Новости лезгины национальность происхождение

Когда заходит разговор о происхождении названия лезгин, то сами лезгины первым делом приводят слово "лекь" (орёл) и название античного племени легов, от которого должно быть произошло самоназвание лезгин.

Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу

На эпоху бронзы приходится резкий подъем земледельческо-скотоводческого хозяйства, рост террасного земледелия, внедрение основных злаков, садоводства, виноградарства, завершение доместикации животных. Все три ареала составляют единое целое с общедагестанскими ареалами, которые образуют единую совокупность хозяйственно-культурных ареалов дагестанской историко-культурной области. Традиционные занятия — пашенное земледелие зерновые, бобовые, огородные, бахчевые культуры , виноградарство, садоводство, а также скотоводство, на равнине — преимущественно выгонно-стойловое, в горах — отгонное и подвижное главным образом овцы. Традиционные промыслы и ремесла — производство ковров, джурабов, сукна, войлока, обработка дерева, металла оружейное и ювелирное дело , кожи, гончарство. До Октябрьской революции многие лезгины уходили на сезонные заработки к земледельцам и на нефтяные промыслы Азербайджана. Половое разделение труда определяло и возрастное. Реализация во многом зависела от хозяйственных занятий. В земледельческом хозяйстве преобладал мужской труд, в скотоводческом — женский. Мужские работы: вспашка, сев, полив, снятие урожая с деревьев и уход за ними, работа со скотом и упряжью, с транспортом, выпас скота, изготовление орудий труда, оружия и деревянной утвари, уход на чужбину на заработки, для закупок, товарообмена и т. Женские: прополка, уход за скотом и птицей, сбор плодов, заготовка впрок продуктов, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспече ние семьи водой, приготовление пищи, чистка, уборка, стирка и т.

Общие: уборка хлеба, сена, доставка сена, молотьба, заготовка дров и др. В настоящее время в экономике и культуре произошли коренные изменения. Создано механизированное сельское хозяйство, распространились новые технические культуры табак , произведены крупные ирригационные работы, дальнейшее развитие получили садоводство, виноградарство, шелководство особенно у азербайджанских лезгин , животноводство с Птицеводством и пчеловодством. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция. Создание сайтов Москва. Брак заключается преимущественно по шариату. Этапы бракосочетания — сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме».

Входят в дагестанскую подгруппу нахско-дагестанской языковой семьи - то есть, родственники лакцев, аварцев, даргинцев. Но все же главная родня лезгин - это входящие вместе с ними в лезгинскую ветвь табасаранцы, агулы, рутульцы, удины и другие небольшие народы. Лезгинский язык с его просто бесконечным числом падежей считают одним из сложнейших на Кавказе. На письме лезгины используют кириллицу в России , или латиницу в Турции и Азербайджане. В прежние времена пользовались лезгины также арабским алфавитом, а еще прежде - особым собственным агванским письмом. Большая часть, разумеется, в южном Дагестане. Но немало лезгин также в других регионах России. И в соседнем Азербайджане, где лезгины живут компактно уже не первый век. Кроме того, есть лезгинская община и в Турции. Лезгины с национальным флагом Лезгины с национальным флагом По религии лезгины - мусульмане, ислам они приняли еще от арабов как минимум 1300 лет тому назад. При этом почти все лезгины - сунниты.

У молодежи знание письменного русского обычно выше знания устного. В Баку фиксируется высокий уровень владения русским языком. Некоторые молодые люди указывали, что русский — это язык, которым они владеют наиболее хорошо. Кроме того, авторы исследования подчеркивают разнообразие социолингвистических ситуаций среди лезгиноговорящих языковых коллективов Азербайджана. В Азербайджане на сегодняшний день действует целый ряд лезгинских культурных институтов. Работает Государственный кусарский лезгинский драматический театр. Ахундова «Скупой». Кубинский филиал Азербайджанского государственного университета искусств имени М. Алиева, Кусарский филиал педагогического училища имени М. Сабира готовят педагогические кадры для дагестанских тюрков азербайджанцев , местного населения и малочисленных народов. Действует также лезгинский национальный центр «Самур». В политическом отношении он лоялен государственной власти. В канун президентских выборов 2003 года на собрании представителей всех проживающих в Азербайджане общин и организаций национальных меньшинств председатель лезгинского культурного центра «Самур» Мурадага Мурадагаев заявил, что со дня своего образования в 1993 году эта организация сознательно и добровольно «придерживалась проправительственного курса». И уважая решение президента Гейдара Алиева, мы отдадим свои голоса за его сына», — сказал М. Мурадагаев «Зеркало», 12. Центру «Самур» предоставлено ежедневно 15 минут эфирного времени для вещания по республиканскому радио. Газеты «Ени самух» и «Алпан» учреждены Центром лезгинской культуры и выходят на лезгинском и азербайджанском языках тиражом каждая более 1000 экземпляров. В Кусарском районе на лезгинском языке печатается газета «Кусар». Значительную работу по духовному единению лезгин как в пределах Азербайджана, так и во всем мире, по налаживанию культурных связей между азербайджанскими и дагестанскими лезгинами с 1992 года ведет газета «Самур», издаваемая в Баку тиражом в 2000 экземпляров. Финансовые и иные проблемы вынудили редакцию сократить количество номеров до одного в месяц ранее — 2 раза в месяц. Тем не менее газета старается оперативно информировать читателей о новостях культурной жизни, поднимать злободневные вопросы, волнующие каждого читателя. Газета выходит на трех языках: лезгинском, азербайджанском и русском. Как сказали автору этих строк в редакции газеты, практически все статьи для нее пишут лезгины. Знакомство с номерами последних трех лет отчетливо показывает основную линию газеты — сохранение родного языка, воспитание у читателей бережного к нему отношения ср. Важной своей задачей редакция считает знакомство с земляками, известными соотечественниками за рубежом, с исследователями лезгинского языка и лезгинской культуры — нашими современниками и деятелями прошлого. Эта тематическая часть материалов представлена как в виде очерков например, о певице Рагимат Гаджиевой — 23.

