Александр Ширвиндт и Наталья Белоусова сыграли свадьбу еще в 1957 году и с тех пор не расставались. Мать — Раиса Самойловна Ширвиндт — работала в московской филармонии. Первой работой Александра Ширвиндта на сцене Театра сатиры стала роль графа Альмавивы в постановке Валентина Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1970), он там заменил Валентина Гафта. Выпускные спектакли Александра Ширвиндта произвели на критиков настолько приятное впечатление, что вчерашнего студента пригласили на службу в Театр киноактера.
Биография Александра Ширвиндта
- Биография Александра Ширвиндта
- Татьяна Васильева рассказала о бескорыстной помощи Александра Ширвиндта
- Александр Ширвиндт-последние шутки
- Как сегодня живут потомки Александра Ширвиндта
- «Ширвиндт: блеск и печаль ума»
Кто жена Ширвиндта Александра Анатольевича
Вдова Ширвиндта, с которой он был свыше 70-ти лет | Телеведущий Михаил Ширвиндт обвинил Манучарова в мелких провокациях, которые он регулярно устраивает в своей программе. |
Валентина Талызина ответила Ширвиндту, назвавшему её «полоумной старухой» | Эпизоды лучших передач с участием Александра Ширвиндта, самые яркие моменты из документальных фильмов о любимом актере и фрагменты из интервью разных лет. |
Вдова Ширвиндта, с которой он был свыше 70-ти лет | «Временами Мишу и на улицу было вывести некому: бабка слепая, мать в больнице, а папаша валяется пьяный» — говорит Александр Ширвиндт. |
Вдова Ширвиндта, с которой он был свыше 70-ти лет
Михаил Ширвиндт рассказал о состоянии здоровья своего отца — 86-летнего актера Александра Ширвиндта, которого c COVID-19 сегодня госпитализировали в 52-ю больницу столицы. В частности, Александру Ширвиндту пожелали дожить до 120 этой цифры и разгорелись споры, причем все присутствующие предложили свои версии. Алекса́ндр Анато́льевич Ши́рвиндт — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, сценарист, педагог, телеведущий, писатель-мемуарист, юморист. Помощница народного артиста РСФСР Александра Ширвиндта, Лиана Бединадзе, отказалась комментировать новости о смерти президента Театра сатиры. «Временами Мишу и на улицу было вывести некому: бабка слепая, мать в больнице, а папаша валяется пьяный» — говорит Александр Ширвиндт.
Делить не будут. Какое наследство Ширвиндт оставил жене и сыну?
Московская династия: Ширвиндты - Москвич Mag | В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина (курс Веры Константиновны Львовой). |
Валентина Талызина ответила Ширвиндту, назвавшему её «полоумной старухой» | родной сестры Марины Цветаевой. |
Мама Александра Ширвиндта тоже была актрисой. Судьба Раисы Кобыливкер | ЗВЕЗДОГРАМ | Дзен | Так случилось и с загородным особняком Александра Ширвиндта. |
Сын Александра Ширвиндта рассказал о состоянии отца | Она выжила, тьфу-тьфу, — вспоминает Александр Анатольевич, — и потом всю жизнь занималась артистами, она была как крестная мать, наседка такая была. |
Король флегматичного юмора. Каким запомнят Александра Ширвиндта
86-летнего актера и режиссера Александра Ширвиндта. «Ширвиндт: блеск и печаль ума» / Умер Александр Анатольевич Ширвиндт. Ее мать была против отношений со взрослым и женатым мужчиной, однако девушка решила поступить по велению сердца. Главная» Новости» Ширвиндт михаил последние новости.
«Мне Миронов и Державин снятся»: почему Александр Ширвиндт хотел умереть
Советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, педагог, писатель Александр Ширвиндт умер 15 марта в больнице. Александр Ширвиндт и Наталья Белоусова сыграли свадьбу еще в 1957 году и с тех пор не расставались. Он играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в Музыкальном техникуме имени А. Мать — Раиса Самойловна Ширвиндт — работала в московской филармонии. В Сети то и дело появляются новости о том, что состоялись похороны Александра Ширвиндта. Главная» Новости» Ширвиндт михаил последние новости. Главная» Новости» Ширвиндт михаил последние новости.
