В течение всей последней недели Польша охвачена массовыми протестами против запрета абортов. Сторонников тотального запрета абортов в Польше только 11%, на два процента больше людей поддерживает решение КС от 22 октября. Существует миф, что запрет на аборты может повысить рождаемость, но в Польше она уже много лет остаётся низкой. 22 октября Конституционный суд Польши фактически полностью запретил аборты в стране. Согласно действующему законодательству, аборт в Польше разрешен только в двух случаях — беременность после изнасилования и по медицинским показаниям.
Запрет абортов в Польше: мораль или политика?
Правящая коалиция Туска имеет 240 депутатов в 460-местном сейме, более влиятельной нижней палате парламента. Это означает, что, если хотя бы 10 её депутатов выскажутся против, она потеряет большинство. Другие группы в парламенте более консервативны, чем правительство, и не поддерживают аборты по требованию. В то же время ожидается, что законопроект о противозачаточных таблетках получит одобрение парламента. Однако даже в том случае, если оба законопроекта «Гражданской коалиции» пройдут через парламент, на них может наложить вето президент Анджей Дуда или отклонить всё тот же Конституционный суд, партийный состав которого не изменился.
Дуда, кстати, уже ясно дал понять, что выступает против абортов по требованию. Пока же польская прокуратура продолжает расследовать случаи, когда беременные женщины умирали после того, как врачи отказывались прерывать их беременность. Таких за последние три года набралось шесть. Одновременно с этим правоохранители жестоко преследуют тех, кто помогает женщинам избавиться от нежелательной беременности.
Прошлой весной польский суд признал активистку Юстину Выджинскую виновной в незаконном предоставлении таблеток для прерывания беременности и приговорил её к восьми месяцам общественных работ. Её адвокаты обжаловали приговор в мае и до сих пор ждут нового рассмотрения дела. По словам самой Выджинской, она не ждёт кардинальных изменений в политике Польши в отношении абортов до 2025 года, когда истечёт срок полномочий президента Дуды. Активистка Юстина Выджинская.
Может, заняться половым воспитанием в учреждениях образования? В проекте « Да! Евгений Нищименко, член Молодежного парламента при Национальном собрании Беларуси: Давайте я приведу примеры. Наша соседка — Польша — самая религиозная в мире страна. У них на законодательном уровне запрещены аборты. А знаете, что дальше?
Там сказано, что "человек с момента зачатия имеет право на жизнь", что гарантируется конституцией Польши.
Поясняется, что официально аборт в Польше можно сделать в случае угрозы жизни и здоровью матери, если есть высокая вероятность тяжелого и необратимого поражения плода или неизлечимого заболевания, опасного для жизни и здоровья матери, а также если беременность наступила вследствие изнасилования. Такие заболевания как синдром Дауна, будущая инвалидность ребенка, вероятность тяжелого неизлечимого заболевания не могут теперь являться основанием для аборта в Польше. Вслед за оглашением обоснования суда на улицах польских городов возобновились массовые акции протеста. Как передавал корреспондент ТАСС с места событий в Варшаве, сотни участников акции вечером собрались у здания Конституционного суда и заблокировали близлежащую улицу.
В Польше запрещены аборты. Вот как там поступают женщины, чтобы избавиться от ребёнка 26. Это данность или запрет? Что необходимо делать, чтобы избежать таких процессов в обществе? Может, заняться половым воспитанием в учреждениях образования?
В проекте « Да!
Правительство Польши ужесточает закон об абортах. Теперь они практически запрещены
Национальная мобилизация Когда Ordo Iuris внес проект о полном запрете абортов, варшавская активистка Марта Лемпарт объявила о «национальной мобилизации» против «нового драконовского закона». Осенью 2016-го сотни тысяч человек вышли на улицы 150 польских городов. Через несколько дней парламент остановил рассмотрение проекта. По словам Лемпарт, до «Женской забастовки» она была обычным человеком со своей жизнью и работой: занималась правами людей с нарушениями слуха на госслужбе, потом ушла в бизнес, но волонтерила в правозащитной организации.
После протеста ее жизнь словно пошла по наклонной: она «потеряла работу и бизнес», доходов не хватало и приходилось брать деньги у родителей — отец одалживал деньги дочери, пока та «спасает Польшу». Как говорит Малгожата Копка, гендерная исследовательница и директор европейской программы варшавского Институт общественных отношений Instytut spraw publicznych , Лемпарт — представительница третьего поколения польских феминисток. Первым были женщины-ученые, которые в девяностых годах обсуждали проблемы феминизма на страницах научных журналов.
Второе поколение — активистки десятых годов, когда интерес к женской тематике в масштабах страны оставался ограниченным. По словам исследовательницы, благодаря Лемпарт феминизм в Польше стал понятным и актуальным для обычных женщин. Лемпарт и ее команда предложили взглянуть на репродуктивное насилие над женщинами в контексте негативных изменений во внутренней политике страны в целом.
Так, на протест против ужесточения абортного законодательства вышли не только женщины, а все, кто был недоволен политикой правящей партии. Ева вспоминает, как впервые увидела на демонстрации за женские права мужчин, не ассоциированных с феминистскими и левыми организациями. Говорили, что они здесь ради женщин».
