это благословение русскому народу, она сегодня пребывает в Казанском храме Коломенского (территория Москвы), у правого клироса. В годы гонений «Державная» икона Божией Матери не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. СПИСКИ С ИКОНЫ После обретения «Державной» иконы Пресвятой Богородицы было написано большое количество списков, быстро распространившихся по русским храмам. Державную икону Божией Матери называют "главной святыней монархистов России", пишет
15 марта Церковь чтит икону Божией Матери «Державная»
В праздник Державной иконы Божией Матери был совершен крестный объезд вокруг Москвы с чудотворной иконой Царя Николая. “Державная” икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения Николая II от престола. Чудотворный образ Божией Матери «Державная» был обретен в тысяча девятьсот семнадцатом году в день отречения от престола императора Николая Второго. Державная икона Божией Матери почитается верующими как символ защиты России и единства русских земель.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ» / ПРАЗДНИК ДНЯ
Перевод: Высшей Военачальнице победные песни воспеваем, потому что даровалась нам Сила Твоя, и ничего не побоимся, потому что не от мира спасение наше. И защищаемся милосердием Превознесенной [очень уважаемой] Владычицы и этому сегодня радуемся, потому что пришла Заступница на стражу земли Своей. Перевод: Обороняющей Военачальнице, Защитнице нашей Державной, песнопения благодарственные приносим о даровании нам иконы Ее святой, ею же защищаемы, ничего не устрашимся, ибо наше спасение не от людей, но по милосердию Преблагословенной Владычицы.
В Екатеринбурге храм в честь Державной иконы Божией Матери построен рядом с железнодорожным вокзалом, куда 30 апреля по новому стилю 1918 года на станцию Екатеринбург-I прибыл поезд с арестованными императором Николаем Александровичем, императрицей Александрой Феодоровной, Великой княжной Марией Николаевной и слугами. Здесь поезд простоял несколько часов и отбыл далее на станцию Екатеринбург-II, ныне станцию Шарташ, где августейшие узники были высажены с поезда. Спустя 100 лет эти точки следования и остановки поезда стали частью Екатеринбургского Пути Скорби , разработанного по благословению митрополита Кирилла ныне Преосвященного Казанского и Татарстанского накануне 100-летия подвига Царской семьи.
Державная в Казанском соборе в Коломенском В самом храме ничего похожего на приснившийся образ не обнаружили, и только в подвале обратили внимание на большую, совсем потемневшую икону. Очистив ее от вековой пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне, с символами царской власти в руках.
Крестьянка сразу узнала явленную ей во сне икону, а священник отслужил перед образом молебен. Одной рукой Пречистая сжимала скипетр, другой — державу, на главе Ее была императорская корона, а на плечах — красная мантия или порфира. На коленях Владычицы сидел Богомладенец, простирающий руку в благословляющем жесте. Найденный образ как бы свидетельствовал: самодержец отрекся от престола, и отныне, по Божьему благословению, сама Пресвятая Богородица принимает на себя особое попечение о многострадальном российском народе.
Эта белая церковь была похожа на Вознесенский храм в селе Коломенское, и потому Евдокия рассказала о своих видениях настоятелю именно этого храма, и тот разрешил ей искать образ. В подвале церкви, среди старых икон Евдокия и отыскала похожий на явленный ей во сне образ — на иконе было изображение Богородицы, Которая восседала на престоле с Богомладенцем Иисусом Христом на коленях.
В своих руках Матерь Божия держала царские регалии — скипетр и державу. Именно по этому изображению икону и стали именовать «Державной». После обретения иконы она была обновлена в мастерской московского Алексиевского монастыря. Достаточно скоро с образа стали делать списки, которые начали распространяться по всем храмам России. Саму икону верующие почитали как чудотворную. Стоит отметить, что в это время она редко находилась собственно в Коломенском: ее постоянно возили по фабрикам, заводам и другим местам, где простые люди имели возможность к ней приложиться.
