Когда Людовика XV не стало, Мария-Антуанетта поспешила отправить Жанну с глаз долой. 76-й Каннский кинофестиваль открывает картина «Жанна Дюбарри», в которой Джонни Депп сыграл роль Людовика XV. Французская кинокомпания Why Not Productions 11 августа распространила первый промокадр будущей исторической драмы «Жанна Дюбарри». Если обрисовать жизнь Жанны Дюбарри, о которой известно не так много, как хотелось бы, то обнаруживается спорное происхождение, незавидное детство, юность куртизанки, брак с графом Гийомом Дюбарри, а затем статус официальной фаворитки Людовика XV.
Дворец Версаль — Апартаменты фавориток Людовика XV
Главным упущением картины становится скомканная и, пожалуй, неоправданно урезанная концовка, в которой о дальнейшей судьбе Жанны после изгнания мы узнаем из закадрового голоса. В финальной сцене нам за пару минут рассказывают о казни Дюбарри на гильотине — ее обвинили в предательстве, совершенном в начале Французской революции. Тогда королевская фаворитка произнесла фразу, которая впоследствии стала культовой: «Еще минуточку, господин палач! Майвенн решила снять линейное и понятное кино, в котором не оказалось дополнительных смыслов и подтекстов. И хоть автор коснулась темы социального неравенства — проблем потребительского отношения к женщинам и расизма — по итогу мы получили вполне типичное историческое костюмированное кино. Картине не хватает рефлексии и выводов, а сценарий Майвенн кажется неплохим эпизодом для стримингового мини-сериала, где продолжение будет в следующей серии. Но, как известно, второй части у фильма не будет. И, наверное, оно к лучшему. Резюмируя, стоит сказать, что мультиинструменталист Майвенн справилась из трех задач на ура только с одной — с актерской. К сожалению, ни с феминистической, ни с социальной стороны ее кино не подарило индустрии ничего нового.
Сатиры над давно ушедшей элитарной эпохой в нем нет, переосмысления биографии Дюбарри тоже.
До нашего времени сохранились несколько портретов Жанны Бекю уже в зрелые годы, однако и при взгляде на них кажется, что на изображении — прекрасная и невинная красавица. Франсуа-Юбер Друэ «Портрет Мадам Дюбарри» Учёба и знакомство с Дюбарри После того, как мать отправила Жанну на обучение в монастырь Сент-Оре, расположенный в центре Парижа, девушка осваивает философию, учится вести домашнюю бухгалтерию, показывает успехи в танцах и знании этикета. В дальнейшем девушка устраивается помощницей к парикмахеру мсье Ламету.
Он с первого взгляда был очарован прелестницей, однако его мать не одобрила связь с безродной Бекю. Итогом стал разрыв отношений, от которых у Жанны родилась дочь Бетси. Под опеку малышку взял дядя Жанны, однако она сама никогда не забывала о дочери. Преданная возлюбленным, Жанна Бекю не отчаялась.
Напротив, она стала осознавать, насколько сильно её чары действуют на мужчин. Её красота и отсутствие каких-либо моральных принципов привели Жанну к знаменитому своднику Жану Дюбарри. Элизабет Виже-Лебрен «Дюбарри» Тот славился как известный интриган, что обучал привлекательных девушек любовным премудростям, а затем знакомил их с влиятельными мужчинами. Увидев Жанну, он понял, что она стоит многих его подопечных.
С появлением Жанны салон Дюбарри приобретает небывалую популярность, а вскоре же во всём Париже начинают говорить о некой прекрасной особе среди девиц сводника.
Ее религиозность не была показной, она проявлялась через бесчисленные акты благотворительности, совершаемые ею в отношении нуждавшихся и преследуемых. Религия научила ее смирению, покорности воле Божией, и никогда, даже на самой вершине своего успеха, Жанна не проявляла и тени высокомерия. Не известно ни единого случая, чтобы графиня устыдилась низкого происхождения своих близких, напротив, всегда привечала их и оказывала им всяческую помощь. Даже враги фаворитки признавали ее доброту и незлобивость.
Незыблемо укоренившиеся в ее душе христианские ценности помогли Жанне выработать железную выдержку, непринужденность и тонкость обхождения, покорившие наиболее взыскательный королевский двор Европы и снискавшие ей такой успех в Версале. Что касается светского образования, то пансионерок учили правописанию, чтению, счету, истории, ведению хозяйства, рисованию и музыке. Монастырь привил Жанне любовь к чтению, которая не оставляла ее до последних дней. Показательно, что любимым автором мадам Дюбарри был Шекспир, хотя в библиотеке ее замка Лувесьен рядом с серьезными трудами по истории и литературе соседствовали эротические сочинения. Она будто бы была знакома и с античными авторами, но сомнительно, что ее увлекало чтение произведений Цицерона или Демосфена, как то утверждали некоторые историки.
У девочки выработался изящный почерк, пожалуй, слишком уж убористый; орфография и грамматика, хотя и не идеальные, были, по мнению историков, ничуть не хуже, чем у дам, выступавших в роли хозяек литературных салонов и покровительниц искусств. Как и все они, Жанна вполне сносно освоила мастерство владения пером. Ее письма, уснащенные витиеватыми литературными оборотами, свойственными изысканной учтивости восемнадцатого века, всегда исполнены достоинства. Что же касается рисования и пения, именно рисование воспитало у будущей фаворитки безупречный вкус и стремление покровительствовать искусствам. Даже в горькую годину своего изгнания она не прекращала выплачивать стипендии слушателям школы рисования.
Никаких достоверных данных о пребывании Жанны в монастыре не имеется, ибо вся документация обители была утрачена. Предположение, что обучение в монастыре не оставило у нее приятных воспоминаний, основано на том, что впоследствии при всей своей обширной благотворительной деятельности она ничего не принесла в дар общине Св. Клеветники, тщившиеся всячески опорочить графиню, пытались распускать слухи, что она была с позором изгнана из монастыря, поскольку приносила туда книги непристойного содержания. Историки считают эти утверждения маловероятными. Во всяком случае, за девять лет обучения девушка вполне усвоила основы воспитания барышни из буржуазной семьи.
