Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний.
Свадебные обряды и традиции
Ее руки и шея, как правило, почти полностью покрыты украшениями. На каждом пальце — по кольцу, на руках — по браслету, в ушах — по массивной золотой серьге. Чем больше золота — тем лучше. При этом главными украшениями невесты считаются скромность и невинность. Кочуя с места на место, цыгане часто перенимают традиции местных жителей. Некоторые цыгане венчаются. Жениха и невесту благословляют хлебом и иконой.
На торжество приглашают даже малознакомых и незнакомых людей. Современные цыганские свадьбы проходят красиво, но спокойно. В старину у цыган было немало странных и даже пугающих свадебных обрядов. Например, жених и невеста делали надрезы на запястьях и брались за руки, как бы смешивая кровь в знак единения друг с другом. Также у цыган было принято устраивать первую брачную ночь во время празднования, чтобы была возможность вернуть невесту, если она окажется не девственницей. Поговаривают, что на некоторых свадьбах эти обряды практикуются до сих пор.
Так называемый сбор чемоданов невесты — это целое предприятие. Чем больше в ее приданом дорогих брендовых вещей — тем лучше, потому что это вопрос репутации семьи. Раньше приданое начинали собирать для девочки буквально с пеленок, теперь для добротного сбора чемоданов достаточно посетить самый дорогой бутик в городе. Выкуп за невесту — тоже удовольствие не из дешевых. Традиционно в калым входил свежезарезанный баран, теперь еще и деньги с конфетами. Родственники и друзья жениха наряжаются и едут за невестой.
Свадебный кортеж может состоять из 50 машин. Чеченцы очень трепетно относятся к традициям. Гости на чеченских свадьбах всегда танцуют лезгинку — распространенный на Кавказе народный танец. Прерваться можно только для того, чтобы передохнуть и подкрепиться. Невеста с женихом не танцуют — они придерживаются обряда избегания. Дело в том, что им предписано стыдиться своей близости.
Они не должны показывать, что им предстоит семейная жизнь. Поэтому пока гости веселятся, жених со своими друзьями сидит в другой комнате, а невеста молча смотрит, как все танцуют.
В рамках помолвки часто совершалось домашнее обручение, которое заключалось в следующем. Парень и девушка клали свои кольца в эту посуду. Затем отец невесты три раза передвигал эти предметы. Таким образом, перед парнем оказывалась посуда с кольцом девушки, а перед девушкой — посуда с кольцом парня. Жених и невеста надевали их. Есть версия, что само слово «обручение» происходит от одного из названий колец — «обручей». На будущих супругов иногда надевали один на двоих меховой тулуп либо плащ , покрывая их с головой.
Его приносил жених. Обычно это трактуют как символ покровительства, которое с этой поры обязан обеспечивать девушке её суженый. После помолвки невеста называлась «сговоренка». Будущих супругов могли называть «помолвленные». То же значение и у слова «наречённые». Дарили ли на Руси кольца? Только что мы говорили об обычае обмена кольцами, часто проводившемся на помолвке, теперь рассмотрим происхождение этой традиции. Дело увенчалось успехом, и папа начал заочное венчание. Однако все были удивлены, что русский государь не передал с послами своё кольцо для обряда.
На этот вопрос присутствующий уполномоченный Иван Фрязин ответил, что такого обычая на Руси нет. Из данного сообщения некоторыми делается неправильный вывод, будто на Руси не было обручения вообще, и только после приезда Софьи Палеолог оно получило распространение в нашей стране. На самом деле на Руси в то время не было обычая обмена кольцами на венчании, тогда как обручение перед свадьбой было широко распространено. Видный историк М. Никольский показал, что обмен кольцами возник на Руси задолго до введения христианства. В Переяславльско-Суздальской летописи отмечено: выбор суженого совершался на языческих праздниках в полях путём «пръест ручных показана, и от пръстней даралагания на пръеста чюжия»; также использование перстней в качестве атрибутов супружества указывается в «Слове об идолах» как дохристианский славянский обряд. На сохранившемся до наших дней памятнике славянского язычества, Збручском идоле, найденном на территории нынешней Украины и датируемым X веком, есть изображение богини с кольцом в руке. Считается, что это покровительница брака Лада. Таким образом, изначально на Руси обмен кольцами происходил дома и за несколько недель до свадьбы.
