– Потому что Одесса или потому что в одесском КВН тон задавали евреи, хотя если евреи не задают тон в КВН – это все что угодно, но только не КВН? В Одессе евреев мало осталось. это всё больше украинский город, населенный многими национальностями, среди которых большую часть составляют украинцы, русские, болгары и молдаване. Первый большой еврейский погром случился в Одессе ещё в 1821 году. Многие евреи покидали маленькие села и предместья, чтобы найти лучшую жизнь и больше возможностей в Одессе.
Одесса-мама: почему город торгашей и юмористов стал оплотом русофобии
Сами же паломники говорили, что опасность их не пугает, они к ней привыкли в тревожном Израиле. И иудейский народ, что называется, повалил в Умань, к большому неудовольствию горожан. Не потому, что они — сплошь антисемиты, а от того, что пришельцы шумные, беспокойные, да и нагловатые. К тому же взяли за правило оставлять после себя огромные кучи мусора. Хасиды объяснили это религиозными обычаями — мол, в дни праздников им запрещается выполнять любую работу. Но они заплатили за причинённые неудобства, однако городские власти либо присвоили деньги, либо использовали их по другому назначению. А «эвересты» отходов уродовали Умань еще долго. Нынешний приток израильтян, как уже было сказано, связан с политическими событиями. Но некоторые из них не собираются возвращаться на Землю обетованную. Ходят настойчивые слухи, что на пребывание хасидов выделены немалые деньги из бюджета Украины.
Парадокс, абсурд или цинизм — как хотите — тратить деньги на праздных иностранцев, в то время как страна несет тяжелейшее бремя войны и жители незалежной испытывают колоссальные трудности! Об этом с возмущением пишут в соцсетях многие жители страны, раздраженные к тому же наступлением новой печальной действительности. Украина, которая еще недавно была в центре внимания всего мира, борцов с «русской агрессией» превозносили до небес, а лидера страны сравнивали с Уинстоном Черчиллем, сейчас уходит на второй план. Её застилает тень воюющего Израиля. И теперь все внимание Запада обращено к нему. Финансовые потоки, еще недавно щедро льющиеся в Киев, повернули в сторону Тель-Авива. В украинских синагогах собирают деньги, но уже не на ВСУ, а на израильскую армию. В интернете показывают видео, как в военкоматах незалежной идет набор добровольцев не на Украину, а в далёкую ближневосточную страну.
Большая часть этих людей были уроженцами города, хотя встречались и приезжие. К примеру, в главной синагоге Одессы служил прекрасный певец классической канторской музыки Бецалель Шульзингер, перебравшийся в черноморский регион из Умани. Еще один еврей, Нисан Блюменталь, известен тем, что прослужил в синагоге свыше 60 лет. Практически уникальным человеком стал Григорий Розен, главврач одесской тюремной больницы. Он честно проработал в этом заведении 45 лет, в конце службы получив звание генерал-майора. Доктор впервые в практике тюремных больниц начал привлекать к работе акушерок и медсестер. Его сын Василий продолжил семейную традицию, став врачом городской еврейской больницы. Поначалу в заведении насчитывалось около десятка койко-мест, однако со временем его возможности настолько увеличились, что помимо евреев туда принимали более 300 больных христианского вероисповедания. Впоследствии Василий Розен получил еще и должность первого президента сионистского общества «Кадима». Если продолжить линию людей, вошедших в политику или своими произведениями тесно с ней связанных, нельзя не упомянуть Ашера Гинзберга. Этот выдающийся писатель и публицист 30-летним мужчиной приехал в Одессу, где стал заниматься проблемами национального самосознания, войдя в число зачинателей еврейского национального движения. Еще одним ярким представителем политического направления стал Владимир Жаботинский. Обладая незаурядным талантом и организаторскими способностями, он стал вторым видным деятелем сионизма, уступив по популярности лишь Теодору Герцлю. Постепенно Одесса превратилась в главный еврейский культурный центр юго-запада Российской империи. Специально для данной национальности в городе издавалось несколько газет и журналов, сотрудниками которых были видными писателями, публицистами, историками. Издатель Александр Цедербаум выпускал на иврите газету «Гамелиц» с приложением «Кол мевасер», печатавшаюся на идише. С 1860 года в Одессе начала выходить русскоязычная газета «Рассвет», редактором которой был Осип Рабинович. Среди представителей культуры нельзя не упомянуть писателя С. Абрамовича Менделе Мойхер-Сфорим , ставшего основоположником еврейской литературы. Также можно назвать Бецалеля Штерна, директора новой светской еврейской школы, известных живописцев иудейского происхождения Ю.
