это быстро, легко и просто.
«Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского
Краткое содержание оперы "Хованщина" Модеста Мусоргского | Какой Смысл | 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». |
Опера "Хованщина" | В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. |
Хованщина, отзывы на Оперу – Афиша-Театры | С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. |
Модест Мусоргский
В апреле 1681 года царь Фёдор Алексеевич инициировал создание греко-славянского Типографского училища при Заиконоспасском монастыре — предтечи Славяно-греко-латинской академии. При Фёдоре Алексеевиче Россия укрепила свой международный авторитет. Так, по итогам войны с Османской империей Россия заключила Бахчисарайский мир, по которому Порта признала за нами земли левобережной Украины и Киев. Но здоровьем Фёдор Алексеевич был слаб. У него опухали ноги. Предполагают, что он страдал цингой. В итоге юный царь умер в 20-летнем возрасте 27 апреля 1672 года.
Наследника он после себя не оставил, его единственный сын прожил всего 10 дней. Таким образом обозначился кризис престолонаследия. После смерти Фёдора Алексеевича началась борьба за влияние на государственное управление между двумя боярскими родами: родственниками первой жены Алексея Михайловича — Мстиславскими, и родственниками его второй жены — Нарышкиными. Нарышкины «выстрелили» первыми, возведя на престол маленького Петра I. Тем самым они фактически совершили дворцовый переворот, так как престол должен был наследовать Иван, родной брат Фёдора, но он тоже был весьма нездоров, и якобы понимая, это Фёдор на смертном одре назвал своим преемником 10-летнего Петра. Однако Мстиславские решили дать отпор.
Они подняли на бунт стрельцов, которые после создания полков нового строя выполняли функции московской территориальной обороны. Стрелецкий бунт сделал своё дело.
Словом, можно говорить о такой назревающей тенденции в жизни Северной Столицы, как ее всеобщая «мариинизация». Напомним, что прошлый 229-й театральный сезон открывался другой оперой Мусоргского — «Борис Годунов». Как не вспомнить теперь высказывания самого композитора, который говорил слова, оставшиеся в истории после запрета на постановку первой редакции «Бориса»: «Эй, вы, скорбные духом, «Хованщиной» на вас пойдем».
В начале спектакля свежо и ярко прозвучало сольное высказывание Шакловитого Николай Путилин. Своим звучным тембром он как бы обозначил глубину проблемы, заявленной в сюжете. Однако сила драматургии и специфика «Хованщины» позволяют говорить о том, что опера по сути хоровая. Вспомним слова вдохновителя «Могучей Кучки» Владимира Стасова, который писал: «Мы сделаем музыку достоянием народа». Народ в опере — основное действующее лицо.
Эту идею бережно сохранил и донес до публики режиссер-постановщик Леонид Баратов. Огромное количество массовых сцен и жемчужины народных мелодий-напевов, плавно перетекающих один в другой, создали невообразимое по красоте зрелище. В общем-то и интонационно большая часть мелодий близка именно крестьянским песням. Различные лики народа, предстающие перед нами, дают возможность оценить, что не всё гладко и тихо на русской земле, много в истории есть тайного и опасного. Часто один интонационный фон «наслаивается» на другой, дабы показать всю многоплановость ситуации, возникшей в связи с заговором и расколом.
В первом действии выделим разудалую плясовую «Жила кума», хор стрельцов «Гой вы, люди ратные» и большой завершающий сцену хор а капелла «Ой ты, родная матушка-Русь». Кстати говоря, и в хоровой массе, как часто и в жизни, есть свои «запевалы», люди из народа, для которых характерны небольшие, но яркие сольные высказывания в спектале это Виталий Ишутин, Григорий Карасев, Олег Сычёв. Во втором действии самобытно и одержимо звучит хор раскольников «Победихом, посрамихом». В следующем акте хоровой эпизод «Батя-батя, выйди к нам» передает нам оттенки страдания, молитвенных причитаний.
Проходит стрелецкий дозор, обсуждающий «подвиги» стрельцов в схватках с неугодными им боярами.
Появляется подьячий — «строчило». К нему подходит начальник сыскного приказа Шакловитый. Под его диктовку подьячий пишет донос на князя Ивана Хованского и его сына Андрея: «замутить хотят на государстве» — захватить московский престол. Бросив подьячему кошелек с деньгами, Шакловитый берет донос и быстро уходит. Собирается народ.