«Мне Миронов и Державин снятся»: почему Александр Ширвиндт хотел умереть
Мол, находит в Сети «сумасшедших старух» и делает их всеобщим посмешищем. Ширвиндт вспомнил фильм Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки". Он отметил, что сюжет этого фильма стал реальностью, в которой мы сейчас живем. О чем был этот фильм, вы помните?
Ленинского комсомола ныне Московский государственный театр "Ленком Марка Захарова". Исполнял роли в спектаклях: "Когда цветет акация" по произведению Николая Винникова, "Фабричная девчонка" по пьесе Александра Володина, "Опасный возраст" по комедии Семена Нариньяни, "В день свадьбы" по произведению Виктора Розова, "104 страницы про любовь" по пьесе Эдварда Радзинского, "Чайка" по произведению Антона Чехова и др. В 1968-1970 годы - актер Московского драматического театра на Малой Бронной. Был задействован в спектаклях: "Ромео и Джульетта" и "Как вам это понравится" по пьесам Уильяма Шекспира, "Счастливые дни несчастливого человека" по произведению Алексея Арбузова.
В 1970 году Александр Ширвиндт перешел в Московский академический театр сатиры, где стал актером и режиссером. В феврале 2018 г. Александр Ширвиндт исполнил в ней роль пожилого клоуна Петра Зарайского. В качестве режиссера поставил более двадцати спектаклей. В их числе: "Проснись и пой! С 2000 по 2021 год Александр Ширвиндт был художественным руководителем Театра сатиры. С 16 ноября 2021 года являлся его президентом.
Среди наиболее известных работ: Павлик в комедии "Ирония судьбы, или С легким паром!
А на самом деле, мне кажется, наоборот. Моя жена — архитектор, сейчас на пенсии, а раньше была довольно известна в своей области, много работала, у нее свои друзья… Она толком не знает, чем я занимаюсь, и это очень важно.
Ну театр, премьеры… Жены, которые растворяются в своих мужьях, — наверное, это очень хорошо и большая помощь. Но, я думаю, в конце концов от этого можно сойти с ума — когда в тебе постоянно кто-то растворяется. А вот параллельное существование — это воздух: у нее свое творчество, у меня — свое.
Получается, что не круглые сутки нос в нос. Так и набегает много лет… 10. Не могу сказать, что в жизни мне выпал «счастливый билетик».
Но в основных каких-то вещах: родители, семья, брак, дети, внуки, правнуки — у меня все очень симпатично и счастливо. Хотя, конечно, это подозрительно. В жизни главное — это упертость, маниакальная упертость.
Хотя будущее человека определит генетика. Я уверен, что воспитание, образование — ерунда. Все зависит от того, что в тебе заложено.
У нас с Наталией Николаевной влюбленность была слишком старомодная. Это же середина прошлого века. Ничего себе… Так что наша влюбленность включала в себя все эти невинные «риориты», костры в компаниях, дачные посиделки с танцами и шарадами, нежные вздохи при луне… Ну и кому сейчас могут быть интересны эти ветхие отношения, когда со страниц журналов и по ТВ мы узнаем о настоящей, страстной любви среди джакузи, яхт и бассейнов, зародившейся под палящим экваториальным солнцем Багамских островов.
Шекспир был абсолютно прав: мир — театр! Вот, например, смотрю заседание Думы и вижу депутатов, которые годами сидят в этом зале и рта не открывают. Зачем они нужны?
Почему они там сидят? И тут я понимаю, что это массовка. Без массовки театр невозможен.
Эта театральность существования касается не только Думы, но абсолютно всех сфер нашей жизни. Дальше начнутся творческие муки, зависть, интриги, игры случаев, поэтому во время учебы, вбирая в себя все, что можно — было бы от кого, — надо пользоваться своим счастьем на всю катушку». Наше поколение давила цензура, но, если вдуматься, тогда существовала и огромная команда редакторов, эрудированных, потрясающе тонких людей, которые не допускали на выход ничего «ниже пояса» — и в прямом, и в переносном смысле.
