«Поверженный Демон» принес Врубелю признание, но сам художник уже не смог насладиться его плодами. Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. Зайдя в зал, смотрительница сразу заметила, что отутствует картина Врубеля “Демон и Ангел с душой Тамары”. "Демон поверженный", над ней Врубель работал напряженно и мучительно.
Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице
Но самое главное откровение этого произведения то, что Михаил Врубель действовал не так, как предполагали мы. Его настоящей идеей и было возвышение демона, даже лёжа он должен был выглядеть великим и непобедимым. Но получилось прямо противоположное. Эта работа стала одной из самых слабых для художника. Образ вышел безумный и сломленный.
Но в оправдание художника можем сказать, что написав такую работу за год, не имея возможности работать над ней дольше, из-за уже упомянутой нами ситуации, он и так сделал многое. И пусть «Демон поверженный» во многом уступает другим работам Врубеля: в нём не хватает яркости, переходов цветов, не получилось передать настоящего художественного смысла. Первая выставка, которую она посетила, была «Мир искусства». Но уже во время неё и после окружающие стали замечать в поведении художника признаки психического расстройства.
С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... Мухина, который учился у М. Врубеля в Строгановском училище.
Культ Врубеля начался еще при жизни. Казалось бы, он пришел в искусство поздно, в 24 года, после окончания юридического факультета Петербургского университета, долго ходил в подающих надежды. И только когда перешагнул сорокалетний рубеж, грянула слава: выставки, отзывы в прессе. Как восторженные, так и разгневанные: томные девы с огромными глазами и острые лилово-сине-зеленые мазки, напоминающие драгоценные камни, — вызывали совершенно противоположные чувства. Авторитетнейший критик того времени Владимир Стасов, поклонник передвижников, не понимал чистого эстетства и в одном из писем утверждал: «Я особенно хватил Врубеля, который очень хороший и милый человек и даже отчасти небесталанен, но до того нелеп и безобразен, что никакого терпения нет! Андрей Белый вспоминал, что почти каждый день слышал в адрес Врубеля: «Дикое уродство, несусветный бред». Но именно в те годы начал складываться романтический миф о гениальном художнике — реальная судьба Врубеля идеально укладывалась в эти клише. Важным штрихом стала душевная болезнь, которая провела черту между бренным, пошлым миром и одинокой вселенной творца. Странности Врубеля замечали еще в молодые годы: он эксцентрично одевался — длиннополая куртка, панталоны до колен, чулки — словно оживший художник эпохи Возрождения. Но серьезные проблемы начались позже, после пяти счастливых лет с Надеждой Забелой. Однажды он изумил и испугал всех, искусно загримировавшись в умершего соседа. Как пишет Иванов, «присутствовавшие на вечернем чае. В другой раз во время спектакля «Кармен» загримировался в Хозе и просил главного тенора уступить ему партию — художника отговорили с большим трудом. И неудивительно, что выставка довольно подробно исследует последние трагические годы Врубеля. Тем более что его гений, как писал лечащий врач Усольцев, угасал в последнюю очередь, хотя обычно эстетические представления — последние по времени — погибают первыми. Он жил в странном ритме — возвращение к жизни, погружение в пучину безумия, снова просветление — и эта пульсация наглядно показана на выставке. Организаторы создали длинный черно-белый коридор, где в черных «залах» представлены рисунки, сделанные то ли ребенком, то ли художником-авангардистом. А в белых — искусные работы, с изящной штриховкой, выполненные твердой рукой. Хотя в глазах моделей — в основном тоже пациентов — виден затаенный ужас.
Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош. Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу». Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения. Последний год жизни Врубель все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали художника, иногда он говорил, что «устал жить». Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок сам причесался, вымылся с одеколоном , горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал. Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию Художеств — свою alma mater. Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который как никто другой ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество.
🎨 Врубель – «поверженный демон» искусства?
на вес золота) и раскрашенная самим Врубелем фотография, на которой зафиксирован исчезнувший под слоями авторских правок первоначальный вариант картины. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг.[1]. Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. Но в «Демоне поверженном» Врубель стремился отойти от человекоподобного образа ещё дальше.
Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице
Первый и самый крупный по размеру рисунок «Не плачь, дитя... Коврово-орнаментальное убранство спальни и кельи Тамары — не простой фон для фигур, а образно-изобразительный подход к решению истории земной и неземной любви, фантастичности, сверхреальности встречи земной девушки и неземного существа, полной волнующего драматизма и величия. Врубель "Люби меня" В иллюстрации «Люби меня! Демон в этом листе лишен женственности и хрупкости, он угловат, резок, плечо и спина его кажутся деформированно-узловатыми, рука — нечеловечески длинной, лицо острое, древнебиблейского типа, глаз словно выступил из орбиты, отчего взгляд кажется чем-то материальным, ощутимо проникающим в широко раскрытые прекрасные глаза Тамары именно подобно кинжалу. Тамара и в этом рисунке прекрасна, ее косы распущены, лицо излучает восторг, удивление, любовь, в то время как в движениях фигуры выражаются робость, невинность, страх перед неизведанным. Она еще сопротивляется страсти, но уже готова к ней. Удивительно тонко найдено движение ее рук: одна — еще будто воздвигает преграду Демону, а другая — тянется к объятиям. Но ведь это жалкое представление разных отшельников: он "первый после Бога", "восставший против Бога", то есть ангелоподобный и даже богоподобный.
Эта работа — вероятно, эскиз витража — предвосхищает многие открытия XX века. Как, кстати, и рисунки, сделанные Врубелем в больнице, в периоды помутнения рассудка. Некоторые из этих портретов могли быть выполнены нон-конформистами 1960-х — так что Михаил Врубель опередил свое время примерно на полвека. Будучи по факту художником XX столетия, он не вписывался в свою эпоху, и это обеспечило ему совершенно особый статус. Культ Врубеля начался еще при жизни. Казалось бы, он пришел в искусство поздно, в 24 года, после окончания юридического факультета Петербургского университета, долго ходил в подающих надежды. И только когда перешагнул сорокалетний рубеж, грянула слава: выставки, отзывы в прессе. Как восторженные, так и разгневанные: томные девы с огромными глазами и острые лилово-сине-зеленые мазки, напоминающие драгоценные камни, — вызывали совершенно противоположные чувства. Авторитетнейший критик того времени Владимир Стасов, поклонник передвижников, не понимал чистого эстетства и в одном из писем утверждал: «Я особенно хватил Врубеля, который очень хороший и милый человек и даже отчасти небесталанен, но до того нелеп и безобразен, что никакого терпения нет! Андрей Белый вспоминал, что почти каждый день слышал в адрес Врубеля: «Дикое уродство, несусветный бред». Но именно в те годы начал складываться романтический миф о гениальном художнике — реальная судьба Врубеля идеально укладывалась в эти клише. Важным штрихом стала душевная болезнь, которая провела черту между бренным, пошлым миром и одинокой вселенной творца. Странности Врубеля замечали еще в молодые годы: он эксцентрично одевался — длиннополая куртка, панталоны до колен, чулки — словно оживший художник эпохи Возрождения. Но серьезные проблемы начались позже, после пяти счастливых лет с Надеждой Забелой. Однажды он изумил и испугал всех, искусно загримировавшись в умершего соседа. Как пишет Иванов, «присутствовавшие на вечернем чае. В другой раз во время спектакля «Кармен» загримировался в Хозе и просил главного тенора уступить ему партию — художника отговорили с большим трудом. И неудивительно, что выставка довольно подробно исследует последние трагические годы Врубеля. Тем более что его гений, как писал лечащий врач Усольцев, угасал в последнюю очередь, хотя обычно эстетические представления — последние по времени — погибают первыми.
Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее; его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое, что-то до последней степени странное и болезненное, общий колорит, наоборот становился все более фееричным». Михаил Александрович говорил, что теперь уже Демон не повержен, а летит, и некоторые видели полет Демона». Болезнь неизлечима. Теперь он большую часть времени проводит в больницах, посвящая все свободное время зарисовкам лечащих врачей. Удивительно, но его фантастические сюжеты становятся для него менее привлекательными. В 1903 году новый страшный удар — смерть сына. С тех пор Врубель больше не выходит из больницы. В 1906 году его оставляет зрение, теперь музыка становится его единственной отрадой. По сей день «Демон поверженный» находится, словно в незавершившемся движении, будто художник до сих пор продолжает таинственную работу над холстом, и работа меняется по мере того, как еще и еще мы вглядываемся в нее. Мистические истории не закончились и со смертью художника. Известно, что за последние сто с лишним лет, прошедших с написания картины ни одному реставратору становилось дурно во время реставрации данной картины, которая имеет странную мистическую славу.
