Новости история александра македонского

Александр Македонский прожил мало, но прославил себя на века. История Александра Великого Македонского / Издание подготовили Р.Л. Шмараков, А.А. Клейменов, С.И. Николаев. 13.06.323 до Р. Х., Вавилон), Александр III из династии Аргеадов, царь Македонии (336-323 до Р. Х.), царь Египта (с 332 до Р. Х.), «царь Востока». В ноябре 333 года до нашей эры македонской войско Александра Великого встретилось с армией персидского царя Дария III при городе Исс на юге Малой Азии. До конца античности на Александра Македонского смотрели очень недоброжелательно.

10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского

Другая восточная легенда повествует, что тело полководца долго пролежало в земле Месопотамии и растворилось в ней, обильно политой им людской кровью. В город при устье Нила отправили мумию, искусно сделанную египетскими мастерами из смолы и камыша. Эги - столица Древней Македонии Македонская легенда гласит, что ветераны собрали сход и спросили своего оракула, как поступить с телом вождя. Тот заявил, что Александр завоевал тридцать стран, основал тридцать городов и достиг тридцатилетнего возраста, а это по ритму Вселенной означает - судьба великого человека на этом завершилась. Следовательно, его надо похоронить там, где он родился. Македонцы со свойственной им решимостью выкрали останки племенного вождя, заменив их трупом греческого наемника из Спарты. Гроб отвезли не в город, где Александр появился на свет, а в Эги - древнюю столицу с некрополем первых царей Македонии. По племенным обычаям труп сожгли на большом костре. Греческая легенда гласит, что знаменитая античная обольстительница из рода Птоломеев - Клеопатра, промотав золотой фонд державы на украшения, пиры и другие царственные излишества, в конце концов решила залатать дыру в государственном бюджете и выбрала весьма крайнюю меру. По приказу царицы придворные приспешники тайно извлекли из мавзолея саркофаг Александра Великого, переплавили золото на слитки и пустили в оборот через римских купцов.

Саму же мумию завоевателя переложили в кедровый ящик: раскрасили его и... Быть может, в тайный семейный склеп Птоломеев, а может быть, и в какое-либо другое место. Судя по обилию легенд, слухов и личных мнений античных историков о местах захоронения Александра, у Птоломея I и его потомков были какие-то причины прятать и даже перепрятывать саркофаг. Время было беспокойное, случались народные восстания, набеги претендентов на Египет. Точные сведения растаяли в потоке времени, но вот одна из арабских легенд утверждает, что на западной окраине Александрии сейчас там жилой массив Беб Аш-Шарки было большое греко-римское кладбище. Там будто бы после многочисленных перезахоронений и упокоился завоеватель Египта. Над его могилой возвели две стелы с перечислением завоеванных им стран и заслуг перед Македонией. Перезахоронили его в эпоху римских завоеваний долины Нила. В 1652 году эту версию записал пилигрим из Афонского монастыря.

В начале XIX века французские археологи искали эту стелу, но не откопали. Сейчас там и копать нельзя. Тем не менее, многие историки сходятся во мнении: гробницу великого царя следует искать в Египте — стране, в которую Александр пришел не как завоеватель, а как освободитель. Мечеть Наби Даниэль, Александрия В 1850 году появилось сообщение, что переводчик из русского консульства в Каире, грек Скилитсис, проник в подвал мечети Наби Даниэль пророка Даниила в Александрии. Он спустился в узкий и тёмный подземный проход и увидел деревянную, съеденную червём дверь. Заглянув в трещины досок, он увидел тело в стеклянном гробу. На голове была золотая диадема. Вокруг были рассыпаны папирусы, свитки и книги. Он попытался остаться дольше в хранилище, но был выгнан одним из монахов мечети, и, несмотря на его повторные попытки возвратиться, ему запретили посещать область склепа.

Скилитсис, очевидно, сделал письменный отчёт российскому консулу и греческому патриарху Александрии.

Этим вопросом задаются в материале Live Science. Кратко: у Македонского, как полагают многие современные историки, был один, а возможно и два ребенка — оба сыновья. Исследователи из Университета Маккуори Австралия говорят: до рождения сына от Роксаны Александр не дожил буквально несколько месяцев — полководца не стало в 323 году до н. Вместе с этим ребенок от любовницы якобы родился еще в 327 году до н.