В возрасте пятнадцати лет Жанна покидает монастырь и возвращается к матери, все еще продолжавшей трудиться на кухне мадам Франчески, любовницы господина Бийяр-Дюмусо. Вполне возможно, что причина преждевременного ухода была более прозаичной: просто щедрый покровитель прекратил вносить плату за обучение девушки. Вполне возможно, что он сделал это по настоянию любовницы. Франческе нравилось возиться с очаровательной живой куклой, когда та была несмышленой малышкой. Теперь Жанна превратилась в ослепительную красавицу.
Тут следует сказать, что природа наделила ее к тому большим преимуществом. Известно, что понятие красоты чрезвычайно варьируется в различных эпохах, у различных народов и в различных социальных слоях. Немаловажную роль играло и то, что при тогдашнем неважном состоянии гигиены у людей весьма прискорбно обстояли дела с наличием зубов: лишь немногие могли похвастаться даже в молодости здоровыми зубами. Ну а в преклонном возрасте их сохраняли буквально единицы именно этой причиной историки объясняют факт, почему на портретах той поры художники столь редко изображали улыбающихся людей. Однако крепкое здоровье Жанны позволило ей надолго сохранить ровные зубы.
Вот как описывал ее в своих «Воспоминаниях» принц де Линь [5] , познакомившийся с ней немного позднее: «Росту она была высокого, сложения превосходного, восхитительная блондинка, чистый лоб, красивые глаза и равным образом чудесные ресницы, прелестный овал лица с крошечными родинками на щеке, придающими ей несравненную пикантность; ротик с игривой улыбкой, изумительная кожа, грудь, совершенство коей удерживало от искушения прибегать к каким-либо сравнениям». Красота же Франчески увядала, а потому она отчаянно боялась появления в доме юной соперницы. Хозяйка начала придираться к матери девушки, тем более что та явно была не без греха. Во-первых, ей поставили в вину частые посещения брата Анжа если кто-то запамятовал — предполагаемого отца Жанны , невзирая на уверения мадам Рансон, что монах навещает ее исключительно на предмет душеспасительных бесед. Во-вторых, как и любая нечистая на руку прислуга, повариха не упускала случая слегка надуть хозяйку при закупке провизии.
Франческе удалось добиться от любовника увольнения плутоватой служанки, и перед семейством Бекю встал сложный вопрос: каким образом устраивать судьбу прекрасной Жанны? В людях На семейном совете с участием сестры и братьев «прекрасная Елена» предложила отдать племянницу в обучение парикмахерскому мастерству к молодому, но подающему большие надежды «тупейному художнику» по фамилии Ламец. Его услугами пользовалась хозяйка Элен, и он как раз подыскивал себе ученицу. Перспективы этой профессии выглядели чрезвычайно заманчиво: по окончании обучения девушка сможет с полным правом посещать дома знатных дам, соприкасаться с их частной жизнью, возможно, стать поверенной в их тайнах, и, даст Бог, ей повезет обрести себе богатого покровителя. В то время считалось непреложной истиной, что привлекательные девушки из бедных семей самой судьбой предназначены для ублажения богатых господ.
Итак, в декабре 1758 года Жанна поселилась в квартире парикмахера и своей красотой внесла вклад в процветание его дела, ибо число клиентов значительно возросло. Естественно, Ламец по уши влюбился в свою пленительную ученицу и не жалел денег на ее содержание. Жанна наряжалась по последней моде, посещение балов перемежалось визитами в театры. В конце концов, мастер парикмахерского дела разорился и был вынужден бежать от преследования кредиторов за границу, где его профессиональные таланты определенно не позволили ему умереть с голоду. Жанна вернулась в отчий дом, но история с влюбленным куафером на этом не закончилась.
В дом, где проживала семья Рансон, 17 апреля 1759 года заявилась мать Ламеца, обуреваемая гневом в отношении девицы, растранжирившей средства ее дражайшего сыночка. Поскольку сама Жанна отсутствовала, незваная гостья со всей своей яростью напустилась на ее мать. Она обозвала ее «растлительницей молодых людей, сводницей, распутницей» и обвинила в том, что ее «дочь-проститутка промотала все денежки ненаглядного сыночка». Попытки мадам Рансон урезонить взбешенную вдову не имели успеха, и она выставила эту мегеру за дверь. Вопли выведенной из себя женщины разнеслись по всему дому; мать Ламеца и не думала успокаиваться, а заняла позицию в лавочке торговца фруктами напротив, время от времени во все горло выкрикивая оскорбления в адрес мадам Рансон.
Наконец, появилась сама виновница бурного проявления чувств пришелицы. Мадам Ламец подобно фурии вылетела из лавочки, вцепилась ей в руку и осыпала проклятиями эту «распутницу, проститутку, плутовку», угрожая отправить ее в больницу для падших женщин, страдающих дурной болезнью. Невозмутимость, столь восхищавшая придворных в Версале, уже тогда не изменяла Жанне: девушка попыталась успокоить возмущенную даму, но не преуспев в этом, ровно тем же спокойным шагом проследовала к себе домой. Мадам Ламец не успокоилась и всю вторую половину дня провела в лавочке напротив дома, время от времени выскакивая на улицу и во всеуслышание изливая свой гнев на эту «растлительницу молодежи, сводню». Обеспокоенные перспективой потери репутации, сего единственного капитала бедняков, и по наущению мужа мадам Рансон в сопровождении дочери направилась к комиссару квартала и подала жалобу на мадам Ламец за клевету.
Тронутый невинным видом и красотой юной Жанны, представитель власти счел возмущение оскорбленных просительниц обоснованным. Эта бумага до сих пор хранится в архивах парижской полиции, но неизвестно, был ли дан ей какой-то ход. Вполне возможно, что некоторые последствия сожительства с Ламецем все-таки были. Хотя историки единодушно утверждают, что мадам Дюбарри не имела детей, существует подозрение, что появившаяся на свет в 1759 году девочка, зарегистрированная как дочь дяди Жанны Николя Бекю, Мари-Жозефин, на самом деле была рождена Жанной. Во всяком случае, именно к этой, лишь одной из всех своих многочисленных кузин, будущая графиня Дюбарри всю свою жизнь питала особенно глубокую привязанность.