Для этой работы художник стал экспериментировать с красками, пытаясь достигнуть эффекта старины, но в итоге панно сильно поблекло. К экспозиции работу отреставрировали, приблизив колорит к первоначальному сиянию, которое современникам напоминало перламутровые переливы. А плафоны решено было разместить на пьедестале, «словно блюда на столе», комментирует Ирина Шуманова, чтобы зритель мог детально рассмотреть сложный рисунок и затеянную художником игру с перспективой. Если же все-таки захочется представить, как это выглядело на потолке, то над плафоном разместили зеркала. Впрочем, заказчики так и не оценили задумку Врубеля и отвергли «ренессансный» триптих. Взамен художник предложил новый — «барочный», но выполнить из этого проекта смог лишь одну композицию «Венеция», которая находится на выставке по соседству с триптихом. Самая новаторская часть экспозиции — это цикл больничных рисунков, которому кураторы отдали целых два этажа. Именно в рисунке Врубель опередил свою эпоху. Во время болезни художнику не разрешали использовать масляные краски, поэтому поздний период творчества весь графический. По зарисовкам можно определить, как протекала его болезнь: это были бесконечные перепады от черного безумия к светлому просветлению отсюда у архитекторов возникла идея чередовать залы черного и белого цвета. Врубелю повезло с врачами. Он сменил 4 клиники: Поморского, Введенского, Карпова и Усольцева — и везде он находил понимание, и каждый лечащий врач в нем видел не только пациента, но и могучего художника. Главный объект последнего цикла — это большая перламутровая раковина, не виденье или греза, а вполне реальный объект, привезенный на выставку из петербургского собрания Русского музея. Врубель создал десятки зарисовок с так называемой «жемчужиной», с нимфами и без, но чем больше он ее рисовал, тем больше он уходил в абстракцию, расчерчивая лист на две плоскости — белого и черного цвета. Художник показал раковину и на одном из последних автопортретов, созданном после выхода из клиники Усольцева. В нем художник хотел заявить о своем возрождении, возвращении к нормальной жизни и к работе.
Русский музей и Третьяковка выпустили демонов. Что смотреть на выставке Врубеля
Такой «проверкой» является и этот фотоотпечаток одного из вариантов картины «Демон поверженный» (Врубель неоднократно переписывал холст), наклеенный на картон и от руки раскрашенный художником. «Поверженный Демон» принес Врубелю признание, но сам художник уже не смог насладиться его плодами. Заведующая отделом экскурсионно-лекционной работы Валентина Горлова рассказывает о цикле произведений М. Врубеля: «Демоне сидящем» (1890 г.), «Летящем демоне» (1899 г.) и «Демоне поверженном» (1902 г.). Другие видео о творчестве Михаила Врубеля смотрите по. В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в. Врубель – «поверженный демон» искусства? Ответ найдёте на книжно-иллюстративной выставке «В мятежном поиске прекрасного» (16+) К 165-летию со дня рождения художника сотрудники сектора литературы по искусству также.
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля
Из-за техники, которую использовал Врубель в этой работе, полотно представляет собой не столько художественный смысл. Это работа, воплощает идею падения человека, сгорания его характера. До этой работы, до поверженного демона, был сильный и крепкий сидящий. Но сейчас его руки стали бессильными, они заломлены. Вокруг демона темный мрак.
В картине преобладают золотой, синий, голубой, лиловый и розовый — это любимые цвета Врубеля. Скорее всего, задумкой художника была мысль о невозможности победить демона, о его гордости. Но в итоге получился сломленный и поверженный демон, слабый в своем исполнении.
Однако картина была детально продумана — это можно судить по многочисленным эскизам, которые были сделаны для этого образа. Возможно, именно такое состояние было у художника — всё серо, непонятно и размыто. В это время к нему пришла слава, а картины активно продавались за рубежом.
Демон поверженный Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. В начале 1902 года «Демона поверженного» привезли из Москвы на выставку, организованную объединением «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Полотно произвело огромное впечатление на публику. Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало посетителей, переписывал своего Демона. Демон менялся на глазах, принимал различные позы и с каждым разом его глаза становились безумнее, а поза менее пропорциональной. Романтизацией безумия Врубеля занимались символисты, которые придавали достоверным фактам мистицизм и создавали большую огласку творчества и жизни художника.
Врубеля убил сифилис, которым он заразился в борделях Одессы, пытаясь забыть любовь к Эмилии Праховой. Это было настоящим чудом, что он прожил полноценную, долгую жизнь и подарил миру свои работы.
Холст, Масло. Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа.
Примечательно, что у Демона нет крыльев, но их силуэт очерчен цветами-камнями. Таким образом художник подчеркнул малозаметную несогласовку в поэме Лермонтова: Демон бесплотен, но в тоже время имеет крылья которыми «рассекает воздух». Сам Врубель, в письме своей сестре Екатерине, описывал свою работу следующим образом: «Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Серов вспоминал, как Врубель прорабатывал задний план картины: раздобыл несколько фотоснимков с горными пейзажами и раскладывал их в разной последовательности, чтобы представить себе идеальный фон для сумрачной фигуры.
Всеволод Саввич, сын мецената, вспоминал, как упорно Врубель работал над этим произведением, меняя композицию, в результате чего голова Демона стала выходить за пределы картины. Художник снимал холст с подрамника, вновь натягивал его, увеличивая свободное пространство в верхней части. Именно такая композиция, в которой фигура словно скована пространством, ясно раскрывала замысел Врубеля. Вся картина похожа на один огромный драгоценный камень, переливающийся тысячами граней.
После того как врачи сделали все возможное для облегчения его состояния и художника выписали, он несколько месяцев совершенно не мог работать, плакал и убеждал всех в своей никчемности. Автопортрет художника, 1904 год Новым ударом для творца стала смерть сына Саввы в 1903 году. Потеря снова привела художника в больницу.
В этот раз его регулярно посещали мысли о суициде; по некоторым источникам, он предпринимал попытки свести счеты с жизнью. Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т. Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство.
После Риги Михаил Александрович возвращается в Университетскую психбольницу, где ему становится лучше до начала 1904 года. С 1904 по 1905 год художник лечится в частной клинике Ф. Там Врубель снова начинает рисовать.
Сначала наброски карандашом, портреты, после — полноценные картины, такие как «Жемчужина». Работа интересна тем, что написана художником в стабильном состоянии, но ярко выделяет особенность его таланта видеть в реальных, обычных вещах что-то фантастическое, за гранью стандартного мышления. Кроме интереса к высшим существам, возвращается и тема пророка, которой он вдохновился у Пушкина и в духовных исканиях.
В это же время он утверждает, что сам приобрел образ «злого духа» и демон исказил его работы. Казалось бы, такое обстоятельство должно было навести смуту в душе человека, зарабатывающего на жизнь живописью. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности.
Вначале он оказался от мяса, а после и вовсе перестал есть в надежде на «прозрение». В таком состоянии Врубель написал свою последнюю картину — портрет Валерия Брюсова. Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения.
Портрет Валерия Брюсова, 1906 год В 1906 году художник стал слышать голоса исторических личностей, а последние годы своей жизни Врубель провел в разных психиатрических клиниках. Всемирное признание пришло к Врубелю уже после его смерти.
12 главных шедевров Михаила Врубеля
© Public Domain / Фрагмент картины «Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год. Куратор также рассказала тайну картины "Демон поверженный". В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. на вес золота) и раскрашенная самим Врубелем фотография, на которой зафиксирован исчезнувший под слоями авторских правок первоначальный вариант картины.
Неразменный Врубель: грандиозная выставка в Новой Третьяковке
Не закончив обучение, принял приглашение своего будущего покровителя Адриана Прахова и уехал в Киев реставрировать церковные росписи. В течение шести лет он трудился над древними фресками и параллельно писал иконы: «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем» и другие. Прообразом Богоматери послужило лицо жены Прахова, в которую художник был влюблён. Самоуверенный и пылкий, Врубель даже сделал ей предложение, но получил отказ. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора. Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, критики отмечают его выразительность и оригинальность. Искусствоведы и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви. Так, например, известный коллекционер Павел Третьяков хвалил эту работу художника, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист Сергей Маковский считал, что дебютная работа живописца в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергал выдвинутые автору обвинения в «нерусском польском происхождении» и «эстетическом космополитизме».
Искусствовед и критик Александр Бенуа также отмечал мастерство художника и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески Василия Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Одна из сохранившихся законченных работ киевского периода — «Девочка на фоне персидского ковра». На полотне присутствуют роза и богато инкрустированный кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти. На шее девочки — жемчужное ожерелье, пальцы рук унизаны перстнями. К нашему времени краски полотна заметно потемнели. Врубель часто торопился в работе и нарушал технологию, используя ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины. В настоящее время полотно экспонируется в собрании Киевского музея русского искусства.
В 1891 году Врубель написал 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Михаила Лермонтова под редакцией Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме «Демон».
В какой-то момент, ненадолго придя в себя от наваждения, он решил: если любимая не отвечает взаимностью и продолжает терзать его, нужно ее уничтожить! И он сделал это — так, как это мог сделать один только Врубель.
Он написал своего первого Демона. С лицом и невероятными глазами обожаемой Эмилии. Оценить эту работу смог только отец художника: впоследствии он рассказывал, что картина вызывала у зрителя настолько сильный ужас, что сам автор не выдержал и на следующий же день уничтожил ее. Приехав в Москву, он знакомится с Саввой Мамонтовой — известным меценатом, способным с первого взгляда распознать талант.
Он и распознал: предложил Врубелю проиллюстрировать поэму «Демон» для юбилейного сборника Лермонтова. Это оказалось попаданием в «десятку». Дело в том, что для Врубеля Лермонтов был не пустым звуком. Художник не просто самозабвенно любил его произведения.
Он глубоко изучил и хорошо понимал духовный мир своего кумира, считая себя его последователем, только не в поэзии, а в живописи. Иллюстрации к «Демону» он рисовал бесконечно, не в силах оторваться от излюбленного образа. Врубель всегда повторял, что люди не понимают Демона, считая его воплощением зла, в действительности же само слово «демон» в переводе с греческого означает «душа». Художник был убежден: демон — страдающий дух, которому нет места нигде в мире.
В их число попал благодаря Мамонтову почти неизвестный тогда Врубель. Сборник был опубликован — и публика возмущенно взвыла: «Иллюстрации Врубеля — это грубость, карикатурность, уродство! Между тем, в памяти потомков навсегда остались именно его рисунки, а не работы маститых коллег. И «Демон» для всего мира по сей день ассоциируется только с именем Врубеля — после него никто не брался за этот лермонтовский сюжет.
А тогда — тогда его критиковали все, начиная с прессы и заканчивая учителем Врубеля, Ильей Репиным. К счастью, этого не произошло: помешал Мамонтов.
Разработка целого ряда образов превращается в синтетический проект, включающий все виды творчества: живопись, графику, прикладное искусство, между которыми Врубель никогда не делал различий.
В процессе трансформации мотивов художественные техники обогащают звучание друг друга, на их пересечении рождаются неожиданные приемы и пластические решения, предвосхищающие искусство будущего, отмечают организаторы выставочного проекта. Наталья Стрельцова.
Эти люди просто не касаются этой драмы, а драма поверженного демона не касается их. Они как бы часть одного целого мира, что увлекает за собой ум, но людям, словно совершенно не нужен этот демон. И это прекрасно! Это самое удивительное, что я видела в своей жизни.
Эта сакральная мысль Врубеля, что высказана в этой картине, она повергла мой ум в восторг! Какой бы глобальной не была эта драма, развёрнутая на весь мир, люди не должны обращать на неё внимание. Люди должны позволить ей истлеть и исчезнуть. Должны позволить этой драме освободить мир, освободить умы человеческие и кануть в лету, чтобы была возможность продолжать беззаботно жить и не касаться драмы поверженного Демона никогда. Не касаться этой тьмы! Людям абсолютно не нужна эта библейская драма.
Людям не нужен сатана. И более того, им не нужна вера в сатану. Демон повержен. Он рядом, но он повержен.