Стрельцы восторженно приветствуют появление своего начальника, «бати» — князя Ивана Хованского, полновластного хозяина Москвы. Окруженный стрельцами, Хованский отправляется на объезд города. На площадь прибегает Эмма, девушка из Немецкой слободы, спасающаяся от преследований молодого князя — Андрея Хованского. Андрей догоняет ее, обнимает, требует полюбить его. Эмма плачет, рвется из его объятий.
Это видит раскольница Марфа, любовница князя Андрея. Она упрекает князя в измене и настаивает, чтобы он отпустил Эмму. Возвращается князь Иван Хованский со стрельцами. Ему приглянулась Эмма, он приказывает стрельцам схватить «лютерку» и отвести ее к нему, за «караул». Андрей выхватывает нож, чтобы убить Эмму, не отдать ее живой в руки отца и стрельцов.
Рассерженный Иван Хованский хватается за саблю. Их останавливает Досифей, глава раскольников. Ей грозит гибель от царя Петра и его приверженцев. Досифей молится о победе над «антихристом». Под тяжелые, мрачные звуки колокола Досифей и раскольники медленно уходят на церковный собор.
Голицын читает любовное письмо, полученное им от государыни. Голицыну льстит любовь Софьи, но он боится связать свою судьбу с судьбой царевны. Как знать — кто победит в борьбе: Софья или Петр? Приближенный князя Варсонофьев докладывает, что к Голицыну пришла «колдовка». Входит Марфа.
Над чашей с водой гадает она князю — предсказывает ему судьбу. Голицын с тревогой спрашивает: «Что сказалось? В кабинет входит приглашенный на тайное свидание князь Иван Хованский.
Партитура "Хованщины" не была завершена автором, поэтому существует несколько ее версий, сделанных другими музыкантами. С 1950 г. Но только сейчас "народная музыкальная драма" Мусоргского зазвучала в Москве в том виде, в каком давно уже идет во всем мире, - в оркестровой редакции Дм. Шостаковича, наиболее близкой к замыслу и стилю автора. Но певцы не все довольны; говорят, мол, петь нечего. И - за отсутствием состава преступления - ни слова о кризисе. Будем считать, что в Большом театре наступило пусть и спорное, но что-то Новое.
Поймем потом. Пока лишь ясно одно: туда стало интересно ходить...
«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко снова гремит "Хованщина". Это — последняя опера композитора, над созданием которой он работал с 1872 года по. В операх Мусоргского движения от музыки у Чернякова очень мало. Основой режиссерских решений в дилогии является философская концепция. Признаться, автор этих строк стал просматривать клавир оперы именно из-за этих самых подлинных напевов, в первую очередь старообрядческих.
Магическое впечатление от оперы Хованщина
Мусоргский, загоревшись "Хованщиной", чувствовал острейшую необходимость проникнуться атмосферой далекой эпохи, сродниться с ее коллизиями, характерами, лексикой. Ведь прежде чем дать полный простор своей музыкальной фантазии, ему предстояло и сконструировать фабулу, мотивировать взаимоотношения действующих лиц, и снабдить их подобающей социальному рангу, воспитанию и темпераменту каждого речью. Как известно, оперная драматургия требует лаконизма, плотности фабульной канвы, и Мусоргскому пришлось объединить события двух, даже трех стрелецких бунтов — 1682, 1689 и 1698 годов. Но хронологически вольное "уплотнение" реальных исторических событий осуществлено в "Хованщине" с максимальным тактом. Тем не менее либретто чрезмерно разбухало. Фантазия композитора неудержимо рвалась вперед, обгоняя и окончательное оформление либретто зафиксированного лишь в 1879 году и кристаллизацию общего музыкально-драматического замысла.
Эту "народную музыкальную драму", оперу-хронику, оперу-эпопею не вместить в русло традиций русской эпической оперы, основанных еще глинкинским " Русланом ", а позднее развитых Римским-Корсаковым , Бородиным , — градус конфликтности, накал борьбы группировок, столкновений и эмоциональных переживаний действующих лиц здесь намного выше. Оно и понятно: Мусоргский — прирожденный трагический художник. Едва ли не все действующие лица "Хованщины" внешне рельефны, выпуклы и внутренне сложны, многозначны. Мусоргскому нет равных в искусстве психологического анализа. Существеная жанрово-стилевая черта и главное, что роднит "Хованщину" с русскими эпическими операми, огромное количество и исключительно важная функция хоровых эпизодов.
Портрет хоровой, коллективный иногда исчерпывает характеристику той или иной группы Пришлые и раскольник, например, всегда только хор , однако может и служить истоком, фундаментом портрета ее лидера. Так соотнесены стрельцы и их глава Иван Хованский. Некая "парность" контрастно противопоставляемых друг другу персонажей, в принципе не новая для оперной классики Дон-Жуан — Лепорелло, Кармен — Микаэла и т.
Первое действие. Красная площадь в Москве. Конец XVII века. Стрельцы и их начальник — спесивый, тупой князь Иван Хованский — опьянены недавней победой над враждебной им придворной группировкой. Но непрочен их успех. Россия созрела для петровских преобразований, и не остановить хода истории ни старому боярству во главе с Иваном Хованским, ни темным, обманутым стрельцам, ни фанатичным раскольникам с их руководителем старцем Досифеем. В лагере победителей нет единства. Князь Иван и его сын Андрей готовы на преступление из-за приглянувшейся им обоим девушки Эммы. Жестокую обиду наносит князь Андрей страстно любящей его раскольнице Марфе, духовной дочери Досифея. Московский люд боится и не любит стрельцов. Над их головою собирается гроза: начальник розыскного приказа Шакловитый диктует старому хитрому подьячему тайный донос на Хованских. Второе действие. Кабинет князя Голицына, любовника временной правительницы государства царевны Софьи. По приказу князя к нему впускают Марфу для тайного гаданья. Зловеще звучат предсказания Марфы, хорошо знающей положение дел и зорко предвидящей недалекое будущее: неминуемая опала ждет князя.
Выходят люди в соответственном эпохе одеянии — да и это не обязательно, выходят и поют: один — а—а—а, другой — о—о—о, третий — э—э—э, а хор зудит — у—у—у! Это может быть сделано очень весело, очень страшно, очень скучно, — но это не имеет никакого отношения к тексту оперы и музыке Мусоргского». После проведения колоссальной репетиционной работы — ведь нужно было переломить статическую и шаблонную исполнительскую инерцию солистов и хора, малознакомого, а то и вовсе не знакомого до того с музыкой «Хованщины», Шаляпин вспоминал, что, начиная с генеральной репетиции, «опера имела огромный успех». Сама премьера привела его в «блаженное состояние»: «Помню, я говорил хористам какую-то речь, плакал от радости и, наконец, предложил отправиться в Казанский собор спеть панихиду по Мусоргскому. Отправились охотно, прекрасно спели, потом я отвез венки на могилу Мусоргскому и Стасову». Сцена из спектакля Нам, нынешним слушателям и зрителям «Хованщины», в год 185-летия со дня рождения композитора даже и верится с трудом, что опера непостижимыми путями и невероятными усилиями мирового масштаба мастеров, объединенных идеей восстановления подлинного Мусоргского, с трудом буквально пробивала себе путь на театральную сцену. Однако только в исторической перспективе можно увидеть, насколько стремительным и ошеломительно быстрым за каких-то сто с небольшим лет! Многотрудная сценическая судьба сочинения, не законченного автором, привела и приведет в будущем к великому многообразию композиторских и дирижерских решений, научно-издательских подходов, постановочных идей и художественно-сценографических образов. В отношении «Хованщины» наиболее крупными вехами ее театральной судьбы следует назвать: — «избыточный» и «сокращенный» варианты М. Мусоргского 1880 ; — творческую редакцию Н. Римского-Корсакова 1883 ; — сценическую версию С. Дягилева, М. Равеля, И. Стравинского 1913 ; — научно-академическое издание П. Ламма 1931 ; — редакцию дирижера Н. Голованова 1952 ; — оркестровку Д. Шостаковича 1959 ; — версию Мариинского театра, созданную по инициативе В.