Лет десять-двенадцать спустя, когда Жанна стала фавориткой короля, мадам Рансон, невзирая на своей положение замужней дамы, переехала жить в монастырь, который посещали знатные дамы. Там она была известна под аристократической фамилией мадам де Монтрабе. Вместе с ней там проживала и получала образование ее племянница, та самая Мари-Жозефин. Когда после всех жизненных перипетий мадам Дюбарри воцарилась в замке Лувесьен, Мари-Жозефин постоянно гостила там. В 1781 году девушка сочеталась браком с маркизом Полем де Буазессоном, майором драгунского полка принца Конде, намного старше ее, и в связи с замужеством получила от графини большое приданое.
Даже после переезда к мужу на случай ее посещения в Лувесьене всегда были подготовлены комнаты. К тому же, внешностью она чрезвычайно походила на Жанну. Однако, ввиду полного отсутствия каких-либо подтверждающих документов, это предположение не получило широкого распространения. После скандала не могло быть и речи о возвращении Жанны к ремеслу парикмахерши, но приобретенные навыки вполне могли пригодиться для хорошей камеристки. В качестве таковой мадмуазель де Вобернье в конце 1759 года поступает в услужение к пожилой богатой вдове откупщика мадам де Лагард, проживавшей в замке Курнёв близ Парижа.
Это было настоящее средневековое строение с четырьмя башнями, расположенное в лесу, окруженное двойным рвом, наполненным водой, с подъемным мостом. Почти годичное пребывание в замке стало важным этапом в усвоении девушкой светских манер, умения держаться среди представителей знати, а также постижения всех тонкостей кокетства и искусства нравиться и обольщать мужчин. Поскольку монастырское образование Жанны явно поднимало ее над уровнем камеристки, она очень быстро была переведена на должность компаньонки старой дамы и завоевала право пользоваться полным доверием своей хозяйки. Мадам де Лагард, невзирая на свой возраст, продолжала вести активную светскую жизнь. В замке не переводились гости, мамашу регулярно навещали два сына, занимавшие видное положение при дворе и женатые на знатных, но непривлекательных дамах.
Образовалось веселое общество с весьма легкими нравами; красота новой компаньонки привлекала в замок молодых людей, которых ранее хозяйке удавалось заманить лишь с трудом. Вдова дарила Жанне свои старые наряды, так что девушка чувствовала себя в этой благородной среде одной из равных. Устраивались балы, организовывались любительские спектакли, чрезвычайно популярные в то время во французском обществе. Эти представления с участием профессиональных актеров, в которые включали и Жанну, опять-таки стали для нее уроками мастерства речи и сокрытия чувств.
Гражданский брак по любви короля и куртизанки кажется на версальском фоне освежающе нормальным. Однако при всех неизбежных вопросах такой кастинг вполне вписывается в «революционную» логику фильма — красивая по современным меркам актриса в каждом кадре спорит со стандартами красоты костюмного жанра.
Понятно, львиную долю внимания отбирает Депп, который в кои-то веки вышел за рамки амплуа злодея или эксцентрика. Американец снимался на неродном французском языке, и, видимо, чтобы не мучить артиста, ему сократили текст до минимума — фраз длиннее пяти-шести слов он не говорит в принципе, а в большинстве сцен просто выразительно играет лицом. Но играет отлично. По-настоящему губит фильм скорее чрезмерное восхищение, даже любование героиней. Посмотрев «Марию-Антуанетту» Софии Копполы 2006 , где Дюбарри играла Азия Ардженто, Майвенн полное имя — Майвенн Ле Беско много лет мечтала снять ее биографию и даже сама — с соавторами — написала сценарий. Далеко не новичок в режиссуре — фильмы «Полисс» и «Мой король» получали в свое время «Сезары» и каннские призы — на «Дюбарри» Майвенн чрезмерно бережет Жанну от внутренних конфликтов.
Боится иной раз ее оставить и отвлечься на побочный сюжет, при этом перегружает действие откровенно лишними сценами, которые не несут иной функции, кроме чисто иллюстративной. В итоге кино кажется более наивным, чем оно есть на самом деле.
Графиня Дюбарри была представлена двору Людовика XV как его официальная фаворитка
Никогда бы не подумал, что кто-то когда-либо пригласит меня, американца до мозга костей, на роль короля Франции. Поэтому, когда я получил это предложение, я, конечно, был заинтригован…» — делится Депп. Напомним, предыдущий фильм с Деппом — «Великий» — вышел 2020 году. До «Жанны Дюбарри» он не снимался из-за судебной тяжбы с бывшей женой Эмбер Херд. Предложение от Майвенн поступило еще до того, как разбирательство было завершено. Джонни прекрасно говорит на французском языке, так как во время брака с Ванессой Паради несколько лет жил во Франции.
Но, чтобы добиться идеального французского произношения, Деппу пришлось ежедневно заниматься. В рамках подготовки к роли актер также много узнал о своем герое. Например, по королевскому протоколу он был обязан ежедневно произносить речи перед различными группами слушателей, перед каждой — по-разному, но с предельной точностью, без малейших отклонений от написанного текста. Съемки «Жанны Дюбарри» прошли в июле-октябре 2022 года во Франции. Одной из локаций стал дворцово-парковый ансамбль «Версаль» Версальский дворец.
На время съемок его закрывали для посетителей. Остальная часть производства базировалась в Париже.
Из забавного арапчонка, веселившего своими проказами короля, он вырос в безобразного шестнадцатилетнего юношу, сумевшего вызвать к себе ненависть поголовно у всех слуг. Он не признавал никаких указаний и заносчиво напоминал всем о подписанной покойным королем грамоте, назначавшей его управляющим Лувесьена. Адвокаты и слуги советовали графине уволить Замора, даже если выплата ему некоторой пенсии обошлась бы дороже его содержания в замке. Но у сердобольной Жанны недоставало духа выбросить на улицу туземца, у которого не было ни одной родной души во всем королевстве.
Юноша приобрел столь отталкивающую внешность, что графиня не могла переносить его присутствие в комнате подле себя. Надутый и одинокий, он слонялся по замку, переругиваясь со слугами и накапливая злобу на весь мир. Для оплаты своих покупок и урегулирования наиболее неотложных долгов графиня была вынуждена продать свой особняк в Версале на Парижской улице. Покупателем стал ни кто иной как брат короля граф Прованский. Для того чтобы сделка могла быть оформлена, ей позволили осенью 1776 года провести несколько дней в Лувесьене в период отъезда двора в Фонтенбло. Это еще более усилило ее тоску по любимому жилищу, после возвращения в Сен-Врен этот замок показался ей заброшенным, унылым и слишком деревенским.
Денег от продажи версальского особняка все-таки было недостаточно, ибо граф Прованский не проявил особой щедрости в отношении бывшей фаворитки. Она сначала отказалась, и близкие к графу придворные пытались убедить его, что мадам Дюбарри может испытывать чрезвычайную привязанность к этим картинам. Это свидетельствует о том, что, попав в опалу, отставная фаворитка была вынуждена подчиняться капризам королевской семьи. Родня графини также столкнулась с финансовыми трудностями. Прощелыга вскоре оказался за границей на мели, к тому же он попытался обеспечить своего сына, который после изгнания от двора остался буквально без гроша. Жан-Батист решил продать графу Прованскому свое графство Иль-Журден за девятьсот тысяч ливров.
Однако брат короля ловко надул Прощелыгу: он не стал выплачивать ему эту сумму целиком, а оформил ее как ежегодную пожизненную ренту от парижской ратуши в сумме двадцать четыре тысячи ливров. Это было достаточно на прожитие, но недостаточно, чтобы содержать еще и Адольфа с молодой красавицей-женой, уже вкусившей от жизни при дворе. Далее Прощелыга обратился за разрешением вернуться в Париж для поправки здоровья и приведения в порядок своих дел. Таковое было дано на том основании, что «сие будет лучше, нежели непристойный спектакль, который Жан-Батист станет представлять, разъезжая по иностранным государствам, то под одним именем, то под другим, играя в карты по крупной и ведя привычный для него образ жизни». В Париже его появление было принято с неодобрением, и Прощелыга уехал в Тулузу. Там он ухитрился жениться на барышне из весьма почтенного семейства Рабоди[59] и стал проявлять большую заботу о поддержании должного облика своего имени.
Что же касается мужа графини, когда Жанна подверглась опале, Гийом был изгнан из Тулузы и возвратился на свои земли в Рокелоре, оставив неоплаченных долгов на 200 000 ливров. Замок Сен-Врен так и не стал домом для графини, хотя она довольно часто появлялась на деревенских праздниках, крестинах, балах или свадьбах. Наиболее примечательным событием стало рождение в семье ее шеф-повара Траншана тройни. Один младенец умер, но мадам Дюбарри стала крестной матерью оставшихся в живых двоих детей. Чрезвычайно неприятное происшествие заставило графиню возненавидеть замок Сен-Врен. Как-то в воскресенье, когда она находилась в комнате одна, в замок забрели трое подвыпивших бродяг.
Слуги отсутствовали, и незваные гости с угрозами потребовали у графини ее драгоценности. Однако у перепуганной насмерть женщины хватило духа дать им отпор. Пьяные пришельцы ретировались, но графиня не на шутку струхнула. Морепа, ставший первым министром после смерти Людовика ХV, — невзирая на то, что Мария-Антуанетта пыталась заставить мужа вернуть своего старого друга герцога де Шуазёля, — счел, что мадам Дюбарри достойна предоставления ей полной свободы. Ему удалось убедить Людовика ХVI, что ее поведение, соблюдение молчания и покорность повелению короля заслуживают помилования. Король был вынужден признать, что бедная женщина не несет никакой вины за появление бульварных книжонок клеветнического характера, которые не переставали всплывать в Париже, типа сочинения Пиданса де Маробера «Истории о графине Дюбарри», напечатанного в Лондоне.
Его содержание оказалось столь непристойным, что министр королевского двора отдал распоряжение скупать все экземпляры вредоносного издания; естественно, это никоим образом не помешало их оживленной продаже из-под полы. Милость Людовика ХVI простерлась настолько далеко, что он сохранил за графиней пожизненную ренту от парижской ратуши в размере ста пяти тысяч ливров в год, поступления от торговых рядов в Нанте напомним, что они давали ежегодный доход в сорок тысяч ливров , а также право пользоваться поместьем Лувесьен и собранием произведений искусства в нем. Помимо этого ей оставили все личное имущество и драгоценности. Считалось, что их у нее набралось на сумму около двух миллионов ливров.
Из забавного арапчонка, веселившего своими проказами короля, он вырос в безобразного шестнадцатилетнего юношу, сумевшего вызвать к себе ненависть поголовно у всех слуг. Он не признавал никаких указаний и заносчиво напоминал всем о подписанной покойным королем грамоте, назначавшей его управляющим Лувесьена. Адвокаты и слуги советовали графине уволить Замора, даже если выплата ему некоторой пенсии обошлась бы дороже его содержания в замке. Но у сердобольной Жанны недоставало духа выбросить на улицу туземца, у которого не было ни одной родной души во всем королевстве. Юноша приобрел столь отталкивающую внешность, что графиня не могла переносить его присутствие в комнате подле себя.
Надутый и одинокий, он слонялся по замку, переругиваясь со слугами и накапливая злобу на весь мир. Для оплаты своих покупок и урегулирования наиболее неотложных долгов графиня была вынуждена продать свой особняк в Версале на Парижской улице. Покупателем стал ни кто иной как брат короля граф Прованский. Для того чтобы сделка могла быть оформлена, ей позволили осенью 1776 года провести несколько дней в Лувесьене в период отъезда двора в Фонтенбло. Это еще более усилило ее тоску по любимому жилищу, после возвращения в Сен-Врен этот замок показался ей заброшенным, унылым и слишком деревенским. Денег от продажи версальского особняка все-таки было недостаточно, ибо граф Прованский не проявил особой щедрости в отношении бывшей фаворитки. Она сначала отказалась, и близкие к графу придворные пытались убедить его, что мадам Дюбарри может испытывать чрезвычайную привязанность к этим картинам. Это свидетельствует о том, что, попав в опалу, отставная фаворитка была вынуждена подчиняться капризам королевской семьи. Родня графини также столкнулась с финансовыми трудностями.
Прощелыга вскоре оказался за границей на мели, к тому же он попытался обеспечить своего сына, который после изгнания от двора остался буквально без гроша. Жан-Батист решил продать графу Прованскому свое графство Иль-Журден за девятьсот тысяч ливров. Однако брат короля ловко надул Прощелыгу: он не стал выплачивать ему эту сумму целиком, а оформил ее как ежегодную пожизненную ренту от парижской ратуши в сумме двадцать четыре тысячи ливров. Это было достаточно на прожитие, но недостаточно, чтобы содержать еще и Адольфа с молодой красавицей-женой, уже вкусившей от жизни при дворе. Далее Прощелыга обратился за разрешением вернуться в Париж для поправки здоровья и приведения в порядок своих дел. Таковое было дано на том основании, что «сие будет лучше, нежели непристойный спектакль, который Жан-Батист станет представлять, разъезжая по иностранным государствам, то под одним именем, то под другим, играя в карты по крупной и ведя привычный для него образ жизни». В Париже его появление было принято с неодобрением, и Прощелыга уехал в Тулузу. Там он ухитрился жениться на барышне из весьма почтенного семейства Рабоди[59] и стал проявлять большую заботу о поддержании должного облика своего имени. Что же касается мужа графини, когда Жанна подверглась опале, Гийом был изгнан из Тулузы и возвратился на свои земли в Рокелоре, оставив неоплаченных долгов на 200 000 ливров.
Замок Сен-Врен так и не стал домом для графини, хотя она довольно часто появлялась на деревенских праздниках, крестинах, балах или свадьбах. Наиболее примечательным событием стало рождение в семье ее шеф-повара Траншана тройни. Один младенец умер, но мадам Дюбарри стала крестной матерью оставшихся в живых двоих детей. Чрезвычайно неприятное происшествие заставило графиню возненавидеть замок Сен-Врен. Как-то в воскресенье, когда она находилась в комнате одна, в замок забрели трое подвыпивших бродяг. Слуги отсутствовали, и незваные гости с угрозами потребовали у графини ее драгоценности. Однако у перепуганной насмерть женщины хватило духа дать им отпор. Пьяные пришельцы ретировались, но графиня не на шутку струхнула. Морепа, ставший первым министром после смерти Людовика ХV, — невзирая на то, что Мария-Антуанетта пыталась заставить мужа вернуть своего старого друга герцога де Шуазёля, — счел, что мадам Дюбарри достойна предоставления ей полной свободы.
Ему удалось убедить Людовика ХVI, что ее поведение, соблюдение молчания и покорность повелению короля заслуживают помилования. Король был вынужден признать, что бедная женщина не несет никакой вины за появление бульварных книжонок клеветнического характера, которые не переставали всплывать в Париже, типа сочинения Пиданса де Маробера «Истории о графине Дюбарри», напечатанного в Лондоне. Его содержание оказалось столь непристойным, что министр королевского двора отдал распоряжение скупать все экземпляры вредоносного издания; естественно, это никоим образом не помешало их оживленной продаже из-под полы. Милость Людовика ХVI простерлась настолько далеко, что он сохранил за графиней пожизненную ренту от парижской ратуши в размере ста пяти тысяч ливров в год, поступления от торговых рядов в Нанте напомним, что они давали ежегодный доход в сорок тысяч ливров , а также право пользоваться поместьем Лувесьен и собранием произведений искусства в нем. Помимо этого ей оставили все личное имущество и драгоценности. Считалось, что их у нее набралось на сумму около двух миллионов ливров.
Напротив — такой участи для себя не пожелал бы никто. Что же открывает нам жизнь прекрасной Жанны? И какие жуткие слова вошли в историю как её последняя фраза? Она была незаконнорожденным ребёнком Анны Бекю и сборщика податей Гомара де Вобернье. Впрочем, эту информацию точной назвать нельзя, так как ходили слухи, будто отцом девочки был монах Вобернье, что познакомился со швеёй Бекю. Вместе с маленькой дочерью, которой едва исполнилось шесть лет, Анна Бекю переехала в Париж, где поступила на работу в дом армейского казначея, устроившись поваром. Маленькой Жанной заинтересовалась любовница хозяина, которая обучила девочку танцам, искусству подбирать наряды и делать изысканные причёски. Стоит отметить, что облик у девочки действительно был ангельский. До нашего времени сохранились несколько портретов Жанны Бекю уже в зрелые годы, однако и при взгляде на них кажется, что на изображении — прекрасная и невинная красавица. Франсуа-Юбер Друэ «Портрет Мадам Дюбарри» Учёба и знакомство с Дюбарри После того, как мать отправила Жанну на обучение в монастырь Сент-Оре, расположенный в центре Парижа, девушка осваивает философию, учится вести домашнюю бухгалтерию, показывает успехи в танцах и знании этикета. В дальнейшем девушка устраивается помощницей к парикмахеру мсье Ламету. Он с первого взгляда был очарован прелестницей, однако его мать не одобрила связь с безродной Бекю.
Трейлер «Жанны Дюбарри»: Джонни Депп в роли Людовика XV
Подписка Отписаться можно в любой момент. Эта женщина не имела знатного происхождения, но с ней было вынуждено считаться все высшее общество королевского двора. Манеры мадам Жанны Дюбарри оставляли желать лучшего, она отказывалась одеваться так же, как чванливые придворные дамы. Именно непохожесть на других и сделала эту женщину фавориткой, обожаемой Людовиком XV.
Мадам Дюбарри. Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён, 1781 год. Фото: ru.
Будущая фаворитка короля была низкого происхождения. Ее мать, кухарка Анна Бекю, имела миловидную внешность, поэтому у нее не было недостатка в покровителях. Анна сумела устроить дочь на воспитание в монастырь Сент-Оре, после чего уже повзрослевшая Мари Жанна получила место в качестве модистки в ателье Лабилля.
Auguste de Creuse, 1838 год. Красивой девушке не очень-то хотелось работать. Она больше хохотала и строила глазки посетителям, благосклонно принимая от них презенты.
Владелец ателье прощал Жанне чрезмерную болтливость, т. На хорошенькую модистку обратил внимание Жан Дюбарри, имевший репутацию сводника. При дворе его называли «поставщиком удовoльствий».
Как правило, граф Дюбарри отыскивал юных красавиц, обучал их правильному поведению в обществе и в постельных делах, а затем отправлял к скучающим аристократам за определенное вознаграждение. Фото: pinterest.
Красота же Франчески увядала, а потому она отчаянно боялась появления в доме юной соперницы. Хозяйка начала придираться к матери девушки, тем более что та явно была не без греха. Во-первых, ей поставили в вину частые посещения брата Анжа если кто-то запамятовал — предполагаемого отца Жанны , невзирая на уверения мадам Рансон, что монах навещает ее исключительно на предмет душеспасительных бесед. Во-вторых, как и любая нечистая на руку прислуга, повариха не упускала случая слегка надуть хозяйку при закупке провизии. Франческе удалось добиться от любовника увольнения плутоватой служанки, и перед семейством Бекю встал сложный вопрос: каким образом устраивать судьбу прекрасной Жанны?
В людях На семейном совете с участием сестры и братьев «прекрасная Елена» предложила отдать племянницу в обучение парикмахерскому мастерству к молодому, но подающему большие надежды «тупейному художнику» по фамилии Ламец. Его услугами пользовалась хозяйка Элен, и он как раз подыскивал себе ученицу. Перспективы этой профессии выглядели чрезвычайно заманчиво: по окончании обучения девушка сможет с полным правом посещать дома знатных дам, соприкасаться с их частной жизнью, возможно, стать поверенной в их тайнах, и, даст Бог, ей повезет обрести себе богатого покровителя. В то время считалось непреложной истиной, что привлекательные девушки из бедных семей самой судьбой предназначены для ублажения богатых господ. Итак, в декабре 1758 года Жанна поселилась в квартире парикмахера и своей красотой внесла вклад в процветание его дела, ибо число клиентов значительно возросло. Естественно, Ламец по уши влюбился в свою пленительную ученицу и не жалел денег на ее содержание. Жанна наряжалась по последней моде, посещение балов перемежалось визитами в театры.
В конце концов, мастер парикмахерского дела разорился и был вынужден бежать от преследования кредиторов за границу, где его профессиональные таланты определенно не позволили ему умереть с голоду. Жанна вернулась в отчий дом, но история с влюбленным куафером на этом не закончилась. В дом, где проживала семья Рансон, 17 апреля 1759 года заявилась мать Ламеца, обуреваемая гневом в отношении девицы, растранжирившей средства ее дражайшего сыночка. Поскольку сама Жанна отсутствовала, незваная гостья со всей своей яростью напустилась на ее мать. Она обозвала ее «растлительницей молодых людей, сводницей, распутницей» и обвинила в том, что ее «дочь-проститутка промотала все денежки ненаглядного сыночка». Попытки мадам Рансон урезонить взбешенную вдову не имели успеха, и она выставила эту мегеру за дверь. Вопли выведенной из себя женщины разнеслись по всему дому; мать Ламеца и не думала успокаиваться, а заняла позицию в лавочке торговца фруктами напротив, время от времени во все горло выкрикивая оскорбления в адрес мадам Рансон.
Наконец, появилась сама виновница бурного проявления чувств пришелицы. Мадам Ламец подобно фурии вылетела из лавочки, вцепилась ей в руку и осыпала проклятиями эту «распутницу, проститутку, плутовку», угрожая отправить ее в больницу для падших женщин, страдающих дурной болезнью. Невозмутимость, столь восхищавшая придворных в Версале, уже тогда не изменяла Жанне: девушка попыталась успокоить возмущенную даму, но не преуспев в этом, ровно тем же спокойным шагом проследовала к себе домой. Мадам Ламец не успокоилась и всю вторую половину дня провела в лавочке напротив дома, время от времени выскакивая на улицу и во всеуслышание изливая свой гнев на эту «растлительницу молодежи, сводню». Обеспокоенные перспективой потери репутации, сего единственного капитала бедняков, и по наущению мужа мадам Рансон в сопровождении дочери направилась к комиссару квартала и подала жалобу на мадам Ламец за клевету. Тронутый невинным видом и красотой юной Жанны, представитель власти счел возмущение оскорбленных просительниц обоснованным. Эта бумага до сих пор хранится в архивах парижской полиции, но неизвестно, был ли дан ей какой-то ход.
Вполне возможно, что некоторые последствия сожительства с Ламецем все-таки были. Хотя историки единодушно утверждают, что мадам Дюбарри не имела детей, существует подозрение, что появившаяся на свет в 1759 году девочка, зарегистрированная как дочь дяди Жанны Николя Бекю, Мари-Жозефин, на самом деле была рождена Жанной. Во всяком случае, именно к этой, лишь одной из всех своих многочисленных кузин, будущая графиня Дюбарри всю свою жизнь питала особенно глубокую привязанность. Лет десять-двенадцать спустя, когда Жанна стала фавориткой короля, мадам Рансон, невзирая на своей положение замужней дамы, переехала жить в монастырь, который посещали знатные дамы. Там она была известна под аристократической фамилией мадам де Монтрабе. Вместе с ней там проживала и получала образование ее племянница, та самая Мари-Жозефин. Когда после всех жизненных перипетий мадам Дюбарри воцарилась в замке Лувесьен, Мари-Жозефин постоянно гостила там.
В 1781 году девушка сочеталась браком с маркизом Полем де Буазессоном, майором драгунского полка принца Конде, намного старше ее, и в связи с замужеством получила от графини большое приданое. Даже после переезда к мужу на случай ее посещения в Лувесьене всегда были подготовлены комнаты. К тому же, внешностью она чрезвычайно походила на Жанну. Однако, ввиду полного отсутствия каких-либо подтверждающих документов, это предположение не получило широкого распространения. После скандала не могло быть и речи о возвращении Жанны к ремеслу парикмахерши, но приобретенные навыки вполне могли пригодиться для хорошей камеристки. В качестве таковой мадмуазель де Вобернье в конце 1759 года поступает в услужение к пожилой богатой вдове откупщика мадам де Лагард, проживавшей в замке Курнёв близ Парижа. Это было настоящее средневековое строение с четырьмя башнями, расположенное в лесу, окруженное двойным рвом, наполненным водой, с подъемным мостом.
Почти годичное пребывание в замке стало важным этапом в усвоении девушкой светских манер, умения держаться среди представителей знати, а также постижения всех тонкостей кокетства и искусства нравиться и обольщать мужчин. Поскольку монастырское образование Жанны явно поднимало ее над уровнем камеристки, она очень быстро была переведена на должность компаньонки старой дамы и завоевала право пользоваться полным доверием своей хозяйки. Мадам де Лагард, невзирая на свой возраст, продолжала вести активную светскую жизнь. В замке не переводились гости, мамашу регулярно навещали два сына, занимавшие видное положение при дворе и женатые на знатных, но непривлекательных дамах. Образовалось веселое общество с весьма легкими нравами; красота новой компаньонки привлекала в замок молодых людей, которых ранее хозяйке удавалось заманить лишь с трудом. Вдова дарила Жанне свои старые наряды, так что девушка чувствовала себя в этой благородной среде одной из равных. Устраивались балы, организовывались любительские спектакли, чрезвычайно популярные в то время во французском обществе.
Эти представления с участием профессиональных актеров, в которые включали и Жанну, опять-таки стали для нее уроками мастерства речи и сокрытия чувств. Она получила там и другие уроки — как правило, все кавалеры немедленно изъявляли готовность посвятить очаровательную девицу во все тайны искусства любви. Жанна сохранила воспоминания о пребывании в замке Курнёв как об одном из самых счастливых периодов своей жизни. По-видимому, именно здесь и возникла у нее непреодолимая тяга к беззаботной, полной развлечений жизни в роскошной обстановке. Вскоре красота Жанны в очередной раз стала для нее источником неприятностей. В первую очередь быстрого возвышения до положения компаньонки ей не простила прочая прислуга, которая принялась шпионить за ней, причем не гнушалась сдабривать свои доносы изрядной долей самой беззастенчивой клеветы. Утверждали, что девица спит с обоими сыновьями хозяйки и ворует деньги у мужчин.
Ситуация еще более осложнилась, когда в замок прибыла графиня де Сент-Ампир, жена одного из сыновей, дама с ярко выраженными лесбийскими наклонностями [6]. Она немедленно воспылала страстью к Жанне, даже не прилагая особых трудов скрыть это чувство, и стала принуждать ее к сожительству. Вполне нормальная девушка, имевшая в ту пору еще весьма смутное представление о подобных отклонениях, была вынуждена пожаловаться мадам де Лагард. Ошеломленная дама в начале 1761 года предпочла расстаться с красавицей, столь осложнявшей безмятежную жизнь в замке. К тому времени слава о красоте Жанны потихоньку расползлась по Парижу, и девушка без особых трудностей была принята ученицей продавщицы в один из наиболее известных парижских магазинов модных товаров под вывеской «А ля туалет». Мадмуазель де Вобернье вновь оказалась в том зажиточном квартале финансистов, в котором и проживала со времени прибытия в Париж. Ее благодетель Бийяр-Дюмусо был типичным представителем денежных дельцов, которые задавали тон жизни в Париже, так что мадам Дюбарри попала в юности в тот же самый мир, из которого вышла маркиза де Помпадур.
Правда, будущая маркиза родилась в этом окружении и вышла в нем замуж, а Жанна проникла туда с черного хода для прислуги. Тем не менее этого оказалось достаточно для того, чтобы усвоить образ жизни этого мирка. Историки считают, что неслучайно две последние, вошедшие в легенду любовницы Людовика ХV были взращены в мире финансов. В то время в нем было сосредоточено все лучшее, что можно было найти во Франции. ХVIII век ошибочно считают веком аристократии — на самом деле королевство уже жило в веке финансовой буржуазии. Погрязшее в долгах, тормозящее промышленное и политическое развитие королевства дворянство, само того не осознавая, фактически представляло собой самый настоящий пережиток прошлого. После Регентства настоящими хозяевами Парижа становятся денежные мешки.
По их заказам строятся самые красивые частные особняки, в которых их жены держат наиболее известные салоны столицы. Там встречаются лучшие умы века Просвещения и деятели искусства. Именно наиболее талантливым архитекторам, художникам и скульпторам финансисты заказывают постройку и отделку своих особняков, именно к ним переходит аристократическая традиция меценатства, поддержки искусства и литературы. Эти выскочки быстро перенимают манеры угасающего дворянства, их вкус и тяга к изящному зачастую превосходят те, которыми обладают живущие рядом вельможи. Она пришла после ряда романтических приключений в кабак, где и осталась, всегда довольная, смешливая и готовая любить». Жанна с удовольствием принялась за работу в магазине. Задача была не из легких — угождение переменчивым вкусам взыскательных и зачастую неимоверно капризных покупательниц требовало недюжинного терпения и тонкого знания женской психологии.
Однако девушке нравилось погружать руки в лионский шелк, бархат и атлас, драгоценные алансонские, валансьенские и брюссельские кружева, копаться в пестрых лентах, замысловатых отделках, подбирать пуговицы [7] , изготовители которых из кожи вон лезли, чтобы превзойти друг друга в изобретательности. Как ласкали ее взор все эти столь милые женскому сердцу вещи! Магазин посещали знатные дамы со своими кавалерами, придворные, франты, искатели любовных приключений, офицеры, известные актрисы, певицы и танцовщицы.
Но кое-что интересное в ней всё же есть. Главное — конечно, Джонни Депп, вернувшийся на большой экран после длительного перерыва. Девушка вырастает и оказывается заложницей графа Дюбарри Мельвиль Пупо. Он делает себе целое состояние, предлагая Жанну в роли куртизанки вышепоставленным лицам. В конце концов Жанну представляют королю Людовику XV Джонни Депп , который влюбляется в неё с первого взгляда и попадает под влияние простолюдинки.
Король делает её графиней Дюбарри, чтобы представить её двору.
После того, как девушка стала знатной дамой, она откорректировала свою родословную. В какой семье родилась Мать будущей фаворитки Анна Бекю зарабатывала на жизнь шитьем. Не будучи в браке, 19 августа 1743 года Анна, проживающая в тот момент в маленьком городке Вокулер, родила дочь, которую назвала Мари Жанна. Любовников у Анны было предостаточно, сказать с точностью, кто из них стал отцом девочки невозможно. Сама Анна считала, что родила дочь от францисканского монаха, собирающего подати — Жана Батиста де Вобернье. Полученное образование в монастыре Сен-Ора Когда дочери исполнилось 4 года, Анна решила перебраться в Париж. Бекю удалось устроиться поваром в дом любовницы графа Биллара-Дюмонсо — Франчески.
Маленькая Жанна стала любимицей хозяйки. Франческа учила девочку танцевать, покупала ей красивые наряды, называя ангелом. Много позже Жанна взяла себе псевдоним Ланж, переводимый как ангел. Беспечное существование в доме Франчески продлилось недолго. Через два года Анна нашла себе мужа. Избранником Бекю стал обеспеченный горожанин Николя Рансон, разбогатевший на поставках провианта для армии. Жанну, за обучение которой согласился платить отчим, отправили в бенедектинский монастырь Сент-Оре. В монастыре девочки наряду с религиозным воспитанием получали и светское образование.
Монахини научили будущую фаворитку читать, писать, считать, рисовать, музицировать, вести домашнее хозяйство. Изучала Жанна и историю, географию, астрономию. С кем у нее были отношения В 15 лет Жанна покинула стены монастыря. Девушке пришлось искать себе жилье и работу. Однако белокурая, голубоглазая красавица быстро поняла, что может избежать тяжелой работы благодаря своей внешности. Как стала любовницей Ламетца и Жан-Батиста Дюбарри Первой жертвой юной красавицы стал молодой парижский парикмахер Ламетц. К нему Жанну устроила тетка, посоветовавшая племяннице выучиться парикмахерскому мастерству, которое откроет ей двери в дома знатных господ. Ламетц не смог устоять перед красотой помощницы, тратя на нее все деньги.
Но связи Ламетца с белокурой помощницей воспротивилась мать парикмахера, изгнав Жанну из дома. Юная прелестница быстро нашла себе пристанище в доме богатой вдовы мадам де ла Гард. Но и здесь Жанна долго не задержалась.
6 интересных фактов о Жанне Дюбарри — последней фаворитке Версаля
Немолодой распутник предположил, что Жанна может понравиться Людовику XV, и пригласил ее на знакомство с королем. Людовик XV и Жанна Дюбарри» на канале «LocksOfEleganceEnsemble» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 3 ноября 2023 года в 8:11, длительностью 00:27:49, на видеохостинге RUTUBE. У Жанны Дюбарри действительно имелся негритёнок-воспитанник, паж Замор, которого она любила, как своё чадо и содержала в небывалой роскоши. До российского проката добрался фильм открытия Каннского фестиваля «Жанна Дюбарри» режиссера Майвенн, которая выбрала Джонни Деппа на роль короля Людовика XV. Людовик XV делает Жанну своей официальной фавориткой, но для женщины это становится новым витком борьбы за существование. Можно представить негодование, когда на смену Помпадур пришла Мари-Жанна Бекю (1743-1793 гг.), бывшая куртизанка жалкого происхождения, выданная Людовиком 15 замуж за графа Дюбарри и представленная в Версале в 1769 году.
Красивое кино без выводов: что не так с «Жанной Дюбарри» с Деппом и Майвенн
На эшафот взойдут Людовик XVI, Мария-Антуанетта — и было непонятно, почему тянет время Жанна Дюбарри. Немолодой распутник предположил, что Жанна может понравиться Людовику XV, и пригласил ее на знакомство с королем. В лидеры российского проката вырвалась «Жанна Дюбарри», фильм открытия Каннского фестиваля, возвращение Джонни Деппа, костюмно-биографическая драма с альбомным уклоном. Положение Жанны усложнилось после свадьбы дофина Людовика с австрийской принцессой Марией-Антуанеттой, которая невзлюбила мадам Дюбарри и поклялась, что не скажет королевской любовнице ни слова.
Королевская чаша — «Жанна Дюбарри» Майвенн
24. Людовик XV и Жанна Дюбарри - YouTube | Вышел российский трейлер фильма «Жанна Дюбарри» с Джонни Деппом. |
Мадам дю Барри: последняя королевская фаворитка Франции. | На эшафот взойдут Людовик XVI, Мария-Антуанетта — и было непонятно, почему тянет время Жанна Дюбарри. |
Обзор Жанна Дюбарри, сюжет: стоит ли смотреть первый фильм Джонни Деппа после скандала | «Жанна Дюбарри» не стал исключением. |
4 причины посмотреть «Жанну Дюбарри». Это первый фильм с Джонни Деппом после скандала | Манеры мадам Жанны Дюбарри оставляли желать лучшего, она отказывалась одеваться так же, как чванливые придворные дамы. |
Опала . Графиня Дюбарри. Интимная история фаворитки Людовика XV | Жанне Дюбарри бороться особо не за что, разве что за признание своего статуса принцессой Марией-Антуанеттой. |
Графиня Дюбарри. Интимная история фаворитки Людовика XV
На второй день мрачный Людовик XV обратил внимание на «невинное дитя» и жестом приказал Жанне следовать за ним в покои. Людовик с удовольствием развлекался с мадам дю Барри и щедро одаривал её, однако ни в коем случае не хранил ей верность. Можно представить негодование, когда на смену Помпадур пришла Мари-Жанна Бекю (1743-1793 гг.), бывшая куртизанка жалкого происхождения, выданная Людовиком 15 замуж за графа Дюбарри и представленная в Версале в 1769 году. Жанна, для проформы выданная замуж за Дюбарри, становится фавориткой монарха, вызывая своим прошлым сложные чувства у придворных и особенно раздражая королевскую семью. Дюбарри и Людовик XV. Дюбарри активно использовала свое положение, правда, в мирных целях – женщина славилась своим добрым нравом и милосердием, а потому многочисленные приближенные Жанны, по тем или причинам впавшие в немилось к королю, обращались к фаворитке Людовика XV за.
Красивое кино без выводов: что не так с «Жанной Дюбарри» с Деппом и Майвенн
Кто такая Жанна Дюбарри? За статусом представленной ко двору фаворитки Людовика XV скрывается довольно много историй, которые стоило бы рассказать. Достоинства: реальный эпизод со страниц истории Франции XVIII века, достойно снятый фильм, вызывает интерес, основан на биографии куртизанки Людовика XV Жанны Дюбарри. Жанна Дюбарри вошла в историю как фаворитка Людовика XV. Жанне Дюбарри пришлось пройти трудный путь от простолюдинки и куртизанки до любимицы самого Людовика XV. Когда Людовика XV не стало, Мария-Антуанетта поспешила отправить Жанну с глаз долой. В прокат выходит фильм французского режиссера Майвенн "Жанна Дюбарри".