«АССА» Сергея Соловьёва — фильм, который определил творчество режиссера и сыгравших в нем актеров, став одним из самых ярких символов перестройки, после которого Татьяна Друбич, мальчик Бананан и песня «Перемен!» вошли в историю навсегда. Драма, криминальный, романтика. Режиссер: Сергей Соловьев. В ролях: Натан Эйдельман, Анатолий Сливников, Герман Шорр и др. Музыка: Борис Гребенщиков. При этом «Асса», будучи абсолютным фильмом на вырост, оказалась очень длинным процессом. «Кино » представляет вашему вниманию информацию о фильме Асса (Assa): актеры, рецензии, возможность оставить отзыв к кинокартине Асса.
Отзывы о фильме Асса
Но Соловьев не был бы большим художником, если бы ограничился одним лишь социальным протестом. Проблематика фильма шире — это, скорее, протест метафизический. Ведь при любом общественном строе люди буду лгать, убивать и малодушничать. Примерно в это же время Егор Летов пел: «А кто не обломался, тем еще предстоит… Я всегда буду против», — предсказывая крах любых социальных перемен. Слишком для многих самым верным компасом стала хрустящая сторублевка».
Так что нет ничего удивительного, что «Асса» сегодня не кажется устаревшей не только по содержанию, но и по форме. Линейное развитие сюжета вдруг прерывается отрывками из истории Павла I Крымов читает книгу о нем. Кто следит за Крымовым? Что видит во сне мальчик Бананан?
Всё это непонятно. Критик Станислав Рассадин, один из идейных вождей поколения «шестидесятников», фильм не принял и ругал за выпендреж. Но даже он признавал, что вышло у Соловьева «не хуже, чем в Голливуде». И действительно, несмотря на эксперименты с формой и монтажом, режиссер использует очень традиционную, в определенном смысле «голливудскую» сюжетную схему.
Это кино почти индийское: все поют и умирают. Сам режиссер называл свою картину «рыночным ковриком со вставками из Баха». Фильм отчаянно хочет нравиться, и ему это удается. Более того — обаяние картины нисколько не меркнет с годами.
Универсальный сюжет о любви и смерти понятен каждому. Немало сомнений вызывал образ мальчика Бананана. Неправдоподобной критики сочли и историю, разворачивающуюся в фильме: «Внешность и манеры главного героя из молодежной среды — Бананана — соответствуют образу люмпен-интеллектуала постпанковского типа, человека, не привязанного к материальным ценностям, живущего в мире дешевого самодельного дизайна и в духе моды начала 60-х годов. Его бородатый коллега из ансамбля — обладатель старинной машины с новым мощным двигателем.
Откуда такие деньги у мальчиков? Сноска внизу статьи: «Серьга в правом ухе — опознавательный знак для гомосексуалистов». Главный персонаж, кажется, мог бы сказать о себе, ничуть не слукавив, словами героев фильма «Бумажный солдат»: «Симпатичные мы, но какие-то бессмысленные». Один из ранних рисунков, в которых фигурирует слово «Асса».
Источник «Асса» так сильно повлияла на окружающую реальность, что некоторые люди выбирали это слово в качестве имени для своих детей. За примером далеко ходить не надо — он перед вами. Родиться в Петербурге в семье двух водителей трамвая — в этом уже есть что-то кинематографическое, что-то балабановское. Впечатленная фильмом, мама решила назвать дочь красивым и непонятным словом.
Также известно, что это композиция появилась из-за счастливой случайности. Почему счастливой? Потому что она идеально открывает пластинку сразу погружая слушателя в особую атмосферу того времени. Эта композиция не является любимой для группы Аквариум. Концертов где группа исполняла данную песню почти нет. Сам Борис Гребенщеков говорил:...
Для пластинки записана версия с вокалом Рыженко. Это песня отсылает нас к главному антагонисту этой картины. Андрей Крымов — авторитет криминального мира, вокруг которого и случаются трудности для главных героев. Она хорошо передает трудные отношения между героями и, конечно, идеально вписывается в концепт пластинки. Говорить, что это композиция сама по себе культовая, нет смысла. Энергия, которая есть на этой пластинке в этом исполнении, не передаваемая.
Еще в 85м с экранов голубых огоньков качала косой и платьями в пол Толкунова, а тут оп — и «папики» с «мочалками», интердевочки и маленькие веры, и откуда только повылезали. И соловьев здесь с АССой тоже. Это его эпоха, его, соловьевские, стенания и правды.
Он просто взял и показал, что новое уже пришло, оно не постановочно красивое, а странное, иногда страшное и кривое. Но оно наше. Фильм так себе, на фоне нашего времени.
На фоне прошлого — прорыв безусловно. ПЫСЫ: раньше всегда думала, что в фильме снимается Цой, такое разочарование. Мне нравится «Асса», это фильм с интересным сюжетом и яркими персонажами.
И для меня это не столько красивая картинка, сколько поучительная история. Вот Алика. Хрупкая и романтичная девушка, которой многие сочувствуют.
Безусловно, она запуталась в своих чувствах. Но неужели, связываясь с Крымовым, она не понимала, кто он такой? Это прекрасно видно даже по косвенным признакам.
Наверное, все действительно гораздо проще: девочке из бедной семьи захотелось красивой жизни. Но давно уже известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке: только вот Алика была уверена, что отношения с криминальным авторитетом вдвое старше ее самой сложатся безоблачно. И тут появляется молодой романтик Бананан, со своим большим и светлым чувством.
Конечно, парень он интересный, со своими взглядами на жизнь и своеобразным чувством юмора — словом, с ним не соскучишься. К тому же он ровесник Алики. И вот Алика понемногу теряет интерес к Крымову в пользу Бананана.
Точнее, не так: она не теряет интерес к его финансовому положению, но вот общаться все больше предпочитает с Банананом. А что же Крымов? Да, он циничный злодей, главарь банды и подпольный воротила.
Но этот персонаж, к тому же сыгранный Говорухиным, неожиданно привлекателен. Если отбросить криминал — Крымов начитан, культурен, интеллигентен, с прекрасным чувством юмора. К тому же в 50 лет он поддерживает прекрасную физическую форму, которой позавидуют многие 20-летние.
Последнее особо подчеркивается в сцене с заплывом в Черное море: «старик» Крымов легко уделывает Бананана, который в свои 20 лет никаким спортом не занимается и здоровый образ жизни уж явно не ведет. Даже воочию убеждаясь в продажности и легкомысленности Алики сцена, где он видит их с Крымовым выходящими из ресторана , Бананан все еще на что-то надеется. Потом точно так же наглядно он убеждается в опасности самого Крымова — но все равно идет наперекор.
И ведь Бананан знал, что Алика «занята»! И тем не менее продолжал с ней встречаться, оскорбляя тем самым чувства Крымова. Что характерно: Крымов предлагает Бананану очень мягкий способ уйти с его дороги.
Но гордость, а точнее — глупость, не позволяет Бананану принять верное решение. Та глупая гордыня, из-за которой он попал в изолятор не сняв серьгу по требованию милиционера , поплыл вместе с Крымовым в ледяное море и едва не погиб почему-то здесь ему не хватило мужества отказаться — словом, беспросветная тупость и нежизнеспособность этого неформала, который смотрит на мир сквозь розовые очки, закономерно привела его к гибели. Глупой и бессмысленной.
Ради кого? Ради чего? О том, к чему пришла Алика, всем и так известно.
Ее запутанные чувства привели к гибели и Бананана, и Крымова, а ее саму — за решетку. Музыка — всего лишь красивый фон для этой истории, но эпилог с Цоем — это, конечно, самый яркий музыкальный момент. Это просто 2,5 часа полного погружения и невероятного наслаждения, и каждый раз почти как в первый.
Один из любимых фильмов. До сих пор трудно поверить, что Такое снято 30 лет назад в нашей стране! Но это нисколько не умалило достоинств фильма, а лишь сделало его доступнее для большего числа зрителей, что является здесь однозначным плюсом.
Это тот фильм, в котором столь много деталей, тем, образов, что, вероятно, каждый человек найдёт в нём по крайней мере одну цепляющую сцену. Как бы между строк поднято множество проблем, начиная неравными браками и заканчивая неуважением соседей в «хрущовках». Значительно усиливают эффект и раскрывают тему удачно подобранные песни, «Сны Бабанана» и параллельная сюжетная линия о свержении Павла 1.
Также мне кажется очень эффектной и важной роль лилипутов. Интересным персонажем является Крымов, поскольку он, будучи криминальным авторитетом, тем не менее, отнюдь не показан бескультурным, грубым, озлобленным. Напротив, это очень образованный, утонченный и сдержанный человек.
Он даже проявляет благородство в обращении с Банананом — долго ведет «негласную борьбу», затем честно предлагает ему взять деньги и уехать, предупреждая, что сделает в противном случае, а только затем это случается. Также его отношение к Алике явно глубже, чем к просто «любовнице». Впрочем, видно, что в моменты, когда он теряет самоконтроль, его поведение довольно жестоко.
В общем, этого персонажа невозможно отнести к однозначно негативным. В фильме многие знакомые вещи показаны под необычным углом, как та же самая Ялта в мокром снегу, очень атмосферная и нехарактерная. Всё это действительно делает его ценным и особенным.
Смотреть можно неоднократно с большим удовольствием и интересом. То есть, фильмом вокруг которого создан некий культ поклонниками. На первый взгляд, культовый он именно из-за присутствия в нём песен рок-команд того времени: «Аквариум», «Кино», «Браво».
И даже «Весёлые ребята», в которой в разное работал весь цвет отечественной музыки и Буйнов, и Градский, и даже Пугачёва , отчего репертуар группы охватывал большое количество жанров. Также, это редкий художественный фильм, где поклонники могли увидеть живого Цоя, да ещё и послушать его великую песню «Перемен! А поклонники «Аквариума», например, могли растаять от слов Бананана о том, что БГ — Бог и от него исходит сияние.
Тогда люди не знали, что боги, от которых исходит сияние, сами питались светом забугорных рок-коллективов. Я веду к тому, что не хочется нарекать фильм культовым и рассматривать его, как некое явление рок-исполнителей народу. То, что там мелькнул Цой, прозвучало несколько песен Гребенщикова — не должно на меня оказывать влияния.
Всё-таки уже не 90-е и я не старшеклассник, расклеивающий на стенах постеры любимых групп, и оттого так жадно ловящий их появление в каком-то фильме. А я знаю ребят, которые засматривали до дыр именно последние 5 минут фильма. Без этого очарования кино откровенно балансирует между даже непонятно чем.
Всего там понемногу. И какой-то туманный холодный артхаус. И вроде как любовный треугольник, трагедия как будто по Шекспиру.
И немного чернухи и криминала. Баширов привносит что-то комедийное. Но это настолько комедийно, насколько вообще может быть смешон жалкий уголовник, что-то несвязно рассказывающий.
Посреди этого Скайрима возникает ещё одна сюжетная линия прямиком из 1801 года о свержении императора Павла I. Зачем она тут? Почему именно она, а не какая-то другая?
Если порассуждать о персонажах, то тоже не всё ясно. То ли так задумано, то ли дело в игре Татьяны Друбич, но любви к Бананану я не увидел. Во-первых, он был ей просто другом, который на фоне остального окружения выглядел нетривиально.
А во-вторых, она сама сказала Бананану, что любит Крымова. Не назло, не провоцируя, не вызывая ревность, а очень тихо и просто. Потому что парню, который у тебя во френдзоне можно сказать, что ты любишь какого-то мужчину.
Получается, что любовного треугольника как такового и не было. Были два разнополых друга и комплексовавший по этому поводу «папик». Кстати, Станислав Говорухин очень неплохо изобразил этакого советского мафиози.
В общем, я сам не понимаю своё отношение к фильму. Он долгий, мрачный, с порой странными сценами, которые нужны только для того, чтобы подчеркнуть артхаусность например, два сна Бананана или даже вплетение истории смерти Павла I. При этом своей основной сюжетной линией он прост и понятен.
Даже выполнен так, чтобы вызывать эмоции у зрителя. Но культовость ему гарантировали несколько джокеров в колоде — песни и вообще такие личности, как Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Необыкновенное, поэтичное кино.
Соловьеву удалось невозможное — чистой воды арт-хаус сделать понятным и любимым милллионами. С психологической точки зрения, возможно, потому что настроение тех лет передано идеально — томительно-гнетущее ожидание, невысказанная угроза, декаданс. С кинематографической точки зрения каждый план, каждая мизансцена выстроены изумительно.
С точки зрения построения кадра, игры со светом эта работа оператора Павла Лебешева сравнима, пожалуй, лишь с фильмами Рустама Хамдамова. Великолепно, необыкновенно красиво. Каждый герой необыкновенно притягателен и является носителем какой-то невысказанной тайны.
Если говорить о сюжете поверхностно, то, не сочувствуя Крымову, его тем не менее легко понять — всю жизнь он противостоит системе, главным образом интеллектуально; всю жизнь живет на грани жизни и смерти в финальных титрах описан его жизненный путь, где среди прочего указано, сколько раз он находился под следствием. И вот, когда он наконец уверовал, что встретил верного друга, которому может доверять, тот от него ускользает — причина же ему, интеллектуалу и цинику, абсолютна не ясна, и новое увлечение Алики кажется Крымову противоестественным. Ведь Бананан — и в самом деле талантливый, но «фук».
И вот это бессилие объяснить, понять и заставляет его «устранить» то, что непонятно, то с чем нельзя договориться. Если же мыслить аллегорически, то рискну предположить, что фильм в общем-то о матушке-России и в художественной форме констатирует, что страна подошла, увы, к точке безысходности — здесь задыхаются и погибают и молодые, кто лишь учится жить; но и те, кто пока «правит бал», также чувствуют себя взаперти и смертельно устали. Зачем учитывать положительный ответ явного пэтэушника на вопрос о наличии у него ученой степени или записывать возраст «двадцать восемь» со слов старой толстой тетки?
Конечно, чтобы знать настоящую правду: о том, как люди видят самих себя. Это ни в коем случае не документ о самой эпохе, но документ о представлениях советских «креативных людей», живших в заповедном мире своих очаровательных иллюзий. Картина Соловьева оказалась столь чистой, понятной и привлекательной, что многие современные зрители «Ассы» испытывают необъяснимую тоску по СССР — даже те из них, кто советских времен не застал и в помине.
В свое время «Асса» была больше чем фильмом — в момент выхода она стала социальным явлением, хорошо вписавшись в предсмертную лихорадку СССР. В конце 80-х советская культура билась в конвульсиях: в гордящемся офигенным уровнем образования Советском Союзе из телевизоров лечили экстрасенсы Чумак и Кашпировский, первое же попавшее на экран латинское мыло «Рабыня Изаура» произвело неописуемый фурор, а по ночам на нас смотрел «Взгляд» глазами молодых неиспорченных журналистов. Внешняя оболочка — криминальный сюжет о махинациях комбинатора Крымова и борьбе с ним какой-то не очень доблестной тут милиции.
Интрига переведена из криминальной плоскости в личностную; основная линия фильма — пиррова победа опытного мужика «папика» над пылким юношей в борьбе за обладание запутавшейся девушкой. Ядро же «Ассы», и принесшее ей когда-то культовый статус, — демонстрация трудящимся советским массам массы, так сказать, не очень трудящейся: «неформалов» символична в этом смысле встреча в КПЗ Бананана и «поддерживающего власти» гопника. Что касается актерской игры, то следует честно признать, что весь фильм держится на Татьяне Друбич: рядом с ней остальные профессиональные и случайные актеры выглядят жалкими статистами.
Некоторый плюс, однако, в том, что избранная режиссером форма до известной степени вытягивает слабую игру отдельных исполнителей: мол, ребята, не волнуйтесь, все по плану — это не он мимо нот мажет, это ноты такие прописаны. Крымов слишком уж похож на Говорухина. Африка не блеснул; впрочем, очевидно, что он и не мог блеснуть.
А вот кто произвел неизгладимое впечатление, так это Виктор Цой в эффектной концовке. Мы ждали перемен! Э-хе-хе… Конечно, сам Соловьев, решивший показать драматическое столкновение живущего в мире своих снов юноши-музыканта Бананана и жестокой действительности в виде бармалея-Крымова, думал, что режет перед нами правду-матку твердой рукой хирурга.
Но совсем скоро стало ясно, насколько мир — наш, родной, советский — ярче, злее и сложнее. Мы наяву увидели, каких жутких монстров вынашивал в себе поздний, вконец извратившийся совок — и еще мы поняли слепоту художников, пропустивших зачатие и развитие этих чудовищ. Говорухин с его «Так жить нельзя» опоздал на несколько лет, а застрявшая на хипповой фазе развития интеллигенция не знала никакого положительного образа, кроме болтливого инфантильного Бананана — милого, симпатичного, абсолютно безвредного и нежизнеспособного юноши.
В переломные моменты нужны герои — а у нас оказался только мальчик Бананан. Чтобы победить, нужно драться — а этого интеллигенты не умели категорически. Так мы и жили… В общем, если хотите понять, почему у нас тогда ничего не получилось — посмотрите «Ассу».
Вы гуляете по городу, мимо кинотеатров, назревает желание отдать себя во власть хорошего кино, так, чтобы не просто отвлечься, но и проникнуться. Тут вам попадается название. Совершенно непонятное.
Ну «Асса» и «Асса», красивое словечко, не более. По афише не скажешь, вряд ли. С этими противоречивыми ощущениями вы вчитываетесь в короткую аннотацию.
Если попробовать сформулировать логлайн «Ассы», то выйдет примерно следующее: «Возлюбленная могущественного мошенника-махинатора приезжает на курорт в зимнюю Ялту и влюбляется в чудаковатого юношу-музыканта. Взаимное чувство молодых людей влечет за собой цепь непоправимых событий».
Эта композиция не является любимой для группы Аквариум. Концертов где группа исполняла данную песню почти нет.
Сам Борис Гребенщеков говорил:... Для пластинки записана версия с вокалом Рыженко. Это песня отсылает нас к главному антагонисту этой картины. Андрей Крымов — авторитет криминального мира, вокруг которого и случаются трудности для главных героев.
