Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов (глины, дерева, металла) и украшении их ручной росписью.
Что еще почитать
- История возникновения народных промыслов
- Восемь видеогидов по книжным памятникам
- Последнее по теме
- Раскатовские сундуки
- Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали
- Похожие вопросы
Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали
Павловопосадская платочная мануфактура — единственное предприятие, где изготавливают традиционные русские платки методом набойки. Ежегодно здесь выпускается около 1000 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов и скатертей из натуральных волокон. Мануфактуре придан статус народного художественного промысла России. На предприятии действует собственный музей. Здесь вам расскажут об истории павловопосадской шали, старинных и современных методах производства. Также вы сможете приобрести изделия в магазине. Детали: platki. Вышивкой занимались всей семьей, причем работали не только женщины, но и мужчины. Технология крестецкой белой строчки — заполнение узором сетки, сделанной при помощи выдергивания нитей утка из основы ткани или путем вырезания отверстий. Таким строгим геометрическим орнаментом вышивались одежда, накидки, полотенца, скатерти, занавески, постельное белье, создавались даже живописные панно. В вышивке использовали в основном лен, а также хлопок или шелк.
Издревле на фабрике «Крестецкая строчка» занимались созданием изделий этого промысла, и до сих пор предприятие работает. Здесь задействованы не только мастера и мастерицы, вышивающие крестецкой строчкой, но и современные дизайнеры, чтобы создавать модные и стильные изделия, но с сохранением русских традиций. На предприятии организованы экскурсии, в ходе которых вы прогуляетесь по всем цехам фабрики, увидите процесс создания изделий, а также познакомитесь с экспозицией уникальных изделий этого вида промысла XIX века.
Шемогодская береста стала недорогим аналогом изделий из резной кости. Костяные шкатулки из «рыбьего зуба» — моржового клыка или бивня мамонта — ценились очень высоко, были в моде, но позволить себе такую вещицу мог не каждый. Другое дело — «деревянное кружево», берестяная шкатулочка, такая же ажурная и красивая, но на порядок дешевле. Чайницы и пеналы, блюда и портсигары, тарелки и сундучки и бессчетное количество шкатулочек, коробочек — все это покрывалось и растительными орнаментами, и сценками из дворянской жизни, и юмористическими картинками, и сказочными существами. Шемогодскую резьбу узнают по традиционному симметричному растительному мотиву: изогнутая тонкая ветвь — «бегунок» с расходящимися в разные стороны побегами, розетками, ягодками, трилистниками... Узнайте больше о Шемогодской резьбе: из Великого Устюга 5.
Резьба по кости Бивень моржа на севере зовется «рыбьим зубом». Его с давних времен добывали поморы в полярных морях. А еще они собирали по берегам Северного Ледовитого океана бивень зверя, который жил здесь тысячелетия назад, — мамонта. Кость — материал податливый и красивый. Когда поморы научились вырезать из него всякую красоту, доподлинно не известно, но первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку. И сразу — «вызываем в Москву! За четыре века уникальный промысел, а точнее — искусство холмогорской резьбы по кости, достиг невиданных высот! Косторезам из Сольвычегодска и Великого Устюга, Архангельска и Холмогор уже мало было своего сырья: им привозили и слоновую кость, хотя они умели резать и коровью цевку.
Помимо этого, важно освещать истории и исследования, связанные с народными промыслами. Это могут быть рассказы о влиянии промыслов на экономику и культуру регионов, а также о том, как они адаптируются к современным вызовам, таким как интернет-торговля и экологическая устойчивость. Современные народные промыслы в России представляют собой уникальное и богатое поле для исследования и журналистики. Они являются не только частью культурного наследия, но и источником вдохновения и творчества, который продолжает эволюционировать в современном мире. Кроме того, стоит обратить внимание на социальное влияние современных народных промыслов. Многие из них предоставляют возможности для занятости и предпринимательства в сельских и отдаленных регионах России, способствуя снижению безработицы и улучшению качества жизни местных сообществ. Важным аспектом продвижения в этой области является исследование вопросов интеграции современных народных промыслов в мировой рынок. Какие возможности и вызовы сопровождают экспорт народных ремесел и какие международные рынки наиболее привлекательны для продукции мастеров? Эти аспекты могут помочь понять место российских народных промыслов в мировой экономике. Следует также следить за инновациями и современными тенденциями в сфере народных промыслов, такими как использование цифровых технологий для продвижения продукции и расширения аудитории.
