Смотрите видео на тему «Челкаш Горький Краткое Содержание» в TikTok. Образ и характеристика Челкаша из рассказа Максима Горького «Челкаш» с цитатами помогут читателю понять, насколько неординарным человеком являлся главный герой произведения. Напишите отзыв о статье "Челкаш".
Максим Горький. «Челкаш». Краткое содержание и анализ
Чего заставлю… Рыбу ловить поедем. Грести будешь… — Так… Что же? Работать можно. Только вот… не влететь бы во что с тобой.
Больно ты закомурист… темен ты… Челкаш почувствовал нечто вроде ожога в груди и с холодной злобой вполголоса проговорил: — А ты не болтай, чего не смыслишь. Я те вот долбану по башке, тогда у тебя в ней просветлеет… Он соскочил с тумбочки, дернул левой рукой свой ус, а правую сжал в твердый жилистый кулак и заблестел глазами. Парень испугался.
Он быстро оглянулся вокруг и, робко моргая, тоже вскочил с земли. Меряя друг друга глазами, они молчали. Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, — за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашем, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна.
Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя. Парень смотрел на Челкаша и чувствовал в нем хозяина. Мне все равно, у кого работать, у тебя или у другого.
Я только к тому сказал, что не похож ты на рабочего человека, — больно уж тово… драный. Ну, я ведь знаю, что это со всяким может быть. Господи, рази я не видел пьяниц!
Эх, сколько!.. Говори цену. Какая работа будет.
Какой улов, значит… Пятитку можешь получить. Но теперь дело касалось денег, а тут крестьянин хотел быть точным и требовал той же точности от нанимателя. У парня вновь вспыхнуло недоверие и подозрительность.
Челкаш вошел в роль: — Не толкуй, погоди! Идем в трактир! И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, покручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни.
Когда они пришли в грязный и закоптелый трактир, Челкаш, подойдя к буфету, фамильярным тоном завсегдатая заказал бутылку водки, щей, поджарку из мяса, чаю и, перечислив требуемое, коротко бросил буфетчику: «В долг все! Тут Гаврила сразу преисполнился уважения к своему хозяину, который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием. Пока ты посиди, а я схожу кое-куда.
Он ушел. Гаврила осмотрелся кругом. Трактир помещался в подвале; в нем было сыро, темно, и весь он был полон удушливым запахом перегорелой водки, табачного дыма, смолы и еще чего-то острого.
Против Гаврилы, за другим столом, сидел пьяный человек в матросском костюме, с рыжей бородой, весь в угольной пыли и смоле. Он урчал, поминутно икая, песню, всю из каких-то перерванных и изломанных слов, то страшно шипящих, то гортанных. Он был, очевидно, не русский.
Сзади его поместились две молдаванки; оборванные, черноволосые, загорелые, они тоже скрипели песню пьяными голосами. Потом из тьмы выступали еще разные фигуры, все странно растрепанные, все полупьяные, крикливые, беспокойные… Гавриле стало жутко. Ему захотелось, чтобы хозяин воротился скорее.
Шум в трактире сливался в одну ноту, и казалось, что это рычит какое-то огромное животное, оно, обладая сотней разнообразных голосов, раздраженно, слепо рвется вон из этой каменной ямы и не находит выхода на волю… Гаврила чувствовал, как в его тело всасывается что-то опьяняющее и тягостное, от чего у него кружилась голова и туманились глаза, любопытно и со страхом бегавшие по трактиру… Пришел Челкаш, и они стали есть и пить, разговаривая. С третьей рюмки Гаврила опьянел. Ему стало весело и хотелось сказать что-нибудь приятное своему хозяину, который — славный человек!
Но слова, целыми волнами подливавшиеся ему к горлу, почему-то не сходили с языка, вдруг отяжелевшего. Челкаш смотрел на него и, насмешливо улыбаясь, говорил: — Наклюкался!.. Э-эх, тюря!
Дай поцелую тебя!.. На, еще клюкни! Гаврила пил и дошел наконец до того, что у него в глазах все стало колебаться ровными, волнообразными движениями.
Это было неприятно, и от этого тошнило. Лицо у него сделалось глупо восторженное. Пытаясь сказать что-нибудь, он смешно шлепал губами и мычал.
Челкаш, пристально поглядывая на него, точно вспоминал что-то, крутил свои усы и все улыбался хмуро. А трактир ревел пьяным шумом. Рыжий матрос спал, облокотясь на стол.
Гаврила попробовал подняться, но не смог и, крепко обругавшись, засмеялся бессмысленным смехом пьяного. Гаврила все хохотал, тупыми глазами поглядывая на хозяина. И тот смотрел на него пристально, зорко и задумчиво.
Он видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть ее и так и этак. Он мог разломать ее, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки.
Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу… И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его… И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен. Тогда Челкаш взял Гаврилу под мышки и, легонько толкая его сзади коленом, вывел на двор трактира, где сложил на землю в тень от поленницы дров, а сам сел около него и закурил трубку.
Гаврила немного повозился, помычал и заснул. II — Ну, готов? Уключина вот шатается, — можно разок вдарить веслом?
Никакого шуму! Надави ее руками крепче, она и войдет себе на место. Оба они тихо возились с лодкой, привязанной к корме одной из целой флотилии парусных барок, нагруженных дубовой клепкой, и больших турецких фелюг, занятых пальмой, сандалом и толстыми кряжами кипариса.
Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах.
Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день.
Ты на-ко вот, нутро помочи, может, скорее очухаешься, — и он протянул Гавриле бутылку. Господи благослови!.. Послышалось тихое бульканье.
Лодка помчалась снова, бесшумно и легко вертясь среди судов… Вдруг она вырвалась из их толпы, и море — бесконечное, могучее — развернулось перед ними, уходя в синюю даль, где из вод его вздымались в небо горы облаков — лилово-сизых, с желтыми пуховыми каймами по краям, зеленоватых, цвета морской воды, и тех скучных, свинцовых туч, что бросают от себя такие тоскливые, тяжелые тени. Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые… Что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс. Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много и они всегда будут так равнодушно всползать на небо, задавшись злой целью не позволять ему никогда больше блестеть над сонным морем миллионами своих золотых очей — разноцветных звезд, живых и мечтательно сияющих, возбуждая высокие желания в людях, которым дорог их чистый блеск.