Насколько хорошо не будет обученной армия, перевес противника над тобой даже в 1. В битве при Иссе перевес в 3 раза. И такая разница в людях не парируется никакой выучкой, удачей и тактикой. Самый простой пример — Битва при Фермопилах. Персы превосходили греков числом, однако коалиционным силам Эллады в итоге не помогло не выгодное положение, ни «лучшая выучка» у персов с ней тоже все было в порядке , ни даже то, что греков там было далеко не 300. Закончилось все, как только персы смогли совершить обход войск с тыла. Никаких 100 тысяч у Дария не было. Так что, если бы в битве при Иссе греков было 40 тысяч, а персов 120 тысяч, то последние просто окружили бы своих оппонентов хотя бы с двух сторон и планомерно перебили бы всех до единого. Более того, никаких 100 тысяч у персов и быть то не могло. Почему тогда не 600? Или не 2 млн и бронетанковый корпус РККА из портала времени на подмоге? Персидская империя была великой и хорошо организованной, но все-таки далеко не так хорошо организованной, как, например, Древний Рим. Для сравнения самые крупные и кровопролитные сражения Гражданской войны времен Цезаря редко переваливают за отметку в 25-30 тысяч участников с обеих сторон. Войско Александра тоже было куда меньше, чем пишут. Персы были бы и рады собрать такую орду, но во времена античности такого никто не мог сделать из-за слабой развитости экономики и что еще более важно — логистики. Снабжать армию даже в 5 тысяч было крайне сложно. Те же римляне часто были вынуждены отправлять к месту сбора маршем целые легионы, разделив их на несколько частей для того, чтобы они могли банально прокормиться.

Он совмещал в себе знания реальные и мистические. У него на голове с обеих сторон были навернуты две косы на подобие рогов. Зуль-карнайн первый стал носить чалму на голове потому, что у него на голове были два рога, которые были похожи на два завитка волос. Искандер и прикрывал свои рожки чалмой, чтобы не показывать их народу. Однажды он пошел в баню со своим мирзой-цирюльником и сказал ему, что об этих рогах не знает никто и что если он, царь, услышит об этом хоть от одного человека, то убьет мирзу. Испуганный этой угрозой мирза вышел из бани без памяти, как мертвец, ушел в степь и там, наклонившись к земле, крикнул: «У царя на голове два рога». На этом месте выросли потом две камышинки. Однажды проходил пастух мимо этого места и сделал из этих камышинок две дудочки, а когда заиграл в них, из дудочек вышел звук: «У царя на голове два рога»… И повсюду распространилась молва об этом Имам Сююти 17. В газете «Каспий» напечатана целая легенда на эту тему. По легенде, Александр Македонский имел на обоих висках два роговидные отростка и потому никогда не снимал при людях со своей головы высокой шапки, которой прикрывал свои рога. А цирюльников, которые брили ему голову 18 , он убивал, чтобы они не выдали его уродливости. Однажды царь призвал молодого цирюльника и сказал ему: «Как только кончишь брить меня, я убью тебя, потому что, если ты останешься в живых, то можешь рассказать кому-нибудь о моем уродстве». Услышав такую угрозу, цирюльник стал упрашивать Александра, упав к ногам его: «Умоляю тебя…, о великий государь, не убивай меня! Пощади, сжалься над моей молодостью!.. Клянусь твоей священной головой, я — сохраню твою тайну, как святыню, на дне души моей до гроба! Цирюльник долго хранил эту тайну, но до конца не мог сдержать своего обещания… Боясь проговориться, он обратился с просьбой к одному святому старцу: «Помоги моему горю, святой отец: я имею тайну, которую должен высказать кому-нибудь, чувствуя непонятную потребность в этом, но не могу, ибо я наложил на себя обет молчания; скажи, что могу сделать я, чтобы успокоится, не говоря о тайне, причиняющей мне страшную муку? Цирюльник так и сделал: долго он бродил по степи, наконец, нашел заброшенный колодец, в который наклонил голову и произнес три раза: «У царя Александра есть рога на голове». И действительно, едва цирюльник вымолвил это, как почувствовал облегчение… В следующую весну в пустынном колодце вырос тростник. Пастух, не далеко от этого колодца пасший овец, срезал тростинку и сделал дудочку, но она насвистывала только о том, что у царя Александра есть рога на голове. Царь Александр проезжал однажды со своей свитой на охоту по степи, где этот пастух пас овец и услышал, как пастух, играя на тростниковой дудочке, насвистывал одно и тоже: «У царя Александра есть рога на голове». Тогда царь подозвал к себе пастуха и спросил: «почему ты насвистываешь, что у меня на голове есть рога? Великий царь, чтобы проверить слова пастуха, приказал передать дудочку своему визирю и, убедившись в справедливости слов пастуха, отпустил его. Возвратившись домой, Александр позвал к себе своего цирюльника и потребовал объяснений, а тот чистосердечно рассказал царю, как было дело. Царь, удовлетворенный чистосердечным признанием цирюльника, сказал ему: «Нет тайны, которая не сделалась бы явною… Иди, — ты свободен» 20. Очень не трудно заметить, что приведенная легенда весьма близко напоминает древний классический миф о Фригийском царе Мидасе, записанный Овидеем 21. По этому мифу, царь Мидас сначала выпросил себе у бога Вакха силу обращать в золото все, к чему он, Мидас, прикоснется рукой. Но даже пища и питье, до которых касался царь Мидас, превращались в золото и золотую жидкость, — царь голодал. Тогда он раскаялся в своем безумном желании, очистился от греха в реке Пактоле, возненавидел богатство и стал жить просто и умеренно. Часто после того царь бродил по лесам и лугам и стал ревностным чтителем бога лесов и полей, Пана. Но так как и прежде Мидас не далек был разумом, то и еще раз, благодаря своему неразумию, получил от бога неприятный подарок, с которым не разлучался уже до самой смерти. Однажды бог Пан, разыгрывавший перед нимфами своими веселые песни, дерзнул состязаться в музыке с Аполлоном. Тмол, бог горы, избранный обоими соперниками судей, сел на своем почетном месте, и вокруг него собрались нимфы и другие божества той местности, а так же и царь Мидас. Начал бог Пан играть на своей флейте, и Мидас с наслаждением внимал его варварским звукам. Потом выступил соперник Пана, бог Аполлон, увенчанный парнасским лавром. В левой руке держал он блиставшую слоновой костью и драгоценными камнями четырехструнную кифару, а в правой — плектрон 22. Искусною рукою так дивно забряцал Аполлон по струнам своей кифары, что Тмол, очарованный сладкими ее звуками, не задумался провозгласить за ним победу, и все слушатели и слушательницы согласились с этим приговором. Один Мидас не одобрил судью и назвал его несправедливым. Разгневался бог Аполлон на неразумное слово царя и не хотел он допустить, чтобы глупые уши Мидаса имели вид ушей человека. Поэтому, Аполлон вытянул уши Мидаса, покрыл их серой шерстью, дал им гибкость и удобоподвижность, — и навсегда на человеческом теле Мидаса остались ослиные уши. Устыдился царь Мидас нового своего украшения и бережно прикрыл свои длинные уши пурпурною чалмою. Лишь от одного слуги своего, стригшего ему волосы и бороду, не мог он скрыть своего уродства; но и этому слуге строго запретил царь разглашать тайну. Однако болтливый брадобрей не мог сохранить эту тяжелую тайну и, не осмеливаясь сообщить ее людям, удалился он к соседней реке, выкопал в земле ямку, шепнул в нее: «У царя Мидаса ослиные уши», и снова бережно закрыл ямку. Немного прошло времени, как в том месте, где погребена была тайна царя Мидаса, разросся густой камыш, и при каждом дуновении ветра одна тростинка шептала другой: «У царя Мидаса ослиные уши».

