Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф.М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. предлагаем вашему вниманию все книги писателя по циклам и сериям - Книжный сервис Лайвлиб. В «Современнике» уже вышел рассказ Надежды Сусловой, а Аполлинария всё ещё в задумчивости грызла перо. Аполлинария Суслова. – 75 просмотров, продолжительность: 25:44 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Александра Кашицына в социальной сети Мой Мир.
Сараскина Л.: Аполлинария Суслова
Бытует мнение, что в Сусловой Розанова привлекла, в первую очередь, её прежняя связь с Достоевским. Сам Розанов эту гипотезу не подтверждал. Портрет Василия Розанова работы Леона Бакста, 1901 г. Wikimedia Commons В конце 1880 г. Довольно быстро выяснилось, что у молодожёнов разные ожидания от брака.
Розанов обвинил жену в том, что она не захотела «сидеть около мужа, окружить его вниманием и покоем в многолетнем труде». И его можно понять. Он жаждал безусловной любви, поддержки, поклонения, а получил пренебрежение и сильные сомнения в гениальности. Аполлинария Прокофьевна смотрела на него свысока, ревновала и закатывала скандалы — по крайней мере, так утверждал Розанов.
Вряд ли можно определить виноватого в том, что их союз распался. Скорее всего, они просто «не сошлись характерами». В 1886 г. Суслова в замужестве Розанова, но для удобства оставим девичью фамилию уезжает от мужа.
Спустя некоторое время Розанов сходится с вдовой Варварой Дмитриевной Бутягиной и хочет во второй раз жениться. Но сначала нужно получить развод. В реалиях Российской империи это дело непростое. Расторгнуть брак могли в нескольких основных случаях: если один из супругов изменил или оказался «неспособен к брачному сожительству», пропал без вести или был сослан в Сибирь.
Розанов требовал, чтобы Аполлинария Прокофьевна созналась в прелюбодеянии. Неизвестно, правда, было оно в действительности или нет: до того, как возникла необходимость развода, философ ни о чём таком не упоминал. Суслова наотрез отказывается. Брать вину на себя Розанов тоже не хочет.
И дальше они много лет мешают друг другу жить. Розанов не может признать собственных детей, в отместку отказывает Сусловой в получении отдельного вида на жительство. Добиваясь расторжения брака, Розанов заручается поддержкой Анны Григорьевны Достоевской, но и её связи в Синоде не помогают. В письмах друзьям Розанов супругу не щадил.
Думается, Аполлинария Прокофьевна сгорела бы от стыда, если бы узнала, насколько деликатные подробности их личной жизни станут достоянием общественности. Процитируем самое безобидное: «Мы с ней «сошлись» тоже до брака. Обнимались, целовались, — она меня впускала в окно 1-й этаж летом и раз прошептала: — Обними меня без тряпок». Или: «Детей у нас никогда не было; и меня, как семьянина, всегда огорчало, что она выражала удовольствие по поводу этой бездетности, происходившей от её женской болезни».
Подруга Розанова Зинаида Гиппиус в своей биографической книге «Живые лица» назвала Суслову «развалиной с глазами сумасшедше-злыми». Правда, женщины никогда не встречались, и судила Гиппиус исключительно по фотографии. Саму Зинаиду Николаевну, кстати, Бунин охарактеризовал как «необыкновенно противную душонку». Зинаида Гиппиус, 1897 г.
Wikimedia Commons По свидетельству Гиппиус, в браке с «развалиной» Розанов в буквальном смысле умывался слезами.
Но из-за разницы в возрасте и взбалмошного характера Аполлинарии их семейная жизнь постепенно становилась кошмаром. Она не только «пилила» своего молодого мужа, но и устраивала ему дикие сцены ревности с «публичным мордобитием». И всё это шло параллельно с её собственными «вольностями», флиртом и интрижками с молодыми друзьями мужа. В воспоминаниях писателя В. Розанова хорошо передана особенность сексуальной жизни Сусловой: «Мы с ней «сошлись» тоже до брака... Обниматься, собственно дотрагиваться до себя - она безумно любила.