Многие евреи покидали маленькие села и предместья, чтобы найти лучшую жизнь и больше возможностей в Одессе. Они приходили в город в поисках работы и учебы. Евреи также активно участвовали в культурной жизни Одессы. Они открывали и поддерживали театры, музеи, библиотеки и другие культурные учреждения. Они были патронами и спонсорами искусства и литературы. В результате, Одесса стала известным центром еврейской культуры и привлекала евреев со всего мира. Экономический рост и влияние евреев в Одессе продолжались до начала XX века и оставили незабываемый след в истории города. Культурные и общественные достижения еврейской общины Еврейская община в Одессе имеет богатое культурное наследие и внесла значительный вклад в развитие города. Благодаря активности еврейских эмигрантов и их стремлению к образованию, Одесса стала центром современных искусств и науки. Одна из самых известных достопримечательностей, связанных с еврейской общиной, — это Одесский национальный академический театр драмы и комедии имени М. Театр был основан в 1926 году и стал одним из крупнейших и наиболее известных театров Украины. Его репертуар включает пьесы классических и современных авторов, а также спектакли, посвященные еврейской культуре и истории. Еврейская община также оказала значительное влияние на развитие музыкальной сферы Одессы. В городе действуют несколько еврейских музыкальных ансамблей, которые популяризируют традиционную еврейскую музыку и исполняют классические произведения. Одесса также известна благодаря своим еврейским писателям, которые внесли значительный вклад в мировую литературу. Одесский дух и еврейская тематика нашли свое отражение в работах таких знаменитых авторов, как Исаак Бабель, Владимир Жаботинский и Григорий Иванович Хваршевский. Еврейская община также активно участвует в социальной жизни Одессы. Многие благотворительные организации и общественные движения, основанные еврейскими жителями, работают на благо города и его жителей. Одна из таких организаций — это Бене-Берит, которая занимается помощью молодежи и поддержкой еврейских малых народностей. Таким образом, еврейская община в Одессе имеет богатое культурное и общественное наследие, которое оказывает значительное влияние на развитие города. Причины большого количества евреев в Одессе Одесса, исторически известная как «еврейская столица Южного берега», славится своим богатым еврейским наследием и разнообразной еврейской культурой.
Наконец, еврейская община Одессы принимала самое активное участие в общественной жизни города. Евреи создавали благотворительные организации, фонды и общественные организации, направленные на помощь нуждающимся, борьбу с бедностью, поддержку и развитие различных социальных программ. Они оказывали помощь беженцам, сионистскому движению, а также вносили существенный вклад в развитие политической и общественной жизни Одессы. Таким образом, еврейская община Одессы является невероятно богатой и разнообразной с фундаментальным влиянием на культуру, искусство, образование и общество города. Ее достижения и вклад в развитие Одессы и Украины в целом несомненно заслуживают признания и восхищения. Видео:Где Идем?! Одесса: Общая история евреев Одессы, часть 1. Скачать Причины большого количества евреев в Одессе Существует несколько причин, объясняющих эту аномально высокую концентрацию еврейского населения в городе. Прежде всего, Одесса всегда славилась своим гостеприимством и открытостью к различным национальностям и культурам. Середина XIX века, когда происходило массовое переселение евреев из Последнего Времени и Западной Европы, была также периодом быстрого развития Одесского порта и экономики города. Многие евреи, пытавшиеся избежать антисемитской дискриминации и насилия в других регионах, увидели Одессу как безопасное и перспективное место для жизни и работы. Благодаря своему благоприятному положению и возможностям для предпринимательства, Одесса привлекала еврейскую элиту и процветающий средний класс. Кроме того, Одесса была культурным и образовательным центром еврейского народа. В городе открылись множество учебных заведений, художественных и литературных клубов, театров и книжных магазинов, поэтому приток талантливых и образованных евреев был