А сейчас лепи что хочешь, если эфир купил. Конечно, есть таланты: тот же феноменальный Максим Галкин признан в РФ иностранным агентом. Но и они работают без ценза, а, кроме того, обязаны заниматься производством юмора круглосуточно, отчего у них поневоле начинаются сбои вкуса.
Они сами это понимают, но сейчас такая рейтинговая конкуренция, что полчаса не шутишь — могут забыть. Гонка за круглосуточностью приводит к бессмысленности. Фестиваль кино и театра «Амурская осень», 2013 г.
Фото: Андрей Оглезнев, «Амурская правда» 16. Ну вот говорят, нецензурная лексика, нельзя выражаться… Конечно, если матерятся, ругаются — это ужасно! А я так разговариваю, у меня такой язык.
Я же не изучал матерный английский. Надо владеть языком страны, в которой живешь. И я говорю языком своей страны.
Вкусно поесть для меня — это пюре, шпроты, гречневая каша со сметаной с молоком едят холодную гречневую кашу, а горячую — со сметаной. Я обожаю сыр. Каменный, крепкий-крепкий, «Советский», похожий на «Пармезан».
Еще люблю плавленые сырки «Дружба»… Я воспитан в спартанских условиях выпивки и посиделок на кухнях.
А я ответил, что уже сил нет ходить на кладбища. Хочу энергию приберечь до собственных похорон. Легендарный фильм «Трое в лодке, не считая собаки» не был бы таким популярным, если бы не знаменитое трио Ширвиндт, Державин и Миронов. А в 1985 году на экраны вышла картина «Самая обаятельная и привлекательная», где Александру Анатольевичу досталась роль мужа Сусанны. Хотят попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Знаешь, Мишаня, может, кто-нибудь вспомнит об этом и вручит нам очередной бесполезный приз. Я тебе его туда доставлю. До встречи, мой дорогой, — говорил Ширвиндт на церемонии прощания с Державиным. Одно из последних появлений Ширвиндта на экране состоялось в картине Людмилы Гурченко «Пёстрые сумерки» в 2009 году, где он сыграл джазового пианиста.
Принцип долголетия с ней был в чём? Во-первых, я никогда с ней не жил. У нас не было ни романа, ни флирта, ни безумной случайной ночи никогда. Это тоже очень продлевает взаимоотношения. Потом я при Гурченко всю жизнь был, как Державин при мне: что бы ни заводила, я всегда «да, да, пожалуйста". Телевидение в карьере Александра Ширвиндта В советский период Александра Ширвиндта стали активно приглашать на телевидение. В 1970-х он стал вести на Центральном телевидении цикл передач «Семь нас и джаз», а также знаменитые «Театральные встречи» и «Теремок-теремок». В 1980-м ему доверили заниматься «Утренней почтой» вместе с Михаилом Державиным. Кстати, дуэт ещё раз появился на экранах в 2013-м в проекте «Хочу знать». Александр Анатольевич подарил свой голос Чеширскому Коту в фильме «Алиса в стране чудес», а также озвучил фильм «Гофманиада».
Общественная деятельность и книги Александра Ширвиндта Александра Ширвиндта называли одним из самых ироничных актёров — всем известен его юмор, а также шутки и розыгрыши. Часть этих историй он рассказал в книге «Склероз, рассеянный по жизни». Когда ему было 85 лет, то актёр выпустил книгу мемуаров «Опережая некролог», где рассказал про работу с Александром Абдуловым, Олегом Табаковым и другими великими артистами. Известно, что в легендарной «Щуке» Ширвиндт также преподавал практически сразу после выпуска, а в 1995 году ему присвоили звание профессора. Личная жизнь Александра Ширвиндта Актёра за глаза называли «экранным бабником». На самом деле актёр был женат один раз и на всю жизнь — супругой стала архитектор Наталья Белоусова, с которой он впервые увиделся в посёлке. Как шутил Ширвиндт, он ходил в гости к родителям будущей жены, потому что очень любил молоко, а у них была корова. Но когда я стал немножечко артистом, начал завоёвывать позиции в этой семье, — признавался Ширвиндт в программе «Привет, Андрей! В 1957 году они сыграли свадьбу, а в 1958 году у них родился сын Михаил он был ведущим популярного «Дог-шоу», а сейчас является продюсером.