Совокупления - почти не любила, семя - презирала «грязь твоя» , детей что не имела - была очень рада». Уже первая обширная цитата расставляет все диагностические точки над «i». Целесообразно только уточнить сам диагноз, приведя его в соответствие с новой психиатрической классификацией, - истерическое расстройство личности. Многие историки пишут, что этой женщиной была прожита пустая и бездарная жизнь, что она не оставила после себя ни доброй памяти, ни детей. Это одна правда. Но есть и другая правда: эту странную женщину любили два гения земли Русской - Достоевский и Розанов.
Она не стоит такой любви.
Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдёт себе друга и счастье. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдёт счастья». Как и предвидел писатель, жизнь у неё не сложилась. Бывшая любовница знаменитого писателя вынужденно уехала на жительство в провинцию, была под надзором полиции. Я знаю, что люди были совершенно ею покорены, пленены», - восторженно отзывался о «великолепной» Аполлинарии Василий Розанов — писатель, философ, в жизнь которого она ворвалась, очень скоро превратив её в ад. Предвижу: она будет несчастна Достоевский и Апполинария Суслова Будучи моложе её на 16 лет, он женился на ней.
Ненависть к мужу после расставания с Достоевским Аполлинария выражала открыто и неистово, она долго не могла прийти в себя, посылала бывшему любовнику письма, втайне надеясь, что всё у них ещё сложится. Однако время шло. Фёдор Михайлович похоронил жену, вторично женился на своей помощнице Анне Григорьевне Сниткиной. Молодая жена тайком познакомилась с соперницей, она боялась, что старая привязанность возобновится. Но роль разлучницы Сусловой не удалась. В 43 году её настигла «последняя» жгучая любовь к студенту, гостившего у Розановых в доме. Студент сильно пострадал от этой роковой женщины, которая, не встретив взаимности, осложнила ему жизнь - он любил другую, а смириться с чужим счастьем Суслова не могла.
Тайно прочитанное письмо от студента к её мужу, в котором тот позволил неосторожные высказывания о государе Александре III, она переслала жандармам. Неосторожного студента посадили, а Розанова не раз допрашивали.
В настоящее время Анастасия работает медицинской сестрой физиотерапевтического отделения одного из медицинских центров города Орла. В рамках деловой программы Национального чемпионата был представлен опыт Орловской области по развитию региональной системы инклюзивного образования, который вошел в тройку лучших и будет опубликован в форме методических рекомендаций Федерального методического центра по инклюзивному образованию.
«СОЛНЦЕ МОЕЙ ЖИЗНИ ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ»
В семейном журнале братьев Достоевских «Время» появляется повесть Сусловой — слабая, претенциозная… Их отношения можно было охарактеризовать как любовь-ненависть. От Аполлинарии Федор Михайлович постоянно слышал упреки, требования развестись со «своей чахоточной женой». Потом Достоевский напишет: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет се бя от самых малейших обязанностей к людям». Достоевский приехал во Францию чуть позже… Аполлинария даже и не ждала его. У нее появился некий господин из тех, кто нравился женщинам. Вот как вспоминает Любовь Федоровна Достоевская о дальнейшем развитии событий: «Весной Полина написала отцу из Парижа и сообщила о неудачном окончании ее романа. Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж.
Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой — излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам. В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что ее возлюбленный — подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела еще раз увидеть моего отца… Я не знаю, позволил ли Федор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию. Полина согласилась, это было именно то, чего она хотела». Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Федора Михайловича. Для Сусловой Достоевский был не великий писатель, а всего лишь поклонник, книг его она почти не читала, так что весь богатейший внутренний мир Федора Михайловича для нее словно и не существовал. И когда Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…», для нее это были лишь слова, скользнувшие мимо ушей.
А услышала те слова молодая стенографистка Анна Сниткина: она была согласна на любое приглашение, к любому счастью — лишь бы с Достоевским. Сниткина готова была раствориться в нем, пожертвовать себя ему.
Аполлинария Прокофьевна теперь жила в Нижнем у брата, куда перебрались ее престарелые отец и мать; там же Розанов встретился с нею, будучи в гостях у своей ученицы Аллы Щегловой. Полина, по его выражению, «ушибла» его с первого взгляда.