Александр Великий в Средней Азии: мифы и история. Часть 1

И это было доказательством того, что Александр не был отравлен. Между тем, тело Александра было погребено не сразу, поскольку его ближайшие друзья и полководцы диадохи начали спор из-за его наследия. Гражданская война между соратниками Александра не вспыхнула только по счастливой случайности: им, по крайней мере на первых порах, удалось договориться о разделе огромной империи, править которой номинально они поставили сводного брата Александра Филиппа III Арридея. Римский историк Квинт Курций подробно перечислил, кому из полководцев Александра и какие земли отошли.

Таких размеров в античной истории достигла только Римская империя три века спустя после смерти Александра. О том, что тело Александра нужно похоронить с подобающими почестями, по свидетельству античных историков, его соратники вспомнили только на седьмой день после его смерти. Квинт Курций писал: «Шел уже седьмой день, как тело царя лежало на катафалке, а мысли всех были отвлечены от ритуальных забот разрешением вопросов об устройстве государства.

Нигде больше нет такого жаркого климата, как в Месопотамии; многих животных, застигнутых на голой почве, солнце там убивает.

Александр Македонский отдал воинам на разграбление религиозный центр Ахеменидов Персеполь , а царский дворец сжёг. Смерть персидского царя как бы символизировала окончание войны, которую Александр Македонский вёл как главнокомандующий объединёнными силами Коринфского союза. Он отправил по домам участвовавших в походе греков-союзников.