Она хорошо передает трудные отношения между героями и, конечно, идеально вписывается в концепт пластинки. Говорить, что это композиция сама по себе культовая, нет смысла. Энергия, которая есть на этой пластинке в этом исполнении, не передаваемая. Чувствуешь себя на концерте любимой группы, которую уже, к сожалению, не услышишь в живую.
Хотя Виктор Робертович Цой и не понимал, почему она находится в этом фильме, она передает то драгоценное, что есть в нём, раскрывая его и делая настолько непоколебимым и фундаментальным, оставаясь в самой глубине сердца и души. После прослушивания этой пластинки вы сможете слушать только эту версию легендарной песни.
Бунт, контркультура, агония СССР и другие смыслы культовой «Ассы»
Я просто отвечал на определенные вопросы. Понять задумку можно, лишь посмотрев всю трилогию. В финале "2—Асса—2" пел Шнуров. Что вы можете сказать о нем и его творчестве сегодня? Новость о роспуске группы была озвучена СМИ как раз во время интервью. Страшно переживал, когда Сережа вдруг закрыл "Ленинград" в 2008 году. Была такая пауза. И мало того что переживал — переживать и теленок может. Я постарался быть им полезным, притом что они делали новую группировку "Рубль". И я с этим "Рублем" даже по городам ездил.
У меня в жизни не было практики переодевания за ширмой перед концертом. А тут — пришлось. И сейчас мне хочется, чтобы у этих ребят постоянно что—то получалось так, как получалось в самом начале. Не могу сказать, что все мне близко, — нет, но интересно. Как—то у Сережи правильно мозги вставлены. Они шурупят по тем поводам, по которым стоит шурупить. Однажды Шнуров определил уровень нашей с ним "общей" жизни. Он как—то сидел у меня на даче, которой сейчас уже нет я ее продал. Мы с ним допивали бутылку водки, и Сережа — бывают у него такие моменты прозрения, когда глаза горят, как у орла, — сказал: "Ах, черт.
Как же мне жалко, что тебя не будет на лучшем в моей жизни концерте". Почему же, спрашиваю у него я, уж как—нибудь исхитрюсь. А он ответил, что, по его ощущениям, лучший концерт с "Ленинградом" они дадут, когда я уже грюкнусь. А почему, собственно, я должен грюкнуться раньше него? А он отвечает: для богатства сюжетной нагрузки. Но, говорит, конечно, они меня не бросят — дадут мне ослепительный концерт, который я, к сожалению, не услышу. Я ему не говорю, но я тоже работаю над своим концертом — нам есть в чем с ним посоревноваться. Кто был бы героем выдуманной "Асса—3"? Возможно, вы косвенно сказали об этом в фильме "Ке—ды"?
Есть очень интересные молодые и не очень молодые исполнители, композиторы. В фильме "Ке—ды", например, у меня снимался рэпер Баста — феноменальный человек.
Слово «асса» родилось в недрах художественного авангарда того времени. Соловьеву его в качестве названия предложил сам Сергей Бугаев Африка , исполнитель главной роли — мальчика Бананана.
Для кого-то это направление в авангардном искусстве 80-х, для кого-то — любое активное действие в таком значении слово ввел в обиход Виктор Цой , для кого-то — акроним: «Автор Соловьев Сергей Александрович». Многозначное название переливается неуловимыми смыслами и очаровывает само по себе, придавая фильму характерный терпкий привкус. Кадр из фильма «Асса». Книга перемен» вспоминает: «Соловьев дал мне задание, которое я, наверное, не забуду никогда.
Там должна была быть любовь. Он хотел трогательную чеховскую историю. И еще чтобы была современная музыка». Лидером проката «Асса» не стала, заняв лишь почетное шестое место в 1988 году, — «Маленькая Вера» собрала вшестеро большую аудиторию.
Но вряд ли кто-то усомнится в культовом статусе картины. Для поколения нынешних сорокалетних, которые смотрели этот фильм подростками, почти детьми, мир «Ассы» был откровением, навсегда перевернувшим жизнь. Саундтрек из фильма мгновенно стал хитом. Музыкальный критик Борис Барабанов признавался: «Когда вышел виниловый диск с саундтреком, я переписал его на кассету и слушал, не вынимая.
Мне казалось, что я был носителем тайного знания, доступного только жителям Москвы и Ленинграда. Приезжая с родителями в эти города, я тут же заказывал в местных студиях звукозаписи всё, что только выходило из-под пера этих авторов и их соратников. Один из главных аттракционов фильма — финальное выступление «Кино» и Виктора Цоя. Для съемок эпизода устроили бесплатный концерт группы в московском саду «Эрмитаж».
Выступление закончилось невиданным аншлагом, и толпа чуть не разнесла все скамейки. По воспоминаниям актера Юрия Шумило, работавшего администратором, на площадке царило настоящее буйство. Пришло около 12—13 тысяч зрителей, которые быстро превратились в неуправляемую толпу. Попытки навести порядок с помощью микрофона были безуспешными.
Кто-то жег дымовухи, а у одной из женщин загорелись волосы. Шумило пришлось сначала потушить огонь, а потом взять за кадык и вырубить «поджигателя». История создания «Ассы» — это пример удивительного симбиоза двух неблизких лагерей: рок-музыкантов и кинематографистов. Ведь снимал картину не какой-нибудь неформал, а взрослый почтенный режиссер, лауреат Госпремии.
Рокеры воспринимали киношников как конформистов и представителей режима. Само участие в работе над фильмом превратилось в позицию и послужило причиной нешуточных конфликтов. Скажем, художники, не занятые в съемках «Ассы», перестали общаться со своими коллегами по цеху, трудившимися над картиной, обвиняя их в конформизме, а Соловьева — в том, что он эксплуатирует контркультурщиков в своих целях.
Фразы из фильма мгновенно становились крылатыми. Жить жизнью грустно: работа — дом — работа — могила. Я живу в заповедном мире моих снов». Главное — ощущать себя зрячим человеком».
И режиссеру и зрителям интересно знать, как они живут, — не тусуются, а именно живут. И хотя сюжетно перенасыщенная история-детектив с историческими экскурсами мало пригодна для исследования жизни молодого поколения, она уже дает ту самую пищу для ума. Хочется найти типологические признаки поколения в поведении мальчика Бананана, в его странных поступках и странных песнях», — писал Александр Житинский в книге «Путешествие рок-дилетанта» [авторская пунктуация и орфография сохранена. На момент съемок Соловьеву было 44 года. За спиной у него — учеба в мастерской Михаила Ромма, экранизации новелл Чехова и членство в жюри Венецианского кинофестиваля. Разумеется, сам он мало походил на обаятельного бездельника Бананана. Но еще меньше — на циничного дельца Крымова.
На чьей же стороне симпатии автора? Кажется, что Соловьев находится где-то над схваткой. В эпоху всеобщего энтузиазма и страстного желания перемен он отстраненно взирает на происходящее, по-настоящему симпатизируя не своим героям, а уходящему времени. На его глазах распадается связь эпох. Исчезают с исторической сцены и прекраснодушные бестолковые мальчики Банананы, живущие в мире своих снов, и интеллигентные мафиози вроде Крымова. Каждый из них по-своему чужероден советской власти, но именно она делает их существование возможным. Вспомним одну из сцен.
Лежа в кровати в наушниках, Крымов крутит колесико радиоприемника. Оттуда звучат бравурные репортажи с полей. Крымов: «Как же это надоело: чем больше горбатишься, тем меньше зарабатываешь, неужели непонятно? Источник После распада Советского Союза, когда на экранах и в жизни появятся совсем другие персонажи, такие истории будут уже невозможны. Героями кооперативного кино станут рэкетиры, не знающие полутонов и рефлексий. Соловьев пел не осанну новой жизни, а отходную старой. Но делал это так весело и талантливо, что многие обманывались.
Журнал «Искусство кино» обращался к фильму «Асса» трижды на протяжении 1988 года. И хочется сказать: хватит ждать, ваша судьба зависит от вас самих». Но Соловьев не был бы большим художником, если бы ограничился одним лишь социальным протестом. Проблематика фильма шире — это, скорее, протест метафизический.
Для пущей наглядности. Конечно, в законах постсоветских государств и в речах постсоветского начальства хватает и такого официального сексизма. Но самая липучая, самая вязкая системность не в речах и законах. Она в привычках и в «нормальных» моделях поведения. Её сила — в невидимой руке статистики, которая держит нас за горло. Иллюстративный случай из жизни Во второй половине лихих девяностых я был студентом и пять лет жил в одной комнате с четырьмя сокурсниками по инъязу. Одно из самых жгущих воспоминаний того времени у меня связано, скажем так, с искусством. У нас, пацанов из Ленобласти, не было денег и богемных связей, но было время, молодость и много моделей для подражания — в том числе из советской контркультуры 80-х. Наша трёхместная комната в общаге на Детскосельском бульваре была моим Ленинградским рок-клубом; моей галереей «Асса» и Пушкинской 10. Мы писали песни, рисовали рисунки, снимали пост-пост-мета-мета-кино на ВэХаЭс-камеру одного из наших пап и говорили на диком жаргоне, сотканном из бесконечной языковой игры. Однажды вечером соседи по комнате обмотали меня с ног до головы кассетной плёнкой и выставили в коридор возле нашей комнаты. Рядом на стену прилепили бумажку: «Произведение современного искусства. Материалы: плёнка, [моя кличка]». Так, в роли произведения современного искусства, я стоял истуканом не менее часа. Слух о перформансе расползался по этажам. В какой-то момент снизу прибежала девчонка с сияющим лицом. Не говоря ни слова, она сунула в мою руку, торчащую из плёнки, здоровенный латунный подсвечник и убежала. Я, бляха-муха, не помню даже, с какого она была факультета. Несмотря на то, что она потом приглашала нас в гости. Несмотря на то, что она пыталась говорить со мной об искусстве и духовных безднах Петербурга. Безусловно, у меня уже тогда была аллергия на разговоры о духовных безднах Петербурга. Но друзьями с той девчонкой мы не стали вовсе не из-за этого. Друзьями мы не стали, потому что не было в программе такого алгоритма — дружить с девчонками. С девчонками либо хотелось трахаться, либо не хотелось. Если не хотелось, то к ним можно было ходить на шарлотку. Их можно было спрашивать про курсовую и снимать в кино на ВэХаЭс. Им можно было давать за глаза ваще прикольные клички Бузомнутая, Реактивная, Сексообильная и писать про них ваще прикольные песни. Но писать песни с ними, рисовать с ними, сочинять с ними дурацкие сценарии, на равных тусоваться с ними и по-дружески, в лицо, без снисхождения прикалываться над их слабостью к безднам Петербурга, ежели таковая слабость имела место, — вот это всё было за гранью моего представления о мире. Этого не было в «нормальных» моделях поведения. В моделях, которые мы с мальчишками унаследовали, мягко говоря, много от кого. В том числе от героев контркультуры 80-х. Мужчины, сделавшие «Ассу», смотрели на коллег женского пола примерно так же, как мы на соседок по общежитию. Позвольте достать четвёртую книгу , на этот раз чисто про «Ассу», и процитировать из неё слова режиссёра Соловьёва о модельерке Елене Зелинской, создательнице костюмов для фильма: Зелинскую мы звали Вазелинской. Она была хорошенькая, и все к ней приставали. Я помню, мы поехали в валютный какой-то санаторий, который тоже стоял пустой. Любая мужская тусовка — от воровской малины и студентов в общаге до группы «Аквариум», объединения «Новые художники», Политбюро ЦК КПСС и путинской олигархии — функционирует одинаково. Манеры и лексика могут различаться, но гендерный фильтр неизменен. Мужчины для тусовки потенциально свои по умолчанию; женщины свои или никогда, или в порядке исключения, за особые и заведомые заслуги. Одна из немногих женщин, которые на равных тусовались с ленинградскими рокерами 80-х, — Джоанна Стингрей. Она была американкой, ходячим доступом к Западу. Она выглядела так, словно не собиралась никому стирать рубашки, жарить котлеты и рожать дочь Алису накануне окончания записи альбома.
Все важное и архиважное о фильме «Асса»
В ленинградском Михайловском замке проходили съёмки исторических сцен, а в Москве снимали эпизод на ипподроме, допрос в Бутырской тюрьме и финальный концерт в Парке Горького. Сергей Соловьёв впервые услышал песню «Хочу перемен» в камерной обстановке и сказал Цою, что в фильме эта песня станет знаковой, но музыкант должен пообещать, что до премьеры он не будет её исполнять на концертах. Соловьёв Стихийная массовка, которая собралась послушать Цоя, доставила массу проблем. Толпа ещё до начала съёмок сломала ворота и заняла места. Людей набилось гораздо больше, чем вмещал театр — лавки ломались, народ требовал концерт и не хотел ничего слышать о съёмках. Охрана из дружинников и милиционеров оказалась абсолютно не готова к такому скоплению буйных рокеров. Дружинники посрывали повязки и слились с толпой, где-то начинались драки, зажигали дымовые шашки.
Администратор в панике пытался как-то усмирить зрителей, но Зелёный театр медленно разносили до тех пор, пока не вышел Цой. После песни «Хочу перемен» администратор попытался закончить концерт и разобрать технику, но музыкант сказал, что он никуда не пойдёт, так как обещал людям допеть… Через пару песен концерт закончился и толпа, перевернув напоследок пожарную машину, покинула парк. Соловьёв Съёмки в «Ассе» изменили несколько судеб. Помощником режиссёра работала переводчица Наталья Разлогова, которая была «своей» в кинотусовке. На съёмках девушка познакомилась с Виктором Цоем, и вскоре музыкант ушёл к ней от жены с сыном… На съёмочной площадке встретил свою любовь и Сергей Бугаев — через пару лет он женился на модели и актрисе Ирэне Куксенайте, которая снималась в эпизоде «Ассы» и на тот момент была замужем. После свадьбы она оставила кино, занялась организацией художественных галерей и воспитанием детей.
Соловьёв Премьера фильма превратилась в большой перфоманс «Арт-рок-парад».
Ничего такого я не собирался делать. А потом выяснилось, что я большой и прозорливый художник, который предчувствовал перемены. Ни хрена я не предчувствовал! Книга перемен». Изначально фильм не планировался ни как осанна новым временам и ветрам перемен, ни как гимн культуре рока. Соловьев же просто снимал фильм-код для своих. Как этим откровением было не задохнуться, этого не понять и не процитировать потом? В то время, когда все ждали перемен, как чуда?
Точно схваченный Соловьевым ритм пульсирующей крови переломного момента времени обусловил шоковое восприятие картины публикой. Впрочем, лидером проката-1988 «Асса» не стала: она была шестой, всех положила на лопатки «Маленькая Вера». Зато «Асса» оставляла шрамы на сердце. Лишь одно: каждый из них мог родиться только в советскую уходящую эпоху и каждый был отчасти ей чужд. Соловьев назовет «Ассу» типично индийским кино и «рыночным ковриком со вставками из Баха». Но это — слова. А показал Соловьев протест не столько социальный, сколько метафизический: извращенно лгать и истреблять живые «помехи» можно при любом строе. Крымов читает книгу о Павле I неспроста: времена меняются, но меняются ли люди? Вот и вышла у Сергея Александровича необычная история особого значения — «отходная» по уходящей эпохе.
Символом же эпохи новой был Цой. Хотел ли Соловьев снять фильм, реально открывавший дорогу року? Не думается. Новые времена вызывали у режиссера трезвый скепсис. Но философскую канву картины представлял Гребенщиков хотя хит «Город золотой» был написан не им, а Анри Волохонским и композитором Владимиром Вавиловым , а ее энергию и энергетику — огненный Виктор Цой. Кадр из фильма «Асса», 1987 Кстати, участие рокеров в картине было своего рода демаршем. Доподлинно известно, например, что кинематографисты воспринимались ими исключительно как представители режима, и тех, кто дал согласие на участие в съемках, собратья по цеху сдержанно осуждали: они ведь тоже в их глазах становились конформистами. Соловьеву тоже «прилетало»: его обвиняли в циничном использовании представителей контркультуры в своих целях. Но режиссер это отрицал.
Все и тут получилось в некотором смысле случайно. О Цое Соловьев впервые услышал от Рашида Нугманова ныне известного кинорежиссера, сценариста и актера. Еще первокурсниками «птенцы гнезда Соловьева» хотели удивить мастера чем-то новеньким, так всплыло имя Цоя, которого Нугманов хорошо знал. Соловьев же честно признавал, что разозлился, увидев, как народ бежал на меньшовскую «Москву слезам не верит», и решил снять кассовый фильм. А в приличных индийских картинах танцуют и поют. И я задумался, что они будут танцевать и петь, мои индусы, — вспоминал Соловьев. Я говорю: «Какой Питер, какой БГ? Причем его отменили, прибежала милиция, всех погнала палками, и все побежали куда-то. Я ощутил себя полным идиотом, но тоже побежал.
Та мстит за погибшего юношу, выстрелив в любовника в упор. Ресторан, в котором работал Бананан, живет своей жизнью: после смерти юноши на его место берут другого музыканта. Смысл концовки фильма «Асса» олицетворяет песня Виктора Цоя, которая стала саундтреком. Ключевая фраза песни звучит так: «Перемен требуют наши сердца». И Алика, и Крымов, и даже мальчик Бананан — представители старого мира, мира страшного, отжившего свое. На смену ему должно прийти что-то другое — новое и свежее.
Смысл фильма «Асса» считается культовым фильмом, в первую очередь из-за песен рок-команд того времени: «Аквариума», «Кино», «Браво», и даже «Веселых ребят». Но есть и другая причина. По определенным причинам Соловьев не окончательно «развязывается» с правдоподобием и четким нарративом, да и своих годаровских предпочтений откровенно стесняется: две основные сюжетные линии Бананана и Крымова пересекаются лишь слегка, но в итоге сходятся и порождают не просто драму, но трагедию шекспировского масштаба. Здесь, кстати, уместно вспомнить еще одну линию — историческую линию убийства Павла Первого: она рифмуется с финальным злодейством Крымова. Эта неформальная культура персонифицирована в лице Бананана и некоторых других героев картины. По мнению Соловьева, она обречена не только на идеологический прессинг, но и на физическое уничтожение.
Сергей Бугаев и Татьяна Друбич. Но главная угроза для контркультуры исходит не столько от партии, сколько от «теневой экономики» — бандитов, будущих «новых русских». Режиссер показывает их как могильщиков свободы. В этом отношении «Асса» — пророческая картина. Символично начало фильма и его название. В библейских апокрифах говорится о том, что первое слово, которое произнес Ной после Великого Потопа, было «Асса».
Точный перевод этого слова неизвестен. Вероятно, задумка Соловьева выглядела так: после потопа коммунистический режим появились новые люди неформалы , которые спасли свою свободу. У Соловьева они тоже говорят «Асса». Таким образом, смысл названия «Асса» заключается в попытке возрождения нового мира. С позиции сегодняшнего дня, «Асса» — почти мистическое пророчество о предательстве перестроечной свободы. Бунтарство «Асса» появилась на экранах в самом начале 1988 года.
По мнению многих зрителей, эта картина символизировала триумфальный выход из подполья контркультуры — и, как результат — наступление новых времен. Легализованный андеграунд в одночасье стал бенефициантом. Возникло иное мироощущение и иные принципы личностных оценок. Эмоциональное воздействие картины было усилено благодаря рок-н-ролльному драйву, клиповой эстетике и новому лексикону. На этом фоне «Асса» — фильм-шоу, фильм-фестиваль, бунтарский и безбашенный. Символ эпохи?
Именно так режиссер, представитель творческой интеллигенции, воспринимал умирающую советскую действительность.
Да, старик Козлодоев это сила! Это вечная классика! Хотя и "Перемен требуют наши сердца" [и голоса] всё сильнее... Эх, дожить бы до 2024 года!
Как Цой нашел любовь, а Соловьев не признал БГ и другие истории о съёмках «Ассы»
Мы проанализировали 12 отзывов зрителей и составили список основных достоинств и недостатков. Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм». В духе эпохи перестройки в фильме вообще многие вещи выбиваются из канонов не только драматургии, но и советского кинематографа в целом. Для того, чтобы понять о чем АССА, нужно оказаться в том времени, когда был снят фильм. Казалось, что именно «АССА» (1987) сделается первым шедевром «обновлённого кинематографа», дерзким веянием, свежим дыханием и чем-то ещё крутым, забойным и перестроечным.
История мистических совпадений: почему свой главный фильм Сергей Соловьев назвал «Асса»
Тогда в Московский Дом Кино были приглашены многие рок-группы, которые только недавно выбрались из подполья. 16 июня в прокат выходит восстановленная версия фильма «Асса» Сергея Соловьева. В принципе «Асса» мне как фильм нравится и идея реализована в нем очень даже неплохо. хороший советский фильм 80-х. Объясняю, в чем дело., Асса фильм кино Виктор Цой СКРЫТЫЙ СМЫСЛ обзор разбор, Фильм: Асса (1987) ~ Обзор, Рецензия на фильм Асса.
Бунт, контркультура, агония СССР и другие смыслы культовой «Ассы»
Его музыкальный номер не очень соответствует духу концовки возможно, фильм имело смысл закончить на более грустной ноте , но в то прекрасное время одного хита в популярном фильме могло быть достаточно для превращения в кумира поколения. Нехарактерная для советского кино тема отношений прекрасной юной девушки с криминальным авторитетом - причем оба не изображены как что-то вражеское и карикатурное, это объемные и интересные персонажи. В большинстве сцен совершенно нет навязчивого пафоса морального негодования и тем сильнее поражает разворот в конце. В советском мире и Крымов, и Горбатый из "Место встречи изменить нельзя" выглядели динозаврами из предыдущей эпохи. Да, в советской реальности всё еще можно встретить солидного мафиози в духе буржуазного девятнадцатого века, но это удивительная редкость. Все привыкли к тому, что на советских плакатах у хороших ребят - лица хороших ребят, у героев - лица героев, у уголовников - лица уголовников, у уродов - лица уродов. Тогда, в 1987 году, никто не мог поверить, что буквально через несколько лет криминальные авторитеты снова станут хозяевами жизни, а забавный интеллигентный мальчик, очаровывающий девушку искренностью и оригинальностью, постепенно превратится в конформиста и даже станет доверенным лицом президента-бандита.
После прослушивания пластинки, вы не только будете напевать песни от туда, то и дело постоянно здороваясь с мальчиком Бананан, но и у вас будет ощущение, что вы пересмотрели свой любимой фильм и глубоко погрузились в его сюжет. Эта пластинка играет роль той самой "Коммуникативной трубы" в комнате Бананана, которая связывает поколения и напоминает нам о тех ценностях, о которых мы забываем. Коммуникативная труба в комнате Бананана Я хочу вспомнить главные песни из фильма «Ассы», которые заняли важные места в списке легендарных саундтреков! На самом деле автор музыки этой композиции — Юрий Чернавский. Впервые трек вышел в 1983 году на альбоме «Банановые острова» группы «Весёлые ребята».
Также известно, что это композиция появилась из-за счастливой случайности. Почему счастливой? Потому что она идеально открывает пластинку сразу погружая слушателя в особую атмосферу того времени. Эта композиция не является любимой для группы Аквариум. Концертов где группа исполняла данную песню почти нет.
Сам Борис Гребенщеков говорил:... Для пластинки записана версия с вокалом Рыженко.
Подписка Отписаться можно в любой момент. Премьера фильма Сергей Соловьева «Асса» в конце 1980-х гг. Этот фильм стал культовым для поколения 1980-х гг. В главных ролях снялись непрофессиональные актеры — медик Татьяна Друбич и художник Сергей Бугаев. Как сложились их судьбы в дальнейшем и почему они исчезли с экранов — далее в обзоре. Конечно, параллели можно провести только в отношении большого количества музыки и в общей сюжетной схеме. Режиссер объяснял: «Я искал формулу успеха для своего фильма и нашёл. И когда обнаружил, закричал «Эврика!
Нашим людям немыслимо нравилось индийское кино. Что это такое? Прежде всего юная прелестная девушка, ждущая от жизни чего-то прекрасного и романтического. Дальше ей должен попасться пожилой латентный развратник». Там он познакомился с Виктором Цоем и Сергеем Курехиным, вместе с которым играл в одной группе. А поскольку Бугаев в ту пору был увлечен идеями об африканских корнях русской культуры, он заслужил прозвище Африка. Кто его познакомил с Бугаевым, Соловьев позже не мог вспомнить, но при первой же встрече с ним понял: вот таким и должен быть главный герой его фильма — молодым неформалом, плюющим на общественное мнение, предвестником эпохи перемен. Художник-авангардист Сергей Бугаев и его работы Фото: colta. А слово «Асса» подсказал режиссеру Сергей Бугаев, который в одном из интервью это объяснял так: «На самом деле слово «асса» высоко котировалось у художников. В частности, арт-кружок «Популярная механика» почитал это слово за сакральное.
И кстати, теперь прояснилась и услышалась эта рифма: вся эта питерская художественная богемная контркультура, которая тогда казалась такой триумфальной и заливистой, на самом деле — сестра родная бедного театра лилипутов, не более того. А «Чудесная страна» — это же просто эхо «Сильвы». Причем это ж прямо в лоб показано. Странно, что я этого раньше не замечал. Знаменитое «Вы будете говорить по телефону? Нет, по граммофону! Да, он здесь! Старое и новое, тление и цветение. Открытка с пальмами и такая же открытка — но обыгрывающая первую с иронической дистанции. А сейчас дистанция схлопнулась, и стало видно, что лилипуты и банананы тут на равных правах, все это — просто разные конфигурации узоров в ролике студии «Мжалалафильм»; избыточные декорации сна.
Там вообще много такого, необъяснимо-ненужного: человек по прозвищу Шар с абсолютно балабановской фразой «Я тоже сны смотреть люблю» , скрипка Гварнери, вопиюще неуместный Баширов, вся линия с убийством Павла, песня про Бананана, само имя «Бананан», да тот же Цой в финале — зачем он там? Это какая-то виньетка ложной сути, он никак к фильму не клеится — впрочем, не больше и не меньше, чем все остальное. Зачем эти излишества? Затем, что это сон, так бывает во сне. Ты говоришь про «общий кошмар», и у меня ровно это же ощущение; «Асса», как я ее увидел сейчас — это перенасыщенный абсурдными подробностями тяжелый морок, из которого не выбраться. Темные коридоры, скудные жилища, неуютная зябкая набережная, кто-то за кем-то бесконечно следит или гонится, даже знаменитый проезд на канатной дороге — это прежде всего панорама ветхого жилфонда, вот уж действительно чудесная страна. И Бананан со своими декорациями из фольги тоже выглядит форменной галлюцинацией, состоит из череды необъяснимых телодвижений, мерещится. Ну и финальный оптимистический аккорд — возвращаясь к Цою — звучит в тот момент, когда два главных героя погибли, а у третьей полностью разрушена жизнь; хорошенькое, так сказать, место для шага вперед. Оптика стала другая: то, что казалось радостным утверждением нового мира, обернулось каким-то гоголевским кружением в вечном российском сне. Это такая песня Сыроежкина, ария беспризорника столь свойственная Цою — ср.
Ну, естественно, она совпала с соответствующей политической повесткой и в ней пригрезилось нечто тектоническое. И уроки действительно кончились, а потерявшие временные берега перемены стали условной свободой девяностых годов. Буза, как говорили в республике ШКИД. Если раньше этот образ казался достаточно искусственной привязкой, то теперь, кстати, он выглядит очень драматургически выверенным. Потому что, во-первых, Цой предстает финальным мстителем за все эти «коммуникейшн-тьюб», серьги в пакетах и очки без стекол. Говорухин как образ на экране во всех отношениях настолько забивает Африку как Иншаков Баширова — еще одна сниженная рифма, там в «Ассе», все на таком строится , что надо ему чем-то ответить. А во-вторых, он ну, конечно, это только задним числом понятно выполняет роль сакральной жертвы, лишний раз подчеркивая морок и рок этой удивительной картины. Цой погиб — причем именно как какая-то жертва богам, не покончил с собой, не спился, ничего такого — нет, именно принесен в жертву. И тем самым лишний раз подчеркнул смысл этого фильма — всему конец на всех фронтах — от Павла до лилипута, от Бананана до Крымова. Одна сплошная игра в Бангладеш, в которую выиграть невозможно в принципе.
Не зря же лучшая статья про этот фильм пера Александра Тимофеевского называлась «В самом нежном саване». Ну, впрочем, хватит жути нагонять, как говорили в другом фильме. Что на твой вкус сейчас в «Ассе» видят молодые люди, как они это воспринимают? Их же было реально до черта на этой повторной премьере; мы стояли с Соловьевым, и он недоумевал: «Кто все эти люди»? Причем в зале проводили короткий так сказать экзитполл: выяснилось, что чуть не треть пришедших смотрели ее впервые. Первое, что они сказали — мы как-то предполагали, что это более, гм, радостное кино. Подозреваю, что для них «Асса» — это часть большого перестроечного мифа, в котором слово «перестройка» читается как «вечеринка», «Гагарин Пати». В сегодняшних модно-молодежных сферах восьмидесятые — это просто часть диджей-сета: на фестивале «Боль» выступает «НИИ Косметик», группа «Глинтшейк» играет точь-в-точь как «Ночной проспект» с вокалисткой Наташей Боржомовой, хорошо заходит на вечеринках песня «Ставлю на зеро».
Асса (1987)
хороший советский фильм 80-х. Казалось, что именно «АССА» (1987) сделается первым шедевром «обновлённого кинематографа», дерзким веянием, свежим дыхание. В верхнее тематическое оглавление Тематическое оглавление (За жизнь) Фильм «Асса» вышел в 1987 году и воспринимался как новаторский. хороший советский фильм 80-х. в этом отношении некий идол-фильм, без которого мы себя не представляем. «Асса» — советская двухсерийная драма 1987 года режиссёра Сергея Соловьёва по сценарию Сергея Ливнева и Соловьёва.
Отзывы о фильме «Асса»
Кадр из фильма «Асса» (1987) / Фото: «Мосфильм». В духе эпохи перестройки в фильме вообще многие вещи выбиваются из канонов не только драматургии, но и советского кинематографа в целом. Если вы посмотрели фильм "Асса" и готовы написать по нему отзыв, то мы вам будем очень признательны! В верхнее тематическое оглавление Тематическое оглавление (За жизнь) Фильм «Асса» вышел в 1987 году и воспринимался как новаторский.