Равнодушно бы она совершила преступление, убивала бы — слишком равнодушно… … Она была по стилю души…раскольница «поморского согласия» или еще лучше — «хлыстовская богородица». Нескрываемое восхищение красивого юноши, каким был тогда Розанов, разбудило в Аполлинарии прежнюю чувственность, прежнюю смелость и полное равнодушие к тому, что скажут и что подумают. Спокойно она дала себе волю: сама шепнула Василию в гостях, чтобы приходил к ней ночью. Во время любовного свидания опытная Полина настолько очаровала молодого человека, что он на время превратился в ее тень.
Три года длился их безумный роман, пока Суслова во время недолгой отлучки Василия не написала ему в Москву грустное письмо с предложением расстаться… Розанов обмер, охнул, перехватил где-то 15 рублей на дорогу и примчался в Нижний объясняться. Василий Розанов: «Совершенная безвыходность положения, в какие-то три—четыре секунды … произошло измерение душ, переоценка всего прошедшего, взгляд в будущее, — и мы упали друг другу в объятия…» После этой сцены они опомнились уже в церкви, обвенчанными, и вскоре переехали в Брянск, куда Розанова направили учительствовать. Что такое семейная жизнь, Аполлинария представляла себе смутно, но наблюдая, как живет в Петербурге ее сестра Надежда, вышедшая замуж за профессора Голубева, втайне ужасалась. Она привыкла к ничем не ограниченной свободе, так почему она должна встречаться с мужем трижды в день во время трапез?
А если у нее неделю голова болит и она вовсе не желает ни с кем видеться? А если она на день или два увлечется каким-нибудь молодым человеком что с ней нередко случалось , она что же, должна прятаться от мужа и притворяться? Никогда не притворялась, а сейчас, ради этого кудрявого юнца, станет идти против себя?
Также Орловская область была отмечена сертификатами за участие во Всероссийских конкурсах «Вместе на карте возможностей», «Возможности без границ», «Гимн движения».
Не тут-то было. Полина очень скоро вопреки всем теориям потребовала, чтобы Достоевский развелся с женой! Тот уставился на нее страдальчески-непонимающим взглядом. Больше к этой теме она не возвращалась — слишком была горда. Далее последовали другие, вовсе неожиданные «сюрпризы». Однажды Полина застала Федора Михайловича в гостиной — он, не вставши по обыкновению ей навстречу, сидел сутулый, раздраженный, барабанил пальцами по столу и тяжко молчал, глядя на нее мрачным взглядом. Надо нам все это кончать, Поля! Несколько минут он внимательно разглядывал ее, потом вдруг вскочил, опрокинул стул, бросился на нее, подавляя, оскорбляя и игнорируя ее сопротивление и крик. Чем дальше, тем чаще просыпалась в нем эта темная, зловещая сторона его натуры «сладострастника», о которой она поначалу, разумеется, и не подозревала. Довольно скоро к этому прибавилась еще и грубая, совершенно безосновательная ревность — к студентам, к Полонскому, к брату. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Опомнившись, он хватался за голову, извинялся, стоял на коленях, плакал, исповедовался… Несколько лет спустя Аполлинария прочитает в «Идиоте» про настроения Настасьи Филипповны: «Тут приедет вот этот… опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет — так тысячу раз в пруд хотела кинуться, да подла была, души не хватало…» — и узнает себя. И еще больше ее оскорбит то, что он доподлинно, до самых пронзительных деталей знал, что с ней происходило и что она при этом чувствовала. После таких сцен Полина кружила как неприкаянный призрак по угрюмым петербургским улицам и мучительно терзалась, страдая душой. Замкнутая и одинокая, ни с кем, даже с сестрой, не умела она поделиться своими муками — безвозвратно рушился образ «Сияющего», как она называла и воспринимала Достоевского. А ведь для нее, как и для всех почти поклонников писателя, он был прежде всего автором «Бедных людей», «Униженных и оскорбленных», бесчисленное количество раз она слышала его рассуждения об идеалах чистой, возвышенной, самоотверженной любви и прекрасно знала, сколько слез умиления он пролил над этими идеалами в своих книгах! А ведь в каком-то смысле они нашли друг друга, эти две натуры, в чьих душах одинаково таились мрачные бездны, гулкие пропасти, темные и зловещие закоулки неизвестных им самим страстей, а потому потребность в страдании была едва ли не важнейшей для них обоих. В результате Полина с наслаждением кинулась в пучину собственного, только что открытого внутри себя хаоса, как бы приглашая Достоевского разделить с ней эти «впечатления». Так начался период взаимного мучительства, сопровождающийся оскорблениями, претензиями, выворачиванием