В Коломенском она пребывала только по воскресным и праздничным дням. Иконе были написаны служба и акафист, в составлении которых непосредственное участие принимал Святейший Патриарх Тихон. Именно по его распоряжению из частей акафистов уже почитавшихся в России икон Божией Матери, было составлено славословие «Державной» иконе, которое получило название «Акафист акафистов». Еще одну службу составил В. Сам святой патриарх Тихон бывший тогда еще митрополитом , в своем донесении Священному Синоду по поводу чуда обретения иконы писал следующее: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца 18I века не старше , по форме вверху овальная иконостасная, средняя, из третьего пояса пророческого. Икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери.
Вероятно,она осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря ». Уже после чудесного явления образа в Вознесенском женском монастыре Москвы по записям в местных архивных книгах было установлено, что икона Божией Матери «Державная» принадлежала прежде именно этой обители. В 1812 году, в связи с приближением к Москве войск Наполеона, икона была отправлена на сохранение в Вознесенскую церковь села Коломенское.
ДЕРЖА́ВНАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
Она выделяется среди остальных благодаря величественному образу Божией Матери, выполненному в иконографическом типе Панахранта. Богородица изображена в качестве Царицы Небесной, восседающей на троне в царской короне, со скипетром и державою в руках, которые являются знаками царской власти. Богоматерь облачена в алую порфиру, покрывающую ее стан и голову. На ее коленях изображен младенец Иисус, простирающий руку в благословляющем жесте.
На заднем плане можно увидеть уже взрослого Христа, а в более поздних списках изображены святые или ангелы. Это один из немногих образов, где Богородица запечатлена без традиционного креста.
Тихона Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию из частей акафистов почитавшихся в России икон было написано славословие Д. Богородицким Акафист Пресв. Богородице явления ради чудотв. Ея иконы Державныя в с. Коломенском, близ града Москвы, 2 марта 1917 г. Державная икона Божией Матери.
Иконописец Л. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке - скипетр, левая возложена на державу, на голове - царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы - отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках - благословляющий Господь Саваоф. Низ иконы был опилен на 15-20 см, вероятно, после ее обретения из-за сильных повреждений доски. На основании художественных особенностей образ датируется кон. XVIII в. По нек-рым сведениям, Д. Однако в сохранившихся архивных документах Вознесенского мон-ря сведений об этой иконе не обнаружено Меняйло В.
Иконы из Вознесенского монастыря Моск. Кремля: Кат. В 1928 г. Иосифа Волоцкого. В 1990 г. Казанской иконы Божией Матери справа, перед иконостасом, возле клироса. Церковное предание связывает возвращение чудотворной иконы с началом освобождения Русской Церкви от богоборческого ига. В числе сохранившихся ранних произведений кон.
Рождества св. Иоанна Предтечи в ТСЛ, др.
Радуйся, кающихся грешников с Богом примирение; радуйся, добрыя обеты приемлющая. Радуйся, благим намерениям способствующая; радуйся, злыя начинания разрушающая. Радуйся, вражия козни расторгающая; радуйся, скорая человеком Помощнице. Кондак 6 Воспеваем Твое милосердие досточудное и многое к нам снисхож-дение, Пресвятая Богородице, не престаеши бо молитися о нас, грешных, Сыну Твоему и Богу нашему, еже отвратити гнев Его праведный, на ны движимый, и помиловати всех верно вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиявает в души наша, омраченныя скорбию и унынием от множества согрешений, свет благодатнаго утешения, и сердце наше исполняется веселия и радости, егда непрестанными Твоими, Владычице, вразумлениями возбуждаеши нас вопити к щедрому Богу, да милостив будет и простит нам прегрешения наша.