Рядом с ними шли женщины, которые не ассоциировали себя с феминистками и в целом считали сам факт ограничения абортов приемлемым, не выступали против ужесточения закона. Необязательно выходить на улицы с транспарантами — чтобы выразить протест в публичном пространстве, достаточно одеться во все черное или пройтись по улицам с зонтом черного цвета, символизирующим траур по правам польских женщин. Но активистки и протестующие в провинциях, где население, как правило, консервативно и лояльно властям, все равно столкнулись с осуждением — со стороны семьи, местной церкви и властей.
Ты сумасшедшая? Исследовательница уверена, что фем-активистки из крупных польских городов недооценивают давление среды в провинции. В маленьком городе другого храма может не быть.
Бывает, что семьи поколениями посещают один и тот же приход — и против этого пойти бывает тяжело. Нужно много гражданской смелости, чтобы протестовать в такой среде. Это борьба, о которой мы в больших городах ничего не знаем», — поясняет исследовательница.
Однако «Солидарность» сыграла далеко не последнюю роль в том, что сегодня польским женщинам приходится сражаться за свои права. У запрета на прерывание беременности в Польше есть второе название — «абортный компромисс». Так называют договоренность между лидерами профсоюза «Солидарность» и представителями католической церкви разумеется, на переговорах присутствовали только мужчины.
Профсоюзу было важно заручиться поддержкой католической церкви, чтобы легитимизировать себя в глазах польского общества, а сама религия уже была символом сопротивления атеистическому коммунистическому режиму. Когда профсоюз добился мирной передачи власти новому правительству, встал вопрос о «выплате долга». Надпись на плакате: «Польша убивает».
Фото: Анна Ефимова Гласная По словам активистки Вероники Щмегельска, в Польше об этой истории обычно вспоминают как о противостоянии «либеральных» сторонников «Солидарности» и церковных консерваторов. Однако это был договор между политиками и церковью, и все они без исключения были консерваторами. Действительно, женщин в «Солидарности» было столько же, сколько и мужчин — порядка пяти миллионов , но никогда они не занимали руководящих должностей и не принимали решений.
Когда они потребовали снять запрет абортов с повестки дня, лидеры профсоюза, среди которых тоже не было ни одной женщины, обвинили их в «аморальности». В профсоюзе разгорелся конфликт. В разных городах Польши сформировалось около 30 женских активистских групп.
Они организовали массовые протесты и собрали более миллиона подписей под петицией против криминализации абортов. В те дни на улицах мелькали плакаты: «Это Польша, а не Ватикан! Несмотря на видимый успех, у польских женщин не было структурных возможностей продолжать протест: нужно было зарабатывать и обеспечивать семью.
На фоне экономических и политических трансформаций девяностых общество переживало ретрадиционализацию гендерных отношений и многим импонировал образ «традиционной» семьи, где женщина занимается исключительно домом и детьми, а мужчина зарабатывает деньги, говорит Малгожата Копка. Такой образ жизни, с одной стороны, одобряла церковь, а с другой — порицали коммунисты, водрузившие на женщин «двойную нагрузку» общественного и семейного труда. К тому же «семейственность» создавала фундамент для позитивной идентичности: в отличие от ненавистных коммунистических времен, у женщин в этот период наконец появилась возможность самостоятельно выбирать, посвятить себя карьере или дому.
Даже если проверку реальностью эта возможность почти никогда не выдерживала. Смена парадигмы Неоднозначная роль, которую церковь сыграла в запрете абортов, не мешает активисткам использовать религиозные мотивы. Смерть Дороты вывела на улицы жителей десятков польских городов в июне 2023.
Да не пополнится этот список». Постепенно в публичной сфере формируется образ мучениц и невинных жертв драконовского закона. Такое изображение женщины характерно для Польши, отмечают социологи Катажина Желиньска и Инга Коралевска.
Жертвующая собой Дева Мария — главный женский образ в польской культуре. Но исследовательница коллективной памяти в Центральной и Восточной Европе, профессор Центрально-Европейского университета в Вене Андреа Пето полагает , что в данном случае религиозный нарратив идет на пользу обществу. Через отсылку к национальной культуре он помогает осмыслить и пережить трагические события, которым невозможно найти рационального объяснения.
В сороковые годы в Польше мученицами в частных переписках и мемуарах называли женщин, пострадавших от сексуализированного насилия на войне. Поэтому возмущение, гнев и горечь о судьбе погибших женщин принимают существующие культурные формы, пока не появятся новые, возможно, более подходящие конкретному моменту, считает Пето. Политически протест из-за нарушения репродуктивных права женщин проиграл, считают некоторые польские исследователи.
Абортное законодательство все равно ужесточили, а женщины продолжают погибать под «опекой» бездействующих врачей. Однако критики не замечают культурных сдвигов, которые протесты вызвали в польском обществе: в 2022 году 70 процентов населения страны поддерживало идею разрешить в стране аборты на сроке до 12 недель, причем похожий результат показывают другие опросы последних лет, в том числе проведенные государственным исследовательским агентством. Замалчивание и игнорирование женского опыта — одна из стратегий поддержания патриархата.