Уже в XIX веке гжельские мастера изобрели фаянс и фарфор, и особенно стали цениться изделия, расписанные синей подглазурной краской. Сначала гипсовые модели будущих изделий вытачивают на специальных станках, а затем жидкую фарфоровую массу — шликер — льют в полученные формы и предварительно обжигают. Мастера гжели пишут по керамике окисью кобальта, имеющей синий цвет. И это главные отличия гжели от остальных живописных народных промыслов — материал, на который наносится рисунок, и колорит. Часто на вазы, тарелки, кружки, кувшины наносятся растительные орнаменты — например, цветы и бутоны, — геометрические узоры, которые могут служить окантовкой, а также животные мотивы. Из последних часто встречаются птицы. Благодаря фигурным мазкам и эффектам светотени гжельская роспись не выглядит скучной: подчас, любуясь ею, можно даже забыть, что она одноцветная. Кстати, крупнейший гжельский фарфоровый завод находится недалеко от Москвы — в Новохаритоново. Городец Хохлома и гжель у многих на слуху, а вот про городецкую роспись сегодня знают гораздо меньше. Между тем это невероятно жизнерадостный, яркий народный промысел, заслуживающий того, чтобы им интересовались. Изначально жанровыми сценками, фигурами лошадей, курочек и петухов украшали у прялок донца часть прялки, на которой сидит пряха во время работы. Позже так стали расписывать сани, мебель, бытовые принадлежности. Рисунок наносят непосредственно на деревянную основу без долгих подготовительных процедур. Иногда изделие предварительно покрывают грунтовой краской черного, желтого или красного цвета, но это зависит исключительно от желания самого мастера. Затем карандашом намечают размеры и основные элементы будущего рисунка, а после наносят краску.
Художественные промыслы России
Судьба народного искусства, народных и частновладельческих промыслов была сложной и трудной. Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко. Когда речь заходит о народных промыслах России, то кажется, что они родились в глубокой старине вместе с лаптями и коромыслом. И познакомить детей с названиями народных промыслов с помощью стихотворений.
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов
Мотивы навеяны узорами «букетных» тканей. Характерны декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринуждённая кистевая манера. Основные цвета синий, реже зелёный [1]. Палехская роспись табакерки художником И. Голиковым , 1924 год Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, которая применялась первыми мастерами этого жанра в 20-30-х годах XX века, не прошла испытания временем, и многие произведения тех лет, растиражированные в репродукциях, в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, из сказок, былин и песен. Пермогорская роспись по дереву северодвинского типа Архангельской области.
Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни. Наряду с нижнетоемской иногда относится к северодвинской школе росписи [1]. Пижемская Печорская роспись [5] зародилась в низовьях Печоры и её притоков, проявилась в украшении бытовых предметов. Испытала влияние заставок и буквиц печорских рукописных книг. Ритм орнамента строгий, упругий, отражающий суровые географические условия печорского края [1]. Пинежская роспись родилась на берегах Пинеги и носит подражательный характер мезенской росписи [1]. Пучугская роспись родом из Пучуги относится к борокско-тоемско-пучугской группе. Господствует древнерусское узорочье , применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорочных бордюров, рамок, уголков, скобок. Жанровые сюжеты пышные, нередко сопровождены нравоучительными или ироничными надписями. Иногда относится к северодвинской школе росписи [1].
Появилось это русское декоративно-прикладное искусство в 18 веке, но, по мнению многих историков, ручное ткачество началось еще в XV в. Уникальные по красоте ковры обладают яркой декоративностью благодаря использованию традиционного черного фона и контрастирующих цветовых включений. Черный цвет символичен плодородным землям, а яркие орнаменты напоминают о летней живописности. Национальные ковры до сих пор создаются на ткацких фабриках Сибири с соблюдением всех традиций старинного махрового ткачества. Оренбургский пуховый платок Самый уютный символ России. Но это наименование собирательное, и включает все виды пуховых, сотканных вручную платков: тяжелые и прочные, утепленные шали; летние утонченные, невесомо-ажурные паутинки. Европа познакомилась с ними в 1857 г.
