Участие в литературно-музыкальном салоне позволило лицеистам и гостям мероприятия оценить, какое влияние творчество Пушкина оказало на развитие русской и мировой музыкальной культуры. Билеты на концерт «Пушкин в музыке» в Доме музыки 27 мая 2024 от 2000 ₽ официальные билеты. Удобная и быстрая покупка на Ticketland. ь истории создания музыкальных произведений по мотивам стихотворений а и средства воплощения пушкинских стихотворений в музыке. Публикация «Список музыкальных произведений „А, С, Пушкин в музыке“» размещена в разделах.
Версия для слабовидящих
- Лекция-концерт «Пушкин в музыке»
- Концерт «Пушкин в музыке: известный и неизвестный». Российская национальная библиотека
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА " ПУШКИН В МУЗЫКЕ "
- «А. С. Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику — ХОРОШИЕ НОВОСТИ
- «А. С. Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику
- Добавить комментарий
Пушкин русской музыки
Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Ведущая программы Надежда Константиновна Ирхина познакомила слушателей с жизнью и творчеством Михаила Глинки, осветила интересные факты и события его жизни, сформировавшие личность гениального композитора. Главные впечатления его детства были связаны с музыкой — народными песнями и крепостным оркестром дяди. Позже Глинка писал, что «русские песни были первопричиною того, что впоследствии он стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». А потом был Петербург, учеба в Благородном пансионе, уроки музыки и первый опыт сочинительства. Какой блистательный круг общения подарила ему столица, где он познакомился с выдающими деятелями культуры того времени: А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Грибоедовым, М.
Лауреаты национальной оперной премии "Онегин" будут петь пушкинские строки в Михайловском - родовом имении матери поэта, которое по праву считается его поэтической родиной.
Двухдневный открытый литературно-музыкальный фестиваль "Пушкин. Михайловское" состоится 8 и 9 июля. Памятник Пушкину в яблоневом саду Михайловского. Георгий Николаевич, правильно ли я понимаю, что речь идет о фестивале в формате open-air, причем, выступать на нем будут лауреаты российского "оперного Оскара" - премии Онегин? Георгий Василевич: Да, это мероприятие пройдет на праздничной поляне в Михайловском. За два дня пройдет три разных концерта, участие в которых примут также артисты и музыканты Мариинского театра. Поверьте, нас ожидает очень интересная программа. Наверное, это потому, что именно Пушкину принадлежат слова: "Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; Но и любовь мелодия... Видимо, этому девизу решили следовать организаторы.
Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику Татьяна Станкевич, Новополоцк 24. Пушкина Белоруссия в рамках проекта «Пушкинские дни в лицее» при поддержке фонда «Русский мир» прошёл литературно-музыкальный салон «А. Пушкин и музыка». Учащиеся познакомились с литературным наследием Пушкина в музыке: операми «Руслан и Людмила» М. Глинка , «Евгений Онегин» П.
Иван Павлов подробнее. Первый — «Пушкин в Михайловском» - ретроспектива музыкальных произведений, связанных с поэтом и его временем. Второй - романсы на стихотворения Александра Сергеевича - камерный концерт в сопровождении фортепиано. Третий — «Пушкин в опере» - арии и дуэты из известных оперных постановок», - Иван Павлов, корреспондент. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» открыла заключительный концерт фестиваля. Её автор Михаил Глинка в русской музыке занимает место, сравнимое с Пушкиным в русской литературе - все последующие композиторы считали его своим учителем. А в этих местах, во время ссылки в Михайловском, Пушкин написал более ста произведений, которые потом стали основой для известных опер - прежде всего «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина».
Пушкин и русский романс.
Тема чтений 2018 года – «Пушкин и музыка»: музыка в жизни и творчестве поэта, его литературное наследие, продолженное в музыке, а также образ самого поэта в музыкальной. Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга 8 и 9 июля примет участие в фестивале «Пушкин. Пушкин в музыке Музыкальный вечер «Петербург-концерта» посвящен дню рождения великого русского писателя и поэта. Пушкин в музыке Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта близки всем людям, все его произведения ярки и эмоциональны. Пушкин в музыке купить билеты в Москве от организатора мероприятия без наценок на сайте Moscow Show. Новости. Пушкин и музыка.
«Пушкин по Пушкинской»: в ГДК представили современное прочтение биографии великого поэта
Пушкин в музыке - Детская музыкальная школа № 2 города Владивостока | «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина в театре и музыке. |
«А. С. Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику | Музыкальный и художественный критик В.В. Стасов заметил, что и Пушкин, и Глинка – «родоначальники национального оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». |
«А. С. Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику
Фондовая коллекция Российского национального музея музыки представляет музыкальные рукописи и печатные издания сочинений на пушкинские сюжеты, фотографии исполнителей и сцен из спектаклей, эскизы декораций и костюмов. Среди них произведения, вошедшие в «золотой фонд» мировой музыкальной культуры: оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама», юношеская опера Сергея Рахманинова «Алеко», оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», а также менее известные сочинения. Так, на сюжет «Пиковой дамы», помимо оперы Чайковского, написаны водевиль Штуцмана, музыка к одноименному спектаклю композитора Солина, музыка Прокофьева к кинофильму, «Эпиграфы к повести» Бузовкина. На сюжет поэмы «Цыгане» одновременно написали свои экзаменационные сочинения при окончании Московской консерватории и Сергей Рахманинов, и его соученик по классу композиции Лев Конюс; а ещё на этот сюжет написаны кантата Александра Хессина, балет Сергея Василенко, вокальные сочинения Станислава Монюшко и Александра Верстовского. Повесть «Станционный смотритель», вызывающая первоочередную музыкальную ассоциацию с прекрасной музыкой Георгия Свиридова, ранее послужила сюжетом двух опер — Александра Гречанинова и Николая Крюкова. Список примеров музыкального воплощения пушкинских сюжетов поистине безграничен, а количество романсов на стихи Александра Сергеевича невозможно перечислить. Один только пример — авторами романса «Не пой, красавица, при мне» являются двенадцать композиторов, каждый из которых представил собственное воплощение пушкинского стихотворения.
В исполнении Софии Михайловой прозвучал романс М. Глинки «Мэри», Альберта Филимончика — романс «Я помню чудное мгновение …». Софья Полякевич сыграла «Сентиментальный вальс» П. На мероприятии присутствовали журналисты телеканала «Звязда». Видеосюжет можно посмотреть по ссылке.
И это определение как нельзя лучше характеризует творчество великого поэта. Волшебные звуки пушкинской поэзии, особый ритм его произведений пользовались и пользуются до сих пор особой любовью композиторов и музыкантов. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина вдохновляет композиторов на сочинение романсов уже почти три столетия. Известные и неизвестные композиторы, дилетанты и классики - все в той или иной мере чувствуют музыкальность стиха великого поэта. При жизни Пушкина было создано около восьмидесяти романсов. Музыку на его стихи писали М. Глинка, С. Рахманинов, А. Алябьев, А. Даргомыжский, П. Булахов, А.
Многие номера оперы стали мировыми музыкальными бестселлерами марш Черномора, каватина Людмилы, увертюра оперы. Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора. На протяжении всей творческой жизни М. Глинка написал десять романсов на стихи А. Пушкина и М. Глинку соединяли не только любовь к искусству, но и любовь к женщине. Навеки связаны имена А. Пушкина, А. Керн, М. Глинки и дочери А. Керн — Екатерины.
«Пушкин в музыке»
23 октября в Детской школе искусств № 1 г. Тулы состоялся областной методический семинар «Пушкин в музыке», посвященный 220-летию со дня рождения великого русского поэта, литературное творчество которого вдохновило композиторов на создание шедевров музыки. Участие в литературно-музыкальном салоне позволило лицеистам и гостям мероприятия оценить, какое влияние творчество Пушкина оказало на развитие русской и мировой музыкальной культуры. Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга 8 и 9 июля примет участие в фестивале «Пушкин. «Прощальная песнь воспитанников Императорского лицея в Царском Селе» на слова Антона Дельвига с музыкой Вильгельма Теппера – лицейского учителя хорового пения, в доме которого Пушкин участвовал в литературных состязаниях. Пушкин и Даргомыжский Пушкинские тексты в музыкальном творчестве Даргомыжского занимают особо важное место.
Стихи Пушкина стали песнями
Напомню начало этой песни: Ворон к ворону летит, «Ворон, где б нам отобедать? Как бы нам о том проведать? Вот ее первые слова: Воротился ночью мельник… Вряд ли есть читатели, не запомнившие стихотворения «Узник»: Сижу за решеткой в темнице сырой… Благодаря музыке А. Алябьева оно стало песней.