Не премолчи убо, Владычице, наставляющи и вразумляющи нас, зовущих Ти сице: Радуйся, в скорбех и болезнех долготерпению нас научающая; радуйся, вся помышления наша к распятому за грехи мира Спасителю устремляющая. Радуйся, страдания Его и крестную смерть в памяти нашей обновляющая; радуйся, правосудием Божиим к ожесточенным и нераскаянным нас устрашающая. Радуйся, ожиданием будущих небесных благ нас услаждающая; радуйся, к наследству нетленному и вечному нас приводящая. Радуйся, наследниками Царствия Божия нас сотворяющая; радуйся, трапезо святая, хлебом жизни нас питающая. Радуйся, маслине благоплодная, елеем милости сердца умягчающая; радуйся, яко молитвою пред иконою Твоею приемлем духовное утешение. Радуйся, яко сердцам нашим даруеши благодатное сокрушение; радуйся, яко благостынею Твоею угашаеши в нас огнь нечестия. Кондак 7 Хотяй всем человеком спастися и в разум познания истины приити, премилосердный Господь и Создатель наш посла во дни гневнаго посещения Своего ангела пресветла в новоявленнем образе Твоем "Державном", да вси с верою молящиися пред ним, приимут помощь и заступление Твое всесильное и радостно вопиют Всемогущему Богу: Аллилуиа.
Икос 7 Новую показа милость всех Творец и Владыка наш Господь, егда положи во гневе Своем наказати род человеческий огнем, мечем, гладом и болезньми, сотвори сие наказание для многих человеков ко вразумлению и исправлению во спасение душ. Сего ради и мы, Владычице, припадающе к Пречистому образу Твоему "Державному", усердно молим Тя: не даждь нам погибнути до конца, но милосердия двери отверзи нам, вопиющим Ти сице: Радуйся, неприступнаго Божества селение; радуйся, ангельское непрестающее удивление. Радуйся, рабов Божиих тайное вразумление; радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех. Радуйся, благодатное безстрастие ищущим его подающая; радуйся, всех в чистоте целомудрия живущих зело любящая. Радуйся, пристанище небурное подвижников благочестия; радуйся, гневом Божиим вразумляющая сынов нечестия. Радуйся, безмолвствующих сладкая Собеседнице; радуйся, отшельников Христа ради крепкое упование. Радуйся, постников Божественное радование; радуйся, пустынножителей тихое веселие.
Кондак 8 Странни и пришельцы есмы на земли сей: житие бо наше суетно и маловременно есть. Мы же смерти безвестное во ум никогдаже приемлем, ни помышляем о Страшнем судищи Христове, в немже имамы праведному Судии предстати и дати ответ о всяком же деле и слове. Темже молим Тя, Владычице: возбуди нас скоро от сна греховнаго, да не постигнет нас час смерти неисправленных и да сподобимся Твоим ходатайством получити беззакониям нашим прощение и во гласе радования воспевати Христу Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вся бывши горе, к небесным взята еси и земных не оставляеши, Пресвятая Богородице, священным Твоим предстательством: имаши бо дерзновение к Сыну Твоему и Богу нашему. Темже утверди, Владычице, в мире глубоце страну нашу православную и вся полезная даруй рабом Твоим, да величающе воспеваем Ти тако: Радуйся, умным очесем нашим горький и страшный час смертный представляющая; радуйся, на кийждо день, аки уже на последний жития нашего, взирати нас научающая. Радуйся, любити мир и яже в мире нам воспрещающая; радуйся, пристрастие к тленному богатству из сердца нашего искореня-ющая. Радуйся, вся блага земная быти привременна и скоропреходяща нам показующая; радуйся, славы человечи, аки тени преходящия, искати нам возбраняющая.
Радуйся, яко сладчайшее имя Господа Иисуса Христа устами непрестанно произносити и во уме держати нас побуждаеши; радуйся, яко от празднословия, многоглаголания, паче же от кощунства нас удержаваеши.