Образцом промысла является уникальный платок прославленной мастеровицы Настасьи Шепковой: «5 аршин в ширину, 5 аршин по длине, да кабы не просто проходил чрез колечко, но и помещался в скорлупку гусишного яйца». Хохлома Старинное русское декоративно-прикладное искусство 17 века, начало которого берется в нижегородском поселении Заволжье. Хохлома — это уникальные по красоте росписи по мебели и посуде из древесины. Хохломскими мастерами используются черный, зеленоватый и алый фон, а сами росписи наносятся золотом: При выполнении работ на деревянное покрытие наносятся оловянный порошок серебристого цвета. Затем изделие полностью покрывается специализированным составом. Несколько раз прокаливается в печи. В итоге на древесном покрытии и появляется этот уникальный по красоте золото-медовый окрас, а сама легкая посуда кажется более массивной и тяжелой.
Традиционно при хохломской росписи используются растительные орнаменты: цветущие веточки, налившиеся соком рябиновые ягоды, земляника. Практически каждый уголок необъятной России обладает своим неповторимым видом рукоделия. Расписные красивые произведения декоративно-прикладного искусства, сувениры, рукотворные изделия, богатые шали и платки славятся по всему миру, именно их скупают в первую очередь туристы и увозят с собой.
Отличительная черта - нанесение черной краски и киновари на золотой фон. Чтобы позолотить посуду, мастера натирали ее порошком из олова, после чего наносили слой масла олифы и ставили в печь.
Из-за высокой температуры олифа становилась желтой, и олово казалось золотым. Мастера наносили узоры и орнамент кистью вручную. Дорогие сервизы прорисовывались особенно тщательно. Сегодня хохломскую посуду можно увидеть на различных международных выставках и ярмарках. Платки Павловского посада Павловский Посад известен многим из-за появления там узорных платков и шалей.
Впервые такой изящный предмет гардероба был сделан на реке Клязьме в городе Павлове. Отсюда и название. На местных ярмарках, которые часто устраивались на центральных площадях, узорные шали расходились на ура. Там можно было приобрести цветные платки с разнообразными узорами - полевыми цветами, розами, букетами и листьями. Платки часто именуют набивными.
Этим словом начали называть шали из-за способа нанесения узора на ткань - набойка. Мастер укладывал ткань на доску и отбивал, чтобы краска лучше отпечаталась. Технологией ручной набойки владеет далеко не каждый мастер. Современные платки делают с помощью специальных печатных машин. Ростовская финифть Центры народных промыслов Центральной России включают в себя известные города и села, Ростов - один из них.
В 18-м веке зародилось такое ремесло, как финифть.
Пермогорская роспись по дереву северодвинского типа Архангельской области. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни. Наряду с нижнетоемской иногда относится к северодвинской школе росписи [1].
Пижемская Печорская роспись [5] зародилась в низовьях Печоры и её притоков, проявилась в украшении бытовых предметов. Испытала влияние заставок и буквиц печорских рукописных книг. Ритм орнамента строгий, упругий, отражающий суровые географические условия печорского края [1]. Пинежская роспись родилась на берегах Пинеги и носит подражательный характер мезенской росписи [1].
Пучугская роспись родом из Пучуги относится к борокско-тоемско-пучугской группе. Господствует древнерусское узорочье , применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорочных бордюров, рамок, уголков, скобок. Жанровые сюжеты пышные, нередко сопровождены нравоучительными или ироничными надписями. Иногда относится к северодвинской школе росписи [1].
Ракульская роспись Ракуловская роспись [1] по дереву северодвинского типа Архангельской области. В росписи главную роль играет золотисто- охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками Тагильский поднос — народный промысел изготовления и художественной росписи металлических подносов, существующий в Нижнем Тагиле. Основоположник жостовской росписи.
До наших дней промысел росписи жестяного подноса сохранился только лишь в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному , причём мастер нередко работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты росписи: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей под самовары, для подачи пищи и как украшение.
