Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов.
Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба
К первым относятся вечерня и повечерие. Начинается вечерня в 17 часов, то есть за час до начала новых суток. Соответственно, повечерие проводится с 21 часа. Ночными считаются полунощница и утреня, и заканчиваются они молитвой первого часа, совершаемой в 7 утра. Дневная молитва читается в 9, 12 и 15 часов называются они, соответственно, Третий, Шестый и Девятый часы.
Литургия изначально проводилась перед вечерней — в раннем христианстве это было распространенной практикой, как и ночные богослужения. В более позднее время ее перенесли на утро, и сейчас она проходит с 9 до обеда. Строго постановления на этот счет нет, поэтому, чтобы узнать, когда служат литургию в конкретном храме, лучше посмотреть расписание богослужений. В зависимости от постов, праздников и особых дат службы могут отличаться.
Так, перед Пасхой проходит всенощное бдение, объединяющее в себе вечерню, повечерие и полунощницу. Литургия не проводится в некоторые дни — например, в Страстную пятницу. Вместо этого читаются изобразительные — служба, при которой песнопения повторяют литургические, но таинство Евхаристии не совершается. Содержание и последовательность литургии В отличие от вечерних и ночных служб литургия совершается почти ежедневно, за исключением некоторых дней Великого и Рождественского поста, среды и пятницы Сырной седмицы неделя перед Великим постом и еще ряда дней.
Последование таинства Евхаристии В течение этой службы вспоминают всю жизнь Христа, от Рождества до смерти на кресте. Делится она на три части, каждая из которых служится по особому чину: Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных.
В первой части иерей за закрытыми дверями алтаря подготавливает хлеб и вино для Причащения, читает молитвы за здравие и упокой членов Церкви. Этой молитвой стоит заняться и прихожанам. Когда приготовление заканчивается, идет чтение Третьих и Шестых часов, на который вспоминают Рождество Христа и пророчества об этом. Некоторые ошибочно считают, что первая часть — это некая литургия о здравии.
Что это такое, не совсем понятно: во время приготовления Даров читаются молитвы и за здравие, и за упокой, чтится память святых, пророков и апостолов. Литургия оглашенных призвана приготовить молящихся к таинству. Названа она так потому, что в древности на нее ходили люди, не принявшие Крещения, но готовящиеся к нему. Их и называли оглашенными.
Начинается она с антифонного пения гимна «Единородный Сыне». Затем идет малый вход с Евангелием, а за ним — пения и чтения. Пение псалмов, называемое прокименом, предваряет чтение Апостола, после которого идет Проповедь. Чередование Аллилуйя со стихами из Псалтири стоит перед чтением Евангелия.
После этого опять следует Проповедь. Завершается эта часть литургии ектенией — молитвенным прошением, исполняемым священником и хором. Это узнаваемая часть богослужения — на каждый стих, зачитанный священником, хор отвечает пением «Господи, помилуй», «Тебе, Господи» или «Аминь». Прихожане в это время осеняют себя крестным знамением.
В древности после этого оглашенные уходили, а двери храма закрывались для продолжения. Сейчас этого не делают, но некрещеные в дальнейшей службе участия не принимают. Литургия верных начинается с пения Херувимской песни, во время которой осуществляется Великий вход.
По сравнению с обычными часами они имеют следующие особенности: в каждом из часов два псалма из трехпсалмия подобраны специальным образом и только один - обычный; после тропарей дня добавляются несколько стихир с припевами, прокимен, чтение паремии из Ветхого Завета, отрывка из Апостола и Евангелия. Все часы читаются вместе один за другим, а после 9-го часа к ним добавляется последование «изобразительных», входящее, в данном случае, в чинопоследование Царских часов. Имеет особый праздничный вид, без псалмов и молитв, ислужится в период пасхальной Светлой седмицы, заменяя обычное последование любого из часов.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 1343; Популярные статьи: Века вооружений. История доспехов. Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов.
Шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле; наконец, час девятый — воспоминание Крестной смерти Спасителя. В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя. Такова идеальная картина богослужения в соответствии с Типиконом.
