Фотография первоначального эскиза картины «Демон поверженный», раскрашенная Врубелем / Фото: Алёна Абрамова. Врубель начал картину маслом, воспользовавшись согласием Серова и его кузины позировать, изменил композицию и цветовой строй. Михаил Врубель увидел кустик сирени в Черниговской губернии, который настолько поразил его, что он решил написать картину.
Большой успех. Выставку Михаила Врубеля посмотрели почти 200 тысяч человек
В этот период была реализована тема Демона, почти всю жизнь сопровождавшая художника. Первый «Демон» был закончен в 1890 году. Он стал центральным произведением Врубеля, собрав в себе всё то, что уже было сделано прежде. Завершало его «демониану» последнее полотно «Демон поверженный», созданное в 1902 году. В 1906 году художник ослеп. Последние годы жизни он провёл в клинике на попечении жены и старшей сестры , погружённый в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика. Александр Бенуа писал о Михаиле Врубеле: «Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия.
Киевский период, 1884-1889 Весной 1884 года Врубель по совету Павла Чистякова был приглашен профессором Адрианом Праховым в Киев для реставрации церквей и написания икон. Врубель «Венеция», 1893. Позже обращается к религиозным сюжетам, создает эскизы для Владимирского собора, зажигается ориентальными мотивами и образом Кармен, с лета 1885 года ведет поиски в воплощении образа Демона. Моление о чаше» ГТГ , которые можно увидеть на выставке. Московский период. Расцвет творчества, 1889-1904 С середины 1880-х Врубель искал новые пути в искусстве. Художник становится членом Мамонтовского кружка, активно проявляет себя не только в станковом творчестве, но и в декоративной, театральной живописи, книжной иллюстрации, прикладном искусстве. Картина — первое значительное произведение русского символизма, определившее его главную тему — стремление творческой личности к высшей красоте.
Художник творит образ, созвучный духовным исканиям своей эпохи. Он утверждает, что его герой — «это дух, но дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, и, при всем этом дух величавый и властный». Работая мастихином, Врубель словно соединил приемы живописца и скульптора, что проявляется в создании форм, похожих на ограненные камни. В результате рождается монументальная техника, имитирующая мозаику. Тема Демона, олицетворяющего вечную борьбу мятущегося духа, стала главной в творчестве художника. В конце того же года Врубель принял участие в создании иллюстраций для издания собрания сочинений Михаила Лермонтова к пятидесятилетию со дня его смерти. Мастер сделал рисунки к шести произведениям в прозе и стихах, в том числе — «Демон» и «Герой нашего времени».
В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н. Римского-Корсакова 1900. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича. Его Царевна-Лебедь — существо двойственной природы. Он пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни, поэтому художник наделяет свой образ демоническими чертами. Михаил Врубель, "Демон поверженный", 1902 Михаил Врубель "Демон поверженный", 1902 Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к "Демону" М. Живописная поверхность дробится и преломляется, превращаясь в настоящую колористическую мозаику. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя "демонической" темы, был сыном негероического времени. У "Демона" Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Живописный образ более психологичен, чем его литературная основа, поэтому его часто отождествляют с самим художником. Герой низвергнут в хаос небытия. Вытянутый по горизонтали холст усиливает почти физическое ощущение стремительного падения, а распростертые крылья добавляют динамики образу. Художник пишет павлиньи перья металлическими лаками, заставляя их сверкать и переливаться на темной поверхности.
Демон второй. Все это не способствовало длительным привязанностям. В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу. Михаил Александрович Врубель. Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир. Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. И вместе с тем: «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб... Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес». Безумная техника и странная эстетика В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и... Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом. В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В.
Ангелы и демоны Врубеля: в Третьяковке готовятся к масштабной выставке художника
Михаил Александрович Врубель работал два года, чтобы создать это полотно, и завершил его в 1901-м. Михаил Александрович Врубель — первый русский художник, сделавший высшим смыслом именно саму живопись. В истории русского искусства конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856–1910) занимает уникальное место. В истории русского искусства конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856–1910) занимает уникальное место.