Формы подносов бывают круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные и другие. Тверская роспись деревянной посуды и предметов быта.
Получите, распишитесь: история русских народных промыслов
Народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России. Народные промыслы, ремёсла и традиционные искусства, которые пережили войны, революции, советскую власть и перестройку, в новой России оказались на грани вымирания: производство падает год от года, сбыт не растёт, число мастеров неумолимо сокращается. И познакомить детей с названиями народных промыслов с помощью стихотворений.
Традиционные промыслы
— истинно русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (сейчас это районный центр в Вологодской области). Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей". Есть повод! Сегодня в России отмечают День народных художественных промыслов. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой – Самые лучшие и интересные новости по теме: Народный, Русской, промыслы на развлекательном портале
6 удивительных народных промыслов Русского Севера
Деревянные наличники Томска, конец XIX — нач. Специфика богородской мелкой пластики во многом обусловлена материалом, преимущественно липой. Мягкая древесина неплохо держит детали, но не годится для тонкого ажура и острых углов, плохо полируется. Богородская игрушка выразительна по пластике, отличается меткостью образных характеристик, проникнута юмором. Часто следы резца не зашлифовываются, а создают специфическую фактуру. Символами богородской резьбы можно назвать фигурку медведя, и подвижную композицию «Кузнецы», еще недавно почти обязательную для ребенка в каждой российской семье. Богородская резная игрушка «Кузнецы» В конце XIX века в Подмосковье возникает другой художественный промысел — абрамцевско-кудринская резьба по дереву. Промысел строился на сочетании геометрической и плоскорельефной резьбы для создания растительного орнамента, призванного украсить предметы быта.
Художественная выразительность орнамента достигается то мягкими переходами от рельефа к фону, то резким контуром порезок, направленных вглубь. Орнамент плотный, равномерно заполняющий плоскость и объемную форму вещи. Матовый фон изделий контрастирует с блестящей отполированной поверхностью узора. Абрамцевско-кудринская резьба На рубеже XXI века в России появилось направление художественной резьбы по дереву, хотя и не претендующее на статус народного промысла, но по характеру являющееся таковым. Основатель направления Шамиль Сасыков назвал его «Татьянка». В основе его стиля плотное, без фона, реалистичное изображение растительности, преимущественно листьев и цветов, реже животных, практически без последующей за резьбой обработки. Резьба в технике «Татьянка» Нельзя обойти вниманием и такой самобытный промысел, как резьба по бересте.
Орнаменты шемогодских шире - вологодских резчиков использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Шемогодская резьба по бересте Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягоды, трилистники. Окаймляют узор различные геометрические орнаменты. Сегодня серьезную конкуренцию шемогодским мастерам составляют изделия из Сибири, особенно из Томска и области. Кроме прорезных узоров по многослойной бересте сибирские мастера внесли в изделия местные мотивы — изображение веток кедра, глухаря и т. Большое развитие получают и берестяные картины с изображением местных достопримечательностей.
Многослойная береста, прорезная резьба по бересте, Томск Самым известным промыслом, связанным с резьбой по кости, является холмогорский, распространенный в селах Холмогорского района Архангельской области. Промысел впитал в себя различные русские, европейские и северные традиции резьбы по кости и к XVIII веку сформировал собственный стиль. К нему относится, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Холмогорская резьба по кости Росписи и эмали Даже сам перечень русских промыслов, связанных с росписью, может занять очень много времени. Не все эти промыслы одинаково известны и не все дожили до наших дней. Сама многочисленность расписных промыслов связана как с развитыми традициям народной живописи, так и с разнообразием материалов, с которыми работали мастера. Жостовская роспись Так, роспись по металлическим подносам зародилась на уральских заводах Демидова и только в первой половине XIX века распространилась и в Жостово Московская обл.
Таким образом, в настоящее время самобытно развиваются два центра художественной росписи по металлу: Жостово и Нижний Тагил.
Не секрет, что старые мастера покидают эту землю и порой некому подхватить их дело. Страницы, на которых вы сейчас находитесь, рассказывают об истинных подвижниках, не давших погибнуть многим старинным ремеслам, о характерах и судьбах увлеченных своим трудом людей, о мастерах, посвятивших любимому делу всю жизнь и много сделавших для сохранения самобытного искусства. Народные промыслы складывались на протяжении столетий.