Торцы иконы оказались в многочисленных щелях, зацепах и зазубринах, местами напоминая трухлявую губку. Все эти изъяны после анализа снимков иконы в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах удалось исправить с помощью старинных технологий с применением рыбьего клея и глубокой обработки реставрационным антисептиком для защиты доски от грибка и иных пагубных микроорганизмов. Далее началась работа с самим образом. За все время своего существования Державную икону всерьез, тем более современными исследовательскими методами, не изучали. Икона из Коломенского, олицетворявшая для многих верующих заступничество принявшей под Свое покровительство осиротевшую русскую державу Матери Божией, сразу после обретения в 1917 году стала «путешествовать» по приходам и монастырям Центральной России. По воспоминаниям современников, образ только в воскресные и праздничные дни пребывал в Коломенском; известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители, где перед ней молилась будущая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна2. Деятельное внимание к образу проявил Предстоятель Русской Церкви: будущий святитель Патриарх Тихон лично участвовал в составлении службы и акафиста иконе3, призывая православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания. Там его очистили от стойких загрязнений и наскоро восстановили утраты масляными красками, а одеяние Богородицы сделали пурпурно-красным, исполнив таким образом повеление свыше из видения крестьянки Андриановой см. Но все эти работы, увы, выполнялись по поверхности доски без восстановления грунта.
В последующие годы с Державной иконы удалось сделать несколько списков один из них в середине 1920-х годов пребывал в церкви Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне Северной столицы 5. Некоторые из них сохранились в московских храмах — как, например, находящийся в церкви во имя пророка Божия Илии в 1-м Обыденском переулке, вышедший из-под кисти художника и иконописца Николая Сергеевича Чернышева6 в 1926 году. Интересно, что икона Чернышева внешне несколько отличается от явленного образа по крайней мере в его нынешнем виде. Богородичный нимб в исполнении Николая Сергеевича золотой, а почти полностью лишенный украшений плат выглядит строже. Положение Богомладенца статичнее и монументальнее, а благословляющая Его рука расположена по вертикальной оси иконы. Десница Бога Отца расположена строго вертикально. Есть отличия и в положении рук Божией Матери: правая двумя перстами удерживает скипетр, левая царственным жестом возложена на державу а не поддерживает ее, прижимая к себе, как на явленной иконе. Временно переместили Было бы странно, если бы богоборцы первых советских лет смирились с тем, как на глазах разрастается народное почитание святыни, символизирующей принятую на Себя Богородицей самодержавную власть православного царя.
Листая православный календарь
О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятіихъ Своихъ держащая Содержащаго всю вселенную Царя Небеснаго! Державная икона Пресвятой Богородицы была явлена чудесным образом 2 марта (15 марта по новому стилю) 1917 года, в день отречения от престола царя Николая II. В праздник Державной иконы Божией Матери был совершен крестный объезд вокруг Москвы с чудотворной иконой Царя Николая. Чудотворный образ Божией Матери «Державная» был обретен в тысяча девятьсот семнадцатом году в день отречения от престола императора Николая Второго.
Икона Божией Матери "Державная"
Перевод: Собрание ангелов благоговейно Тебе служит и все Небесные силы неумолкающими голосами Тебя прославляют, Богородица Дева, усердно молим Тебя, Владычица, да пребудет Божественная благодать на почитаемой иконе Твоей Державной, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нее на всех, с верой Тебе молящихся и взывающих к Богу: «Аллилуйя». Перевод: Высшей Военачальнице победные песни воспеваем, потому что даровалась нам Сила Твоя, и ничего не побоимся, потому что не от мира спасение наше. И защищаемся милосердием Превознесенной [очень уважаемой] Владычицы и этому сегодня радуемся, потому что пришла Заступница на стражу земли Своей.
Принято считать, что это образ Девы в момент Непорочного Зачатия. Своим жестом она благодарит Бога за честь и одновременно благословляет нас. По данным из открытых источников, оригинальная икона написана в византийской манере, а ее древко предназначено для несения во время Крестного хода. Под врагами могут подразумеваться и внутренние качества человека, его грехи — жадность, злобность, склонность к прелюбодеянию и вредным привычкам.
Также перед светлым образом часто молятся о решении конфликтов, о защите от стихийных бедствий, о справедливости, об исцелении особенно от болезней глаз , о совете, о защите дома, семьи и детей, об укреплении веры и избавлении от сомнений, о пути истинном, о потерянных вещах. На ряде сайтов сказано, что перед утренним умывание в этот день важно выйти на улицу и постоять на ветру, чтобы он прогнал с человека все дурное. В этот день стоит заняться выпечкой. А в ночь на 10 декабря, как считается, душа общается с разумом и может послать ему знаки и сны. По поверьям, также стоит отложить рукоделие, чтобы "не зашить тепло" и не привлечь холода. Если в этот день сильный ветер, то с утра нельзя умываться и причесываться.
