лубянка, лубянки, жен. (обл.). Короб или сундук из лубка. Словарь Ефремовой. Лубя́нка — топоним, происходящий от слова «луб» — широко используемого в прошлом материала (гибкой коры, из которой делали лыко, кровлю, мочало и др.). Старые названия улицы Большая Лубянка: Сретенка (XVIII век), Встретенская улица (XVII век), улица Дзержинского (с 1926 года). это станция Московского метрополитена Сокольнической линии, расположенная под Лубянской площадью.
Следы эпохи на Лубянке — Медный бунт, революция и фонтаны
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ЛУБЯНКИ - МК | Вид на Лубянку с другой стороны в 1830-е и в 2012 г.: Более высокое разрешение. |
История Лубянки от «Якоря» до ВЧК | Гуляем по району Лубянка, узнаем, откуда пошло такое название – Лубянка, как этот район Москвы стал местом, где располагаются службы госбезопасности, что было на этом месте до ВЧК, что было на месте п. Смотрите онлайн видео «Лубянка – район чекистов и Chanel No5». |
Кулачные бои и первая публичная казнь: чем известна Лубянская площадь
И после заселения туда ВЧК в народе ходило выражение: «Ну раньше тут был госстрах, а теперь госужас». И также ходило в народе еще одно выражение: «Самое высокое здание в Москве, здание на Лубянке потому что с него Калыму видать». Именно в этом переулке в 1917 году разразились ожесточенные бои между белогвардейцами и красными отрядами. Противники сражались за Московскую коммуникацию потому что станция обеспечивала связью всю Москву. Костел Святого Людовика, Французская церковь в Москве, данное здание построено еще в 1830 годах. Французская община очень активно начала развиваться в России после Французской революции.
А здесь ребята, конечно, показали, что они не зря свой хлеб едят. И действительно отработали, как профессионалы, самые настоящие профессионалы», — комментирует работу спецслужб региональный представитель общественной организации офицеры России в Санкт-Петербурге Владимир Кузьмин. Все это снято на улице Кузнецкий Мост. От этой точки до стрелка напрямую чуть меньше 200 метров. И огонь он вел именно в этом направлении. Полукруглое здание — как раз управление ФСБ. В распоряжении «Известий» есть кадры драматической развязки. Мужчина в объемной куртке, с рюкзаком прячется за колонной и ведет прицельный огонь. В руках у него что-то похожее на Автомат Калашникова или охотничью «Сайгу». Через несколько мгновений все закончено. Позже стало известно имя стрелка — это 39-летний житель Подмосковья Евгений Манюров. В руках у него действительно была охотничья «Сайга», но с удлиненным магазином. По сути, единственная разница с Автоматом Калашникова — отсутствие режима автоматической стрельбы. Оружие мужчина купил в магазине в родном Подольске. И магазины. Вот он магазины все время менял. Выносил мне мозг минут по 40-50 с одним магазином только», — рассказывает продавец. Продавцам Манюров жаловался на то, что один из магазинов, как раз удлиненный, постоянно клинил. Дома у него, во время обысков следователи обнаружили вообще целый арсенал. Это эксклюзивные фотографии — как минимум, две ручные гранаты, гладкоствольное помповое ружье 12 калибра и три охотничьих нарезных карабина на базе Автомата Калашникова. Мама стрелка наотрез отказалась общаться с журналистами.
Короба и сундуки, сделанные из этого материала, как раз называли лубянками. Имя прочно вплелось в местность: кроме площади, его получили прилегающие улицы Большая Лубянка и Малая Лубянка, Лубянский проезд, а позже — и станция метро. Но перенимала площадь и название ближайших ворот Китай-города, которые именовались то Владимирскими, то Сретенскими, то Никольскими последнее укоренилось в нынешней Никольской улице. Дом был доходным: на первом этаже размещались магазины, выше — конторы и съёмные апартаменты — одни из самых дорогих в городе. Но после 1917 года частные страховые организации упразднили, а их имущество национализировали. И здание досталось Всероссийской чрезвычайной комиссии ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Станцию метро, открытую здесь в 1935 году, также назвали «Дзержинской». А в 1958 году в центре площади установили памятник Железному Феликсу. Впрочем, в обиходе площадь сохраняла прежнее название. Его официальное возвращение произошло в 1990 году на закате СССР.