«Мне Миронов и Державин снятся»: почему Александр Ширвиндт хотел умереть
Справа — актёр с родителями. Фото: Pinterest Слева — отец Александра Ширвиндта. И в 1925 году пара сыграла свадьбу, а вскоре на свет появилась дочь Сусанна. Но девочка прожила всего 9 лет. Когда в 1934 году судьба подарила семейной паре сына Сашу Ширвиндта, Анатолию и Раисе было уже по 38 лет. Неудивительно, что они окружили долгожданного ребёнка заботой и возлагали на него надежды. Мама всё ещё опекала меня.
Когда я купался и видел, что мои приятели на берегу размахивают руками, это означало одно: мне срочно нужно выйти из воды, потому что мама хочет накормить меня бутербродиком". Александр Ширвиндт с мамой. Фото: Pinterest Александр Ширвиндт с мамой. Фото: Pinterest А ещё родители мечтали, чтобы Саша, как отец, стал скрипачом. Но мальчик находил разные способы сбежать с занятий. Семья жила в коммуналке.
Много разговоров. Румыния, Испания, Латвия, Италия. Питер, Сочи, Золотое кольцо. Так много попыток узнать друг друга. Так много свиданий...
Но наши путешествия заканчивались, и в Москву мы привозили сердца, полные страхов, сомнений, горечи и безнадежности. Потому что практически все осуждали и обсуждали наш союз. Даже родной маме. Даже родным детям.
Дмитрий Николаевич Журавлев был ближайшим другом семьи, еще к нам приходили Яков Флиер, Наталья Шпиллер, Иван Козловский, Рина Зеленая… Все лучшие люди бывали у нас в доме, собирались, пели, играли в преферанс, и как-то было много свободного времени — на дружбу, на любовь… Всосав с молоком всю эту богему, уже невозможно было забыть о театре.
Как ты пойдешь в фармацевты, когда сидел на коленях у Яхонтова и слушал его неповторимый голос, читающий Маяковского? Правда, я ничего тогда не соображал, но актерский вирус был передан. Так продолжалось до конца десятого класса, который я с трудом окончил. Родители меня руками-ногами пытались оттолкнуть от театрального вуза. Мама поняла, что это безвыходно, и стала звонить знакомым: «Посмотрите ребенка».
В ответ ей сочувствовали: «Раиса, зачем?! Как ты могла такое допустить? Папа работал скрипачом в оркестре МХАТа. Кстати, он был ее вторым мужем. А первым был известный архитектор по фамилии Француз национальность, правда, этой фамилии не соответствовала.
Он был автором Мавзолея, а руководил архитектурной мастерской Веснин. Соответственно, документы подписывал Веснин, поэтому считается, что он все и построил. Папаша отбил маму у Француза бедный, остался без Мавзолея и без мамы. Было это в 1925 году: с тех пор родители не расставались. Сначала у них родилась дочь, но прожила она всего лишь девять лет.
Я был поздним ребенком — появился на свет, когда родителям уже было под сорок. Мама обожала дарить подарки, еще родители часто писали друг другу стихи, и к каждому, даже небольшому подарку писались целые оды… Мне обычно дарились необходимые вещи. Например, перелицованный папин пиджак. Но однажды мама решила, что мне нужна машина, и… убедила отца, что мы должны ее купить у артиста МХАТа Станицына. Дело в том, что Станицын мог претендовать на новенькую «Волгу», а для этого нужно было избавиться от «Победы».
И только спустя годы они переехали в свою благоустроенную квартиру в высотке. Любимое времяпровождение за городом у Александра Анатольевича с супругой было в загородном доме 82 кв м — он принадлежит только Наталье Николаевне, так как достался ей от по наследству от деда академика, главного архитектора Москвы. Также у супругов есть две дачи: одна — Натальи Николаевны находится в Новом Иерусалиме, построил ее дедушка , вторая Александра Анатольевича - в Завидово. Наталья Белоусова так говорила о «дальней даче» в Завидово: «Развалюха, но мы ее приобрели в заповеднике для мужа, так как он заядлый рыбак. Бываем там не больше пяти дней в году».
