Содержание балета «Раймонда» (III акт): после удачного исхода поединка король благословляет своего верного рыцаря и Раймонду. Балет оканчивается свадебным пиром.
«Раймонда» 12+
Правда, по свидетельству современников, она одинаково неважно владела как русским, так и французским языком, и ее литературные опусы оставляли желать лучшего. Либретто «Раймонды» было основано на средневековой рыцарской легенде, но содержало в себе массу несуразностей. В частности, венгерский король Андрей, наголову разбитый сарацинами, здесь оказывался их победителем, а местом действия стал Прованс. Глазунов, продолжая сочинение симфонии и еще не получив сценария, начал обдумывать первые номера «Раймонды». Работал он с большим увлечением. Весной 1896 года был написан эскиз симфонии, летом набросана ее партитура. Балет же созревал исподволь. По ходу сочинения в либретто пришлось внести значительные изменения, чтобы связать концы с концами.
Из дачного местечка Озерки под Петербургом Глазунов писал: «Десять номеров от начала балета я уже придумал и запишу за границею... Сочинение ее продолжалось и на курорте Висбаден, куда композитор поехал из Ахена. Там были написаны два первых акта «Раймонды». По возвращении в Петербург Глазунов закончил симфонию, передал партитуру для исполнения и приступил к завершению балета. Одновременность сочинения двух таких разных произведений наложила на них свой отпечаток: сценические образы «Раймонды» явно повлияли на образный строй симфонии, а балет оказался пронизан приемами симфонического развития. Глазунов, как в свое время Чайковский, пользовался советами Петипа, что впоследствии дало право балетмейстеру написать: «Талантливые композиторы находили во мне и достойного сотрудника и далекого от зависти искреннего поклонника». Глазунов же писал о том, что испытывал к Петипа почтение и благодарность за помощь.
Ему приходилось строго соблюдать условия, предъявляемые Петипа к музыке, однако это не стесняло творческого вдохновения. В этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах? Партитура «Раймонды» была закончена в 1897 году и тотчас передана Петипа. Для старого хореографа, чье творчество составило целую эпоху в истории русской балетной сцены, «Раймонда», по словам той же В. Красовской, «явилась лебединой песней... В этом балете последний раз пышно расцвела эстетика спектаклей XIX века, утверждая, но и исчерпывая свои законы».
В хореографии с неистощимой фантазией воплотилось все богатство русского балетного стиля XIX века. С наибольшей полнотой отражены в ней слова критика о Петипа: «Хореографические партитуры его спектаклей включали все существующие и очень редкие формы классических танцев. Их комбинации и сочетания были всегда новы, оригинальны, образны... Премьера состоялась 7 19 января 1898 года на сцене петербургского Мариинского театра. Спектакль стал новым триумфом знаменитого композитора. Глазунову преподнесли лавровый венок, был прочитан торжественный адрес от артистов балета. Через два года в Москве «Раймонду» поставил А.
Горский, сохранив хореографию Петипа. В 1908 году он сделал новую редакцию балета. На протяжении XX века появились постановки «Раймонды», осуществленные другими балетмейстерами, которые, однако, опирались на первоначальный замысел Петипа. Сюжет Праздник в замке графини де Дорис в день именин Раймонды. Трубадуры Бернар де Вантадур и Беранже фехтуют с юными пажами, гости играют на виолах и лютнях, кто-то танцует. Вошедшая со своей свитой графиня Сибилла упрекает молодежь в лености. Однако девушки и юноши вновь пускаются танцевать.
Сибилла грозит молодым людям гневом Белой дамы, покровительницы семейства Дорис. Ее статуя стоит в нише на пьедестале. Белая дама не терпит безделья и строго взыскивает за непослушание. Она появляется, когда над домом Дорис нависает опасность. Но девушки не верят старинным сказкам и смеются над словами графини. Раздаются звуки рожка, Сенешаль сообщает о приезде гонца от жениха Раймонды Жана де Бриена: завтра он будет в замке. Вассалы и крестьяне приходят поздравить молодую госпожу с именинами.
Сенешаль приглашает дам и кавалеров на танец. После его окончания Раймонда садится за арфу. Отшумел праздник, разошлись гости. Уставшая Раймонда погружается в сон на террасе, освещенной луной. Появляется Призрак Белой дамы и велит Раймонде следовать за ней. Раймонда подчиняется. Терраса, выходящая в сад при замке Дорис.