Особенное внимание следует обратить на положение 9-го часа в этой схеме: являясь началом вечернего богослужения, которое имеет отношение к грядущему дню, 9-й час сам завершает службу уходящего дня, так как на нем читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви. Такое разделение суточного круга на три группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» Пс. В современной приходской практике все службы суточного круга делятся на две части: вечернюю и дневную утреннюю. В вечернее богослужение входят: 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час. Утреннее богослужение включает в себя 3-й, 6-й часы и Божественную литургию. Как видно из перечня а также из самой практики , на приходах редко совершаются такие службы, как повечерие и полунощница. При этом великому повечерию, можно сказать, «повезло» в большей степени; оно совершается в Навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в седмичные дни Великого поста. Малое же повечерие совершается крайне редко например, в храме Саратовской духовной семинарии оно совершается 5-6 раз в году: в предпразднство Рождества Христова, накануне Великого Понедельника и Великого Четверга, а также вечером на Пятидесятницу. Полунощница в классическом виде не совершается вовсе служба, именуемая «пасхальной полунощницей», на самом деле является богослужением совсем другого типа — это вышедшая из употребления константинопольская служба «паннихис».
Каждый час имеет после себя особое последование, которое составляет как бы его продолжение и называется «Междочасием», или «Почастием». Каждое междочасие так же, как и час, состоит из чтения предначинательных молитв, трех псалмов, Трисвятого по «Отче наш», тропаря, «Господи, помилуй» 40 раз, «Честнейшую херувим…» возгласа священника и заключительной молитвы; нет только молитвы: «Иже на всякое время». Молитвословия междочасий помещены в Следованной Псалтири и Иерейском Молитвослове. По уставу, междочасия совершаются только в седмичные, и притом будничные, дни. Отменяются междочасия в период времени празднования Рождества Христова и Богоявления с 20 декабря по 14 января, в седмицы мясопустную и сырную, в течение всей Страстной и Пасхальной седмицы, а также седмицы, следующей за праздником Пятидесятницы.
В настоящее время междочасия почти повсюду вышли из употребления. В те дни, когда по уставу литургия соединяется с вечерней, а также в те дни, когда литургия вообще по той или иной причине не совершается, бывает особое последование, которое носит название «Изобразительных», или «Обедницы». Если последование Изобразительных бывает вместо литургии не в посту, то оно совершается непосредственно после службы 6—го часа; а в дни поста последование Изобразительных совершается после 9—го часа. Изобразительные начинаются двумя псалмами, обычно входящими в состав первой части литургии: псалма 102—го «Благослови, душе моя Господа…» и 145—го «Хвали, душе моя, Господа…» Затем, как на литургии поется песнь, славящая воплотившегося Господа «Единородный Сыне и Слове Божий…» затем заповеди Блаженства, после которых, если Изобразительные совершаются вместо литургии, читается Апостол и Евангелие, затем после троекратного «Помяни нас, Господи…» воссылается Ангельское славословие Триединому Богу: «Свят, свят, свят», читается символ веры который опускается, если потом следует полная литургия , молитва: «Ослаби, остави…» «Отче наш», кондаки по уставу, 40 раз «Господи, помилуй», «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…» возглас иерея, молитва «Всесвятая Троице…» и отпуст, если следует дальше литургия, а если литургии нет, то далее идет «Буди имя Господне…» чтение псалма 33—го «Благословлю Господа на всякое время… «и «Достойно есть…» и отпуст. Великим постом первые два псалма 102—ой и 145—й и «Единородные Сыне» пропускаются, и Изобразительные начинаются прямо с пения заповедей Блаженства, причем после каждой заповеди Блаженства, припевается: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем».
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
Богослужения Православной Церкви. Суточный круг церковного богослужения. Новости. Богослужение. Вечернее богослужение совершается накануне праздника, а утреннее — собственно в день праздника утром. Радостное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов. Служба совершается только праздника (по Триоди).
Все о богослужении
Расписание архиерейских богослужений. Новости. Служба совершается только праздника (по Триоди). Храм и богослужения в нем это огромная часть тех традиций, которые неотъемлемы от Православия в целом. О православном богослужении. Православное богослужение Это великая сокровищница, в которой каждый что-то найдет для себя: драгоценную жемчужину, прекрасный небесно-голубой сапфир или прозрачно-чистый аметист. Таким образом, православное Богослужение имеет три круга Богослужений: Суточный, Седмичный (недельный) и Годовой, каждый из которых состоит из свойственных ему песнопений и чтений.
Альтернатива молитвослову: часослов
Чтобы было желание ходить на богослужение, в первую очередь нужна живая вера, тогда человек захочет выразить ее в молитвах и гимнах на богослужении. Вечернее богослужение совершается накануне праздника, а утреннее — собственно в день праздника утром. О богослужении Царских Часов. В Навечерие (сочельник) Рождества Христова совершается особое богослужение — Царские часы. Строго говоря, часами в восточном обряде называются только первый, третий, шестой и девятый часы, для прочих служб используются их собственные названия. Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении. В богослужении третьего часа воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
Роль часов в православном богослужении
Название «царские» происходит от того, что на них обычно присутствовали Византийские Императоры, а потом и Московские цари. Другое название этих часов — «Великие». Основные отличительные особенности Царских часов: 1 Они совершаются при открытых Царских вратах, в центре храма, перед лежащим на аналое Евангелием; 2 В начале каждого часа совершается каждение; 3 Все 4 часа совершаются вместе; 4 После тропарей поются стихиры праздника, читаются ветхозаветные паремии, Апостол и Евангелие; 5 На каждом часе из обычного последования оставляется только один псалом, а два других заменяются. Вместо них берутся другие псалмы, наиболее соответствующие по своему содержанию праздику Рождества Христова.
Оставляется из обычного последования 1-го часа Пс. Здесь говорится о красоте юного Мессии «прекраснее сынов человеческих» , его величии «народы падут пред Тобою» и праведности «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие». Также это псалом можно назвать самым «Богородичным» — здесь говорится о славе и красоте Царицы.
Песнописцы рассматривают это как пророчество о Пресвятой Богородице. Многие стихи из этого псалма используются как прокимны или припевы для стихир на Богородичные праздники. Говорится о поселении Бога в Его граде.
Стихиры 1. Здесь предсказывается о рождения Мессии в Вифлееме. Именно это пророчество процитировали иерусалимские книжники царю Ироду, когда он спросил их, где должен родиться Христос см.
Апостольское чтение взято из 1-й главы послания к Евреям. Оно содержит 6 ветхозаветных цитат, которые рассматриваются Апостолом как мессианские. Слова "...
Еще раз это чтение будет читаться на Литургии в сочельник т. Евангелие содержит начальную часть истории празднуемого события — сомнения Иосифа, явление ему Ангела и Рождество Христово кратко. Это чтение мы еще несколько раз услышим в предпраздничные и праздничные дни.
Говорится о том, что все народы восхвалят Единого Бога и будут поклоняться Ему. Христос пришел в мир, чтобы исполнить это пророчество и обратить к истиной вере все народы.
Виды богослужебных часов. Вседневные обычные часы H.
Царские часы. На каждом из царских часов читаются три особых псалма, поются особые стихиры, тропари, читаются отрывки из Ветхого Завета, Посланий Апостольских и Евангелия. Великопостные часы H. Пасхальные часы.
Совершаются на Пасху и в течение всей Светлой седмицы.
Потому что на каждом богослужении в храмах незримо присутствует Царь Небесный. Царские часы совершаются в Рождественский и Крещенский сочельники 6 и 18 января , и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — в воспоминание Страстей Господних. Помимо псалмов, на каждом часе а совершаются они подряд, с первого по девятый читается паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о соответствующем событие, текст из Апостола и Евангелия.
Кроме того, поются особые тропари. Если какой-либо из сочельников попадает на субботу как Рождественский в 2024 году или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не служится Божественная Литургия. Чтобы ничего не пропустить, предлагаю вам подписаться на рассылку.
После вознесения Господа ученики и последователи Его в точности исполняли Его волю. Они проводили время в молитве, чтении божественного писания и причащения св. Древнейший и первоначальный порядок литургии приписывают св. До четвертого столетия по Рождеству Христова литургия совершалась, никем не записанная, но чин ее совершения передавался от епископа к епископу и от них к пресвитерам, или священникам.
В четвертом столетии св. Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийской за свою духовную мудрость и труды на пользу св. Церкви Христовой прозванный Великим, записал чин литургии, каким он дошел от апостолов. Так как молитвы в литургии Василия Великого, обыкновенно читаемые тайно в алтаре совершителем ее, продолжительны, и вследствие этого и пение при сем было медленное, то св. Иоанн Златоуст, архиепископ константинопольский, названный Златоустым за свое красноречие, заметив, что многие из христиан не выстаивают всей литургии, сократил эти молитвы, отчего литургия сделалась короче. Но литургия Василия Великого и литургия Иоанна Златоустого в существе своем не разнятся одна от другой. Церковь, снисходя к немощам верующих, постановила в продолжение года совершать литургию Златоустову, а литургия Василия Великого совершается в те дни, когда нужна с нашей стороны усиленная молитва о помиловании нас.
Так, эта последняя литургия совершается в 5 воскресных дней Великого поста, кроме Вербного воскресения, в четверг и субботу Страстной седмицы, в рождественский и крещенский сочельники и на память св. Василия Великого, 1 января, при вступлении в новый год жизни. Литургия Златоустова Литургия Златоустова состоит из трех частей, имеющих разное название, хотя разделение это за обеднею и незаметно для молящегося. За проскомидиею приготовляются хлеб и вино для таинства. За литургиею оглашенных верующие молитвами своими и священнослужителей приготовляются к участию в таинстве причащения; во время литургии верных совершается самое таинство. Проскомидия Проскомидия слово греческое, что значит принесение. Первая часть литургии называется так от обыкновения древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения таинства.
По той же причине хлеб сей, называется просфора, что означает с греческого языка приношение. Пять просфор употребляются на проскомидии в память чудесного насыщения Господом 5 хлебами 5000 человек. Просфоры по виду своему делаются двухсоставными в память о двух естествах в Иисусе Христе, божеском и человеческом. На верху просфоры изображается св. Слова эти означают Иисуса Христа, Победителя смерти и диавола; нi. Слово греческое. Проскомидия совершается следующим образом.
Священник с диаконом, после молитв пред царскими вратами об очищении их от грехов и о даровании им сил на предстоящее служение, входят в алтарь и облачаются во все священные одежды. Облачение оканчивается омовение рук в знак душевной и телесной чистоты, с которой они приступают для служения литургии. Проскомидия совершается на жертвеннике. Священник выделяет копием из просфоры кубическую часть, потребную для совершения таинства, с воспоминанием пророчеств, относящихся до Рождества Христова и страдания Иисуса Христа. Эта часть просфоры называется Агнец, потому что он представляет в себе образ страждущего Иисуса Христа подобно как до Рождества Христова представлял Его агнец пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели в память избавления от погибели в Египте. Агнец полагается священником на дискосе в память спасительной смерти Иисуса Христа и снизу надрезается на четыре равные части. Потом священник вонзает копие в правую сторону Агнца и вливает в потир вино соединенное с водою в воспоминание того, что, когда Господь находился на кресте, один из воинов копьем пронзил Ему ребро, и из пронзенного ребра истекла кровь и вода.
Церковная песнь поет: идеже Царь приходит, тамо и чин Его. Поэтому Агнец окружается многими частицами, вынутыми из других просфор в честь и славу Пресвятой Богородицы и святых Божиих человеков, и в память всех людей, как живых, так и умерших. Царица небесная, Пресвятая Богоматерь ближе всех святых находится к престолу Божию и непрестанно молится за нас грешных; в знамение этого из второй просфоры, приготовленной к проскомидии, вынимается священником часть в память Пресвятой Богородицы и полагается по правую сторону Агнца. После этого с левой стороны Агнца полагаются 9 частей, изъятых из 3-й просфоры в память 9 чинов святых: а Предтечи Господня Иоанна, б пророков, в апостолов, г святителей, послуживших Богу в архиерейском сане, д мучеников, е преподобных, достигших святости жизнию в св. При этом священник молится, чтобы Господь, по молитвам всех святых, посетил людей. Из четвертой просфоры вынимаются части за всех православных христиан, начиная с государя. Из пятой просфоры берутся части и полагаются с южной стороны Агнца за всех умерших в вере Христовой и надежде на жизнь вечную по смерти.