Также верят, что нельзя рыбачить, лишний раз пользоваться острыми предметами, проводить шумные мероприятия.
Почему эта икона стала "главной святыней монархистов" — в материале altapress. Православная церковь Державная икона: история и значение По церковному преданию, в 1917 году крестьянка Евдокия Андрианова во сне услышала голос, который сказал: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся". В другой раз этой женщине приснился белый храм, в котором находилась Богородица. Вместе с настоятелем в подвале храма они нашли почерневшую от времени икону, пишет foma. Когда ее отмыли, то увидели изображение Божией Матери. Она восседала на троне вместе с сыном.
В руках у Богородицы изображены скипетр и держава — символы царской власти. К обретенной Державной иконе стали стекаться верующие.
Икона была настолько благодатна и столь отличалась от «общепризнанного списка» где преобладают черные, принципиально неприемлемые в иконописи тона и резкие очертания , что, наверное, необходимо дать краткое описание этого образа. На небесно-лазоревом фоне писан благостный лик Пресвятой Богородицы.
Глаза у Пречистой Девы настолько умилительные и исполненные любви ко всем, кто приходит к ней с молитвой, что просто невозможно оторвать взор от Ее любвеобильного лика. На короне Богородицы — крест, держава в ее руках тоже имеет наверху крест и сама перекрещена крестом, как лентой. У Богомладенца и у Господа Вседержителя именословное благословение. Фото перервинский-монастырь.
Смотришь на излучающий безграничную любовь лик Божией Матери и веришь — Пресвятая Богородица по великой Своей милости и милосердию приняла под Свой Покров многострадальную землю Русскую, восприняв и трон, и скипетр, и державу. Вскоре после того, как в Никольский храм пришла мироточивая икона, произошло следующее. Две женщины, с трудом разыскавшие на окраине Москвы Николо-Перервенскую обитель, рассказали, что несколько дней назад одной из них во сне явилась Божия Матерь и, показав Свою икону, сказала, что Она послала сию икону в Николо-Перевенскую обитель. Женщина поделилась о том, что произошло, со своей подругой, и они стали искать.
Никогда они не слышали ни о таком монастыре, ни иконы такой никогда не видели. И вот, потратив не один день на розыски обители, они, наконец, добрались до ее соборного Никольского храма и, придя к настоятелю, попросили его показать им храмовые Богородичные иконы. И среди них женщина, которой было видение, сразу же безошибочно узнала ту икону, о которой Свою волю явила Пресвятая Богородица — выказав благоволение в том, чтобы этот образ был именно на сем месте. Рассказав эту чудесную историю, молодые звонари Никольского храма поднялись на колокольню, и по всей округе полился благодатный звон.
Внизу открывалась картина, радующая сердце — небольшая река Перерва с зеленеющими свежей травой берегами, а за ней, как на ладони, раскинувшееся Коломенское — место явления в 1917 году иконы «Державной». Известно, что после явления образа Божией Матери «Державная» во все концы России по церквам разослали списки этой иконы, но вскорости они были утеряны, спрятаны или уничтожены. По прошествии стольких лет богоотступничества и богохульства Пресвятая Богородица по неизреченной Своей любви к чадам Отца небесного и особому попечительству о Русской земле вернула Свою икону, вновь явив ее православным». И это понятно, ибо задачи русского царя, промыслом Божиим на него возложенные, выходят далеко за пределы задач верховного носителя государственной власти.
Он не был главой государства, избираемым и угождающим поэтому своим избирателям и тем, от кого зависит. Делом царя было — творить дела Божии, быть выразителем воли Божией, носителем и хранителем общехристианского идеала земной жизни. Соответственно и задачи русского царя, выходя далеко за пределы России, обнимали собою весь мир. Он был защитником слабых и угнетенных, объединял своим верховным авторитетом разноплеменные народы, стоял на страже христианской цивилизации и культуры, был тем «держащим», на которого указывал апостол Павел: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь» 2 Фес.