Да и население страны было по-настоящему преданно Церкви.. То есть это граждане, посещавшие еженедельно костел и старавшиеся придерживаться всех католических канонов. Примечательно, что большинство глубоко верующих граждан проживают в областях, где появились «зоны, свободные от ЛГБТ». По данным Фонда общественного мнения, с 1991 по 2014 гг. Если бы Русская православная церковь имела подобную поддержку в российском обществе, то, вероятно, законодательство в части абортов было бы совсем иным. По данным Центрального статистического офиса Польши, население страны неуклонно росло с 1946 года по 2000-й. Особенно бурный рост наблюдался до 1993 года. Примечательно, что после установления запрета на свободное прерывание беременности рождаемость в Польше резко упала — с 515 тыс. В последующие годы этот показатель продолжал падать, достигнув к 2022 году абсолютного минимума за всю историю Польши если считать с 1918 года.
За прошлый год в стране родилось всего 305 тыс. Местные политики и демографы пытались найти разное объяснение демографического кризиса. В основном винили женщин. Так, глава партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский заявил, что причиной низкой рождаемости стал женский алкоголизм. С его слов, польские мужчины могут непрерывно пить 20 лет, прежде чем они пристрастятся к алкоголю. Женщинам, с его слов, достаточно пары лет, чтобы приобрести зависимость. Статистика показывает, что, отучившись в университете, польские девушки на родине предпочитают не задерживаться. Отток молодых женщин наблюдается в стране с 2002 года — после вступления страны в Евросоюз.
Чтобы прервать беременность, женщинам приходиться отправляться в соседние страны, брать отпуск и тратить огромные средства. Для тех, чей уровень достатка ниже среднего, это может стать огромной проблемой. Нелегальные абортарии с каждым годом увеличиваются и являются огромной проблемой для всех стран. Данные учреждения могут быть подпольными, в лучшем случае в медицинских центрах, в худшем в любом антисанитарном помещении. Всемирная организация здравоохранения ВОЗ в своем исследовании за 2015 год утверждает, что в мире проводится примерно 22 миллиона подпольных абортов. Из них около 50 тысяч заканчиваются гибелью пациентки. Главная причина в том, что ограничения вводимые в странах на законодательном уровне влекут за собой проблему увеличения нелегальных абортариев. Правительство Польши ранее предпринимала попытки ужесточить существующий закон, но активные гражданские протесты не давали этому произойти. В данный момент ситуация изменилась, поскольку у власти находится консервативное правительство, которое активно пропагандирует традиционные католические ценности. Главной задачей этой инициативы заключается в том, чтобы добиться одинаковой защиты для любого человеческого существа. Такую точку зрению разделяет и всячески поддерживает католическая церковь, имеющая огромное влияние в Польше. В России стали активно обсуждать данный законопроект об ограничении или запрета прерывания беременности, глава РПЦ патриарх Кирилл подписал обращение с предложением запретить аборты, а верховный муфтий поддержал данную идею.
В этих обстоятельствах любая позиция по законодательству об абортах, кроме твёрдого "нет", будет выглядеть со стороны правого избирателя как заигрывание с левыми и либералами, а значит, ослабит позиции Дуды. Тем более что против любой либерализации законодательства об абортах прогнозируемо выступает крайне сильная в Польше католическая церковь. Риторика её представителей на фоне нынешних политических дискуссий на эту тему заметно обострилась. О том, что Анджей Дуда не настроен идти на компромисс в подобных вопросах, могут свидетельствовать события вокруг закона о доступе к экстренной контрацепции его ещё называют законом о "таблетке следующего дня". В России эти таблетки отпускаются без рецепта, их можно купить даже онлайн. Во многих европейских странах доступ к ним тоже довольно свободный: в Германии их можно купить на кассах в некоторых супермаркетах. До 2017 года купить такие таблетки без рецепта можно было и в польских аптеках. Но семь лет назад по инициативе "Права и справедливости" их внесли в список рецептурных препаратов. Активисты за права женщин уже тогда предостерегали: сам смысл существования этих медикаментов состоит в том, что их необходимо выпить как можно скорее после незащищённого секса. Приобретение рецепта на них — это часы и дни промедления, особенно если речь идёт о провинции. Ситуация становится ещё сложнее, если вспомнить, что в Польше закон предоставляет врачу право отказать женщине в рецепте на эту таблетку "по мировоззренческим причинам". В феврале этого года уже новая власть приняла новый закон, переводивший "таблетки следующего дня" обратно в разряд безрецептурных препаратов. Для того чтобы он вступил в силу, требовалась лишь подпись Анджея Дуды. А он в последний отпущенный на решение день, в прошлую пятницу, наложил на этот закон вето. Нельзя сказать, что действующая власть бездействует, ссылаясь на то, что позиция президента в любом случае является непробиваемой. В случае с "таблеткой следующего дня" министр здравоохранения Изабела Лещина, кажется, нашла креативный выход из положения. Она заявила, что на днях её ведомство подготовило приказ, который с 1 мая этого года предоставит право выписывать рецепты на препараты для экстренной контрацепции обычным аптекарям. В вопросе об абортах власти начали другую, более рискованную игру. Его слова на следующий день объяснила министр здравоохранения Изабела Лещина. По её словам, в правительстве считают, что для того, чтобы решение Конституционного суда вступило в силу, парламент должен был бы провести отдельное голосование. А пока этого голосования не произошло, текст закона остаётся "старым". Такое трактование права командой Туска является, мягко говоря, спорным. Ведь в официальном тексте этого закона на сайте сейма пункт о допустимости аборта по причине дефектов плода значится "утратившим силу" именно согласно решению Конституционного суда от 2020 года. Тем не менее у правительства есть рычаги, при помощи которых оно может влиять на то, какой именно интерпретации законодательства будут следовать польские больницы. Дональд Туск заявил, что прокуратура будет расследовать каждый случай отказа от проведения операции по прерыванию беременности. Министр Лещина пригрозила тем медицинским учреждениям, которые будут отказываться проводить аборты, отменой контрактов с государственной службой здравоохранения, что для многих больниц будет равносильно банкротству. Католический публицист Томаш Терликовский назвал такую позицию министра шантажом. В замешательстве оказались и польские врачи. Возмущение вызвала эта ситуация и у защитников прав женщин. Но уже по совершенно другому поводу.
Власти Польши отложили введение запрета на аборты по медицинским показаниям на фоне протестов
Конституционный суд Польши фактически запретил аборты | Существует миф, что запрет на аборты может повысить рождаемость, но в Польше она уже много лет остаётся низкой. |
Помог ли Польше запрет абортов? | Депутат Государственной думы РФ Виталий Милонов прокомментировал запрет на аборты, недавно введённый в Польше. |
Чё происходит в Польше?
Законопроект о запрете проведения абортов в коммерческих клиниках внесло в Госдуму заксобрание Нижегородской области. Устранение оснований для почти всех легальных абортов в Польше равносильно запрету и нарушает права человека. Формально решение Конституционного суда, фактически запрещающее проведение абортов в Польше, не вступило в силу. В Польше запретили прерывание беременности из-за заболеваний и нарушений развития ребенка до рождения, в первую очередь это решение защищает детей с синдромом Дауна.
Помог ли Польше запрет абортов?
Существует множество случаев, когда при наличии реальных рисков и угроз врачи все же сохраняли женщинам беременность до последнего. Заканчивалось это часто трагически. Именно поэтому сейчас все более популярным в РП становится понятие «абортивного туризма», масштабы которого сложно представить. Ежегодно все больше и больше беременных женщин выезжают из Польши в другие страны, скрывая истинную цель поездки, чтобы там сделать аборт. Спрос на столько велик, что в специализированных клиниках Германии, Австрии и Словакии начали нанимать в штаб польскоязычных сотрудников, в том числе и консультантов горячих телефонных линий. Делается это все в строжайшей тайне, ведь если польские правоохранительные органы узнают о такой махинации, у родственников беременной могут возникнуть серьезные проблемы. К примеру, в 2012 году был случай, когда после поездки польки в Украину на аборт, ее парень получил полгода тюремного заключения за «склонение» девушки к аборту. Молодой человек был сопровождающим в поездке, а также оплатил операцию. Сеть поддержки полек, которые хотят сделать аборт в РП, за последнее время очень усилилась.
Существуют так называемые «абортные дома», в которых можно узнать всю достоверную и актуальную информацию об абортах, о том, как выехать в другую страну для хирургического прерывания, как заказать «нужные» таблетки, а также получить моральную и психологическую поддержку. Некоторые организации даже финансируют аборты тем, кто в этом нуждается. Тут работают активисты и волонтеры, являющиеся противниками абортивного законодательства Польши. Подобные организации также стали создавать в других странах, где есть большое количество польских мигрантов. Сколько стоит прерывание беременности? Не нужно объяснять, что помимо оплаты самой операции, будут также расходы на приобретение медикаментов для восстановления после аборта и, конечно же, саму поездку. В зависимости от выбранной страны, стоимость процедуры может существенно отличаться. К примеру, в Германии сумма составит от 1000 до 3000 злотых на стоимость влияет выбранный метод проведения аборта.
В Украине, куда с данной целью ежегодно приезжают не меньше польских женщин, прерывание беременности обойдется гораздо дешевле — от 200 до 1000 злотых. Многое также будет зависеть от выбранного города, конкретной клиники и т. Поэтому стоит предварительно тщательно изучить информацию, позвонить на горячие номера для уточнения нюансов, взвесить все за и против, и только после этого делать выбор в пользу той или иной клиники. Наказание за аборт в Польше Сейм 01. В нем было сказано, что тяжесть этого деяния может быть приравнена к убийству, а исполнение его может караться законом от 5 до 25 лет лишения свободы или даже пожизненным заключением. Реакцией вновь стали ярые споры между противниками таких мер и теми, кто поддерживает изменения в абортивном законодательстве.
Как правило, более развитый северо-запад Польши и крупные города, включая Варшаву, голосуют за условных либералов, а юго-восток — за консерваторов.
Это довольно старое, но всё ещё выразительно явление, которое называют "Польшей А и Б", где "А" — это такие европоляки, а "Б" — католики, традиционалисты и просто любители Качиньских. Такое деление Польши можно сравнить с "синими" и "красными" штатами США или с Юго-Восточной и Северо-Западной Украиной хотя во втором случае там есть разные варианты деления по регионам и их предпочтениям. Причём символично, что граница между Польшей "А" и "Б" проходит примерно по границе бывшей Германской империи. Но последние президентские выборы показали, что в ряде поветов аналог наших районов "ПиС" вышла на лидирующие позиции. Этому могли способствовать некоторые популярные в народе меры, такие как противодействие миграционной политике ЕС. Как вы помните, Польша в 2016 году отказалась принимать мигрантов из Сирии и Ирака, несмотря на давление со стороны Евросоюза. И отказывается до сих пор.
Учитывая, что теракты в Европе совершаются в основном мигрантами-неевропейцами и беженцами, в глазах польского обывателя это выглядит как вполне рациональная мера. Мол, "ПиС" противодействует чуждой нам и агрессивной культуре, так что проголосую-ка я за них. Польша — одна из самых религиозных стран Европы и с большим отрывом самая религиозная страна ЕС. Костёлы регулярно посещают почти две трети населения. В плане религиозности компанию полякам в Евросоюзе составляют итальянцы, румыны и греки, хотя они сильно отстают. Согласно другим опросам, за последние годы уровень религиозности в Польше немного упал. Понятно, что тут есть разница в формулировке вопроса, но всё же интересно, что при таком подходе румыны и греки опережают поляков, а единственная в первой десятке страна Западной Европы — это Португалия.
Остальные — представители Закавказья, Восточной Европы и Балкан. Что это может означать? Возможно, несмотря на победу консерваторов на выборах, новому поколению поляков уже не так интересны традиционные католические ценности. И когда власть решила сделать упор на скрепы и ради этого отнять у людей часть прав, как это происходит в некоторых хорошо известных вам государствах, это вызвало естественное противодействие со стороны общества. Тут ещё надо отметить, что хотя в Польше выиграли консерваторы, проиграли тоже консерваторы... Ладно, не совсем так. Просто, как я понимаю поправьте меня, если я не прав , условные польские либералы — партия "Гражданская платформа" — ближе к европейским христианско-демократическим партиям.
Как передавал корреспондент ТАСС с места событий в Варшаве, сотни участников акции вечером собрались у здания Конституционного суда и заблокировали близлежащую улицу. Полиция через громкоговорители призывала всех собравшихся разойтись, так как из-за пандемии массовые собрания в республике запрещены. От здания суда разросшаяся по данным организаторов до нескольких тысяч толпа отправилась маршем центральными улицами города, заблокировав в том числе ключевые перекрестки. Целью протестующих была штаб-квартира правящей в республике партии "Закон и справедливость". Однако проход вплотную к зданию был заблокирован полицейскими автомобилями и усиленными отрядами полиции.
Событие произошло спустя три месяца после того, как президентом страны переизбрали представителя консервативной партии Анджея Дуду. Около 98 процентов абортов в государстве ранее были сделаны из-за пороков развития плода, при этом до 120 тысяч гражданок Польши ежегодно проходят эту процедуру за границей. Также по данным, в прошлом году сделано около тысячи легальных абортов.
Суд Польши фактически запретил женщинам делать аборты
Запрет на аборты в Польше: в стране массовые акции протеста | Акции против запрета абортов возобновились в субботу в Польше с новой силой после инцидента с гибелью беременной женщины, которой, по мнению ее близких, врачи вовремя не сделали аборт. |
Чё происходит в Польше? | В течение всей последней недели Польша охвачена массовыми протестами против запрета абортов. |
Запрет абортов в Польше: мораль или политика? | Конечно, в Польше им отказали в аборте, что стало для них шоком, поскольку в Украине аборты легальны. |
Конституционный суд Польши запретил аборты | Прерывание беременности в Польше запрещено, оно допустимо лишь в редких случаях. |
Власти Польши отложили введение запрета на аборты по медицинским показаниям на фоне протестов
Не заметить появление этого автомобиля рядом невозможно: из прикреплённого на его крыше громкоговорителя несутся лозунги вроде "Прерывание беременности — это убийство нерождённого ребёнка". Иногда она проезжает возле школ, на глазах у детей. Громкие звуки привлекают их внимание, я сама слышала, как учителя и родители возмущались тем, что эта кровавая картинка может травмировать детскую психику", — говорит Би-би-си жительница польской столицы Евгения. Впрочем, для многих полек и поляков сам факт существования этого и подобных ему фургонов лишь половина проблемы.
Гораздо больше их возмущает то, что Польша остаётся государством с самым строгим в Европе законодательством об абортах, несмотря на то что уже несколько месяцев назад к власти в стране пришли силы, обещавшие изменить эту ситуацию. Поэтому фургоны с кровавыми картинками, продолжающие ездить по улицам польских городов, — это лишь символ того, что польские женщины, которые хотели бы прервать беременность, до сих пор вынуждены проходить через бюрократический ад, рисковать своим здоровьем, свободой или даже жизнью. Не похоже, что в ближайшее время эта ситуация изменится.
Дискуссия о репродуктивных правах в Польше превратилась в чисто политический вопрос, и это не несёт польским женщинам хороших вестей. На самом деле сильнейший удар по её позициям нанесли "чёрные протесты" конца 2020 — начала 2021 года. Тогда польский Конституционный суд принял решение, фактически запретившее в стране проведение абортов.
Судьи признали не соответствующим Конституции положение законодательства, разрешавшее женщине прерывать беременность в случае обнаружения у плода тяжёлого и необратимого дефекта или неизлечимой болезни, угрожающей его жизни. Ответом на это решение стали многотысячные протесты, которые несколько месяцев сотрясали большие и маленькие города Польши и даже вышли за её пределы. На демонстрации солидарности с польками выходили активисты в десятках стран мира.
Те события имели и более далекоидущие последствия. Многие в стране окончательно убедились, что тогдашняя власть имела своеобразное видение будущего государства, превращая Польшу, по выражению журналиста Витольда Гловацкого, в "первый халифат Европы". Запрет абортов в Польше: впервые осуждена активистка, помогавшая женщине прервать беременность Поэтому на парламентских выборах в октябре прошлого года вопрос о репродуктивных правах полек хотя и не был доминирующей темой кампании, но незримо присутствовал в предвыборной дискуссии.
Главной объединяющей идеей коалиции противников "Права и справедливости" было возвращение в Польшу "нормальности". И частью этой нормальности, несомненно, была отмена репрессивного законодательства об абортах. В результате участие в выборах-2023 приняли почти три четверти женщин, имеющих право голоса, — рекордный для Польши показатель.
Особенно активными на выборах были польки младшей возрастной категории. Эти цифры дали основания утверждать, что приходом к власти нынешняя команда во главе с премьером Дональдом Туском в огромной мере обязана именно польским женщинам, участницам и сторонницам "чёрных протестов". Казалось бы, это налагало на новую власть чёткие обязательства — как минимум немедленно либерализовать законодательство об абортах.
Однако реальность оказалась сложнее. Четыре проекта Ещё до прошлогодних парламентских выборов польские наблюдатели прогнозировали, что законодательство об абортах станет камнем преткновения для противников ПиС, если им удастся прийти к власти. Слишком разные взгляды по этому поводу исповедовали партии, которые объединились против бывшей власти.
Так оно и произошло. Через несколько месяцев после победы представители новой власти зарегистрировали в сейме сразу несколько законопроектов на эту тему. Проекты "Гражданской платформы" Дональда Туска и левых из "Левицы" предлагают разрешить польским женщинам прерывать беременность на сроке до 12-й недели без указания причин этого шага.
Блок спикера Сейма Шимона Холовни "Третий путь" предлагает более умеренный проект: он возвращает ситуацию в Польше к состоянию перед принятием Конституционным судом решения о недопустимости абортов по причине тяжёлого поражения плода. Кроме того, ещё один законопроект "Левицы" предусматривает отмену уголовного наказания за содействие женщине в проведении аборта.
Суд мотивировал это тем, что «человек с момента зачатия имеет право на жизнь». С момента решения аборт в польских клиниках разрешен по следующим причинам: угроза жизни и здоровью матери, беременность в результате изнасилования. Синдром Дауна и будущая инвалидность ребенка не могут быть показаниями для прерывания беременности.
В церквях приостановили службы, стены католических соборов исписаны граффити с призывами сохранить женщинам право выбора. Священнослужители просили демонстрантов разойтись, что еще больше возмущало толпу. В адрес церкви звучали обвинения в поддержке властей и давлении на Конституционный суд, запретивший аборты.
Конечно, аборты, несмотря на запреты, польские женщины делали — ездили для этого в другие страны. А у кого средств не было, прибегали к помощи подпольных «специалистов». Польские власти были готовы к активизации протестов, пишет Gazeta wyborcza, ссылаясь на слова неназванного высокопоставленного варшавского политика.
Однако решение, как реагировать на сложившуюся ситуацию, кажется, не принято. Один из главных лоббистов запрета абортов, депутат Сейма Бартломей Врублевский выступает за принятие закона, который якобы сведет к минимуму негативные последствия решения Конституционного суда для власти. Он будет предусматривать создание при родильных домах специальных палат для женщин с тяжелобольными новорожденными, а также открытие перинатальных хосписов в каждом воеводстве Польши.
Кроме того, этот закон должен будет ввести инструмент финансовой помощи для семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Это наша цель», — заявил ранее глава партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский. Это любовь», — заявляла депутат от партии «Право и справедливость» Анна Мильчановская, объясняя необходимость запрета на абортирование больных детей в дискуссии с представителями либеральной оппозиции. После решения Конституционного суда причинами для проведения абортов в Польше остались лишь угроза для жизни матери, и наступление беременности в результате изнасилования или инцеста. Как следует из приведенных выше цифр, в совокупности эти причины дали менее 40 случаев за 2019 год.
Как развивалось абортивное законодательство?
- В Польше почти полностью запретили аборты
- В Польше запретили аборты из-за врожденных пороков у плода
- {{amount}} {{declOfNum(amount, ["комментарий", "комментария", "комментариев"])}}
- Польский премьер пытается отменить запрет на аборты
- Последние новости
- А теперь ликбез. О чем вообще идет речь?
Что еще почитать
- Помог ли Польше запрет абортов? — 15 ответов | форум Babyblog
- «Ад для женщины». В Польше уже неделю не утихают протесты из-за ужесточения закона об абортах
- В Польше запретили аборты из-за врожденных пороков у плода
- В Польше официально запретили делать аборты. Что думают женщины?
А теперь ликбез. О чем вообще идет речь?
- Польша запретит аборты - Российская газета
- Массовые протесты против запрета абортов в Польше
- Сообщить об опечатке
- Помог ли Польше запрет абортов? — 15 ответов | форум Babyblog
- Конституционный суд Польши фактически запретил аборты
- Польша снова протестует: скандальный запрет абортов вступил в силу
«Все беременные в опасности»: смерть молодой женщины спровоцировала протесты в Польше
В 2021 году польское правительство также запретило проводить аборты по причине не угрожающей жизни и здоровью матери патологии плода. Аборты в Польше стали вне закона после того, как Конституционный суд признал не соответствующим основному закону положение, которое разрешало прерывать беременность в случае инвалидности плода. Около тысячи человек вышли ночью на улицы польской столицы после того, как Конституционный суд фактически полностью запретил в стране аборты. В течение всей последней недели Польша охвачена массовыми протестами против запрета абортов.
Суд Польши фактически запретил женщинам делать аборты
Конституционный суд в Польше запретил проводить аборты по причине патологии плода, теперь эта медицинская манипуляция в стране запрещена. В Польше уже действует один из самых строгих законов об абортах в Европе. С 27 января в Польше вступает в силу запрет на аборты по причине, не угрожающей жизни и здоровью матери патологии плода. Аборты в Польше запрещены с 1993 по религиозным причинам. Законопроект о запрете проведения абортов в коммерческих клиниках внесло в Госдуму заксобрание Нижегородской области. Аборты — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия.
В Польше почти полностью запретили аборты
Она никогда не делилась этим даже со мной — близкой подругой. Тогда я подумала: возможно, я как-то неправильно думаю об абортах? Вероника не ожидала, что скоро протесты против ужесточения абортного законодательства станут самыми массовыми в истории современной Польши и побьют рекорды забастовок «Солидарности». Момент для протестного движения действительно назрел. В 2015 году на парламентских выборах победила партия «Право и справедливость», а на президентских выиграл ее выдвиженец Анджей Дуда.
Новые власти начали использовать СМИ для пропаганды пронатализма — политики, поощряющей деторождение. Подконтрольные правительству пресса и телевидение транслировали , что задача государства — это «спасение женщин» от влияния западноевропейской «цивилизации смерти», которая навязывает полякам «гендерную идеологию» и «евгеническую селекцию», то есть гомосексуальность и детоубийство. В этой парадигме прерывание беременности наносит травму женщине, негативно влияет на ее семью, а значит, и на общество в целом. Поэтому аборт — это «вопрос общественной безопасности», а женское тело принадлежит не женщине, а всему обществу.
Фото: Анна Ефимова Гласная Согласно исследованию профессоров Ягеллонского университета Инги Коралевска и Катажины Желиньска, польский консервативный дискурс после 2016 года противопоставляет два образа — матери и феминистки. Феминистки же — «неправильные» женщины и враги истинного «польского образа жизни», основанного на принятии католичества и отвержении ценностей западного общества. Можно быть либо порядочной женщиной, либо феминисткой — третьего не дано. Этими дискурсами активно пользуются лояльные власти общественные организации.
Одна из таких — ультраконсервативный правовой аналитический центр Ordo Iuris. Он добился отмены уроков сексуального просвещения в польских школах, а также собрал почти 500 тысяч подписей в поддержку законопроекта о полном запрете абортов, который спровоцировал первый масштабный протест в октябре 2016 года. Национальная мобилизация Когда Ordo Iuris внес проект о полном запрете абортов, варшавская активистка Марта Лемпарт объявила о «национальной мобилизации» против «нового драконовского закона». Осенью 2016-го сотни тысяч человек вышли на улицы 150 польских городов.
Через несколько дней парламент остановил рассмотрение проекта. По словам Лемпарт, до «Женской забастовки» она была обычным человеком со своей жизнью и работой: занималась правами людей с нарушениями слуха на госслужбе, потом ушла в бизнес, но волонтерила в правозащитной организации. После протеста ее жизнь словно пошла по наклонной: она «потеряла работу и бизнес», доходов не хватало и приходилось брать деньги у родителей — отец одалживал деньги дочери, пока та «спасает Польшу». Как говорит Малгожата Копка, гендерная исследовательница и директор европейской программы варшавского Институт общественных отношений Instytut spraw publicznych , Лемпарт — представительница третьего поколения польских феминисток.
Первым были женщины-ученые, которые в девяностых годах обсуждали проблемы феминизма на страницах научных журналов. Второе поколение — активистки десятых годов, когда интерес к женской тематике в масштабах страны оставался ограниченным. По словам исследовательницы, благодаря Лемпарт феминизм в Польше стал понятным и актуальным для обычных женщин. Лемпарт и ее команда предложили взглянуть на репродуктивное насилие над женщинами в контексте негативных изменений во внутренней политике страны в целом.
Так, на протест против ужесточения абортного законодательства вышли не только женщины, а все, кто был недоволен политикой правящей партии. Ева вспоминает, как впервые увидела на демонстрации за женские права мужчин, не ассоциированных с феминистскими и левыми организациями. Говорили, что они здесь ради женщин». Рядом с ними шли женщины, которые не ассоциировали себя с феминистками и в целом считали сам факт ограничения абортов приемлемым, не выступали против ужесточения закона.
Необязательно выходить на улицы с транспарантами — чтобы выразить протест в публичном пространстве, достаточно одеться во все черное или пройтись по улицам с зонтом черного цвета, символизирующим траур по правам польских женщин. Но активистки и протестующие в провинциях, где население, как правило, консервативно и лояльно властям, все равно столкнулись с осуждением — со стороны семьи, местной церкви и властей. Ты сумасшедшая? Исследовательница уверена, что фем-активистки из крупных польских городов недооценивают давление среды в провинции.
В маленьком городе другого храма может не быть. Бывает, что семьи поколениями посещают один и тот же приход — и против этого пойти бывает тяжело. Нужно много гражданской смелости, чтобы протестовать в такой среде. Это борьба, о которой мы в больших городах ничего не знаем», — поясняет исследовательница.
Однако «Солидарность» сыграла далеко не последнюю роль в том, что сегодня польским женщинам приходится сражаться за свои права. У запрета на прерывание беременности в Польше есть второе название — «абортный компромисс». Так называют договоренность между лидерами профсоюза «Солидарность» и представителями католической церкви разумеется, на переговорах присутствовали только мужчины. Профсоюзу было важно заручиться поддержкой католической церкви, чтобы легитимизировать себя в глазах польского общества, а сама религия уже была символом сопротивления атеистическому коммунистическому режиму.
Когда профсоюз добился мирной передачи власти новому правительству, встал вопрос о «выплате долга». Надпись на плакате: «Польша убивает». Фото: Анна Ефимова Гласная По словам активистки Вероники Щмегельска, в Польше об этой истории обычно вспоминают как о противостоянии «либеральных» сторонников «Солидарности» и церковных консерваторов. Однако это был договор между политиками и церковью, и все они без исключения были консерваторами.
Действительно, женщин в «Солидарности» было столько же, сколько и мужчин — порядка пяти миллионов , но никогда они не занимали руководящих должностей и не принимали решений. Когда они потребовали снять запрет абортов с повестки дня, лидеры профсоюза, среди которых тоже не было ни одной женщины, обвинили их в «аморальности». В профсоюзе разгорелся конфликт. В разных городах Польши сформировалось около 30 женских активистских групп.
Они организовали массовые протесты и собрали более миллиона подписей под петицией против криминализации абортов. В те дни на улицах мелькали плакаты: «Это Польша, а не Ватикан! Несмотря на видимый успех, у польских женщин не было структурных возможностей продолжать протест: нужно было зарабатывать и обеспечивать семью. На фоне экономических и политических трансформаций девяностых общество переживало ретрадиционализацию гендерных отношений и многим импонировал образ «традиционной» семьи, где женщина занимается исключительно домом и детьми, а мужчина зарабатывает деньги, говорит Малгожата Копка.
Такой образ жизни, с одной стороны, одобряла церковь, а с другой — порицали коммунисты, водрузившие на женщин «двойную нагрузку» общественного и семейного труда. К тому же «семейственность» создавала фундамент для позитивной идентичности: в отличие от ненавистных коммунистических времен, у женщин в этот период наконец появилась возможность самостоятельно выбирать, посвятить себя карьере или дому.
Соответствующие поправки были внесены в фармацевтический закон — правительство Польши уже направило его в парламент, пишет РАР. Согласно изменениям, теперь девушки от 15 лет и старше смогут покупать такие препараты в аптеках без рецепта. В министерстве здравоохранения Польши поправки об экстренной контрацепции назвали «великим моментом».
Польский закон об абортах до этого уже являлся одним из самых жестких в Европе — прерывание беременности было разрешено только в случае серьезной угрозы жизни и здоровью матери, тяжелых патологий плода, и беременности, возникшей вследствие изнасилования или инцеста. Теперь, невзирая на массовые акции протеста, правительство страны решило сделать закон еще жестче и запретить аборты, связанные с пороками развития плода. Поправки к закону уже были приняты в первом чтении, несмотря на бурный общественный протест. Из-за пандемии коронавируса проведение массовых мероприятий в стране было запрещено, потому активисткам намного сложнее выступать против нового закона.
Милонов также рассказал, какой могла быть бы реакция общественности на запрет абортов в России. Любые нормальные люди не протестовали бы — это точно. В конце концов, в отдельных странах есть манифестации, требующие легализации наркотиков. Мало ли чего хочется, так нельзя, если мы цивилизованное общество, которое дошло до спасения котиков на крыше, учета мнения меньшинств. Почему мы до сих пор не являемся обществом, которое хочет отстаивать право человека на жизнь?