Если учесть еще и то, что жители современного селения Фригь Хивского района Южный Дагестан тоже лезгины, и особенно то, что древние фригийцы и мушки почти один и тот же народ, то совпадение «фригийцев» с «фригъцами» не является случайным. Из всех вышеуказанных доказательств родства этносов ведущее место, несомненно, занимает язык. Язык — своеобразный паспорт народа и без языка не может идти никакой речи об истории. Мы постараемся обосновать языковое родство «алародийских» народов на примере дешифровки древних письменных памятников при помощи ключа лезгинской подгруппы восточно-кавказских языков. Лезгинский язык в среде «алародийских» языков. Лезгины, точнее лезгиноязычные народы, — носители языков лезгинской подгруппы восточно-кавказской группы или же нахско-дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Этноним «лезги» находит свою первую историческую огласку в связи с этническим составом Кавказской Албании если не учитывать сходство «лезги» с «пелазгами». Согласно историкам, этнографам и лингвистам Н. Марр, П. Услар, М. Ихилов и многие другие этническое название «лезги» идентифицируется с другими подобными названиями племен «лазг», «лакз», «лег», «лек», «гел» и т. Племена Кавказской Албании, приведенные в «Алупанской книге», отличаются друг от друга только по названиям, а объяснения этих названий мы находим в лезгинской подгруппе восточно-кавказских языков; «кирк» «Киркар» — лезгинское селение , «мик» «Микрагь»- лезгинское селение , «гили» «Гили-яр» — лезгинское селение , «муш» «Мушкур» — лезгинское топонимическое на-звание ; «уди», «лег», «лезг», «цах», «кас», «шек», «сул», «чур», «сек», «тапас» — лезгиноязычные племена; «кел», «хеб», «ц1егь», «хеч», «хьел», «гав», «них», «шек», «мух», «лекь» -слова лезгинские. Эти же племена после разрушения Кав-казской Албании и неоднократных нашествий кочевых племен и соседних государств — греков, персов, монголо-татар, тюрков сохраняют свое более общее название — «лезгины» и расселяются в Северном Азербайджане и Южном Дагестане. Более общее название этих и других племен Кавказской Албании — «албанцы», происходит от названия государства и, как справедливо отмечают специалисты, носит только «обобщающий» характер. Нам кажется, что слова «лезги» и «лезгияр» не только показывают число единственное и множественное соответственно , но и олицетворяют понятия «племя лезг» и «лезгинские племена». Общеизвестно, что кавказские языки древнее, чем индоевропейские. В этом отношении и лезгинский язык не исключение. Еще Е. Бокарев, Е. Крупнов, М. Ихилов и др. Хотя у них в руках не было ни одного предложения древнелезгинского пралезгинского языка, на его древность были серьезные предпосылки. Если язык содержит слова, имеющие нерасчлененную основу в виде слова-звука, относящегося как к действию, так и к предмету, и предшествовавшего возникновению языка как системы, то такой язык уже по этому признаку можно отнести к древнейшим. В этом отношении характерно, что язык древнейшего человека должен быть богатым односложными словами, чему можно привести много примеров из нахско-дагестанских языков, в том числе из лезгинских языков. Со звуком «а» связаны лезгинские «ава» есть , «ама» осталось , «ана» там , «йа» есть , «йад» вода , «ква» есть и др. Этот звук как свободная едини-ца «а» — «есть, имеется, находится» функционирует в табасаранском, агульском и рутульском языках; в арчинском языке «а» — «делай». Звук «и» связан со слова-ми «и н » -этот, «ина» — здесь, «икIа» -так, «гьикIа» — как и т. Кроме того: а на лезгинском языке некоторые слова в произношении максимально воспроизводят соответствующие им действия. Языковеды, сравнивая слова различных языковых семей, выявляют их более древние формы, составляющие самый древний праязык, так называемый ностратический язык. Они предполагают, что общеностратический язык сущест-вовал до неолита, то есть примерно в конце X тысячелетия до н. Следовательно, на рубеже мезолита XI-X тыс. Сравнивание родственных языков и даже языковых семей позволяло лингвистам выявить более древние корни, из которых были составлены этимологические словари, где приводятся реконструированные праностратические слова а их известно сейчас около тысячи. Среди этих слов нет ни названий домашних животных, ни наименований культурных растений, ни вообще понятий, возникших в связи с земледелием или скотоводством. Нет и названий глиняных сосудов. Есть только те термины, которые связаны с охотой и рыболовством. Познания древнего охотника в анатомии животных были ограничены теми органами и тканями зверя, которые имели хозяйственное или кулинарное значение. Кроме охоты и рыболовства, древний человек занимался собиранием съедобных растений. Самым правильным способом получения достоверной информации о каком-либо древнем этносе — это правильная дешифровка его письменности, то есть почерпнуть информацию из оригинала. Древность лезгинского языка неоспори-мо доказывается родственными его связями с древнейшими языками, письменные памятники которых впервые в мировой практике дешифровываются при помощи этого языка. К таким древним языкам относятся кавказско-албанский, урартский, хурритский, хаттский, пеласгский, этрусский языки. Об албанских письменных памятниках до 1937 года ничего не было известно.