Поэтому особое место отведено биографии старинных ремесел, истории возникновения и нелегким путям их развития. От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство. И в каждом ремесле за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления. Здесь есть очерки и об энтузиастах, которых вроде бы нельзя причислить к народным мастерам.
Но эти люди так много сделали для спасения народного искусства, что им следует низко поклониться. Это и Владимир Иванович Поветкин — реконструктор древних музыкальных инструментов, остатки которых археологи находят в новгородских раскопах. Это и лесовод Сергей Николаевич Багаев, возродивший карельскую березу. Благодаря его подвижническому труду не погиб знаменитый вятский каповый промысел.
Это и Иван Данилович Самойлов — землеустроитель, спасший уникальные росписи уральских изб и создавший в деревне Нижняя Синячиха народный музей. Отрадно, что свой вклад в восстановление угасающих промыслов вносит и молодежь. Тут вы прочтёте о замечательных молодых мастерах, не только продолжающих дело отцов, но и идущих своим путем в искусстве. Конон Лебедев городецкий художник, 1991 Фото: Николай Мошков В русских сказках славилось перо жар-птицы.
Его волшебный свет наполнял мир красотой и радостью. Не в сказке, а наяву красоту и радость творили руки народных умельцев. Все, к чему они прикасались, преображалось:береста с обломленной бурей березы превращалась в очаровательный туесок, а ком глины - в веселый печной горшок, в праздничную кринку, в забавную игрушку-свистульку. В народном искусстве непроизвольно и любовно воплощались нравственная чистота и душевная красота людей.
Василенко, отмечая коренную особенность творчества крестьянского умельца. Можно утверждать, что вне материала не существует декоративного искусства.
Владимир Даль в своём толковом словаре, давая определение слову «сундук», упоминает и макарьевские сундучки, которые покупали торговцы со всей Руси, Закавказья, из Хивы и Бухары. В своё время к Макарьевскому уезду относилось и село Раскаты. Там зародилась собственная традиция украшения свадебных сундуков: расписывали только переднюю стенку сундука. Делали это мастерицы-женщины, как правило, масляными красками. Рисунок состоял из трёх частей, по бокам — геометрический орнамент. Как правило, это были ромбы, раскрашенные в разные цвета. В центре свадебного раскатовского сундука было изображение цветка, букета, дерева, стоящего на пригорке или обнесённого заборчиком.
Это был символ девичьей красы. Если замуж выходила женщина, в те времена чаще всего вдовая, то центр изделия украшал венок из цветов. Каждый свадебный сундук был уникален, росписи никогда не повторялись. В наши дни народный художественный промысел раскатовских сундуков практически утрачен. Однако сейчас есть инициативная группа мастеров, пытающихся вернуть эту технику росписи металлических изделий к жизни. Варнавинская резьба по кости Искусство резьбы по кости более характерно для северных областей России, где в избытке есть материал для подобного творчества. Тем не менее ещё в XVIII веке мастера из Павлова и Ворсмы украшали свои знаменитые ножи костяными рукоятками в виде фигурок драконов, воинов и птиц. Однако большого распространения в наших широтах косторезный промысел не получил. Дело решили исправить в XX веке.
В 1968 году в Горький приехал на тот момент уже известный на весь мир резчик по кости Парфён Черникович. Под его началом обучались первые группы резчиков из рабочего посёлка Варнавино. Именно Варнавинский район постановлением свыше решено было сделать центром косторезного народного художественного промысла в Горьковской области. Творить пришлось из местного сырья — трубчатой кости и рогов крупного рогатого скота. В особых случаях используются ценные виды кости — мамонта и моржа.
Федоскинская миниатюра Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше.
В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная». Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников. Федоскинская миниатюра В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться. Хохлома На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись.
Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова Печерского старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Хохломская роспись Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок.
После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности. Хохломская роспись на разделочной доске Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды. Городецкая роспись Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города. Городецкая роспись Городецкая роспись является яркой и лаконичной.
Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки. Городецкая роспись Вот что говорит В. Воронов о городецкой росписи: Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи. Мезенская роспись Мезенская роспись по дереву палащельская роспись — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами.
А с декабря 1664 г. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом. Мезенская роспись на подносе Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Мезенская роспись на разделочной доске В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы.
В середине 1960-х гг. Федотов в деревне Палащелье и С. С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Вологодское кружево Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках деревянных палочках.
Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики. Вологодское кружево Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен. Вологодское кружево Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций.
В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику. Елецкое кружево Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец. Елецкое кружево Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора растительного и геометрического и тонкого ажурного фона.
Самые известные народные промыслы в России
одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. Подмосковные изделия народных художественных промыслов рассмотрели на экспертном совете. Многие названия народных промыслов связаны именно с местностью происхождения (Дымковская игрушка – с. Дымково, Городецкая роспись – г. Городец и т. д.). Гжель — старинный народный промысел, название которого, вероятно, произошло от слова «жгель». Народные промыслы — особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах.
Художественная роспись в России
- Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали
- Чёрнолощёная керамика
- Мистическая керамика и свадебный сундук. Промыслы, которые не всем известны | АиФ Нижний Новгород
- Получите, распишитесь: история русских народных промыслов
Содержание
- Авторизация
- Народные промыслы России - где посмотреть
- Современные народные промыслы в России
- Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали
- Путеводитель по народным промыслам России — Новости — Сетевое издание «Звуки Красок»
- Традиционные промыслы
Получите, распишитесь: история русских народных промыслов
Хохлома Самый узнаваемый народный промысел в России Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись. Народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим. А родина этого промысла – село Гжель в Подмосковье, которое дало название целому направлению в росписи фарфора. Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах. Варенцова Л. Ю. Ремесла и промыслы Нижегородского Поволжья в XVI–XIX веках. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ #RUCRAFTS – это проект Роспатента и Ассоциации «Народные художественные промыслы России».
Мистическая керамика и свадебный сундук. Промыслы, которые не всем известны
Проблема таких ремесел в том, что их результаты чаще всего подходят в подарок только нашим бабушкам. Анастасия Кокоурова собрала в большом материале те ремесленные сувениры, которые захочется купить и себе, и в подарок друзьям: современные, стильные и с отсылками к регионам России. Для начала: что не так с магнитами и футболками? Все в порядке, если они произведены там, где вы их покупаете, и они кажутся вам симпатичными. К сожалению, чаще всего это не так.
Значительная часть популярных сувениров: футболок, кружек, магнитов и чехлов для смартфонов — производится на массовых производствах в странах со слабым законодательством об охране окружающей среды и низкой оплатой труда. К тому же обычно это некачественные и безликие вещи. Покупая на фабриках традиционных ремесел и у независимых мастеров, вы поддерживаете местную экономику и помогаете сохранять традиционное прикладное искусство региона. Но самое главное — у вас остается уникальная вещь, которая действительно связана с местом, где вы побывали.
Важно убедиться в том, что вещь подлинная. К сожалению, подделки традиционных русских ремесел не редкость, например гжельскую и хохломскую роспись производства Китая и Турции можно найти и на AliExpress, и в магазинах товаров для дома. Если нет возможности купить непосредственно у мастера или на производстве, спрашивайте, кем, где и как произведен товар, просите документы или любые другие доказательства. Где искать сувениры, сделанные местными мастерами?
Узнать, какие ремесла считаются традиционными для региона, можно в краеведческом музее такие музеи есть даже в небольших населенных пунктах. Там же наверняка подскажут, где искать мастеров и есть ли в городе соответствующее производство. На хендмейд-платформах «Ярмарка мастеров» и «Ламбада-маркет» можно выбрать интересующий город. Там не всегда представлены ремесленные проекты, напрямую связанные с локальными традиционными промыслами, но просто интересных местных мастеров вы точно найдете.
Если вы часто путешествуете по России, имеет смысл познакомиться с региональными промыслами и новыми ремесленными проектами на московских выставках, а когда окажетесь в их родном регионе, зайти в гости за сувенирами. Если посетить мероприятия не получается, изучите их соцсети и сайты — обычно там можно найти информацию о самых интересных участниках.