Комментарии
- Добавить комментарий
- Александр Ширвиндт: «На сына мы орали осмысленно»
- Биография Александра Ширвиндта
- Король флегматичного юмора. Каким запомнят Александра Ширвиндта
Как живет и чем занимается единственный сын ушедшего из жизни Александра Ширвиндта
Александр Ширвиндт - биография, новости, личная жизнь, фото, видео - | Сын Александра Ширвиндта с третьей женой Анастасией Пономаревой. |
Московская династия: Ширвиндты | Сегодня в Театре сатиры прошла церемония прощания с Александром Ширвиндтом, который много лет был его художественным руководителем. |
Вдова и сын Александра Ширвиндта простились с ним в Москве – фото и видео | Новостной информационно развлекательный портал» Новости» Татьяна Васильева рассказала о бескорыстной помощи Александра Ширвиндта. |
Александр Ширвиндт назвал дату похорон отца | Сын Александра Ширвиндта и Натальи Белоусовой решил рассказать о состоянии здоровья родителей. |
«Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта | Александр Ширвиндт — президент Театра сатиры: биография, интервью, новости и спектакли. |
Не стало папы Шуры: известный и неизвестный Ширвиндт
Александр Ширвиндт с женой Наталией Николаевной, внуком Андреем и правнучкой Асей на премьере спектакля «Perdu монокль» в Театре сатиры. Александр Ширвиндт с женой Наталией Николаевной, внуком Андреем и правнучкой Асей на премьере спектакля «Perdu монокль» в Театре сатиры. Ее мать была против отношений со взрослым и женатым мужчиной, однако девушка решила поступить по велению сердца.
Сын Александра Ширвиндта рассказал о состоянии отца
Сына пара назвала в честь Андрея Миронова, который стал крестным отцом мальчика. Но по стопам дедушки юноша не пошел и актером не стал. Сейчас старший сын Михаила Ширвиндта занимает должность доцента кафедры гражданского права юридического факультета МГУ. У Андрея три дочери — 22-летняя Анастасия, 12-летняя Элла и 5-летняя Ирина. Но с Еленой Михаил Ширвиндт расстался довольно быстро. После развода с Еленой, сын Андрей остался с мамой, но бывшим супругам удалось сохранить теплые отношения, и Михаил принимал активное участие в воспитании сына. Александр Ширвиндт с сыном Михаилом и его супругой Татьяной справа , внуком Андреем по центру и внучкой Александрой слева Источник: соцсети С Татьяной сына Александра Ширвиндта прожил около 30 лет, и их брак выглядел крепким и счастливым. Ради мужа Татьяна бросила свою работу и стала верной соратницей мужа на телевидении, активно занималась продвижением его карьеры.
Бывшая актриса помогала Михаилу в создании передач, которые его прославили. Александра Ширвиндт Источник: соцсети В 1986 году во втором браке у Михаила родилась дочь Александра, которая впоследствии выбрала профессию искусствоведа. Внучка Александра Ширвиндта замужем, в 2020 году у нее родились мальчики-близнецы Семен и Матвей.
Почти четверть века он вел за собой один из крупнейших театров столицы — Театр Сатиры. Он стал тем, на чьи спектакли выстраивались очереди, чьи концерты не пропускали, чьи фильмы пересматривали множество раз.
Свойственная артисту-сатирику потребность врачевать человеческие сердца нашла продолжение в общественной и благотворительной деятельности Александра Анатольевича. Он не только подмечал несовершенства мира, но и делал многое, чтобы их исправить. Для нас было огромной честью в 2018 году наградить его премией «Скрипач на крыше».
Отец: И это несмотря на то, что он женат, у него двое детей, внучки... Все время спрашиваю, на все браки спрашиваю.
Отец: Иногда поздновато. Когда он привез Таньку Морозову к нам знакомиться, она чуть не родила на лестничной клетке, помнишь? Сын: Что будет, когда она прочтет это в журнале? Отец: Хана нам будет. Она у нас очень строгая.