До тех пор, пока русские люди не уразумеют задач самодержавия, благодать Божия не вернется в Россию. Сын Божий смиренно предал Себя в руки палачей ради спасения рода человеческого через победу над смертью в Своем Воскресении. Он молча стоял перед Пилатом и беснующейся толпой. Так же молча взошел на свою Голгофу и помазанник Божий Николай II, полагаясь на волю Божию с полным доверием к ней и чувствуя, что Господь не оставит Россию, с надеждой, что его самопожертвование послужит к вразумлению потомков.
Именно в этом состоит смысл святости царя-мученика. Таким образом, его вынужденное отречение было последним актом царского служения воле Божией.
15 марта - день обретения Державной иконы Божией Матери
Но, когда Наполеон вошел в Москву, образ пришлось спасать, и поэтому икона оказалась в селе Коломенском где, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила себя в положенное время. Этот святой образ был обретен в тяжкое для России время. Храм в Коломенском Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года.
Я всегда с вами! Новая будет заря! Встали в проломе Волею Божьей, смертный отринули страх. Ложились под танки, горели, тонули, сердцем крепчали в боях. Дали немало сражений отчаянных в небе, земле и в воде Не отреклись от идеи, духом окрепли в борьбе Бог вёл в атаку бойцов под Москвою В Бабьем Яру вынес все боли скорбя Зимней порою повешен был с Зоей Принял все муки бойцов на себя. Время пришло, новому племени, Новый приказ будет дан. Деды исполнили планы Всевышнего, Честно приняли чашу свою, Славы наследникам, чести преемникам, Новый приказ отдаю. Встанут враги, побеждённые дедами, Ваши друзья отвернутся от вас, Старое горе с новыми бедами Вырастут в тысячи раз. Ваши вожди вас объявят врагами Подлость прославят, любовь проклянут. Влезут вам в душу с чужими богами, Храмы поставят во славу Иуд. Храмы поставят Мазепы вчерашние, Звоном и блеском Небо слепить и глушить. Бога Живого представят уснувшим, Чтоб не мешал Русь Святую губить. Будут попы, президенты, редакторы ласково в уши шептать: «Успокойся. В уголке на коленях тихонько молись Станут враги убивать твоих близких — ты не мешай.
Своим видом Дева Мария предупреждает о большом количестве невинных смертей, о грядущих испытаниях для Православной церкви и всей страны. В то же время алый цвет несет в себе безраздельную любовь и сострадание к человечеству. Как удалось сохранить образ Державная икона Божией Матери ассоциировалась у советской власти с российской монархией, поэтому воспринималась особенно негативно. Святой образ подвергался постоянному преследованию, а все его списки беспощадно уничтожались. Чтобы спасти реликвию, ее передали Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье. Настоятельница этого монастыря отослала образ в Екатеринбург. Именно здесь картина была обнаружена после трагических событий, связанных с расстрелом царской семьи. Сохранилась информация о том, что икона Богородица Державная находилась буквально в обезображенном состоянии. Святыня была исколота военными штыками, в связи с чем подверглась тщательной реставрации. В течение нескольких последующих лет образ значился как пропавший без вести. Когда икона отыскалась, ее поместили в Государственный исторический музей. И только в июле 1990 г. Сегодня подлинная икона пребывает в храме Казанской иконы Божией Матери, расположенном на территории села Коломенского. Ее возвращение было воспринято верующими как начало освобождения Русской православной церкви от богоборчества. Каждое воскресенье перед иконой читают акафист кроме дней, когда идет Великий пост и празднуется Святая Пасха. Где можно увидеть списки реликвии Копии богородичного образа имеются в большинстве православных храмов России. Самые известные среди списков этой иконы хранятся священнослужителями: Московского храма мученика Иоанна Воина; храма Успенского благочиния города Москвы; храма Вознесения Господня на Гороховом поле, в Басманном районе столицы; храма Великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Копия Державной иконы Богоматери также находится в Николо-Перервинском монастыре, расположенном в Московской области.