непрерывным. Важным фактором также является географическое положение Одессы. Город находится близко к границе с Западной Европой, что позволяло евреям легче покинуть свои родины и осесть в Одессе. Также Одесса являлась транспортным узлом, откуда евреи могли отправиться в другие регионы Российской империи или дальше за океан. Это обстоятельство также способствовало большому притоку еврейского населения в город. В итоге, сочетание гостеприимства, экономического роста, культурного развития и удобного географического положения привело к тому, что Одесса стала одним из крупнейших еврейских центров в Российской империи и продолжает оставаться важным сообществом еврейской общины в современной Украине. Преимущества Одессы для евреев Факторы, привлекающие евреев в Одессу Гостеприимство и открытость к различным национальностям Массовое переселение евреев из других регионов Быстрое развитие экономики и возможности для предпринимательства Безопасное место для жизни и работы Культурные и образовательные учреждения Приток талантливых и образованных евреев Близость к Западной Европе и возможность эмиграции Удобное географическое положение и транспортная доступность Видео:Евреи, олигархи и оборона: о чем и о ком шутил Путин в 2017? Скачать Географическое положение Одессы Одесса имеет стратегическое положение на морском пути, который связывает Черное море с другими странами и портами. Благодаря этому положению, Одесса являлась крупным торговым центром, привлекавшим предпринимателей и иммигрантов со всего мира. Географическое положение города также сыграло решающую роль в формировании еврейской общины в Одессе. Приближенность к морю обеспечивала легкий доступ к международной торговле и возможность установления связей с другими странами. Кроме того, мягкий климат и красивые пляжи Черного моря привлекали туристов, санатории и курорты, что способствовало развитию туристической и гостиничной индустрии и создавало дополнительные возможности для еврейской общины в сфере предпринимательства и занятости.
Почему в Одессе жило так много евреев?
Президент России Владимир Путин заявил, что Одесса является русским городом, но при этом и «чуть-чуть еврейским». В Одессе евреи? ой, да успокойтесь, какие в Одессе евреи? В Одессе евреев мало осталось. это всё больше украинский город, населенный многими национальностями, среди которых большую часть составляют украинцы, русские, болгары и молдаване. Речь идёт о таком проекте, как создание второго Израиля, или резервного государства для граждан Израиля со столицей в Одессе. — Потому, что в Одессе евреями не рождаются, евреями становятся.
Одесские евреи ч. 1
Ее формальной причиной стала жалоба московского купечества, которое требовало защитить их от конкуренции еврейских торговцев. Почему в Одессе много евреев: история, факты, причины. Еще существовала на Дальнем Востоке Еврейская автономная область, но там среди 200 тысяч населения евреев было чуть больше 10%. Многие евреи покидали маленькие села и предместья, чтобы найти лучшую жизнь и больше возможностей в Одессе.
История и причины присутствия евреев в Одессе: рассмотрение фактов и обстоятельств
Еврейским погребальным братством оказывается помощь одесским евреям в проведении похорон. Сегодня многие задаются вопросом: много ли еще осталось евреев в Одессе? Почему в одессе евреи. Еврейская Одесса. Одесские еврейки. Еврейское агентство «Сохнут» опровергло информацию о вероятном массовом бегстве евреев из этого города, которую пятого мая распространили израильская.
Одесса еврейская: места в городе, связанные с еврейским народом
Думал, что евреев в Одессе проживают намного больше, чем указанных здесь 1,2 процента. В явнваре 2017 года в Одессу прибыла первая группа из 188 еврейских переселенцев в «Небесный Иерусалим». Почему Одесса — еврейский город. Евреи в Одессе появились задолго до того, как появилась сама Одесса. Многие евреи активно участвовали в обороне Одессы в августе—октябре 1941 года, одним из руководителей которой был секретарь горкома Наум Павлович Гуревич. По мнению раввина Вольфа, в Одессе, возможно, проживает около 20 000 евреев, учитывая как тех, кто считается евреем по Галахе, так и тех, кто отвечает менее строгому израильскому закону о возвращении.