Просфоры, из которых вынуты части для положения оных на дискосе, в память святых и православных христиан, живых и умерших, достойны благоговейного к ним отношения с нашей стороны. Церковная история представляет нам много примеров, из которых мы видим, что христиане, с благоговением вкушающие просфоры, получали от Бога освящение и помощь в болезнях душевных и телесных. Преподобный Сергий, будучи в малолетстве непонятливым в науках, чрез вкушение части просфоры, данной ему одним благочестивым старцем, сделался очень умным мальчиком, так что опередил в науках всех своих товарищей. В истории соловецких иноков рассказывается, что когда просфору, лежавшую случайно на дороге, хотел проглотить пес, то огонь вышел из земли и тем сохранил просфору от зверя. Так Бог охраняет Свою святыню и этим показывает, что мы должны с великим благоговением относится к ней. Вкушать просфору нужно прежде другой пищи. Поминать за проскомидией живых и умерших членов Церкви Христовой для них очень полезно.
Частицы, вынимаемые из просфор на божественной проскомидии за поминаемые души, погружаются в животворящую кровь Христову, а кровь Иисуса Христа очищает от всякого зла и сильна вымолить у Бога Отца для нас все потребное. Блаженной памяти святителя Филарета, митрополита московского, однажды пред тем, когда он готовился служить литургию, в другой раз, пред самым начатием литургии, просили помолиться о некоторых болящих. На литургии он вынимал части из просфор за сих болящих, и они, вопреки приговору врачей к смерти, выздоравливали "Душепол. Григорий Двоеслов рассказывает, как известному в его время благочестивому священнику явился один умерший и просил помянуть его за обеднею. К этой просьбе явившийся прибавил, что если священная жертва облегчит его участь, то он уже в знак этого не явится более ему. Священник исполнил требование, и нового явления не последовало. Во время проскомидии читаются 3 и 6 часы, чтобы занять мысли присутствующих в храме молитвою и воспоминанием о спасительной силе страданий и смерти Христовых.
Когда совершится поминовение, проскомидия оканчивается тем, что на дискос полагается звездица, и он и потир закрываются покровцами общею пеленою, называемою воздухом. При сем бывает каждение жертвенника и читается священником молитва, чтобы Господь помянул всех принесших свои дары из хлеба и вина к проскомидии и тех, за которых принесены оные. Проскомидия напоминает нам два главных события в жизни Спасителя: Рождество Христово и смерть Христову. Поэтому все действия священника и вещи, употреблявшиеся на проскомидии, напоминают и Рождество Христово и смерть Христову. Жертвенник напоминает и Вифлеемскую пещеру и Голгофскую погребальную пещеру. Дискос знаменует как ясли родившегося Спасителя, так и гроб Господень. Покровцы, воздух служат напоминанием пелен как младенческих, так и тех, в которых был погребен умерший Спаситель.
Каждение знаменует ладан, принесенный волхвами родившемуся Спасителю, и те ароматы, которые употреблены, были при погребении Господа Иосифом и Никодимом. Звездица знаменует звезду, явившуюся при рождении Спасителя. Литургия оглашенных Верующие приготовляются к таинству причащения за второю частью литургии, которая называется литургиею оглашенных. Этой части литургии такое название усвоено потому, что к ее слушанию, кроме крещеных и допускаемых до причащения, допускаются и оглашенные, т. Готовящиеся к крещению и кающиеся, не допускаемые до причащения. Тотчас по прочтении часов и совершении проскомидии литургия оглашенных начинается прославлением царства Пресвятой Троицы. Священник в алтаре на слова диакона: благослови, владыко, отвечает: благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков, аминь.
За этим произносится великая ектения. После нее в обыкновенные дни поются два изобразительные псалма 142 и 145, разделяемые малою ектеньею. Эти псалмы называются изобразительными потому, что они весьма ясно изображают милости Божии, явленные для нас Спасителем мира, Иисусом Христом. В двунадесятые Господские праздники вместо изобразительных псалмов поются антифоны. Так называются те священные песни из псалмов царя Давида, которые поются попеременно на обоих клиросах. Антифонное, т. Игнатию Богоносцу, жившему в первом веке по Рождеству Христову.
Сей св. Антифонов - три в честь св. Первые два антифона отделяются малыми ектеньями. В обыкновенные дни после второго изобразительного псалма, а в двунадесятые Господские праздники после второго антифона, поется умилительная песнь Господу Иисусу: Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно истинно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Эта песнь составлена в пятом веке по Рождеству Христову греческим императором Юстинианом в опровержение ереси Нестория, который нечестиво учил, что Иисус Христос родился обыкновенным человеком, а божество соединилось с Ним во время крещения, и что поэтому Пресвятая Матерь Божия не есть, по его лжеучению, Богородица, а только христородица. Когда поется 3-й антифон, а в обыкновенные дни - когда читается учение Спасителя о блаженствах, или блаженны, в. В преднесении горящей свечи диакон выносит чрез северную дверь из алтаря на амвон св.
Евангелие и, испрашивая у священника, стоящего на амвоне, благословение на вход в алтарь, говорит в царских вратах: премудрость, прости! Так совершается малый вход. Он напоминает нам Иисуса Христа, явившегося с проповедью св. Свеча, носимая пред св. Иоанна Предтечу, который приготовлял народ к достойному принятию Богочеловека Христа, и которого Сам Господь наименовал: светильником горящим и светящим. Открытые царские врата означают врата небесного царства, которые открылись пред нами вместе с явлением в мир Спасителя. Слова диакона: премудрость, прости, имеют в виду указать нам на глубокую мудрость, заключенную в св.
Слово прости приглашает верующих к благоговейному стоянию и поклонению Спасителю мира Господу Иисусу Христу. Посему-то тотчас после возгласа диакона и хор поющих убеждает всех воздать поклонение Совершителю спасения мира. Приидите поклонимся, поет хор, и припадем ко Христу, спаси нас, Сыне Божий, поющия Ти аллилуиа. Легкомысленно поступил бы тот, кто на призыв св. Церкви не ответил бы низким поклонением своему великому благодетелю Господу Иисусу Христу. Наши благочестивые предки при пении этого стиха все повергались на землю, даже и сами Боговенчанные Всероссийские Государи наши. После тропаря и кондака празднику или святому дневному диакон у местной иконы Спасителя молится: Господи спаси благочестивыя и услыши ны.
Благочестивые - это все православные христиане, начиная с лиц Царствующего Дома и Святейшего Синода. За этим диакон становится в царских вратах и, обратившись к народу, говорит: и во веки веков. Эти слова диакона служат дополнением возгласа священника, который, благословляя диакона воздать хвалу Богу пением Трисвятого, говорит пред словами Господи спаси благочестивыя возглас: яко свят еси Боже наш и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну и Святому Духу ныне и присно. Обращение диакона к народу в сие время указывает всем молящимся на время пения Трисвятой песни, которая должна быть воспеваема немолчными устами и во веки веков! Хор поет: Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный, помилуй нас. Замечательно происхождение этой священной песни. В городе Константинополе было сильное землетрясение; верующие совершали молебствие на открытом воздухе.
Вдруг один мальчик из народной топы был поднят бурею на небо, и там он услышал пение св. Троицу, воспевали: святый Боже, святый Крепкий сильный, всемогущий , святый Безсмертный! Спустившись невредимым, мальчик объявил народу о своем видении, и народ стал повторять ангельскую песнь и прибавлять помилуй нас, и землетрясение остановилось. Рассказанное событие случилось в пятом веке при патриархе Прокле, и с этого времени Трисвятая песнь введена была во все богослужения православной Церкви. В некоторые дни, как, например в субботу Лазареву, в Великую субботу, в дни Светлой недели, в Троицын день и в сочельники Рождества и Богоявления вместо Трисвятого поются слова апостола Павла: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа! Это пение напоминает нам время первенствующей Церкви, когда в сии дни совершалось крещение оглашенных, которые из язычества и иудейства переходили в православную веру Христову. Давно это было, а песнь эта поется доныне, затем, чтобы напомнить нам о тех обетах, которые мы дали Господу при св.
В день Воздвижения Креста Господня и Великим постом в воскресенье недели 4-й, крестопоклонной, вместо Трисвятого поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.