Эта икона явила себя 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения царя Николая II от престола. Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь. Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной.
Икона Божией Матери Державная
это благословение русскому народу, она сегодня пребывает в Казанском храме Коломенского (территория Москвы), у правого клироса. Служба и акафист Державной иконе Пресвятой Богородицы составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона († 1925). Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 15 марта 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II. Державная икона Божией Матери — это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Поэтому икона, на которой Пресвятая Богородица восседает на престоле с короной на голове, а в руках держит скипетр и державу (символы царской власти), стала называться «Державная». Явление в этот день «Державной» иконы Пресвятой Богородицы было воспринято православными верующими как знак Божий, и икона сразу приобрела значение покровительницы России.
Православные верующие отметили День обретения Державной иконы Пресвятой Богородицы
В день празднования иконы Божией Матери "Державная", 15 марта, в Кронштадтском Николаевском Морском соборе была совершена Божественная литургия. Образ на Державной иконе Божией Матери относится к канону цареградских икон. Державная икона Божией Матери — это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная» О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Державная икона Богоматери была обретена более 100 лет назад в день отречения от престола царя Николая II 2(15) марта 1917.
Видения рабе Божьей Евдокии
- 15 марта 2023. «Державной» иконы Божией Матери | Свято-Троицкий мужской монастырь города Рязани
- Явление иконы Божией Матери, именуемой «Державная» | Бузулукская епархия
- История иконы Божией Матери "Знамение"
- Икона Божией Матери Державная
- Икона Державная Божья Матерь
ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Православный поэт Александр Александрович Солодовников 1893-1974 гг. Мной не владеют больше вещи, Всё затемняя и глуша. Но солнце, солнце, солнце блещет, И громко говорит душа. Явление Державной иконы Божией Матери сказалось - и продолжает сказываться - на всей истории России минувшего столетия. Оно «сквозит и тайно светит» сквозь все его события. Через все их названия явно проступила невидимая державная власть Небесной Царицы Русской Земли. Это означало бы исполнение сроков, отъятие Удерживающего.
И путями Промысла среди большевицких вождей начались разделения. На изначально марксистских, всемiрно-революционных позициях объективно оказались не все, и это дало возможность Троцкому, наиболее последовательному коммунисту, говорить о «термидоре», то есть о перерождении революции. На место мiровой революции встало «построение социализма в одной, отдельно взятой стране». По Марксу и Энгельсу такой коммунизм невозможен. И если с 1917 по 1934 год шло целенаправленное физическое уничтожение русского народа за его Православие и государственность, то с середины 30-х годов большевизм всё же дал крен... И во всех этих явлениях возвращения на традиционный русский путь была Державная Рука Божией Матери.
Вот почему эти процессы вызвали яростную критику коммунистов-безбожников, а потом и продолжателей их дела во второй половине ХХ-го века, которую первые их идеологи назвали «разоблачением культа личности», - на самом же деле шла борьба с нашей самодержавной монархической традицией, с русским духом. Пресвятая Владычица не оставила наш народ. Она умолила за землю Свою. И народу нашему была дана возможность подняться. И Она помогла ему в этом - в том, чтобы он всё претерпел, приложил героические усилия и поднял страну. При этом, конечно, потребовались и великие жертвы - и здесь Матерь Божия была первой Помощницей: Она помогла эти скорби и лишения пережить - с верой, со смирением, с покаянием, - и в первую очередь тем, кто среди этих испытаний к Ней обращался.
А такие люди в нашей стране, как оказалось, были, и было их немало. Мы знаем из Библии, что Господь готов ради десяти праведников помиловать весь город. И страна наша была помилована... Храмы стали открываться, Патриаршество было возстановлено, Великая Победа была одержана. Страна не погибла, но стала сверхдержавой. Сила православной веры явилась в нашей истории ХХ-го века во всём своём величии и правде.