Сюда, влекомая Белой дамой, приходит Раймонда. Сад заволакивает туман, а когда он рассеивается, Раймонда видит своего жениха. Она бросается к нему. Но перед девушкой оказывается шейх Абдерахман. Он объясняется ей в любви, Раймонда негодует.
Все они играют яркими красками и сказочными мотивами.
Всего для спектакля было подготовлено более 200 одеяний, которые до мельчайших деталей прорабатывались вплоть до самого дня премьеры. Балет "Раймонда" живёт на мировой сцене уже более 100 лет и пользуется неизменным успехом у исполнителей и публики. В Астрахани эта постановка из-за ковидных ограничений ждала своего часа на протяжении нескольких лет. Но такое долго ожидание, несомненно, стоило этого яркого зрелища. Подписывайтесь на нас в сервисах «Новости» и «Дзен» , а также в Telegram и в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» чтобы оставаться в курсе новостей региона.
Сергеева, Ф. Балетмейстер — Габриэла Комлева [4] Постановки за рубежом Распространение балета за рубежом во многом связано с постановками Джорджа Баланчина и Рудольфа Нуриева , который внес выдающийся вклад в развитие этого балета не только как балетмейстер, но и как исполнитель. Постановки Нуриева 1964. Английский Королевский балет для гастролей в Сполетто, Италия.
В соответствии с восприятием публикой театральных спектаклей, с эстетикой, с повышением технического уровня исполнительского мастерства артистов — факторов много. Прикасаться к классическому наследию — это большая ответственность. Календарь событий.
Балет "Раймонда" в Большом театре
«Раймонда», последний «великий балет» XIX века, поставленный в Мариинском театре в 1898 году, представляет собой шедевр, символизирующий период пышного расцвета классического балета. Билеты на Балет «Раймонда»/ «Raymonda» на лучшие места в зале Санкт-Петербурга. Купить билеты на спектакль онлайн на сайте Билетер. Балет «Раймонда» Александра Глазунова в постановке Юрия Григоровича с участием Ивана Васильева, Владислава Лантратова, Дениса Родькина, Екатерины Крысановой, Анны Никулиной, Семёна Чудина на Исторической сцене Большого театра, 6-8 апреля 2023, Москва. Раймонда возмущена таким развитием событий. Действие балета происходит в средневековом Провансе. Раймонда, живущая в замке пожилой тетушки, обручена с венгерским рыцарем-крестоносцем Жаном де Бриеном. В начале января в Большом театре состоялся дебют ведущей солистки Элеоноры Севенард в заглавной партии балета «Раймонда» (редакция Юрия Григоровича).
Балет "Раймонда" в Большом театре
Другие постановки Почтовая марка России из серии «Русский балет», выпущенная к 175-летию со дня рождения М. Петрова в Сиднее Австралия Раймонда — О. Советская энциклопедия.
Трудно сказать, каким именно образом балетное либретто «из рыцарских времен» попало к директору императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому , да это и неважно; ясно, что отказать даме, приятной во всех отношениях, было не в его власти — в конце концов всё обстояло не так страшно: дело ограничивалось лишь сценарием. Сюжет вполне соответствовал жанру: красавица Раймонда является воспитанницей богатой тетушки, у Раймонды есть жених, но он вынужден находиться на важном задании — в крестовом походе со своим королем Андреем Венгерским, а тем временем красавицы добивается злодей-сарацин; но красавица, верная любви, отвергает его притязания, а вернувшийся жених расправляется со злодеем. С историческим материалом, по традиции русского театра, Л. Реальный Жан де Бриенн Jean de Brienne; ок. После того, как Жан де Бриенн стал номинальным королем Иерусалима королем без королевства , он с королем Венгрии Андрашем II и другими отправился в пятый крестовый поход, дабы все-таки устроить себе королевство. Сцена из балета «Раймонда».