Американский ученый: "Причина культурного упадка Одессы в исчезновении евреев"
Как передает издание «В городе», в частности наблюдается большой приток евреев в Одессу. Во-вторых, в Одессе проживало множество евреев из разных регионов, включая Волынь и Подолье, а также из Галиции. Мужчина отправился в Еврейский музей Одессы, чтобы рассказать о том периоде своей жизни, о котором не успел поведать сыну. На момент официального основания Одессы в 1794 году в ней проживали 246 евреев, что составляло 10% населения. Кипер заявил о сторонниках «русского мира» в Одессе и подчеркнул, что полиция проверяет граждан на предмет «неблагонадежности».
На Украине рассказали о создании к 2020 году еврейской республики
Завоевав у Турции эту местность, Россия, чтобы закрепить ее за собой, заселила здесь свое население. И были это во многом именно евреи. Им за такое заселение было предоставлено много льгот. До 1917 г. Так, в Москве их было мало, а вот в Одессе — гораздо больше. Не потому ли ильфо-петровские пикейные жилеты так мечтали сделать Черноморск вольным городом? Со временем данная диаспора стала здесь одной из самых влиятельных, прежде всего в банковской сфере… а также в криминальной области наиболее известным в этой области был «Мишка Япончик», урожденный Мойше-Янкель Винницкий.
В числе погибших от их рук были родственники некоего Самуила Шварцбада. Позднее этот человек, решив отомстить убийцам своих родственников, выследил и ликвидировал Симона Петлюру. В ходе судебного разбирательства он был оправдан. После того, как в России окончательно установилась советская власть, еврейские погромы постепенно прекратились, а антисемитизм стал падать. В газетах «Костопольский вести», «Голос Сарненщини» и «Волынь» евреи были представлены как «иудео-большевики» «жидо-большевики». Была разработана теория, в рамках которой евреи выступали на стороне советской власти и, таким образом, были виновны в агрессии Советского Союза по отношению к Украине, так можно было легко мотивировать их уничтожение. Львовские погромы произошли 30 июня — 2 июля и 25-29 июля 1941 во время Операции «Барбаросса». По данным Яд-Вашем, украинские националисты и созданная ими Украинская милиция убили во время львовских погромов шесть тысяч евреев. Причиной погромов стал слух о том, что евреи были ответственными за казнь заключённых, которую совершили советские войска перед тем, как покинуть Львов. Также украинские националисты помогали немецкой полиции безопасности и аузенгруппам. Они составляли списки опасных для власти людей, передавали полиции безопасности и помогали производить аресты и массовые расстрелы в Cтаниславе, Владимир-Волынском, Луцке а также в Житомире, и в Киеве. В Ровно украинская полиция Рейхскомиссариата «Украина» участвовала в уничтожении гетто, а также в массовых расстрелах в Бабьем Яру. Украинские батальоны охраняли еврейские гетто и лагеря, созданные немцами во время войны, а также помогали в депортации евреев из варшавского гетто. Украинская полиция участвовала в ликвидации еврейского населения в Чуднове 500 человек, 16 октября 1941 года , в Радомышле и Белой Церкви украинские полицейские уничтожили еврейских детей. В Дубно 5 октября 1942 года украинские полицейские расстреляли 5 тысяч евреев. В Коростене и в Сокале националисты совершили убийства самолично за этими городами последовали другие города. Независимая Украина В 1990 на Украине появилось несколько правых националистических и антисемитских партий. Самой видной из них является Межрегиональная академия управления персоналом МАУП , издающая журнал «Персонал», в котором печатаются статьи, носящие антисемитский характер. Также в журнале МАУП был опубликован перевод книги Мустафы Тласса «Маца Сион», в книге рассказано о якобы еврейском ритуале во время которого принято использовать кровь детей. По данным отчёта Группы мониторинга прав национальных меньшинств в 2014 году на Украине произошло 23 случая антисемитского вандализма, 7 случаев насилия и 9 публичных выступлений высказывавших антисемитские настроения. По данным отчета группы мониторинга прав национальных меньшинств, датированным октябрем 2014-го, за последние 10 лет количество антисемитских инцидентов уменьшилось.
