эмильевичем, хотим написать вам о нем!
Для хода реабилитации эти отзывы были очень важны. Становилось очевидным, что не стали бы такие заметные люди рисковать именем, званиями, если бы Мейерхольд того не заслуживал. Выглядели письма очень веско, никто не ограничивался простым "Я знал Мейерхольда", писали о чем-то конкретном, о каком-то спектакле и т. Я понимал, что в 1955 году с А.
Яблочкиной спорить никто не станет, она любого переспорит и свои слова отстоит. Я к ней ездил домой, она меня чаем-вареньем угощала и написала о Мейерхольде прямо мне от руки. Я попросил разрешения снять копию с ее письма, вложил машинопись в дело, а автограф на память себе оставил. Выходило, что вся художественная интеллигенция отозвалась на реабилитацию Мейерхольда, встала на защиту памяти гениального человека.
Я находился под очень сильным впечатлением этого. Меня это окрыляло, я был уверен, что иду по верному пути". Никак нельзя сбросить со счетов, что тогда нужна была смелость, и немалая, требовалось мужество, чтобы в ответ на запрос Военной прокуратуры написать положительный отзыв о Мейерхольде. Ведь все это было еще до XX съезда, перелом происходил труднейший, все привыкли бояться, над каждым палка висела, Мейерхольда-то уже давно не было в живых, а они все работают, могло казаться, что карьера повисает на волоске.
Поэтому хочется, чтобы сегодня люди читали эти письма, они характеризуют и Мейерхольда, и тех, кто их писал. Это хождение за письмами — уникальный сюжет: несколько десятков людей с именами, не зная после ареста Мейерхольда в 1939 году ничего о его дальнейшей судьбе, узнавали от Ряжского страшную правду и пытались способствовать возвращению мастера театра в культуру. И все же страх был велик.
Борис Григорьев. Портрет В. В 1902 г. В 1902—1905 гг. В 1905 г. В конце 1905 г. Крэга и А. В 1908—1917 гг. В 1913 г. Фокин , художник Л. В 1913—1918 гг. В 1918 г. Мейерхольд и В. Алексей Темерин. Сцена из спектакля «Великодушный рогоносец». Акт III. Сцена с Волопасом. Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. Луначарского в 1921 г.
Новатор по генетике
- Политический с труппой: за что я не люблю Мейерхольда
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич. Большая российская энциклопедия
- Всеволод Эмильевич Мейерхольд
- Травля Мейерхольда - Статьи
- Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд
Великие зрители на сцене
Большей части гениальных задумок не суждено было воплотиться — в 1940 году Мейерхольд был репрессирован и расстрелян. Карл Казимир Теодор Майерхольд родился в благополучной многодетной немецкой семье в Пензе в 1874 году. В 21 год он решил принять православие, сменив имя на Всеволода Эмильевича, Всеволодом он стал в честь любимого писателя Гаршина. Молодой человек поступил в Театрально-музыкальное училище при Московском филармоническом обществе, где занимался под руководством Владимира Немировича-Данченко. После окончания училища Всеволод стал частью труппы только что созданного МХТ.
Там он прочно вошёл на сцену, выступив в пьесах Антона Чехова «Чайка» и «Три сестры», а также в комедиях Шекспира «Венецианский купец», «Двенадцатая ночь» и др. Однако конфликт со Станиславским не заставил долго ждать, и отчаянный Мейерхольд уехал в Херсон, прихватив с собой единомышленников. Мейерхольд выступал здесь в качестве и режиссёра, и антрепренёра, и актёра, сыграв десятки персонажей. В отзыве критики пишут: «Во многих отношениях сделаны были попытки порвать с реализмом современной сцены и смело принять условность как принцип театрального искусства.
В движениях было больше пластики, чем подражания действительности, иные группы казались помпейскими фресками, воспроизведенными в живой картине. Декорации, мастерски написанные лучше сказать, созданные г. Судейкиным и г. Сапуновым, нисколько не считались с условиями реальности: комнаты были без потолка, колонны замка обвиты какими-то лианами».