Мариинский театр. Они и довели литературную основу до балетного либретто, то есть прописали сценическое действие в авторском первоисточнике оно представляло собой нагромождение картин [7] , придали литературным сценам хореографическую основу, а поступкам персонажей — пластическое решение. Определенным новшеством стал образ Раймонды — впервые в классическом рыцарском сюжете главным действующим лицом стала представительница женского пола [8]. Музыка В качестве композитора был приглашен Александр Константинович Глазунов — весной 1896 года. Это композитора не остановило, он в дальнейшем вспоминал: «Приемлемые заказы на произведения не только не связывали меня, но, наоборот, воодушевляли» [2]. Петипа четко набросал хореографический план, в том числе количество тактов для каждой отдельной сцены [7]. Но дело в том, что Глазунов в это самое время работал над Шестой симфонией. Получив заказ на балет, он отодвинул симфонию, но не забросил ее. В результате обе работы заметно повлияли друг на друга: музыка «Раймонды» несла в себе элементы симфонии, а та получила развивающийся образный строй, явно под влиянием готовящегося театрального действа [2].
Партитура «Раймонды» была закончена в 1897 году. Начались репетиции, в которых увлеченный композитор принимал не меньшее участие, чем балетмейстер [7]. Краткое содержание Пьерина Леньяни в балете «Раймонда»; первая исполнительница партии, 1898 г. Пьерина Леньяни — Раймонда первая исполнительница партии , Мариинский театр 1898 Действующие лица: Графиня Сибилла де Дорис, тетка Раймонды Белая дама, покровительница дома де Дорис Клеманс и Генриэтта, подруги Раймонды Рыцарь Жан де Бриенн, жених Раймонды возможно также написание с одним н — Бриен [9] Андрей Венгерский Абдерахман, сарацинский рыцарь возможен вариант: Абдуррахман Бернар де Вантадур, провансальский трубадур Беранже, аквитанский трубадур Сенешаль, управляющий замком Дорис Кавалер из свиты де Бриенна Венгерские и сарацинские рыцари; дамы, вассалы, рыцари, герольды, мавры, провансальцы, королевские солдаты и слуги [1] [9] Краткий сюжет: Первое действие. Рыцарь Жан де Бриенн прибывает в замок, чтобы проститься с невестой Раймондой, проживающей в замке своей тетки графини Сибиллы де Дорис, — он должен отправиться в поход, возглавляемый венгерским королем Андреем II. А ночью Раймонде видится призрак Белой дамы — ожившей статуи покровительницы дома Дорис. Белая дама влечет ее в романтические мечты, где ее возлюбленный — рыцарь де Бриен. Но внезапно вместо него появляется незнакомый арабский рыцарь. Второе действие.
В замке Дорис — праздник, именины Раймонды. Среди множества гостей Раймонда узнает страшного рыцаря из своего ночного кошмара, это Абдерахман.
Из дачного местечка Озерки под Петербургом Глазунов писал: «Десять номеров от начала балета я уже придумал и запишу за границею... Сочинение ее продолжалось и на курорте Висбаден, куда композитор поехал из Ахена. Там были написаны два первых акта «Раймонды».
По возвращении в Петербург Глазунов закончил симфонию, передал партитуру для исполнения и приступил к завершению балета. Одновременность сочинения двух таких разных произведений наложила на них свой отпечаток: сценические образы «Раймонды» явно повлияли на образный строй симфонии, а балет оказался пронизан приемами симфонического развития. Глазунов, как в свое время Чайковский, пользовался советами Петипа, что впоследствии дало право балетмейстеру написать: «Талантливые композиторы находили во мне и достойного сотрудника и далекого от зависти искреннего поклонника». Глазунов же писал о том, что испытывал к Петипа почтение и благодарность за помощь. Ему приходилось строго соблюдать условия, предъявляемые Петипа к музыке, однако это не стесняло творческого вдохновения.
В этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах? Партитура «Раймонды» была закончена в 1897 году и тотчас передана Петипа. Для старого хореографа, чье творчество составило целую эпоху в истории русской балетной сцены, «Раймонда», по словам той же В. Красовской, «явилась лебединой песней...
В этом балете последний раз пышно расцвела эстетика спектаклей XIX века, утверждая, но и исчерпывая свои законы». В хореографии с неистощимой фантазией воплотилось все богатство русского балетного стиля XIX века. С наибольшей полнотой отражены в ней слова критика о Петипа: «Хореографические партитуры его спектаклей включали все существующие и очень редкие формы классических танцев. Их комбинации и сочетания были всегда новы, оригинальны, образны... Премьера состоялась 7 19 января 1898 года на сцене петербургского Мариинского театра.