Лезгины: национальность, происхождение, места проживания, религии

Перед забиванием быка нужно было в тёмное время суток обвести животное вокруг дома. Желательно в этот момент не встретить людей. После того, как туша разделана, самые хорошие куски отдавали соседям. Считалось, что после этого болезни обойдут скотный двор стороной. Но приносить в жертву козлов не разрешалось. Боги не обрадовались бы такому подарку, а только разозлились бы на людей. Связана эта немилость с тем, что у козлов, по мнению лезгинов, губы холодные. Соль Медикам известны исцеляющие свойства каменной соли, однако и раньше люди использовали её для того, чтобы облегчить участь болеющего. Например, в традициях лезгинского народа есть необычный ритуал — сыпать соль на голову больному. Правда, при этом надежда была не на реальные свойства этого природного вещества, а на его способность снимать порчу и сглаз.

Обычная кухонная соль для этого не подошла бы. Её предварительно подготавливали особым образом: долго читали над ней молитвы, затем прокаливали на огне, и только потом высыпали на голову. Считалось, что тому, кто наложил проклятие на больного, после такого ритуала станет плохо. Беды и несчастья посыплются на этого человека, а после смерти обидчик попадёт в ад. Защита от потусторонних сил Многие традиции и обычаи лезгинов связаны с оберегами. У этого народа сильна вера в то, что они могут защитить от злых духов и потусторонних сил. Очень важна защита своего дома. Чтобы в новом жилище всегда было комфортно и не происходили беды, при новоселье нужно было развесить посуду на стенах. Чем богаче эта посуда, тем выше будет благосостояние семьи.

Ещё одни защитники дома от потусторонних сил — колючие комнатные растения. Нечистых тянет к окнам, и там они уколются шипами, после чего быстро выветрятся из дома. Колючки не обязательно должны быть цветами на подоконнике, часто развешивали высушенный чертополох прямо на стенах и под потолком. Даже сейчас лезгины нередко цепляют на зеркало заднего вида в автомобилях такие обереги в виде брелоков. Кроме колючих растений жилище могут охранять от злых духод камни необычной формы и цвета, причудливые ветви, рога крупных животных, ножи, сабли и другие колюще-режущие предметы. Святые места В язычничестве особое значение имела живая и неживая природа, поэтому у лезгинов существовали интересные традиции, связанные с местами силы. Они располагались у деревьев с необычной формой или вблизи огромных одиноких камней. Такие места являлись святынями, и назывались они «лезги пирар». Чаще всего они находились у текущих водоёмов или в ущельях гор.

В таких местах набираются силы, приносят там жертвы, ищут защиты и молят об удаче. Кроме даров, там развешивают кусочки ткани со своей одежды. Если хотят попросить за близкого человека, то нужно привязать к ветке кусок с его одежды. Свадьба Целый пласт обычаев и традиций лезгинского народа связан со свадьбой.

Но ведь лезгины как жили, так и живут на своих территориях! На протяжении всей своей истории они не завоевывали и не отбирали чужие территории. Мы просто хотим жить на своих исторических землях как хозяева этих земель. А не как послушные рабы, которым можно по шапке дать в случае чего. Мы хотим, чтобы с нами считались так же, как с другими народами и нациями.

Сегодня же лезгины достаточно разобщены. В этом наша трагедия. Организацию, которая существовала — движение «Садвал», разгромили руками самих же лезгин по указке Баку. Этого движения больше нет. Возможно, потому, что в период развала Советского Союза не было профессионалов по ведению общественно-политической деятельности, не было настоящих лидеров. Вопрос создания новой организации сегодня актуален как никогда. И она рано или поздно появится. Называться она будет «Союз спасения лезгин». Потому что у лезгин очень много врагов.