Продолжая поход, Александр Македонский менее чем за год покорил огромные пространства — Гирканию , Парфию , Арию, Дрангиану и Арахосию. Военные успехи и расширение завоёванных земель привели к трансформации политики Александра Македонского, его сближению с местной знатью. Он стал носить персидскую одежду, постепенно ввёл персидский придворный церемониал, что вызвало сопротивление старой македонской знати. Опираясь на армию, Александр Македонский расправился с недовольными убийство старого полководца Пармениона и его сына Филоты, Клита, спасшего ему жизнь в битве при Гранике, расправа над юношами из знатных македонских семей, составлявших личную охрану Александра Македонского, т.

С вступлением македонской армии в восточные сатрапии Александр Македонский столкнулся с сопротивлением местного населения. Весной 329 г. Население Согдианы во главе с одним из правителей — Спитаменом — 3 года оказывало сопротивление завоевателям, используя методы партизанской войны. Александр Македонский захватил столицу Согдианы Мараканду ныне Самарканд и разместил гарнизоны вдоль реки Яксарт Сырдарья , приказав жечь сёла, истреблять и обращать в рабство население.

Лишь пойдя на сближение с местной знатью, в 327 г. Александр Македонский покончил с сопротивлением. Статер Александра Македонского, золото. На аверсе — голова богини Афины; на реверсе — богиня Ника.

Малая Азия. Теперь он мечтал о достижении Внешнего океана, где, как полагали греки, кончается ойкумена. Поход в Индию начался весной 327 г. Александру Македонскому пришлось столкнуться с многочисленными, но разрозненными противниками.

На реке Гидасп он нанёс жестокое поражение царю Пору и подчинил обширные территории в бассейне реки Инд. У реки Гифасис войско, измученное походами и тяжёлыми климатическими условиями тропиков с их ливнями, отказалось идти дальше. Александр Македонский был вынужден уступить. Спустившись вдоль Инда к Индийскому океану, он осенью 325 г.

ФОТО автора — Максим Михайлович, а вот античный философ Сенека назвал Александра несчастным человеком, которого гнали в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость… — Да, такое высказывание известно. Только, замечу, обвинения Александра в тирании прозвучали в более поздние, гуманистические, времена. В давние эпохи успешный завоеватель был героем без всяких оговорок. То, что его действия несли бедствия народам, в расчет не принималось, это был удел всех завоевателей. Более того, для некоторых императоров Рима Александр являлся настоящей «иконой», безусловным образцом для подражания. Молодой царь, так много совершивший за свою короткую жизнь когда он умер, ему было всего тридцать два года! Вы только представьте себе, как в битве при Арбелах он пробивается через ряды персидских воинов, весь в пыли, крови, с обезумевшим взглядом, чтобы сразиться в единоборстве с царем Дарием III. Потому что в представлении Александра именно так должен был поступать царь-воин. А не спасаться бегством, как его противник!.. Весь античный мир знал его в том числе и потому, что Александр в буквальном смысле открыл для греков новые страны — земли, о которых они никогда не слышали.

Конечно, меня тоже поражает масштаб его завоеваний. Тот, конечно, был уверен, что победит юного Давида, потому что он во много раз сильнее. В данном случае Голиаф — Персидская держава, а Давид — это Александр со своей армией и маленьким государством. Сегодня основная часть бывшего Македонского царства входит в состав Греции. А самую отдаленную, северо-западную, его часть занимает одна из бывших республик Югославии — Северная Македония — со столицей в городе Скопье. И еще одно важное уточнение: следует различать современных македонцев славян и древних македонян именно так их называют историки, чтобы не путать , которые не имеют никакого отношения к славянам. До сих пор ученые не дали четкого ответа на вопрос, были ли древние македоняне греческим племенем или же это был отдельный народ, родственный грекам. Кстати, если в России нашего героя принято называть Македонским, то в других странах он фигурирует почти исключительно как Александр Великий. На Руси же история Александра стала известна через византийские и восточнославянские хроники, в которых его чаще звали по месту рождения — Македонским. Правда, в дореволюционных научных работах его тоже называли исключительно «Великим», а после революции те же ученые перешли на «Македонского».

Видимо, на это были определенные причины. Сейчас же у нас равноправно используются два определения. Персы — традиционные враги греков. С точки зрения правителей Македонии, завоевать «недружественное», говоря современными словами, государство и присоединить ее к своему царству — дело правильное. Нормальная для того времени экспансия. Филипп II воспитывал сына как своего преемника, дал ему блестящее образование, с ним занимался сам Аристотель. Александр был, разумеется, в совершенстве обучен военному делу, но вряд ли, будучи подростком, задумывался о покорении мира. Это уже потом, постфактум, историки сочинили легенды, основанные на том, что самой судьбой ему было предначертано покорять страны и народы. Дескать, когда Александр сумел подчинить себе строптивого коня Буцефала или Букефала , отец сказал ему: «Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала! Почему не на запад?

