Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева. 23 февраля 2002, 22:02. В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей. Командование федеральной группировки накануне этой даты не предпринимало особых мер безопасности. день вопиющего преступления в отношении чеченского и ингушского народов. На рассвете 23 февраля 1944 г. началась самая массовая по численности и жестокости депортация ингушей и чеченцев. 23 февраля 1944 года ингушский и чеченский народы были выселены в Северный Казахстан по приказу Сталина.
Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля
Даже в 2014 году украинцы без особой злобы восприняли потерю Крыма она прошла без крови. А вот захват Россией Донецка и попытки в Одессе и Харькове - вызвали стойкую негативную реакцию... Половина Украины уже была настроена против России. Тем не менее к русскому языку и россиянам, белорусам в частности отношение было нормальным был в Одессе через неделю после штурма Дома Профсоюзов - точно знаю... Хотя российские и белорусские СМИ постоянно печатали статьи про грабежи и расстрелы машин и российскими и белорусскими номерами - я накатал по Украине уже после 2014 года много тысяч километров за рулём - даже гаишники ни разу не прицепились! Сегодня против России и даже против россиян!
В 2010 году 23 февраля в Чечне объявлен официальным Днём памяти и скорби. Между тем Парламент Республики Ингушетия в первом чтении принял закон о запрете на увековечение памяти Иосифа Сталина на территории Ингушетии. В документе прописан запрет на установку памятников Сталину и присвоение его имени городам и улицам [3]. Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей.
Судебно-медицинские эксперты исследовали останки жертв расправы, захороненные немногими избежавшими депортации жителями в яме, из которой прежде жители Хайбаха набирали глину, а также останки, оставленные под слоями золы и пепла на месте сгоревшей конюшни. Однако дело прекратили в связи со смертью основных обвиняемых. Возвращение Изгнание народов первоначально было объявлено вечным, однако фактически продлилось 13 лет. Весной и летом 1957 года на родину вернулись около 140 тысяч человек. Только их дома уже были заняты переселенцами из других регионов СССР. Пригородный район Ингушетии был передан в состав Осетии. Люди хотели жить в тех домах, в которых они проживали до депортации, и большинству из них пришлось выкупать свои дома у людей, поселившихся в них после выдворения хозяев. По мнению большинства чеченцев, своим возвращением они обязаны Хрущеву. Его имя до сих пор носит площадь в центральной части Грозного.
Действительно, Каганович, Молотов и другие сталинисты выступали против возвращения репрессированных народов на историческую родину. Этих волков мы с трудом собрали из лесов, а вы хотите их вернуть…» Хрущев ответил: «И леса наши, и волки наши…» Чеченцы и ингуши в Великую Отечественную войну Во время Великой Отечественной войны многие вайнахи проявили себя с лучшей стороны. В защите Брестской крепости приняли участие от 250 до 400 выходцев из Чечено-Ингушетии. Снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 фашистов целый батальон. Ханпаша Нурадилов уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулеметов противника и лично взял в плен 12 фашистов. В апреле 1943 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Снайпер Ахмад Магомадов в боях под Ленинградом уничтожил более 90 фашистов. Снайпер Махмуд Амаев уничтожил около 190 фашистов. В связи с депортацией представленные к медалям и орденам в том числе Герои Советского Союза воины из Чечено-Ингушетии часто оставались без награды либо были награждены намного позже, зачастую посмертно.
Всего в ВОВ погибли в боях около 2300 чеченцев и ингушей. Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов.
По этому приказу уничтожались тептары рукописи чеченцев об их истории и происхождении, редкие книги и архивы, записи фольклорных текстов, практически любая литература и периодические издания с упоминаниями чеченцев и ингушей, в горах взрывались средневековые башни, гробницы и святилища, с землей сравнивались кладбища, а надгробия с надписями разбивались и использовались для строительных работ. С исторических карт исчезли все упоминания о чеченцах. Были изменены все топонимические названия. По свидетельству очевидцев, чеченские тептары грузовиками свозились в центр Грозного и здесь прилюдно сжигались. Так были уничтожены все письменные источники об этнографии и этнической истории чеченцев и ингушей. В результате этих сталинских репрессий культуре чеченцев был нанесён огромный, непоправимый вред [4, c. Видимо, освоение нахами нахчи древнее название предков чеченцев и ингушей равнины и гор современной Чечни и близлежащих районов происходило почти одновременно, но не позднее конца II-го тысячелетия до н. Древнеармянские источники называют нахов нахчматьянами. Видимо, отсюда и произошло самоназвание чеченцев — нохчи. Профессор В. Виноградов, один из ведущих археологов-кавказоведов, считал, что чеченцы, наравне с другими северокавказскими народами, были носителями кобанской культуры конец II — I тысячелетие до н. Виноградов [5, c. Ещё более определеннее высказывается Г. Гумба, который отмечает, что версия археологов о возможном нахском облике кобанской культуры подтверждается данными письменных источников, и более того, сама постановка вопроса о связи нахского этноса с кобанской археологической культурой не только правомерна, но давно уже подготовлена развитием всей кавказоведческой науки [9, c. По мнению профессора Г. Гумбы, в I-м тысячелетии до н. При этом границы страны нахов у грузинского историка Леонтия Мровели и у армянского географа в «Ашхарацуйце» полностью совпадают: на западе — Приэльбрусье и верховье Ингури, на юге — Эгрисский и Рачинский хребты, северные отроги Лихского хребта, Цилканские Дурдзукские, Сарматские ворота у Жинвали. К сожалению, ни армянский, ни грузинский источники не дают никакой информации о северных рубежах древней страны нахов [9, c. Многие видные советские учёные-кавказоведы, а сегодня и российские, доказывают, что чеченский народ сформировался на современной территории Чеченской Республики в глубокой древности. Алексеев пишет: «Сопоставляя антропологические наблюдения с изолированным положением вайнахских языков и многими чертами культуры вайнахских народов, свидетельствующими о ее глубокой древности, можно сформулировать два положения: а предки вайнахских народов заняли современный вайнахский ареал, наверное, еще до эпохи бронзы; б они развивались при значительном влиянии изоляции интенсивного приспособления к географическим условиям и климату высокогорья» [1, c. Рауф Мунчаев полагает, что начало процесса этнокультурного развития нахов чеченцев относится к ранней бронзе III тысячелетие до н. Профессор Г. Гумба, опираясь на многие источники, в первую очередь древнеармянские и древнегрузинские, пишет, что на Центральном Кавказе с середины I-го тысячелетия до н. По его мнению, даже в «III-м в. Территория нахов-нахчматьян постоянно подвергалась нападениям различных кочевых народов — киммерийцев, скифов, сарматов, алан, гуннов и др. Ослабленное этими нападениями нахское государственное объединение распалось после того, как оно было разгромлено в результате похода селевкидского царя Антиоха III около 212—209 гг. После этого, в результате новых нападений различных завоевателей, прежде всего кочевников, нахи стали отступать к современным границам Чечни, теряя подконтрольные территории, свое влияние на Центральном Кавказе. О том, что чеченцы в древности играли большую роль на Кавказе, пишет и Ф. Тотоев: «Древняя жизнь чеченцев представляет для исследователя много загадочных, порой, неразрешимых вопросов, — пишет он. В кавказоведении давно сложились и сегодня существуют два направления о происхождении чеченцев. Согласно одному из них, чеченцы — это потомки племен, в глубокой древности переселившихся из Передней Азии на Кавказ, наследники великих культур Востока — хеттской, шумерской и т. Направление это возникло еще в ХIХ в. Услар, К. Туманов, И. Джавахишвили, Н. Марр и др. И сегодня есть немало ученых, придерживающихся этой точки зрения, имеющей, безусловно, под собой очень серьезные аргументы, прежде всего, в области языковых параллелей, а также общности или близости этнонимов и топонимов Передней Азии и чеченцев. Но более многочисленны представители второго направления в кавказоведении, утверждающие, что чеченцы нахи, нахчматьяне — это коренное, аборигенное население Северного Кавказа, у которых были очень тесные торговые и культурные связи с Передней Азией и Закавказьем. Более того, из этих районов на Северный Кавказ постоянно переселялись различные племена, которые, сыграв определенную роль в этнокультурном развитии нахов, впоследствии растворились в местной этнической среде [6, c. Так, Г. Гумба пишет: «… Несмотря на все более отчетливо выявляющееся близкое этноязыковое родство нахов и хуррито-урартов, вряд ли было бы правомерно рассматривать нахские народы как едва ли не прямых потомков хуррито-урартов и проводить прямую связь между ними и населением Урартского царства, как это иногда представляется в литературе» [9, с. Еще раньше в подобном же ключе высказывался и выдающийся археолог-кавказовед, член-корреспондент РАН Р. Мунчаев: «В последнее время ряд ученых стремится доказать, что культура или культуры раннебронзового века Северного Кавказа создана пришельцами из Ближнего Востока, с одной стороны, а с другой — из Западной Европы. Другими словами, речь идет о том, что в эту эпоху на Северном Кавказе обитали и семиты, и индоевропейцы, а также по одной из версий и тюрки, то есть представители трех крупных языковых семей, исключая, как видим, кавказскую. Разумеется, такого в действительности не могло быть. Спрашивается, а где же жили в таком случае коренные народы Северного Кавказа и вообще откуда и когда они появились на Кавказе? Для меня очевидно, что процесс, отражающий этнокультурное развитие северокавказских народов, начался и происходил на их исконной территории, причем задолго до бронзового века» [15, c. Не менее категорично высказывался по данному вопросу и известный археолог-кавказовед В. Марковин: «…Вайнахи… имеют право называться аборигенным населением. Им нет нужды искать своих предков в Египте, Индии и в других далеких и близких странах» [14, c. Очень многие авторы, основываясь на данных археологических исследований, свидетельствуют, что уже во II—I тысячелетиях до н. В обыденном сознании чеченцев существует предание, что чеченцы все вышли из Нашха территория — Галанчожского района Чеченской Республики. По нашему мнению, утверждение народных преданий о том, что все чеченцы вышли из Нашха, скорее всего, является аллегорическим, иносказательным.
НЕ НАДО ИСКАЖАТЬ ИСТОРИЮ. О ПРОВОКАЦИОННОМ ВЫСТУПЛЕНИИ РУСЛАНА БУЗУРТАНОВА
День начала депортации, 23 февраля 1944 года, стал самым трагическим в жизни двух северокавказских народов, кровоточащей раной, незаживающей уже многие десятилетия. Редакция kz24 решила вспомнить как проходила массовая депортация чеченцев и ингушей. Причины депортации Истинные причины депортации двух древних народов Северного Кавказа не выяснены до сих пор. Официально власти мотивировали выселение чеченцев и ингушей массовым сотрудничеством с оккупантами в период Великой Отечественной войны, организацией бандитских формирований на территории автономной Чечено-Ингушской республики. К этому списку добавили «безотказную» — антисоветская деятельность. Официальные данные о «преступлениях» чеченцев и ингушей власти сфальсифицировали, с целью оправдания своих действий. Территории, на которых проживали чеченцы и ингуши не была полностью оккупирована немецко-фашистскими войсками. Войскам вермахта удалось захватить лишь Малгобекский район, из которого они были успешно выбиты частями Красной Армии через три месяца после оккупации. Так что причина коллаборационизма абсурдна и несостоятельна.
В 1977 году Владимиром Высоцким была написана посвящённая депортации вайнахов песня «Летела жизнь». Среди возможных причин следует назвать «неблагонадёжность» малых народов, к которым относились и вайнахи эндоэтноним ингушей и чеченцев, появившийся в начале ХХ столетия. Тем более проживали эти народы в непосредственной близости от границы с Турцией, с которой у СССР на протяжении всей Второй мировой войны были напряжённые отношения. Ещё военные статисты XIX века, такие как В. Золотарёв, А. Макшеев, писали, что благонадёжным выступает лишь славянское население России, а неблагонадёжными считались все народности окраин империи. Идея «неблагонадёжности» была восторженно принята советским руководством, командованием НКВД. В слове «чечевица» обыгрывалось явное созвучие с наименованием северокавказского этноса — чеченцы.
Детали и сроки операции бурно обсуждались членами Политбюро. В весенние месяцы 1942 года на территории Чечено-Ингушской автономной республики были приостановлены мобилизационные мероприятия.
Примерно то же происходит с целыми народами. Десятки, сотни тысяч умов, спаянные в единое целое коллективным бессознательным, с удовольствием вспоминают далекое героическое прошлое, мудрых правителей, благородных полководцев, великих творцов своей страны.
И старательно забывают, переиначивают, ищут хоть крупицу положительного в неприглядных и страшных страницах собственной истории. Как-то не заладилось Отношения у чеченского и ингушского народов с советской властью складывались непросто. Впрочем, вряд ли можно было ожидать сердечной привязанности, помня о: карательных экспедициях русских войск в Чечню, длившихся с 1721 по 1783 год и сопровождавшихся сожжением целых аулов, взятием заложников из наиболее влиятельных чеченских семей, казнями и насильственным приведением населения к присяге на подданство России; ответной ненависти и массовых восстаниях против колонизации; совместном вооруженном восстании чеченцев, осетин, ингушей и кабардинцев против российских властей 1804 года; оттеснении чеченцев с плодородных равнинных земель в горы наместником Кавказа генералом Ермоловым; о других восстаниях, набегах, длившихся без значительных перерывов до марта 1920 года, когда войска Красной армии вошли в Грозный. И уже в сентябре 1920 года началось массовое антисоветское восстание в горных районах Чечни и Северного Дагестана, подавленное Советской армией только в марте 1921-го.
Весной 1923 года чеченцы разгромили избирательные участки, противясь навязыванию «своих людей» центральными органами на выборах в местные советы. На подавление этого мятежа была брошена дивизия НКВД. Еще более масштабная войсковая операция была проведена в августе 1925 с целью разоружения населения, пресечения грабежей и угона скота. С 8 по 28 декабря последовала новая войсковая операция с участием подразделения ОГПУ.
Это произошло из-за отказа чеченцев от поставки хлеба государству. Весной 1930 года антисоветское движение только усилилось, и снова потребовалось введение войск. В 1932 году коллективизация породила новое массовое восстание чеченцев, подавленное военными и закончившееся депортацией целых аулов. Всего с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний от 500 до 5000 повстанцев и более 50 менее значимых.
За этот период Красная армия потеряла там более 3500 своих бойцов. Очередное вооруженное антисоветское восстание началось в январе 1940 года. Причины депортации Привыкшие к постоянным стычкам с военными и веками оттесняемые с плодородных земель в горы более сильным противником чеченцы зачастую организовывали бандформирования, совершавшие набеги на близлежащие станицы. Дополнительным поводом к силовой операции послужило массовое дезертирство.
Заместитель наркома, комиссар госбезопасности 2-го ранга Кобулов так писал в докладной записке Берии: «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. В октябре 1941 г. В январе 1942 г.
Сотрудникам давали от 10 минут до двух часов на сборы. Всего было вывезено 333,7 тыс жителей республики. Разрешалось брать по 500 кг груза на семью, но жителей по-прежнему заставляли брать с собой только самое необходимое — в машину загнали 45 человек, и для них не нашлось места. Когда немцев депортировали, вещи возили отдельно, и на семью можно было взять до 1 тонны груза. С имуществом тоже обманули. При депортации было сказано, что скот и зерно будут возвращены.
Однако на новое место ничего не вернули, а работу новым поселенцам не подобрали. Народ сопротивлялся. Наркомат госбезопасности сообщил о «ряде безобразных фактов о нарушениях революционной законности, самовольных расстрелах чеченских старух, оставшихся после переселения, больных, увечных, не выдержавших».
Властями были предусмотрены медицинское и продовольственное сопровождение эшелонов переселенцев. По пути следования эшелонов родилось 56 и умерло 1272 человека. Основной причиной гибели депортированных в сильные морозы назывались атмосферные и изменившиеся бытовые факторы, хронические изнуряющие заболевания, физическая слабость конвоируемых ввиду их преклонного либо юного возраста. Депортированные были оторваны от своего традиционного образа жизни и с трудом приобщались к жизни в колхозах. Ближайшим последствием переселения чеченцев и ингушей стало значительное сокращение численности обоих депортированных народов в первые годы ссылки. Если переселенцы не находили себе работу в аграрном секторе, шансы их на выживание в ссылке оказывались небольшими.
Данные о рождаемости и смертности среди чечено-ингушского контингента отсутствуют, однако известны показатели в целом по депортированным народам Северного Кавказа чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы.
ЧЕЧНЯ. Почему чеченцы не отмечают 23 февраля?
Тот самый наш односельчанин сказал моему папе, что я умерла, и он меня как бы похоронил, зарезав при этом барана по религиозному обычаю при смерти ребенка приносят в жертву барана или бычка и раздают мясо малоимущим. Наверное, он сказал это, чтобы прокормить себя и свою семью, не знаю. Каждый искал путь не умереть с голоду. Отец же, ничего не подозревая, поблагодарил его за сделанное «добро» и вернул вместо одного зарезанного барана двоих — в знак благодарности, что не бросил меня там», — рассказывает Асет Окуева со слов бабушки Таус. На седьмой раз девочке все-таки удалось сбежать из приюта. Денег на еду, а тем более на билет на поезд у нее не было. Каждый раз, когда состав останавливался, она пряталась под вагонами, чтобы не попасться контролерам. А после запрыгивала обратно. Добравшись таким образом до города Лениногорска, девочка увидела земляков и спросила о своих родственниках.
Сегодня чеченский народ успешно развивается, планомерно двигается вперед и занимает достоянное место среди братских народов России. Мы всегда будем помнить о жертвах той ужасной трагедии", - говорится в обращении главы Чечни Рамзана Кадырова, которое зачитали на митинге. Бесплатный хлеб В Ингушетии в 20 мечетях разных населенных пунктов региона прошли мовлиды молитвы , которые были прочтены в память о тех, кто погиб во время депортации народа. В общем, в религиозных мероприятиях в регионе приняли участие более 3 тыс. По его словам, фондом было закуплено и забито 13 голов крупного рогатого скота. Также мясо было передано и в Пригородный район Северной Осетии для распределения между малообеспеченными.
Нас не увезут туда, где нет Аллаха! Но они это все прошли достойно, и дай Аллах, чтоб такое больше никогда не повторялось", - подписал изображение Нурмагомедов. Он заявил, что боль депортации никогда не сотрется из памяти потомков, но отметил необходимость двигаться вперед и занять "достойное место в братской семье народов и регионов России". Депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Кыргызстан происходила в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.
Макшеев, писали, что благонадёжным выступает лишь славянское население России, а неблагонадёжными считались все народности окраин империи. Идея «неблагонадёжности» была восторженно принята советским руководством, командованием НКВД. В слове «чечевица» обыгрывалось явное созвучие с наименованием северокавказского этноса — чеченцы. Детали и сроки операции бурно обсуждались членами Политбюро. В весенние месяцы 1942 года на территории Чечено-Ингушской автономной республики были приостановлены мобилизационные мероприятия. Власти мотивировали это тем, что чеченцы и ингуши не употребляют в пищу свинину, а она была в то время основным ингредиентом для производства тушёнки, отправляемой на фронт. По первоначальному плану высылка ингушей и чеченцев должна была осуществляться в Омскую и Новосибирскую область, а также в Алтайский край. В декабре 1943 года территории депортации были изменены. В республике перед самым началом депортации объявили о проведении военных учений, чтобы успокоить местное население. Под предлогом «учений» в горные районы Северного Кавказа армия. Общее число военнослужащих, непосредственно осуществляющих депортацию, составляло почти 100 тысяч солдат и офицеров. Депортация началась в 2:00 23 февраля 1944 года. Осуществлялись мероприятия насильственными методами, солдаты выгоняли людей из своих жилищ, конвоировали на вокзалы и грузили в эшелоны. В труднодоступных, горных районах Чечено-Ингушской республики, откуда сложно было вывести людей, участниками операции стирались с лица земли целые аулы вместе с жителями. Власти долгое время отрицали насильственные методы проведения депортации, но по свидетельству очевидцев имели место расстрелы пожилых людей, инвалидов, сожжение домов, жестокое избиение тех, кто оказывал сопротивление. Закончилась операция 9 марта 1944 года. Простая статистика, а за ней трагедия двух народов. В ходе насильственной депортации в эшелонах от голода и холода погибло 1 272 человека, 750 человек были убиты непосредственно на месте задержания. Были среди депортированных и беременные, а потому в тех же вагонах родилось 56 малышей.
Митинг, посвященный годовщине депортации ингушей и чеченцев, прошел в Назрани
Товарищу Сталину: «Сегодня 23 февраля на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Смотрите видео на тему «23 Февраля Депортации Чеченцев Ингушей» в TikTok. В 1944 году чеченцы и ингуши были обвинены в сотрудничестве с немецкими войсками. 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши был поголовно депортированы в Сибирь. «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии.
Хабиб Нурмагомедов высказался о депортации чеченцев и ингушей
В 6 утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты. Открыт 23 февраля 1997 года в очередную годовщину депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. 74 года назад – 23 февраля 1944 года – в Чечено-Ингушской АССР началась операция «Чечевица» – тотальная депортация (этнический геноцид) ингушей и чеченцев. Депортация ингушей и чеченцев с территории Чечено-Ингушской и Дагестанской АССР в Среднюю Азию и Казахстан длилась с 23 февраля по 9 марта 1944 года. В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица".
Геноцид Ингушей и Чеченцев 23 февраля 1944 года - YouTube
Когда всех погрузили в товарные вагоны, началась паника от происходящего и неизвестности. Вдруг один старик крикнул: "Люди, не бойтесь! Нас не увезут туда, где нет Аллаха! Но они это все прошли достойно, и дай Аллах, чтоб такое больше никогда не повторялось", - подписал изображение Нурмагомедов.
EADaily напоминает, что в 2018 году глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров «из чувства уважения к жертвам депортации вайнахов» отменил в республике праздничные мероприятия в честь Дня защитника Отечества. По распоряжению Евкурова в мечетях Ингушетии 23 февраля должны были читать траурные молитвы. При этом за год до этого Евкуров как генерал в отставке и Герой России торжественно отпраздновал «мужской день» и призвал к этому остальных ингушей. Всемирный конгресс ингушского народа — организация зарубежного происхождения, в ядро которой входят антироссийски настроенные ингуши из иностранных диаспор — является флагманом протестного движения в республике.
Северо-Кавказская редакция EADaily.
При депортации было сказано, что скот и зерно будут возвращены. Однако на новое место ничего не вернули, а работу новым поселенцам не подобрали. Народ сопротивлялся. Наркомат госбезопасности сообщил о «ряде безобразных фактов о нарушениях революционной законности, самовольных расстрелах чеченских старух, оставшихся после переселения, больных, увечных, не выдержавших». С противниками, не желающими двигаться, разговор был коротким. Задокументировано несколько инцидентов со стрельбой. Жертвами стали восьмилетний мальчик, «пять старух» и «до 60 человек больных и покалеченных».
Операция не закончилась до 9 марта 1944 года, хотя советские власти хотели завершить ее как можно скорее. На родину вернулись 140 тысяч человек, которые хотели вернуться в свои дома.
Кроме того, память погибших почтили и в Новолакском районе Дагестана, где проживают чеченцы. Операция была названа "Чечевица": по мнению некоторых исследователей, из-за созвучия первых букв одного из депортируемых народов.
Количество депортированных, по разным данным, составило от 496 тысяч человек до 650 тысяч.
НЕ НАДО ИСКАЖАТЬ ИСТОРИЮ. О ПРОВОКАЦИОННОМ ВЫСТУПЛЕНИИ РУСЛАНА БУЗУРТАНОВА
23 февраля 1944 года ингушский и чеченский народы были выселены в Северный Казахстан по приказу Сталина. Для обеспечения безопасности и общественного порядка в выходные дни (23-26 февраля) будут привлечены сотрудники МВД и МЧС, управлений ФСБ и войск национальной гвардии по Ингушетии. Кроме того, глава Меджлиса отмечает, что 23 февраля "навсегда останется также черным днем в истории ингушского и чеченского народов". весьма скорбная дата. Как заявил в интервью "Интерфаксу" президент Ингушетии Руслан Аушев, "эта трагедия никогда не заживет в сердцах и душах ингушей и чеченцев". Для чеченцев и ингушей дата 23 февраля связана с трагическими событиями.
Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию
Товарищу Сталину: «Сегодня 23 февраля на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Новостной информационный проект российских мусульман, Новости, История и современность, 23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей. весьма скорбная дата.