Две «бесхозяйные» картины Врубеля перешли в собственность Третьяковской галереи
Михаил Врубель поступает в Академию художеств в возрасте 24 лет после окончания юридического факультета университета. К 165-летию Михаила Врубеля тут собрали почти все его хрестоматийные работы от «Царевны-лебедь», «Демона сидящего» и «Пана» до «Шестикрылого серафима», «Сирени» и. Михаил Врубель (1856–1910) — русский художник, скульптор, театральный декоратор. Михаил Врубель – художник одновременно трагической и печальной красоты.
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
Михаил Врубель поступает в Академию художеств в возрасте 24 лет после окончания юридического факультета университета. Уникальная эстетика Михаила Врубеля, замешанная на мистицизме, чувственности и религиозной философии, завораживает и приковывает внимание более века. Михаил Врубель принимал участие в оформлении более десяти спектаклей в Русской частной опере, большинство его произведений связаны с произведениями Н. А. Римского-Корсакова. Картины Врубеля послужили соединительным звеном между традициями художественной школы Репина и новаторскими приемами Малевича. С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. Картины Михаила Врубеля трудно перепутать с работами других художников.
Репортаж с открытия выставки Михаила Врубеля
Михаил Врубель – русский живописец, автор картин практически во всех художественных жанрах. Для Михаила Врубеля, потрясённого дивными голосами певцов и самой постановкой, это стало рубежом, через который он с лёгкостью перешагнул. Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей. Михаил Врубель снова начал сползать в депрессию и работал над картиной «Демон поверженный» по 14 часов в сутки.
Русский музей собрал известные картины Врубеля на выставке к 165-летию художника
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 г. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, — это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов — о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что — вымысел? Демон сидящий , 1890 г.
Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г.
Спустя 4 года его отец вновь женился - на Е. Она была пианисткой, так будущий художник близко познакомился с классической музыкой. Отношения с мачехой у Михаила сложились неплохие - она оказалась доброй и любящей, детство мальчика было счастливым. Его художественные способности проявились очень рано. Уже с 5 лет он увлеченно занимался в рисовальной школе. Девяти лет от роду он по памяти копировал Микеланджело. Во время проживания в Петербурге, в 1864 и 1868-1869 годах отец водил мальчика на занятия в школу Общества поощрения художеств. В 1870 году семья Врубеля переехала в Одессу, там Михаил в 1874 году окончил с золотой медалью знаменитую Ришельевскую гимназию, где серьезно изучал литературу, историю, французский, немецкий, латинский языки, посещал рисовальную школу Общества изящных искусств.
Его отец считал это полезным для общего развития, но на будущее сына смотрел с точки зрения "положительных взглядов" - непременным условием выбора профессии была "польза для общества". Поэтому, после очередного приезда семьи в Петербург, М. Врубель в 1874 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Учась на юриста, он к юриспруденции был равнодушен, но не оставил мечты стать художником - много читал, посещал выставки, занимался в вечерних классах Академии художеств. Именно в университетские годы, часто бывая в Эрмитаже, завязав знакомства с художниками, он стал много рисовать сам и осознал своё настоящее призвание. В 1879 году Врубель с золотой медалью окончил университет, но юристом так и не стал. К этому времени будущий художник уже твердо решил посвятить себя искусству. Он с грехом пополам отбыл воинскую повинность и уже в 1880 году поступил в Академию художеств, где занимался в классе известного педагога Павла Чистякова. В Академии Врубель работал много и серьезно. Я до того был занят работою, что чуть не вошел в Академии в пословицу.
Если не работал, то думал о работе". Собственные произведения П. Чистякова немногочисленны и малоизвестны. Но как педагог он сыграл огромную роль. Став учеником Чистякова, Врубель так натренировал свой глаз, что различал "грани" не только в строении человеческого тела или головы, но и там, где она почти неуловима, например, в скомканной ткани, цветочном лепестке. Можно видеть, как он это сделал, на примере "Натурщицы в обстановке Ренессанса" 1883 , которая свидетельствует об умении художника передать разнообразие материальных форм и богатство оттенков цвета. Уже в Академии Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто - трагические. Чистяков разглядел необыкновенную одаренность ученика и выделял его среди других. Поэтому, когда к Чистякову обратился его старый друг профессор А. Прахов с просьбой рекомендовать кого-либо из способных студентов для реставрации древних фресок в храме Кирилловского монастыря XII в под Киевом, Чистяков без колебаний представил ему Врубеля со словами: "Лучшего, более талантливого для выполнения твоего заказа я никого не могу рекомендовать".
Весной 1884 года, не успев окончить Академию, Врубель отправился в Киев, где началась его самостоятельная художественная жизнь. С 1884 года в течение шести лет М. Врубель жил в Киеве, где работал над эскизами росписей Кирилловской церкви; изучал византийскую иконопись, выполнил самостоятельно ряд монументальных композиций. Но летом 1884 года художник остался в чужом городе без всяких средств. Пришлось даже пойти в гувернеры. Рассказывают, что однажды летним днем 1884 года, зайдя в киевский ресторанчик, Врубель не смог расплатиться за обед, заявив официанту: "Денег у меня нет, а вот извольте предложить хозяину эту акварель". Хозяин, даже не взглянув на рисунок, поднял скандал. На шум вышла его дочь, взяла в руки "странную" картинку. Вы художник? Ладно, идите.
Тот обед 28-летнего Врубеля стоил всего два рубля. Но с какой радостью ему вернули акварель, когда он принес долг. Между тем, то был этюд к "Восточной сказке", которая вот уже сто лет украшает Русский музей. В ноябре 1884 года Врубель на время оставляет работы для поездки в Венецию, где он пробыл до мая 1885 года. Там он изучал творчество мастеров XV в, написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви "Св. Афанасий", "Богоматерь с младенцем", "Сошествие Св. Духа" и др. Лучшее из этих произведений - икона "Богоматерь" 1885, Гос. Прахова, в которую Врубель был тайно влюблен. Вернувшись в Киев, Врубель метался.
Он словно не находил себе места - то принимал решение уехать из Киева и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу , то возвращался опять. Он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же и жестоко бедствовал, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Нет прямых свидетельств душевного состояния художника в то время, но очевидно, что он переживал не только денежный кризис. В конце концов, он продолжает реставрационные работы, а в 1887 году ему поручается исполнение фресок и для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения. В Киеве Врубель создает картины "Восточная сказка" и "Девочка на фоне персидского ковра", а также первые варианты "Демона". Врубель написал на стенах Кирилловской церкви несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и две самостоятельные композиции - "Сошествие святого духа" и "Оплакивание". Всего им выполнены работы по обновлению 150 фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. В своих работах он попытался модернизировать византийскую эстетику, внеся в них элементы современного мироощущения, что было трудно назвать традиционно религиозным. По словам Нестерова, Врубель "витал в своих видениях, грезах, а эти грезы, посещая его, не оставались его гостями долго, уступая свое место новым мечтам, новым образам, невиданным, нежданным, негаданным, прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника "нездешних стран".
Как бы то ни было, его иконописные "дерзания" вызвали недоумение. Врубель вложил в свои эскизы такую философскую глубину, что был обвинен в нарушении канонов церкви и в 1889 году отстранен от работ. Лишь после его смерти церковь признала, что врубелевские эскизы соборных росписей так же ценны, как и библейские этюды Александра Иванова.
Врубеля манили символы, метафоры, мистицизм. В Третьяковской галерее картинам и скульптурам Михаила Врубеля выделили самый большой зал. Парадокс, но говорят, сам Третьяков сначала не ценил Врубеля и не спешил пополнять свои коллекции его трудами. Теперь даже выездные выставки Третьяковки с этими работами пользуются бешеной популярностью. Сейчас Третьяковка готовится к масштабной выставке работ Врубеля. Коллекции со всей России объединят, они займут 3 этажа. Не будет только раннего периода его творчества.
Эти шедевры в Россию сейчас не привезти.
Александр Блок очень любил эту картину, под впечатлением от неё он написал стихотворение с подзаголовком «Врубелю». В мерцании лунного света просыпается душа сиреневого куста в облике девушки. Гранёные мазки придают полотну эффект движения, постоянной трансформации. Цветы кажутся магическими кристаллами. Беспомощный падший ангел Врубеля словно зажат в раме в неестественной позе, но в его глазах виден отблеск горделивой натуры и готовность к борьбе.
На выставке, организованной объединением «Мир искусства» в Петербурге, это полотно произвело сенсацию. Любопытно, что художник дорабатывал картину, когда она уже стала достоянием публики. Александр Бенуа, художник: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре». Портрет Валерия Брюсова 1906 Фото: muzei-mira.
Это одна из последних осмысленных работ мастера, который в 1906 году уже с трудом приходил в сознание.