Даже руководство Дагестана по существу является пятой колонной Баку со времен Советского Союза. Долгие годы представители партийной школы города Баку были первыми секретарями обкома партии Дагестана. И вели ту пропаганду, которая нужна была Баку. А в Москве сидели те, кто слушал и принимал решения по наущению Баку, уже тогда реализовывавшего идеологию пантюркизма. Лезгины для огромного Советского Союза представляли как бы внутреннюю проблему. А сегодня лезгины являются пограничным народом. Поскольку официально лезгинская проблема не является внутренней проблемой ни России, ни Азербайджана, они от нее открещиваются, я считаю, что лезгинская проблема должна носить международный характер. Но они предпочитают карательные методы, насилие. Потому что не способны к диалогу, боятся лезгин.

Народ же все это видит. Молодое поколение с этим никак не может смириться. Когда-нибудь наступит день, когда люди очнутся, опомнятся и спросят: а почему мы так живем? Почему мы не можем выразить свое мнение? Посмотрите телевидение Азербайджана. Ни одной программы для лезгин.

Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше. Кавказ - местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины национальность кавказская , пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей. Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге Дагестана, народ то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима. Национальность "лезгин": история Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость. Народ, который чтит традиции Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины.

Предками современных лезгин были народы, жившие на востоке Кавказа, в государстве Кавказская Албания, близкие друг к другу, как по языку, так и по культуре. За свою историю Албанское государство не раз подвергалось различным захватническим нашествиям римлян, персов. До VII в. К VII в. После арабского завоевания Албания была разделена на несколько административных единиц, в том числе и царство Лакс, население которого составляли вытесненные из равнинных областей лезгины и другие лезгиноязычные народы. Кавказ не раз захватывался турками, персами. Так в результате подъема национально-освободительной борьбы лезгинских народов во главе с великим полководцем Хаджи-Даудом Мушкюрским была остановлена иранская экспансия и были разгромлены персидские захватчики во главе с иранским правителем Надир-шахом. Итак, я узнала, что лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Еще в V—IV веках до н. Это было обширное государство со своей письменностью, духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки называли более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании. Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ. Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. В III в. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена Дербентская крепость. На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы — кочевники северо-восточных степей. Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. В XIII в. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами». В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана. Как жили и чем занимались лезгины? Там, где протекают реки Самур и Гюльгерычай, климат сухой и теплый. Лето жаркое. Фруктовые деревья дают хорошие урожаи яблок, персиков, инжира, слив, груш, черешни. В кустарниках водятся фазаны, дикие косули джейраны , олени, барсуки, куницы, лисы и зайцы. В устье реки Самур, где она впадает в Каспийское море, растут лиановые, широколиственные леса. В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные орлы. Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились редко. Занимались в основном земледелием, скотоводством, собирательством. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу, фасоль, а позднее — тыкву, лук, просо. Где не хватало воды, делали искусственное орошение — проводили воду от рек, родников. Для пахоты земли использовали быков и буйволов. Содержали овец и коров, обеспечивая себя мясом, молоком, сыром, маслом, шерстью, кожей. Излишки обменивали на зерно и различные товары. Для пастьбы крупного рогатого скота назначали пастухов. Почти каждая семья имела коня. Конь был не только средством передвижения. Это был друг, богатство и гордость семьи. Лезгины любили лошадей: они были с человеком и в радости, и в горе, отвечали преданностью на любовь и верностью на заботу. Ремесло Народ творит всегда и во всем: в музыке, в танцах. И то, что выходит из-под рук человека, хранит в себе частичку его души. Многое рассказывают о душе народа созданные им вещи. Это история народа, его представление об окружающем мире. Это называется ремеслом. А какое дарит тепло одежда, связанная лезгинской рукодельницей! Стучат молоточками чеканщики, прядут ковры пряхи, расписывают вазы художники. У лезгин, как и у любого другого народа, есть большое богатство — традиции. Ремесло — это ведь тоже традиции труда, искусства, передаваемые от учителя к ученику. Я узнала, что у лезгинов самое широкое распространение имело ковроткачество. Лезгинские ковры отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом, высоким качеством. Ткать ковры умели все лезгинки, хотя специальных школ не было. Дочка училась у матери. Девочка с пятилетнего возраста умела делать узел и ткала по указанию мамы. А с восьми лет уже справлялась без посторонней помощи. К 14—15 годам у нее на приданое было готово по три-четыре ковра собственного изготовления! Ткали ковры в основном из овечьей пряжи. Окрашивали пряжу мареной, кожурой орехов, различными горными травами. В первый день, когда начинали ткать ковер, хозяйка приглашала двух-трех опытных мастериц-родственниц, соседок. Она готовила угощение, приглашенные приносили небольшие подарки. В общем, устраивали себе праздники. А когда снимали готовый ковер со станка, первым сажали на него маленького мальчика: считалось, что в той семье, куда попадет ковер, первым родится мальчик. Ковры и сумахи лезгинских рукодельниц издревле славились по всему Дагестану.