Спектакль стал новым триумфом знаменитого композитора. Глазунову преподнесли лавровый венок, был прочитан торжественный адрес от артистов балета. Через два года в Москве «Раймонду» поставил А. Горский, сохранив хореографию Петипа. В 1908 году он сделал новую редакцию балета.
На протяжении XX века появились постановки «Раймонды», осуществленные другими балетмейстерами, которые, однако, опирались на первоначальный замысел Петипа. Сюжет Праздник в замке графини де Дорис в день именин Раймонды. Трубадуры Бернар де Вантадур и Беранже фехтуют с юными пажами, гости играют на виолах и лютнях, кто-то танцует. Вошедшая со своей свитой графиня Сибилла упрекает молодежь в лености. Однако девушки и юноши вновь пускаются танцевать.
Сибилла грозит молодым людям гневом Белой дамы, покровительницы семейства Дорис. Ее статуя стоит в нише на пьедестале. Белая дама не терпит безделья и строго взыскивает за непослушание. Она появляется, когда над домом Дорис нависает опасность. Но девушки не верят старинным сказкам и смеются над словами графини.
Раздаются звуки рожка, Сенешаль сообщает о приезде гонца от жениха Раймонды Жана де Бриена: завтра он будет в замке. Вассалы и крестьяне приходят поздравить молодую госпожу с именинами. Сенешаль приглашает дам и кавалеров на танец. После его окончания Раймонда садится за арфу. Отшумел праздник, разошлись гости.
Уставшая Раймонда погружается в сон на террасе, освещенной луной. Появляется Призрак Белой дамы и велит Раймонде следовать за ней. Раймонда подчиняется. Терраса, выходящая в сад при замке Дорис. Сюда, влекомая Белой дамой, приходит Раймонда.
Сад заволакивает туман, а когда он рассеивается, Раймонда видит своего жениха. Она бросается к нему. Но перед девушкой оказывается шейх Абдерахман. Он объясняется ей в любви, Раймонда негодует. Абдерахман исчезает, но девушку окружают призраки и она теряет сознание.
Наступает рассвет. Призраки рассеиваются. Появившиеся дамы и пажи спешат помочь Раймонде. Празднество наутро продолжается во внутреннем дворе замка. Съезжаются рыцари и трубадуры.
Раймонда с нетерпением ожидает де Бриена, но вместо него является Абдерахман с большой свитой. Девушка требует удалить незваного гостя, однако графиня Сибилла не может нарушить правил гостеприимства.
Каждый спектакль должен быть открытием для публики. Художники знают, где какая постановка идёт, практически все чужие работы известны к тому моменту, когда начинаешь готовиться к премьере. Это современный взгляд на классику. Мне оно очень близко.
А материалы вообще современные. Намёк на исторический костюм есть. Но это каркасные конструкции, которые иногда появляются на сцене. Дворец на озере, и при этом озеро во дворце. Привнёс своё понимание, но не вступил в противоречие с идеей произведения. Я работаю в основном с постановщиками школы Большого театра.
Поэтому понимаем друг друга. Предварительно идёт разговор о материале. Для этого и приглашают профессионального театрального художника. Но, к сожалению, сейчас такая тенденция, которую я наблюдаю в столичных и региональных театрах: режиссёры сами делают декорации, сами придумывают костюмы. Профессиональный театр должен, по-моему, создаваться именно профессиональными людьми, а не просто желающими самовыражаться. Можно привести много подобных примеров.
Профессиональный театральный художник пять лет учится, а шестой год посвящает практике, готовит дипломный спектакль. Это фундаментальное образование. Можно ли говорить о вдохновении, если речь идёт о подготовке к премьере с назначенной датой?
Средневековая история: почему стоит посмотреть балет «Раймонда» в Мариинском театре
Купить официальные билеты на балет Раймонда в Государственный академический Большой театр России. «Балет «Раймонда» – это огромная работа творческого коллектива Самарского театра оперы и балета под руководством Евгения Хохлова и Юрия Бурлаки. балета в 2 актах Александра Глазунова на либретто Мариуса Петипа. Министр культуры Самарской области Ирина Калягина: «Балет «Раймонда» – это огромная работа творческого коллектива Самарского театра оперы и балета под руководством Евгения Хохлова и Юрия Бурлаки. купить билеты на балет в Астрахани 18 мая 2024. Большой зал.