Да по той простой причине, что на западе тогда еще толком нечего было завоевывать. Весь цивилизованный мир в ту пору находился — если не считать территорий, населенных греками, — в Азии и северо-восточной Африке я имею в виду Египет , то есть к востоку и югу от Греции. К северу и западу от нее жили народы, находившиеся на более низкой ступени развития, и особого смысла покорять их не было. Кстати, спустя много столетий Наполеон, боготворивший Александра Македонского, так объяснил свой поход в Египет: «Европа — всего лишь кротовая нора.

Неоценимую помощь в этом оказал доктор исторических наук, главный редактор военно-исторического журнала Parabellum novum Александр Нефедкин. Использовать все козыри На вооружении армии Дария стояли боевые слоны. Это отмечено в источниках, но что они делали в бою — неизвестно, летописцы об этом молчат. Завеса тайны со слонов падает только после боя: македонцы отловили их в персидском обозе. Слоны — животные не только полезные, как говорил персонаж романа Булгакова, но и страшные. Весит индийский слон 3-4 тонны, в битве легко впадает в ярость, и что с ним делать без огнестрельного оружия или хотя бы опыта противослоновой борьбы совершенно не ясно.

У македонцев такого опыта не было. Вероятно, слоны до битвы просто не дошли. Дарий оставил их в обозе, чтобы они не пугали лошадей. Этим объясняется и молчание летописцев. А ведь слоны могли если и не переломить ход сражения, то, по крайней мере, сделать итоговый счет потерь не таким разгромным для персов. С угрозой не обязательно сталкиваться лицом к лицу. Её можно пропустить мимо Бой начался с атаки серпоносных колесниц Дария. Серпоносные колесницы любят режиссеры исторических фильмов и разработчики компьютерных игр. Выглядят они впечатляюще: запряженная четвёркой лошадей двухколесная повозка, на осях которой крепились скребницы, обращенные острыми зубьями к противнику. А на краях скребниц крепили еще и серпы.

При удачной атаке эта конструкция могла рубить в строю врага полноценные просеки.

Александр Македонский – величайший правитель свого времени

По поводу ответа Амонова жреца Александру, Плутарх рассказывает XXYII, 30 , что жрец, обращаясь к Александру, желал показаться наиболее любезным и потому выразился на греческом языке, но по незнанию этого языка, вместо о пайдион то есть о, чудо! Сказал: о пайдиос! Жрец ошибся в последнем слоге, в окончании слова; но Александр, воспользовался ошибкой жреца и истолковал ее в свою пользу в смысле: о пай Диос то есть о, сын Зевса! После путешествия к храму Амона Александр не раз ссылался на свое божеское происхождение для оправдания своих поступков. Арриан Anab. IY, 9, 9 удостоверяет, что Александр не прочь был принимать и божеские почести, воображая себя действительно сыном Амона, а не Филиппа. Горг украсил Александра, как сына Амона, венком в три тысячи золотых, а сам Александр во время пиров надевал на себя плащ Амона, обувь и рога его, как бог. Курций рассказывает, что когда против Александра составился заговор, то он счел виновником в этом Филота, Парменионова сына, так как Филот, когда узнал, что Александр провозгласил себя сыном Амона, то хотя и поздравил царя с такой честью, но в то же время выразил сомнение относительно благополучия подданных сверхъестественного существа. Филот, защищая себя, сказал, сто он действительно выражал такое сомнение, но не из зависти к царю, а из страха за него, так как ему, Филоту, казалось более достойным Александра — не хвастаться, а молча считать себя потомком Амона.

И Филот просил Александра послать кого-либо к Амону, который из любви к своему сыну должен открыть настоящих заговорщиков… Но Филот был казнен. В уверенности относительно божеского происхождения Александр написал Афинянам, что он теперь не дал бы им острова Самоса, который они получили от прежнего царя Филиппа, называвшего себя отцом его Александра. Александр ответил, что он не хочет казаться страшным для своих друзей Plut. По словам Курция, Александр до последней минуты своей жизни не переставал считать себя сыном Амона и, умирая, приказал отправить свой труп к Амону Curt. X, 5, 14. Исполнение этого завещания поручено было Аридэю, но труп царя был задержан Птолемеем Лагу в Мемфисе и погребен в Александрии в великолепном склепе. При этом заслуживает внимание известие византийца Прокопия о том, что в Авгилах на юге от Кирены , считавшихся также местопребыванием Амона, до времен Юстиниана приносились жертвы не только Амону, но и его сыну Александру Македонскому 39. По поводу божеских почестей, воздававшихся Александру и принимавшихся им после его похода в Ливийскую пустыню к Юпитеру Амону, историк Шлюссер замечает, что Александр во всех своих предприятиях придавал большое значение предзнаменованиям, оракулам и чудесам, видя в них действительно средство привязать к себе сердца суеверного народа.

