Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. он начал работу над картиной, которая получила название «Демон сидящий». Ощущение, будто со смертью Врубеля и Серова закончился большой этап в истории русского искусства, висело в воздухе — памяти обоих художников посвятит своих «Играющих мальчиков» Кузьма Петров-Водкин, называя эту картину 1911 года «похоронным маршем». Одним из самых первых изображений Демона была картина «Демон сидящий», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее. «Демон (сидящий)» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля.
Врубель Иллюстрации к "Демону" М. Ю. Лермонтова
За спиной Демона расцветают неведомые кристаллические цветы различных темных оттенков. Тяжелые атлетические мышцы его обнаженного торса напряжены, а сцепленные пальцы рук выдают пронзительную тоску. Грозно вскинуты вверх черные линии бровей и горько опущены вниз уголки рта на его смуглом лице. Сочетание мощи и бессилия молодого гиганта перекликается с мерцающей красотой окружающего его мертвого пейзажа, в котором есть только причудливые колючие скалы да каменные облака.
Акт первый — 1880-е годы, учеба в Академии художеств и переезд в Киев, погружение в византийское искусство и церковную живопись. Акт второй — московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Акт третий: 1903-06 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически. Демон сидящий, Врубель В своей жизни Врубель, кажется, испытал все, что возможно — и бытовую неустроенность, нужду и страдания, и непонимание окружающих, и несчастная любовь, и любовь состоявшуюся, подарившую художнику огромное счастье. Несмотря ни на что, даже на страшную болезнь, он все равно остался победителем в этой жизни. Его победа — это его удивительное творчество, его знаменитая «демониана», о которой разговор может быть тоже отдельный — вдумчивый и подробный, профессиональный. В то время годы юный студент юридического факультета Петербургского университета Михаил Врубель был уже полностью заворожен лермонтовской поэмой «Демон». В письмах к старшей сестре Врубель писал, какие непередаваемые ощущения вызывает в нем этот глубоко трагический сюжет и потрясающие образы Демона и Тамары. Гордый, одинокий, ждущий любви и независимости, несчастный и печальный Демон оказался близок Врубелю настолько, словно Лермонтов списал его с молодого художника.
Ведь и Врубель, по воспоминаниям близких ему людей, был замкнутым, молчаливым, холодно-сдержанным, и видимо этим сходством и нужно объяснять особую, иногда нездоровую Врубель был частым пациентом клиник для душевнобольных тягу к образу, созданному поэтом. Художник Михаил Врубель Картина «Демон и Ангел с душой Тамары» — одна из тринадцати полотен, созданных Врубелем по этой теме, все они прошли основной нитью его творческой биографии. Не вдаваясь здесь в искусствоведческий анализ произведения, оставив его специалистам, следует признать, что утрата этого полотна для широкой публики стала бы невосполнимой потерей. Дело в том, что произведения такого уровня знает весь мир, и похитители не стали бы продавать ее открыто, если они не самоубийцы.
Рисунок очень понравился Кончаловскому. Более того, он снял для Врубеля комнату под своей квартирой и художник каждый день посещал Кончаловского и показывал ему свои работы, от которых тот пребывал в огромном восторге. К сожалению, большинству критиков рисунки Врубеля не нравились, так что Петру Кончаловскому приходилось их яростно отстаивать перед другими издателями… Но читатели, против ожидания, тепло приняли его иллюстрации, одиннадцать из которых были сделаны к поэме «Демон». Особенно всех впечатлил рисунок «Демон и Тамара». Книги с рисунками Врубеля раскупались, продаются они и сегодня.
Самое интересное, что после смерти художника никто больше не пытался взяться за иллюстрирование этого лермонтовского произведения. Все понимали — сделать лучше просто невозможно… «Демон сидящий» На картине «Демон сидящий» главный герой предстаёт перед нами в синем одеянии, он сидит, трагически сцепив руки и смотрит куда-то вдаль печальными огромными глазами удивительного цвета. Мышцы на загорелых руках выпирают, что в контрасте с юным лицом смотрится немного странно. Вокруг герои растут белые цветы. За ним горная местность, окрашенная в алые лучи заходящего солнца. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Стиль Врубеля в этой работе чувствуется сразу. Только он мог так создавать эффект кристаллических граней, которые делали его картины более похожими на витражи или панно. Потом к теме «Демона» Врубель будет обращаться постоянно.
В 1899 году художник напишет картину «Демон летящий», где демон изображён как могучий властелин мира.
Царевна-Лебедь, 1900 г. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, — это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов — о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что — вымысел? Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника.
Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа.
«ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Поэтому стоит просто порадоваться тому, что картину нашли, и не только из-за ее высокой стоимости, конечно. Вообще, оценка произведений искусства условна и сиюминутна, каждая великая картина ведь бесценна и не зависит от модных веяний, хотя и может быть теоретически оценена в конкретную сумму. А на аукционе сегодня она может быть продана ниже своей оценочной стоимости, а завтра, глядишь, кто-нибудь выложит за нее на порядок больше. Возвращение Врубеля Известнейший искусствовед Нина Дмитриева сравнила творческую биографию Михаила Врубеля с драмой «в трех актах с прологом и эпилогом», при этом переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Под «прологом» она подразумевала ранние годы обучения и выбора призвания. Акт первый — 1880-е годы, учеба в Академии художеств и переезд в Киев, погружение в византийское искусство и церковную живопись. Акт второй — московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Акт третий: 1903-06 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически. Демон сидящий, Врубель В своей жизни Врубель, кажется, испытал все, что возможно — и бытовую неустроенность, нужду и страдания, и непонимание окружающих, и несчастная любовь, и любовь состоявшуюся, подарившую художнику огромное счастье. Несмотря ни на что, даже на страшную болезнь, он все равно остался победителем в этой жизни. Его победа — это его удивительное творчество, его знаменитая «демониана», о которой разговор может быть тоже отдельный — вдумчивый и подробный, профессиональный. В то время годы юный студент юридического факультета Петербургского университета Михаил Врубель был уже полностью заворожен лермонтовской поэмой «Демон».
В письмах к старшей сестре Врубель писал, какие непередаваемые ощущения вызывает в нем этот глубоко трагический сюжет и потрясающие образы Демона и Тамары.
Образ Мефистофеля, конечно, во многом традиционный, оперный, примерно такой же, как Антокольский создал в своей знаменитой скульптуре. Она известна во множестве реплик и сегодня находится в самых разных музеях. То есть Мефистофель здесь — прежде всего дух искушения, дух сомнения, дух отрицания, как он сам себя характеризует, тот, кто вечно желает зла и совершает благо. Острая, такая колючая его фактура связана с этим образом, этот образ использует и Врубель в своем произведении.
Но при этом здесь, конечно же, сам мир Средневековья прежде всего входит в его полотна. И мы видим здесь глубокие готические арки, под которыми развивается действие, старинные манускрипты, где пытался найти ответы на свои вопросы Фауст и не нашел даже вызов Духа Земли не помог ему ни в чем , старинные свитки, которые у его ног лежат, череп, такой символ vanitas, «Помни о смерти», который всегда связан с путем познания и который был тогда в келье каждого ученого, мумия крокодила, которая подвешена здесь под потолком. И в центре, но в самом особняке не в центре, а с другой стороны находится образ Маргариты, Маргариты той, какой она предстает уже в райском саду после того, как она, погубленная Фаустом, спасена Господом. У ее ног маргаритки, символы ее красоты. Мы узнаем, конечно, в образе Маргариты, как и во всех женских образах Врубеля, образ его любимой жены Надежды Забелы.
Позднее этот образ Мефистофеля повлиял, конечно, и на Шаляпина, который знаменитую свою роль сыграл на сцене театра. Пожалуй, самое удивительное полотно из цикла панно для особняка Алексея Викуловича Морозова на тему Фауста — это «Полет Фауста и Мефистофеля». Создавалась отдельно эта картина, когда первые три длинных полотна были уже написаны. И не случайно вот эти форматы тоже напоминают форматы готических стрельчатых арок, бойниц древних монастырей и замков. Эта картина была написана уже в Швейцарии в 1896 году, в самый счастливый период, когда именно там, в Швейцарии, состоялось бракосочетание Врубеля и Надежды Забелы.
И до сих пор представляет собой загадку, как совпали вдруг два разных образа, написанных независимо один от другого. Швейцарский художник Арнольд Беклин и его знаменитое произведение «Война». Она известна в двух вариантах. Тот же самый год, как видите, дата совпадает. Как раз в Швейцарию отправился Врубель, чтобы сочетаться браком с Надеждой Забелой.
А Арнольд Беклин в это время был в Италии, где и создал один из вариантов «Войны». Как видите, почти буквально композиции здесь совпадают. И если в картине Беклина это четыре апокалиптических всадника, которых связывают с чумой, войной, голодом и смертью, то другой совершенно образ у Врубеля, где мы видим коней, словно облака, несущимися по небесам, и именно вот эта небесная фактура облачная и создает здесь ощущение сказки и в то же время убедительности, когда на первом плане оказывается словно зацепившийся за колючки чертополоха конец плаща Фауста и шпора, той же звездчатой формы, что и цветы чертополоха, напоминает о тех звездах, куда мчатся Фауст и Мефистофель, чтобы разгадать загадки мира. Это та самая цель, ради которой заплатил свою высокую цену Фауст. Демон летящий и поверженный И целых 9 лет разделяют «Демона сидящего» и «Демона летящего».
Это 1899 год. Но тем не менее, конечно, «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» 1902 уже года — это такая трилогия, которая составляет ось произведений Врубеля на демоническую тему. Это как бы зачин, кульминация и трагический финал. Но при этом кульминация опять же очень необычная, потому что мы не видим здесь упоительного полета, даже такого, как только что мы видели у Фауста и Мефистофеля, когда они мчатся все выше и выше к облакам. Наоборот, этот полет очень трудный, он очень медленный, он очень тяжелый, словно продирается не сквозь воздух, а сквозь какую-то очень плотную среду здесь «Демон летящий».
Что касается Даниила Андреева, который исследовал те миры, где живут различные демоны, то он пишет по поводу и «Демона поверженного», но можно это сказать и о «Демоне летящем», что отличаются эти миры как раз тем, что там очень плотная среда и при всей своей мощи, при всех крыльях, которые могли бы действительно понести высоко Демонов, они не могут развернуть там эти крылья, они сжаты со всех сторон этой средой. Так это или нет, но это ощущение есть, конечно, здесь, когда мы смотрим на «Демона летящего». И в этом полете уже есть падение. Голова Демона здесь совершенно иная, чем видели мы в картине «Демон сидящий». Она уже словно наполнена тьмой.
Она сама собой представляет сгусток тьмы, как и его черные крылья, как и тот плащ, который развевается за его спиной. Это отсутствие света — никогда не пишет Врубель тьму как самостоятельную сущность, это именно отсутствие света. И вот здесь, вероятно, именно это отсутствие света и создает то ощущение трагического падения, обреченности «Демона летящего», которую мы чувствуем, когда смотрим на эту картину. Если перевернуть «Демона летящего» вот здесь мы видим как раз перевернутый такой слайд , то уже очень хорошо видно, что это «Демон поверженный», то есть уже его падение предрешено. И, наконец, «Демон поверженный», который особенную, трагическую роль сыграл в судьбе Врубеля.
Об этом есть очень много воспоминаний, о том, как появился на выставке «Демон поверженный». Точнее, появился он на двух выставках: сначала он был выставлен в Москве, затем он переехал в Петербург, и там на выставке «Мир искусства» он был представлен. Сохранилось очень много свидетельств современников. Это и Надежда Забела, это и ее сестра Екатерина Ге, которая вышла замуж за сына художника Николая Ге, это Александр Николаевич Бенуа, лидер мирискусников, и другие художники. В частности, Бенуа говорит о том, как менялся образ Демона, что первоначально, как вы можете в этой цитате прочитать, в нем было что-то змеиное, в нем что-то было глубоко отталкивающее, что-то от слизня, что-то такое совершенно отвратительное.
Но Врубель, который не мог оставить образ таким, переписывал его снова и снова, и образ стал тем, каким видим мы его сейчас. По свидетельству Екатерины Ге, образ становился то страшным, то притягательным. То Врубель говорил, что Демон его взлетает — и действительно, всем, кто наблюдал этот процесс, казалось, что он сейчас вот-вот взлетит, — то он взглядывал так, словно живыми глазами, с полотна, что все буквально отшатывались в ужасе от картины. Этот процесс продолжался так долго, что в конце концов всем стало ясно, что что-то неладное происходит с художником. И Бенуа, в частности, пишет о том, что было полное ощущение, когда мы наблюдали за этим процессом, что Врубель видит того, кого он пишет, но образ от него ускользает.
Демон словно издевается над ним: он то являет ему один лик, то другой, то он прячется. И этот процесс мучительный в конце концов привел к срыву, который закончился тем, что Врубель оказался в психиатрической клинике. До самого конца своей жизни, до 1910 года, когда то наступали просветления, то снова разум его погружался во тьму, он по-прежнему был во власти образа Демона, хотя последнее его произведение скорее связано с ангельскими образами, к которым он пытался обратиться от демонической темы. И если мы посмотрим внимательно на тот образ, каким он сохранился сегодня картина находится в Третьяковской галерее , то здесь видно, насколько нарушает совершенно сознательно анатомию Врубель. В этом, кстати, его упрекали и Серов, который в прошлом, казалось бы, очень хорошо его понимал, и Остроухов.
А Серов и Остроухов в это время были уже в совете Третьяковской галереи, и Врубелю было очень больно, что прошлые его друзья, особенно Серов, теперь его не понимают. И картина эта не была приобретена в Третьяковскую галерею именно из-за того, что эти анатомические неправильности бросались в глаза даже художникам. Но Врубель сам говорил, что он хочет как можно дальше отойти здесь от реальности и создать образ именно иного мира, каким он здесь нам и является. И тот свет, который мы видим на опаловом венце, горящем красками яркими на голове у Демона, здесь не внутренним светом горит, а это словно отраженный свет от тех закатных или рассветных красок, которые мы видим далеко в Кавказских горах. В данном случае Врубель даже использовал фотографию, он иногда прибегал к таким методам в своей работе, то есть фотографию, которую он использовал для убедительности образа, хотя иногда мог и вверх ногами, например, ее перевернуть, и тогда вот такой удивительный узор природы прежде всего он подчеркивал в картине.
И здесь вот эти павлиньи перья, которые рассыпались по всему ущелью, и горящий непримиримой злобой взгляд, который говорит уже о том, что образ становится совершенно иным, чем видели мы его в «Демоне сидящем». То есть если говорить обо всех трех образах главных картин Врубеля — «Демон сидящий»», «Демон поверженный», «Демон летящий», — то это как бы такие стадии нисхождения в бездну, когда мы видим его еще на пороге, когда мы видим его уже готового упасть и уже на самой глубине падения, на дне самой-самой глубокой пропасти, где все его тело изломано, но по-прежнему горят бунтом его глаза. И многие художники, многие писатели приняли в нем участие, принимались на этот конкурс и поэтические произведения. Журнал включал в себя, так же как и «Мир искусства», и литературную часть, и произведения прозаические, и произведения живописные. И если за поэтические и прозаические произведения были присуждены премии — Брюсов тоже был среди жюри, которое оценивало эти работы, — то живописная премия не была присуждена никому, хотя некоторые интересные работы были присланы туда.
Вы видите здесь обложку журнала «Золотое руно» за 1906 год именно в этом году состоялся этот конкурс , работу одного из символистов Феофилактова под названием «Дьявол», тоже достаточно литературный образ, где в образе кошки такое женское демоническое существо, черная кошка в руках. И, наверное, самый знаменитый образ, созданный для этого конкурса, — это рисунок Леонида Бакста, одного из знаменитых участников группы «Мир искусства» и журнала «Мир искусства»: дьявол, которого в образе огромного паука здесь представляет художник. Удивительным образом этот паук и те люди, которые обреченно в таком кругу ходят между его лап, напоминают знаменитую гравюру Гюстава Доре «Острог». И, как известно, Ван Гог в своей знаменитой работе «Прогулка заключенных» использовал именно эту гравюру. В последние годы жизни, также находясь в лечебнице и не имея возможности работать в мастерской, Ван Гог просил и своего брата Тео, и других своих корреспондентов присылать ему репродукции знаменитых работ и создавал свои произведения на эту тему.
В данном случае вы видите прямую перекличку этих образов, когда замкнутое душное пространство немного напоминает тот ад, о котором пишет Достоевский в «Преступлении и наказании», и вот этот образ страшного паука, но тем не менее все равно, конечно, образ литературный. Никому не была присуждена здесь премия за живописную работу, как я уже сказала. Понятно, почему. Потому что Врубель уже не мог работать в это время. Он окончательно ослеп, он находился в лечебнице.
И не было никого, кто способен был бы такой проникновенный образ иного мира создать, какие способен был когда-то создавать Врубель. Что касается самого Врубеля и Брюсова, который послужил моделью последней его работы, то именно Брюсову принадлежит, наверное, самое пронзительное стихотворение, посвященное образам Врубеля, которые здесь в едином сонме предстают перед нами. Брюсов, так же как и сам Врубель, не разделяет здесь ангелов и демонов, он не разделяет существ из античной мифологии. Вот это замечательное стихотворение перед нами: От жизни лживой и известной Твоя мечта тебя влечет Иль в глубину сапфирных вод.
Врубель говорил, что его демон — это древнегреческое существо, а не порождение дьявола. Для древних греков «даймон» — это душа. Художник хотел изобразить душу, которая всегда стремится к высокому, но в то же время она не на земле и не на небе. Герой полотна, если присмотреться, будто парит в воздухе, обхватывая свои колени мускулистыми руками.
Большие желтоватые глаза — единственная черта демонического в этом персонаже. Но это можно объяснить тем, что для византийской живописи характерны большие глаза, — мы наблюдаем их в различных картинах Врубеля Царевна Лебедь, Девушка на фоне персидского ковра. Синий цвет, который присутствует в большом количестве на картине, является символом чистоты и непорочности. Белые кристаллообразные мазки за спиной многие трактуют как крылья. Часто в своих работах Врубель обращался к использованию дробной, мозаичной технике, напоминающей витражи, которые он восстанавливал в Венеции. Демон Летящий Спустя 9 лет после создания первого образа Врубель возвращается к образу демона и пишет картину «Демон Летящий». По сравнению с первой работой эта не обладает детальной прорисовкой, не заслужила всемирного признания и так и осталась незавершённой.
Забела Врубель перестал рисовать Демонов. В этот период он пишет монументальную и грандиозную «Принцессу Грезу» и «Микулу Селяниновича». Эти панно были созданы по просьбе Мамонтова для павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем. В этих работах воплощена мечта о прекрасном и вера в силу русской земли. Но когда панно попали в руки академического жюри, снобы от искусства вдруг выдали: «Декадентское уродство! Полное отсутствие художественного». Врубель, Принцесса Грёза Врубель в отчаянии. Что подумает Надежда, которую он считает своей невестой? Что он неудачник, унылый маляр без художественного вкуса. Мамонтов возмущен. Он на свой страх и риск решает спасти лицо Врубеля и бросает вызов художественному совету. Это был скандал! Панно отвергли, а Мамонтов специально для них строит отдельный павильон и выставляет с призывными плакатами: «Работы художника М. Врубеля, обвиненного отсутствии художественного! Сегодня мы сказали бы: «Какой удачный маркетинговый ход! Но для Врубеля тогда это было настоящей человеческой поддержкой со стороны Мамонтова. Репутация его была спасена, более того, интерес к работам художника стремительно растет. Любовь к Надежде Забеле и к ее сценическим ролям приводят к тому, что Врубель меняет направленность творчества: он придумывает костюмы и делает декорации к спектаклям, пишет картины на сюжеты Римского-Корсакова, русских народных сказок. Кстати, чтобы завоевать привязанность невесты, Врубель 90 раз присутствовал на спектакле, в котором Забела пела Морскую Царевну! Кто же тут устоит? Он боготворил ее, восхищался ее голосом. И когда она сообщила ему о беременности, чуть не умер от счастья. Однако, рождение сына неожиданно подкосило Врубеля. С этого момента в его жизнь снова возвращается Демон. Все потому, что мальчик родился с врожденным дефектом: заячьей губой. Эстет Врубель был потрясен видом своего долгожданного сына. Он увидел его и ушел в другую комнату. Михаил Александрович винил себя в том, что у сына появился такой недостаток. Он видел в этом происки Демона, которому однажды продал свою душу. Начинаются первые признаки его душевной болезни. В творчество вновь возвращаются тревожные мотивы. Его ангел приходила к нему каждый день и пела, будто спасая мужа от мучительного погружения в тьму. Его последний «Демон поверженный» действительно страшен. В большой степени это не просто образ несчастной и мятежной души, не просто романтический герой-изгнанник, это и сам Врубель, прошедший через годы гонений и непризнания. Эту картину он писал для Третьяковки. И все никак не мог закончить, ему казалось, что образ выписан не до конца. Многие исследователи считают, что в образе этого Демона изображен дух Зла, нависший над Европой на изломе веков. Картина, которая выставлялась в Москве и Петербурге, менялась прямо на глазах посетителей выставки. Многие были поражены изменениям и считали, что это мистика, На самом деле, Врубель просто не мог оторваться от нее. И рисовал по ночам и даже в присутствии публики. Александр Бенуа так вспоминает об этом: «Каждое утро, до двенадцати часов, публика могла видеть, как Врубель «дописывал» свою картину. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения.
«Демоны» Михаила Врубеля
Но по возвращении снова приходит в дом Праховых, добавляет на картину лика Богородицы черты Эмилии и оставляет на своей груди шрамы ножом, чтобы заглушить душевную боль от неразделенной любви. Богоматерь с младенцем. Художник Валентин Серов вспоминает, как в 1885 году он увидел первое изображение падшего ангела на фоне гор с «удивительно сложным узором, похожим на угасший кратер или пейзаж на луне», выполненное только черным и белым цветом: белилами и сажей. Видел наброски «Демона» и отец Врубеля, который приехал в Киев навестить сына в момент его страданий. Врубель-старший ужаснулся обстановке, в которой жил сын: «ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем». У Демона нет крыльев, но художник оставляет на полотне их мираж в виде мозаичной абстракции, похожей на каменные цветы или облака дань методу Чистякова, который учил молодого Врубеля раскладывать предметы на грани. Демон сидящий. Художник рисует пять больших и 13 малых иллюстраций черной акварелью. Падший ангел сочетает в себе и мужские, и женские черты, у него густая копна черных волос и большие печальные глаза. Однако в прессе иллюстрации нещадно критикуют за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».
В Москве Врубель создает свою собственную сказочную вселенную: с русалками, птицами-сиринами, былинными героями и принцессами-грезами — в самых разных техниках, включая керамику, фрески, витражи. Но в 1894 году он снова возвращается к «Демону» — в образе скульптуры и с испуганным страдающим выражением. Голова демона. Это были предвестники нейросифилиса — тяжелого бактериального поражения головного и спинного мозга. Сифилисом Врубель заразился в 1892 году, накануне своей женитьбы на оперной певице Надежде Забеле. Он был так поглощен семьей и работой, что не обратил внимание на первые симптомы заболевания и не начал лечение. Сестра его жены, Екатерина Ге, вспоминает: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку». С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить.
Одновременно с этим художник снова размышляет над «Демонами»: «летящим» и «поверженным». В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное.
Картина «Демон сидящий» вызвала довольно большой эффект — многие ее не поняли и не приняли.
И близкие тоже. Даже кружок Саввы Морозова, даже сам Морозов и его супруга, очень благоволившие к художнику собственно, заканчивал Врубель эту работу, живя у них в имении, в кабинете Саввы Ивановича. Оно и понятно, само упоминание демонического начала, связанного с чем-то потусторонним, вроде как злым, а стало быть — опасным, не могло казаться привлекательным.
А образ, в котором отец художника увидел «злую, чувственную, отталкивающую, пожилую женщину» — тем более. Но для самого Михаила Врубеля всё обстояло совсем не так. Демон — «дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный...
В греческом языке, откуда пришло к нам это слово, оно обозначало скорее гения-хранителя, божество, ведущее человека по пути, душу, а точнее, дух человека — вспомним хотя бы даймона Сократа. В этом смысле его понимал и Врубель. Страдающая и скорбная душа, великая и величавая, но будто скованная и сжатая неведомой силой...
Демон Врубеля не вмещается на полотне. Говорят, что по мере работы фигура демона росла, художнику даже пришлось надшивать холст, но всё равно очертания его выходят за рамки картины. Он будто не помещается в привычное и понятное, не вмещается в рамки наших представлений, в рамки нашего понимания.
В одном из первых вариантов он имел крылья об этом пишет и сам Врубель своей сестре , о них сейчас напоминают лишь полукружья цветов за его спиной. Этот демон не имеет крыльев, он более земной, более человечный, более близкий к нам. Его тело — сжатая пружина, готовая развернуться.
Автор Марина Завгородняя Дата публикации 14. Это произведение признано шедевром, оно действительно способно поразить воображение. При первом взгляде даже кажется, что перед нами не картина, а панно — настолько своеобразной кажется техника живописца. Для многих людей «Демон сидящий» — образ борьбы, сомнений, силы человеческого духа.
Но при этом он остаётся ярким мифическим персонажем. Что же вдохновило Врубеля написать столь необыкновенного героя? Как сложились судьбы картины и художника? История создания Знаменитая картина русского художника Михаила Врубеля «Демон сидящий» была напрямую связана с юбилейным изданием поэмы М.
Лермонтова «Демон». В 1891 году художник создал три десятка иллюстраций к этому сборнику. Как и любой живописец, Врубель начал написание картины с подготовки эскиза. Тот был создан в 1890 году, а сегодня хранится в Третьяковской галерее.
Без сомнения, работа над новым творением вдохновляла художника.
Еще знаменитейшая работа на тему Люцифера, как раз на тему Демона, то есть Демона уже именно в его дьявольском смысле, — это работа Франца фон Штука, знаменитого художника, который был одним из самых известных мастеров своей эпохи среди символистов. Вот его Люцифер. Он совершенно иной, чем у Врубеля. И здесь видно, что он очень театральный, что здесь почти театральный свет, прямо прожектор ощущается за его спиной. Видно опять же очень хорошо, что он написан с натурщика. Этюд натурщика здесь вы видите рядом. Это знаменитый силач того времени, который послужил моделью.
Глаза светятся опять же как прожекторы. Но образ, конечно, достаточно литературный, театральный. Мы видим, что это просто постановка, а не Люцифер настоящий. Жесты раздумья и созерцания И еще одно сопоставление, которое тоже важно для Демона Врубеля, — это «Мыслитель», потому что, как уже говорилось, это процесс познания прежде всего, процесс познания души, путь души на этом пути познания. И «Мыслитель», уже самим своим названием направляет нас в эту сторону. Он здесь представлен в схожей позе с Демоном в картине Врубеля. Но здесь жест его руки совершенно иной. Разница жестов достаточно значимая, потому что прижатая к подбородку рука — это древнейший символический жест.
Это олицетворение именно раздумья, причем не вообще раздумья, а созерцания, то есть раздумья о том, что невидимо, что, может быть, непознаваемо, что можно увидеть только внутренним взором. Мы знаем в античности много тому примеров, вот, например, два известнейших из них. Справа здесь надгробие юноши с реки Илисса, где мы видим могильную плиту как некую границу, как место встречи живых и мертвых, и юношу, в образе которого предстает умерший, хотя он мог быть и стариком, когда он ушел в иной мир, спящего мальчика как олицетворение смерти, и старика, который приходит как представитель живых к этой могиле. Он изображен с этим жестом прижатой к губам руки, с жестом созерцания, потому что понятно, что физическими очами он не может увидеть своего сына или отца, который ушел в иной мир, кто похоронен здесь под этой плитой, но, созерцая внутренним взором, он его увидеть может. Именно такой жест созерцания мы видим здесь. Или вот одна из помпейских фресок из Дома трагического актера, где актер, который дал название этому дому, представлен с тем же самым задумчивым жестом созерцания, и перед ним трагическая маска и, вероятно, созерцание той роли, которую ему предстоит играть. В нашем искусстве есть известнейшие примеры такого сосредоточения, раздумья, выбора, на пути которого оказываются и человек, и Иисус Христос в картине Крамского. Это две знаменитых картины в русском искусстве, которые появились одновременно: портрет Достоевского Василия Григорьевича Перова и «Христос в пустыне» Крамского, которые потрясли зрителей они появились на одной и той же передвижной выставке 1872 года именно вот этим совпадением пластической формулы, позы, вот этих напряженно сцепленных рук, углубленного в себя взгляда.
В них видна предельная концентрация мысли, энергии, всех сил, какие есть в человеке, чтобы пройти достойно тот путь, который выбран. Что касается позы Демона и жеста его руки, то он не повторяет ни один, ни второй. Жеста созерцания здесь нет, как мы с вами видим. Но это и не тот жест сцепленных рук, который мы видели с вами только что у «Христа в пустыне» или у Достоевского. Видно, что здесь эти руки готовы расцепиться. Это пребывание не просто на границе, это не сосредоточение всех сил, а это пребывание на грани, если человеческую аналогию употребить, сна и реальности, когда расслабляются все мышцы, и если мы, скажем, подпирали рукой голову или какой-то еще у нас был жест, который требовал сосредоточения, то руки постепенно расслабляются и падают в том направлении, которое им подсказывает само тело. И вот здесь мы видим, как руки словно расходятся постоянно. И, кстати, это тоже напоминание о крыльях, которых здесь нет, но руки могут развернуться, раскинуться и стать этими крыльями.
А сама форма, которую мы видим здесь на фрагменте, напоминает своего рода пропасть, куда падает наш взгляд и куда падает, возможно, и энергия, выраженная в этой картине. Демон непонятый: иллюстрации к поэме Лермонтова И, пожалуй, один из самых потрясающих рисунков, который создан в том же самом 1890 году, — «Голова Демона». Она направлена здесь в другую сторону, чем это изображено в «Демоне сидящем». Это значимое несовпадение, потому что правое и левое для нас всегда имеют свои образные смыслы и свое эмоциональное воздействие на то, как мы воспринимаем произведения. Это достаточно большой рисунок. Он был и на последней выставке Врубеля в 2021-2022 году, и вообще достаточно часто появляется на графических выставках работ из Третьяковской галереи. Бумага тонированная, как видите, цветная, которая уже словно поток золотого света, образ этот создает, поскольку бумага всегда своим цветом изображает свет в графике. Это особенность именно этого вида искусства.
Уголь и сангина, то есть мягкий, наподобие пастели, карандаш теплого оттенка. А вот если мы присмотримся к тому, как сделан этот рисунок, он сделан необычайно скупыми, лаконичными средствами. Бумага выпуклая, как акварельная бумага, мы все ее с вами представляем, и видно, как параллельные штрихи накладывает Врубель там, где волосы видны Демона. Кстати сказать, вот еще важная деталь об этом рисунке. В старых каталогах его называли «Голова ангела». То есть непонятно, кто это на самом деле, ангел или демон, настолько нечеткая здесь грань, или, точнее сказать, она вообще отсутствует, так что он действительно может восприниматься и как ангел, и как демон. И это снова говорит о том, что образы Врубеля лишены четкой границы. Здесь нет ничего ни абсолютно демонического, ни абсолютно ангельского, но есть некая энергия, которая может стать и тем, и другим или, точнее, которая находится за пределами плюсов и минусов, за пределами хорошего и плохого, добра и зла.
Потоки света выражены параллельными штрихами, но поскольку это выпуклая бумага, то здесь как бы пунктир такой создается, где-то как будто некие узелки, как будто частицы света буквально проходят сквозь бумагу, сквозь пространство своим потоком. И там, где они натыкаются на некую преграду, образуется скульптурная, как и в «Демоне сидящем» живописном, голова Демона. Где-то мы видим такие черные впадины его глаз, там, где губы, образуются такие же черные впадины, под подбородком, но в целом ощущение такое, что это именно свет, свет, который, встречая преграду какую-то, кристаллизуется в некую скульптурную форму, которая буквально на наших глазах материализуется в рисунке Врубеля и снова потом может превратиться в поток света. И ничего в мире нет, кроме этого божественного света, который проявляет себя в разных формах. Врубель, говоря о том, что «Демона» не понимают, имел в виду «Демона» Лермонтова и конкретно рисунки художника Михаила Зичи, придворного художника, который зарисовывал сцены военные, точнее, сцены парадов, и в том числе создал еще за несколько лет до Врубеля свои варианты иллюстраций к поэме Лермонтова, которые совершенно Врубеля не удовлетворили. И действительно, мы видим, что сами по себе акварели, конечно, очень красивые, изящные, они полны этнографических подробностей, но это именно иллюстрации чисто внешние, где восточный тип Тамары, костюмы очень точно переданы, Кавказские горы сияют на заднем плане, но не более того. И уж совсем смешная картина на эту тему, которую создал знаменитый салонный художник эпохи Константин Егорович Маковский, «Демон и Тамара». Приближался юбилей Лермонтова 50 лет со дня смерти знаменитого поэта в 1891 году, его достаточно широко отмечали, и многие художники создавали картины на темы его произведений.
И помимо того, что здесь узнается, конечно же, любимая жена художника Юлия, которая служила моделью Маковскому для большинства его картин, здесь вообще парадоксальным образом перед нами не просто салонная сцена соблазнения. Здесь девушка выглядит более искушенной и демоничной, чем юноша робкий, и лишь притворяется жертвой, а на самом деле именно она здесь является, наверное, вот такой демонической героиней. Задумано ли было так художником или нет, но свет иконы бросает теплый отблеск на лицо юноши, а лунный свет, который виден там вдали сквозь окно, словно отражается в красках платья и лица девушки. Совсем иной образ мы видим в иллюстрациях Врубеля. Мы уже встречались с этой самой знаменитой, наверное, акварелью черной, созданной в качестве иллюстрации. Эти иллюстрации, конечно же, были непонятны современникам. Пришлось Петру Кончаловскому, отцу знаменитого художника-авангардиста Петра Кончаловского, отстаивать их, чтобы все-таки были они пропущены цензурой, чтобы они были напечатаны в юбилейном издании Лермонтова. К счастью для нас, это издание состоялось, в том числе и с иллюстрациями Врубеля.
Помимо него, и Серов, и Репин, и другие художники знаменитые в этом участвовали. Мы уже немного говорили об этой акварели, говорили о том, как сквозь фигуры Тамары и ее спутника просвечивают словно некие инопланетные города. Но если мы обратим внимание на фигуру Демона, на фигуры музыкантов на первом плане, то видно, что даже не глазами Демона мы видим эту сцену, а это еще более высокий космический взгляд, то есть и Демона самого мы видим с какой-то еще более огромной высоты. Глаза ли это Господа Бога, глаза ли это самой вселенной, можно только догадываться. И вот самая знаменитая иллюстрация, также созданная черной акварелью, но это требование печати того времени, которая не могла тогда цветные иллюстрации воспроизводить, поэтому художники стремились максимально лаконичными средствами эти иллюстрации создавать. Для Врубеля, как художника гениального, это становится, наоборот, источником его нового художественного языка. В этой знаменитой иллюстрации, где изображена встреча Демона и Тамары, мы видим существо словно из иного мира. И не случайно одним из прототипов для него послужил сфинкс.
Мы с вами знаем много примеров сфинксов. Это и знаменитый Большой сфинкс в Гизе, и, в частности, в Санкт-Петербурге привезенные еще в XVIII веке сфинксы фараона Аменхотепа III — многие сфинксы имеют портретные лица фараонов и являются их воплощениями и охранниками в загробном царстве. Посмотрите, как вот здесь, словно оживший сфинкс, предстает перед нами Демон, и несмотря на то, что сам образ в чем-то оперный, в чем-то он даже салонный вот это обнаженное плечико, которое здесь бросается в глаза , но тем не менее это образ космический, как всегда у Врубеля. И в глазах их сияют звезды, и сияют звезды за окном. Бесконечность, которая смотрит в бесконечность, — это самое главное ощущение, которое мы испытываем, когда смотрим на этот знаменитый лист. И небольшая, но также совершенно особенная работа, которая служит своего рода завершением цикла к поэме Лермонтова, «Голова Демона». Голова Демона на фоне гор, уже одинокого, уже потерявшего Тамару.
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
Михаил Врубель "Демон сидящий", 1890. Врубель, изначально иллюстрировал поэму Лермонтова «Демон». одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. «Демон сидящий», 1890, «Демон летящий», 1899, «Голова демона» (майолика), 1894. Выставка в Третьяковской галерее начиналась сразу с кульминации — появления вместе трех живописных врубелевских «Демонов».
ДЕМОНЫ ВРУБЕЛЯ
Демоны на картинах Михаила Врубеля: общие черты. В 1902 года у Врубеля появились первые признаки душевного расстройства – он с видом одержимого каждое утро приходил на выставку «Мир искусства» и детально перерисовал детали собственной картины «Демон поверженный». В течение многих лет Врубеля влекло к Демону: Демон был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Закончив картину "Демон сидящий", он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело – резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль.
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
Врубель никогда не рассматривал "Демона (сидящего)" как финальную точку в попытке воплотить то, что его беспокоило. Выставка под названием “Возвращение украденного Врубеля” будет действовать до 20 ноября, после чего картина “Демон и Ангел с душой Тамары” займет свое место в постоянной экспозиции. произведение русского художника Михаила Врубеля в стиле символизма 1890 года.[1]. Темой Демона (холст «Демон (сидящий)»; «Голова Демона»: одноименные рисунки, скульптура для него началось и закончится это десятилетие («Демон летящий» 1899, ГРМ; первые мысли о «Демоне поверженном»). Его изображения Демона в картинах, скульптурах и рисунках. Описание картины «Демон сидящий». Начиная с 1890 года в творчестве Врубеля начинают появляться демоны.
Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
Тайна картины Врубеля: украденная из ереванского музея картина нашлась в Москве | «Демон сидящий», 1890, «Демон летящий», 1899, «Голова демона» (майолика), 1894. Выставка в Третьяковской галерее начиналась сразу с кульминации — появления вместе трех живописных врубелевских «Демонов». |
Между ангелами и демонами | Все началось с картины «Демон сидящий». |
Картина Врубеля «Демон сидящий» — вечная борьба мятежного духа | "Демон поверженный" и "Демон сидящий" Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. |
Ангелы и демоны Михаила Врубеля
Текст: Мария Бессмертная В Новой Третьяковке проходит ретроспектива Михаила Врубеля, одного из самых загадочных авторов в истории русской живописи. У него, по замечанию коллег, не было в классическом понимании учителей, и после него не осталось учеников — научить и научиться такому просто невозможно. К выставке, на которой впервые представлено больше трехсот работ Врубеля, The Blueprint составил краткую историю его главного шедевра — «Демона»: как картина в разное время становилась символом русской интеллигенции, сексуальной революции и просто безумной природы гениальности. К этому моменту он вместе с Репиным, Шишкиным, Айвазовским и еще 14 лучшими художниками страны уже получил заказ от издателя Петра Кончаловского на иллюстрации к юбилейному двухтомнику Михаила Лермонтова. За «Демоном сидящим», которого он описывает в письмах родным, последуют «Демон летящий» и «Демон поверженный». Иллюстрировать поэму о любви падшего ангела и смертной девушки, выполненную в лучших традициях Байрона и Гете и над которой сам Лермонтов работал десять лет, Врубель решил из-за главного героя. Он более чем соответствовал художественным пристрастиям художника, который со скепсисом относился к реалистическому искусству и особенно — к деятельности своих современников передвижников, вдохновлявшихся народничеством. Демон, за романтизм, индивидуализм и подчеркнутую «несовременность» которого в 1860-е критиковали наконец опубликованную поэму Лермонтова, был для Врубеля, большого ценителя Ницше, идеальным альтер эго.
И если Лермонтову за «Демона» досталось уже посмертно, то Врубеля реалисты имели возможность ругать вполне прижизненно — Максим Горький писал, например, что признает за художником «уменье владеть кистью и красками и еще большее умение портить хорошие сюжеты» надо сказать, довольно безобидный по тем временам отклик.
Такой эффект возникает благодаря особой технике, которую применял художник: он наносил краску мастихином плоскими, широкими и короткими мазками. Сестра Врубеля вспоминала, что он увлекся красотой кристаллов еще во время обучения в гимназии, где выращивал их на занятиях по естествознанию. В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее. Эскиз картины Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее. Многие детали отсутствуют или прорисованы плохо, отчего замысел автора ясен не до конца. Картина выполнена в мрачных коричневых тонах, в абстрактном стиле. На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река предположительно — Терек.
Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом.
Все эти годы он пытался разными способами воплотить, материализовать видение - вплоть до исполнения его трехмерной «модели», чтобы, осветив его по требованию картины, пользоваться им как «идеальной натурой»[13]. Возвращаясь в Москве к образу Демона, художник тщательно прорабатывает его пластику в целой серии монохромных иллюстраций к одноименной поэме Лермонтова. В поисках визуального эквивалента лермонтовскому тексту Врубель «материализует» Демона - его мимику, позы, характер движений. И уже на этом, новом уровне познания образа вновь, как будто проверяя себя, воплощает его в трехмерной скульптуре. В качестве первоисточника гипсового бюста 1894 года ГРМ художник использует не вошедшую в юбилейное издание поэмы иллюстрацию - оплечный «портрет» Демона. Оттолкнувшись от нее, Врубель создает полихромную скульптуру - раскрашивает гипсовый бюст акварелью, добиваясь присущей этой технике тонкости нюансов.
Здесь впервые, сгущаясь в тенях, проступает знаменитая врубелевская лиловая гамма, ставшая неотъемлемой составляющей его «Демонов». Подготовительные рисунки к различным частям демонианы трудно назвать эскизами в привычном понимании, они поражают разнообразием и новизной задач, которые ставит перед собой в них художник. Среди подготовительных рисунков к «Демону поверженному» все представленные на выставке листы - на вес золота и раскрашенная самим Врубелем фотография, на которой зафиксирован исчезнувший под слоями авторских правок первоначальный вариант картины, и карандашный эскиз, заложенный по центру «гармошкой», при помощи которой художник опытным путем пытался определить максимально выразительную, «нечеловечески» прекрасную, но все же сохраняющую человекоподобие пластическую формулу фигуры Демона. Демон поверженный. Эскиз первоначального варианта картины Картон, акварель, белила, графитный карандаш, галловые чернила, перо. Иванов: «... Кроме многочисленных акварельных эскизов сохранилось два громадных полотна, почти готовых, но брошенных художником; экспрессия изображенной на них фигуры не удовлетворяла его.
На одном из них черты Демона, видные в профиль, строго мужественны; обнаженные бедра опоясаны цепью с золотыми пластинами; такие же пластины украшают и грудь; распростертые крылья похожи на орлиные или даже лебяжьи. На другом в облике его чудится что-то женственное; на теле нет украшений, зато в крыльях многоцветными переливами горят перья павлина»[14]. Исследования в UV-лучах показывают наличие авторских правок на холсте: художник менял положение головы Демона. Видимое сейчас лицо написано другими, чем все полотно, красками и достаточно вольно смонтировано с фигурой, вне какой-либо заботы о законах анатомии. То место на холсте, где лицо Демона располагалось изначально, перекрыто густым слоем иной по составу краски и выделяется чужеродным пятном. В его очертаниях чудится абрис головы Демона, и в этом своем первоначальном варианте фигура летящего Демона еще ближе будущему поверженному. Тончайший резонанс в звучании «Сирени» 1901 года и демонов уловил и афористично, не оставив места для сомнения в их общности, сформулировал В.
Невозможно отрицать, что в этом его усилии есть смысл... Все это очень умно, очень осмысленно»[15]. Во власти цветения сирени художник находился два лета и создал два варианта композиции «Сирень» 1900, 1901, оба - ГТГ , которые можно отнести к равноценным вершинам врубелевского творчества. Параллельно и столь же неотступно его преследовал образ Царевны-Лебеди, получивший воплощение в двух абсолютно самодостаточных картинах 1900 и 1901 годов,которые тем не менее уже современники воспринимали как парные. Иванов писал о «Лебеде» 1901 года: «... Тело прекрасной большой птицы, притаившейся в камышах, кажется такой же хрустальною друзой, как оперение «Царевны», но наступающая ночь уже погасила розовые отблески в этих белых полупрозрачных кристаллах»[16]. И в той и другой паре работ - в фокусе интереса Врубеля - метаморфозы облика жены и музы художника.
Обе «Сирени», являясь важными звеньями в цепи трансформаций образа Забелы-Врубель, одновременно служат введением в следующую тему выставки, которую можно обозначить с некоторой долей волюнтаризма как «одушевление материи». Главное и хронологически первое ее произведение - панно «Утро» 1897, ГРМ. Созданное по заказу С. Морозовых для оформления малой гостиной их особняка на Спиридоновке, оно было отвергнуто заказчиками. Однако благодаря вмешательству И. Репина художник не успел его уничтожить, как ранее поступил с не удовлетворившим его самого первым вариантом панно «Полдень», а представил публике на I-й выставке, организованной журналом «Мир искусства». В первый же день оно было приобретено княгиней М.
Тенишевой и, несмотря на это, а может быть, и благодаря этому, вызвало полное недоумение зрителей и скандальную реакцию прессы, по своей мощи и ярости превзошедшую историю с панно Врубеля на Нижегородской ярмарке. Особенно возмутил критиков всех направлений небывалый принцип взаимодействия аллегорических женских фигур и пейзажа. Стасов восклицал: «Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть, - кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?.. Он очень проницательно обозначает это свойство врубелевской системы, прибегая к поэтической метафоре более позднего времени, что в случае с Врубелем кажется не анахронизмом, а точным попаданием в цель: «Художественный, композиционный сюжет в любой вещи Врубеля - изобразить то, по выражению Б. Действительно, кажется, что эти женские фигуры, олицетворяющие пробуждающиеся на рассвете землю и воду, «солнечный луч» и «улетающий туман»[20], расположенные как маркеры системы координат по всем сторонам панно, организуют, направляют, сдерживают невероятное буйство саморазвивающейся живописной субстанции в этом полотне. Но они - и естественное ее продолжение, ее неизбежное порождение. Подобный прием «одушевления» живописной материи Врубель использует неоднократно: в «Тридцати трех богатырях» 1901, ГРМ «горящие, как жар», фигурки богатырей органично венчают пенистые гребни волн; в «Жемчужине» 1904, ГТГ в беспредметном мерцании перламутра материализуются почти помимо воли художника фигурки плывущих морских царевен.
Картину увидел приехавший отец Врубеля. Он пришёл в ужас как от бытовой неустроенности сына, так и от героя его работы, «злого, чувственного и отталкивающего». Причём отцу он показался похожим на грубую и отвратительную женщину. Михаил Врубель, видя такую реакцию дорогого ему человека и предвидя подобные отзывы окружающих, уничтожил свою работу.
Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. Хозяин поначалу не разделял художественных и эстетических вкусов гостя, но всегда понимал, что его дарование неординарно. Уже в процессе работы над картиной Врубелю пришлось увеличивать холст, пришивать кусок, подклеивать — фигура Демона требовала больше и больше пространства, она заполняла собой всё полотно, и художнику никак не удавалось получить удовлетворение от найденного решения. Зажав своего героя по горизонтали, между верхом и низом, художник, наконец, понял, что эта композиция — то что надо.
Именно такое положение героя подобно жизни самого автора, оно демонстрирует, как тесны были рамки действительности для его таланта. Личное отношение художника к герою Сам живописец считал, что Демон — это дух, совмещающий в себе как женское, так и мужское начало. Понимание Демона художником отличалось от общепринятого. Врубель был уверен, что он единственный понял и почувствовал это существо правильно — все истолковывают его как дьявола и заклятого врага людского рода, тогда как живописец видел в Демоне мятежный дух и страдания человека, который не находит себе места и покоя среди людей.
Недаром слово «демон» в переводе с греческого означает «душа». Ассоциируя себя с Демоном, а свой талант и творческий потенциал с его физической мощью, Врубель горел предчувствием невиданного прорыва в искусстве, совершённого этой работой. По его признанию сестре, это была «мания, что непременно скажу что-то новое». Картина стала первым масштабным и выразительным произведением русского символизма.
Живописец был убеждён, что «Демон составит ему имя». И не ошибся. Описание картины Врубеля «Демон сидящий» Картина ориентирована горизонтально. По её центру, от низа до верха и так, что часть головы и ног оказываются отсечёнными, сидит на земле молодая, полуобнажённая фигура.
Атлетический торс обнажён, мощные плечи расслаблены и выставлены вперёд, жилистые сильные предплечья лежат на коленях согнутых ног, закрытых синей одеждой. Пальцы кистей рук сцеплены и напряжены, ладони вывернуты к зрителю. Так автор видит Демона.
Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля
Demon sitting, 1890, 214×117 cm by Mikhail Vrubel: History, Analysis & Facts | Arthive | В первой картине «Демон сидящий» (1891) скорее видна внутренняя борьба, грусть печаль и неоднозначность Демона. |
Картина Михаила Врубеля Демон сидящий , 1890 г.: история создания и интересные факты | | одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. |
Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий", 1890 г.: история создания и интересные факты :: | Врубель М.А. 1856-1910 Демон (сидящий). |
Киевские ангелы и одесский демон Михаила Врубеля | Но тем не менее, конечно, «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный» 1902 уже года — это такая трилогия, которая составляет ось произведений Врубеля на демоническую тему. |
ДЕМОНЫ ВРУБЕЛЯ | одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова. |