Но всё переменилось в 1702 году. Петр I издал указ, согласно которому не нужно было обручаться заранее, это разрешалось делать только в церкви перед венчанием, да и то было необязательно. По замыслу Петра I, указ должен был уничтожить юридическую силу обручения. Однако простые люди закон восприняли не в полной мере, и многие крестьяне всё равно продолжали проводить обмен кольцами в честь помолвки. В итоге, во многих деревнях обручение стали проводить дважды: первый раз — дома во время предсвадебного цикла, и второй раз — в церкви перед венчанием. Церковное обручение не сразу пришло к тому виду, который знаком современным россиянам. Одним из промежуточных вариантов в его развитии из домашнего обряда был такой: супругам кольца надевал священник золотое — мужу, серебряное — жене , после чего поддружье три раза менял их на пальцах новобрачных. Таким образом, исконно русский помолвочный обычай — это обмен кольцами. Но были случаи, когда не два, а только одно кольцо было свадебным предложением.
В 1647 г. В России в XIX веке уже был распространён аналогичный обычай: в день помолвки жених должен был наряду с предметами одежды подарить невесте кольцо. Со стороны невесты отвечать тем же не предполагалось. Однако передачу этого ювелирного изделия нельзя назвать приглашением выйти замуж, это дополняющий обычай, а не основной как бывает у героев голливудских фильмов. Достоверно неизвестно, когда в России появилось поверье о том, что гладкие обручальные кольца будут способствовать мирной семейной жизни. Интересно, что к концу XIX века повсеместно в России распространилось аналогичное поверье относительно свадебных нарядов: люди стали считать, что они должны быть однотонными, чтобы супружество было спокойным хотя на протяжении всей истории русские свадебные костюмы пестрели вышивкой, орнаментами и тесьмой. Вероятно, именно тогда вошли в моду и гладкие обручальные кольца. Глава 3. Подготовка торжества Когда достигнуты договорённости о свадьбе, жених и невеста помолвлены, начиналась основная пора подготовки свадебного торжества.
Значительная часть организационных забот ложилась на плечи старших членов семейств жениха и невесты. Подготовка велась в соответствии с многочисленными правилами и поверьями. Затраты перед свадьбой На Руси невеста дарила жениху комплект свадебной одежды, сделанный своими руками: шапку, пояс, рубаху, штаны. Жених присылал невесте в подарок туфли и аксессуары, которыми она должна дополнить свой свадебный костюм, а также косметику и предметы рукоделия. Сторона жениха должна была обеспечить формирование свадебного поезда и приготовление угощения для основного пира. Члены семьи невесты брали на себя заботы по подготовке свадебного костюма и приданого невесты, состоящего из её личных вещей и хозяйственных принадлежностей. Важно было передать большое количество постельного белья, подушек, перины. В том числе сторона невесты готовила и бельё для брачного ложа молодых. Они же устраивали праздничный стол для помолвки, встречи жениха после выкупа.
Кто шил свадебное платье? Сразу после принятия решения о свадьбе вся женская половина семьи невесты спешила помочь ей закончить свадебный наряд. В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье. Более того, именно собственноручно сделанный наряд лучше всего привлекал удачу. Особое значение придавалось нижнему платью рубахе, сорочке , которое изготавливалось в особые дни: в причитаниях невесты говорится, что «тонку-белу сорочечку» по три ноченьки вышивала, «в перьву ноченьку Христовськую, во другую во Иваньиньскую, в третью ноченьку Петровськую». После свадьбы эту же обережную рубаху невеста надевала по праздникам. Другие детали наряда девушка тоже могла сшить сама, но часто ей помогали родственницы и подруги. Они делали это очень охотно, ведь считалось, «кто шьёт для невесты — молодеет». Рушники На русской свадьбе использовалось большое количество рушников: вы увидите это, читая книгу.
Из них самые важные: Рушники, на которые клали хлеба и которыми наряжали иконы для благословения молодожёнов; «Союзные рушники» 2 — для связывания молодых. Зачастую во время обрядов молодые стояли на так называемом подножнике, который мог быть рушником, просто куском ткани или мехом. Также рушники часто повязывали на себя как отличительные знаки друзья жениха и дружко, реже — сами жених и невеста. В старину рушниками обвязывали дуги над повозками свадебного поезда, клали вдоль спин лошадей.