Хотя кто знал, надолго ли… Даже в дни революционных праздников не останавливался набравший обороты маховик репрессий. Это не выходило за пределы среднесуточной нормы Лубянской тюрьмы: от 2 до 20 человек. Когда же наступил последний день этого смертельно страшного года, тюрьма, будто спохватившись о двух дюжинах отпущенных на волю заключенных, тут же поглотила еще 24 человека. В сентябре 1937 года туда была доставлена Мария Александровна Спиридонова. В прошлом боевик, лидер партии левых эсеров — она еще в начале века уничтожила подавлявшего крестьянские восстания в Тамбовской губернии генерала Луженоского Г. За этот теракт царское правительство приговорило ее к повешению, но заменило смертную казнь вечной каторгой. Октябрьская революция 1917 года освободила подпольщицу. Однако в 1918 году Спиридонова — вдохновитель левоэсеровского мятежа и убийства германского посла Мирбаха — опять за решеткой. Потом амнистия ВЦИК и вновь застенок. Всего за годы советской власти ее общий арестантский стаж составил 10 лет тюрьмы и 12 лет ссылки. По углам — вышки с автоматчиками. Предзонник с контрольно-следовой полосой и еще одним ограждением из колючей проволоки. Внутренний глухой забор с колючей проволокой. Это не из фильмов о войне или о фашистских концлагерях. Это Казанская спецпсихбольница читай: тюрьма для диссидентствующих элементов , куда в 1970 году попал Ильин и где провел восемнадцать лет заточения в одиночной камере. Во внутренней охране помимо надзирателей вольнонаемных прапорщиков за больными наблюдают расконвоированные уголовники, отбывающие сроки за тяжкие преступления. Уголовников именуют «санитарами», антисоветчиков — «больными» или просто «дураками». Отдежурив смену, уголовники — все в белых куртках и белых пилотках — смотрят телевизор, жрут отобранную у больных снедь, переданную с воли, играют в волейбол, ходят в школу… Режим у «дураков» жесткий — даже по малой нужде их не всегда выпускают из камер, они мочатся в ботинок и выливают в окно. Бьют безжалостно, стараясь наибольшие повреждения нанести внутренним органам, в особенности почкам и печени. Цель: отправить всякого прибывшего на излечение диссидента с «уткой» по жизни… В таких условиях Ильин пробыл около двух лет, пока не закончили строительство нового корпуса с одиночными камерами. Эта экзекуция, как, впрочем, и все остальные, была не только согласована с тюремной администрацией, но ею же и освящена. Подопытному объясняли, что «тестирование в барокамере» проводится в целях выяснения его психофизических возможностей для работы космонавтом. Орущего благим матом «больного», игнорируя его рост и комплекцию, «санитары» заталкивали в прикроватную тумбочку и, затащив ее на второй этаж, сталкивали вниз. Читайте также: Алмазный фонд Кремля: режим работы 2021 и цена билета, официальный сайт Когда уголовники попытались «тестировать» Ильина, он зубами впился в нос одному из атакующих и не отпустил его до тех пор, пока совсем не откусил. После этого инцидента подготовка Ильина в космонавты пошла по другому плану: настоящие санитары стали превращать ягодицы террориста в решето, вкалывая избыточные дозы аминазина. После подписания соответствующих бумаг последний узник «нутрянки» был отпущен на все четыре стороны. С расстрелом Берии закончился золотой век «нутрянки». К декабрю 1953-го из 570 кроватей в ней были заняты лишь 170, а на 1 января следующего года в Лубянской тюрьме содержались лишь 97 человек. В годы горбачевской перестройки, когда началось движение от развитого социализма к недоразвитой демократии, шесть камер Лубянской тюрьмы, этого атрибута лагерно-социалистической государственности, вслед за высочайшим повелением Политбюро ЦК КПСС были превращены в музей. С декабря 1989 года он открыт для посещения лицами, имеющими допуск к секретным документам… Подвал под старинным зданием на углу Малой Лубянки и Фуркасовского переулка. Какое-то время назад подвал находился в полузаброшенном состоянии, вход был закрыт чисто символически, а внутри жил бомж. Впоследствии подвалами занялись, там началась реконструкция, и сейчас они уже недоступны. Фотографии были сделаны на момент самого начала реконструкции, когда там только провели освещение, и начались работы по расчистке мусора. Лубянка и нечистая сила По народным преданиям, после того, как сломали «Дом ужасов», «лубянские духи» переселились в соседний «Госужас». Хоть и заявляли чекисты, что не верят во всякую чертовщину, а по ночам иногда вздрагивали от доносивших из подвалов стонов. Рассказывают, как «крошка нарком» Николай Ежов, заслышав по ночам подозрительные шорохи, палил из нагана в темные углы своего кабинета. Когда Ежов был арестован, то обнаружили пулевые отверстия в полу и на стенах кабинета. Нарком Генрих Ягода был яростным врагом суеверий и мистического дурмана, но, по слухам, и он боролся с «лубянскими духами», тайком от подчиненных плескал на пол и на стены кабинетов изготовленную самолично отраву. После того как его арестовали в кабинете обнаружили множество разбитых склянок. С генералом Виктором Абакумовым у «лубянской нечистой силы» установились панибратские отношения.
Метро «Лубянка»
К концу ХIХ века Большая Лубянка превращается в улицу страховых кампаний. один из центральных районов Москвы, где находится здание штаб-квартиры ФСБ России. Поставленный во главе Лубянки, Николай Ежов прежде всего разобрался с собственным ведомством. один из центральных районов Москвы, где находится здание штаб-квартиры ФСБ России. 29 марта в Московском метрополитене на станациях "Лубянка" и "Парк культуры" (радиальная) прогремели два взрыва.
Станция метро «Лубянка»
Контора занимала участок по нынешнему адресу дома 3 на улице Мясницкой. Сейчас здесь располагается здание в псевдорусском стиле, построенное в 1895 году для размещения Московской духовной консистории. Здание на ул. В задачи ведомства входило ведение следствия по государственным преступлениям. К ним относились посягательство на императорские жизнь, здоровье или доброе имя, а также совершение бунта или государственной измены. Канцелярия Анны Иоанновны предоставляла собой постоянное учреждение, занимавшееся на профессиональной основе сыском государственных преступников.
В ходе многочисленных процессов тысячи преступников были сосланы в Сибирь или казнены. Такая жестокость к началу правления Петра III уже казалась избыточной. В 1762 году он распорядился уничтожить тайную канцелярию, дабы «неповинных людей от напрасных арестов, а иногда и самых истязаний защитить». Неразрешенные дела передавались на рассмотрение Сенату, при котором для этих целей учреждался новый орган государственной безопасности — Тайная экспедиция. В Петербурге Тайная экспедиция разместилась в Петропавловской крепости, а ее контора в Москве — снова на Лубянке, на том же месте, где находилась ликвидированная контора Канцелярии тайных и розыскных дел!
По данным Следственного комитета, ещё пять человек получили ранения. СК уточняет, что один из пострадавших — гражданское лицо. По информации ведомства, вечером 19 декабря неизвестный мужчина, находясь у здания ФСБ, открыл стрельбу в сторону сотрудников правоохранительных органов. Злоумышленник ликвидирован», — уточняет СК. На месте происшествия работает следственно-оперативная группа. Возбуждено дело по статье 317 УК России «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа». Оно передано для дальнейшего расследования в центральный аппарат ведомства.
Момент стрельбы В ФСБ ранее подчеркнули, что нападавший был один и проникновения в здание ведомства не было. В Росгвардии заявили, что сотрудники ведомства прибыли к месту инцидента и организовали оцепление для безопасности граждан, а также обеспечили эвакуацию прохожих и осмотр территории. Полиция призывала людей уходить По рассказам очевидцев, инцидент начался около 18:00 мск и продлился около часа.
Вид от Лубянского пассажа через площадь в сторону слева на права : дом бывшего Рязанского подворья; боковые стены доходных домов Стахеева на Мясницкой и в Лубянском проезде; храм Гребнеской иконы Божией Матери и водоразборный фонтан; купол Торгового дома чаеторговца Некрасова в Лубянском проезде; доходный дом - т.
И, начиная ещё от Лубянской площади, увидел незабываемую картину. По направлению к Театральной и Воскресенской площадям спешили тысячи народа обоего пола, а в особенности много студентов и учащихся. С высоты от Лубянского пассажа вдаль к Охотному ряду темнела оживлённой массой, может быть, стотысячная толпа. Лица у всех взволнованные, радостные — чувствовался истинный праздник, всех охватило какое-то умиление.
Вот когда сказалось братство и общность настроения. Окунев, "Дневник Москвича 1917-1920" "... Говорят, юнкера отчаянно защищают здание телефона и Кремль Почтамт и телеграф в руках большевиков. Возвращался домой под музыку выстрелов.
Друзья, Виталию нужна помощь! В связи с очень серьезной ситуацией, связанной с его здоровьем к сожалению, неоперабельной онкологией , ему требуются средства на поддерживающую терапию. Мы объявляем распродажу картин! Их стоимость от 3 до 5 тысяч рублей. Вы можете забронировать картину прямо сейчас по номеру 8-909-150-43-66 Елена , используя любой мессенджер.
Стрельба на Лубянке: москвичи несут свечи и цветы к приемной ФСБ
19:11 ФСБ: преступник, открывший стрельбу на лубянке, нейтрализован, его личность устанавливается. свежие новости дня в Москве, России и мире. В Москве перекрыты для машин и пешеходов улица Большая Лубянка и все переулки вокруг. У здания ФСБ работают следователи после стрельбы, которую открыл неизвестный. – После вчерашней стрельбы на Лубянке силовым структурам, очевидно, предстоит увлекательный раунд всеобщей свалки и свары всех со всеми. Опубликованы фотографии стрелка с Лубянки (18+) — Новости — Teletype. О стрельбе на Большой Лубянке доложили Владимиру Путину, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Следы эпохи на Лубянке — Медный бунт, революция и фонтаны
Пятеро из шести фигурантов дела о подготовке теракта в общественной приемной ФСБ на Лубянке не признали свою вину во Втором западном окружном военном суде, передает корреспондент РИА Новости. – После вчерашней стрельбы на Лубянке силовым структурам, очевидно, предстоит увлекательный раунд всеобщей свалки и свары всех со всеми. Лубянка — все самые свежие новости по теме. Приходите 3 -го февраля в Бункер на Лубянке послушать как Игорь Малышев читает свои рассказы. Первоначально станция «Дзержинская» (ныне Лубянка) была выполнена Николаем Ладовским (см. «Вестибюль станции «Красные ворота»). За событиями на Лубянке можно было наблюдать практически в прямом эфире.
Что скрывает за своими стенами Лубянка
Однако Пушкин задумывается над предложением, в его рукописях того времени имеется шаржированный автопортрет в профиль в виде скульптурного бюста, увенчанного лавровым венком и с подписью: «il gran padre АР». Тогда бюст Пушкина не был вылеплен. Брюллов уехал в Петербург. Знакомство поэта и художника не ограничилось московскими встречами, современники свидетельствуют, что их дружеские отношения продолжились и в Петербурге. Последний раз они виделись за два дня до роковой дуэли Пушкина. После гибели поэта с новой силой вспыхнул в обществе интерес к нему и его творчеству. Модный петербургский скульптор С. Гальберг, пользуясь посмертной маской, лепит бюст Пушкина, отливки которого поступают в продажу. В это же время, в марте-апреле 1837 года, идет работа над скульптурным портретом Пушкина в Москве. В письме от 29 апреля 1837 года из Москвы М. Погодин пишет Н.
Вяземскому: «Какой бюст у нас вылеплен! Как живой. Под надзором Нащокина делал Витали». Заказчиком бюста Пушкина был Нащокин. Этот бюст из белого мрамора изображен на картине Н. Подключникова «Гостиная в доме Нащокина», написанной в 1838 году. Пушкин изображен увенчанным лавровым венком, как на автопортрете. Впоследствии Витали вылепил вариант бюста без лаврового венка. Противоположный угол Большой Лубянки и Кузнецкого Моста представляет собой довольно большой для центра Москвы пустырь, используемый под автостоянку. Этот пустырь с полным основанием может быть назван историко-культурным памятником деятельности Моссовета.
Здесь находилась церковь XVI века, которой выпала судьба стать первым московским храмом, снесенным по приказу послереволюционной московской городской власти. Сейчас в соответствующих архитектурных учреждениях обсуждается идея установки памятных знаков на местах снесенных московских церквей, видимо, начинать воплощение проекта в жизнь следует с установки обелиска здесь, на этой автостоянке, и обязательно отметить на нем, что отсюда началось уничтожение московских исторических памятников и святынь городской властью, продолжающееся и поныне. Хорошо бы тут же установить несколько запасных чистых мраморных досок, на которые вписывать все вновь сносимые памятники. О ее постройке имеется летописное сообщение под 1514 годом, в котором идет речь о государственном строительном проекте — возведении сразу одиннадцати церквей в разных районах Москвы: «тоя же весны […] князь великий Василий Иванович всея Руси повеле заложити и сделати церкви кирпичны и камены […] да на Устретенской улице церковь Введения Святыя Богородицы, а всем тем церквем был мастер Алевиз Фрязин». Напомним, что тогда Большая Лубянка называлась Сретенской, или Устретенской, улицей, а само место, где строилась церковь, было заселено жителями Пскова. В 1510 году, рассказывает летопись, великий князь Василий Иванович «триста семей псковичь к Москве свел […] и подавал им дворы по Устретенской улице, […] не промешал с ними ни одного москвитина». Архитектор Алевиз Фрязин, или Алевиз Новый называемый так в отличие от работавшего тогда же в Москве более старшего по возрасту итальянского инженера и архитектора, его тезки Алевиза Старого , был приглашен на службу еще Иваном III. Полное его имя — Алозио Ламберти да Монтаньяна. В Россию он прибыл с характеристикой «Алевиз мастер вельми добрый, не как иные мастеры, весьма великий мастер» и скоро оправдал ее на деле. Он строит систему рвов — водных укреплений вокруг Кремля, возводит в Кремле Архангельский собор, наконец, ему поручается строительство церквей, которые должны играть градообразующую роль для всего города.
Автор современной работы об Алевизе Новом определяет его должность как «главного архитектора Москвы». Из построенных тогда Алевизом Новым церквей, при проектировании которых он руководствовался как образцами владимиро-суздальских храмов, сохранилась церковь Владимира в Старых садех, стоящая на Ивановской горке, к которой сходятся четыре переулка. Этот храм представляет собой памятник замечательной красоты и стоит на таком счастливо выбранном месте, что, являясь зрительным центром окружающей разнообразной застройки, превратил этот уголок старой Москвы в один из самых привлекательных и проникновенных московских пейзажей. Недаром его часто рисуют художники. Такую же роль в окружающем пейзаже играла и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она стояла на высоком берегу Неглинной, видная и с реки, из заречья, и с улиц и переулков, сходившихся к ней: Лубянки, Сретенки, Кузнецкой, Ивановского переулка, который был проложен к ней с Мясницкой мимо церкви Иоанна Предтечи с середины XVIII века этот переулок стали называть Фуркасовским. Возле церкви росли вековые деревья и было старинное кладбище, на котором погребали ее знатных прихожан. А ее прихожанами были князья Голицыны, князь Дмитрий Михайлович Пожарский на церковном кладбище похоронена его супруга, его самого отпевали в церкви Введения, и погребен он в родовом поместье в Суздале , князья Хованские, московский генерал-губернатор граф Ростопчин… В XVII—XVIII веках этот храм пользовался у москвичей большой известностью и почитанием, поэтому и Кузнецкий Мост от Рождественки до Лубянки в это время в Москве чаще называли Введенской улицей. Только с начала XIX века благодаря модным лавкам, которым для их владельцев и покупателей было престижней находиться на Кузнецком Мосту, чем на Введенской улице, церковное название стало вытесняться названием Кузнецкий Мост — символом суетной моды и роскоши. Церковь Введения не раз перестраивалась и обновлялась.
В начале XVII века, после освобождения Москвы от польских интервентов, князь Дмитрий Михайлович Пожарский ополченскую святыню — образ Казанской Божией Матери, с которой был совершен поход и освобождена Москва, поставил в своей приходской церкви, и она пребывала там до 1630-х годов, до построения Казанского собора на Красной площади, куда и была по завершении строительства перенесена. В середине XVIII века обветшавшая церковь «иждивением прихожан» была капитально отремонтирована, заново выстроены трапезная и колокольня. Причем алтарная часть храма осталась не затронутой перестройкой, и позднейшие исследования подтвердили, что она относится к XVI веку. В 1817 году прихожанин церкви антиквар и коллекционер Д. Лухманов обновил внутреннюю роспись храма, она была выполнена в стиле любимого им искусства Возрождения — «под Рафаэля и Рубенса». Среди хранившихся в храме святынь, кроме точного списка XVII века Казанской иконы Божией Матери, поставленной в церкви после переноса ополченской святыни в Казанский собор, в храме находились следующие особо чтимые иконы: изображение Спасителя с московскими святителями Петром и Алексеем, шитое дочерью князя Д. Пожарского, образы Спасителя, Николая Чудотворца и Покрова — все «древнего письма», а также икона «Знамение», перед которой остановился огонь памятного в истории Москвы страшного пожара 29 мая 1737 года. Именно об этом пожаре, утверждает предание, говорит пословица: «Москва от копеечной свечки сгорела». В официальном отчете отмечено: горело все, «кроме одного Пушечного двора […] и в нем артиллерийские припасы и канцелярские дела, пороховые погреба […] в целости». Пушечный двор находился возле церкви Введения, между нынешней Пушечной улицей и Рождественкой.
То, что огонь остановился перед пороховыми погребами, было особенно поразительно. Вскоре после революции церковь была закрыта. В 1920 году в Музейном отделе Моссовета поднимался вопрос и необходимости ее сохранения как памятника архитектуры, но в 1923 году Моссовет принял решение ее разобрать, так как она якобы мешает движению транспорта. Тогда на защиту церкви выступили Российская академия истории материальной культуры, а также ряд реставраторов. Исполнение решения о сносе было приостановлено. Памятник В. Современная фотография Но разрушение церквей являлось политической задачей коммунистической власти. В 1919—1920 годах заведующий специальным церковным отделом Наркомюста П. Красиков необходимость сноса церквей аргументировал тем, что они «оскорбляют революционное чувство», «портят вид города», придавая ему «религиозно-самодержавный вид», «раскрашены иконами в честь царей» и «не представляют из себя никакой исторической или художественной ценности». Несмотря на декларируемую официальную политику сохранения и защиты исторических памятников, организации, призванные ее защищать, имели гораздо меньше власти и полномочий, чем учреждения, желающие их снести.
Церковь Введения была разобрана в июле — сентябре 1924 года, полученный при ее разборке кирпич продан ремонтной организации.
Дзержинский был членом партии с 1895 г. С юношеских лет Ф. Дзержинский принимал активное участие в польском и российском революционном движении, неоднократно бывал брошен в царские застенки, В феврале 1917 г. Дзержинский был освобожден из Бутырской тюрьмы. С момента образования ВЧК в декабре 1917 г. Дзержинский до самого последнего дня своей жизни возглавлял аппарат борьбы с контрреволюцией реорганизованный в 1922 г. С 1921 по 1924 г. Лубянская площадь была переименована г площадь Дзержвшского в 1926 г. В 1958 г.
Дзержинскому работы Е. В центре бронзового постамента в обрамлении лавровых ветвей—, изображение щита с обнаженным мечом — эмблема революции, защищающей себя и карающей врагов. В 1926 г. Ныне это улица Дзержинского. Дзержинский в 1918— 1920 гг. А в XVII в. Название же, Малая Лубянка сохранилось до наших дней. Улица 25-го Октября, также выходящая на площадь Дзержинского свое современное название получила в 1936 г.. Как известно, по старому стилю днем, когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, было 25 октября по новому, стилю — 7 ноября. Название улицы увековечивает именно ту дату, которую в 1917 г.
До 1935 г. Никольская —!
Детский мир на Лубянке, построенный в 1957 году, ни разу не менял своего направления. В 2005 году здание Детского мира получило статус объекта культурного наследия регионального уровня. Добавить комментарий:.
Однако Пушкин задумывается над предложением, в его рукописях того времени имеется шаржированный автопортрет в профиль в виде скульптурного бюста, увенчанного лавровым венком и с подписью: «il gran padre АР». Тогда бюст Пушкина не был вылеплен. Брюллов уехал в Петербург. Знакомство поэта и художника не ограничилось московскими встречами, современники свидетельствуют, что их дружеские отношения продолжились и в Петербурге. Последний раз они виделись за два дня до роковой дуэли Пушкина. После гибели поэта с новой силой вспыхнул в обществе интерес к нему и его творчеству. Модный петербургский скульптор С. Гальберг, пользуясь посмертной маской, лепит бюст Пушкина, отливки которого поступают в продажу. В это же время, в марте-апреле 1837 года, идет работа над скульптурным портретом Пушкина в Москве. В письме от 29 апреля 1837 года из Москвы М. Погодин пишет Н. Вяземскому: «Какой бюст у нас вылеплен! Как живой. Под надзором Нащокина делал Витали». Заказчиком бюста Пушкина был Нащокин. Этот бюст из белого мрамора изображен на картине Н. Подключникова «Гостиная в доме Нащокина», написанной в 1838 году. Пушкин изображен увенчанным лавровым венком, как на автопортрете. Впоследствии Витали вылепил вариант бюста без лаврового венка. Противоположный угол Большой Лубянки и Кузнецкого Моста представляет собой довольно большой для центра Москвы пустырь, используемый под автостоянку. Этот пустырь с полным основанием может быть назван историко-культурным памятником деятельности Моссовета. Здесь находилась церковь XVI века, которой выпала судьба стать первым московским храмом, снесенным по приказу послереволюционной московской городской власти. Сейчас в соответствующих архитектурных учреждениях обсуждается идея установки памятных знаков на местах снесенных московских церквей, видимо, начинать воплощение проекта в жизнь следует с установки обелиска здесь, на этой автостоянке, и обязательно отметить на нем, что отсюда началось уничтожение московских исторических памятников и святынь городской властью, продолжающееся и поныне. Хорошо бы тут же установить несколько запасных чистых мраморных досок, на которые вписывать все вновь сносимые памятники. О ее постройке имеется летописное сообщение под 1514 годом, в котором идет речь о государственном строительном проекте — возведении сразу одиннадцати церквей в разных районах Москвы: «тоя же весны […] князь великий Василий Иванович всея Руси повеле заложити и сделати церкви кирпичны и камены […] да на Устретенской улице церковь Введения Святыя Богородицы, а всем тем церквем был мастер Алевиз Фрязин». Напомним, что тогда Большая Лубянка называлась Сретенской, или Устретенской, улицей, а само место, где строилась церковь, было заселено жителями Пскова. В 1510 году, рассказывает летопись, великий князь Василий Иванович «триста семей псковичь к Москве свел […] и подавал им дворы по Устретенской улице, […] не промешал с ними ни одного москвитина». Архитектор Алевиз Фрязин, или Алевиз Новый называемый так в отличие от работавшего тогда же в Москве более старшего по возрасту итальянского инженера и архитектора, его тезки Алевиза Старого , был приглашен на службу еще Иваном III. Полное его имя — Алозио Ламберти да Монтаньяна. В Россию он прибыл с характеристикой «Алевиз мастер вельми добрый, не как иные мастеры, весьма великий мастер» и скоро оправдал ее на деле. Он строит систему рвов — водных укреплений вокруг Кремля, возводит в Кремле Архангельский собор, наконец, ему поручается строительство церквей, которые должны играть градообразующую роль для всего города. Автор современной работы об Алевизе Новом определяет его должность как «главного архитектора Москвы». Из построенных тогда Алевизом Новым церквей, при проектировании которых он руководствовался как образцами владимиро-суздальских храмов, сохранилась церковь Владимира в Старых садех, стоящая на Ивановской горке, к которой сходятся четыре переулка. Этот храм представляет собой памятник замечательной красоты и стоит на таком счастливо выбранном месте, что, являясь зрительным центром окружающей разнообразной застройки, превратил этот уголок старой Москвы в один из самых привлекательных и проникновенных московских пейзажей. Недаром его часто рисуют художники. Такую же роль в окружающем пейзаже играла и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она стояла на высоком берегу Неглинной, видная и с реки, из заречья, и с улиц и переулков, сходившихся к ней: Лубянки, Сретенки, Кузнецкой, Ивановского переулка, который был проложен к ней с Мясницкой мимо церкви Иоанна Предтечи с середины XVIII века этот переулок стали называть Фуркасовским. Возле церкви росли вековые деревья и было старинное кладбище, на котором погребали ее знатных прихожан. А ее прихожанами были князья Голицыны, князь Дмитрий Михайлович Пожарский на церковном кладбище похоронена его супруга, его самого отпевали в церкви Введения, и погребен он в родовом поместье в Суздале , князья Хованские, московский генерал-губернатор граф Ростопчин… В XVII—XVIII веках этот храм пользовался у москвичей большой известностью и почитанием, поэтому и Кузнецкий Мост от Рождественки до Лубянки в это время в Москве чаще называли Введенской улицей. Только с начала XIX века благодаря модным лавкам, которым для их владельцев и покупателей было престижней находиться на Кузнецком Мосту, чем на Введенской улице, церковное название стало вытесняться названием Кузнецкий Мост — символом суетной моды и роскоши. Церковь Введения не раз перестраивалась и обновлялась. В начале XVII века, после освобождения Москвы от польских интервентов, князь Дмитрий Михайлович Пожарский ополченскую святыню — образ Казанской Божией Матери, с которой был совершен поход и освобождена Москва, поставил в своей приходской церкви, и она пребывала там до 1630-х годов, до построения Казанского собора на Красной площади, куда и была по завершении строительства перенесена. В середине XVIII века обветшавшая церковь «иждивением прихожан» была капитально отремонтирована, заново выстроены трапезная и колокольня. Причем алтарная часть храма осталась не затронутой перестройкой, и позднейшие исследования подтвердили, что она относится к XVI веку. В 1817 году прихожанин церкви антиквар и коллекционер Д. Лухманов обновил внутреннюю роспись храма, она была выполнена в стиле любимого им искусства Возрождения — «под Рафаэля и Рубенса». Среди хранившихся в храме святынь, кроме точного списка XVII века Казанской иконы Божией Матери, поставленной в церкви после переноса ополченской святыни в Казанский собор, в храме находились следующие особо чтимые иконы: изображение Спасителя с московскими святителями Петром и Алексеем, шитое дочерью князя Д. Пожарского, образы Спасителя, Николая Чудотворца и Покрова — все «древнего письма», а также икона «Знамение», перед которой остановился огонь памятного в истории Москвы страшного пожара 29 мая 1737 года. Именно об этом пожаре, утверждает предание, говорит пословица: «Москва от копеечной свечки сгорела». В официальном отчете отмечено: горело все, «кроме одного Пушечного двора […] и в нем артиллерийские припасы и канцелярские дела, пороховые погреба […] в целости». Пушечный двор находился возле церкви Введения, между нынешней Пушечной улицей и Рождественкой. То, что огонь остановился перед пороховыми погребами, было особенно поразительно. Вскоре после революции церковь была закрыта. В 1920 году в Музейном отделе Моссовета поднимался вопрос и необходимости ее сохранения как памятника архитектуры, но в 1923 году Моссовет принял решение ее разобрать, так как она якобы мешает движению транспорта. Тогда на защиту церкви выступили Российская академия истории материальной культуры, а также ряд реставраторов. Исполнение решения о сносе было приостановлено. Памятник В. Современная фотография Но разрушение церквей являлось политической задачей коммунистической власти. В 1919—1920 годах заведующий специальным церковным отделом Наркомюста П. Красиков необходимость сноса церквей аргументировал тем, что они «оскорбляют революционное чувство», «портят вид города», придавая ему «религиозно-самодержавный вид», «раскрашены иконами в честь царей» и «не представляют из себя никакой исторической или художественной ценности». Несмотря на декларируемую официальную политику сохранения и защиты исторических памятников, организации, призванные ее защищать, имели гораздо меньше власти и полномочий, чем учреждения, желающие их снести. Церковь Введения была разобрана в июле — сентябре 1924 года, полученный при ее разборке кирпич продан ремонтной организации.
«Бегом, я сказал!!!»: слаженная работа полиции помогла избежать массовых жертв на Лубянке
Название «Лубянка» ассоциируется, прежде всего, со зданием ФСБ на Лубянской площади. События и новости 24 часа в сутки по тегу: ЛУБЯНКА. Стрельба на Лубянке – все самые свежие новости дня по теме. Здание органов госбезопасности Лубянка: какие отели есть поблизости? Из ФСБ уволили 16 человек, снимавших на видео стрельбу на Лубянке. Лубянка — метоним, нередко используемый в неофициальной публицистической и разговорной речи для собирательного обозначения органов государственной безопасности СССР и РФ, в частности, КГБ СССР и ФСБ.
Московская Лубянка 200 лет спустя
Нападение на Лубянку. Что происходило в Москве после атаки на ФСБ - трансляция | За событиями на Лубянке можно было наблюдать практически в прямом эфире. |
Лубянка и Лубянская площадь.История.Фото | Стрельба на Лубянке: хронология событий 19-12-2019. |
Стрельба на Лубянке | Вид на Лубянку с другой стороны в 1830-е и в 2012 г.: Более высокое разрешение. |
Новости по тегу: Лубянка
Советские спецслужбы несколько раз меняла названия, но ни разу не покидала здание. Тот же кабинет на третьем этаже занимали все начальники службы, от Лаврентия Берии до Юрия Андропова. Здание расширяли и дополняли в два этапа - сначала в период 1940-1947 годов добавили один этаж, а затем в 1983 году.
Автор работ — рязанский художник Виталий Петрушов. Эти картины мы привезли с открытия Есенин-Центра в Рязани в 2021 году.
Тогда сразу несколько картин Виталия забрал себе в коллекцию Захар Прилепин. Друзья, Виталию нужна помощь! В связи с очень серьезной ситуацией, связанной с его здоровьем к сожалению, неоперабельной онкологией , ему требуются средства на поддерживающую терапию.
Забитый землей подземный ход привел его в одну из тюрем Тайного приказа, где были обнаружены темницы и пыточные. Своды, кольца, крючья. Когда в этих застенках пытали с пристрастием, то крики несчастных доносился до Кремля. По ночам москвичи видели на стенах здания какие-то светящиеся блики.
Знатоки объясняли, что это духи темницы, не выдержав страданий людей, выходят наружу. Поговаривали, что ночами здесь можно было увидеть привидения замученных и тайно погребенных арестантов. История написанная кровью Незадолго до революции археолог И. Стеллецкий проводил раскопки в подклете церкви Гребневской Божией Матери, что стояла на Лубянской площади, и обнаружил там подземную галерею и белокаменные тайные ходы. Под каменными полами были обнаружены замурованные кирпичные склепы, гробы, женские парики, шелковый саван, туфли и золотой крест. Храм снесли спешно, ночью, приурочив его гибель к 1 мая 1935 года, аккурат в Вальпургиеву ночь. Были обнаружены подземные ходы к лубянским подвалам.
При строительстве подземного гаража КГБ неподалеку от места, где стояла церковь, нашли сразу два тайных хода, выложенных из белого камня, каменные мешки и пыточные застенки. В 1980 гг. Охранники центра неоднократно жаловались на непонятные полночные звуки, раздающиеся словно из-под земли, и необъяснимые светящиеся блики в лабиринте лубянских подземелий. Репрессированная элита Сегодня об условиях содержания заключенных во внутренней тюрьме, о царивших в ней законах и нравах могут беспристрастно рассказать лишь документы, сохранившиеся в правовом управлении ФСБ. Например, учетный журнал регистрации заключенных Лубянской внутренней тюрьм ы за 1937 год. Это толстое, в пятьсот листов дело с картонными обложками под серо-коричневый с красными прожилками мрамор. Красновато-бурую паутину можно сравнить с подтеками крови, запекшейся на тюремном полу.
Отметки о фотографии нет. Видимо, в этом не было никакой надобности — редактора «Правды» и «Известий» знали все. Прибыл 28 февраля 1937 г. Прибыл 5 сентября, убыл 5 октября 1937 г. В Лубянской тюрьме находился дважды: с 23 октября 1937 г. Выбыл в Бутырскую тюрьму. В «нутрянке» с 10 декабря 1937 г.
Справка: Отметка в учетном журнале об убытии арестанта в Лефортово или Лефортовскую тюрьму означала расстрел. Все последующие годы советской власти это была единственная в Москве тюрьма, где казнили приговоренных к смерти. Видные государственные и партийные деятели — распространитель «Искры» и организатор подпольной бакинской типографии «Нина» Енукидзе Авель Сафронович; связной скрывавшегося в Разливе Ленина — Шотман Александр Васильевич; деятель венгерского и международного коммунистического движения Бела Кун… Выдающиеся конструкторы и ученые — создатель тяжелых бомбардировщиков Петляков Владимир Михайлович; автор теории воздушно-ракетных двигателей Стечкин Борис Сергеевич; основатель советского ракетостроения Королев Сергей Павлович… Писатели и деятели культуры — создатель детского театра Сац Наталья Ильинична, бытописатель революционной эпохи Пильняк Борис Андреевич, драматург Киршон Владимир Михайлович… Решетки и камни Лубянской тюрьмы стали уделом сотрудников ВЧК-ОГПУ и их родственников. Всего с 1 января по 31 декабря 1937 года в Лубянскую тюрьму были помещены 2857 человек. Всех допросили, составили протоколы и через некоторое время вручили подорожную — кому в Бутырку, а кому в Лефортово, то есть в вечность. Лишь 24 человека были отпущены домой. Хотя кто знал, надолго ли… Даже в дни революционных праздников не останавливался набравший обороты маховик репрессий.
Это не выходило за пределы среднесуточной нормы Лубянской тюрьмы: от 2 до 20 человек. Когда же наступил последний день этого смертельно страшного года, тюрьма, будто спохватившись о двух дюжинах отпущенных на волю заключенных, тут же поглотила еще 24 человека. В сентябре 1937 года туда была доставлена Мария Александровна Спиридонова. В прошлом боевик, лидер партии левых эсеров — она еще в начале века уничтожила подавлявшего крестьянские восстания в Тамбовской губернии генерала Луженоского Г. За этот теракт царское правительство приговорило ее к повешению, но заменило смертную казнь вечной каторгой. Октябрьская революция 1917 года освободила подпольщицу. Однако в 1918 году Спиридонова — вдохновитель левоэсеровского мятежа и убийства германского посла Мирбаха — опять за решеткой.
Потом амнистия ВЦИК и вновь застенок.
Путевые стены отделаны белой фарфоровой плиткой. Пол выложен чёрным и красным гранитом. Южный наземный вестибюль оформлен в виде двух арок между Никольской улицей и Малым Черкасским переулком. Павильон лестницами и дугообразными пешеходными коридорами соединён с подземным вестибюлем, где расположены кассы, турникеты и верхний эскалаторный зал.
Тайны Лубянки и секретной тюрьмы
Лубянка — метоним, нередко используемый в неофициальной публицистической и разговорной речи для собирательного обозначения органов государственной безопасности СССР и РФ, в частности, КГБ СССР и ФСБ. История Лубянки отражает очевидную идею: невозможно оставаться в стороне от важных событий, находясь в центре столицы. это станция Московского метрополитена Сокольнической линии, расположенная под Лубянской площадью. Станция метро «Лубянка» была сооружена 15 мая 1935 года. Станция выходит на Лубянскую площадь, поэтому и носит ее название. В 18 веке дворянка Дарья Салтыкова, одна из самых известных серийных убийц в мировой истории, обосновалась на Лубянке.
Значение слова «лубянка»
На этом видео прерывается. Человек, снимавший его, внял требованию и побежал. Это те же самые мгновения, но сняты другим очевидцем. Пока люди разбегаются, сотрудник в форме ДПС хладнокровно направляет толпу в безопасную зону. Потом они начинают судорожно думать, что делать. А здесь ребята, конечно, показали, что они не зря свой хлеб едят. И действительно отработали, как профессионалы, самые настоящие профессионалы», — комментирует работу спецслужб региональный представитель общественной организации офицеры России в Санкт-Петербурге Владимир Кузьмин. Все это снято на улице Кузнецкий Мост.
От этой точки до стрелка напрямую чуть меньше 200 метров. И огонь он вел именно в этом направлении. Полукруглое здание — как раз управление ФСБ. В распоряжении «Известий» есть кадры драматической развязки. Мужчина в объемной куртке, с рюкзаком прячется за колонной и ведет прицельный огонь. В руках у него что-то похожее на Автомат Калашникова или охотничью «Сайгу». Через несколько мгновений все закончено.
Позже стало известно имя стрелка — это 39-летний житель Подмосковья Евгений Манюров. В руках у него действительно была охотничья «Сайга», но с удлиненным магазином. По сути, единственная разница с Автоматом Калашникова — отсутствие режима автоматической стрельбы. Оружие мужчина купил в магазине в родном Подольске. И магазины. Вот он магазины все время менял.
Салтыкова была лишена своего аристократического статуса и пожизненно заключена в темный подвал монастыря. Она также была провозглашена мужчиной, потому что императрица сочла ее недостойной называться женщиной. После 11 лет в подвале Салтыкову перевели во флигель. Любопытные москвичи толпились под ее окном, а Салтыкова ругалась и плевала в них.
Она прожила в заключении еще 33 года до своей смерти. Музей страха После революции 1917 года советский вариант царской тайной полиции — Чрезвычайная комиссия или ВЧК — переехал в здание на Лубянской площади. В те времена площадь была оживленным местом, центром нескольких оживленных улиц. В центре находился фонтан, у которого извозчики оставляли своих лошадей напиться, пока сами отдыхали в многочисленных местных кабаках. До национализации в здании ЧК размещалось страховое общество "Россия", которое специализировалось на сдаче в аренду квартир и торговых помещений. За все годы в этом здании также было приведено в исполнение множество казней. Система устрашения была отточена до болезненного совершенства: осужденного либо поднимали в медленном грузовом лифте под оглушительный рев моторов, либо провожали пешком по бесконечным мрачным коридорам. После трех дней постоянных допросов любой потерял бы ориентацию в пространстве в комнатах без окон.
Совет напомнил, что 19 декабря журналист издания Baza Анна Никитина отправилась выполнять редакционное задание: поговорить с семьей предполагаемого преступника Евгения Манюрова, устроившего стрельбу на Лубянке у здания Федеральной службы безопасности. В тот момент, когда Никитина брала интервью у родителей Манюрова, в квартиру ворвались оперативники. Журналистку задержали вместе с семьей Манюрова. Ее допрашивали более пяти часов.
Вскоре Сергей Ленин передал Владимиру Ульянову паспорт своего отца. В документе были произведены соответствующие подчистки, и Владимир Ульянов, став Николаем Лениным, выехал в Германию. До самой смерти Крупская категорически отрицала свою причастность к истории присвоения Ильичем чужих документов. Но факты — вещь упрямая. Парадокс, а может, закономерность истории состоит в том, что в 1920 году Сергей Ленин, «крестный отец» и соратник «Володеньки» по социал-демократическому движению, после недолгого пребывания в «нутрянке» был расстрелян по приказу председателя Совнаркома Владимира Ленина. Система угнетения психики Из инструкции по управлению внутренней секретной тюрьмой управления делами особого отдела ВЧК, утвержденной 29 марта 1920 года: «Внутренняя секретная тюрьма имеет своим назначением содержание под стражей наиболее важных контрреволюционеров и шпионов на то время, пока ведется по их делам следствие, или тогда, когда в силу известных причин необходи мо арестованного совершенно отрезать от внешнего мира, скрыть его местопребывание, абсолютно лишить его возможности каким-либо путем сноситься с волей, бежать и т. Мешкообразное здание внутренней тюрьмы наверху оканчивается прямоугольником неба вместо потолка. Это был прогулочный двор, поделенный глухими перегородками на шесть равных площадок. Находясь здесь, не слыша городского гула, не видя ничего, кроме неба и стен, трудно поверить, что ты в центре мегаполиса и под ногами не земля, а плоская крыша и внизу шесть этажей тюрьмы. Узников сюда поднимали на грузовом лифте, двигавшемся умышленно долго и с оглушительным лязганьем, или вели мрачными лестничными маршами — словно из преисподней, наверх, к солнцу. Огромный проем посередине, между лестницами, был затянут проволочной сеткой — во избежание попыток заключенных покончить жизнь самоубийством, бросившись вниз на бетонный пол. Ягода, Ежов и лубянский маршал Лаврентий Берия владели системой угнетения психики заключенных, которая делала их сговорчивыми. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что они лично отдавали распоряжения, кого из узников вывести на прогулку по лестнице, а кого для пущей острастки поднять на лифте. Так из мистификации родился миф о «лубянских подвалах». Миф, который в советские годы передавался из поколения в поколение. Еще одна тюремная хитрость. Номера камерам присваивались не по порядку, а вразнобой, и заключенные не могли узнать не только их общее количество, но даже определить место своего застенка. В 1983 году, во время краткого андроповского правления, когда камеры начали переоборудовать в кабинеты, пришлось сломать несколько внутренних стен. Оказалось, что все они внутри имели ничем не заполненные полости. Таким образом узники лишались своей извечной привилегии — возможности перестукиваться друг с другом, используя «тюремный телеграф». Отсюда никогда не было побегов. В шести камерах-музеях, оставленных нетронутыми в назидание грядущим поколениям, нетленный запах карболки, параши, грязного белья и кислых щей. Гнетущая тишина затаила в себе оцепенение, ужас и отчаяние тех, кто дожидался здесь своей участи. Здесь начинаешь верить в то, что каменные стены обладают энергоинформационной памятью... Не допускалось получение информации с воли или передача каких-либо сведений из тюрьмы. Подследственным были категорически запрещены переписка с родственниками, чтение свежих газет и журналов. За исключением особо разрешенных случаев запрещалось пользоваться письменными принадлежностями. Вопреки расхожему мнению в камерах не избивали и не пытали. Тела и души подследственных увечили на допросах, которые проводились в кабинетах следователей, где стояли только столы и наглухо прикрученные к полу табуреты. Специальный инструментарий для получения признания подследственного — как это было в застенках гестапо — не применялся. В ходу были рукоприкладство и пытка бессонницей. Это когда поочередно сменяющиеся следователи тебя допрашивают в течение нескольких суток кряду с перерывами на краткий, не более часа, сон. После трех суток интенсивных допросов, в промежутках между которыми ты погружаешься не в сон — тревожное забытье — утрачивается чувство времени. Грань между кошмарной явью и ужасом сновидений, более схожих с галлюцинациями, стирается напрочь. Появляется всеоблемлющий гнетущий страх, переходящий в панику.