Желая впоследствии устроить церемониал своего двора, как следовало обладателю Азии по восточным понятиям и обычаям, Александр воспользовался амонским оракулом, чтобы мало-помалу приготовить свой народ к этой перемене. Он позволил верховному жрецу этого божества назвать себя сыном Юпитера. Старые полководцы Александрова отца, сначала только смеявшиеся над эти титулом, впоследствии, когда обнаружились намерения Александра, стали громко выражать свое негодование. По мнению историка, Александр пользовался своим мнимым божественным происхождением, на которое с тех пор он всегда изъявлял притязание, просто как мудрый политик, понимавший, что этим он мог всего легче держать в повиновении жителей востока. Только позднее этот великий человек, также подавленный избытком счастья, стал злоупотреблять своим титулом полубога и находил удовольствие в пустом блеске мнимого сверхъестественного величия. Он сам верил в невидимый, высший порядок вещей и придавал значение предзнаменованиям и изречениям оракулов. Но еще чаще Александр прибегал к народному суеверию, как к средству для достижения таких целей. По этому же самому побуждению, он позволил назвать себя сыном Юпитера Амонского, стараясь в то же время связать греческие идеи о полубогах с восточным обыкновением смешивать все великое и могущественное с представлениями о сверхъестественном и божественном 40.

Историк Вебер замечает, что «желая возвысить величие царского сана и находя необходимым ввести одинаковые монархические учреждения по всей державе, Александр, исполненный мысли о своем божественном призвании, издал постановление, чтобы греческие государства воздавали ему божеские почести. Это было первым шагом к тому, чтоб отнять у ослабевших греков их демократические учреждения, отжившие свое время, и сделал Грецию областью великого царства. Александр хотел поставить греков в такие же отношения к себе, в каких были покоренные им народы Азии. Он хотел, чтоб и греки признавали его своим царем. Афиняне понимали, что требование божеских почестей имеет этот смысл и хотя им не нравилось требование, налагавшее на них печать формального порабощения, но сам Демосфен посоветовал народу не отказывать могущественнейшему царю в исполнении его желания, и народ согласился. Пример афинян оказал решительное влияние на остальную Грецию. Даже в Спарте было принято постановление, высказанное в лаконической форме: «если Александр хочет быть богом, то пусть будет богом». Сообразно этим решениям были отправлены в Вавилон послы воздать почести новому божеству 41.

По словам историка Иегера, посещение Александром Амонова храма служить доказательством проницательности Александра и того умения приспособляться к воззрениям египтян, какими не обладали ни персы, ни вообще восточные завоеватели. Древнее святилище, воздвигнутое в оазис, окруженное густою рощею высоких деревьев, и самый оазис с его селениями, его крепким замком и священным источником, — давно уже были известны грекам; местным жрецам, обитателям этого уединенного оазиса, не в диковину были греки-путешественники, заглядывавшие изредка в этот источник египетской мудрости. Понятно, что могущественного царя, победителя ненавистных персов, они встретили с величайшим торжеством, с божескими почестями, как сына бога Амона; понятно, что они предсказали ему и господство над всем миром, что было совершенно в духе тех напыщенных изъявлений покорности, которыми испещрены все стены древних зданий Египта. Несомненно, что Александру очень по вкусу пришлись, по отношению к его новым восточным подданным, те слухи, которые связаны были с его посещением этого всемирно-известного оракула: там, где привыкли падать ниц перед монархом, как перед божеством, подобные слухи все равно явились бы со временем, или даже готовы уже были явиться еще до вступления Александра в Египет. Но ни сам он, ни его приближенные, не придавали значения тем таинственным откровениям, которые им пришлось услышать от жрецов Амонова храма; посещение этого храма Александром было очень ловким выражением милостивого внимания его к египетскому народу, и царь покинул страну совершенно успокоенной и удовлетворенной. Он предоставил управление Египтом вновь установленной им власти: македонянин заведовал военными силами, грек — финансами и египтянин — всем остальным 42. Остроумов к ст. Объяснение рисунков.

Изображение Амонова лица на Кирсиской монете. Изображение Александра Македонского на серебряной монете, принадлежащей Берлинскому мюнц-кабинету.