До 1917 г. Так, в Москве их было мало, а вот в Одессе — гораздо больше. Не потому ли ильфо-петровские пикейные жилеты так мечтали сделать Черноморск вольным городом? Со временем данная диаспора стала здесь одной из самых влиятельных, прежде всего в банковской сфере… а также в криминальной области наиболее известным в этой области был «Мишка Япончик», урожденный Мойше-Янкель Винницкий. Число одесских евреев резко сократилось после 1941 г. Нaциcтaми их было yничтoжeно порядка 34 тыс. Очередной спад семитской численности наблюдался в 1970-е гг.
Это выразилось в подаче императору «особого мнения», отличного от большинства членов комитета, которых поддержал Александр I. Уязвлённый Гавриил Романович подал в отставку. В годы правления Александра I были предприняты серьёзные попытки к органическому слиянию евреев с коренным населением, выводу их из узкой сферы торгашества, «пожирающего все местные богатства». Правительство планировало «привязать их к полезным промыслам», обратить в землевладельцев. Для этого евреям были предоставлены льготы и привилегии, которых не «знало никогда ни одно русское поселение». Для поощрения трудолюбия евреев им выдавались похвальные листы, денежные награды, премии и золотые медали. Было выработано и 9 декабря 1804 года высочайше утверждено «Положение об устройстве евреев», ставшее первым актом, регулирующим их положение в Российской империи. Его характерными чертами были либерализм и терпимость. Была расширена черта оседлости, на территории которой евреи должны были пользоваться «покровительством законов наравне со всеми другими русскими подданными». Важное место в положении заняли 10 статей первого раздела, поощряющих просвещение и прямо направленных на ускорение ассимиляции евреев. Детям евреев предоставлялось право обучения во всех российских народных училищах, гимназиях и университетах. При этом разрешалось для желающих создание еврейских «особенных школ». При Николае I политика в отношении евреев снова ужесточилась. Так, предлагалось «действовать на нравственное образование новых поколений евреев учреждением еврейских училищ в духе, противном талмудическому учению; уничтожить кагалы и подчинить евреев общему управлению». Евреям было запрещено носить традиционную одежду, а донашивать её можно было только после уплаты соответствующего налога, не разрешалось «ношение пейсиков», ермолки можно было надевать только в синагогах. Отводя армии главную роль в деле «воспитания» евреев, считая казарму лучшим средством агитации за переход в православие, 26 августа 1827 года император подписал указ об их призыве на военную службу. Венцом антиеврейской политики Николая I стало деление еврейского населения на 5 разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые и неоседлые мещане. В числе последних оказалось большинство евреев, насчитывавших несколько сотен тысяч человек. Против этой меры выступил М. Воронцов, отметив, что называть неоседлых мещан бесполезными людьми «круто и несправедливо», так как в их число входит много мелких торговцев, очень полезных для сельских жителей. При Александре II — новая «оттепель». С увеличением призывного возраста до 21 года все призванные евреи, не достигшие его и не успевшие принять крещения, возвращались домой. Расширен список категорий евреев, которые могли проживать за пределами черты оседлости, евреям было разрешено повсеместно селиться, например в Москве. После убийства народовольцами 1 марта 1881 года императора Александра II ярый консерватор обер-прокурор Святейшего Синода К. Победоносцев, автор царского Манифеста о незыблемости самодержавия, поставил точку в истории либеральных реформ в Российской империи XIX века. Эпоха 13-летнего правления Александра III 1881-1894 годы сопровождалась резким усилением антисемитских настроений в стране, принятием антиеврейских законов, в первую очередь введённых 3 мая 1882 года «Временных правил» их проживания, которые весьма произвольно и расширительно толковались местной администрацией. Как видно, в целом политика имперского правительства была враждебной по отношению к евреям, и это порождало ответное отношение. Обидная и унизительная дискриминация еврейского населения, имевшего, несмотря на свою большую роль в общественной и экономической жизни, статус людей второго сорта, одних евреев толкала на эмиграцию, а других — на борьбу с бесправием. Именно с этим связан активный приток молодых евреев в революционные организации: они рассматривали борьбу с царизмом как борьбу с национальным угнетением собственного народа и надеялись на то, что после крушения самодержавия российские евреи получат, наконец, равные права с другими гражданами. Однако у этого был и обратный эффект: правительство начало рассматривать любые попытки самоорганизации евреев для защиты своих прав как «революционные». И политика борьбы со всеми проявлениями либерализма и революционных настроений чем дальше, тем больше приобретала ещё и отчётливо антисемитский оттенок. Земская реформа 1890 года лишила евреев права участвовать в органах земского самоуправления, а новое Городское уложение 1892 года устранило их от участия в выборах в органы городского самоуправления. Одновременно проводится политика очищения внутренних губерний от евреев. При Николае II принимаются меры по ограничению приёма в высшие и средние учебные заведения. После установления винной монополии, которая предполагала не только увеличение государственных доходов, но и нанесение удара по «еврейской эксплуатации», резко ухудшилось положение десятков тысяч еврейских семей, лишившихся единственного заработка. Одесский аспект Претерпевая периоды «закручивания гаек» и «оттепелей» вместе с другими российскими евреями, одесские евреи находились отчасти в более благоприятном положении. Еврейская община играла важную роль в жизни города, и власти были вынуждены считаться с её значением. К примеру, при попечителе учебного округа, Новороссийском и Бессарабском генерал—губернаторе и градоначальнике, был специальный пост «учёного еврея» — «для исполнения поручений по предметам, требующим особого знания всех правил и обрядов еврейского закона». Так, виленский мещанин Лазарь Гинекес после окончания курса наук в раввинском училище был учителем еврейского закона Божия, в 1856 году по предложению министра народного просвещения А. Норова переведён в Одессу и назначен на должность учёного еврея при попечителе учебного округа, потом при губернаторе и градоначальнике. Показательна деятельность Н. Пирогова на посту попечителя Одесского учебного округа как поборника свободного доступа к образованию всех детей, независимо от социального положения, национальности или вероисповедания. В русско—еврейском журнале «Рассвет» он публикует открытое письмо о необходимости распространения образования среди евреев, пишет статью «Одесская Талмуд—Тора» о преобразованиях в еврейской приходской школе «Одесский вестник», 1858 , а также содействует в получении разрешения на печать еженедельника на иврите «Ха—Мелиц» Защитник , выходившего в Одессе с 1860 по 1871 годы. С 1862 года в Одессе с разрешения новороссийского генерал—губернатора П. Коцебу действовало Общество взаимного вспомоществования приказчиков—евреев.
2 мая, Одесса - ритуальное еврейское убийство
Исторические источники гласят о том, что местом селения евреев с восемнадцатого столетия была Хаджибейская турецкая крепость, которая находилась на месте, где расположилась будущая Одесса. Это подтверждается старейшей еврейской надгробной надписью, которую обнаружили в девятнадцатом столетии, и которая относится к 1770-тому. Вполне вероятно, что практически все эти евреи были выходцами из восточных государств, которые прибыли из крымской территории. Однако, когда шла русско-турецкая война многим из них пришлось покинуть вышеупомянутую крепость, и в 1792-ром, когда русскими войсками была взята крепость, там были только шестеро евреев.
Отсчёт истории Когда была основана Одесса, еврейское население в нём состояло практически из двухсот пятидесяти человек, причём практически все они были переселенцами из таких регионов, как Волынь, Подолия и Литва. Хотя, нужно отметить, что основание еврейского кладбища произошло тут на год раньше, и история одесских евреев начинает свой отсчёт именно с 1793-тьего. Массовое переселение Екатерина Вторая вместе со своим правительством была очень заинтересована в быстром заселении присоединённой к имперскому государству территории, которой было Северное Причерноморье, так что в Петербурге решили переселять на это место большие еврейские массы, которые давно проживали на территории Польши и по итогам её разделов, стали российскими подданными.
Новая земля манила значительными льготами, тогда как на старом месте евреи платили повышенные налоги, поэтому новыми российскими подданными было принято решение относительно переселения в южный край, который включили в знаменитую «черту с оседлостью евреев» имперские районы, где было разрешено еврейское проживание. Эти факторы и объясняют явление быстрого роста населения евреев в местности, где расположился новый черноморский порт. Необходимые учреждения В самом начале существования еврейской общиной началось создание учреждений, которые были необходимы для того, чтобы у евреев была полноценная жизнь.
Первую синагогу в Одессе, местом расположения которой была улица Балковская, построили в 1795-том. Еврейская улица была выбрана для строительства более крупной синагоги, которая потом превратилась в Главную одесскую синагогу. В этот же период создали Талмуд-Тору, которая была школой, где учились бедные еврейские дети, которых содержала община и Хекдеш, который сочетал в себе приют и богадельню.
Изначально он был рассчитан на 6 коек, а потом превратился в основу будущего медицинского учреждения, которым стала легендарная Еврейская больница. Окончательное формирование Когда появилось погребальное братство, и был приглашен в 1809-том первый раввин, Ицхак Рабинович, произошло окончательное формирование полноценного сообщества, которым стала одесская еврейская община. Уникальная одесская черта В первые дни жизни Одессы одесскими евреями было принято большое участие в такой сфере, как городское самоуправление, были участникам выборов в одесский магистрат, куда избрали двух их представителей.
Данное явление было для имперского государства уникальностью, потому что евреи не допускались к органам местного самоуправления практически везде. Непростая жизнь К началу девятнадцатого столетия, в «порто-франковский» период и время одесского расцвета, в наш город прибывало огромное количество евреев. И в то время как первые еврейские поселенцы преимущественно занимались мелкой торговлей Одесская городская магистратура в 1797-мом дала отчёт о том, что евреи были главными торговцами таких товаров, как шелк, шерсть, ткани, скобяные изделия и обувь, а также соль , новоприбывших евреев отличала такая черта, как бедность.
Им приходилось зарабатывать посредством тяжёлого физического труда, работая в качестве портовых грузчиков, рабочих по камнедобыче. Открытие еврейских школ Когда наполеоновские войны подошли к концу, значение нашего города, как центра торговли, очень выросло.
Неравнодушные люди, несмотря на упадок сил, не бросили раненого ребенка. Они на руках передавали Давида вдоль колонны к родителям, которые были уже далеко впереди. И вот люди дошли к пункту назначения — в гетто в Доманевку. С того места мальчик запомнил лишь старика, который постоянно твердил окружающим: «Надо Дувочку спрятать. Почему Дувочку?
Он нас будет помнить». Во время обыска бараков маленького Давида прятали подальше от жестоких врагов. Спустя некоторое время семью Айзенштейн отправили в другой лагерь, где отец смог найти подработку, откуда иногда приносил объедки. На них выживала вся семья. В 44-ом фашисты отступали и тогда напоследок они уничтожили гетто. Айзенштейны жили на втором этаже барака, они успели выломать доски и выпрыгнуть из окон, пока немцы громили первый этаж. Все решали доли секунды.
Те, кто прыгал после Айзенштейнов, приземлялись на землю уже расстрелянными. Давид и его родители укрывались бездыханными телами, чтобы спрятаться.
Пережившие Холокост[ править править код ] В лучшем положении находились евреи, направленные на работу в сёла: примерно половина из них пережила оккупацию.
Положение в гетто Доманевки и других гетто Транснистрии улучшилось в 1943 г. Около 600 одесситов в этих гетто дожили до освобождения. Несколько сотен евреев, которые скрывались в самой Одессе, также выжили.
