Царь Эдип, хоть и огорчен кончиной отца, но наконец может вздохнуть свободно, предначертанное жрецом «убьешь отца и женишься на матери» не сбылось. «Царя Эдипа» сыграют в Москве на юбилее театра — в ноябре Вахтанговский отмечает 95-летие. Новости культуры В Театре Вахтангова представили новую версию "Царя Эдипа" Софокла.
«Эдип» Римаса Туминаса – современный спектакль на века
В 1946 году режиссёр Е. Гардт поставила «Электру» Софокла на Вахтанговской сцене. Сегодня к трагедии «Эдип-Царь» обращается Римас Туминас. По свидетельству Аристотеля Софокл изображает людей такими, какими они должны быть. Автор, постепенно раскрывая сущность и характер личности в соответствии с развитием драматического действия, открывает подробности внутреннего разнообразия характера и Эдип — яркий пример тому. Великий философ древности в своём определении сущности творчества Софокла — люди, какими они должны быть — даёт ключ для расшифровки конфликта, который зреет в душе Эдипа.
Люди в большинстве своем чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается. Все возможно».
Не все было идеально и в далеком прошлом. Театр в Древней Греции был важным общественным институтом, который формировал личность гражданина, его нравственные идеалы. Софокл изображал людей, какими они должны быть - и режиссер-постановщик следует его замыслу. Герою трагедии, царю Эдипу, правителю Фив, когда-то пророки предсказали страшную судьбу: он станет убийцей собственного отца и женится на матери. Стремясь избежать страшных пророчеств, он, тем не менее, неумолимо движется навстречу Судьбе. Спектакль построен как своего рода детектив с трагической развязкой, хотя начинается вполне безоблачно, с играющими на сцене детьми. Взгляды притягивает огромных размеров металлический каток, как станет ясно по ходу спектакля — олицетворение «катка судьбы». Внезапно в глубине сцены появляются черные птицы, предвестники бед.
Трагедия начинается. Появляется царь Эдип, не на котурнах, не в хитоне, а в современном белом костюме. Впрочем, хитоны будут. Режиссер нарочито смешивает стили в одежде — древнегреческие хитоны с современными пиджаками, поскольку эта история вне времени. А потом всех затягивает, как воронка, как космос. Туминас никогда не думает о том, какой это век или год. Это бессмертно, это должно быть навсегда.
Когда оно уже есть, жду его слов о том, чего бы ему хотелось. Потом мы можем вместе слушать какую-то музыку или даже просто разговаривать, размышлять. Ничего конкретного. Вообще, театр — такое искусство, в котором нет конкретики. Оно идет из сердца, из чувств. Эти вещи не имеют материальной основы. И зависят от душевного состояния. Мне хотелось, чтобы в "Эдипе" зрители услышали, ощутили боль через какую-то тему. Для меня эта тема Иокасты. Римас где-то точнее это объяснил, это спектакль не столько об Эдипе, сколько об Иокасте. Через тему Иокасты для меня слышны темы и мора, и беды, и опасности, нависшей над городом, вообще над человеком. Это тема, которая заставляет понять: никуда от рока не убежишь». Теодор Абазис композитор, автор музыки для греческого хора и речитативов : «Я знал, что в спектакле и вообще в русском и литовском театрах много музыки. Она всегда звучит в эпизодах. Поэтому для меня самым главным было не заглушить ее, а, напротив, помочь зазвучать еще пронзительней. То есть помогать ей, не прикрывать. С Фаустасом мы работали параллельно, поэтому до нашей общей встречи его музыки я не слышал. Как он не слышал моей. К тому же изначально мы здесь больше работали над произношением текста, тонами и полутонами. Наше дело — больше говорения, ритма, речитатива. Хор олицетворяет общество, правильнее сказать, сообщество, которое реагирует на то, что происходит на сцене. А там происходят конфликты. Оно их обсуждает. Конфликты могут быть и в хоре, каждый характер в этом хоре может иметь свою позицию. Но эта позиция так или иначе должна потом стать общей». Это герои без оглядки на конкретную эпоху и время. Они близкие, понятные, узнаваемые. Туминас каждого из них оправдывает, больше того — он их жалеет и им сочувствует. Костюмы героям придумал художник Максим Обрезков, хореограф - Анжелика Холина. Людмила Максакова: «Иокаста совершила преступление. Она погубила трехдневного ребенка, отдала на смерть, потому что муж боялся предсказания, которое гласило, что он умрет от руки своего сына. И она убила ребенка. Есть преступление и наказание. Но я не играю, как вы говорите, женщину-убийцу. Это что-то из вампирского сегодняшнего лексикона. Софокл — это же не Спилберг, правда? Но я его оправдываю. Я как артист должен это делать — находить оправдания любым поступкам своих персонажей. И, знаете, найти оправдание легко даже самым подлым и низким действиям: "Да, я сделал плохое, но я сделал это, потому что…" Эдип попытался перехитрить богов. Но он не плохой человек. В итоге он взял на себя ответственность. В этом весь смысл». Евгений Князев: «Тиресий — исторический персонаж, согласно мифам, действительно предсказатель. По одной из легенд, этот дар ему дала Гера, по другой — Зевс. Если вы спрашиваете, что это за характер — его в древнегреческой трагедии нет. Тиресий мудр. Он здесь и сейчас вспоминает о том, что он когда-то предсказал Лаю. Рок движет миром, от него никуда не скроешься. Найдется ли на Кифероне место, которое не огласишь ты воплем, свой брак постигнув? Почти пустое пространство, гулкое эхо. По сцене катается гигантская ржавая труба как страшный символ все сметающей на своем пути судьбы, рока. Над сценой на длинных палках проносят чучела черных воронов. Вызывающая оторопь, ошеломляющая картина конца времен. Адомас Яцовскис: «Если бы я знал, как придумалась эта труба, я был бы счастливым человеком. Первая мысль, когда услышал, что ставим, была "О Боже, не придумаю! Но я каждый раз так думаю.
Вал судьбы — впечатляющая метафора спектакля. На сцене огромный цилиндрический вал, временами надвигающийся на героев, а в финале выкатившийся на самый край сцены, чуть ли не на нас всех. Спектакль завораживает, очаровывает ансамблевой гармонией чудесного сплава ярчайших составных подлинной современной театральности. Эстетика древнегреческой трагедии в сегодняшнем понимании дополняется мужским хором настоящих греков, от которых исходит не только прозаический ритмический речитатив, но и прекрасное пение. Музыка звучит в спектакле постоянно и, на мой взгляд, значительно обогащает наше восприятие происходящего. Мне кажется, что сейчас Фаустас Латенас является лучшим театральным имею в виду только драматический театр композитором России. С восторгом вспоминаю его «Евгения Онегина» в Театре Вахтангова. Вневременное оформление спектакля не режет глаз, а воспринимается в некоем гармоническом сочетании: и греческий воин Павел Юдин , словно сошедший с росписи древних амфор, и хитоны, и наряд Иокасты, и современные темные костюмы хористов, и белое платье дочерей, и всё-всё. Особо хочется отметить сильнейшую энергетику в, казалось бы, статике у Иокасты Людмила Максакова и слепого прорицателя Евгений Князев. Это был последний спектакль вахтанговцев в Петрозаводске. Зрителям не хотелось отпускать полюбившихся артистов, они аплодировали стоя.
Древний Эпидавр принял московского «Царя Эдипа».
Губернатор Алтайского края Виктор Томенко посетил спектакль «Царь Эдип» государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, артисты кот. Трагедия «Эдип-царь» — не «трагедия рока», как указывали неогуманисты ХVIII и ХIХ вв, противопоставляя ее трагедии характеров, а трагедия, в которой хоть и признается зависимость человека от воли богов, но вместе с тем признается и свобода действий человека. Актёры отлично сыграли в спектакле "Царь Эдип". Смотрите видео онлайн «Во Владикавказе театр им. Вахтангова представил древнегреческую трагедию «Царь Эдип»» на канале «Телеканал МИР» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 29 мая 2023 года в 13:04, длительностью 00:02:28, на видеохостинге RUTUBE. Московская премьера трагедии Софокла «Царь Эдип» в постановке художественного руководителя Римаса Туминаса состоялась в день рождения театра 13 ноября. В Доме Евгения Вахтангова открылось арт-кафе, передает корреспондент РИА Новости.
Во Владикавказе театр им. Вахтангова представил древнегреческую трагедию «Царь Эдип»
Даже воин Павел Юдин и Крылатая дева Екатерина Симонова , которые не произносят ни единого слова, кажутся главными героями. Людмила Максакова, играющая Иокасту, — настоящая царица. Погружению в материал помогает греческий хор — неотъемлемая часть античного театра. Артисты Национального театра Греции исполняют свои партии на родном языке. Музыка Фаустаса Латенаса — нечто неземное: трагична и оптимистична одновременно. Сценография Адомаса Яцовскиса лаконична и при этом наполнена содержанием. Труба, перекатывающаяся по сцене, служит и дворцовым престолом, и полем битвы, и горами, и кладбищем. О человеческом достоинстве, чести, сильном человеке, который смог наказать себя сам: уйти из жизни нищим, — рассуждает режиссер Римас Туминас. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека. Пушкин говорил: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности».
В книгах герои не живут, а вот на сцене они станут настоящими. Каждый из них получит свои эмоции, переживания и витиеватость характера. При этом, от режиссера требуется сохранить дух того времени и первообразы персонажей. Сюжет рассказывает про Эдипа, который в неконтролируемом порыве совершил убийство.
Теперь ему придется отвечать за содеянное, и прежде всего перед собой. Именно поэтому он решает провести суд, который сам и проведет. Его решение будет неумолимым к себе, ведь приговор будет честным и заслуженным. Это покажет качества Эдипа, который обладает высокой нравственностью и достоинством.
Инициатива поставить трагедию Софокла принадлежит Туминасу, который привлек к воплощению этого замысла своих постоянных соавторов - сценографа Адомаса Яцовскиса, композитора Фаустаса Латенаса, балетмейстера Анжелику Холину. Изначально было решено, что в спектакле будут заняты вахтанговцы и их греческие коллеги. Причем играют они на своих языках: русские - на русском, греки - на греческом.
В качестве традиционного для древнегреческой драмы хора выступают 11 артистов Национального театра Греции. Мировая премьера "Царя Эдипа" с огромным успехом прошла 29 и 30 июля в древнейшем действующем амфитеатре Греции - Эпидавре. Среди почетных гостей - президент Греции Прокопис Павлопулос.
Когда спектакль завершился, финальная овация продолжалась более десяти минут". Успех афинской премьеры был не менее впечатляющим. Софокл, как Чехов Зрители охотно делились впечатлениями.
Рассказал о силе духа и милосердии, — о двух главных человеческих доблестях, которых не отнять, не раздавить, не испачкать. Мы должны быть наполненными, сосредоточенными на главной цели. Мы должны быть готовы поделиться болью.
Виктор Томенко поделился впечатлениями от спектакля театра Вахтангова
как это не модно». театр имени евгения вахтангова, дом-музей евгения вахтангова, новости, северная осетия, владикавказ, рсо — алания, кавказ, искусство, новости осетии, театр. Вахтанговцы представили "Евгения Онегина" на сцене Осетинского театра. Воспитанницы Пансиона Министерства обороны Российской Федерации в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова посмотрели спектакль «Царь Эдип». Вахтангова к своему 95-летию подготовил премьеру античной трагедии Софокла "Царь Эдип" в постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса. Показы спектакля «Война и мир» Театра им. Вахтангова в постановке Римаса Туминаса на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге отменены «по техническим причинам». Фабула в "Царе Эдипе" равивается по законам детективного жанра, где следователь, убийца и палач – одно лицо.
Спектакль Царь Эдип в театре Вахтангова
русско-греческий спектакль «Царь Эдип» Софокла в постановке художественного руководителя театра Вахтангова Римаса Туминаса, приуроченный к 95-летию театра, которое отмечается 13 ноября. Московский академический театр имени Евгения Вахтангова представит постановку «Царь Эдип» на 60-м Международном фестивале искусств двух миров. 12 ноября 2016 года, на которой мне и «посчастливилось побывать». «Трагедия «Царь Эдип» – считает Туминас – звучит как история об ушедшем поколении, об утраченном человеческом величии. Смотрите видео онлайн «Во Владикавказе театр им. Вахтангова представил древнегреческую трагедию «Царь Эдип»» на канале «Телеканал МИР» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 29 мая 2023 года в 13:04, длительностью 00:02:28, на видеохостинге RUTUBE.
Древний Эпидавр принял московского «Царя Эдипа».
Римас Туминас /ПРЕМЬЕРА Спектакль Царь Эдип в Театре Вахтангова в постановке Римаса Туминаса представляет собой мистический плавильный котел, куда полетели и стальные кирасы древнегреческих воинов. как это не модно». Забронируйте столик в буфете перед началом спектакля или на антракт по ссылке Спектакль Царь Эдип в театре Вахтангова Прикосновение к античности всегда риск.
Гастроли Государственного академического театра им. Евг.Вахтангова "ЦАРЬ ЭДИП"
Но хоть хор разноголосо и вопрошающе жалуется богам, все на сцене дышит еще вчерашней сытой и очень успешной жизнью. Эдип появляется в восхитительно белом костюме, как олигарх, честно и справедливо народ же живет устроенно и сыто отдохнувший. Царского в нем только цепь власти, похожая на модно недозавязанный галстук. В нем нет ни вульгарности, ни мафиозно-эстрадных итальянских манер, как, например, у Клавдия в Остермайеровском "Гамлете". Режиссер спектакля Римас Туминас не приближает своих героев к соблазнительным краям фарса, во всем блюдя европейскую эстетическую меру.
И эта мера, кажется, единственное, что осталось у европейского Туминаса. Итак, теряющий покой от несчастий Фивы и сытый успехами, самоуверенный царь, у которого все есть. Он объявляет кары, награды, полагаясь на логику своих и чужих поступков и судьбы. Для актера Виктора Добронравова, которого Интернет позиционирует как исполнителя "не главных и скромных ролей в театре Вахтангова", настал звездный театральный час.
Он работает послушно Мастеру. Ибо только выучка у Мастера могла перевести его из состояния изысканного "успешника", этакого олигарха древнегреческого времени, в состояние страха слышащего свое ужасное будущее человека. А потом в готовность ослепнуть, чтобы прозреть. Туминас прямо в театральной программке, не прячась, признается, его "Эдип" - о поколении отца и матери, об их утраченном человеческом величии.
Взгляды притягивает огромных размеров металлический каток, как станет ясно по ходу спектакля — олицетворение «катка судьбы». Внезапно в глубине сцены появляются черные птицы, предвестники бед. Трагедия начинается.
Появляется царь Эдип, не на котурнах, не в хитоне, а в современном белом костюме. Впрочем, хитоны будут. Режиссер нарочито смешивает стили в одежде — древнегреческие хитоны с современными пиджаками, поскольку эта история вне времени.
А потом всех затягивает, как воронка, как космос. Туминас никогда не думает о том, какой это век или год. Это бессмертно, это должно быть навсегда.
И прежде всего это должно быть красиво и стильно. Главная тема, которую мы пытались развивать - ошибочное суждение Эдипа, что он убежал от судьбы, тем самым приравнял себя к богам. В начале он человек-бог, который ходит по земле.
А в конце, ослепнув, прозревает». Когда появляется на сцене слепой провидец Тиресий народный артист России Евгений Князев , то ты веришь, что это настоящий прорицатель. Людмила Максакова в роли Иокасты, жены и матери царя Эдипа, истинная царица.
Она, мудрая, пытается остановить Эдипа в его «расследовании» прошлого, зная, что к добру это не приведет, в то же время понимая, что от судьбы не уйдешь. Узнав, что стала невольно женой собственного сына, которого ребенком отправила на верную смерть, Иокаста покончила с собой. А Царь Эдип ослепляет себя и покидает Фивы.
Спектакль создавался в дружественном тандеме вахтанговцев и Национального театра Греции. Герои трагедии — русские артисты, хор — эллины. Играют на своих языках.
Но это не гремучая смесь или провокация, просто-напросто трагические страсти и нравственные тупики не имеют конкретной прописки. Восторженно принятые на родине античной драмы вахтанговцы взяли «Эдипа» в московскую афишу, чтобы отпраздновать юбилей театра. По окончании актеры вышли к журналистам и за бокалом шампанского ответили на несколько вопросов.
Переезд в сценическую «коробку» оказался делом непростым и хлопотным, но игра стоила свеч. Если бы не случилось «Царя Эдипа» в Эпидавре, к памятной дате Туминасу — кудеснику античного масштаба — все равно пришлось бы заглянуть «в лицо трагедии». Капитану вахтанговского корабля претят церемонные банальности юбилеев, он всматривается в вечность, чувствует землю и звезды, просит актеров играть «по законам небес», поднимает внутренний мир человека над проблемами сиюминутными.
Его влекут темы фатума, расплаты за ошибки — вольные и невольные, ситуации мифов, давно ставшие нарицательными. Фабула здесь — путь к мифу. Оракул предсказал царю Лаю погибель от руки родного сына.
Потому новорожденного отняли у матери Иокасты и велели пастуху бросить ребенка на съедение хищникам. Пастух пожалел младенца и отдал его бездетному главе соседнего царства. Тот назвал мальчика Эдипом и воспитал наследником.
Спустя годы злой рок настигает героя. Он убивает родного отца и женится на его вдове Иокасте, то есть на своей матери. Эдипа играет Виктор Добронравов — мощно и точно.
Его единственный недостаток — молодость, бодро сметающая эксцессы бед и расставаний. В каждой ипостаси Эдипа актер передает прочную основу.
В главных ролях: Эдип — Виктор Добронравов, экспрессивная актерская работа, требующая к тому же большой физической подготовки прыжки через голову и пр.
Но, в случае с Эдипом, мне не хватило диапазона голоса. Чего нельзя сказать об исполнительнице роли Иокасты — Людмиле Максаковой. При ее появлении на сцене зал ушел в медленный транс…был взят в фокус, исходящим от Иокасты транслируемым через Максакову , высоким энергетическим потоком.
Напряжение спектакля держала именно Она — как всегда Женщина, Жрица…носительница Тонких энергий, царственная натура. Максакова — это тот, крайне редкий сегодня тип актера, в ауре которого сразу бросается в глаза присутствие трагического начала, врожденного, не приобретенного иначе говоря, отголоски кармы древнегреческого трагика. Правда, когда Л.
Максакова, величественно выйдя, только стала произносить первые монологи, чувствовалось, что ее внутреннее состояние нынче «всмятку», возможно, сказывается, на всех, нестабильность, ураганность московской погоды. И я подумала: ну, вот опять, московский быт, вместо бытия… Однако вскоре Иокаста вытеснила из Людмилы Васильевны — Максакову, и она развернулась в полную силу! Сдержанная мощь, воля, сила, мудрость, ум.
Всё при ней. Без возраста Актриса. Это больше, чем красота.
Великолепен и Тиресий — чудный, тонкий и мистический Евгений Князев, богатейшая палитра артистических данных, виртуозный рисунок роли, он наслаждался игрой и вместе с ним наслаждались зрители. Евгений Князев — тоже трагик. То же самое можно сказать и об исполнителе роли Креонта — Эльдаре Трамове — в нем какая-то необычная оккультная гибкость, создающая подтекст всех его движений для меня эта артистическая индивидуальность — открытие.
Необычайно сильно и тоже гипнотически была сыграна малая роль домочадца Эдипа — Максимом Севриновским: «свыше…безумие ниспослано ему», - свидетельствует он о страдании Эдипа, казнящего себя. И пастухи, да и все действующие лица — великолепны.
«Эдип» Римаса Туминаса – современный спектакль на века
Лучшие театры Европы стремятся участвовать в этой акции. Премьера спектакля "Царь Эдип" на сцене Театра имени Евгения Вахтангова состоялась в преддверии 95-летия театра, 12 ноября 2016 года. Прикосновение к античности - всегда риск. Приоткрыть дверь в мир, столь далекий и пленительный, со своими законами, эстетикой, сюжетами… Как реконструировать эту эпоху, одухотворить ее, сделать не только понятной, но и наполнить эмоциями, страстями, приблизить к современным зрителям, взволновать их? Как протянуть руку через вечность и ощутить прикосновение времени? Как сегодня прожить это время? На протяжении веков античный театр оказывал влияние на драматургов и поэтов, не избежали этой участи Шекспир, Лессинг, Шиллер, Гёте, Пушкин, Байрон, Шелли, Ануй. Пушкину принадлежат слова: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности». В 1946 году режиссер Е.
Трагедия Софокла, которую Аристотель называл идеальным образцом жанра, — один из наиболее значимых текстов не только для мирового театра, но и для всей западной культуры в целом. Потому для Римаса Туминаса, как и для любого режиссера, работа с бессмертной пьесой стала своеобразным вызовом, важной вехой в творческой биографии. Соратником литовского постановщика стал его греческий коллега Стафис Ливафинос, руководитель Национального театра в Афинах, который и был инициатором уникального проекта.
Атакующая лейттема гоплита, глаз не отвести от Крылатой девы — мифическое существо гипнотизирует. На фоне крепко действующих символов, а каждый из них проявляет грани истово-беспощадной трагедии главных героев, некоторые актеры сбиваются на игру понарошку, привычную, бытовую. Избежать издержек русской психологической школы удается Максиму Севриновскому — Домочадцу царской семьи с перебинтованным лицом: «Мой персонаж разделяет с Эдипом бессознательный гнет рока. Он знает, что случится, но не может, конечно, помешать этому, и в его силах только бросить горький крик — небесам, которые оказались так жестоки. Монолог отчаяния дорог мне — он полон смыслами и болью. Мне нравится наблюдать за греческим хором, для них текст Софокла не литературный памятник, он живой и актуальный, традиции античности там в крови». С молодым актером трудно не согласиться. Как и положено традиционному древнему хору, он — и плакальщик, и рассказчик, ведущий действие, и его комментатор. Многоголосные песнопения, речитативы, мелодекламации сложные партитуры сочинил Теодор Абазис исполняют колоритные греки разных возрастов и телосложения в черных костюмах и черных шляпах. Фабульные перипетии сопровождают щемящие мелодии Фаустаса Латенаса, давнего партнера режиссера. Музыка и действие дышат вместе. В одной из сцен поет саксофон в руках Эдипа. Художник Адомас Яцовскис — тоже единомышленник Туминаса — распахнул сцену и погрузил ее во тьму. По центру — образ тщеты богатства и славы: колесо Фортуны в виде огромной трубы-цилиндра, чье движение беспощадно. Когда из ее отверстий валит пар, кажется, театр заполняется адским дыханием. Труба возносит людей на вершины, и она же их забирает, проходясь по телам, как катком. От этого пожирающего детей Молоха попытаются в финале убежать две девочки в белых платьях — Антигона и Исмена, дочери Эдипа и Иокасты. А когда страшный вал покатится к рампе, по залу пронесется вздох ужаса. К катарсису, очищающему души, призывает театр. На поклонах актеры кладут руки друг другу на плечи и без всякого жеманства начинают двигаться в ритме сиртаки.
Не раз нарежет круг по сцене с копьем наперевес воин Павел Юдин , сын Эдипа. Бросит в царя язвительной насмешкой слепой Тиресий Евгений Князев - фигура, вербально предрекающая Эдипу расплату за неизвестный грех, а своим обликом - будущую слепоту при внутреннем прозрении. Наконец, прижмется к металлическому боку гигантской конструкции Иокаста, чтобы вскоре отрастить крылья - в награду за принятые страдания. Возникнет на сцене и девушка с черными крыльями Екатерина Симонова. Это эдиповское умение трезво оценить себя и не бояться поражения, которым может обернуться дело всей жизни, присуще, по мнению режиссера, лишь уходящему поколению к ним в интервью Туминас относит и своих родителей , и новый спектакль, не фокусируясь только на античном сюжете, становится трагической одой этим «титанам духа» из прошлого. В работе над «Царем Эдипом» Туминаса так интересует контраст с современностью: « сегодня казнить себя за собственные грехи - как это не модно». И весь спектакль соткан из противопоставлений: одежды XX века и античные артефакты вроде шлемов или копий, пассивный хор и неистовость Эдипа, черное и белое, человеческое и божественное, легкое вроде возникающих ближе к финалу воронов на палках и тяжелое та самая роковая труба.
Перешагнули красную черту. Что подарили барнаульским зрителям гастроли Вахтанговского театра
Я устал от сравнений. Есть мировой дух театра, нет отдельных школ. Есть единая школа — школа таланта. Вот это я признаю, это от Бога. Хочется поставить спектакль о главном - о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим. Сегодня такого практически нет.
Все они лидеры , во всяком случае, в большинстве своем, чувствуют себя не виноватыми ни в чем.
Художником по костюмам стал Максим Обрезков. Совместный проект Изначально было решено, что в спектакле будут заняты вахтанговцы и их греческие коллеги. Причем играть они будут на своих языках: русские - на русском, греки - на греческом. В качестве традиционного для древнегреческой драмы хора выступают 11 артистов Национального театра Греции. Мировая премьера "Царя Эдипа" с огромным успехом прошла 29 и 30 июля в древнейшем действующем амфитеатре Греции - Эпидавре. Когда спектакль завершился, финальная овация продолжалась более десяти минут". Подобная картина наблюдалась и в Афинах, где показ "Царя Эдипа" состоялся 22 сентября в амфитеатре Одеон Герода Аттика, расположенном на южном склоне Акрополя. Зрители смотрели спектакль, затаив дыхание. А в финале также устроили почти 10-минутную овацию.
Разве у боли есть национальность? Я устал от сравнений. Есть мировой дух театра, нет отдельных школ. Есть единая школа — школа таланта. Вот это я признаю, это от Бога. Хочется поставить спектакль о главном - о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим. Сегодня такого практически нет.
То же самое можно сказать и об исполнителе роли Креонта — Эльдаре Трамове — в нем какая-то необычная оккультная гибкость, создающая подтекст всех его движений для меня эта артистическая индивидуальность — открытие. Необычайно сильно и тоже гипнотически была сыграна малая роль домочадца Эдипа — Максимом Севриновским: «свыше…безумие ниспослано ему», - свидетельствует он о страдании Эдипа, казнящего себя.
И пастухи, да и все действующие лица — великолепны. Чувствуется большая, трепетная любовь к этому сложнейшему спектаклю всех его участников. Единственная деталь — на русской сцене паузу держать умеют слабо. И не знаю почему, опыт экзистенциальный есть у всех… закрытость, граничащая со страхом?.. Но пауза — это центр всего, фокус, собирающий и отдающий энергию: и по вертикали - Дионису, и по горизонтали - зрителям. Мысль о жизни-смерти, судьбе беззащитного человека, заброшенного в этот мир, о вечности…о столкновении иррационального и рационального в земном сознании и бытии. Это состояние создано в спектакле. И это главное — задуматься, пропустить через себя, пережить катарсис. Вообще, данному спектаклю характерен сплав спонтанности и математической точности, выверенности ходов и режиссерских решений.
Царь Лай, родной отец Эдипа, не смог обмануть судьбу, обойти волю Аполлона. Но произволом умножил количество жертв. Или надо уметь держать удар судьбы?! Карму необходимо исчерпывать до дна, погашать, обнулять — по счетам следует платить, а не убегать от расплаты. Антитеза Лаю — сама Иокаста, повесившаяся в знак раскаяния, и Эдип, искупающий непреднамеренную вину — самоослеплением, страданием, изгнанием — честным самопознанием! Режиссером и актерами — выстрадан. Жесты Иокасты-Максаковой застывшая рука к запрокинутому лбу убитой горем царицы и др.