Коровина, были заменены также весьма удачными и впечатляющими декорациями художника Ф. Из всего этого, далеко не полного, перечня постановок и исполнителей, участвовавших в опере «Хованщина», видно, какой силой притяжения обладал спектакль, постоянно привлекавший широкий круг слушателей и выдающихся исполнителей. И действительно, музыкальная драма «Хованщина» является не только гениальным творением Мусоргского, но и одним из высших достижений русской оперной классики. Мысль о создании оперы Мусоргскому подал его друг и почитатель Стасов — известный музыкальный критик и искусствовед. Именно ему композитор и посвятил «Хованщину». Мусоргский с увлечением взялся за подборку многочисленных исторических документов. Композитор проделал огромную работу по изучению материалов эпохи стрелецких восстаний, московского быта XVII века, периода правления царевны Софьи, различных религиозных течений того времени.
Хованщина (опера)
просмотрите отзывы путешественников (2 142 шт.), реальные фотографии (1 778 шт.) и лучшие специальные предложения для Санкт-Петербург, Россия на сайте Tripadvisor. 28 февраля на сцене малого зала БГТОиБ состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». В тот самый миг в комнату врывается Шакловитый и ставит всех в известность о том, что Петру стало известно о готовящемся заговоре, что он велел разыскать тех, кто устроил эту «хованщину». Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году. Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году.
«Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского
В операх Мусоргского движения от музыки у Чернякова очень мало. Основой режиссерских решений в дилогии является философская концепция. Опера «Борис Годунов» кончается предсказанием Юродивого о горестной судьбе Руси — это пророчество начинает сбываться в «Хованщине». События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть.
Магическое впечатление от оперы Хованщина
Татьяна Ногинова — художник по костюмам, работавший вместе с Юрием Александровым над восстановлением постановки. Её мастерство стоит отдельного упоминания: великолепно выполненные костюмы окончательно погружают зрителя в атмосферу XVII века, церковного раскола и стрелецкого бунта, вокруг которых строится сюжет оперы. Продолжительность спектакля 4 часа 40 минут с двумя антрактами.
Действие 3 «Страшен царь Петр»: Марфа предчувствует, что раскольникам гореть в огне. Хованский отказывается идти против Петра, это не имеет смысла. Действие 4 Наемник Шакловитого убивает Хованского. Голицына спешно ссылают, петровское войско стоит перед Кремлем. Стрельцы ждут смерти, но Петр их прощает.
Действие 5 Раскольники прячутся в лесу. Тут и Андрей. Петровцы приближаются. Досифей и его сторонники идут в огонь за старую веру.
Либретто "Хованщины", в отличие от других опер Мусогского, не основывалось на литературном первоисточнике, было целиком написано самим композитором и считается выдающимся литературным произведением. Путь "Хованщины" на сцену был долгим и сложным из-за цензуры, которую не устраивало в произведении важная роль раскольников. В опере много плавных, свободно льющихся мелодий, часто напоминающих протяжные народные песни. Главные герои получили яркие музыкальные характеристики, и значительное место в произведении отведено хоровым сценам, показывающим то стрельцов, то раскольников, а то простых обитателей Москвы.
Он диктует подьячему донос Петру, в котором сообщается о планах Хованских захватить власть. Собравшиеся на площади люди требует подьячего прочесть, что написано на столбе, после чего они приходят в ужас, узнав о расправе над боярами, которые были неугодны стрельцам. Появляется Иван Хованский, которого приветствуют стрельцы. После ухода князя со свитой, появляется лютеранка Эмма и влюблённый в неё Андрей Хованский, преследующий девушку. Прежняя возлюбленная Андрея, раскольница Марфа, защищает Эмму. Вернувшийся Иван Хованский застаёт их и гневается на сына, защищающего лютеранку, которая и ему самому приглянулась. В то же время, Андрей готов скорее убить её, чем отдать отцу; когда он уже был готов это сделать, появившийся глава старообрядцев Досифей останавливает разгорающийся конфликт Второе действие Второе действие происходит в кабинете князя Голицына, читающего любовное письмо от Софьи, чьим фаворитом он является. При этом он не верит ни в её преданность, ни в свою судьбу, а также его одолевает страх перед будущим страны. По его просьбе приходит гадалка — Марфа — которая предсказывает ему опалу. В ужасе он приказывает убить гадалку, но Марфе удаётся скрыться. Появляется Иван Хованский, скрытый соперник Голицына. Они ненавидят друг друга, и их спор перерастает в ссору, которую останавливает появившийся Досифей. Он обвиняет Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, Голицына — в пристрастии к европейским обычаям, и заставляет обоих подумать о спасении страны. Появляется Шакловитый, который сообщает, что Пётр получил донос, «обозвал хованщиной и велел сыскать» Третье действие События происходят в Стрелецкой слободе в Замоскворечье. Проходят в сопровождении толпы монахи с песнопениями. Оставшаяся одна Марфа переживает измену Андрея Хованского, не переставая его любить.
Хованщина как зеркало добра и зла
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский 1 действие Москва. В центре Красной площади, близ Собора Василия Блаженного высится каменный столб, к которому прибиты металлические таблички с надписями. Городской люд просыпается под настойчивый перезвон колоколов и голос стрелецких труб. Подьячий первым появляется на сцене, идёт к своей будке.
Показывается боярин Шакловитый, сыскной начальник. Он хочет написать донос, кляузу на князей Хованских, якобы они собрались власть захватить и порядки свои чинить. Подьячий так пугается, что зочет отказаться записывать, но мешочек с деньгами делает его сговорчивым.
Шакловитый забирает бумагу и исчезает. На сцене появляется князь Иван Хованский со своими стрельцами, а за ним и сын его Андрей. Андрею нравится девушка Эмма из Немецкой слободы.
Он проявляет ей знаки внимания, но она отвергает его. В гневе, он замахивается на неё, но на защиту Эммы встаёт смелая Марфа. Между отцом и сыном возникает конфликт, который прерывается появлением на сцене Досифея, главы раскольников.
Народ — всегда заложник чужих манипуляций. А кто не народ — чужой. Как и неразличимы конкретные лица в хоровых группах, так же тщательно распределена и вина между персонажами драмы — ее степень уже не установить. Титель рассказывает историю вечных страданий народа с редкой доходчивостью. Простоте и ясности его концепции не мешает характерная поэтичная бесхарактерность некоторых подробностей: алюминиевые тазы и ведра исправно приближают те времена к этим, и та же функция у листовок, брошенных в народ, который перед тем, как мы видели, не умел читать. Отчетливости драмы не мешает даже то, что слов часто не разобрать и публика напряженно вчитывается в английские субтитры над сценой. Эпизод за эпизодом спектакль рисует слепоту хоров и силу их возвышенной покорности, находя в них красоту, смысл и безбрежную актуальность. Могучий, едва не торжественный гимн образу народа — как вечного заложника преступников-невидимок, объекта сознательных или случайных манипуляций индивидуально очерченных воль — не был бы так убедителен, если бы не выдающийся музыкальный строй спектакля. Он не столько аккомпанирует, сколько ведет за собой и добавляет концепции коллективного страдания и жертвы много звенящих героических обертонов. Неколебимой рукой дирижер собирает драматургически сложную партитуру в могучий монолит крепко сбитой конструкции.
Лазаревская трактовка из тех, какие надолго запоминаются. В том же духе были сделаны «Симфонические танцы» Рахманинова в один из первых постсоветских визитов Лазарева в Москву. И снова жутковатая махина неумолимо катит при свете горячих оркестровых красок за счет железной ритмической пружины. Из суховатой, холодноватой оркестровки Шостаковича дирижер, словно кивая в сторону первого интерпретатора Мусоргского — Римского-Корсакова, азартно извлекает яркий цвет, оркестр звучит, как будто отбросив сурдину, палитра играет, и нет такой кульминации, на которую не нашлась бы своя, еще большая кульминация.
Они хором поют свою песню, больше похожую на гимн. Марфа сидит на скамье у терема князя Хованского, грустя, исполняет свою сольную арию "Исходила младешенька", пронизанную мотивами скорби и неизбежности. Появляется Шакловитый с арией «Спит стрелецкое гнездо». Хмельные стрельцы кутят и веселятся, не слушая брани своих жён. Неожиданно появившийся Подьячий, сообщает о скором приближении войск царевича Петра. А молодые крестьянки развлекают его песнями и танцами.
Голицин предупреждал его об опасности, но Иван не поверил ему. Шакловитый вызывает его, якобы на разговор к Софье. Князь собирается и, не подозревая подвоза и опасности, выходит. Шакловитый продолжает плести свои коварные сети. По его приказу князя Ивана Хованского хватают и убивают. Всё вышло так, как он планировал, можно праздновать победу. Картина 2 На площади Кремля стражники увозят Голицина в ссылку.
Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь , а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку. Фёдор Шакловитый был казнён. Драматургия и музыка В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. Однако Мусоргский хотел показать переход власти из рук царевны Софьи в руки Петра. Поэтому в либретто его оперы причудливо смешаны события 1682 и 1689 годов. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским ; князя Голицына , фаворита Софьи ; старообрядцев во главе с Досифеем реальный Игумен Досифей 1690 ум. Если князь Хованский , потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы представлены как мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры. Огромная роль в развитии действия принадлежит народу — ещё в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Хоры очень разнообразны. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного и самовластного Хованского; лукавого и самовлюблённого Голицына; величественного Досифея; сильной, порывистой, страстной, готовой на подвиг Марфы; мятущегося и слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного и на всё способного ради спасения Руси Шакловитого; весёлого и бесшабашного молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина» | В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. |
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника | опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом. |
На новой сцене Мариинского театра представят «Хованщину» — к 185-летию Модеста Мусоргского | Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. |
Хованщина | OperaHD | В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. |
М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров | Опера-хроника, опера-эпопея ’’Хованщина” не укладывается в русло русской эпической оперы ни по градусу драматической конфликтности, ни по остроте столкновений борющихся группировок, ни по эмоциональному накалу переживаний действующих лиц. |
Под знаком стрельцов: Гергиев и Мариинка привезли в Москву «Хованщину» | Статьи | Известия | В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. |
Мусоргский. Опера «Хованщина» | Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и перемену ее на партитуру Шостаковича (незначительные коррективы в постановочный план тогда внес сам Баратов). |
Модест Мусоргский | Действительно, по глубине, по духу «Хованщина» могла бы стать самой русской оперой, доведи композитор свой авторский замысел до конца. |
Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1 | подробная информация, 12+. Легендарной (без всякого преувеличения) постановке Леонида Баратова в 2015 году исполнилось 55 лет — ровно столько она идёт на сцене Мариинского театра. |
ПРЕМЬЕРА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. "Хованщина". Опера для политиков
В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина». Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. "Хованщина" была поставлена нью-йоркской Метрополитен-оперой только в 1950 году, хотя отрывки из нее были исполнены Метрополитен-оперой еще в 1919 году. опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский
Действие четвертое Пирует князь Хованский — широко, разгульно. Его развлекают плясками юные крестьянки. Боярин Голицын предостерегал Хованского о возможной опасности, но тот не поверил и отправляется по приглашению к интригану Шакловитому, будто бы на разговор к царевне Софье. Тут его и настигает смерть.
А боярин Голицын тоже во вражеских руках: стражники снаряжают его в ссылку. Сгущаются тучи над головами всех участников событий — Марфы, Досифея. Петровские полки идут к Кремлю Действие пятое Раскольник Досифей не хочет сдаваться врагу, готов умереть за правое дело.
Он знает, что раскольники обречены и зовет их с собой — к смерти во имя истинной веры. Раскольники с пением гимна, вместе с ними Марфа, шествуют на поляну, где разожжен костер. При появлении войск Петра старообрядцы восходят на костер и погибают.
Весь раскольнический скит охвачен огнем. За этим с ужасом наблюдают люди. Возможно, просто перечитав либретто, не все поймут истинный пафос и смысл «Хованщины».
Стрелецкий бунт сделал своё дело. Петра на престоле потеснил его болезный единокровный брат Иван, а их старшая сестра Софья, дочь Алексея Фёдоровича от Марии Мстиславской, была правительницей регентшей. Стрельцами командовал Князь Иван Хованский, по имени которого и названа смута, и оперное произведение о ней. Это был известный и довольно успешный военачальник. Видимо, лёгкость, с которой Мстиславские добились своего, спровоцировала Ивана Хованского на розыгрыш своей собственной партии. В конце концов Хованский происходил из знатного княжеского рода Гедеминовичей, и мог рассчитывать на большее, чем на доспехи воеводы. Тем временем, чувствуя слабость власти, активизировались старообрядцы, жестоко притесняемые государством и официальной Церковью. Они, стекаясь в Москву из дальних скитов, проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам. Эти претензии с энтузиазмом поддержал Хованский, полагая, что старообрядцы идеологически оформят захват им власти. Для Ивана Хованского, как и для его старшего сына Андрея, авантюра закончилась весьма печально — их убили люди царевны Софьи.
Младший сын Хованского, Пётр, был сослан на Север, его потом помилует царь Пётр и отравит его воеводствовать в Киев. Что касается старообрядцев, то их дело не выгорело, и они продолжили сжигать себя в скитах. Крупнейшие эпизоды самосожжений староверов прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более четырёх тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687-м в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи старообрядцев, а в Палеостровском монастыре, на северном побережье от Онежского озера — 2700 раскольников. По общим подсчётам в самосожжениях конца XVII века погибли свыше восьми тысяч блюстителей старой веры.
Боярин Шакловитый из партии Софьи пускает слухи, что Хованский — изменник, своего сына Андрея хочет в цари.
Но Андрею не до того: он бросил раскольницу Марфу, добивается немки Эммы. Иван Хованский — его соперник в этом. Наконец, Досифей заступается за девушку. Действие 2 Иван Хованский упрекает князя Голицына из партии царевны Софьи за унижение стрельцов. Их мирит Досифей, чтобы сообща добиться своего. Однако от Шакловитого они узнают, что все уже, по сути, кончено: и Софья, и юный царь Петр требуют смерти Хованского и его «хованщины».
Действие 3 «Страшен царь Петр»: Марфа предчувствует, что раскольникам гореть в огне. Хованский отказывается идти против Петра, это не имеет смысла.
Совершенно нехарактерная для Мусоргского идея сексуальной зависимости Марфы от Досифея, поющий из суфлерской будки Подъячий, нелепые танцы в неглиже — всего этого публика не смогла стерпеть. Закономерным итогом стало полное непринятие постановки но не музыки!
Бычкова наградили аплодисментами, которые он несомненно заслужил, так как оркестр сыграл на истинно мировом уровне. В 2015 году — тщательно подготовленная постановка в Московском академическом Музыкальном театре. Дирижер — А. Режиссер — А.
За выдающееся исполнение постановка удостоилась нескольких наград и хвалебных отзывов, в частности, премии «Золотая маска» и премии Москвы в области литературы и искусства за 2016 год. Историческая точность в образах персонажей «Хованщины» «Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек! На необычные, совсем негаданные задачи налетаешь, и не насильственно, а так — будто случайно это делается». Литературное наследие» В «Хованщине» Мусоргский передает исторические реалии глазами тех, кто участвовал в них напрямую.
Народ, который «не может проверить воочию, что из него стряпают». Страдающая сторона, которая при любом царствующем правителе остается там же, где и была — на дне, беспросветном и темном. Вот что связующим лейтмотивом проходит через всё музыкальное повествование. Образы князь Хованский — по воспоминаниям людей, знавших его — человек, «знаменитый преимущественно своими поражениями и жалобами на него подчиненных».
Легкомысленный, опьяненный властью и жестокий, не считающийся ни с чьим мнением; князь Голицын — непоследовательный, взрывной человек, вспыльчивый и многоликий. Но при этом — поэтичный, не лишенный своеобразного очарования и тонкости. Чрезвычайно сложный образ, противоречивый и двойственный; Подъячий — выдуманная составная личность, не имеющая имени и конкретного исторического прототипа. Представитель приказного сословия, так нелюбимого народом.
Двуличный, суетливый и скользкий тип, заискивающий только перед силой, приспособленный к любым условиям существования; князь Андрей, сын Хованского — персонаж, который должен был показать сложные взаимоотношения отца и сына. Из-за нехватки времени автор не стал отводить ему важной роли в опере; Шакловитый — композитор смело записал ближайшего помощника царевны Софьи как единственного составителя доноса на Хованских. В трактовке автора этот персонаж не имеет конкретного отображения. Скорее его можно представить как воплощение слепой исторической силы; Досифей — подоплекой для создания образа раскольника послужила книга «Житие протопопа Аввакума».
Она явилась своего рода музой, но композитор не стал слепо копировать образ, показанный в «Житие».