Для этого ритуала пекли огромный каравай. Современное застолье проходит в свободном формате, его, собственно, заменяет свадебный банкет в кафе или ресторане, где всю организационную часть торжества берет на себя тамада.
Гости брали по очереди рюмку водки с подноса, бросали взамен деньги, а затем говорили «Горько! Это означало, что обмен был совершен, и они выпили горький напиток. Не утратила своего значения давняя свадебная традиция, когда свидетели связывали воедино две бутылки шампанского. Одну супруги обязаны открыть на годовщину свадьбы, другую — когда в их семье появится первенец. Свадебное застолье завершается танцевальной частью, которую, по традиции, открывают молодожены совместным вальсом. Они как бы приглашают всех гостей последовать их примеру.
Венчание на Руси Обряд венчания считается одним из самых важных в свадебных традициях Руси. Молодые люди сообщают о своих серьезных намерениях быть вместе и дают обет перед Богом. Священнослужитель проводит обряд венчания в церкви, а затем молодые отправляются на свадебную прогулку в автомобиле или другим способом. Сегодня, чтобы обряд венчания состоялся, нужно предоставить в церковь свидетельство о браке. Девичник и мальчишник Традиция предсвадебных девичников на Руси уходит корнями в седую древность.
Такие суммы были велики, смотря по состоянию, и всегда таковы, что могли быть отягощением для нарушителя своего обязательства. Рядную запись писал подьячий, которого нарочно для того приглашали. Случалось, что в той же рядной записи прибавлялось в виду условия, чтобы мужу не бить своей жены; чтобы при случае можно было взыскать обиду судом. Эта мера считалась необходимою, потому что, в противном случае, новобрачный мог в полной мере выражать свою лютость и досаду безнаказанно над супругою. При сговоре невесты в то время не было.
Но по окончании условий одна из женщин, принадлежащих к членам семейства или состоя в близкой родне невесты, приносила жениху и сопровождающим его родственникам от имени невесты — подарки. Сговор вообще представлял собою характер укрепляющий для будущей цели брачного союза, нарушить который со стороны жениха значило оскорбить семью невесты. Как бы то ни было, но, начиная от сговора до свадьбы, как бы ни был продолжителен срок, жених не видит своей будущей невесты. Но вот наступает день бракосочетания: у жениха и невесты делаются приготовления; собирали поезжан, снаряжали разные свадебные чины, которые по духу времени составляли необходимость брачного торжества; замечание профессора Костомарова чрезвычайно удачно, когда он говорит, что вступление в новую жизнь жениха и невесты имело подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста — княгини. Здесь подразумевается и то еще, по нашему мнению, что каждый отец и каждая мать обещает новое потомство, которое во всяком случае своего родоначальника или родоначальницу может почтить высоким достоинством и очень почтенным. Свадебные чины Главный чин со стороны жениха был тысяцкий, точно так же, как такие чины существовали во времена удельно-вечевые. Должность тысяцкого была сопровождать повсюду жениха и всюду остерегать и предупреждать его действия и совершать по порядку, притом так, чтобы из правил, соблюдаемых при венчании и на свадебном пиру, не нарушался порядок церемонии ни на одну черту. Затем следовали посаженные отцы и матери, если не было родных; в более благоприятном случае эту должность исполняли самые родители. Отец и мать жениха благословляли его на брак; отец и мать выдавали невесту. С обеих сторон выбирались старшие и меньшие дружки и две свахи из замужних женщин; одна сваха была со стороны жениха, а другая — со стороны невесты; с обеих сторон выбирались сидячие бояре и боярыни, которые должны были образовать почетный совет; также с обеих сторон назначались свадебные дети боярские, или поезжане, сопровождавшие шествие жениха и невесты и во время церемонии составлявшие второй класс гостей после бояр.
Наконец, к свадебному чину принадлежали лица, выбранные из прислуги: свечники, коровайники и фонарщики. Сверх всех свадебных чинов, был один очень важный, которого должность была оберегать свадьбу от всякого лиха и предохранять ее от колдовства и порчи, ибо свадебное дело в старину считалось особенно удобным для порч и колдовских лиходейств. Он назывался ясельничий или конюший. Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а также и к невесте ее гости, которые должны были составлять поезд, и те и другие пировали. В царских свадьбах царь сидел с невестою за одним столом, и все приносили поздравления. У простых же людей в эти дни выбранные свадебные чины с обеих сторон находились отдельно. У посадских и у крестьян велось в обычае, что жених в то время посылал невесте в подарок шапку, пару сапог, ларец, в котором румяна, перстни, гребешок, мыло и зеркальце, а некоторые, что проф. Костомаров приписывает обычаям XVI и XVII веков, посылали принадлежности женских работ: ножницы, нитки, иглы, а вместе с тем лакомства, состоящие из изюма и фиг, и розгу. Это было символическим знаком того, что если молодая жена будет прилежно работать, то ее будут кормить и лакомить, а если лениться, то будут сечь розгами. Подготовка брачного ложа Венчание происходило большей частью вечером.
Утром, в день торжества, иногда накануне, сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. В те времена суеверие допускало особенное приволье действиям колдунов, там, где рядят свадьбу, и потому принимали все меры предосторожности. Так, например, сваха обходила кругом хоромину, где устраивалось брачное торжество, и кровать, где постилалось брачное ложе, с рябиновой ветвью в руках, на которой нарезывались какие-то знаки. Ее шествие совершалось церемонно. За свахою человек пятьдесят и более несли принадлежности брачного ложа и брачной комнаты. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленный. Необходимо было, чтобы на потолке не было земли, для того, чтобы таким образом брачная спальня не имела никакого подобия с могилою. Сенник обивался по стенам и устилался по помосту коврами; под стенами всегда были лавки с полавочниками, по четырем углам комнаты втыкалось по стреле, а на стрелы вешали меха соболей, в великокняжеских и царских брачных ложах по сорока, а в других по одному соболю, и сверх того, на оконечности стрелы втыкался калач; на лавках по углам ставили по оловяннику питейного меда; над дверьми и под окнами как внутри, так и снаружи по стенам прибивали по кресту. Когда в этот покой вносили постель, то впереди несли образа Спаса и Богородицы и большой крест. Постель приготовлялась на кровати или на широкой скамье таким образом: сперва настилали снопы — в царских свадьбах число их было тридевять, то есть 27, в обыкновенных свадьбах по сорока; то и другое имело символо-кабаллистическое значение и, вероятно, употреблялось по произволу.
На снопы клали ковер, а на него перины; на свадьбе Михаила Феодоровича положено было семь перин одна на другую; а у простых людей клали две перины и более, по желанию или по средствам. На перины клали изголовье и две подушки; на подушки натягивались шелковые наволоки. Постель была застлана шелковою простынею, на нее сверху постилали холодное одеяло; в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах теплое одеяло соболье или кунье, с оторочкою из более богатой материи, чем самое одеяло; шубу и ковер закрывали простыней. Вокруг постели навешивались тафтяные занавеси; над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали при вносе постели. Образа были задернуты убрусами или застенками, смотря по их величине. Возле самой постели ставили кади или открытые бочки со пшеницею, рожью, овсом и ячменем, это означало обилие, которого желали новобрачным в новом домоводстве. На царских свадьбах сенник устраивался во дворце. Между тем и у жениха, и у невесты пекли свадебные хлебы, или караваи, и готовили стол. Подготовка к венчанию Когда время венчания приближалось, невесту начинали одевать к венцу в самое лучшее платье и навешивали на нее сколько возможно более украшений; в это время девицы пели ей свадебные песни. Между тем в парадно убранной комнате ставили столы, накрывали их брачными скатертями, уставляли уксусницами, солоницами и перечницами, устраивали поставец, как это всегда водилось на пирах, и убирали место для жениха и невесты на возвышении, что называлось рундуком.
На этом месте клали бархатные или камчатные золотые изголовья, а сверху покрывали их соболями, подле самого места становилось одно лицо из свадебных чинов; это лицо держало в руке пук соболей; его должность была опахивать молодых. Пред местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями, одна на другой; на них клали соль в солонице, калач или перепечу и сыр творог. Над местом прибивали икону, и кроме того, в комнате, назначенной для торжества, ставили во всех четырех углах по одной иконе. Константин Маковский. Под венец. После того как в доме невесты было все готово и сама невеста одета, ей на голову возлагали венец — символ девичества — и вели с торжественностью в залу, где было устроено место для нее с женихом. Впереди шли женщины — плясицы, которых обязанностью было плясать и петь песни. За ними каравайники несли на полках, обшитых богатыми материями, караваи. На караваях лежали золотые монеты, называемые в описании царских свадеб «пенязями». Потом следовали свечники со свечами и фонарщики с фонарями для свеч.
Как у жениха, так и у невесты было по свече; два свечника несли одну свечу, так она была массивна, например, женихова в три пуда, а невестина — в два пуда. На свечи надевались серебряные или серебряно-вызолоченные обручи и бархатные или атласные кошельки. Возле свеч несли обручальные свечи и Богоявленскую крещенскую свечу , которою зажигали брачные свечи. В частных свадьбах жениховы караваи, свечи и фонари несли перед ним, когда он прибывал к невесте. За каравайниками, свечниками и фонарщиками невесты шел дружка и нес осыпало, то была большая серебряная миса или просто металлическая. В ней лежали на трех углах: хмель, собольи и беличьи меха, платки, шитые золотом, червонцы и деньги. Двое по сторонам предшествовали княгине, или невесте, и держали путь, чтобы кто-нибудь не перешел дороги. За ними две свахи вели невесту в венце под покрывалом. За невестой следовали сидячие боярыни, составлявшие ее свадебный чин; две из них держали по мисе или по блюду. На одном лежала кика — головной убор замужней женщины с принадлежностями, как то: подубрусником или волосником, гребешком и чаркою с медом, разведенным в воде или в вине.
На другом лежали убрусы, назначенные для раздачи гостям.
Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде
А вот в южных областях России свадьба – праздничный, яркий каравайный обряд, в котором гораздо меньше причитаний. Современные традиции на свадьбе в России уже устоялись, обычно все проводится по одному сценарию, за редким исключением иногда вносится разнообразие. Ныне существующие свадебные традиции в России, в своём большинстве, основаны на обычаях предков.
Свадьбы народов России
В современном прочтении в свадебном обычае перемешались православные традиции, светские обряды и даже отголоски язычества. Свадебные традиции и обряды существуют уже не одну сотню лет. По традиции жених должен был поучаствовать в постановочной драке с родней невесты и проиграть, тем самым показав уважительное отношение к будущим родственникам. Свадебные традиции, которые вмещает в себя свадьба в России сегодня, далеки от старинных и смешаны с современными трендами, заимствованных у католиков, с. По традиции жених должен был поучаствовать в постановочной драке с родней невесты и проиграть, тем самым показав уважительное отношение к будущим родственникам. История свадебных традиций в России и других странах: интересные факты, старинные, народные, национальные обычаи, обряды и приметы, связанные со свадьбами, женихом и невестой.
Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде
часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы, но в любой традиции именно с этого дня начиналась. Все о свадебных традициях и обычаях в России: современные, классические и устаревшие ритуалы, их описание и смысл. Ныне существующие свадебные традиции в России, в своём большинстве, основаны на обычаях предков. Современные традиции на свадьбе в России уже устоялись, обычно все проводится по одному сценарию, за редким исключением иногда вносится разнообразие. Приметы и обычаи свадьбы. За свадебным столом молодожены должны были переплести ноги или поставить нога на ногу, чтобы между ними не пробежала черная кошка.
Игры в покойника. Странные свадебные традиции на Руси
Смысл остаётся тот же — защита молодых от злых сил, плодородие и большое будущее. А традиция разбивания бокалов впервые упоминается в конце XV века, когда дочь великого князя московского Ивана III выходила замуж за великого князя литовского Александра. Выставку дополнили документы из Тульского государственного архива. Экспозиция интерактивная: можно увидеть и сватовство, и послушать свадебные песни, и узнать свадебные воспоминания жителей разных губерний.
Вести-Тула Ещё больше новостей — в официальном телеграм-канале тульских «Вестей». Заходите, подписывайтесь и будьте уверены, что Вы в курсе всех происходящих в Тульской области событий. Сделай мир немного ярче — поделись статьёй с друзьями!
Священник возлагал на склоненные головы молодых венцы, после чего начинал обряд. В разных губерниях кокошник мог называться по-разному: например, сорокой, кичкой, повойником. Однако суть его всегда была одинаковой — твердый околыш и яркая ткань, которая украшалась различными деталями.
Наряд жениха Если в других странах жених, как правило, надевал неприметный костюм и мог «затеряться» в пестрой толпе, то на русской свадьбе он, напротив, сильно выделялся среди других. Главным элементом была красная рубаха, или косоворотка. Зимой или холодной осенью ее мог заменить кафтан, а для пошива костюма чаще всего использовали тонкую льняную ткань, которая выглядела очень красиво, утонченно.
Рубаха обязательно украшалась вышивкой, но ее было меньше, чем у невесты. Богатые люди зимой на свадьбу надевали шубы. На ноги жених надевал штаны, или, как они назывались, портки.
Обычно они было черного цвета, однако особого значения нижняя часть костюма не имела. Головной убор — это всегда шапка, даже в теплое время года. Меха всегда стоили дорого и считались признаком богатства человека.
Поэтому жених мог надеть меховую шапку, которая была украшена жемчугом или бархатом, и летом. Простые же крестьяне носили шапки из войлока. Русский свадебный обряд в деталях Многие свадебные традиции дожили и до наших дней.
Хотя форма их осталась почти такой же, как и сотни лет назад, суть их практически полностью изменилась. Если сейчас обращаются к девушке для получения согласия, то раньше за этим шли к ее отцу. Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался точно.
Поэтому был и следующий этап — это смотрины, то есть визит родителей невесты к жениху. По старой традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей невесты ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить его дочь.
Именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о том, состоится ли брак, а также о размере приданого. Для девушки этот день был, пожалуй, самым важным. Конечно, окончательное решение принималось главой семьи, однако по факту в большинстве случаев все решала будущая свекровь.
Обручение в русской традиции Помолвка в православном мире существенно отличалась от западного. Хотя наши предки также использовали кольца, этот аксессуар не был главным. Наиболее важным для будущих молодожен было официальное согласие отцов обеих семей, а также объявление даты.
Стороны как бы заключали «договор», который скреплялся «рукобитием», то есть отцы семейств пожимали руки. Интересно, что в процессе обручения точно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Так называли гарантии материального обеспечения девушки со стороны семьи жениха, поскольку занималась этим именно она.
Если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена будет жить на эти средства какое-то время. Подготовка Последующие действия в русской традиции могли сильно отличаться в зависимости от эпохи и региона. Их суть сводилась к подготовке к церемонии венчания.
Будущая невеста должна была носить уже другие одеяния — таким образом она сообщала о том, какое событие ей предстоит.
Первым делом жених подписал документ, подтверждающий его любовь к избраннице, а после был проведен обряд под балдахином. После соблюдения всех традиция Жасмин устроила для молодоженов уже более яркий праздник со звездными гостями.
Молодого мужа ещё раз после выкупа невесты ожидают каверзные конкурсы и задания. После того, как туфелька «отбита» у коварных похитителей, жених в неё ставит бокал и выпивает. В конце вечера уже состоявшаяся свекровь снимает фату с головы невесты, повязывая вместо неё платок. Это символизирует принятие девушки в новую семью, ведь в старину невеста не просто выходила замуж — она уезжала из отчего дома в дом суженого, становилась частью его семьи. Менее распространённая традиция, которая сегодня имеет хождение лишь в некоторых районах и сугубо в деревнях — обряд выкупа косы. Брат невесты требовал у жениха выкуп о, бедный жених!
Свадебные традиции в России
Она же изменила эту традицию и была первой, кто надел белое свадебное платье. Так, была положена новая традиция, которая является относительно молодой, но многие стараются придерживаться ее и сегодня. Ведь белый цвет это цвет чистоты и невинности. Существовала, к примеру, раньше такая свадебная традиция, по которой свадебное платье невеста получала от своей матери. Считалось, что, надев такое свадебное платье, невеста будет в дальнейшем очень счастлива в браке. Традиции свадебного букета Уже давно в России существуют традиции свадебного букета. Многие считают, что это исключительно американская свадебная традиция, однако это не так. Американцы этот обряд переняли у еврейского народа. Однако подобная традиция свадебного букета существовала и на Украине. Невеста выкидывала свой свадебный букет в толпу своих подружек, и считалось, что та, которая поймает следующей выйдет замуж.
Эта традиция достаточно популярна сегодня, ее можно даже назвать современной свадебной традицией. Свадебные традиции кольца Существует свадебная традиция, связанная с обручальными кольцами.
Новое платье — этот символ вступления в новую жизнь, а белый цвет — символ юности и чистоты. Именно поэтому женщины, выходящие замуж несколько раз, на последующие церемонии надевают наряды синих или бежевых оттенков. Если на Руси свадебное платье всегда было ярко-красного цвета, то на современных торжествах можно увидеть невест в белом одеянии с яркими акцентами или нежной отделкой пастельных тонов.
Красный цвет сегодня является уделом смелых и неординарных личностей. Фата на современных свадьбах стала необязательной. Она воспринимается как украшение прически. Заменить фату можно шляпкой с вуалью. Согласно поверьям, в облачении невесты должно быть и что-то старое.
Чаще всего это семейные украшения или элемент со свадебного платья мамы. Данный атрибут является символом связи между поколениями. Также в наряде должна присутствовать деталь, взятая взаймы у подружки. Считается, что тогда рядом с молодыми всегда будут верные друзья, готовые помочь в трудный момент. Для того чтобы в молодой семье царила гармония, на невесте должно быть что-то голубого цвета: подвязка, аксессуар, элемент платья, составляющая макияжа.
Застолье Свадебный сценарий построен таким образом, что основное место в нем занимают поздравления. Первыми для этого всегда приглашаются родители. Затем слово предоставляется родственникам и друзьям. Для того чтобы денежные конверты не образовывали беспорядочную кучу, а к концу вечера и вовсе не потерялись, сама невеста или ее подружки специально изготавливают шкатулку с прорезью. Собирать подарки в денежном эквиваленте в день торжества невесте помогает свидетельница.
После первых тостов и закусок гости приглашаются на танцпол. По традиции первый танец всегда остается за молодыми если его не было в ЗАГСе. Очень модно сегодня делать постановочные танцы, для чего жених и невеста несколько месяцев усердно занимаются в танцевальной студии. Для эффектности исполнения невеста и жених могут на время надеть другие наряды. Еще один традиционный танец во время застолья — танец невесты со своим отцом.
Этим действием он благословляет дочь на счастливую жизнь в другой семье. Когда свадебные торжества подходят к завершению тамада объявляет о необходимости передачи семейного очага от родителей детям. Проводится этот обряд следующим образом: всем присутствующим раздают свечки; все выходят на середину комнаты, встают в круг и зажигают свечи; свет в помещении гасится; фоном звучит тихая медленная музыка, во время которой тамада рассказывает о значении данной традиции; родители молодых с обеих сторон зажигают свои свечи и выходят в центр зала, становясь рядом со своими детьми, зажигают от своих свечей домашний очаг для новой семьи. В завершении свадьбы мама невесты или новоиспеченная свекровь помогает девушке снять фату. Сначала она должна противиться этому, но после уговоров должна согласиться.
После этого молодой муж расплетает супруге косы. Тамада в это время повествует об истории данного обычая. Подарки В старину самыми распространенными подарками на свадьбу были: живность корова, лошадь, поросенок, курицы, утки ; набор полотенец без бахромы; плетка. Все они имели символический смысл. Животные символизировали появление здоровых малышей, полотенца — гладкую жизнь, плетка — главенство мужа в семье.
Сегодня на свадьбу принято дарить деньги, посуду, компьютерную и бытовую технику, постельные принадлежности, столовые приборы, аудио- и видеотехнику.
Свадебные обычаи и традиции.
Плату вносили сваха, жених и его дружки. Чем богаче был жених, тем больше был выкуп. Сейчас, когда молодые могут сами выбирать, где им жить после бракосочетания, подобный обряд носит скорее символический характер. Выкупают невесту обычно цветами, конфетами, деньгами и шампанским сам жених при помощи свидетеля и друзей. Подружки невесты выступают «продающей» стороной. Их задача — как можно дороже отдать невесту.
Поэтому для жениха придумываются всевозможные загадки и испытания. Первые препятствия ждут его уже на подходе к дому. Там несколько соседей, друзей и родственников невесты требуют первый выкуп. На этом этапе обычно удается отделаться мелким подарком либо небольшой суммой денег. Однако настоящие преграды ждут жениха впереди.