Весьма популярной стала песня на слова стихотворения «Зимний вечер», написанного Пушкиным в 1825 году в селе Михайловском: Буря мглою небо кроет, То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя. Опубликовано оно было в 1830 году. На музыку его положил композитор А.
В наше время появляются песенные вариации «Зимнего вечера», нисколько не улучшающие первоначального звучания — скорее наоборот.
Римского -Корсакова, Г. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу чудесной сказкой, с её лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой. Строчки стихов Александра Сергеевича, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии и музыки. А Пушкин?
Он будет с нами всегда, всю жизнь и расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и каменного командора.
Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина. Еще в юношеские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами Н. Корсаковым и М. Яковлевым; постепенно круг музыкантов, обращающихся к поэзии Пушкина, расширяется. При жизни поэта на его тексты писали романсы Верстовский, Алябьев, Титов, Виельгорский, молодой Глинка и многие другие. Композиторов в этот период интересовали стихотворения Пушкина, имеющие куплетную форму, воспевающие любовь и природу. Яковлева, «Погасло дневное светило» И. С 1823 по 1837 год русскими композиторами написана музыка более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина. Некоторые стихи Пушкина выходили в свет вместе с нотами.
Так, «Слеза» появилась в виде романса композитора М. Яковлева — лицейского друга Пушкина; таким же образом было опубликовано стихотворение «Я здесь, Инезилья» с музыкой Глинки. Большое число стихотворений поэта в 20-е годы пелось как городская песня: «Черная шаль», «Под вечер осенью ненастной», «Талисман», «Узник», «Буря мглою», «Девицы, красавицы», «Старый муж», «Любви, надежды, тихой славы». Гениальная опера «Руслан и Людмила» М. Глинки 1842 открыла пути воплощения в музыке не только лирических, но эпических, фантастических и сатирических образов Пушкина. Среди имен композиторов второй половины XIX века выделяются Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, которые в своих операх стремились раскрыть разные стороны творчества поэта: социальную, бытовую, историческую, политическую, философскую, лирическую. Советские композиторы, во многом по-новому оценивая наследие великого Пушкина, также создали целый ряд значительных сочинений. Истинный патриотизм Пушкина, глубокая народность его творений, яркая национальная окраска, сочность и богатство русского языка — вот те черты его поэзии, которые особенно созвучны советскому человеку. Именно этим можно объяснить, что советские композиторы неустанно вносят свой вклад в музыкальную пушкиниану, претворяя лирические, драматические, эпические и сказочные образы его произведений в музыку.
Романсы Глинки на стихи Пушкина были прекрасным началом. Венцом же «пушкинского» в музыке Глинки бесспорно является опера «Руслан и Людмила». Ещё при жизни Пушкина в конце 1836 года Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила». Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель Пушкина помешала наметившемуся содружеству, 29 января 1837 года А. Пушкина не стало. Композитор не ограничился тем, что создал оперу на сюжет пушкинской поэмы. Он написал своеобразный реквием, посвященный Пушкину, включив в эту оперу вставной номер — песнь Баяна.
Пушкин в музыке
Во время рассказа будут звучать романсы на стихи Пушкина и арии из оперы «Евгений Онегин» в исполнении студентов и преподавателей Нижегородской государственной консерватории имени М. Ждем вас 26 апреля в 15. Длительность лекции- концерта — 1 час.
Который тридцать лет спустя озвучил Балакирев «Грузинская песня» и, еще через сорок лет, Рахманинов. Стоит ли удивляться, что одно и то же стихотворение привлекло столь разных композиторов!
Никто не решился переложить на музыку «Я помню чудное мгновенье» после Глинки, но два «Ночных зефира» — Глинки и Даргомыжского — возникли почти одновременно, а элегия «Я вас любил» насчитывает более семидесяти!!! Трудно себе представить, какой бы была без Пушкина русская опера.
Безупречные образы и голоса погружали в атмосферу того времени. Казалось, герои великого поэта сходили со страниц романа, чтобы увлечь в свой удивительный мир каждого, чье сердце неравнодушно к поэзии. А неравнодушными оказались все, кто переступил в этот вечер порог Дворца.
Особо остро зрители реагировали на «споры» о Пушкине. Подрастающему поколению была продемонстрирована жизнь высшего света девятнадцатого века, когда большой популярностью пользовались салоны. Здесь велись разговоры о литературе, искусстве, ставили спектакли, играли в различные литературные игры, музицировали, танцевали. Душой таких собраний был Пушкин.
Дидло поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку К. Шольца «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Это было первое сценическое воплощение пушкинских сюжетов. В 1824 г.
В 1828 г. Пушкин встречался с Глинкой и приезжавшим в Петербург А. Дипломат и драматург, одарённый и музыкально, привёз из Грузии народную мелодию, которую обработал Глинка, а Пушкин уже после этого сочинил стихи, и получился романс «Не пой, красавица, при мне». Кто из композиторов только не использовал это стихотворение впоследствии для своих романсов! И безвестные дилетанты, и Н. Римский-Корсаков, и Т. Романс Глинки, созданный ещё при жизни Пушкина, — «Я здесь, Инезилья» — попал даже в телефильм «Большая перемена». Помните, Нелли Леднёва поёт Нестору Петровичу серенаду?
На слуху у нас и страстный порыв «В крови горит огонь желанья», и романтическая лёгкость «Адели», и имитация безыскусного музицирования деревенской барышни «фортепьяно вечерком» — «Признание»: «Я вас люблю, хоть я бешусь... Но всё же, когда звучит романс, а тем более в. Лемешева, думаешь не об его истории, а о том, что «гений чистой красоты» — это само искусство, воплощённое в нём. Младший друг и последователь Глинки, Александр Сергеевич Даргомыжский 1813—1869 всю свою творческую жизнь развивал его традиции вокальной пушкинианы. Молодой композитор в 1836 г. Следуя пожеланию поэта, он сочинил кантату «Торжество Вакха» на его стихи к сожалению, уже после смерти Пушкина , которую потом переделал в лирическую оперу-балет. Новым словом в музыке были и серенады — хоровые трёхголосные песни, в том числе и на стихи Пушкина. Он также написал 29 романсов на стихи Пушкина.
Его любовь к восточным мелодиям и романтическому колориту отразилась в его романсах на стихи Пушкина: «На холмах Грузии» часто исполняется и сейчас , «Заклинание», «Для берегов отчизны дальней», «Редеет облаков летучая гряда», «Ненастный день потух», «Эхо», а также в двух ариозо для баса: «Анчар» и «Пророк», — вокальных произведениях, сочетающих в себе черты баллады и монолога. Примерно в одно время с ариозо, в преддверии столетия со дня рождения Пушкина, Римский-Корсаков сочинил также кантату «Песнь о Вещем Олеге».
Слово Пушкина поет
«Пушкин в музыке» | Мы говорили о том, как творчество Александра Сергеевича Пушкина находило отражение в музыкальных произведениях известных русских композиторов. |
Слово Пушкина поет | Купить Предложить статью Музыкальная академия Издается с 1933 года. |
Библиотечный чат | Жители Пушкинских Гор смогут насладиться классической музыкой на фестивале «Пушкин. |
В исполнении столичных певцов. В Пушкинских Горах прошёл фестиваль «Пушкин. Музыка. Михайловское» | Мы говорили о том, как творчество Александра Сергеевича Пушкина находило отражение в музыкальных произведениях известных русских композиторов. |
«Пушкинские образы в музыке» | Библиотекари рассказали о важности поэзии Пушкина в годы Великой Отечественной войны, о том, что пушкинское слово звучало на передовой, в окопах перед наступлением и в госпиталях, стихи великого русского поэта вдохновляли бойцов. |
А. С. Пушкин и музыка ч. 1
«Пушкин и музыка» - Все новости - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного | Пушкин в музыке». |
А. С. Пушкин и музыка ч. 1 (Наталья Ромодина) / Проза.ру | Главная» Новости» Пушкин а.с и музыка. |
Оркестр Капеллы примет участие в фестивале «Пушкин. Музыка. Михайловское» в Пушкинских Горах | Библиотекари рассказали о важности поэзии Пушкина в годы Великой Отечественной войны, о том, что пушкинское слово звучало на передовой, в окопах перед наступлением и в госпиталях, стихи великого русского поэта вдохновляли бойцов. |
Лекция «Пушкин в музыке (на примере оперы «Евгений Онегин»)
Слово Пушкина по-особому открывается через музыкальные сочинения, написанные на его произведения. Основой концертной программы «Пушкин в музыке» является известное произведение А.С. Пушкина «Метель». Пушкин в музыке купить билеты в Москве от организатора мероприятия без наценок на сайте Moscow Show. Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора. Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина, в русской музыке XX века у Георгия Свиридова. В своей книге «Музыкальные антидепрессанты» лектор, музыкант и просветитель Михаил Казиник пытается разрушить стереотип о том, что слушать классическую музыку сложно и скучно.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА " ПУШКИН В МУЗЫКЕ "
Юлия, добрый вечер еще раз. Что нового у вас на вашем сайте и с вашими музыкально-просветительскими циклами, с окончанием этого периода самоизоляции? Казанцева - Кстати, в следующий раз у меня будет история музыки по Толстому, в четверг я буду рассказывать, какие музыкальные предпочтения были у Льва Николаевича, какая музыка звучит в его произведениях, то есть такой цикл «Музыка и литература». Митрофанова - Прекрасно, и где же это можно будет услышать и когда? Казанцева - Онлайн, в четверг, в семь вечера. Митрофанова - Замечательно, в ближайший четверг, правильно я понимаю? Казанцева - Да, да. Митрофанова - Юля, вы знаете, мы сейчас послушали вальс Александра Сергеевича Грибоедова и вот так мы легко говорим об этом музыкальном жанре, как о чем-то совершенно естественном, но если память мне не изменяет, у вальса была довольно непростая судьба, в том плане, что он легко завоевал сердца слушателей, но вместе с тем столкнулся и с жесткой критикой, что это за музыка, почему она такая легкая? Даже в вульгарности обвиняли вальс, как танец: как можно так близко друг к другу стоять и соприкасаться и прочее, и прочее, было такое или я ошибаюсь?
Казанцева - Было, Павел I запретил вальс, были штрафы за исполнение, даже за музыку вальса, потому что это неприлично считалось, ну а потом время показало, что даже штрафы не спасут от вальсов, и начинается уже такое победоносное шествие вальса через весь XIX век. Это особый танец, и во время бала, мы ведь тоже сейчас уже многое не понимаем, бал — это особая культура и танцы — это в каком-то смысле тайный язык, то есть если вас приглашают на вальс, то ждите любовного признания, вальс — это танец, когда говорят о любви. И у каждого танца был свой, такой негласный, что ли, регламент, о чем разговаривать во время какого танца, то есть если бал начинается с полонеза, кстати, единственное, может быть, пересечение, которое мы все сейчас знаем: полонез Огинского, вот Пушкин тоже знал тот самый полонез Огинского, вот какая-то хоть у нас есть ниточка к тому времени. Вальс, потом мазурка, под мазурку не о любви говорили, а мазурочная болтовня, то есть более легкий танец, и я хотела зачитать один фрагмент, мне очень понравился, из «Пиковой дамы» - это сцена на балу, вот Лиза танцует вместе с Томским как раз мазурку, и к ним подходят три дамы, вот я читаю: «Подошедшие к ним три дамы с вопросами — oubli ou regret — прервали разговор, который становился мучительно любопытен для Лизаветы Ивановны», и в конце цитаты: В газете «Северная пчела» за 1841 год пишут: «Можем себе представить, как будут ломать себе голову комментаторы Пушкина в XX, XXI и следующих столетиях для объяснения этих трех простых слов Пиковой дамы: «oubli ou regret», значение и весьма загадочный смысл которых растолкует всякий танцующий — это просто фигуры мазурки». А мы, действительно, ломай голову, что это за таинственная дама. Кроме этого, контрадансы, экосезы, про экосезы Шуберт, кстати, написал: «Какая бы ни пришла беда — танцуйте экосез всегда». Митрофанова - Забавно. Ну, по поводу мазурки — она действительно была очень популярна на балах, то есть не только вальсы, хотя он считался, наверное, королем бала, но мазурка, как такая веселая гостья, она обязательно тоже присутствовала, и мы знаем упоминание в «Евгении Онегине», что он мазурку-то виртуозно танцевал и то, что он позволял себе являться на бал к мазурке, это было, что называется, только денди мог такое себе позволить, то есть человек, который слегка эпатировал публику, бал начинался с полонеза.
У Лотмана, по-моему, очень хорошо описано, как вот эта последовательность была важна, мазурка не могла быть первым танцем, также, как и вальс не мог быть первым танцем, первый танец — это, что называется, такая установочная сессия, он должен быть степенным, он должен быть важным таким и открывали полонез, как правило, выходили в первой паре, если там присутствовал император, то император и хозяйка дома и императрица и хозяин дома, то есть это было невероятно важным таким ритуалом с точки зрения светского этикета, явиться к мазурке — это значит пренебречь тем самым светским этикетом, чем регулярно Евгений Онегин, собственно, и занимался, пренебрегая, он, помнится, и в театр являлся посреди действия: «лорнет наводит на ложи незнакомых дам» — это тоже было своего рода таким хамством, что ли. Это был тот музыкальный мир, который Пушкину был очень хорошо знаком, а нам сейчас его по крупицам приходится восстанавливать прекрасным комментаторам, в том числе, и Юрию Лотману, конечно же, и все эти комментарии доступны, можно наших читателей, кто заинтересуется, адресовать к подробнейшему исследованию, которое он провел, оно очень доступным, понятным языком написано и поэтому, может быть, так популярно и в первую очередь приходит на ум. Юлечка, а вот если все-таки вернуться к балу — какая музыка звучала там в финале? Что было наиболее распространенным для закрытия вот этого самого музыкального праздника? Казанцева - Да, вы знаете, бал, он живет по своей такой внутренней драматургии и начинается если с важного и степенного полонеза, то заканчивается когда он уже под утро, представьте, все официальные разговоры уже закончены, в любви уже признались, то есть остается уж просто веселье, уже на последнем издыхании такое, тут танцуют контрдансы, и я хочу зачитать Карамзина, это тоже ведь пушкинское время, вот Карамзин пишет: «Однажды я наделал много шуму, прыгая в контрдансах с важными дамами, нарочно ронял их на землю самым неблагопристойным образом». Митрофанова - Карамзин и «неблагопристойных образ» - что-то у меня не сочетается это все в голове, по-моему, он это все преувеличивает. Казанцева - Потому что этот бал, уже конец бала, когда, действительно, возможно все. Ананьев - А я очень хорошо представляю себе платье тех времен: как можно было даму в этом платье уронить?
По-моему, она была самой устойчивой конструкцией вообще, устойчивее рояля. Митрофанова - Ну, всякое, наверное, бывало. Казанцева - Очень разным. Знаете, мне нравится определение гения, что гений каждое последующее поколение, он становится все более и более нужным, все более востребованным, то есть да, современники, они же ценили Пушкина, и музыканты ценили, они вон писали романсы уже при его жизни, но с каждым последующим поколением он становится нам все более и более нужным, и композиторам, в том числе, то есть в XX веке Пушкин не менее актуален, чем в XIX. Ананьев - К шести романсам Георгия Свиридова мы обратимся чуть позже, а пока хочется обратить свое внимание на композитора, с которым Пушкин во времени не пересекся, но вот их творчество оказалось тесно переплетено в истории — Сергей Васильевич Рахманинов, он написал четыре романса и две оперы по произведениям Пушкина и надо отметить еще два нереализованных замысла Рахманинова по произведениям Александра Сергеевича: опера «Борис Годунов» и «Полтава». Почему Пушкин, почему в XX веке выбор падает именно на Пушкина? Казанцева - Сергей Васильевич Пушкина любил и тут, знаете, еще ведь такой интересный момент какой-то генетической связи: Рахманинов, его часто называют наследником Чайковского, а ведь самые, наверное, знаменитые оперы Чайковского — это «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», то есть вот любовь к Пушкину, она переходит в каком-то смысле от Чайковского и к Рахманинову тоже. Опера «Алеко» - это по «Цыганам» Пушкина, это ведь дипломная работа Рахманинова, он заканчивает консерваторию, начинающий композитор, а Рахманинов довольно поздно начал, ну, как поздно: то есть в консерватории он начал, уже студентом, и эту оперу, никто не мог поверить, он написал буквально вот за пару недель, вот никто не мог поверить, что так быстро и так совершенно.
Рахманинов, он, может быть, и поздно начал, но зато он начал в полную силу, у него не было какого-то периода раскачивания или нахождения своего стиля, нащупывания, сразу же, с первых его произведений, с первых тактов — вот это Рахманинов, это его гармония, это его интонации непередаваемые. И тогда Петр Ильич Чайковский такой сделал прощальный подарок, он не знал, конечно, что это прощальный подарок, а он поспособствовал тому, чтобы одноактная опера «Алеко» Рахманинова шла в один вечер с его собственной одноактной оперой «Иолантой» - это последняя опера Чайковского. И вот представьте, что дипломная работа студента идет в Большом театре, в Мариинском театре, конечно, о Рахманинове заговорили, потому что вместе с Чайковским в один вечер - ну это что-то значит, что это за выскочка такой — Рахманинов? Уже хотя бы поэтому слушали его музыку. Ананьев - Можно ли тогда утверждать, что Пушкин так, не зная о том, дал Сергею Рахманинову путевку в жизнь, в мир большой музыки? Казанцева - Да, и не только Рахманинову, сколько прекрасных произведений написано, если перечислять, то получится долгий список, ведь не только романсы, не только оперы и балеты, которые сейчас, может быть, не самые репертуарные, но между прочим, Галина Уланова ведь выступала и в «Бахчисарайском фонтане», и в «Медном всаднике», то есть «Бахчисарайский фонтан» - это балет Асафьева, а «Медный всадник» - это балет Глиэра, уже XX век. Митрофанова - Давайте послушаем сейчас фрагмент «Алеко» из Рахманинова. Юлечка, что это будет за эпизод музыкальный?
Казанцева - Это маленький любовный дуэт, совершенно прекрасный, знаете, такой острый миг счастья, которое очень быстро проходит, ну а чем заканчиваются «Цыгане» мы знаем, то есть вот это тот миг, который мы знаем, чем все закончится. Звучит фрагмент из оперы «Алеко» А. Ананьев - Фрагмент дипломной работы студента Московской консерватории Сергея Рахманинова оперы «Алеко» в «Светлом вечер» на радио «Вера». И вот в этом смысле творчество Сергея Рахманинова во многом пересекается с творчеством Георгия Свиридова, свои знаменитые шесть романсов на слова Александра Сергеевича Пушкина он тоже написал, будучи учащимся последнего курса центрального музыкального техникума, ныне Санкт-Петербургского музыкального училища имени Мусоргского и было ему на тот момент двадцать лет. Вот завершить программу хочется именно Георгием Свиридовым, а вот о нем как раз мы и хотим поговорить с кандидатом искусствоведения, замечательным пианистом, Юлией Казанцевой.
Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, еще при жизни его стали именовать гением. Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки. Серов Имя А.
Пушкина навсегда вошло в историю русской музыки. Его поэмы, драмы и повести, его народные сказки и лирические стихотворения пленили воображение более 1000 композиторов.
Томская областная государственная филармония 108 подписчиков Подписаться Пушкин входит в нашу жизнь еще до того, как мы узнаем, что Пушкин — это Пушкин, что Он — первый поэт России, «наше все», «солнце русской поэзии».
Он входит к нам как Кот Ученый, который рассказывает сказки про удивительную страну Лукоморье… Для кого-то Он, прежде всего, памятник — место свиданий и прогулок. Для современных молодых нашей страны, Он — имя банковской карты, которая открывает дверь в мировую культуру. Для обладателей «Пушкинских карт» и для всех, кто любит Пушкина в стихах и прозе — концерт «Пушкин в музыке».
Пушкин, создавший в стихах энциклопедию нашей жизни, не обошел стороной и музыку. Недаром на Его стихи написано более 400 романсов.
Первый — «Пушкин в Михайловском» - ретроспектива музыкальных произведений, связанных с поэтом и его временем. Второй - романсы на стихотворения Александра Сергеевича - камерный концерт в сопровождении фортепиано. Третий — «Пушкин в опере» - арии и дуэты из известных оперных постановок», - Иван Павлов, корреспондент. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» открыла заключительный концерт фестиваля. Её автор Михаил Глинка в русской музыке занимает место, сравнимое с Пушкиным в русской литературе - все последующие композиторы считали его своим учителем.
А в этих местах, во время ссылки в Михайловском, Пушкин написал более ста произведений, которые потом стали основой для известных опер - прежде всего «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина». У меня было много дебютов, вчера было исполнение из «Руслана и Людмилы».