Лезгины в Дагестане: национальность и происхождение в мире

Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее. Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась». Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней.

На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий. Как проходит сватовство и помолвка Чаще всего юношей и девушек обручают в раннем детстве, но если это происходит в сознательном возрасте, то невесту просто осыпают дорогими подарками. Главный дар — обручальное кольцо, сделанное из серебра или из золота. Обручение представляет собой ритуал, во время которого сопровождающие жениха или его представители являются в дом родителей невесты с подарками, предназначенными для девушки и угощением для ее родителей и родственников. Предварительно стороны договаривались о сумме выкупа за невесту, собрать которую требовалось до назначенной даты. Читайте также: Железная годовщина свадьбы: 65 лет совместной жизни В день обручения отец девушки девочки принимал у себя в доме многочисленных гостей. Это мог сам будущий жених или его отец, дядя, братья и ближайшие родственники.

Заключить договор могли старшие представители рода. При положительном ответе на палец невесте надевали дорогое кольцо. С этого момента до дня свадьбы могло пройти от года до пяти и более лет. В течение этого времени молодые не виделись и не общались. Бывали случаи, когда обрученные еще в младенчестве жених и невеста, зная о существовании друг друга, впервые встречались только на собственной свадьбе. Еда Основная традиционная пища лезгин состоит из бобовых, зерновых, молочных и мясных продуктов. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен.

Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши. Подготовка к свадьбе Готовиться к свадьбе родители девочки начинают практически с момента ее появления на свет. Такая подготовка заключается в сборе приданого, которое состоит из: посуды; постельных принадлежностей; подушек и одеял; тканей; одежды.

Более обеспеченные лезгины давали в приданое невесте ювелирные украшения или обеденные сервизы из серебра. Подготовка к свадьбе длилась несколько лет, так как требовалось не только сшить праздничную одежду, но и собрать приданое, подарки дорогим гостям и родственникам жениха. Традиции В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим. Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе.

Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи. Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов. Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок. Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья. Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения.

До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно. Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали. Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать.

Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты. Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими.

Царем Албании в то время был Оройз. Он собрал сильную армию и внезапно напал на захватчиков. В его войске насчитывалось 40 тысяч воинов. А Страбон сообщает, что в случае необходимости Албания могла выставить 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников. Б декабре 66 года до н. Однако, вскоре римляне нарушили договор и стали продвигаться вглубь Албании. Разразилась новая, еще более ожесточенная схватка, во время которой царевич Козис ворвался в расположение римлян и чуть было не поразил полководца Помпея. Козис получил смертельную рану, а албаны рассеялись по окрестным территориям. Очевидцы свидетельствуют, что в албанском войске сражались и женщины. Это были так называемые амазонки —храбрые воительницы кавказских гор. Легенды о них сохранились до нашихдней. После второго поражения царь Оройз запросил мира. Однако, Помпеи, воодушевленный победами, не соглашался на это. Ка-к бы он ни зверствовал на пути своего продвижения, везде римляне встречали дружный отпор местных племен, что в конце концов вынудило Помпея покинуть пределы Албании. Албания не была покорена. Поэтому вслед за Помпеем сюда пришел другой римский завоеватель Красе, которому также не удалось подчинить эту гордую страну власти римских императоров. Несмотря на это, римляне время от времени повторяли свои грабительские походы в Албанию, но существенных побед не достигали. К сожалению, римляне были не одиноки в своих вожделениях к Албании. Лезгиноязычным племенам приходилось отражать многочисленные нашествия кочевников и с севера. Во второй половине I века н. Походы кочевников, как правило, сопровождались разрушением городов и крепостей, выжиганием садов и нив, пленением населения. Но и в эти суровые времена албанские племена мужественно защищали свою Родину. Кочевники приходили и уходили, а албаны, как и прежде, оставались хозяевами своей земли. В недолгие периоды мира между очередными нашествиями врагов, лезгиноязычные племена Албании восстанавливали разрушенное, продолжала развивать хозяйство, укреплять дружеские связи с соседями. В то время большим спросом пользовались албанские ткани из хлопка, льна, шелка, изделия гончаров и ювелиров, ковровщиц и кожевников. Развивалось устное народное творчество, вершиной которого стал крупномасштабный героический эпос лезгинского народа о великом и справедливом богатыре Шарвили. Их подчинение верховной власти становилось все более и более нормальным. Особое внимание привлекает область Чур, название которого с лезгинского переводится как «долина», «равнина». Располагалась она к югу от Дербента на берегу Каспийского моря и имела большое стратегическое значение. Именно здесь располагались знаменитые Албанские ворота — проход между горами и морем. Лезгины это место, то есть Дербент, называют Кьвевар — «двое ворот». Здесь обитали лезгиноязычные племена. Южнее располагалась область Маскат или Мюшкюр На западе простирались земли области Лакз. За нею, в горах -— область Шаки ,с которой граничила область. Здесь располагалась древняя столица Албании Кабала или Кьвепел. По обеим берегам реки Гирдман располагалась область Гирдман, богатая металлическими рудами. Южнее находилась область Ути со столицей Партав. У кстокоь Самура были более мелкие княжества Кзх и Цахур. Эти и многие другие области Албании были густо населены и начинены городами, крепостями и селами. Одним из важнейших собы-ий в истории Албании было распространение здесь христианства. Новая религия принималась правящей верхушкой с целью упрочения своей власти. Начало христианизации Албании относится к IV ве- ку н. В наиболее крупных и сильных областях Албании стали строиться церкви. Христианам иногда отдавались и языческие храмы, посвященные богам Луны. Солнца Огня и I. К тому же времени относится экспансия сасанидского Ирана в Албании, Официальной религией этого мощного государства являлся зороастризм, следы которого и поныне остались в верованиях лезгиноязычных и дагестаноязычных народов. Сасаниды разрушали в Албании языческие храмы и строили зороастрийские, распространяя здесь огнепоклонство. Не оставили свои завоевательские планы и римские императоры. С севера на Албанию все чаще стали нападать дикие тюрские племена. Албания в это время находилась в большом напряжении: много сил и средств уходило на организацию противодействия алчным поползновениям завоевателей. На ее экономике сильно сказалась и длительная воина между сасанидами и римлянами. Некоторые племена Албании вынуждены были из равнинных мест переселиться в горы, где было более или менее спокойно. Отдельные племена, не в силах противостоять жесткому давлению противника, физически вымирали или же ассимилировались в чуждой среде, принимая чужой язык и чужую культуру. Албанские ворота — Кьвевар — Дербент оказался в руках сасанидов. Сюда насильно стали переселять в огромном количестве иранские семьи. Такая политика иранских сасанидов способствовала резкому изменению этнического фона вокруг Дербента, принадлежавшего. Областью Чур стал управлять сасанидский наместник Себухт, проводивший здесь проиранскую национальную политику, направленную на вытеснение местных племен. В 451 году в Армении под руководством Вардана Мамиконяна вспыхнуло восстание против сасанидов. Как свидетельствуют современники, в этой войне против сасанидов участвовали воины из Таваспора Табасарана и другие лезгиноязычные племена из Будуга, Шудуга, Крыза и Хина, а также племя гелов. В середине V века н. Однако ,это восстание было жестоко подавлено. Албанские цари лишились самостоятельности, а их страна стала одной из областей огромной сасанидской империи. Сасаниды стали укреплять город Кьвевар Дербент для защиты от нашествий тюркских кочевников. Именно сасаниды дали этому городу его современное название Дербент. Большим бедствием для Албании и ее населения было нашествие хазар, нанесшее значительный урон экономике и культуре лезгиноязычных племен. В этой ситуации государственные деятели не могли не задуматься о будущем страны. Одним из замечательных государственных деятелей Албании был Виро ,вернувшийся в эти трудные для родины дни из 25-летнего заточения в столице сасанидов. Роль Виро в консолидации усилий лезгиноязычных народов для борьбы с внешними врагами была огромной. Пользуясь поддержкой сасанидской царицы Ширин, являвшейся дочерью албанского царя, он из заточения руководил событиями, происходившими в Албании. Именно он добился восстановления самостоятельности албанских царей, обосновавшихся в области Гирдман. Отныне цари стали называться князьями и первым среди них был Вараз Григор, который немедленно стал готовиться к освобождению североалбанских территорий. Предводитель хазар Шат находился в это время в Кабале. Виро отправился к нему с ценными подарками и добился некоторого облегчения для местного населения, подвергавшегося поголовному истреблению. В 630 году Виро умер во время эпидемии. После его смерти положение Албании еще более ухудшилось. Она попала под двойное иго: персов и хазар. Именно этот период послужил причиной уничтожения уникальной культуры, созданной лезгиноязычными народами, от которой до сегодняшнего дня почти ничего не дошло, не считая скупых сведений путешественников и историков, а также некоторых археологических находок. Экономика и культура Албании нришла в полный упадок, а набеги кочевников не прекращались — наоборот усиливались с каждым годом. В таких условиях трудно было не только развивать, но и сохранять самобытную культуру. Существуют сведения о том, что в V веке н. Предполагают, что этот алфавит создан на основе гаргарского языка, богатого гортанными звуками, и насчитывал 52 буквы. По начертанию букв указанный алфавит походил на грузинский и армянский. Факт существования в Албании единого и понятного для всего населения языка неоспорим. Доказательством тому и создание алфавита. Между тем продолжалось дальнейшее размежевание отдельных областей Албании.

Он готовится из риса, мяса и специй. Главное правило при приготовлении плова — это сохранять соотношение ингредиентов. Только так можно достичь идеального вкуса и аромата. Мясо в лезгинской кухне играет ключевую роль. Оно представлено в виде баранины, говядины, курятины и свинины. Наиболее популярным блюдом, содержащим мясо, является ламаджо — лезгинский пирог на дрожжевом тесте, который может быть наполнен мясом или овощным фаршем. Рис также широко используется в лезгинской кухне и может выступать как самостоятельное блюдо, так и компонент к плову или рисовой каше. В лезгинскую еду добавляют много специй, таких как чеснок, паприка, черный перец, кинза и кумин. Отдельно стоит упомянуть о сольной пасте масале , которая состоит из смеси сушеных трав и специй и служит для улучшения вкуса и аромата блюд. В обильном количестве используется гранатовая масса, которая часто добавляется в соусы и заправки. Она придает блюдам особый вкус и делает их более яркими. В лезгинской кухне очень популярными блюдами являются хачапури и пироги. Они готовятся из теста и начинки из сыра, картофеля, яблок и древесных орехов. Также в лезгинской кухне есть множество десертов на основе меда, фиников и варенья. Лезгины — их роль в культуре и стиле Лезгины — это традиционные штаны, предназначенные для мужчин и женщин. Они носятся во многих культурах и регионах, но для лезгинов они имеют особое значение. Появление лезгин является неотъемлемой частью истории лезгинского народа, который живет в горных регионах Кавказа. По традиции, лезгины были сделаны из кожи животных, отличались эластичностью и прочностью. Сегодня они изготавливаются из различных тканей, часто украшены вышивкой и нарядными элементами.

Поселки, расположенные в горах, в основном расположены на склонах, недалеко от источников питьевой воды. Дома расположены близко друг к другу. Село разделено на микрорайоны, которые иногда по одному могут образовывать большие территориально связанные поселения «тухум». В каждом селе есть мечеть и деревенская площадь «ким». На нем местные жители, то есть мужчины, собираются в селе, чтобы обсудить и решить важнейшие вопросы сельской общественной жизни. Самый старый район расположен в верхней части города и состоит из старинных каменных домов. Это настоящие крепости с закрытым двором, бойницами и несколькими внешними цепями. Здесь обычно нет растительности. Центральная часть горного поселка расположена на менее крутом склоне. Новые микрорайоны расположены на ровной местности, состоят из более протяженных дворов, отгороженных от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени двора — одноэтажный дом, построенный из камня или сырцового кирпича. В современных нижних районах есть школы, клубы и больницы. В горном поселке Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем микрорайонах, с садом. Зимой они живут наверху, а летом переезжают вниз. Дома лезгин имеют П-образную и Г-образную форму, либо построены в форме замкнутого квадрата. Чтобы попасть в двухэтажный корпус с улицы, необходимо пройти в небольшой двор через арочные ворота. В углу двора стоит печь, в которой пекут пироги чуреки. Каменная или деревянная лестница со двора ведет на галерею, на которую открываются двери всех комнат дома. Стены и пол в доме лезгиных всегда покрыты коврами и коврами. В одной из комнат есть камин, где готовят еду. До середины 19 века вместо окон в домах просверливали отверстия в плоских крышах. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже просверлены в стенах. Их тоже делают в старых домах. С середины XIX века в домах стали строить балконы с видом на улицу. В некоторых горных деревнях соседние семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи. Хозяйство Становление аграрно-животноводческого хозяйства у лесгиных, как и во всем Дагестане, происходило в эпоху неолита конец VII-VI вв. Бронзовый век ознаменовался резким подъемом сельского хозяйства и животноводства, ростом террасного земледелия, внедрением основных зерновых культур, садоводством, виноградарством и завершением приручения животных. Прекращение давления кочевников способствовало возникновению в шестнадцатом и девятнадцатом веках естественной экономической специализации в географических природных зонах с наложением экономических и природных зон и основных хозяйственно-культурных территорий: 1 низменность — нижняя часть Пьемонта. Постоянные пашни и постоянные животноводы; 2 среднегорная зона оседлых земледельцев террасные поля и отгонных пастбищ в виде трансчеловеческих ; 3 высокогорный район оседлых мобильных пастухов и земледельцев пологие поля. Все три области образуют единое целое с общими территориями Дагестана, которые образуют единый комплекс экономических и культурных территорий историко-культурного региона Дагестан. Традиционные занятия — земледелие зерновые, бобовые, огороды, дыни и тыквы , виноградарство, садоводство, а также животноводство, на равнинах — в основном выпас скота, в горах — отдаленные и мобильные в основном овцы. Традиционные ремесла и ремесла — производство ковров, джураба, сукна, войлока, обработка дерева, металла оружие и украшения , кожи, керамики. До Октябрьской революции многие легианцы работали сезонно с фермерами и на нефтяных месторождениях Азербайджана. Гендерное разделение труда также определялось возрастом. Реализация во многом зависела от экономической деятельности. В сельском хозяйстве преобладал мужской труд, в животноводстве — женский. Труд мужчин: вспашка, посев, полив, сбор урожая и уход за деревьями, работа со скотом и упряжи, транспортировка, выпас скота, изготовление инструментов, оружия и деревянных инструментов, выезд на чужую землю на заработки, на покупки, бартер и т. Женщины: прополка, уход за скотом и птицей, сбор фруктов, хранение продуктов питания для будущего использования, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспечение водой семьи, приготовление пищи, уборка, уборка, стирка и т. Общие: сбор хлеба, сена, завоз сена, обмолот, заготовка дров и т. В настоящее время кардинальные изменения произошли в экономике и культуре. Создано механизированное земледелие, выращены новые технические культуры табак , проведены масштабные ирригационные работы, садоводство, виноградарство, шелководство особенно у лезгин Азербайджана , птицеводство и пчеловодство. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция. Еда Основная традиционная еда лезгин — это бобовые, крупы, молочные и мясные продукты. Хлеб выпекается из кислого или пресного теста в виде лепешек. Для приготовления используется специальная духовка. В Дагестане большой популярностью пользуется лезгинский тонкий хлеб. Очень популярны и афарарские лепешки этого народа, наполненные рикоттой, ароматными травами и мясом. Лезгины готовят супы из мяса и картофеля «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Используется свежее и сушеное мясо, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатаи кабаб, котлеты. В рацион народа входят различные блюда азербайджанской кухни. Тач готовят из напитков — желеобразного напитка из проросших зерен пшеницы. Лезгинская ритуальная еда — блюдо из сушеных бараньих ножек с кукурузой и зернами пшеницы, каша из муки хашил и халва из пшеничной муки Isis. Пьют свежее и простоквашу, делают сыр и масло, варят каши. Брак и семья Брак в основном заключается в соответствии с законами шариата. Этапы брака: сватовство, сговор, помолвка, пребывание в «другом доме». Расположение патрилокальное. Последовательность знакомства супругов с новой семьей и новой семейной ячейкой: войти в семейную комнату общую , сначала пройти к источнику за водой, вернуться домой, снять запреты избегания. В воспитании детей наибольшее внимание уделялось привычкам будущих занятий: воином и любовницей-матерью. Наука, образование Лезгины внесли значительный вклад в образование. Среди лезгин появилось много выдающихся личностей. Известный мыслитель и идеолог Магомед Ярагский духовный лидер национально-демократического освободительного движения горских народов Кавказа в XIX веке оставил очевидный след. Научные идеи Шейха Ярагского продолжил его сын Хаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по материнской линии известного ученого Хасан-эфенди Алькадарского. Одним из видных ученых Кюринского района был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его сын Абакар-эфенди занял место учителя в местном медресе. Эстафету научных исследований Абакар-эфенди принял его сын Абдул-Хамид-эфенди. Среди известных арабских ученых — Абдул-Хаким-эфенди, уроженец Самурской области, который жил и работал в селе. Он получил инвестиции от Магомеда Ярагского и стал наставником накшибенди тариката. Сын Хаким-эфенди Молла Абдул-Гай также считался знатоком арабских наук. До конца жизни он занимался распространением знаний и науки в родном селе. Среди ученых можно упомянуть Гаджи-Магомед-эфенди, сына шейха Магомед-эфенди. Выдающимся арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был из села Гаджи Амирали-эфенди. Вершина лезгинской науки историки связывают с именем Хасан-эфенди Алькадара вторая половина XIX века. Помимо лезгин, он знал русский, персидский и турецкий языки, прекрасно знал восточную литературу, писал стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил несколько лет под руководством Ахтын-кади Мирза-Али- эфенди. Научные трактаты Алькадарского о религии и философии не утратили своего значения и в наши дни. Свидетели продолжили Г. Алькадарский, М.