души наизнанку и уличением друг друга в самых грязных тайных побуждениях. И если он отводил душу в своих романах, в крепнущем внутри христианстве, то ей, атеистке, к тому же лишенной истинного импульса к творчеству, опереться было не на что, и она просто тонула в этом хаосе. В марте 1863-го Полина, не дождавшись публикации во «Времени» своего второго, не менее слабого рассказа «До свадьбы», спаслась от Достоевского бегством в Париж. Читайте также Кастильская муза: как Хуана Инес де ла Крус вошла в историю литературы Любовь-ненависть В Париж она поехала не только, чтобы сбежать от «мучителя», но и в надежде заняться изучением истории и языков — английского и испанского. Не без труда удалось беглянке умолить отца выделить и ей средства на скромную комнату в парижском пансионе и ежедневные расходы. И первое время Полина действительно посещала какие-то лекции по литературе и истории, общалась с русской политической эмиграцией, встречалась с Тургеневым, к которому у нее были рекомендательные письма от Якова Полонского. Через несколько месяцев она писала Достоевскому из Парижа тот как раз наскреб денег, чтобы наконец настичь беглянку во Франции : «Ты едешь немножко поздно: все изменилось в несколько дней. Ты как-то говорил, что я не скоро смогу отдать свое сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверений, без уверенности, почти без надежды, что меня любят. Я была права, сердясь на тебя, когда ты начинал мной восхищаться. Не подумай, что я порицаю себя, но хочу только сказать, что ты меня не знал, да и я сама себя не знала. Прощай, милый! Со страстным нетерпением он ждал появления своей нежной, порывистой Полины, открыла же ему дверь Полина незнакомая — надменная, с коварной, мстительной улыбкой на губах, во всяком случае, именно такой увидел ее он. Выяснилось, что она без памяти влюбилась в какого-то парижского врача по имени Сальвадор и с душераздирающими подробностями рассказала Достоевскому о своей страсти. Он понял только, что это «не серьезный человек, не Лермонтов», и что его Полина, чью душу он считал такой требовательной и возвышенной, «пала», влюбившись в «молодого красивого зверя» — самоуверенного и недалекого. Суслова прекрасно отдавала себе отчет в своем падении и каким-то парадоксальным, мучительным образом гордилась этим: теперь не было больше гордой барышни, чьей чистотой помыкал Достоевский, теперь она ему равна. Она ему отомстила. В своем дневнике Суслова утверждает, что Достоевский, выслушав ее признание, «упал к ее ногам, обнял с рыданиями ее колени…» Достоевский же ближе всего воспроизведет свои реальные мучительные перипетии с Полиной в повести «Игрок», в которой он даже дал своей героине такое же имя. Впрочем, подобную же любовь-ненависть испытывала и настоящая Полина к своему недавнему возлюбленному. Слепая низменная страсть к французу открыла ей главный раскол внутри нее самой: собственно женское начало в ней, оказавшееся столь неожиданно мощным, несовместимо с человеческим, иными словами, с духовным. И этот раскол Аполлинария так никогда в себе и не примирила, так никогда и не сумела она свести воедино эти две противоположности, из-за чего вся ее жизнь, все ее любови, все ее интеллектуальные и моральные порывы будут казаться ей ложью, лицемерием, грязью… Французик Сальвадор, как водится, обманул Суслову и очень скоро бросил ее, и тогда Достоевский почти силой заставил свою безутешную любовь поехать с ним в Италию — рассеяться, развлечься. Несомненно, он рассчитывал вернуть ее расположение, хотя поклялся перед отъездом, что будет ей только «как брат». Баден-Баден, Турин, Рим, Неаполь. Федор Михайлович безбожно играл в рулетку, проигрывал и писал умоляющие письма в Россию — брату, родным с просьбой выслать денег, якобы «на писанье романа». Всюду в гостиницах они с Полиной селятся в разных номерах, он сидит с ней допоздна, гладит ее руку, утешает, слушает бесконечные рассказы про неверного Сальвадора — он дожидается, пока она соберется лечь в постель, и терзает себя демонстративными попытками держать слово. Но она тоже кое-чему научилась в Париже — и разоблачается перед ним медленно, расчетливо, глядя прямо ему в глаза недобрым взглядом. А распалив его чувства — гонит прочь, после чего из соседней комнаты доносятся его плач, вой, досадливые удары тростью в стену В конце концов они срываются, клятвы летят в тартарары, а наутро ненавидят друг друга за «слабость» и едва разговаривают. Эти кошмарные полтора месяца путешествия — последние дни, проведенные вместе. Осенью того же 1863 года Полина вернулась в Париж, а Достоевский — в Петербург.