В Мариинском театре пройдет петербургская премьера балета «Раймонда» в редакции Эльдара Алиева
В этой версии Раймонда и Жан де Бриен знакомы с детства, потому что воспитывались вместе. Один из известнейших русских балетов стал последним большим творением великого Мариуса Петипа, «Раймонда» принадлежит к числу самых красочных и зрелищных спектаклей балетного театра. 1946 — сокращенный вариант для «Русского балета Монте-Карло», Раймонда — А. Д. Данилова, Нью-Йорк.
Приморская сцена Мариинки завершила сезон "Раймондой"
На этой неделе в Астраханском театре оперы и балета будет представлена первая балетная премьера сезона – «Раймонда» Александра Глазунова. Средневековая история: почему стоит посмотреть балет «Раймонда» в Мариинском театре. В содержание балета "Раймонда" добавлен мистический персонаж: на пьедестале в нише стоит Белая дама, которая покровительствует дому де Дорис.
Балет «Раймонда»
В нем в незамысловатой истории, основанной на средневековой рыцарской легенде, соединилось все самое лучшее из наработанного Петипа за его долгую карьеру хореографа в России. Здесь и балетно-детективный сюжет со снами, похищениями и счастливыми освобождениями, и сложная и разнообразная балеринская партия, и противопоставление мужских образов — рафинированного классического Жана де Бриена и страстного остро-характерного восточного Абдерахмана, и огромное количество персонажей, а значит, и артистов, занятых в спектакле, и красочные характерные танцы, и, пожалуй, главная гордость и завоевание Петипа — развернутые танцевальные сцены классических ансамблей.
Внезапно Жан де Бриен исчезает и вместо него появляется сарацинский царь Абдерахман, который объясняется в любви. Раймонда падает без чувств.
Проснувшись, Раймонда понимает что видела вещий сон. Действие II Во внутреннем дворике замка Дорис празднество. Графиня и Раймонда окружены свитой.
Раймонда с нетерпением ждет жениха. В числе прочих гостей приезжает Абдерахман. Его сопровождает пышная свита.
Графиня Сибилла уговаривает Раймонду принять царя. Абдерахман, как и в первую встречу, очарован Раймондой. Царь настаивает на танце.
Он признается Раймонде в любви и приказывает свите развлечь гостей. Гости радуются и пьют вино. Одурманенный красотой Раймонды, Абдерахман с помощью своих вассалов пытается похитить её.
Внезапно появляются возвратившиеся из похода благородные рыцари вместе с Жаном де Бриеном и королём Андреем II. Жан де Бриен спасает Раймонду и вступает в перепалку с Абдерахманом. Король Андрей II предлагает разрешить спор в поединке.
Сражаясь, Жан де Бриен наносит мечом смертельную рану Абдерахману. Свита уносит тело их царя. Влюбленные воссоединяются.
Король Андрей II благословляет молодых. В его честь танцуется дивертисмент из народных танцев. Кирова 1917 — возобновление постановки 1898 года.
Балетмейстер — А. Ваганова по М. Раймонда — О.
Иордан, Жан де Бриен — Б. Шавров, Абдерахман — Р. На волне советской пропагандистской борьбы со сказкой, мистикой и всяким волшебством в искусстве, из спектакля был исключён важный момент: призрак Белой дамы, оберегающий Раймонду.
Более этот персонаж в спектакле не появлялся. Скотта Слонимским и балетмейстером Вайноненом. В роли Раймонды Г.
Уланова и Н.
Премьера спектакля в Санкт-Петербурге состоится в рамках гастролей балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра. В свою очередь, дебют постановки во Владивостоке был в конце предыдущего сезона, в год 125-летия со дня первого представления. Автором редакции либретто и хореографии выступил художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев.
В ней было все, что отвечало театральным запросам эпохи. С этого момента балет редактировали лишь однажды.
Фото: телеканал «Санкт-Петербург» В сложной, подробно разработанной хореографии, кажется, нет места экспериментам. Рискнули переосмыслить во Владивостоке, на Приморской сцене Мариинского театра. Основные изменения коснулись либретто — его существенно сократили. Эстетика классики отражена и в декорациях. Канделябры с позолотой, старинные гобелены — словно и сами комнаты замка нарисованы вручную. Сценографию бережно воссоздавали по эскизам прошлого столетия — с поправкой на современность и уважением к истории.
В приметы в театре не верят.
А.Глазунов. Балет «Раймонда»
Наступает вечер. Окружённая друзьями, Раймонда, перебирая струны арфы, предается мечтам о своем женихе. Оставшись одна, Раймонда засыпает. Сновидение влёчет ее в волшебный мир грез, где в окружении прекрасных граций возникает Жан де Бриен. Счастливые влюблённые вместе. Внезапно Жан де Бриен исчезает. На его месте Раймонда видит неизвестного восточного рыцаря, который обращается к ней со страстным признанием в любви.
В избранное Поделиться «Раймонду» Мариус Петипа сочинил на восьмидесятом году жизни, это один из его поздних больших балетов. В нем в незамысловатой истории, основанной на средневековой рыцарской легенде, соединилось все самое лучшее из наработанного Петипа за его долгую карьеру хореографа в России.
Дягилев лично присутствовал на московской премьере «Раймонды» [13] , и ряд помет в клавире может говорить если не об авторстве, то, по крайней мере, о деятельном участии Сергея Павловича. Так, в сцене первой встречи Раймонды и Жана де Бриена в начале второй картины I акта на нотном стане значится: «Выезжает Дебриен [так! Лист клавира с фамилией А. Горского справа В клавире распределение номеров между Горским и Петипа выполнено неравномерно, но вполне ожидаемо. Лист клавира с фамилиями М. Петипа и М. Кшесинской Редактура музыкального материала состояла в сокращении длиннот пантомимных сцен, купировании музыкальных антрактов, а также удалении целиком танцевальных номеров, что, вероятно, было связано как с необходимостью сократить хронометраж спектакля, так и с ограниченными артистическими ресурсами антрепризы. Из-за этого оказались удалены сцены и танцы, исполняемые в Мариинском театре воспитанниками Театрального училища: пляска духов, Farfadets во второй картине I акта, Рапсодия в III акте. Танец арапчат Pas de moriscos в характерной сюите II акта планировалось отдать десяти взрослым артистам кордебалета. Исключены большие мимические сцены в первой картине — выход графини Сибиллы, мизансцены и ее подробный рассказ о Белой Даме. Складывается впечатление, что тетка Раймонды, а может быть, и сама Дама как действующие лица были удалены из спектакля. Отсутствие покровительницы рода де Дорис в балете косвенно подтверждают музыкальные купюры в сценах с ее участием. Действенные функции Белой Дамы переданы другим персонажам, что следует из ремарки в сцене «Сна»: «Раймонда встает и тихонько идет к двери, видя в саду манящих ее девушек и юношей» [16]. Венгерский король Андрей II также попадал под сокращение: «Не лучше ли вместо Короля сделать мать Раймонды, знатную принцессу, перед которой все это и произойдет» [17] — гласит ремарка при появлении Жана де Бриена в финале II акта. Лист клавира Обращает на себя внимание, что «гвоздь» мавританской сюиты, страстный Панадерос перенесен непосредственно в сцену появления Абдерахмана во втором акте, что, по идее, должно было придать особый эффект в экспозиции образного мира сарацинского воина. Самые значительные перестановки коснулись сольных классических вариаций, ведь редакторы вынуждены были отталкиваться от индивидуальных особенностей исполнителей. Так, М. Кшесинская в сцене «Сна» исполняла вторую медленную женскую вариацию из II акта, а в Большом венгерском па, вместо канонической, должна была танцевать быструю вариацию, идущую здесь же, перед мужской четверкой Мордкин, Нижинский, Козлов, Больм. На это указывает запись: «Эту вариацию дать балерине как заключительную вариацию». В нотах последней части на полях важная ремарка: «Если 32 fouettes, то можно повторить эти 8 тактов», [18] — напомним, что Кшесинская была первой русской балериной, освоившей этот головокружительный балетный трюк. На выдающееся исполнительское мастерство юного Вацлава Нижинского, будущего премьера дягилевской труппы, делалась большая ставка. Глазунова, балеринской вариации Раймонды из III акта, мужской вариации из II акта которую в современной редакции исполняет де Бриен , и Вакханалии из «Времен года» в качестве коды. Партнершей Нижинского должна была выступить О. Преображенская отсюда и балеринская вариация , но, видимо, от идеи вставного pas-de-deux отказались быстро, ибо порядок номеров дуэта в клавире был зачеркнут. Балдиной и Т. Карсавиной и соло балерины. Завершаться «Раймонда» должна была общей кодой в хореографии Горского, а финальные Галоп и Апофеоз в клавире купированы. Сейчас сложно точно установить, что же стало причиной отмены постановки балета. Вероятнее всего сошлось сразу несколько негативных факторов. Сыграло роль явное нежелание директора Императорских театров В. Теляковского оказывать какое-либо содействие Дягилеву, неприязнь к личности которого сквозит на страницах дневника чиновника. Серьезный удар по антрепризе нанесла внезапная кончина Великого князя Владимира Александровича 4 февраля 1909 года, лишившая Дягилева высокого покровительства, без которого вскоре последовал официальный запрет использовать помещения и имущество Императорских театров. Сюда же можно отнести и отказ М. Кшесинской от участия в антрепризе, хотя так и остались неясны истинные причины и время ее демарша. Как бы то ни было, полностью балет А. Глазунова в «Русском балете Дягилева» никогда не ставился, и можно только гадать, как восприняли бы парижане в 1909 году сокращенную и отредактированную А. Горским версию хореографического шедевра М. Интересно, что редакция «Раймонды», осуществленная в 1948 году К. Сергеевым в Кировском театре, кое в чем совпадает с дягилевской версией. В первую очередь это касается исключения детских танцев и сцен, связанных с Белой Дамой. Отрадно, что из разрозненных исторических документов, хранящихся в разных архивах и фондах, как из причудливой мозаики, удается составить общую картину событий, предшествовавших мировым триумфам русского балета начала ХХ века.
На пределе возможностей: в Пермском театре оперы и балета прошла серия премьерных показов «Раймонды» 21. Этим спектаклем, ставшим последним высказыванием Антона Пимонова в должности художественного руководителя Пермского балета, театр завершает сезон, прошедший под знаком кадровых перестановок. В день премьеры стало известно, что вслед за бывшим гендиректором Довлетом Анзароковым и главным дирижёром Миграном Агаджаняном из театра уходит Антон Пимонов его контракт заканчивается в августе , а новым старым главным балетмейстером станет Алексей Мирошниченко, проработавший в этой должности с 2009 по 2020-й год. Мирошниченко уволился почти одновременно с Виталием Ивановичем Дубровиным, «вечным» и лучшим зав. Показалось, балет, заметно сдавший свои позиции в последние годы, осиротел, стал терять связь со школой, выпускники которой совсем не стремились и не стремятся остаться в Перми… Причин тому несколько; основные — сокращение балетного репертуара, то есть, редкие выходы балетной труппы на сцену пять-семь спектаклей в месяц против двадцати-двадцати трёх в конце девяностых! Что ни год, то потери, и завершившийся сезон не стал исключением: труппу покинули премьер Георгий Еналдиев, блистательный характерный танцовщик, на премьерском безрыбье вынужденный «переквалифицироваться в принцы», и артистка балета Ульяна Мокшева. Тем не менее, для основной балетной премьеры взяли «Раймонду» Глазунова, которая до сих пор считается одним из самых сложных спектаклей, а заглавная партия — образцом мастерства в балеринском репертуаре: сольный выход, пять виртуозных вариаций... Композиционно балет выглядит как каскад разнохарактерных дивертисментов и сюит: полухарактерная сюита первой картины, лирическая сцена сна, выполненная в академическом танце, восточный колорит второго акта и венгерское гран-па третьего. Все три акта — это насыщенная хореография, требующая от исполнителей не только профессионализма и опыта, но виртуозности и максимальной выносливости.
Другие события раздела
- Ближайшие балеты
- Что еще почитать
- Балет «Раймонда»: содержание, интересные факты, видео, история
- Балет раймонда либретто краткое содержание
- Балет Раймонда. Либретто