Лезгины: история, культура и особенности этноса

Узнайте, как генетика помогает нам лучше понять этнографию и происхождение лезгинского народа. Новости Армении - сегодня на В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Обычаи лезгин являются воплощением яркости местной культуры и горячего кавказского темперамента.

История Лезгин

происхождение народа, где и как живут, фото фотоснимки. Происхождение лезгинской национальности неразрывно связано с историческими процессами, происходившими в Кавказском регионе. Местные лезгины говорят только на своем родном Лезгинском языке, и поэтому старшее поколение с годами забывает Азербайджанский. В российском дореволюционном кавказоведении исследователи под этнонимом «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. происхождение народа, где и как живут, фото фотоснимки. Лезгины более внимательны и снисходительны к человеку другой национальности.

Народ, который чтит традиции

  • Мобильное приложение
  • Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин
  • Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу
  • Доклад на тему: "Национальность "лезгин""
  • Народ, который чтит традиции
  • Лезгины: национальность, происхождение, где живут, религии

Лезгины: национальность, происхождение, где живут, религии

Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а в будущем и государствами. Лезги́ны — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Лента новостей10. Новости ЛезгиЯр,Лезгины, история лезгин, кавказские песни, скачать лезгинские песни, дагестанские песни, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке. коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент".

Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу

До XVII века на более поздней территории расселения лезгин существовал ряд мелких политических образований. коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент". Лезгины являются четвёртым по численности народом Дагестана и первым по численности народом на его южной половине. В отличии от аварцев и даргинцев, лезгинские народы не объединялись в переписи в один фронт и считались отдельно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий