В программе "Мой герой" народная артистка России Екатерина Жемчужная рассказывает ведущей Татьяне Устиновой, почему, несмотря на страх перед цыганами, стала актрисой театра "Ромэн", кто помог девочке стать "русской" и о многом другом. Екатерина Андреевна Жемчужная (девичья фамилия Булдыженко; род. 28 марта 1944, Тула) — советская и российская актриса и певица, артистка московского театра «Ромэн». Екатерина Жемчужная в фильме «Карнавал», 1981 год Фото: Кадр из фильма. Екатерина Жемчужная - 80-летие | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня».
Екатерина Жемчужная: «Надо жить сегодня и сейчас!»
Сидел и что-то наигрывал на гитаре. Георгий Жемчужный в молодости. Это было лишь одно мгновение, но сердце уже приняло эту надпись как данность. Впрочем, Георгий жемчужный позже признавался: он тоже мгновенно заметил красавицу-цыганку. Их закружили чувства, юные актеры стали встречаться, однако, по цыганским обычаям, сохраняли дистанцию. Лишь через пять лет по цыганскому обычаю Георгий украл свою возлюбленную. Пышного торжества по поводу бракосочетания устраивать не стали, позвали на небольшую вечеринку только самых близких людей. Соблюдение традиций Екатерина и Георгий Жемчужные, кадр из фильма «Карнавал». Вставала чуть раньше супруга, приводила себя в порядок и появлялась перед любимым мужем причёсанной и накрашенной. Никогда не ходила растрёпанной и не носила дома застиранных халатов.
На съёмках фильма «Вечный зов». У Жемчужных к тому времени уже подрастала дочь Ольга, названная в честь мамы Георгия Николаевича. Екатерина улетела на съемки в фильме «Вечный зов», где должна была играть Зорицу. Ей стоило неимоверного труда дозвониться до мужа в Москву, и когда она спрашивала любимого Гогу, как у них с дочерью дела, супруг рявкал в трубку, что у них всё нормально и просто бросал трубку. На вопросы дочери о маме оповещал дочь о новом замужестве Катеньки, имея в виду, конечно же, роль жены в картине.
Георгий был с нами, все нормально было.
А потом он сказал, что у него поднялось давление. Я вызвала скорую. Его увезли в реанимацию Боткинской больницы. И там, лежа в кровати, он посмотрел на меня грустно, сказал, что у него что-то с сердцем. Его увезли врачи. Через два-три часа его не стало.
С именем «Катюха, Катюха» он ушел… Вот так мы с ним простились. Но что делать — у каждого своя судьба.
Тут и программа специальная — концертная: романсы, цыганские песни. Среди цыганских романсов есть один, "Невечерняя", которую Екатерина Андреевна исполнила четверть века назад в спектакле "Мы цыгане".
Романс такой лиричный, грустный, даже трагический, очень сильный. Без него не обходится ни одно выступление. Среди цыганских романсовесть один, «Невечерняя», которую Екатерина Андреевна исполнила четверть века назадв спектакле «Мы цыгане». Романс такой лиричный, грустный, даже трагичный, очень сильный.
Но её цыганское счастье, её вечный зов — это творчество, работа, семья, друзья. Народную артистку России Екатерину Андреевну Жемчужную называют жемчужиной цыганской короны. Ее замечательный талант, чарующий голос, актерское обаяние давно и заслуженно сделали ее кумиром публики. Вклад этой замечательной актрисы в духовное развитие нашего народа заслужил оценки его по праву.
И мы тогда приняли решение из театра уйти. Меня Баркан вызвал к себе и стал уговаривать: «Катя, зачем вы уходите? Совершаете ошибку. Сейчас я поставлю спектакль, потом Сличенко, потом Георгий…» Действительно, у меня было в театре несколько главных ролей, а потом, как и все, я сидела в массовке, ждала своей очереди на хорошую роль. Дождалась бы, наверное. Но как это так: я останусь, а Георгий уйдет, будет без меня ездить на гастроли? Нет, я за ним как нитка за иголкой. Мы устроились в коллектив к Гошиному отцу. И там на эстраде он поставил настоящий драматический спектакль: «Свадебное путешествие в страну «Цыгания». Удивительный, яркий, музыкальный, экспрессивный.
А я вскоре начала сниматься в кино. В Доме кино проходил вечер нашего театра мы к тому времени уже вернулись в «Ромэн». За полночь мы с Георгием выходим на улицу, все уже разошлись, разъехались, как-то пустынно. И подходят к нам два молодых человека — откуда они появились, я не заметила, — обращаются ко мне: «Как ваша фамилия? В чем дело? Ой, думаю, сейчас будет война. А силы-то неравные. Наверное, я тоже приму участие… Видя наше замешательство, один из этих красавцев достает удостоверение и говорит: «Я режиссер «Мосфильма». Хотим вас пригласить на кинопробы. Нам нужна актриса вашего плана».
Ну, «Мосфильм» — это было магическое слово. Режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский меня утвердили. Съемки проходили в Башкирии, в Дуванском районе. Гога понимал, как важно для меня, молодой актрисы, сняться в кино. Отпустил, не сказал: «Сиди, девочка, дома, борщи вари». То ли меня в детстве напугали, что они детей воруют, то ли еще какие-то страхи во мне жили... В Уфе нас пересадили на «кукурузник», который трясло всю дорогу страшно. Я вырядилась: босоножки на высоком каблуке, брючный костюм, накрутилась, намазалась… Заметила, что Ефим Захарович на меня поглядывает, как будто улыбку сдерживает, в глазах — чертики. Нас встречает помощник режиссера. Одет в брезентовую куртку, теплую фуфайку, штаны заправлены в резиновые сапоги — сентябрь месяц, там холодно, дожди, грязь по колено.
И я в босоножках по этой грязи. Копелян мне потом сказал: «Знаете, Катя, я до вас с Тамарой Семиной сюда летел. Она такая же нарядная была…» На следующий день у меня репетиция и съемка. Снимали, как я танцую. А кино — это не быстрый процесс. То солнца ждем, то, наоборот, тучки. То камера у оператора встанет… Женщины-колхозницы по дороге на работу в восемь утра видели, как я танцую. Вечером возвращаются, а у меня рабочая смена еще не закончилась. Они идут и жалеют меня: «Мы уже по домам идем, а она все пляшет…» В нашей семье три поколения артистов. Та ее всегда хвалила, очень тепло относилась.
Мне говорила: «Ваша Ляля как будто вся светится изнутри…» Внук Андрей тоже окончил актерский факультет, уже снимается в кино. Внучке Насте сейчас 12 лет, и чем она займется в жизни, пока неизвестно. Где бы я ни снималась, мне обязательно нужно «развести семейственность». В фильме «Карнавал» моего мужа сыграл мой Георгий. Правда, тут инициатива исходила от Татьяны Михайловны Лиозновой. С Лялей, с ее мужем Ромой мы вместе снимались не раз… Однажды меня пригласили в фильм «Нелюдь, или В раю запрещена охота», где главную роль играла Людмила Гурченко — у ее героини украли сына. И вот она обращается за помощью к цыганке. Съемки проходили в нашей квартире на Тверской. Конечно, Ляля со мной снималась. Я и сама справилась бы, но мне же надо и дочь показать.
Она тогда уже была молодой актрисой. А моя свекровь жила с нами. Я ее предупредила: «Сейчас к нам Гурченко придет». И вот она все ее ждала. А Люся пришла очень просто одетая, в плащике, в косыночке, без косметики. Такая тихая, собранная — готова к работе. И свекровь ее не узнала. Меня спрашивает: «Ну где же Гурченко? Это удивительно, но как-то не складывается у нас со свадьбами. Ляля в 17 лет убежала вместе с молодым актером нашего театра Ромой Грохольским.
Она ведь часто ездила с нами на гастроли, на сцену стала выходить в 16 лет. Вот и присмотрела себе такого красавца. Мы даже и не знали, что она на свидания к нему бегала. А потом на два дня вообще исчезла из дома. У Гоги шок, у меня паника — пропал ребенок. Когда они с Ромой наконец позвонили, мы испытали самое настоящее счастье. А ругать их уже сил не осталось.
28 март - Екатерина Жемчужная - 80-летие
биография, новости, личная жизнь, фото, видео - Вот как Екатерина Жемчужная, соединившая в своей биографии две системы. Красивую фамилию Екатерина Жемчужная приобрела от мужа, с которым находится в счастливом браке вот уже почти 60 лет.
Екатерина Жемчужная - биография, новости, личная жизнь
Советская и российская актриса Екатерина Жемчужная находится в московской больнице Вересаева. Советская и российская актриса Екатерина Жемчужная находится в московской больнице Вересаева. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Екатерина Жемчужная можно посмотреть на Иви. Вот как Екатерина Жемчужная, соединившая в своей биографии две системы. Екатерина Жемчужная встретила своего единственного мужа в 17 лет.
Екатерина Жемчужная
Екатерина Андреевна Жемчужная — чем известна, биография, творческие достижения — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Екатерина Жемчужная ее исполнила 25 лет назад в спектакле "Живой труп". Назад в СССР написал 29 марта 2020 в 08:21: "Екатерина Андреевна Жемчужная — артистка московского театра «Ромэн».
Екатерина Жемчужная
Роль бабы Геды в 8-серийном историческом детективе «Тайна кумира». Гадалка Фатима в 8-серийной мелодраме Алексея Царева «Родные люди». Исполнила эпизодическую роль в одной из серий криминальной драмы «Свидетели». Помимо съемок, также принимала участие в озвучивании, в 1982 озвучила мультфильм «Прежде мы были птицами», а в 2007 драму «Кавказ». Екатерина Андреевна Жемчужная Личная жизнь В конце 1961 году состоялось ее судьбоносное знакомство с будущим мужем, Георгием Николаевичем Жемчужным, который уже числился в труппе «Ромэн» на момент ее прихода и был младше своей избранницы на 1 год. Отец Георгия работал на должности руководителя Ансамбля песни и пляски владимирских цыган.
Отец Екатерины не успел познакомиться с зятем по причине скоропостижной смерти в результате пневмонии. С мужем Георгием Первая беременность закончилась выкидышем на позднем сроке, из-за чего, по ее словам, она тогда «чуть не сошла с ума от горя». Через год, в 1969, артистке удалось забеременеть снова, родилась единственная дочь Ольга Ляля. Сама Жемчужная говорит, что в плане детей они «не совсем цыганская семья», ведь у них только 1 ребенок. Зато дочь подарила ей 2 внуков Андрея и Анастасию и 1 правнука, которого назвали Филипп.
Внуки также задействованы в театре «Ромэн». В 2021 году случилось горе, ушел из жизни муж.
Будешь здесь учиться, а потом войдёшь в труппу. Тогда же, после спектакля, состоялся просмотр. Показать было что. Читала рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Пела «Московские окна». Всю жизнь ведь готовилась!
А тут ещё гитариста дали мне в подмогу. Танцевала «венгерку». Баркану приглянулась. Вот так попала в театр «Ромэн». Фамилия этой династии была знакома всей стране. Он первый цыганский композитор, писавший не только песни, но и музыку для спектаклей театра «Ромэн». Его мелодии звучали в кино. Труппа, как и семья, гордились этим и продолжали традиции.
Целых 55 дней гастролировали в Токио. Принимали великолепно. Удивляли весь мир: цыгане, кочевые люди, получили свой театр и стали культурной элитой СССР! Екатерина Андреевна добавляет: — Гастроли напитывали нас новыми идеями. Появились спектакли «Вива, Кармен! Было ощущение, что впереди не только творческие, но и цивилизационные открытия. Хотелось проникнуть в суть вещей. Если бы не 90-е… В прошлом году мы отметили 90-летие театра.
К сожалению, у нас теперь нет студии, а национальный театр не может жить без национальных кадров. Потом еще 12. Это весь наш золотой фонд. Мало, конечно, потому что люди отсеиваются по разным причинам. Брать мальчиков и девочек из русской среды, красить волосы, отращивать усы, учить дергать плечами? Сейчас многие национальные коллективы — это ряженые. Зритель видит разницу и перестаёт ходить на такие выступления. И гастролей нет.
В советское время, приезжая в провинцию, у нас не было отбоя от цыган, желающих стать артистами нашего театра. Но тогда всеобщее среднее образование давало возможность сразу переводить молодёжь в статус студентов или слушателей высших курсов. Теперь у многих нет школьного аттестата. И денег нет на продолжение образования. Как талантливый цыган из глубинки попадёт на московскую сцену? Надеюсь, ситуация изменится. Я вижу начало перемен и благодарна за то, что сделала для меня страна. Обратите внимание: все мои звания и награды я получила уже в постсоветское время.
Но основа была заложена в СССР.
А ведь в реальной жизни она не курила! Разумеется, ей стало плохо. Ирина Муравьева, тоже принимавшая участие в этой сцене, по сценарию пила молоко. И ей пришлось выпить целых десять стаканов.
И она тоже почувствовала себя неважно. Лиознова тогда сказала: «Актрисы объелись-обкурились. Надо делать перерыв и отправлять их на отдых». Другие киноработы Екатерины Жемчужной в 1980-х годах — озвучка мультфильма «Прежде мы были птицами» 1982 , артистка цыганского ансамбля «Джанг» в «Дамском танго» 1983 , Стася в «Цыганке Азе» 1987 , цыганка-спекулянтка и гадалка Земфира в комедии «Где находится нофелет? В 1990-х годах Жемчужная снималась в фильмах «Чардаш Монти» 1990 , «Очищение» 1990 , «Нелюдь, или В раю запрещена охота» 1990 , «Жизнь — женщина» 1991; роль цыганки Любы , «Безумная Лори» 1991; роль цыганки из цирка , «Орел и решка» 1995; роль цыганки из многодетной семьи, родственницы Валентина , «Зигзаг» 1995 , «Королева Марго» 1996; роль цыганки Зариты.
В 2000-х годах мир российского кино стал немного иным — возрождаясь после некоторого забвения и неудачных экспериментов, он стал более разнообразным, а на пик популярности вышли сериалы, хотя и полнометражные фильмы новой эпохи были в почете. В 2002 году Екатерина Жемчужная снялась в драме «Олигарх», в 2005 — в сериале «Талисман любви». В 2007 году актриса озвучивала азербайджанскую мелодраму «Кавказ», в 2008 сыграла роль жены цыганского барона в теленовелле «Обручальное кольцо». В 2009 году Жемчужная предстала перед поклонниками в образе Розы Саппоро в сериале «Кармелита. Цыганская страсть».
Прочие работы Жемчужной — сериалы «Вкус граната» 2011 , «Пасечник» 2012; роль цыганки Нины , «Простая жизнь» 2013; роль цыганки Лили , «Вероника. Беглянка» 2013; роль Матроны , «Любимые женщины Казановы» 2014; роль цыганки , полнометражный фильм «Дедушка моей мечта» 2014; роль цыганки , сериалы «Если ты не со мной» 2014; роль Шаниты, бабушки Зарины , «Тайна кумира» 2016; роль бабы Геды.
А тут ещё гитариста дали мне в подмогу.
Танцевала «венгерку». Баркану приглянулась. Вот так попала в театр «Ромэн».
Фамилия этой династии была знакома всей стране. Он первый цыганский композитор, писавший не только песни, но и музыку для спектаклей театра «Ромэн». Его мелодии звучали в кино.
Труппа, как и семья, гордились этим и продолжали традиции. Целых 55 дней гастролировали в Токио. Принимали великолепно.
Удивляли весь мир: цыгане, кочевые люди, получили свой театр и стали культурной элитой СССР! Екатерина Андреевна добавляет: — Гастроли напитывали нас новыми идеями. Появились спектакли «Вива, Кармен!
Было ощущение, что впереди не только творческие, но и цивилизационные открытия. Хотелось проникнуть в суть вещей. Если бы не 90-е… В прошлом году мы отметили 90-летие театра.
К сожалению, у нас теперь нет студии, а национальный театр не может жить без национальных кадров. Потом еще 12. Это весь наш золотой фонд.
Мало, конечно, потому что люди отсеиваются по разным причинам. Брать мальчиков и девочек из русской среды, красить волосы, отращивать усы, учить дергать плечами? Сейчас многие национальные коллективы — это ряженые.
Зритель видит разницу и перестаёт ходить на такие выступления. И гастролей нет. В советское время, приезжая в провинцию, у нас не было отбоя от цыган, желающих стать артистами нашего театра.
Но тогда всеобщее среднее образование давало возможность сразу переводить молодёжь в статус студентов или слушателей высших курсов. Теперь у многих нет школьного аттестата. И денег нет на продолжение образования.
Как талантливый цыган из глубинки попадёт на московскую сцену? Надеюсь, ситуация изменится. Я вижу начало перемен и благодарна за то, что сделала для меня страна.
Обратите внимание: все мои звания и награды я получила уже в постсоветское время. Но основа была заложена в СССР. Всё лучшее, что было в Советском Союзе, необходимо осмыслить и продолжить в новой эпохе.
Когда я получала из рук премьера Михаила Мишустина медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, призналась, что от волнения не спала всю ночь. Сказала: «Я цыганка. Я живу в красивой России, и горда тем, что стою в Доме правительства, получаю такую высокую награду за мой скромный труд».
Вот как Екатерина Жемчужная, соединившая в своей биографии две системы. И это точно порыв, а не протест.
Екатерина Андреевна Жемчужная
- Екатерина Андреевна Жемчужная
- Жемчужная, Екатерина Андреевна — Википедия
- О жизненном пути
- Екатерина Андреевна Жемчужная - Бренды России. Навигатор по истории, наследию и культуре РФ