Шуйдин пришел в студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре спустя 2 года после Юрия Никулина. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (1978). Сохранено в Цирк Разное.
Клоун Михаил Шуйдин командовал взводом американских танков «Шерман»
Дядя сторож динамовского стадиона встретил нас словами: «Чего приперлись? В хоккей записываться? Езжайте в конюшню». Мы в шоке, нам по семь лет, кто тогда знал, что такое «конюшня», почему там надо в хоккей играть. Объяснил, как проехать, и главное, пояснил, что «кони» даже в такой мороз тренируются, а «Динамо» - нет. Доехали мы до ЦСКА, зашли во дворец спорта, а там нас опять отфутболили. Это было поле, предназначенное для русского хоккея.
Для того, чтобы пройти туда, надо было пересечь аэропорт, где тогда даже самолеты садились, взлетали, это сейчас там Ходынка. А нам нужно было пролезать через дыру в заборе, и потом по этому полю километра два шуровать. Он тренировал 1957 год, на год старше нашего. Виноградов дал нам разрешение надеть коньки, потренироваться, и решил всех оставить, пригласив на следующее занятие через неделю. Уже на него пришел другой наш тренер — легендарный детский наставник Юрий Александрович Чабарин. Нас поначалу гоняли на большой поляне, а уже потом мы переходили на коробку, куда выходили все, у кого была форма.
Чабарин был для нас, как отец, мы ему доверяли. Когда у нас ноги мерзли, играя на улице, он бежал в ларек, покупал газеты, обматывал нам ноги, согревал. Наша основа, я в том числе, уже пару раз становилась чемпионами Москвы, и только потом, кстати, в нашей команде появился Слава Фетисов. Со Славой мы быстро сдружились, ходили друг к другу в гости, я хорошо знал его родителей, он моих. С его отцом — дядей Сашей я до сих пор хорошо общаюсь, он сейчас остался единственным папкой из нашего выпуска. На 50-летии Славы я вспоминал, как наша молодежная команда прилетела в 1974 году в Монреаль на товарищеские встречи с канадскими сверстниками.
А там телевидение, пресса, мы такого внимания к себе и не ожидали. Смешно получилось, когда мы заселились со Славой в гостиничном номере, и порешали кто первым пойдет в ванную. Пошел Слава, я жду-жду, все местные каналы на телевизоре перещелкал. А Слава никак ванную наполнить не может. Там надо было ручку повернуть, чтобы вода не сливалась, а он этого не знал, все пытался дырку в ванной ногой заткнуть смеется. Запомнилось то, что в Москву в те годы практически постоянно приезжали шведы, чтобы играть товарищеские матчи.
Все в фирменной форме, а мы во всем перешитом. Юрий Александрович быстро нас научил иголкой пользоваться, чтобы сами могли себе что-то в форме подлатать, подшить. И обыгрывали мы этих шведов — 15:0, 16:1, примерно такие счета были. В книге Фетисова было только воспоминание о том, что он привез вам бейсбольную перчатку. А ведь мог помочь с крагами, клюшками. Одна мне не подошла, я ее, если не ошибаюсь, отдал Славе.
А с «шервудом» я сам играл, и, как мне показалось, бросок у меня стал гораздо сильнее. А еще я вспоминаю, что играл некоторое время клюшкой, доставшейся в «наследство» от Валерия Харламова. Эта клюшка «пережила» самого Харламова, я с ней поиграл, а потом подарил своему племяннику. И он в первой же игре её сломал. Я потом понял, что же я натворил! Это же музейная реликвия.
Цирковые из коллектива, в котором он работал в те годы, рассказывали, что дядя Миша нас замучил своими рассказами о том, как сын играет в хоккей, сейчас находится на матчах с канадцами. Он понимал, что я занимаюсь делом. С пятого класса я начал заниматься в эстрадно-цирковом училище, и времени на ерунду у меня просто не хватало, что было очень важно. Я в шесть утра вставал, в семь был на раскатке в ЦСКА, потом мчался на занятия в эстрадно-цирковое училище, был там до четырех вечера, а в пять был уже на второй тренировке ЦСКА. Вечером готовил уроки, поскольку в армейской спортшколе было очень строго по вопросам успеваемости.