Только боязно в нем, — ответил Гаврила, ровно и сильно ударяя веслами по воде. Вода чуть слышно звенела и плескалась под ударами длинных весел и все блестела теплым голубым светом фосфора. Экая дура!..
Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. И ему было обидно слышать такой ответ на вопрос о красоте того, что он любил.
Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади. На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену.
По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты… — А снасть-то где? Челкаш вздрогнул. Она у меня на корме.
Но ему стало обидно лгать пред этим мальчишкой, и ему было жаль тех дум и чувств, которые уничтожил этот парень своим вопросом. Он рассердился. Знакомое ему острое жжение в груди и у горла передернуло его, он внушительно и жестко сказал Гавриле: — Ты вот что — сидишь, ну и сиди!
А не в свое дело носа не суй. Наняли тебя грести, и греби. А коли будешь языком трепать, будет плохо.
На минуту лодка дрогнула и остановилась. Весла остались в воде, вспенивая ее, и Гаврила беспокойно завозился на скамье. Резкое ругательство потрясло воздух.
Гаврила взмахнул веслами. Лодка точно испугалась и пошла быстрыми, нервными толчками, с шумом разрезая воду. Челкаш привстал с кормы, не выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в бледное лицо Гаврилы.
Изогнувшийся наклоняясь вперед, он походил на кошку, готовую прыгнуть. Слышно было злое скрипение зубов и робкое пощелкивание какими-то костяшками. Ну же, греби!..
Раз, два! Пикни только!.. Лодка плавно повернулась и пошла назад к гавани, где огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт.
Теперь голос был дальше, чем в первый раз. Челкаш успокоился. Кабы эти дьяволы погнались за нами — конец тебе.
Я бы тебя сразу — к рыбам!.. Теперь, когда Челкаш говорил спокойно и даже добродушно, Гаврила, все еще дрожащий от страха, взмолился: — Слушай, отпусти ты меня! Христом прошу, отпусти!
Высади куда-нибудь! Про-опал я совсем!.. Ну, вспомни бога, отпусти!
Что я тебе? Не могу я этого!.. Не бывал я в таких делах… Первый раз… Господи!
Пропаду ведь я! Как ты это, брат, обошел меня? Грешно тебе!..
Душу ведь губишь!.. Ну, дела-а… — Какие дела? Ну, какие дела?
Его забавлял страх парня, и он наслаждался и страхом Гаврилы, и тем, что вот какой он, Челкаш, грозный человек. Что я тебе?.. Милый… — Ну, молчи!
Не нужен был бы, так я тебя не брал бы. Но Гаврила теперь уже не мог удержаться и, тихо всхлипывая, плакал, сморкался, ерзал по лавке, но греб сильно, отчаянно. Лодка мчалась стрелой.
Снова на дороге встали темные корпуса судов, и лодка потерялась в них, волчком вертясь в узких полосах воды между бортами. Буде спросит кто о чем — молчи, коли жив быть хочешь! Гаврила от этого шепота потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды.
Он машинально опускал весла в воду, откидывался назад, вынимал их, бросал снова и все время упорно смотрел на свои лапти. Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен. Вот гавань… За ее гранитной стеной слышались людские голоса, плеск воды, песня и тонкие свистки.
Упирайся руками в стену! Тише, черт!.. Гаврила, цепляясь руками за скользкий камень, повел лодку вдоль стены.
Лодка двигалась без шороха, скользя бортом по наросшей на камне слизи. Дай весла! Дай сюда!
А паспорт у тебя где? В котомке? Дай котомку!
Ну, давай скорей! Это, мил друг, для того, чтобы ты не удрал… Теперь не удерешь. Без весел-то ты бы кое-как мог удрать, а без паспорта побоишься.
Да смотри, коли ты пикнешь — на дне моря найду!.. И вдруг, уцепившись за что-то руками, Челкаш поднялся на воздух и исчез на стене. Гаврила вздрогнул… Это вышло так быстро.
Он почувствовал, как с него сваливается, сползает та проклятая тяжесть и страх, который он чувствовал при этом усатом, худом воре… Бежать теперь!..
Термин «челкаш» может быть использован для обозначения кого-либо, кто не владеет определенными навыками или знаниями в определенной области. Челкаш влияет на развитие русского языка, поскольку его использование становится все более распространенным и популярным, его значение и коннотации начинают укореняться в сознании носителей языка и становиться частью языковой нормы. Таким образом, «челкаш» продолжает развиваться как символ неграмотности и недостаточной компетентности в современном русском языке. Челкаш в литературе и искусстве Челкаш, появляющийся в русской литературе и искусстве, зачастую ассоциируется с тем, кто обладает легким ироническим настроем, остротой суждений и нестандартным подходом к жизни или ситуациям. Изначально Челкаш из комедии Грибоедова был примером хитрого, но привлекательного персонажа, который хотел добиться своих целей любой ценой. Образ Челкаша нашел свое отражение в различных произведениях искусства, включая литературу, театр и кино. Челкашевский тип личности иногда применяется для создания комических персонажей, которые способны развлечь и порадовать публику своим ироническим настроем и неординарным поведением. Производные слова от челкаша Столь яркая и неповторимая личность, как Челкаш, не могла остаться без внимания со стороны сленговщиков. Оригинальное имя стало основой для создания новых слов и выражений, отражающих его характер и особенности.
Вот несколько примеров: Челкашизм — термин, описывающий непредсказуемое и странное поведение в стиле Челкаша. Это слово используется для характеристики людей, которые проявляют нестандартное мышление и могут совершать необычные поступки. Челкашить — глагол, обозначающий действие, выражающее аналогичное поведение Челкаша. Если человек челкашит, значит он ведет себя непредсказуемо и эксцентрично. Челкашня — существительное, указывающее на место или ситуацию, где происходит челкашизм или куда притягиваются челкаши. Это может быть компания, сообщество или мероприятие, где царит нестандартность и эксцентричность. Аналитическое мышление и оригинальность Челкаша служат источником вдохновения для создания новых слов и даже целых сленговых терминов. Они помогают нам лучше понять и описать уникальные черты его характера и поведения. Значение челкаша в разных сферах жизни В театральной среде: в этом контексте челкаш означает актера, исполняющего маленькие роли или выполняющего второстепенные задачи на сцене. Челкаш может быть именно такой актер, который приносит комичность и яркость в представление.