Театр много гастролирует в окрестных городах, но авангардизм редко отзывался провинциальной публике. Станиславский решается вернуть Мейерхольда в Москву, предложив ему в распоряжение Театр-студию на Поварской. Однако и в этот раз не сложилось. Всеволод Эмильевич принимает приглашение Веры Комиссаржевской возглавить её театр в Петербурге.
В 1907 году он поставил «Балаганчик» по Александру Блоку, поэта, которым восхищался всю жизнь. Эта постановка считается одной из первых в жанре «театра условности». Однако и столичная публика не пришла в восторг от слишком авангардных опусов маэстро. И оттого-то впечатление наше слишком яркое, слишком пёстрое: смесь мрамора, воды и закатных красок.
Можно построить дворец из мрамора и изо льда; но что вы скажете о дворце, где ледяные колонны поддерживают мраморный карниз? В результате низкой посещаемости спектаклей Комиссаржевская уволила Мейерхольда, что стало для него ударом. Однако он начал сотрудничество с Александринским театром, а в 1911 году дошёл и до Мариинского, где поставил оперу Глюка «Орфей и Эвридика». Примерно в тот же период Мейерхольд пробовал свои силы в кинопроизводстве, сняв ленты «Портрет Дориана Грея» 1915 и «Сильный человек» 1916.
Мейерхольд и революция Октябрьская революция 1917 года полностью перевернула культурную жизнь. Настало время безудержного эксперимента. Новая музыка, новое искусство, театр становятся элементами пропаганды, внедряются в государственную политику. В этот период происходят по-настоящему авангардные эксперименты.
Чего стоит одна только «Симфония гудков» 1922 А.
После революции 1917 года выдвинул идею «Театрального Октября», активно участвовал в работе театрального отдела Народного комиссариата просвещения. Мейерхольда ГосТИМ. Во второй половине 1930-х годов искусство Всеволода Мейерхольда было названо чуждым народу и враждебным советской действительности. В 1938 году его театр был закрыт. В 1984 году в Пензе был открыт музей сценического искусства имени В. В 1999 году на его территории установлен первый в мире памятник режиссеру. В настоящее время в Пензе действует центр театрального искусства «Дом Мейерхольда».
В театре какое-то время работал заведующим музыкальной частью молодой Дмитрий Шостакович. Но в 1928 году ГосТиМ едва не закрыли, потому что Мейерхольда вместе с его женой актрисой Зинаидой Райх заподозрили в измене родине. Отправившись за рубеж для лечения и переговоров о гастролях, они задержались во Франции. Однако Мейерхольд вместе с женой всё же возвращаются в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. Когда в 1930-м ГосТиМ гастролировал за рубежом, Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, пытался уговорить его не возвращаться в Советскую Россию, где всё более ощущался перелом в культурной политике — отход от «левых» авангардных форм и возврат к более понятным массам классическим. Мейерхольду, впрочем, не только ему, всё сложнее было встраиваться в меняющуюся действительность. Тем не менее, он был твёрд, ответив Чехову, что всегда верил в Революцию и должен вернуться в Советский Союз — «из честности». Читайте также: Михаил Чехов: весь мир — театр Начиная с 1934 года один из самых признанных режиссёров-коммунистов попадает в немилость. Всё началось со спектакля «Дама с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. Поняв, что спектакль критикуют со всех сторон с подачи Сталина, актриса не придумала ничего лучше, как изложить свою критическую точку зрения в письме.