Евреи участвовали в борьбе одесского подполья и составляли значительную часть бойцов партизанских отрядов, базировавшихся в одесских катакомбах [1]. Судебные процессы и наказание основных виновных[ править править код ] На Бухарестском народном трибунале, созданном в 1946 году новым правительством Румынии совместно с союзническим Контрольным советом , одним из обвинений, выдвинутых против премьер-министра Иона Антонеску , губернатора Транснистрии Георге Алексяну и командующего одесским гарнизоном генерала Николае Мачичи , была «организация репрессий против гражданского населения Одессы осенью 1941 года». За эти преступления они 17 мая 1946 года были приговорены к смертной казни.
Первые двое были расстреляны 1 июля 1946 года, а Николае Мачичи король Михай I заменил смертную казнь на пожизненное заключение. В постсоциалистический период сын Георге Алексяну обжаловал приговор трибунала. По жалобе генерального прокурора 6 мая 2008 года состоялось повторное рассмотрение дела, и судьи Высшей кассационной палаты окончательно отклонили прошение о пересмотре приговора 1946 года [13].
Увековечивание памяти[ править править код ] Мемориал жертвам Холокоста в Прохоровском сквере Одессы[ править править код ] В начале 1990-х годов в Одессе, в Прохоровском сквере, в том самом месте, где на окраине города в 1941 году начиналась «дорога смерти» одесских евреев и цыган в лагеря уничтожения, начал создаваться мемориал памяти жертв Холокоста. Был установлен памятный знак. Позднее к нему добавилась «Аллея Праведников мира » — с деревьями, каждое из которых высажено в честь одесского жителя, укрывавшего и спасавшего евреев.
Ох, не зря один из персонажей известного сериала «Ликвидация», рассказывающего о борьбе с преступностью в послевоенное время, бросил в сердцах начальнику одесского уголовного розыска Давиду Гоцману фразу: «Я скажу тебе прямо, Давид, — при румынах было лучше»… Надо полагать, ещё «лучше» одесситам стало при новых украинских властях, утвердившихся здесь после распада Советского Союза. Шалом, Бандера! Обратите внимание — практически все постсоветские годы мэром Одессы всенародно избирался один и тот же человек — Эдуард Иосифович Гурвиц. Про таких, как он, в Одессе говорят — хуже фашиста может быть только взбесившийся еврей.
Еврей Эдуард Гурвиц и в самом деле словно взбесился — он стал верным другом и покровителем местной бандеровской гопоты. Это именно про Гурвица одесский журналист Сергей Раздольников возмущённо написал: «В угоду бандеровцам Гурвиц даже переименовал переулок Грибоедова в «провулок Романа Шухевича», нисколько не смущаясь тем обстоятельством, что этот полюбившийся ему персонаж в годы войны гордо носил мундир гауптштурмфюрера СС и, соответственно чину, занимался физическим истреблением «расово неполноценных». А среди них, кстати, помимо поляков, белорусов, «неправильных» украинцев и русских, было, мягко говоря, немало единоплеменников самого Эдуарда Иосифовича! Знал ли он об этом?
Вне всякого сомнения…». А что? Согласно давним одесским традициям, человек просто делал свой гешефт, потому и угождал властвующему политическому режиму. Стоит ли удивляться, что в Одессе с подачи местных властей со временем стала распространяться настоящая русофобия!
Публицист Николай Орлов, анализируя майскую трагедию, справедливо указал: «То, что случилось 2 мая в Одессе, стало закономерным итогом равнодушия основной массы населения этого города и Украины в целом… Не будем вдаваться в долгие исторические экскурсы, а просто вспомним, как развивались события в городе-герое Одессе задолго до 2014 года… Разве не в Одессе некая девица сжигала на Вечном огне георгиевские ленточки? Разве не в Одессе фашиствующие отморозки среди белого дня срывали с подростков георгиевские ленточки? Кстати, есть сведения, что люди Гурвица принимали самое активное участие в разгроме Дома профсоюзов.
Правила комментирования
- История евреев в Одессе
- Этническая история Одессы - Я имею вам сказать за Одессу-маму...
- Легенды во сне и наяву
- Почему в одессе много евреев