Аполлинария Суслова - все книги по циклам и сериям | Книги по порядку
Она вошла в историю не только и не столько как писательница, автор небольших рассказов, но в первую очередь как возлюбленная и муза Ф. К славе — тайно завистлива. Ума — среднего, скорее даже небольшого.
Если бы она была просто красивой пустой бабенкой — к чему и перья ломать? Однако Достоевский, например, считал ее одной из примечательнейших женщин своей эпохи. Суслова послужила прототипом едва ли не всех «инфернальных» женщин Достоевского — Полина в «Игроке», Катерина в «Братьях Карамазовых», Лиза в «Бесах»… Да и Розанов был одержим Аполлинарией, которая почти на 20 лет была старше него, ничуть не меньше Достоевского. Василий Васильевич, расставшись с ней, уже ненавидя ее, тем не менее признавался: «…В характере этом была какая-то гениальность именно темперамента , что и заставляло меня, например, несмотря на все мучения, слепо и робко ее любить».
Аполлинария Прокофьевна Суслова — чистейший тип русской женщины, русской, как выразился Розанов, «по стилю души» — и этим она, бесспорно, представляет интерес сама по себе, а не как обидный «довесок». Это — не тип преданной и верной жены, сентиментально воспетый нашей классической литературой, это другой тип: независимой, упрямо последовательной, страдающей идеалистки. Иначе говоря, другой вариант национального женского характера. Помимо врожденных психологических склонностей этот тип был воспитан специфической атмосферой, сложившейся в России в 60-х годах XIX века, народовольческими идеями и остро прорезавшимся вкусом к свободе. То было время торжества Писарева и Чернышевского, время хождения русской молодежи «в народ», время тайных прокламаций и политических процессов, время резкого обострения так называемого «женского вопроса» и новой антисемейной морали. И если мужчины так или иначе сумели «переварить» новую идеологию и обогатиться, то множество зараженных ею, как эпидемией чумы, представительниц слабого пола оказались выбиты из привычной колеи и зачастую погибали, не зная, за какую соломинку уцепиться.
С-ва» Стриженные по тогдашней моде и совершенно между собой несхожие сестры Сусловы — Аполлинария и Надежда, появившиеся в петербургских студенческих кружках, были из того нового поколения молодых женщин, которое более не желало топить, хранить и украшать домашний очаг, качать колыбель и быть во всем рабой мужа. И потому в многочисленных студенческих демонстрациях за право женщины на образование — они всегда в первых рядах. Высшие женские курсы в России в то время еще не были созданы, но правительство, под давлением молодежи, пошло на некоторые уступки и позволило дамам слушать лекции в университете. Страсть к самостоятельности и профессиональной деятельности наравне с мужчиной кружила этим барышням голову так, как раньше кружила только любовь. Сестры Сусловы, как и их эмансипированные товарки, искренне считали любовь «пережитком», «предрассудком» и, разумеется, полагали, что уж они-то — выше этого. Зачем вам вся эта политика, эта ученость!
Вот только увернуться ученый муж не успел — вольнослушательница Суслова не долго думая влепила ему пощечину. Полина, как ее звали домашние, проcто не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Ее вспоминают порывистой, горячей, резкой на язык, то есть усвоившей все поведение эмансипантки, или «синего чулка», — так в приличном обществе именовали новую женскую поросль. Но выражение глаз Полины резко контрастировало с этим отчасти деланым нравом: у нее были глубокие, страстные, словно засасывающие в свой запредельный омут глаза. Она еще не догадывалась об их власти.
В ноябре 1861 года вышел в свет 5-й номер семейного журнала братьев Достоевских «Время». Поклонники Достоевского, как и весь читающий Петербург, были весьма удивлены: между 8-й главой «Записок из мертвого дома» и романом в стихах Якова Полонского «Свежее предание» была напечатана довольно рыхлая, беспомощная повесть «Покуда», подписанная «А. Кто она такая? Откуда взялась? А главное, зачем ее опубликовали? Тотчас поползли всевозможные слухи и домыслы.
Федор Достоевский, окруженный ореолом мученичества, уже известный писатель, всего год назад вернувшийся из ссылки, пользовался в северной столице колоссальной популярностью и авторитетом, особенно в кругах студенческой молодежи. Впрочем, до сих пор точно неизвестно, где и когда произошло знакомство 21-летней Полины и 40-летнего Достоевского. Говорили, что, увлекшись писателем после его многочисленных выступлений в университете, Полина первая написала ему «наивное поэтическое любовное письмо». Так, например, полагала дочь Достоевского Любовь Федоровна. Хотя такового письма в архиве писателя так никогда и не нашли. Да и вообще всему тому, что касается Аполлинарии Сусловой, верить дочери писателя следует с большой оглядкой: госпоже Достоевской слишком очевидно хотелось очернить ее — Полина была неистребимо опасной соперницей ее матери.
Любовь Федоровна незамысловатой, черно-белой краской так рисовала портрет Сусловой: «Тогда в моду вошла свободная любовь. Молодая и красивая Полина усердно следовала веянию времени, служа Венере, переходила от одного студента к другому и полагала, что служит европейской цивилизации. Услышав об успехе Достоевского, она поспешила разделить новую страсть студентов. Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Он не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснениями в любви» Любовь Успенская дочь Фёдора Достоевского Знавшие Полину говорили, что и в самом деле в ее характере было сделать первый шаг, но все же — не такой.
В среде презирающих любовь и романтические бредни девиц писание поэтических любовных писем было сродни тому, как если бы вдруг заговорила ослица. Их увлекала отнюдь не практика «свободной любви», а размышления о свободной любви и о праве женщины на таковую вообще. А это совершенно разные вещи. Как и все их сверстницы, сестры Сусловы мечтали: например, Надежда, строгая, почти аскетично-суровая девушка, желала стать первой в России женщиной-врачом — вот что было ее непреложной целью. Студенты-медики подтрунивали над ее фанатичным и фантастичным прожектерством: дама в белом халате со стетоскопом, да где же это видано? В разгар романтической связи с Полиной Федор Михайлович выглядел настоящим щеголем Источник: Mikhail Borisovich Tulinov, Public domain, via Wikimedia Commons Полина же, о чем свидетельствует ее дневник, мечтала вообще: надо приносить обществу пользу, надо найти смысл жизни, надо чему-нибудь выучиться и куда-нибудь пойти работать… Тогда едва ли не все вокруг пописывали.
Даже Надя отнесла в «Современник» свой небольшой рассказ, тут же одобренный и напечатанный редакторами Чернышевским и Некрасовым.
После этого Суслова помирилась с Достоевским, и они поехали в совместное путешествие в Германию. Писатель увлекся азартными играми и тратил на них много денег. Это очень тревожило Аполлинарию, которой приходилось закладывать свои вещи ради средств для жизни. Когда первая жена Достоевского скончалась от туберкулеза в 1864 году, писатель сделал Сусловой предложение — и получил отказ. Уже после расставания он писал о Полине: «Я люблю ее до сих пор, очень люблю, но уже не хотел бы любить ее».
Следующей супругой Достоевского стала влюбленная в него стенографистка Анна Григорьевна Сниткина. А Суслова вышла замуж в 40 лет за 24-летнего Василия Розанова , ставшего известным в качестве религиозного философа и литературного критика. Суслова в произведениях Достоевского Литературные критики обнаружили черты Сусловой в ряде персонажей Достоевского. Самой очевидной героиней стала Полина в романе «Игрок», где описывается ее любовное увлечение французом, ссоры, нервный характер отношений и увлечение главного героя рулеткой. Произведение было написано в 1863 году, когда Достоевский был в долгах из-за азартных игр и заключил контракт с издательством на скорейший выпуск нового романа. Тогда же писатель впервые воспользовался услугами стенографистки, которая впоследствии стала его женой.
В «Идиоте» качествами Сусловой писатель наделил Настасью Филипповну: «В черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона, волосы, по-видимому, темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна».
Однако, по словам современников, Аполлинария видела в нем не великого писателя говорят, она даже не читала его романы , а очередного поклонника. Их отношения были похожи на американские горки: страсть чередовалась с нежностью, любовь с ненавистью. Отношения Достоевского и Сусловой продолжались пять лет.
В конце Аполлинария отказала писателю на предложение стать женой. Из Петербурга в Иваново Суслова вернулась в 1865 году. Сохранились ее письма с первыми впечатлениями: «Здесь даже можно составить общество: я нашла двух женщин очень милых и неглупых, из купчих, кое-что знающих и понимающих. Здесь есть и такие дамы, что рассуждают насчет прогресса, эмансипации женщин и прочих высоких вещах не хуже питерских нигилисток…» Правда, при более пристальном знакомстве ситцевое село уже не кажется Сусловой таким притягательным — через год она напишет: «Купчихи дома одеты ужасно дурно, даже грязно, и только в торжественные дни наряжены богато. Это народ, у которого ничего нет для себя: парадные комнаты, парадные постели, парадные платья.
Здесь есть один купец-миллионер, либерал и образованный: принимает архиереев и губернаторов к себе в дом, а где дочери его спят, так в эти комнаты войти страшно — нет не только порядочной мебели — нет даже воздуха хорошего и чистоты…» В 1868 году Суслова открыла в Иванове первую частную школу-пансион для девочек. Учебное заведение просуществовало несколько месяцев — власти обвинили учительницу в неблагонадежности: «Во-первых, она носит синие очки, во-вторых, волосы у нее подстрижены. Кроме того, имеются слухи о ней, что «в своих суждениях она слишком свободна и никогда не ходит в церковь». Интересно, что в письмах к столичной подруге Суслова сообщает, что в Иванове «полюбила человека, который вызвался не только поправить мои дела, но и открыть мне новую дорогу…» Исследователи предполагают, что речь шла о Филиппе Нефёдове его адреса и история еще будут в нашем путеводителе. Впервые Аполлинария Суслова вышла замуж в возрасте сорока двух лет.
Ее партнером в случае с эмансипированной женщиной по-другому не напишешь стал студент Василий Розанов — позже прославившийся как философ и писатель. Сохранилась его дневниковая запись о начале отношений: «Суслова меня любит, и я её очень люблю. Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин…» Спустя несколько лет брака Розанов запишет противоположное: «Меня она никогда не любила и всемерно презирала, до отвращения. И только принимала от меня «ласки».
Суслова Аполлинария Прокофьевна
В своем дневнике Аполлинария Суслова пишет, что она ненавидит Достоевского за то, что он причинил ей страдания, без которых можно было обойтись. Аполлинария Суслова родилась в семье бывшего крепостного крестьянина, который сумел стать управляющим имениями графа Шереметева. Аполлинария Суслова дважды уходила от Василия Розанова, он все ей прощал и просил вернуться обратно.
Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.
Polina Suslova (1840–1918) wikidata:Q4446736 s:ru:Аполлинария Прокофьевна Суслова q:it:Apollinarija Suslova. Как Аполлинария Суслова перевернула жизни двух литературных классиков Есть женщины, которые вдохновляют людей творчества на создание новых произведений искусства и дарят. Здесь в позапрошлом веке проживала возлюбленная Федора Достоевского Аполлинария Прокофьевна Суслова.
Неистовая и одинокая
Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны… Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее. Она не стоит такой любви. Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдет себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья», — сокрушался он.
Портрет писателя Ф. Фрагмент Фото: tretyakovgalleryshop. В 30 лет она вдруг решила кардинально изменить свою жизнь и отправилась трудиться рядовой учительницей в глухое село под Тамбовом, где жили ее родители. Однако там она вскоре заскучала и опять отправилась на поиски приключений.
Ее новой «жертвой» стал 20-летний студент историко-филологического факультета Василий Розанов. Спустя 4 года они поженились. Сусловой на тот момент был 41 год. Василий Розанов в молодые годы Фото: bearloka.
Он писал ей письма, полные отчаяния и бессильной злобы: «…Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом.
ISBN 978-5-235-04514-9 нет отзывов Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В.
Орловчанка Анастасия Суслова победила в Национальном чемпионате по профмастерству «Абилимпикс» 24. Чемпионат завершился в Москве 23 октября.
Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес. Первая биография А. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных источников.
Пионерки эмансипации: жизнь и деятельность сестёр Сусловых в Крыму
Была возлюбленной русского писателя Фёдора Достоевского и женой философа Василия Розанова. Окончила пансион благородных девиц в Санкт-Петербурге. Считается прототипом ряда ключевых женских образов в романах Ф.
Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных.
Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Ежедневная аудитория портала Проза.
Её отец Прокофий Суслов был простым крепостным графа Шереметева, но обладал незаурядными способностями. Умный, грамотный, начитанный, он сделал карьеру от простого писаря до управляющего всех имений графа и получил вольную ещё до отмены крепостного права. До 15 лет Аполлинария жила в родном селе, потом вместе с семьёй перебралась в Москву, а затем — в город мечты Петербург. Родители, сами лишённые возможности получить образование, сделали всё, чтобы обеспечить его дочерям. Сёстрам Поле и Наде нанимали учителей, а затем отдали в пансион благородных девиц. В отличие от сестры, питавшей явный интерес к естественным наукам, Полю ничего не увлекало.
Из всей школьной программы ей запомнились только уроки истории: Древняя Греция и античное искусство пробудили её воображение и тягу к творчеству. После гимназии сёстры Сусловы продолжили образование. Высшие женские курсы в России в то время ещё не были созданы, но правительство под давлением молодёжи разрешило барышням слушать лекции в университете. Аполлинария же продолжала искать себя — она интересовалась так называемым женским вопросом, была участницей всех студенческих сходок и демонстраций, не раз попадала в полицейский участок. Со всей горячностью молодости она хваталась за любые модные идеи и занятия. К этому разряду относилось и писательство. В «Современнике» уже вышел рассказ Надежды Сусловой, а Аполлинария всё ещё в задумчивости грызла перо. Тут как нельзя кстати на её горизонте и появился прославленный писатель Фёдор Достоевский.
Мука-любовь К моменту их встречи Фёдор Михайлович уже был настоящей звездой поколения. Он только вернулся из ссылки — попал туда за близость к кружку петрашевцев, готовивших государственный переворот. Прогрессивная молодёжь зачитывалась его повестями и романами, он выступал перед студентами в Санкт-Петербургском университете. На одной из таких встреч его и увидела Аполлинария. Набравшись храбрости, она протянула ему свою первую повесть «Покуда». Повесть была совершенно посредственной, но Достоевский решился опубликовать её в своём журнале «Время». Так у них с Аполлинарией появился легальный повод для встреч. Вскоре стало понятно, что объединяет их не только интерес к литературе.
То, что Достоевский женат, Суслову не смущало. Да и брак этот нельзя было назвать счастливым.
Аполлинария Суслова помогла скрасить его жизнь - жизнь обманутого мужа. Суслова хотела, чтобы Фёдор Михайлович оставил жену и был с ней, только с ней! Как знать, может быть, Достоевский и решился бы на это, но Мария Дмитриевна тяжело заболела. Дни её были сочтены. А Достоевский старался сделать менее тяжёлыми последние месяцы её жизни. Суслову мучила ревность, она не желала понимать, что Достоевский просто не может оставить жену в таком состоянии.
Тем не менее терять молодую возлюбленную писателю не хотелось - он привязался к ней всем сердцем и её недостатки, порой, казались достоинствами, поскольку влюблённый человек любит, не разделяя достоинства и недостатки предмета любви!
Злой гений Достоевского и Розанова
PRO-ВзлЁт Город и горожане Новости Новости компаний. Образ Аполлинарии Сусловой, своенравной красавицы с дурным нравом, страстной натуры, волевой, противоречивой, для Достоевского оказался источником целой плеяды его героинь. PRO-ВзлЁт Город и горожане Новости Новости компаний. Аполлинария Суслова стала прототипом едва ли не всех инфернальных женщин в произведениях Достоевского: Полины в "Игроке", Катерины в "Братьях Карамазовых", Лизы в ".