На упрёки в отсутствии вкуса Сталин ничего не ответил, но не забыл об инциденте. Критика продолжала нарастать, и вскоре творчество Мейерхольда было объявлено «антагонистическим» по отношению к советскому народу. Сам Всеволод Эмильевич, как и его жена, не оценил уровня опасности, искренне веря, что его репутация и безоговорочная преданность коммунизму защитят в любой ситуации. Биомеханика Делом своей жизни Мейерхольд считал систему упражнений, которую он назвал биомеханикой. Эти упражнения многие сравнивали с фортепианными этюдами Карла Черни. Только овладев техникой можно было приступать к следующему шагу — проникновению в суть роли. В статье «Актёр будущего и биомеханика» Мейерхольд прямо сравнивает принцип движения актера на сцене и рабочего на заводе: «... Рассматривая работу опытного рабочего, мы отмечаем в его движениях: 1 отсутствие лишних непроизводительных движений, 2 ритмичность, 3 правильное нахождение центра тяжести своего тела, 4 устойчивость». Но биомеханикой дело не ограничивалось. Движению был посвящён целый ряд занятий.
Обратимся к воспоминаниям Эраста Гарина: «Часто на тренировочных занятиях по ритмической гимнастике, танцу или акробатике в зале появлялся Мейерхольд. Он входил в дверь в наброшенной на плечи зелёной солдатской шинели. Нам, молодёжи, да ещё усиленно двигавшейся, это не мешало. Мейерхольд садился к изразцовой печке, потягивал махорочную самокрутку ему единственному разрешалось курить и смотрел на нас, как бы изучая каждого. Был он похож на серого доброго волка. Серые глаза, серые волосы, серый френч. Глаза пристально изучающие, добрые и холодные. Но вот он скидывает шинель. Прерывает наши занятия — пора практически переходить к биомеханике. Ставит посреди комнаты стол.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта Георгию Байдукову было присвоено звание Героя Советского Союза. Когда началась Великая Отечественная война, он был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов. С января 1942 года Георгий Байдуков в действующей армии. Он стал заместителем командира 31-й смешанной авиационной дивизии, которая воевала на Калининском фронте.
Главархив рассказал о неосуществленных проектах театров Мейерхольда и Немировича-Данченко
Вот его рассказ 1988 : "Все дела расписывал и передавал нам начальник. Вижу, в дело Мейерхольда вложена записка "Прошу переговорить". Так что ты смотри, сначала расследуй все обстоятельства, потом пиши представление в ЦК, чтобы отменяли постановление, а уж после ставь вопрос о реабилитации". Выслушали они меня, Маша была очень сдержанна, а Татьяна Сергеевна восприняла мой рассказ горячо, возбужденно. Показал я им составленный по материалам дела список "вредителей" и "шпионов", соучастников Мейерхольда. Татьяна Сергеевна говорит: "Пастернак жив, он здесь, в Москве. И Олеша в Москве". Я-то эти фамилии узнал только из материалов дела, в нем Пастернак и Олеша проходили как завербованные Мейерхольдом члены "вредительской" организации, и я был уверен, что они погибли с ним вместе. Отметила Татьяна Сергеевна в тот день в моем списке крестиками, кто жив, кто в Москве, кто умер, кто сидит…" Свои опросы по списку Борис Ряжский начал с актеров, игравших у Мейерхольда, с его учеников.
Он только что возвратился из поездки в Англию, был очень насторожен, официален, разговор никак не получался. Мы решили, что лучше приехать мне к нему в театр. Он и там сначала страховался, но в театре-то я его прижал, он стал откровеннее. Там же, в театре, он познакомил меня с М. Бабановой, с нею у нас был важный подробный разговор. Познакомил меня Охлопков и еще с кем-то из актеров. После этих встреч я понял, что нечего вызывать таких людей в прокуратуру и допрашивать, нужно разговаривать с ними по-людски, иначе окажусь в глупом положении.
В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками О. Книппер, П. Москвин вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. Во МХТе Мейерхольд прошел школу психологического театра, но не принял ее. Уже тогда многие почувствовали его резкий, неуживчивый нрав. С этого времени началась его самостоятельная режиссерская работа. Он возглавил вместе с А. Кошеверовым группу молодых актёров в Херсоне. Труппа получила название «Товарищество новой драмы». Сезон открылся 22 сентября 1902 года. В преддверии весны Мейерхольд отправил жену в Пензу, где 31 мая 1903 года у них родилась вторая дочь, татьяна. Сам же вместе с труппой выехал на гастроли - сначала в Николаев, потом в Севастополь. В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей. В мае 1905 года он был приглашен Станиславским в театр-Студию на Поварской. Однако в октябре, после генеральной репетиции «Смерти Тентажиля» М. Метерлинка, Станиславский отказался продолжать эксперимент и Театр-Студию закрыли. Осенью 1906 года В. Комиссаржевская пригласила Мейерхольда в Петербург главным режиссёром Драматического театра. Открытие театра состоялось 10 ноября в новом помещении на Офицерской улице. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей — «Сестру Беатрису», М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Сезон в театре на офицерской завершился 4 марта 1907 года.
Премьера была в феврале 1917 года, когда на улицах уже стреляли, когда уже не ходили трамваи и премьера была под угрозой», — подчеркнул Валерий Фокин. Вернувшись в Ленинград, Мейерхольд ведёт переговоры с художественным руководителем Леонидом Сергеевичем Вивьеном по поводу работы в Александринском театре, в те годы называвшемся Пушкинским. Есть в этом что-то мистическое. Ничего в жизни не бывает случайны», — заметил Валерий Фокин К слову, спектакль «Мейерхольд. Чужой театр» не единственная премьера грядущего театрального сезона Александринки. Вторая постановка в честь юбилея Всеволода Эмильевича называется «Мейер». Это работа Кирилла Люкевича, молодого режиссёра Большого драматического театра имени Г. Товстоногова, представляющая собой фантазию на тему разных постановок и личной жизни Мейерхольда, без вклада которого сложно представить современную театральную реальность. Он находил ключи к любому театральному жанру», — заключил Фокин Помимо вышеперечисленных событий, Александр Малич анонсировал мероприятия, приуроченные к 150-летию Всеволода Мейерхольда, которые пройдут на Новой сцене Александринского театра в течение нового сезона «Мейерхольдоведение». Прежде всего планируется провести три больших фестиваля, названия которых легко запомнить с помощью шифра «М. Всеволод Эмильевич любил джаз, и во многом благодаря его деятельности этот музыкальный стиль прижился в театре. Неслучайно и встречу на Новой сцене Александринского театра открыл музыкально-импровизационный перформанс. Музыканты Дмитрий Тыквин, Константин Оганов и Владимир Григ исполнили джаз на традиционных, авторских и электронных инструментах, общаясь между собой с помощью азбуки Морзе. Кроме того, зрителей ждут презентации музыкальных альбомов и встречи с такими известными исполнителями, как Андрей Красильников, Алексей Бобровский, Вячеслав Гайворонский и Михаил Марышев.
Мейерхольда дирижером должен был стать Владимир Дранишников, сделавший с Радловым двумя годами ранее выдающегося «Воццека». Зная монументально-лаконичную манеру конструктивиста Шестакова, его пандусы и разновысотные площадки, можно представить себе образ несбывшегося «Игрока». Несмотря на развернувшуюся за оперу борьбу, постановка была отменена совсем не сразу. Тем не менее мировая премьера оперы состоялась на французском языке 29 апреля 1929 года в Брюсселе. Очевидный успех спектакля вызвал двойственную реакцию Прокофьева. Расстроенный «заскоком с Ленинградом», он в письме к Мейерхольду 19 марта 1929 года с сарказмом писал: «Обидно, что родные вороны проворонили премьеру» [ 6 ]. Мейерхольд попытался включить оперу в план более подвижного, ориентированного на авангардный эксперимент МАЛЕГОТа Михайловского театра , но и здесь постановка не состоялась. Другой план Мейерхольда, в сущности, не реализован в России и по сей день. В архивных фондах сохранились некоторые документы, дающие представление о необычайно смелом плане постановки. Поэтому постановщик этой пьесы Мейерхольд, предполагавший было первоначально заняться переделкой содержания, пришел к выводу, что это все же будет бесполезной работой и решил поставить эту вещь в абсолютно ином, по сравнению с обычным театральным трафаретом, плане. Суть этого плана вкратце заключается в следующем: Сцена будет представлять собой перспективно сцену немецкого театра, которая расположена в глубине. Одновременно будет существовать авансцена. Весь центр внимания у зрителя будет сосредоточен, таким образом, на авансцене. Плюс ко всему изложенному выше для синтеза этих двух разнородных частей постановки будут представлены две ложи: одна с советскими корреспондентами прессы, другая с иностранными, которые и будут комментировать все происходящее на сцене. Спектакль будет насыщен занимательными трюками и радиофицирован. Публичная дискуссия, сейчас бы сказали: ток-шоу. Недаром спектакль радиофицирован. В бывшем императорском театре. Я бы лично так и ставил сегодня. Любовь Овэс проводит интересную аналогию пространственного решения «Новостей дня» с более ранним «Похищением из сераля» в интерпретации Николая Евреинова и Виктора Раппапорта тот же театр в театре, те же персонажи в тех же, апельсинового бархата, ложах, только не современные журналисты, а зрители эпохи рококо. Но припоминаются тут и «Зори» с их прямым контактом со зрителем и непосредственным вовлечением его в спектакль. О «никудышном содержании» оперы речь зашла не случайно. Премьера «Новостей дня» планировалась на 1932 год. Однако 20 января состоялся лишь закрытый показ отрывков из оперы по клавиру, в сопровождении фортепиано. Затем последовала довольно жесткая дискуссия с использованием терминов «упадочная музыка», «бездушный гротеск», «ремесленность» и даже «метод социал-фашизма». В феврале того же 1932 года вновь собравшийся художественно-политический совет голосованием принял решение о необходимости постановки. Все эти планы, однако, полетели вверх тормашками после того, как ВКП б весной того же года стала уделять искусству еще больше внимания, и после секретных писем руководителям театров, установивших в этой сфере жесткий цензурный режим. В конце концов в 1932 году выпустили из пяти планируемых всего одну постановку «Нюрнбергские мейстерзингеры» , вскоре бешено разруганную за формализм. Между тем «Новости дня» должны были стать своеобразной кульминацией, символически значимым событием, свидетельствующим о лидерском, общеевропейском ранге Малого оперного театра. Впрочем, премьера состоялась в Берлине — «Новости дня» успели поставить в Кролль-опере которую вскоре, несмотря на многочисленные протесты интеллигенции, закроют под давлением нацистов и правых под руководством дирижера Отто Клемперера, который немного раньше приглашал Мейерхольда в Берлин же — на другую несостоявшуюся постановку. Мейерхольд в своем режиссерском плане вновь как в «Соловье», но иначе решительно делает тот шаг, к которому в те же годы призывал Брехт, обрушившийся на «кулинарный» характер оперы.
После Февраля
- «Театр Мейерхольда»: выставка-событие
- Валерий Фокин: Почему режиссер Мейерхольд остается нашим современником
- Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
- PenzaNews - Новости Пенза
Великие зрители на сцене
Окончив Пензенскую вторую мужскую гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета. Некоторое время спустя перешёл на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко. После принятия православия сменил имя на Всеволода в честь любимого писателя Гаршина. В 1898 году вступил в труппу Художественно-общедоступного театра, позже известного как Московский художественный театр. На Украине начал режиссёрскую деятельность, основав Товарищество новой драмы. В Императорских театрах проработал до 1918 года. В том же году вступил в РКП б. Гражданскую войну Мейерхольд пережил на Кавказе и в Крыму. К 1926 году театр стал государственным.
Теоретик и практик театрального гротеска, Мейерхольд создал актёрскую систему, названную им «биомеханика».
Долгое время он не мог найти постоянную работу. Ему приходилось перебиваться случайными заработками на телевидении и в драмкружках. Не найдя работу в Москве и Ленинграде, он уехал в Грузию по приглашению Тбилисского театра им. В Россию он вернулся лишь через несколько лет, когда закончилась кампания по его травле. Юрий Любимов В начале 80-х годов власти запретили спектакль «Высоцкий», посвященный памяти выдающегося поэта и актера. Юрий Петрович находился тогда за рубежом, и для него подобный удар в спину стал настоящим шоком. О нем запретили упоминать в печати, а его имя убрали со всех афиш. Гражданство было возвращено Любимову лишь 23 мая 1989 года. За ним последовало и его возвращение на родину.
В силу этого и сама режиссура мейерхольдовская ассоциируется с альтернативой мейнстриму. Во многом поэтому имя Мейерхольда является не столь популярным во внетеатральной среде. А в театральной среде та же биомеханика — это такой же бренд, как система Станиславского. Что касается влияния Мейерхольда на современный театр — мне кажется, оно исключено. Театр — это такое живое дело, в котором повлиять может только живой пример. А то, что остается в книгах, и даже не в теоретических трудах, а часто в отдельных записях, воспоминаниях и стенограммах, — это может быть предметом любопытства, исследования, но на живую практическую деятельность не может повлиять. Искусство наше миметическое, ему обучаются через подражание.
А подражают тому, что нравится и что происходит здесь и сейчас. Может повлиять разве что миф о том или ином человеке, придуманная вами или предложенная вам трактовка этого человека. И все равно это влияние будет абстрактным, а не чувственным. Про Мейерхольда я могу наговорить общих формулировок о том, что это одна из важнейших фигур в мировой культуре, но это было бы с моей стороны бессмысленно, я не являюсь исследователем творчества Мейерхольда. Об этом могут говорить специалисты, которые занимаются реконструкцией его работ, изучением его наследия, анализом его идей. Я могу отделаться искренними, но абстрактными словами, о том, что его влияние, наверное, было велико, ну конечно же, это был гениальный режиссер. А предметный разговор о Мейерхольде — все-таки дело теоретиков, критиков и историков театра.
Что же касается его биографии, его смерти в заключении — что тут сказать, это трагедия. Если и есть в ней какой-то урок, то разве что для государства. Это один из эпизодов истории о том, как государство умеет гробить свое национальное достояние». Исполняет И. Вторая половина 1920-х годов. Из архива Бахрушинского музея Кирилл Серебренников «Мейерхольд был продолжателем идеи большевизма, этаким Сталиным в театре» «Со мной случилась однажды странная история. Когда я впервые приехал в Москву, тут же отправился на Ваганьковское кладбище в поисках могилы Мейерхольда.
Купил цветочки, нахожу могилу хоть это и символическое по понятным причинам захоронение. Смотрю, ухаживает за могилой пожилая женщина в платке. Приглядываюсь: у нее лицо Мейерхольда. Я прям испугался. А она: «А вы поздравить пришли? Я, естественно, и не подозревал об этом, но сказал, что да, поздравить пришел. Выяснилось в итоге, что эта женщина — его дочь.
Странный случай — как встреча с живым Всеволодом Эмильевичем. Самое для меня главное в жизни Мейерхольда — его смерть. Этот художник своей судьбой связал оси — один и тот же человек работал, страшно представить, в Художественном театре, потом у Комиссаржевской, в Александринке ставил фантастический «Маскарад», в совершенно новой манере. А после того как его страна, страна ярких художников, была стерта в порошок, он тут же поменялся, уже в зрелом возрасте, и не просто поменялся, а стал отчасти идеологом эстетической программы новой власти. И даже такая развитая способность мимикрии, выживаемости, тем не менее не помогла ему в финале. Смена эстетических парадигм более или менее понятна. Как менялись стили, как живописность и декоративность сменились конструктивизмом, Головин сменился Весниными, как Юрьев сменился Гариным — это понять можно.
Но то, как великого художника, несчастного старика, который еще недавно был в зените славы, которому театр строили на площади Маяковского, пытали и потом расстреляли… Уж казалось бы — орденоносец, друживший с сильными мира сего, — и все это оказывается тленом, прахом, и через секунду это не великий Мейерхольд, а жалкий избитый в тюрьме резиновой палкой старик, истерзанная плоть, молящая «партию и правительство» о спасении. Это ужасно, страшно и поучительно.
Дапертутто — персонаж Гофмана, одной из его «Фантазий в манере Калло», названной «Приключение в ночь под Новый год».
А «Любовь к трем апельсинам» — сказка для театра Гоцци. Причем эстетическая борьба, которую вел журнал доктора Дапертутто, была закодирована в образы Гофмана. На нем был огненно-красный сюртук с блестящими стальными пуговицами.
Как следует из дальнейшего, Дапертутто оказывается персонажем инфернальным, едва ли не дьяволом «извергом рода человеческого» , сначала лишающим Эразмуса отражения в зеркале, а потом заставляющим его отравить жену и детей, чтобы жениться на Джульетте. Как режиссер Мейерхольд, действительно, был вездесущим, а описание Дапертутто чем-то напоминало внешность Всеволода Эмильевича. История русского театра с древнейших времен до 1917 года.
Нью-Йорк, 1955. Избавление от «артистического нутра» можно сопоставить с лишением несчастного Эразмуса его зеркального отражения. Опираясь именно на гофмановское описание Дапертутто, Борис Григорьев написал в 1916 году знаменитый портрет Мейерхольда.
Он отражает раздвоение образа: во фраке режиссер императорских театров, на заднем плане — экспериментатор Дапертутто в огненно-красном одеянии не сюртуке восточного вида с луком в руках.
Увертюра уничтожения
Всеволод Мейерхольд был в течение 10 лет творчески связан с Александринским театром, поставил здесь 19 спектаклей, в том числе легендарный "Маскарад". Один из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актерскую систему, именуемую «биомеханика». 1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров.
PenzaNews - Новости Пенза
2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. В 1956 году Всеволод Мейерхольд был реабилитирован Верховным судом СССР благодаря упорству и стараниям его внучки Марии Валентей, которой удалось ознакомиться с его делом и доказать, что ее дед не был виновен. Всеволод Мейерхольд — первый исполнитель роли Треплева во мхатовской «Чайке», ставший театральным экспериментатором и главным режиссером Императорских театров. Мейерхольд продолжал театральные инновации в течение десятилетия 1907-1917, работая с императорскими театрами Санкт-Петербурга.
Всеволод Мейерхольд – гроза феминисток
Как режиссер Мейерхольд, действительно, был вездесущим, а описание Дапертутто чем-то напоминало внешность Всеволода Эмильевича. Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики. Для Всеволода Мейерхольда театральная постановка была прежде всего ярким зрелищем. Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Александра Пушкина на радио (1937).
Как в СССР убили Мейерхольда.
Верховный суд СССР посмертно реабилитировал режиссера Всеволода Мейерхольда 60 лет назад, 26 ноября 1955 года. Всеволод Эмильевич Мейерхольд – один из тех великих режиссёров, творчество которых определило театральный облик ХХ века. Всеволод Мейерхольд, Мариинский театр, опера, Сергей Прокофьев, советский театр. В 1956 году Всеволод Мейерхольд был реабилитирован Верховным судом СССР благодаря упорству и стараниям его внучки Марии Валентей, которой удалось ознакомиться с его делом и доказать, что ее дед не был виновен.