Можно быть любимым и понятным для всех, не превращаясь в фонтан пошлости. Возможно, нынешним артистам не хватает желания развивать свой талант, или конвейер по зарабатыванию денег их настолько захватывает, что некогда думать об искусстве. Артисты того времени жили очень скромно. Сейчас же даже самый недостойный блогер может зарабатывать в десятки, сотни раз больше, чем тот же самый Никулин, который прошёл войну, имел награды, снимался в огромном количестве фильмов — по сей день любимых зрителем.
Только важно получить не сиюминутную славу, а то, как долго вас будут вспоминать. Жизнь — она настоящая. Получается так, что трагедии и испытания — они как огранка для алмазов. В оранжереях, в тепличных условиях ничего кроме овощей не растёт. Тот, кто смог достойно перенести все тяготы и лишения, получает огранку жизнью. Создание тотального комфорта не гарантирует, что у нас появится миллион гениев. Фотогалерея 0 Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года и умер в 1997 году. Прощались с ним в Московском цирке на Цветном бульваре, которым руководил артист. Никулин говорил: «Вызвать смех — гордость для меня».
Потому после его ухода всем стало невозможно грустно. Юрий Никулин перед выходом на арену цирка.
Но при желании два талантливых артиста могли рассказать и совсем другие, куда менее весёлые истории… Клоун-артиллерист Юрия Никулина призвали ещё до войны.
Но не обманывайтесь его лихим видом на известной довоенной фотографии. Бойцам ленинградского военного округа крайне быстро стало не до смеха. В своей книге воспоминаний «Почти серьёзно» Юрий Никулин рассказывал о событиях тех лет без надрыва и истерики, которыми сегодня так часто злоупотребляют недобросовестные писатели.
Он без прикрас описывал и голодные смерти, и неудачную попытку хоть как-то разжиться куревом, и выдачу пищи, которой было ничтожно мало — еда, выделенная на зенитную батарею, целиком умещалась на одних детских саночках. В 1943 году, выйдя из госпиталя после воспаления лёгких и контузии, Никулин попал в 72-й отдельный зенитный дивизион. Боевые задачи зенитчиков в основном сводились к тому, чтобы свои задачи толком не мог выполнить враг.
Журнал боевых действий 72-го зенитного дивизиона больше похож на хозяйственный документ, чем на героическую сагу. Однако отличиться всё-таки сумел и артиллерист Никулин. Контратаки противника даже в конце войны оставались серьёзной угрозой.
Летом 1944-го после одного из таких вражеских наступлений Юрия Никулина наградили медалью «За отвагу».
Но еще трудней стало, когда отец внезапно умер. Чтобы не помереть с голоду, вдова перевезла семью в подмосковный Подольск, где была хоть какая-то работа и заработки. В деревне в те годы в буквальном смысле нечего было есть. Раньше в семье хотя бы мужик был, а теперь матери одной семью на селе было не поднять. Да и в Подольске они жили трудно, натужно, впроголодь. В такой ситуации родители всегда убеждают детей получить хорошую рабочую специальность, которая тебя всегда прокормит. Только маленький Миша мечтал совсем о другом.
Он хотел стать артистом. Большим и известным на всю страну. Не удивительно, что он принимал участие во всех школьных спектаклях и концертах. Не удивительно и то, что едва получив школьный аттестат, он ут же подал документы в Московское цирковое училище, и с успехом прошел экзамены. Только вот его учеба оказалась недолгой. Спустя некоторое время Шуйдин — уже лейтенант и командир танка Т-34. Будущий артист участвовал в десятках самых жестоких сражений. Он воевал под Сталинградом, был участником Курской битвы, защищал Ростов-на-Дону.
20 фотографий Юрия Никулина
На радость светским любителям цирка, дуэт Михаила Шуйдина и Юрия Никулина просуществовал более 30 лет. биография, новости, личная жизнь. Новости культуры. На этой странице вы можете посмотреть видео «Дуэт клоунов. Артисты Михаил Шуйдин, Татьяна Никулина и Юрий Никулин (слева направо) в интермедии «Девушка и хулиганы», 1974 г.
Легендарные репризы Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Советский цирк. Сборник
Никулин и Шуйдин: лед и пламень . Юрий Никулин. Смешное и трагическое | В августе 1944-го севернее Шауляя, близ местечка Жагаре, командир танковой роты Михаил Шуйдин получил приказ организовать у дороги засаду и надежно – Самые лучшие и интересные новости по теме: Михаил Шуйдин, Юрий Никулин клоун, манеж на развлекательном портале. |
«Бросил хоккей ради цирка». История сына напарника Юрия Никулина | Спорт на БИЗНЕС Online | дуэт Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, просуществовавший больше 30 лет, родился в студии знаменитого клоуна Михаила Румянцева - Карандаша. |
ПАРТНЕР "БАЛБЕСА"
По требованию режиссёра Никулин и Шуйдин перетаскивают бревно на другое место. Смотрите онлайн видео Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Артисты Михаил Шуйдин, Татьяна Никулина и Юрий Никулин (слева направо) в интермедии «Девушка и хулиганы», 1974 г. Жаль, конечно, что новое поколение клоунов не дотягивает до уровня Никулина и Шуйдина настоящих маэстро.
Солнечный клоун Шуйдин
Весной 1943 года корпус был выведен в тыл на отдых и пополнение. В июле 1943 года участвовал в завершающей стадии Курской битвы — Белгородско-Харьковской наступательной операции. При этом советские танкисты уничтожили два немецких танка и одно противотанковое орудие. Фото: podvignaroda. Гвардии старший лейтенант М. Шуйдин участвовал в освобождении Левобережной Украины и форсирование Днепра в районе Канева, затем — в операции «Багратион». Скорнякова звание Героя было заменено на орден Красного Знамени.
Горел в танке, на его лице остались следы сильных ожогов. В 1950 году окончил студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре.
В первые годы было такое чувство, будто он тогда был рядом. Доверял ему очень и не ошибся.
Мы с ним проработали долгую жизнь на манеже. Когда я уходил, мне было грустно. Он уже работал со своими сыновьями, передавал им свой опыт, мечтал ребят в полном блеске выпустить в свет. Но не дожил до этого...
Слепил сразу несколько разных носов. Делал их из марли, смачивая ее в клейстере. Готовые носы положил для просушки на батарею в своей гардеробной. К концу вечера носы...
Подозревали уборщицу, вдруг она выкинула? Когда выяснилось, что она непричастна, Михаил заподозрил коллег. Но те клялись, что носы не трогали. На второй день Шуйдин опять слепил несколько носов и положил их сушиться.
Носы вновь исчезли. Шуйдин стал подозревать заговор. На третий день опять слепил, положил сушиться и пригрозил: «Увижу, кто притронется к носам, убью! Неизменным партнером клоуна Карандаша была собака - скотч-терьер по кличке Клякса.
Мы также встречались с ним в одних программах на гастролях. В сознании людей, приходивших в цирк, Никулин и Шуйдин неразрывно связаны, они были равноправными партнерами на манеже, настоящим дуэтом. Дядя Миша был очень спокойным, простым, добрым, интеллигентным, нежным человеком. Свою долю успеха и славы Шуйдин получал.
Вся эта ерунда по поводу зависти - совсем не про него. Он прошел войну, он боец, знает, что главное в жизни, а что - второстепенное.
В результате боя два вражеских танка и противотанковое орудие были уничтожены советскими танкистами. Особенно отличился Шуйдин при освобождении Удовиченко - украинского села. За проявленные мастерство и смелость отважный танкист награждается орденом Красной Звезды. А в августе 1944 года Шуйдину был отдан приказ: недалеко от населенного пункта Жагаре преградить путь врагу, пытавшемуся вырваться из прибалтийского котла. Шуйдин умело организовал засаду.
Первые же выстрелы подожгли несколько самоходных орудий противника. В течение 26 часов подразделение Шуйдина отразило шесть атак вражеских танков и пехоты. Седьмую, решающую атаку было решено отразить встречным боем. В этом бою машина Михаила Ивановича была подожжена, а он получил тяжелые ожоги и контузию. За этот бой он был представлен к званию Героя Советского Союза, но по неизвестной причине звезда Героя была заменена на орден Красного Знамени. Однако обожженные на фронте руки вынудили его переквалифицироваться: он учится искусству акробата-эксцентрика. Во время учебы Михаил Иванович подрабатывал клоуном, что сильно пришлось ему по душе.
В результате Шуйдин решает учиться в Студии клоунады Московского цирка Цветной бульвар. Конкурс на поступление в студию был огромный — порядка трехсот человек. Популярность Студии объяснялась тем, что преподавателем в ней был известный клоун Михаил Румянцев Карандаш. Три тура конкурса прошел только Шуйдин и еще двое. Талантливый студент сразу приглянулся Карандашу, и уже в мае 1949 года Михаил Иванович Шуйдин-клоун вместе с Юрием Никулиным впервые вышел на арену харьковского цирка.
Известно также, что кроме таланта клоуна у Шуйдина были золотые руки. Для многих номеров реквизит изготовлял именно он. Это признавал и сам Никулин. Миша вырос в глазах Карандаша после случая со шкатулкой. Готовя реквизит к представлению, один из ассистентов знаменитого Эмиля Теодоровича Кио уронил за кулисами трюковую шкатулку. Она разбилась на мелкие кусочки. Гибель хитро сделанной шкатулки — в ней таинственно исчезал деревянный кубик — повергла Кио в отчаяние, ибо фокус, который он показывал с ней, был как бы вступлением к трюку с большой шкатулкой из большой шкатулки неожиданно для зрителей появлялись люди. Опытный столяр цирка Иван Щепкин, осмотрев внимательно остатки шкатулки, глубокомысленно сказал: «Здесь и краснодеревщик не поможет». Узнав об этом, Миша предложил свои услуги. Он подобрал обломки шкатулки и унес в столярку. Весь день он, пилил, строгал, клеил, красил, а за пять минут до начала представления принес шкатулку и вручил ее Кио. Кио расцеловал Мишу, и вечером «шуйдинская» шкатулка, как ее потом окрестили, «работала» в аттракционе». Свободных мест в зале не было «У Карандаша им было довольно трудно, потому что у него тяжелый, деспотический характер, — считает Александр Калмыков. Там сложился дуэт сангвиника, немного заторможенного Юрика и хитрого, энергичного Миши Шуйдина. Они вместе создавали репризы, объехали с этим репертуаром весь мир. Успех везде был необыкновенный. У Михаила Ивановича очень мощный клоунский талант. Он был яркий буффонадный артист. Прослужил до самой пенсии, участвовал в пантомимах, спектаклях, которые разыгрывались на манеже. Программка гастролей Никулина и Шуйдина в Туле. При этом Шуйдин был замкнутый в себе, серьезный человек. Клоуны часто бывают в жизни грустными. Он был типичный фронтовик, человек после войны. Весь в семье, в работе, в творчестве, в манеже. Сердитый бывал часто. Принципиальный, когда молодые ребята приходили с ним работать. Он на них и кричал, и топал ногами. Хорошая семья, двое сыновей. Они были и хоккеистами, и в то же время интересными артистами. Долгое время потом был директором программы «Цирк на льду». Сам тоже выступал, он великолепно владел коньками». Александр Дмитриевич вспоминает, что заполучить на гастроли Никулина и Шуйдина было невероятно трудно. И это были феноменальные гастроли. Его отец, а директором цирка тогда был легендарный Дмитрий Иосифович Калмыков, даже не брал телефон, потому что звонил весь город. Свободных мест не было в зале. Даже стулья некуда поставить — столько было желающих. Но удалось договориться на дополнительные представления. У него жесткий график, переезды, съемки. Но он пошел навстречу, видя такой успех. Да и они очень дружили с отцом. У меня есть много фотографий, подписанных Юрием Владимировичем. И мне он потом много помогал».
Жизнь несправедлива, и трижды несправедлива к напарнику Юрия Никулина - фронтовику Михаилу Шуйдину
Только администатор цирка и Никулин с Шуйдиным жили в отдельных номерах в гостинице Няринга. – Шуйдин и Никулин более тридцати лет проработали вместе, достигнув редкого взаимопонимания. В их дуэте генератором идей цирковых номеров был Шуйдин, т.е. он создавал оправу для бриллианта — Никулина. На манеже возникали непредвиденные паузы, Никулин с Шуйдиным должны были импровизировать. Клоуны Юрий Никулин (справа) и Михаил Шуйдин (слева) выступают на арене цирка на Цветном бульваре. Фото: РИА Новости/Лев Великжанин.
Клоун, 13 раз горевший в танке
Юрий Владимирович вспоминал, как однажды один из ассистентов знаменитого Эмиля Теодоровича Кио, готовя реквизит к выступлению, уронил за кулисами трюковую шкатулку: «Она разбилась на мелкие кусочки. Гибель хитро сделанной шкатулки — в ней таинственно исчезал деревянный кубик — повергла Кио в отчаяние, ибо фокус, который он показывал с ней, был как бы вступлением к трюку с большой шкатулкой из большой шкатулки неожиданно для зрителей появлялись люди. Опытный столяр цирка Иван Щепкин, осмотрев внимательно остатки шкатулки, глубокомысленно сказал: «Здесь и краснодеревщик не поможет». Узнав об этом, Миша предложил свои услуги. Он подобрал обломки шкатулки и унес в столярку. Весь день он пилил, строгал, клеил, красил, а за пять минут до начала представления принес шкатулку и вручил ее Кио. Кио расцеловал Мишу, и вечером «шуйдинская» шкатулка, как ее потом окрестили, «работала» в аттракционе. Реквизит для номеров клоуновского дуэта в основном делал Шуйдин. С реквизитом всегда много мороки. Взять, к примеру, обыкновенную тросточку.
Давно уже прошла мода ходить по улице с тросточкой. А в цирке она осталась. Все началось с комедий Чаплина. Тогда в цирке многие клоуны, работавшие под Чаплина, ходили, как и он, с тросточками. Желание работать с ней понятно: ею можно помахивать, грозить, стукнуть партнера, зацепить его за шею или за ногу. Мне рассказывали, что некоторые клоуны пользовались особенными тросточками, которые прыгали. Это была Мишина мечта. Сколько ни ходили мы с ним по рынкам, магазинам, барахолкам, сколько ни расспрашивали знакомых, такой тросточки не нашли. Только в Австралии нам удалось найти подходящую тросточку из особого бамбука… Сейчас у нас девять ящиков багажа.
Зрители Первого канала впервые увидят раритетную записную книжку, в которую он записывал все анекдоты. Их больше двух тысяч и все они пронумерованы. В это трудно поверить, когда пересматриваешь любимую «Кавказскую пленницу» или «Самогонщики», но отношения в легендарной комической троице были сложными. Никулину завидовали, и уже в фильм «Бриллиантовая рука» Гайдай взял его одного. И в этом фильме он сыграл самую любимую народом роль. Некоторые эпизоды с Семеном Семеновичем Горбунковым Никулин придумывал сам. Например, сцену «Ты что, глухонемой, что ли? Он сам пришел! Никулину было сложно от него освободиться, сложно было доказать, что он может гораздо больше.
Ему не предлагали серьезные драматические роли, говорили, что у него не тот типаж и не то амплуа. Каким-то чудом режиссер Лев Кулиджанов разглядел в клоуне умение перевоплощаться в совсем несмешного героя. Он предложил Никулину роль Кузьмы Иорданова в фильме «Когда деревья были большими» 1961г. Потом Никулин блестяще сыграл роль лейтенанта Глазычева в картине «Ко мне, Мухтар! Настолько правдив был этот образ, что зрители в кинозале плакали, сопереживая Никулину-милиционеру. Но, тем не менее, после сыгранных им ролей хулиганов и пьяниц актера не хотели брать на главную роль майора Лопатина в фильм «Двадцать дней без войны». В апреле, когда съемочная группа уже работала в Калининграде, из Ленинграда пришло сообщение, что худсовет студии требует заменить Юрия Никулина на другого актера — на «Ленфильме» успели посмотреть отснятый материал. Это порочит наши устои! Вы решайте, какой у вас будет Жданов.
А мне оставьте Никулина. Не трогайте Германа, оставьте его в покое! Если бы не Константин Симонов, зрители бы не увидели Никулина в этой роли. Аналогичная проблема была с фильмом «Чучело».
Среди его учеников и партнеров по манежу оказались Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Учителем он был невероятно строгим и взыскательным — предъявляя высокие требования в первую очередь к самому себе, он ожидал такого же отношения к профессии и от окружающих. Опоздания на репетиции были недопустимыми, отменять выступления даже по серьезным причинам было не в его правилах. Однажды на гастролях в Сибири они выступали в помещении, в котором провалилась крыша, и снег падал прямо на манеж. Несмотря на это, Карандаш вышел на арену. Он часто бывал несправедлив и нетерпим по отношению к ним, не воспринимал их как равных партнеров, и они нередко уходили от него со скандалом. Во время своего первого самостоятельного выступления Юрий Никулин попросил учителя подыграть ему в номере, а тот не только отказался, но и добился того, чтобы этот номер был снят с программы. Никулин не спорил — ему и самому казалось, что эта реприза не была блестящей. Партнер Никулина Борис Романов ушел от Румянцева после того, как тот заявил ему, что он плохой артист, и он может в любой момент заменить его кем угодно. Он выдумывал десятки отговорок, чтобы отклонить любое наше предложение, говоря, что это еще не то, это нужно еще проверить, это, мол, не смешно или это нам еще рано». Легендарный клоун Карандаш Фото: chtoby-pomnili. Первый раз объектом его ярости стал Карандаш. Несколько лет Никулин и Шуйдин были его ассистентами и прошли за это время суровую школу. Михаил Николаевич мог прилюдно накричать, унизить, зачастую его претензии выглядели просто как каприз. После того как ребята от него ушли и стали работать самостоятельно, Карандаш критиковал любое их начинание, причем делал это в очень обидной, если не сказать оскорбительной форме. А уж когда у коверных Никулина и Шуйдина стало что-то получаться… Страшно ревнивый к чужому успеху Румянцев нудел с утра до ночи: все это ремесленничество, примитив, который зрителю скоро надоест, вам не стоит обольщаться.
Одна из ярких страниц фронтовой биографии Михаила Шуйдина — командование весной 1944 года взводом средних танков «Шерман» американского производства. В официальных документах и в обиходе советских танкистов было принято название М4. Танки прошли боевое крещение в 1942 году в Северной Африке. По отзывам советских танкистов, «Шерман» проигрывал нашему Т-34 по динамическим характеристикам, однако имел серьёзное преимущество по комплектации экипажа пять человек вместо четырёх у Т-34, функции командира и наводчика разделены. Танк «Шерман» в Советской армии, 1944 г. За что командира представили к званию Героя Советского союза.