Сын: Мы с Таней познакомились в «Сатириконе». Тихо встретились, поухаживались, тихо поженились. Отец: То, что все женщины вокруг — лучше нас. Это абсолютная правда, и в этом наша с Мишкой боль и страдание — мы все время должны чувствовать себя перед ними виноватыми. Так и есть.
Мы постоянно бываем виноваты. Отец: Во всем: в образе жизни, в неправильно выбранном пути, в профессии, в самом факте своего существования. Начиная от «Зачем ты вчера так сказал? Отец: Ходы, уходы, отходы… Есть! Нельзя заниматься одной профессией.
Не стоит все время находиться нос в нос — это чревато. В идеале — чтобы жены совсем не знали, где муж работает. Это вообще залог долголетия. Сын: Я сумел достичь этого. У меня столько разъездов, что Татьяна практически не имеет представления, где я бываю по работе.
Отец: Возможно, она еще и не знает, где я работаю. Хотя служит у меня в театре балетмейстером. Татьяна у нас человек замечательный — красивая, музыкальная, пластичная, актриса прекрасная, работала во МХАТе, в «Сатириконе», танцевала в трио «Экспрессия»… — Михаил, а вы были допущены на капустники, которые принесли славу вашему отцу, или вас изолировали? Все же порой там проскакивала довольно острая сатира, что не приветствовалось вышестоящими органами. А когда вырос, естественно, стал пролезать на все эти капустники и в ВТО, и в Дом актера.
Любым способом — через какие-то закрытые проходы, через канализационные и вентиляционные люки… Отец: Когда удавалось выдать что-то «через нельзя», мы испытывали потрясающий восторг. Это для всех — и для артистов, и для зрителей — было настоящим эмоциональным взрывом. А потом, когда все стало дозволено и все захлебнулись от воли и безнадзорности, это ощущение пропало. Перестало быть понятно, куда плыть. Больше чем догола раздеться-то нельзя… Хотя есть, есть всплески.
Вот смотрю сейчас, предположим, на Максика Галкина или на замечательных ребят из «Прожектора…» и думаю: если исключить эту их абсолютную стопроцентную раскрепощенность, то чем-то подобным мы занимались 50 лет назад… Урганта я знал, по-моему, с той поры, когда он еще не родился. Но уже тогда, как, впрочем, и потом, родственники не представляли, что с ним делать. Вот как и мы не знали, что делать со своим. Вечная была катастрофа… Концерты в Доме актера были бесплатными, но зато нас там подкармливали. На шестом этаже рядом с залом был буфет, где мы собирались ночью после спектаклей и репетировали эти капустники.
Там была замечательная буфетчица, по-моему, ее звали Сима, — огромная, с грудью, наверное, сотого размера, она у нее вот так стояла, причем без всякого силикона, которого тогда не было и в помине. И мы все время держали пари: есть у Симы лифчик или нет... А у нее был любовник — могильщик с Ваганьковского кладбища, по тем временам — миллиардер. И он всегда привозил с могил цветы. И еду, очевидно, с них же.
И каждый раз мы, голодные, молодые, придумывая шутки, ждали его. Кричали Симе: «Леша приехал? Сейчас думаешь: какой-то ужас, а тогда ничего — на ура проходило… — Александр Анатольевич, к процессу воспитания в семье вы относитесь с откровенной иронией. Однако волею судеб являетесь не только педагогом в театральном училище, но и руководителем театра. А эти должности просто обязывают быть воспитателем.
Как же справляетесь? Употребляю все те же четыре тезиса: «Не надо! Что бы они ни врали, делаю вид, что верю. Иногда подкармливаю. И так продолжается все те 12 лет, что я «трублю» в Театре сатиры в качестве художественного руководителя, и все те 54 года в Институте имени Щукина, где я начинал свою преподавательскую деятельность как педагог по фехтованию и сцендвижению и постепенно добрел до статуса профессора актерского мастерства.