Средняя Азия появляется в «письменной» истории только в эпоху империи Ахеменидов, главным образом в персидской официальной документации особенно в надписях Дария I и его наследников и в меньшей степени в сочинении Геродота. Открытия новых документов редки, но они могут сыграть очень важную роль, как это было с коллекцией пергаментов на арамейском языке, обнаруженной несколько лет тому назад в пещере на севере Афганистана. Эти документы, пролившие свет на многие детали бактрийской и согдийской администрации, происходили из непосредственного окружения сатрапа правителя или губернатора , который управлял бактрами в IV веке до н. Что до Геродота, то он имел в своем распоряжении информацию из вторых рук, корни которой восходят главным образом к западной части персидской империи.

У него Бактрия и другие сатрапии региона сейчас бы мы назвали их департаментами, областями или округами присутствуют по большей части в виде нескольких списков народов империи, таких как, в частности, список народов-данников Дария I, плативших подати центральной ахеменидской администрации около 500 года до нашей эры, то есть через 30 лет после завоевания региона ахеменидским царем Киром; либо в виде списка народов, составлявших армию другого царя, Ксеркса. Эти два списка, по сути, восходят к одному источнику, но до Геродота они дошли различными путями благодаря разным посредникам. Скифский мир, более подробно описанный Геродотом, ограничен в основном территорией западнее Каспийского моря, которая примыкает к Черноморскому региону. Учитывая это, мы вправе сказать, что именно с именем Александра мы связываем первые важные письменные сведения о Центральной Азии и об Индии, которые стали известны в Европе. Однако так называемые «прямые» источники Александра очень сложно использовать. Те знаменитые историки, благодаря которым мы имеем представление о большей части жизни Александра, такие как Арриан или Квинт Курций Руф, не были его современниками; они жили в римскую эпоху, четыре века спустя после смерти завоевателя.

Между этими двумя эпохами — временем жизни Александра и периодом написания основных историй о нем — скорее всего, существовали другие источники — оригинальные и вторичные, которые были утрачены, а потому остались в большей степени неизвестными для нас. Поэтому очень трудно понять, каким образом оригинальные источники с течением времени изменялись, сокращались или же, наоборот, обрастали новыми деталями. Вместе с тем в доступных нам текстах при внимательном анализе можно обнаружить разнообразные «вклейки», противоречащие друг другу и нарушающие внутреннюю логику повествования. Хронология похода Александра Македонского в Азию: Май 334 года до н. Ноябрь 333 года до н. Январь-июль 332 года до н.

После его захвата персидская держава лишилась своего морского флота, и Александр, взяв под контроль Финикию и Палестину, смог действовать без оглядки на тыл. Конец 332 года до н. Александр устраивает в мае 330 пожар во дворцах города. Июль 330 год до н. Октябрь 330 год до н. Основание Александрии Кавказской Беграм на севере Кабула.

Горная война Александра в Бактрии и Согдиане. Весна 329 года до н. Лето 329 года до н. Осада Мараканды Зариаспы Спитаменом, бывшим сатрапом Согдианы, уничтожившим в 329 и в 328 гг. Александр провел зиму в Бактрах. Убийство Александром своего молочного брата Клита в Мараканде.

Рисунок Андре Кастеня, 1890-е годы Весна-лето 328 года до н. Основание крепостей Узундара, Курганзол.

На момент вступления на престол Александру было всего 19 лет, а умер он в 33 года, и за это время создал из маленькой Македонии и подчинённой ей Греции крупнейшую в мире империю от Европы до Индии. Внутри неё начался обмен культурными достижениями востока и запада, но развалилась она ещё быстрее, чем была создана. Александр остался в памяти народов величайшим правителем, которому потом подражали многие. Хотя держава Александра Македонского распалась, но в результате ожесточённых войн греческий мир и многие страны Древнего Востока оказались объединены.