Золотное шитьё — очень сложный вид рукоделия, потому что большая часть работы выполняется вручную. Познакомиться поближе с традициями новоторжской вышивки можно в музее «Золотного шитья».
Во время экскурсии вы подробнее узнаете историю возникновения промысла, увидите более тысячи экспонатов, связанных с изготовлением золотного шитья. А после изучения истории вы сами прикоснетесь к традициям промысла и своими руками создадите эксклюзивный сувенир. Мастерицы музея наглядно покажут технику золотной вышивки и расскажут некоторые ее секреты. Детали: zolotoshveya.
Испокон веков они занимались ковроткачеством. Ковры в далекие времена являлись не только предметом декора, но и сохраняли тепло жилища. По ним легко можно было определить статус семьи, а когда технологии создания ковров стали усложняться, появились узоры разных цветов, то позволить себе такое изделие могли только очень состоятельные люди. Долговечность ковра проверяли следующим образом: сначала пускали по нему табун лошадей, затем на несколько дней оставляли под жарким солнцем, а потом ещё несколько дней держали в воде.
Если ковер не терял своих качеств после этих трех испытаний, то считался хорошим. В настоящее время ковры продолжают делать вручную. Плетут их на тех же станках, что и сотни лет назад, правда теперь иногда добавляют искусственные краски. Плетение ковра занимает много времени, стоимость самого простого изделия начинается от 10 000 рублей за 1 кв.
Считается, что промысел зародился в начале XIX века: самый ранний образец датирован 1814 годом. Его привезли из Варнавинского уезда Костромской губернии, и сейчас он хранится в Русском музее. Расцвет глухой резьбы пришелся на 1850—70-е годы, а с 1880-х ее начала вытеснять пропильная резьба со сквозным фоном, которая была проще в исполнении и доступнее по цене. Лекции об истории нижегородских земель и путеводитель по самым интересным местам 2Хохломская роспись Александра Павловна Савинова за работой в цехе фабрики «Хохломская роспись». Ковшик малый. Из комплекта «Ковш-утка» хохломская роспись. Комплект: братина «Птица» с ковшиками хохломская роспись. Впереди на деревне заиграл в рожок пастух… Почти перед каждой избой сидел ложкарь и долбил ложки. Ярко-белые стружки в изобилии лежали кругом, свидетельствуя о том, что работа тут началась раньше солнышка».
Анатолий Леман. Впечатления и заметки». Оно было одним из ранних староверческих центров. Раскольники скрывались в глухих лесах по всему Заволжью и часто меняли места жительства.. Ложкари жили отдельными селениями и уже с десяти лет начинали осваивать ремесло. В работе участвовала вся семья: старики, дети и подростки делали заготовку, мужчины обрабатывали ее с помощью резца, женщины скоблили. На ложках рисовали деревья, цветы, птиц, барынь, башни и колокольни. Делали их, как правило, из березы, реже — из клена, осины и других пород дерева. Обычная, знакомая нам ложка называлась межеумок, а были еще «носатые», чайные, сливочные, горчичные, даже складные — до сорока видов разных форм и окрасок.
Тысячи ложек грузили в короба и везли продавать в село Хохлома. Но торговали там, конечно, не только ложками. Хохломская роспись украшала блюда, миски, ковши, горшки — все, что стояло на столе.
Теперь гжель — это не только бабушкин сервиз, гжель — это, например, еще и стильный кофейный стаканчик. Вера Коновалова, генеральный директор АО «Гжельский фарфоровый завод»: «Мы заинтересовали молодежь новыми изделиями, у нас сейчас новая продукция — кофейные стаканчики. Молодые люди берут его с собой в машину, очень удобно». Каждый месяц Гжельский завод выпускает более 20 тысяч изделий, это 250 тысяч в год.
Продукция не пылится на складе, а находит своих покупателей. Главную задачу — сохранение промысла и традиций — можно считать выполненной. Тем более теперь в распоряжении фабричных художников еще более широкая палитра так называемых подглазурных красок, чего не было раньше. У гжели во всех отношениях яркое будущее. Когда вместе с красками смешиваются традиции и современные технологии, у народных промыслов появляется второй шанс. Главное, чтобы к опытным мастерам приходили ученики, чтобы было кому передавать вековые знания. Картина дня.