До студентов я всегда пытаюсь донести простую истину: счастливее, чем эти четыре года в инкубаторе, ничего у них в жизни не будет. Дальше начнутся творческие муки, зависть, интриги, игры случаев, поэтому во время учебы, вбирая в себя все что можно — было бы от кого, надо пользоваться своим счастьем на всю катушку. Как открыли в себе дар менеджера, администратора? Вообще, должность худрука — отдельный вольер в зоопарке. Со своими параметрами.
Вот покойный Плучек был замечательным худруком. Так же как Гончаров. Или Захаров, Любимов. Они — типичные художественные руководители театров. У них к этому делу генетическая предрасположенность.
Они умеют варьировать. Кто-то из них считал, что руководить можно только при помощи кнута и пряника. Гончаров четко держался позиции: каждой твари — по паре. И это гениально. Нельзя, чтоб был один премьер или одна премьерша.
Тогда все — хана театру… Словом, в этой деятельности есть масса хитрых клавиш и рычагов управления, которые изучить невозможно, их можно только придумать и воплотить. А я могу быть замечательным актером, режиссером, педагогом и… совершенно никаким худруком. Когда к своим 90 годам Валентин Николаевич Плучек заболел всерьез и уже не мог возглавлять театр, вопрос встал ребром: «А кто же? Для меня это был очень болезненный процесс, но победил самый главный тезис — сохранить театр… А сейчас очень боюсь, чтобы со мной не произошла история — пародия на плучековскую ситуацию. Не хочется, чтобы так получилось.
Я же помню все это: как же так, старика, который отдал жизнь театру, начинают гнобить… Это все бред собачий, но я на себе это начинаю ощущать. Мы все, которым сейчас под восемьдесят, проходим этот период. Ну действительно, невозможно же! Как говорит мой друг Захаров: нужна молодая энергетика. И в сегодняшней круговерти особенно нужны молодые темпераменты, молодое хулиганство.
К восьмидесяти никакими инъекциями этого в себя не введешь… А вокруг напор: где гениальные свершения, где новаторство?! У вас же богадельня! Да, богадельня. У нас многим — за 90, и среди них есть люди, которые десятилетиями не выходят на сцену. Но я знаю: этот коллектив столько лет отдал театру, столько сделал для его существования и процветания, что заслужил право быть защищенным.
Поэтому я не тронул ни одного человека, ни один волос не упал ни с чьей головы. Это мой принцип. С ним и отойду… Со вздохом. Хотя на самом деле так жить нельзя. Но и соединить несоединимое невозможно.
Есть же штатное расписание, и за его рамки не выскочишь. Так что ждем, пока наверху не решатся, наконец, создать закон о театре с введением контрактной, договорной системы, при которой можно будет изыскивать способы манипулировать. Но пока наша труппа существует в качестве советского репертуарного театра, при том что вокруг — рыночная экономика. И вот я, сидя в кресле руководителя советского репертуарного театра и ратуя за него, жду рыночных перемен. Хотя прекрасно понимаю, что это — гибель.
И все это — бред собачий... К счастью, я еще работаю артистом. Мой кабинет руководителя театра находится на четвертом этаже. А чуть ниже, на третьем, расположены мужские гримерные. И когда я спускаюсь вниз и перед спектаклем начинаю мазать лицо, постоянно слышу разговоры через стенку: «Нет уже никаких сил!
Давайте пойдем к Нему и все скажем! Ну что это, действительно, такое — вялый, добренький, хорошенький для всех, невозможно же так! Пойдемте, наконец! Ударим, в конце концов, кулаком по столу! Доколе терпеть это безобразие?!
И накал страстей стихает. События на видео.
Никогда не подписываю коллективные письма, потому что считаю, что надо жить индивидуально [74]. В 2018 году был доверенным лицом кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина [75]. В 2020 году в интервью журналисту Дмитрию Гордону артист поделился воспоминаниями о своей работе на Украине.
Он отметил, что тоскует по Украине, потому что не может поехать на родину своих родителей — в Одессу и Харьков: «Я невпускаемый… А за что? Потому что я поехал в Севастополь — замечательные ребята из общества книголюбов пригласили меня на творческий вечер, поговорить. А оказалось, что я — сволочь.