В школьной среде: в этом контексте челкашем могут называть ученика, который любит выделяться, отличается от других своими остроумными и смешными заметками. В спортивной среде: термин челкаш может использоваться для обозначения спортсмена, который смешными финтами уходит от соперников, создавая комичные ситуации на поле игры. В повседневной жизни: в этом случае челкаш означает любого человека, который отличается хорошим чувством юмора и умением рассмешить окружающих. Таким образом, значение челкаша может различаться в разных сферах жизни, но всегда связано с комичностью, остроумием и способностью вызывать улыбку. Оцените статью.
Позже сильно раскаивается в этом решении, просит прощения у Челкаша. Вор же испытывает к нему презрение, бросает ему деньги. Гаврила тут же их собирает и уходит. Главные герои Челкаша меняют за время повествования. Вор оказывается более благородным, чем тот человек, который изначально казался законопослушным, честным, открытым и добрым. Второстепенные персонажи Семёныч. Давний мазанковый Челаша, на готовым герой издевается и смеется. Мужчина работает сторожем на таможне. Прекрасно знает, чем промышляет Челках, а потому следит за ним пристально, как тот появляется в поле зрения. Пытается не пускать босяка на охраняемую территорию. Из-за его травмы Челкашу пришлось искать нового напарника. До этого участвовал во всех делах вора, помогал ему. Когда на ногу друга главного героя упала железная балка, оказался в больнице с переломом.
Каковы их идеалы? Что значит для каждого из них свобода? Как строятся отношения между героями? И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш - с важной миной хозяина, покручивая усы, парень - с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни. Он видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть ее и так и этак. Он мог разломать ее, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу... И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его... И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно - нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен. Слайд 20 …вздохнул он, сразу вспомнив деревню, убогое хозяйство, свою мать и все то далекое, родное, ради чего он ходил на работу, ради чего так измучился в эту ночь. Его охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз, к речке, скрытой в роще берез, ветел, рябин, черемухи...
Характеристика образа Челкаша в рассказе «Челкаш» | Челкаш очень любит море, которое дарит ему ощущение свободы. |
Кто такие люди дна? "Челкаш" | Челкаш очень любит море, которое дарит ему ощущение свободы. |
Анализ рассказа «челкаш» (м. горький)
Смотрите видео на тему «Челкаш Горький Краткое Содержание» в TikTok. Смотрите видео на тему «Челкаш Горький Краткое Содержание» в TikTok. 3. Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское богатство». Уже в 1895 году «Челкаш» был напечатан в журнале «Русское богатство» и принес автору широкую известность. Челкаш: образ и характеристика Челкаша Сюжетная линия рассказа построена вокруг судьбы бывшего военного, чья жизнь превратилась в жалкое существование. Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское.
Челкаш — образ и характеристика героя рассказа М. Горького «Челкаш»
Челкаш начал видеть окружающий мир через призму преступности, и это образ жизни стал для него привлекательным. Он постепенно стал приобщаться к воровскому миру и сам стал воровать. Из-за постоянного общения с такими людьми, Челкаш потерял своих прежних друзей и контакты с нормальным обществом. Его старые друзья не могли понять его новый образ жизни и отвернулись от него. Это только усилило его чувство одиночества и бесперспективности. Многие исследования показывают, что окружение сильно влияет на будущее человека. Если окружение состоит из антисоциальных личностей и преступников, то вероятность того, что человек станет таким же, значительно возрастает. Мы все подвержены социальным влияниям, и такие факторы, как давление группы и стремление соответствовать нормам окружающих, могут привести к серьезным изменениям в поведении и действиях человека. Таким образом, влияние окружения сыграло важную роль в формировании личности Челкаша и привлечении его к воровству. Без поддержки и влияния преступного окружения, вероятно, Челкаш выбрал бы другой путь в жизни. Максим Горький Скачать Психологический аспект Воровство Челкаша имеет глубокие корни в его психологическом состоянии.
Он страдает от низкой самооценки, которая формировалась в результате неприятных событий в его жизни. Челкаш часто ощущает себя неполноценным и недооцененным, что влачило его к поиску способов поднять свою самооценку. Отсутствие альтернатив также играло роль в формировании его психологического состояния. Челкаш не видел других возможностей для улучшения своей жизни, кроме как через воровство. Он чувствовал себя запертым в круге безысходности и решил использовать криминальные методы, чтобы выбраться из него. Потеря нравственных ориентиров также способствовала его скольжению в мир воровства. Челкаш оказался в среде, где моральные принципы были искажены, и это повлияло на его взгляды на правильное и неправильное. Постепенно, у него сглаживаются границы между честным и нечестным поведением, и он начинает придерживаться своих собственных аморальных принципов. Каждый из этих факторов вносит свою лепту в формирование психологического аспекта воровства Челкаша.
Можно сказать, что море олицетворяет главного героя. Челкаш, как и оно, свободен и независим, живет «по течению». Герой любит море, оно, по его мнению, «вливает в душу человека спокойствие». Его напарник Гаврила, напротив, по отношению к морю испытывает только страх. Его необузданность и бескрайность пугает его. Море подчеркивает и усиливает различие между героями рассказа. Заканчивает произведение также описанием моря и погоды, которые после конфликта персонажей взбунтовались и бесследно смыли все остатки их размолвки. Тем самым автор показал, что, в отличие от людей и их отношений, природа бесконечна, мощна и величественна. Критика Современники тепло и положительно восприняли рассказ начинающего писателя. Его стали уважать, в кругах литераторов к нему стали серьезно относиться. Писатель и государственный деятель А. Луначарский отмечал босяцкую направленность рассказа Горького, говоря, что писателю «удалось создать совершенно оригинальные и незабвенные картины и симфонии, в которых отдельные элементы правды почти сливались с коренной неправдой, то есть с романтическим взлетом к выправленному человеку, к свободной индивидуальности». Говорили о глубине, силе, чистосердечности и значительности рассказа писательница А. Аничкова, критик В. Львов-Рогаческий и публицист М. Восхищались также «Челкашом» поэт и журналист А. Коринфский и публицист и критик А. Они отмечали, что главный герой является сильной, откровенной и свободной натурой. Критика А. Скабичесвкого поразило произведение юного автора, он назвал рассказ «одним из лучших перлов русской литературы по своей поэтической прелести, драматизму и глубокому содержанию». Описывая события живым, образным и ярким языком, Горький на страницах своего рассказа поднимает социальные и философские проблемы. Ниже представлен краткий пересказ и анализ рассказа. Материалы можно использовать при изучении произведения в школьном курсе литературы за 8 класс. Место и время действия Горький писал о людях своего времени, о той эпохе и среде, которая его окружала. Время действия рассказа соотносится с концом XIX века. Сюжет охватывает непродолжительный период времени — больше суток. Место действия не привязано к конкретной географической локации. Понятно, что события разворачиваются в некоем южном портовом городе. Можно предположить, что дело происходит на Черном море. Создавая образы и фон событий рассказа, автор, скорее всего, вдохновлялся колоритом прибрежных территорий современной Украины. Конкретное место расположения, название поселения и водоёма значения не имеют, так как история, рассказанная в «Челкаше», универсальна. Очень краткий пересказ Повествование начинается с описания морской гавани и расположенного в ней порта. В разгар обеда в порту появляется вор Григорий, по прозвищу Челкаш. Он ищет своего подельника Мишку, чтобы вместе с ним провернуть очередное дельце и «срубить» деньжат. От портового сторожа Семеныча Челкаш узнает, что его приятель сломал ногу и теперь находится в больнице. Гришке придется обойтись без него и искать нового подельника. На улице он знакомится с деревенским парнем Гаврилой, представляется ему рыбаком. Гаврила очень нуждается в деньгах и ищет работу. Гришка предлагает простодушному деревенскому пареньку подработать, выдавая предстоящее криминальное мероприятие за поездку на рыбалку. Гавриил не слишком доверяет случайному встречному: больно подозрительно он выглядит, не походит на добропорядочного работягу, но всё же соглашается на его предложение. Вместе герои отправляются в трактир, где Гаврила напивается. Ночью выходят на дело. Гаврила испытывает страх, он понимает, что они поехали далеко не на рыбалку, и дело связано с криминалом. Дав слабину, Гаврила просит Челкаша отпустить его, тот грубит, призывает не ныть, забирает у парня сумку с паспортом. Когда лодка подплыла к стене гавани, Челкаш исчезает, а вскоре в лодку сваливаются тюки с контрабандным товаром. Подельники преодолевают кордоны, оставшись незамеченными, они пристают к судну, смуглые люди встречают их, принимают товар. Дело увенчалось успехом. Герои остаются на ночлег. Наутро Гаврила осмелел, он готов и дальше работать с Челкашом, так как это хороший способ обогатиться. По возвращению на берег Челкаш рассчитывается с подельником, выделяя ему обещанную скромную долю. Большую часть оставляет себе. В Гавриле пробудилась жадность, он просит вора отдать ему все деньги. В глазах Челкаша Гаврила выглядит жалко, герой отдает ему всё. Гаврила признается, что его посещала мысль убить Челкаша, чтобы завладеть награбленным. Эти слова разозлили вора. Между Гришкой и Гаврилой начинается драка. Завалив подельника, Гришка уходит с деньгами. Гаврила бросает ему в след камень и думает, что убил. Он не на шутку перепугался, хотел сбежать, но совесть вынудила его вернуться. Гаврила рад, что Челкаш жив. Он просит прощения у напарника. Челкаш отдает ему вырученные ночью деньги, оставив себе лишь одну купюру. Характеристики персонажей рассказа «Челкаш» На страницах рассказа перед читателями предстают яркие образы, автор снабжает текст красочными описаниями, уделяя внимание не только центральным персонажам, но и второстепенным. Челкаш Гришка Челкаш — босяк, матерый вор, выпивоха и плут, «травленный волк», гордый, болезненно самолюбивый. У него малопривлекательная, даже отталкивающая внешность: высокий, костлявый и сутулый, с угловатым лицом, холодными глазами, всклокоченным волосами с проседью. Описывая манеры, походку героя, Горький сравнивает его с ястребом: «Он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал» Это противоречивый персонаж. С одной стороны, Челкаш — преступник, властный, самолюбивый, грубый, но, с другой, — он хоть и вор, но выполняет свои обязательства перед напарником, не пытается его обмануть. Герой за время босяцкой жизни не утратил способности к проявлению человечности, жалости, имеет понятия о справедливости и морали. Челкаш — пример героя, находящегося «вне системы», он не хочет и не умеет жить в соответствии с принятым порядком вещей, больше всего герой жаждет свободы. Он происходит из семьи зажиточных крестьян, но выбрал для себя другой путь. Воровская жизнь наполнена приключениями: можно разбогатеть за одно ночное предприятие и спустить всё за один день. Герой, однако, не обрёл счастья в этой жизни. Он раздражителен, зол на мир. Разговор с Гаврилой о деревне вызвал у него тоскливое чувство. Свободолюбие и авантюризм в характере персонажа проявляется в любви к морю, «дух» морской стихии соответствует мировосприятию Челкаша. Горький умышленно создает нетипичный, далекий от реальности образ вора, он наделяет его чертами романтического героя. Гаврила Гаврила — молодой крестьянин, подавшийся на заработки в город, чтобы не жить в зятьях, стать самостоятельным хозяином. Волей случая он становится подельником Челкаша, его рабом. На столкновении характеров этих двух персонажей и строится конфликт произведения. Гаврила предстает перед читателем широкоплечим, коренастым, добродушным парнем с голубыми, детски чистыми глазами. Герой наивен, ограничен, нерешителен и труслив. Челкаш вызывает у него сомнения, он боится, что тот втягивает его в дела, пагубные для души, но идет на сотрудничество с ним, починяясь сильной личности и желая заработать. Гаврила перетрусил во время ночного предприятия, богобоязненно молился. Благополучный исход дела и сорванный куш подействовали на эту слабую личность искушающе: возникло намерение убить своего «господина» и завладеть всей добычей. Получив свою долю, Гаврила, снова одержимый этой мыслью, нападает на Челкаша. Содеянное беспокоит его совесть, он кается, просит о прощении. Когда «ненужный человек» отдал ему почти все купюры, он быстро успокаивается, прячет деньги и твёрдыми шагами уходит к своей хозяйственной мечте. Изображая люмпена Челкаша в романтическом ключе, Горький намеренно показал его нравственное превосходство над крестьянином — мелким собственником. Известное презрение вора к деньгам здесь выглядит достойнее, чем жадность «хозяина», обернувшаяся подлостью. Другие персонажи Семеныч — таможенный сторож, работает в порту, «пыльный и таинственно-прямой» с «добродушно-хитрым» лицом. Рабочий человек, ответственно выполняет свои обязанности. Он, как и подобает ему по должности, стремится выпроводить «неблагонадежного» вора из порта, не пустить его в гавань, но при этом жмет ему руку, так как Челкаш пользуется авторитетом, и в порту его хорошо знают. Пытается казаться грозным и сердитым, олицетворяет «функцию» правопорядка, но за этой функцией всё-таки просматривается человек. Грузчик — эпизодический персонаж, один из множества портовых работников, босяк, чей образ был выхвачен из общей массы и обрисован в начале рассказа для иллюстрации «портового люда», занимающегося непростым и неблагодарным трудом. Предположительно, он был избит. Мишка — друг и частый подельник Челкаша, рыжеволосый, только упоминается в тексте. По причине повреждения ноги не смог составить компанию своему приятелю-вору и выбыл из повествования. Посетители кабака — несколько ярких фоновых образов в эпизоде, где Гришка и Гаврила посещают кабак. Перед взором Гаврилы предстает «пьяный рыжий человек в матросском костюме», очевидно, не русский, урчащий, икающий, пытающийся напевать песню себе под нос. Здесь же мимолетно замечены две черноволосые молдаванки, «скрипящие» песню пьяными голосами. Описание разношерстного и своеобразного контингента прибрежной забегаловки важно для представления читателя о мире, который окружает героев. Пересказ произведения «Челкаш» по главам Рассказ начинается с небольшого вступления, содержащего красочное описание морской гавани и жизни порта, который под пером Горького представляется промышленной громадой. Шумный и огромный порт — творение рук человеческих, но он как будто «поглощает» человека, на его фоне суетящиеся люди смотрятся «жалкими», среди шума, в череде множества разных звуков человеческие голоса едва слышны. Стоял жаркий день. Зной «пек изнури». Атмосфера напряжена так, что кажется, что вот-вот «разразится катастрофа», взрыв, после которого будет дышаться легко, наступит спокойствие и умиротворение. Двадцать мерных ударов в колокол — специальный сигнал, известивший о начале обеденного перерыва, в порту всё на время затихает, голоса людей становятся слышней. I глава Грузчики «рассыпались по гавани», ринулись шумными группами к торговкам, покупать у них разную снедь и приступили к трапезе. Во время обеда в порту появляется хорошо известный здешнему люду матерый вор Гришка Челкаш. Своим обликом он разительно выделялся на фоне портового контингента. Гришка Челкаш, старый травленый волк… заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся… Челкаш явился сюда, чтобы найти своего друга и подельника по имени Мишка. Он поравнялся с группой рабочих, в их числе был «коренастый малый» со следами побоев. Гришка беседует с ним, справляется о Мишке, но парень ничем не может ему помочь: «Давно не видал! Далее Челкаш встречается с портовым сторожем Семенычем. Исполняя свои обязанности по обеспечению безопасности, Семеныч стремится выпроводить Челкаша с территории порта. В ответ на его расспросы делает вид, что не знает никакого Мишки. Челкаш продолжает диалог с ним, заговаривает зубы сторожу, и ему удается выведать информацию о приятеле. Оказывается, Мишка сломал ногу и угодил в больницу. Двое солдат выпроваживают Челкаша с территории порта. В голове вора созрел очередной незаконный план обогащения. Он собирается идти на дело, но для этого ему нужен напарник. Сноровки у Челкаша достаточно, но одному ему всё равно не справиться. Мишка сейчас был бы очень кстати, но коль он покалечился, нужно искать ему замену. На улице возле кабака Челкаш встретил молодого паренька, разговорился с ним. Молодой человек родом из деревни, старушка-мать болеет, отец давно умер. Он сильно нуждается в деньгах, рассказывает Челкашу о своих бедствиях, сетует на жизнь. Полторы сотни рублей ему бы хватило, чтобы встать на ноги. В реалиях конца XIX века, когда Горький писал свой рассказ, 150 рублей считались приличной суммой Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно. Дабы исправить своё бедственное положение, парень даже подумывал «пойти в зятья», то есть жениться на дочери зажиточного человека. Челкаш смекнул, что эту встречу можно обернуть в свою пользу и решает нанять паренька, не посвящая в курс дела. На вопрос собеседника о своей деятельности, Челкаш отвечает, что он рыбак. Грести будешь», — так Челкаш в общих чертах описывает суть предлагаемой работы. Парень не особо-то верит, что встреченный им субъект зарабатывает на жизнь честным трудом. Больно ты закомурист… темен ты», — выражает он сомнения в честности нанимателя. И, тем не менее, он соглашается работать на Челкаша. Новоявленные подельники наконец-то познакомились. Парень представился Гаврилой. Вместе Гаврила и Челкаш отправляются в трактир. Вор ведет себя в заведении по-свойски, фамильярно.
Лодка причалила к судну. Какие-то бородатые люди приняли привезенный товар и положили напарников спать. Глава третья На утро парень не мог узнать Челкаша, который предстал перед ним в новой одежде. У Гаврилы появилось желание снова поработать с человеком, которому так легко достаются большие деньги. Напарники вернулись на берег. В пути Челкаш отдал Гавриле причитающуюся ему долю. Парень с завистью заметил, какая огромная сумма осталась у вора. На берегу парень, упав в ноги Челкашу, стал умолять его отдать остальные деньги. Гаврила словно сошел с ума. Вор некоторое время с изумлением наблюдал за крестьянином, а затем бросил все деньги ему в лицо. Гаврила подобрал их и признался, что ночью хотел ударить Челкаша веслом, забрать всю выручку и бросить его тело в море. После этих слов Челкаш взял крестьянина за горло, забрал деньги и, повернувшись, пошел прочь. Внезапно Гаврила с большой силой кинул в его голову камень. Челкаш упал и потерял сознание. Гаврила сильно испугался и бросился бежать, даже не думая о деньгах. Однако в скором времени он вернулся и постарался привести вора в чувство. Крестьянин умолял Челкаша простить его, но тот с еще большим презрением сунул ему деньги. Случайные напарники разошлись в разные стороны. Известные цитаты Слова автора Горький М. Глава 2. Размышления Челкаша в барке сообщников. Слова автора Горький М. Глава 1.
Пальцы кривые, цепкие. Волосы черного цвета, с проблесками седины, постоянно всколоченные, как будто по ним никогда не проходила расческа. Нос прямой, острый, с горбинкой. Над губой виднелись вечно подрагивающие, непонятного бурого цвета усы. Глаза холодного, серого цвета. Взгляд прямой, неприятный. За модой вор явно не следил, одеваясь во всякое лохматье и отрепье. Сын состоятельного крестьянина, посвятивший несколько лет гвардейской службе, имевший семью, в составе которой жена Анфиса и ребенок, сейчас превратился в беспробудного пьяницу и ловкого вора, зарабатывающего на жизнь воровством в морском порту. Выпивал Гришка от безысходности. Не потому, что нравилось. Чтобы заглушить терзавшую его душевную тоску и не признаваться себе в том, что он, по сути, является отбросом общества. Да и воровать ему приходилось не ради удовольствия, а с единственной целью, найти денег на очередную порцию выпивки.
Исторический аспект
- Челкаш — Википедия с видео // WIKI 2
- Образ и характеристика Челкаша в рассказе «Челкаш» с цитатами
- Челкаш: краткое содержание и анализ рассказа Максима Горького
- Второстепенные персонажи
- Образ и характеристика челкаша в рассказе “челкаш” горького: описание внешности и характера
Челкаш смысл рассказа. Анализ произведения «Челкаш» М
Впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости. Он был уверен, что ловкости хватит у него, и, щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане явятся кредитные бумажки... Челкаш про себя обругался, думая, что одному, без Мишки, пожалуй, и не справиться с делом. Какова-то будет ночь?.. Он посмотрел на небо и вдоль по улице. Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно. Челкаш оскалил зубы, высунул язык и, сделав страшную рожу, уставился на него вытаращенными глазами. Парень, сначала недоумевая, смигнул, но потом вдруг расхохотался, крикнул сквозь смех; «Ах, чудак! Ему сразу понравился этот здоровый, добродушный парень с ребячьими светлыми глазами.
Плохи дела-то! Шесть гривен в Кубани платили. А раньше-то, говорят, три целковых цена, четыре, пять!.. Раньше-то за одно погляденье на русского человека там трёшну платили. Я вот годов десять тому назад этим самым и промышлял. Да напоят, накормят. И живи сколько хочешь! Парень, слушая Челкаша, сначала широко открыл рот, выражая на круглой физиономии недоумевающее восхищение, но потом, поняв, что оборванец врет, шлепнул губами и захохотал. Челкаш сохранял серьезную мину, скрывая улыбку в своих усах. Нет, ей-богу, раньше там...
Ведь и я говорю, что, мол, там раньше... Али портной?.. Ишь ты! Что же, ловишь рыбу?.. Здешние рыбаки не одну рыбу ловят. Удочки такие есть для этого... Из тех, может, рыбаков, которые про себя поют: Мы закидываем сети Да по амбарам, по клетям!.. Как же!.. Ничего ребята, вольные, свободные... Ты разве любишь свободу?
Еще бы! Гуляй знай, как хошь, бога только помни... Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня. А как? Пойду я в зятья в хороший дом. Кабы выделили дочь-то!.. Ну, и буду я ломать на него... Вишь, какие дела-то! Хошь выделить Марфу? Не надо!
Слава богу, девок в деревне не одна она. И был бы я, значит, совсем свободен, сам по себе... Ну и пойдешь в батраки... Своим хозяйством не исправлюсь я, ни в каком разе!
И настроение Григория сродни морской стихии: такое же переменчивое. То он идёт хмурый и неразговорчивый, то он «весёлый и едкий», то равнодушный, то спокойный. Григорий пользуется уважением среди портового люда. Ему доверяют, с ним советуются, выкладывают ему последние новости. У него репутация наглого и ловкого, но честного вора. О честности Челкаша говорит тот факт, что ему часто дают взаймы, зная, что он вернёт деньги. Столкновение Опустившийся, вечно пьющий, ворующий Григорий, в душе остался благородным и добрым. При найме Гаврилы в нём борются два чувства: с одной стороны, ему нужен помощник, чтобы пойти на дело, но, с другой стороны ему жалко этого простого крестьянского парня, «сосунка», которого он толкает на дурной путь. По отношению к Гавриле, Челкаш часто проявляет разное отношение: сочувствие, жалость, доброту, жестокость, неприязнь. Эти противоречия подчёркивают непостоянный нрав Григория и недоверие к новому подельнику. Они слишком разные: свободолюбивый, смелый, независимый, уверенный в себе, познавший жизнь Челкаш и приземлённый, молодой, трусоватый, покорный Гаврила. Столкновение двух этих людей и, последовавшая следом, драма лишь подчёркивают подозрения Челкаша и говорят о его благородстве, презрении к подлости и предательству.
Они опять переменились местами, причем Челкаш, перелезая на корму через тюки, ощутил в себе острое желание дать Гавриле пинка, чтобы он слетел в воду. Короткий разговор смолк, но теперь даже от молчания Гаврилы на Челкаша веяло деревней… Он вспоминал прошлое, забывая править лодкой, повернутой волнением и плывшей куда-то в море. Волны точно понимали, что эта лодка потеряла цель, и, все выше подбрасывая ее, легко играли ею, вспыхивая под веслами своим ласковым голубым огнем. А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни. Челкаш дрогнул и оглянулся тревожным взором хищника. Гребни-ка погуще… — Задумался? Сейчас вот сдам и денежки получу… Н-да! Кабы мне, горюну!.. Эх, и сыграл бы я песенку с ними!.. Сейчас бы… И Гаврила полетел на крыльях мечты. А Челкаш молчал. Усы у него обвисли, правый бок, захлестанный волнами, был мокр, глаза ввалились и потеряли блеск. Все хищное в его фигуре обмякло, стушеванное приниженной задумчивостью, смотревшей даже из складок его грязной рубахи. Он круто повернул лодку и направил ее к чему-то черному, высовывавшемуся из воды. Небо снова все покрылось тучами, и посыпался дождь, мелкий, теплый, весело звякавший, падая на хребты волн. Лодка стукнулась носом о корпус барки. Дождь пошел еще, не мог раньше-то! Эй вы, губки!.. В минуту они были на палубе, где три темных бородатых фигуры, оживленно болтая друг с другом на странном сюсюкающем языке, смотрели за борт в лодку Челкаша. Четвертый, завернутый в длинную хламиду, подошел к нему и молча пожал ему руку, потом подозрительно оглянул Гаврилу. Гаврила, идем! Есть хочешь? Потом он вытянулся рядом с Гаврилой, заложив руки под голову, поводя усами. Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу, и плескались волны о борта… Все было грустно и звучало, как колыбельная песнь матери, не имеющей надежд на счастье своего сына… Челкаш, оскалив зубы, приподнял голову, огляделся вокруг и, прошептав что-то, снова улегся… Раскинув ноги, он стал похож на большие ножницы. III Он проснулся первым, тревожно оглянулся вокруг, сразу успокоился и посмотрел на Гаврилу, еще спавшего. Тот сладко всхрапывал и во сне улыбался чему-то всем своим детским, здоровым, загорелым лицом. Челкаш вздохнул и полез вверх по узкой веревочной лестнице. В отверстие трюма смотрел свинцовый кусок неба. Было светло, но по-осеннему скучно и серо. Челкаш вернулся часа через два. Лицо у него было красно, усы лихо закручены кверху. Он был одет в длинные крепкие сапоги, в куртку, в кожаные штаны и походил на охотника. Весь его костюм был потерт, но крепок, и очень шел к нему, делая его фигуру шире, скрадывая его костлявость и придавая ему воинственный вид. Тот вскочил и, не узнавая его со сна, испуганно уставился на него мутными глазами. Челкаш захохотал. Ну и пуглив же ты! Сколько раз умирать-то вчера ночью собирался? Ведь можно было душу загубить на всю жизнь! Да ведь это — как тебе сказать? Из-за какой корысти?.. Ничего… Это можно… — Стой! А как душу-то загубишь?.. Челкаш весело хохотал. Едем на берег… И вот они снова в лодке. Челкаш на руле, Гаврила на веслах. Над ними небо, серое, ровно затянутое тучами, и лодкой играет мутно-зеленое море, шумно подбрасывая ее на волнах, пока еще мелких, весело бросающих в борта светлые, соленые брызги. Далеко по носу лодки видна желтая полоса песчаного берега, а за кормой уходит вдаль море, изрытое стаями волн, убранных пышной белой пеной. Там же, вдали, видно много судов; далеко влево — целый лес мачт и белые груды домов города. Оттуда по морю льется глухой гул, рокочущий и вместе с плеском волн создающий хорошую, сильную музыку… И на все наброшена тонкая пелена пепельного тумана, отдаляющего предметы друг от друга… — Эх, разыграется к вечеру-то добре! Он был уже мокр с головы до ног от этих брызг, разбрасываемых по морю ветром. Гаврила пытливо посмотрел на него… — Ну, сколько ж тебе дали? Гаврила увидал пестрые бумажки, и все в его глазах приняло яркие, радужные оттенки. А я ведь думал: врал ты мне!.. Это — сколько? Кабы этакие деньги!.. Хочешь, сейчас дам? Я приму! Гаврила весь трепетал от ожидания, острого, сосавшего ему грудь. Прими, брат, пожалуйста! Очень я тебя прошу, прими! Не знаю я, куда мне такую кучу денег девать! Избавь ты меня, прими-ка, на!.. Челкаш протянул Гавриле несколько бумажек. Тот взял их дрожащей рукой, бросил весла и стал прятать куда-то за пазуху, жадно сощурив глаза, шумно втягивая в себя воздух, точно пил что-то жгучее. Челкаш с насмешливой улыбкой поглядывал на него. А Гаврила уже снова схватил весла и греб нервно, торопливо, точно пугаясь чего-то и опустив глаза вниз. У него вздрагивали плечи и уши. Нехорошо… Впрочем, что же?.. Крестьянин… — задумчиво сказал Челкаш. И он отрывисто, торопясь, точно догоняя свои мысли и с лету хватая слова, заговорил о жизни в деревне с деньгами и без денег. Почет, довольство, веселье!.. Челкаш слушал его внимательно, с серьезным лицом и с глазами, сощуренными какой-то думой. По временам он улыбался довольной улыбкой. Волна подхватила лодку и ловко ткнула ее в песок. Лодку нужно вытащить подальше, чтобы не смыло. Придут за ней. А мы с тобой — прощай!.. Отсюда до города верст восемь. Ты что, опять в город вернешься? На лице Челкаша сияла добродушно-хитрая улыбка, и весь он имел вид человека, задумавшего нечто весьма приятное для себя и неожиданное для Гаврилы. Засунув руку в карман, он шелестел там бумажками. Челкаш посмотрел на него. Челкашу стало не по себе при виде такого возбуждения в этом парне. Он ждал, чем оно разразится. Гаврила начал как-то странно смеяться смехом, похожим на рыдание. Голова его была опущена, выражения его лица Челкаш не видал, смутно видны были только уши Гаврилы, то красневшие, то бледневшие. Мнется, как девка!.. Али расставанье со мной тошно? Эй, сосун! Говори, что ты? А то уйду я!.. Песчаный и пустынный берег дрогнул от его крика, и намытые волнами моря желтые волны песку точно всколыхнулись. Дрогнул и Челкаш. Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дернул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак. Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и просительным шепотом Гаврилы: — Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?.. Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей!.. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?.. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне! Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, сидел на песке, откинувшись назад и упираясь в него руками, сидел, молчал и страшно таращил глаза на парня, уткнувшегося головой в его колени и шептавшего, задыхаясь, свои мольбы. Он оттолкнул его, наконец, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки. Жри… — крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем. Разжалобился вчера я, вспомнил деревню… Подумал: дай помогу парню. Ждал я, что ты сделаешь, попросишь — нет? А ты… Эх, войлок! Разве из-за денег можно так истязать себя? Жадные черти!.. Себя не помнят… За пятак себя продаете!.. Спаси Христос тебя! Ведь это теперь у меня что?.. Вовек не забуду!.. И жене и детям закажу — молись! Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. И эта мысль и ощущение, наполняя его сознанием своей свободы, удерживали его около Гаврилы на пустынном морском берегу. Челкаш молчал и по-волчьи скалил зубы. Гаврила все изливался: — Ведь я что думал? Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!.. Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться — как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать? Челкаш, прямой, сухой, хищный, зло оскалив зубы, смеялся дробным, едким смехом, и его усы нервно прыгали на угловатом, остром лице. Никогда за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен. Но он не сделал пяти шагов, как Гаврила кошкой изогнулся, вскочил на ноги и, широко размахнувшись в воздухе, бросил в него круглый камень, злобно крикнув: — Рраз!.. Челкаш крякнул, схватился руками за голову, качнулся вперед, повернулся к Гавриле и упал лицом в песок. Гаврила замер, глядя на него. Вот он шевельнул ногой, попробовал поднять голову и вытянулся, вздрогнув, как струна. Тогда Гаврила бросился бежать вдаль, где над туманной степью висела мохнатая черная туча и было темно. Волны шуршали, взбегая на песок, сливаясь с него и снова взбегая. Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху. Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешел в плотный, крупный, лившийся с неба тонкими струйками. Они сплетали целую сеть из ниток воды — сеть. Гаврила исчез за ней. Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. Но вот из дождя снова появился бегущий Гаврила, он летел птицей; подбежав к Челкашу, упал перед ним и стал ворочать его на земле. Его рука окунулась в теплую красную слизь… Он дрогнул и отшатнулся с безумным, бледным лицом. Челкаш очнулся и толкнул Гаврилу от себя, хрипло сказав: — Поди прочь!.. Лицо у него было бледное, злое, глаза мутны и закрывались, точно он сильно хотел спать. Сделал свое дело… иди! Лицо Челкаша было теперь в уровень с лицом Гаврилы. Оба были бледны и страшны.
Публикация открыла новые возможности юному и талантливому автору, и его персону стали активно обсуждать в литературных кругах. Уже в 1898 году книга Горького была выпущена в двух томах. Героем рассказа стал босяк, сосед по палате, с которым писатель познакомился, когда попал в больницу в 1891 году. Творчество Горького соответствовало жанру реализма, но имело черты раннего романтизма, то есть отмечалось смешивание двух литературных направлений: признаки обыденной жизни бродяги, живая речь, общественные проблемы указывают на реализм; образы природы моря , индивидуализм главного героя являются чертами романтизма. Горький привнес новое направление в русскую литературу — социальный реализм. Оно и сюжетом, и лексикой значительно отличается от работ известных авторов, таких как Толстой и Чехов. Произведение Горького было раскритиковано из-за того, какому слою оно было посвящено. Эксперты в своих очерках посчитали, что писатель несправедливо возвеличил социальную группу, которую нельзя назвать самой благородной из существующих. Композиция рассказа Рассказ «Челкаш» содержит вступление и 3 главы. Вначале описывается морской порт. Горький показывает читателям окружающую главных персонажей среду. Тут, на фоне огромных кораблей, шумной атмосферы, люди, словно муравьи, беспорядочно передвигаются по территории. В первой главе рассказа писатель дает представление о главном герое, Челкаше. Автор знакомит с характеристикой человека, который известен всему порту и пользуется уважением со стороны людей, несмотря на то, что он является находчивым вором. Здесь же случается связка: читатель знакомится с новым действующим лицом — Гаврило. Вторая глава раскрывает главного героя еще больше, описывая его внутренний мир. Но не только Челкаш показывается перед читателями, здесь же происходит кульминация, проявляется характер Гаврило, автор раскрывает нутро обоих персонажей. Описанием морских волн, которые смыли за собой следы недавнего конфликта, автор завершает повествование. Таковы особенности композиции рассказа «Челкаш». Анализ произведения также предполагает изучение других важных аспектов, в частности, имеющего в нем место конфликта. Описание конфликта В рассказе встречается несколько конфликтов, которые детально раскрывают тематику. Первый — между человеком и научным прогрессом. История берет начало именно с этого момента. Продвижение в науке, как многие полагают, должно было подарить комфортную жизнь людям, помочь избавиться от трудностей настолько, насколько это возможно, однако автор не разделяет эту мысль. Он размещает по сюжету огромные роскошные пароходы рядом с бедными работниками, обслуживающими их. Прочие конфликты: Бродяжничества и крестьянства. По тексту совершенно разные люди, несмотря на отличие, находят друг в друге роднящие их качества. Челкаш замечает в Гаврило человека, мечтающего о свободе, а тот, смотря на своего знакомого, видит обычного крестьянина.
Челкаш это кто такой?
Челкаш верует в бога, пытается жить по христианским правилам, несмотря на ТО, что являлся вором. Значение слова Челкаш на это Челкаш «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Краткое содержание рассказа Челкаш, Главные герои Челкаш и Гаврила, Сравнительная характеристика героев антиподов. Рассказ «Челкаш», анализ которого представлен в статье, написан в 1894 году. Смотрите видео на тему «Челкаш Горький Краткое Содержание» в TikTok.
Челкаш смысл рассказа. Анализ произведения «Челкаш» М
Поговорим о произведении Горького Челкаш, кто такой вы сможете выяснить чуть ниже по тексту. Подробную характеристику главных и второстепенных героев повести Челкаш читайте в этой статье. «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко. Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки.
Челкаш: образ и характеристика Челкаша
Читать онлайн книгу «Челкаш» автора Максима Горького полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Челкаш Деньги ему нужны для того, чтобы пить, угощать других, забыть о том, что он отверженный, босяк. Поэтому между ними произошла ссора: Челкаш не выдержал такого издевательства над его (Челкаша) мировоззрением. Челкаш родом из крестьянской семьи, одно время он был на военной службе, но потом стал бродягой и жуликом. Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью.
Челкаш: образ и характеристика Челкаша
челкаш это кто такой Писатель Максим Горький. Главные герои произведения: вор, гуляка Челкаш и крестьянин Гаврила. «Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. При его поддержке «Челкаш» был впервые опубликован в 6 номере журнала «Русское богатство» 1895 года.