Как ни старались богоборцы а усилия были предприняты неслыханные , вера осталась жить в нашем народе. Потому и стало возможным духовное возрождение четверть века назад, «второе Крещение Руси». План «воинствующих безбожников» провалился. Православная Россия продолжила свою жизнь в истории. И в этом - главное значение явления Державной иконы Божией Матери. Вот столетие какого величайшего события в нашей и мiровой истории мы празднуем ныне.
Южное солнце стояло высоко в безмятежном голубом небе. Пляж с утра был полон желающих окунуться в прохладные морские волны. Худенькая темноволосая девушка озабоченно потрогала плечи — не обгорела ли? Девушку звали Нелли Корниенко. На отдых в Геленджик студентка Щепкинского театрального училища приехала из Москвы. Вдруг прямо перед нею из воды вышел молодой человек — высокий статный шатен. На несколько секунд их взгляды встретились.
Осторожно ступая по нагретой солнцем гальке, парень прошёл мимо. И Нелли забыла про полуденный зной, про обгоревшие плечи... Это была любовь с первого взгляда. Оказалось, что незнакомец вместе с друзьями расположился неподалёку. Ребята шумно и весело играли в домино. Нелли то и дело поглядывала в их сторону. И вдруг услышала: «Девушка, давайте к нам!
Нелли смутилась, но приглашение приняла.
Народное сознание сразу же связало чудо обретения иконы Богородицы «Державная» и отречение Николая Второго воедино, усмотрев в этом определенные смыслы. Так, по одному из распространенных мнений, явлением Своего честного образа в день отречения от престола царя Николая Второго Матерь Божия дала людям знак о том, что теперь Она Сама будет Заступницей России. По другой версии, явление иконы Божией Матери «Державная» в день отречения государя стало предзнаменованием грядущих испытаний для Русской Православной Церкви, ее чад и всей нашей страны в целом. Усилило эти настроения то, что буквально через год, в июле 1918 года, Николай Второй вместе со всей своей семьей принял мученическую кончину. Впоследствии, в 2000 году, царская семья была прославлена Русской Православной Церковью в чине страстотерпцев. Его правая рука поднята в благословляющем жесте.
Своими ликами Матерь Божия и Господь обращены к молящемуся. Правая рука Бога-Отца также поднята в благословляющем жесте. Фигура Бога-Отца изображается выходящей из облаков — символа Небесного Царства. Глава Пречистой Богородицы увенчана венцом короной , что является символом царства Божией Матери. Именно подчиненное положение Матери Божией по отношению к Господу Иисусу Христу и выражено в образе в том, что венец возложен на главу Богородицы поверх мафория. Божия Матерь изображается сидящей на царском троне. Одеянием Богородицы является красный мафорий — длинная верх- няя одежда в виде покрывала, которое спускается с головы до ступней ног.
На иконе глава Божией Матери также покрыта мафорием — это символ материнства Пречистой Богородицы и Ее полного подчинения воле Божией. Красный вишневый, пурпурный цвет одеяния также имеет свое символическое значение — в Византии а следом и на Руси красный цвет считался цветом царской власти, символом красоты и драгоценности. В руках Божией Матери находятся символы царской власти: в правой — скипетр, а в левой руке — держава. Опять же, это является указанием на царское достоинство Пречистой Богородицы. Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря внутренняя нашедшая на страну нашу, во дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог: и в делех сие безбожие показуют.
После закрытия храма Вознесения икона была перенесена в храм св.
Георгия в Коломенском и находилась там до 1929 г. После закрытия церкви св. Георгия икона поступила в Государственный исторический музей, а 15 апреля 1988 г. Иосифа Волоцкого. В 1990 г.
Державная икона Божией Матери в чем помогает? Молитвы о здравии своих родных, о мире в стране
Икона Божией Матери «Державная» является уникальной по типу иконографии Богородицы с Богомладенцем Христом. Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 15 марта 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II. После обретения Державной иконы Пресвятой Богородицы были написаны списки, быстро распространившиеся по храмам.