Горе Александр предпочитал топить в вине. У него все чаще начали случаться тяжелые запои, пока, наконец, на одном из пиров царь не почувствовал себя плохо. Проболев еще около десяти дней, Александр умер. Все это время он упорно гнал от себя врачей, и многие исследователи предполагают, что Александр намеренно выбрал смерть, чтобы прекратить свои душевные страдания. Мы не будем подробно останавливаться на причине смерти Александра, поскольку достоверно она так до сих пор и не установлена. В качестве возможных вариантов указываются тяжелое воспаление легких, лихорадка, малярия, цирроз печени, непреднамеренное отравление, убийство и даже самоубийство. Истину сейчас установить чрезвычайно сложно. Однако любопытна дата смерти Александра. Психологи утверждают, что период реабилитации людей, перенесших тяжелую эмоциональную травму — прежде всего потерю близких — составляет восемь месяцев. В течение этого времени человек либо полностью восстанавливает душевное равновесие, либо окончательно теряет смысл жизни, погружается в еще более тяжелую депрессию и нередко приходит к выводу о том, что душевные страдания слишком тяжелы для него. В таких случаях они совершают самоубийство либо сознательно ищут смерти. Кроме того, их иммунная система оказывается ослабленной настолько, что малейший вирус может перерасти в серьезное заболевание. Александр умер ровно через восемь месяцев после смерти Гефестиона. Возможно, это может быть простым совпадением, однако ученые так не считают. Практически все исследователи биографии македонского завоевателя уверены в том, что смерть Гефестиона так или иначе послужила толчком к заболеванию и гибели самого Александра. Впервые вступив в будущую столицу своей империи Вавилон, Александр Македонский невзначай обронил слова: «Он тоже Александр». Они относились к Гефестиону и были сказаны царице Сисигамбис, которая, приняв статного красавца за царя, простерлась перед ним ниц. Галантный юный царь, скорее всего, хотел сказать этим лишь то, что Гефестион тоже «защитник людей», но его слова оказались пророческими. Гефестион был для Александра опорой, без которой он чувствовал себя беззащитным. Все выше и выше возносясь на своем божественном пьедестале над толпой, Александр не заметил, что рядом с ним остался только Гефестион. Когда Гефестиона не стало, Александр оказался обречен на одиночество. Умер человек, который был рядом с ним настолько долго, что стал частью его самого. Единственный, кто любил не царя, а Александра. Прежний мир рухнул, а собирать из его осколков новый у великого полководца не было ни сил, ни желания. История Александра и Гефестиона покорила миллионы сердец. Символ вечной преданности, дружбы и любви, она будоражит умы и поныне, превращаясь в романы, повести, рассказы, стихи. Это история любви, которая пережила тысячелетия и будет длиться вечно. Текст: Маркус Янссон, магистрант Упсальского университета Швеция.

Александр Македонский – «cын Зевса»

Картина Генриха Семирадского «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу». Александр Македонский был человеком, который с небольшой армией смог подчинить почти весь известный мир своего времени. Картина Генриха Семирадского «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу».

10 малоизвестных фактов об Александре Великом

И хотя подобное положение дел, когда претендент на трон устраняет всех своих конкурентов, включая ближайших кровных родственников, весьма характерно для Древнего мира, история Александра Македонского весьма интересна. Александр Македонский прожил достаточно короткую жизнь, но успел оказать влияние на мировую историю. Историю Александра Македонского современные исследователи реконструируют сложным путем исторической критики. Александр Македонский умер в июне 323 года до н. э., не дожив чуть более месяца до 33 лет. Это четвертая часть рассказа про Александра Македонского. Александр Македонский (Александр III Великий, др.-греч. Ещё в античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории[1][2].

Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь

Жизнь Александра Македонского, одного из величайших завоевателей Древнего мира, окружена тайной. Александр Македонский умер в июне 323 года до н. э., не дожив чуть более месяца до 33 лет. АЛЕКСАНДР Македонский, также известный как Александр III Македонский, унаследовал трон от своего отца в юном возрасте время Александра Македонского. Личность Александра Македонского до сих пор вызывает интерес не только у историков и археологов, но и огромного количества других людей, а причина смерти великого полководца – это одна из интереснейших загадок истории. В ноябре 333 года до нашей эры македонской войско Александра Великого встретилось с армией персидского царя Дария III при городе Исс на юге Малой Азии.

История. 5 класс

Александр Македонский: гений или безумец? Смерть Александра Македонского, денежная реформа Канкрина, якутские алмазы.
История. 5 класс АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ) (356–323 до н.э.), царь Македонии, основатель мировой эллинистической державы; самый прославленный полководец античности.
Каким на самом деле был Александр Македонский - Русская семерка Александр Македонский.

Взлет и падение империи Александра Македонского

10 малоизвестных фактов об Александре Великом - Папамамам — МИФ Спустя три года после высадки у Трои Александр Македонский был провозглашен правителем Азии.
8 малоизвестных и спорных фактов об Александре Македонском, который покорил полмира Поверив в эту новость, восстали Фивы (греч.

10 особенных фактов об Александре Македонском

Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей | Пикабу Александр Македонский родился в 356 году до н.э. Прошло две с половиной тысячи лет, а мы по-прежнему помним и знаем достижения великого полководца.
Непривлекательная часть биографии: как Александр Македонский пришел к власти Александр Македонский родился в июле 356 года до нашей эры от брака македонского царя Филиппа и одной из его многочисленных цариц – Олимпиады.
Александр Великий в Средней Азии: мифы и история. Часть 1 | Новости Таджикистана ASIA-Plus Александр Македонский – великий полководец античности, который сумел за короткий срок подчинить себе большую часть Азии, дойдя до Индии и Пакистана.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий