Праздничные богослужения начинаются накануне вечером, верующие вспоминают о крещении Иисуса Христа, которое совершил Иоанн Предтеча в водах Иордана. Тот факт, что Иоанн Креститель крестил Иисуса, сегодня оспаривается лишь немногими учеными, но по-прежнему ведется много споров по поводу задачи и значения крещения Иисуса. Так Иисус Христос был крещен в водах реки Иордан человеком, которого Он сам после назовет величайшим из пророков.
Крещение Господне
Долгое время полной уверенности в том, где именно состоялось крещение Иисуса Христа, не было. В Евангелие от Иоанна говорится, что Иоанн Креститель проповедовал и крестил недалеко от селения Вифания (по другому Вифавара) на верхнем Иордане. Крещение Господне В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Тогда среди прочего народа к Иоанну пришёл и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Таким образом, крещение Иисуса в Иордане было ни чем иным как актом явления Христа Израильскому народу и началом Его миссии на земле – миссии по спасению человечества от греха, смерти и Ада. Разделение вод Иордана при Крещении Господнем, по мнению отцов, склонных аллегорически толковать чудесное событие, говорит о даровании человеку выбора: поверившие Христу и пошедшие за Ним освобождаются от власти греха и смерти, не поверившие остаются «в мире. компанией IRR-TV - Finland
Сколько раз проходил крещение Господь Христос
Более того, это событие прямо повлияло на дальнейшие деяния Иисуса в процессе скитания по пустыне. После событий на реке Иордан пророк сразу же отправился в пустыню и находился там 40 дней. Подобным образом он готовился к осуществлению той миссии, которая ему была уготована. Из Библии мы знаем, что Сын Божий взял на себя грехи людей, дабы Бог простил нас. Такое можно было совершить лишь только через акт самопожертвования, для которого нужно было подготовиться духовно и физически. Евангельские писания повествуют нам о событиях, которые произошли в самой пустыне. Три искушения Сатаны Когда Дьявол увидел попытки Иисуса отречься от всех грехов и очиститься, он решил испытать волю Мессии. Для этого Сатана пытается искусить Иисуса три раза: при помощи голода; при помощи веры. Каждый новый «рычаг», посредством которого оказывалось давление на Иисуса, был изощренней предыдущего. Голод — это самое маленькое, что могло переманить Иисуса на сторону Дьявола. Когда этот плотский грех не подействовал на Сына Божьего, Сатана испытывает его гордыню и веру.
Но и тут Иисус не сдаётся. Сатана всеми силами пытался показать, что перед его сладкими плодами может сломиться каждый, даже Иисус Христос. Крещение помогло ему остаться нерушимым перед искушениями Сатаны. Отсюда следует, что крещение не просто помогает получить Божью благодать, оно способно дать нам силу бороться со всеми греховными деяниями Дьявола. Гипотезы о том, где находится место крещения Иисуса Христа Сегодня учёные всеми силами пытаются понять и воскресить события, описанные в библейских текстах.
Место на реке Иордан напротив Иерихона. Сегодня арабы называют это место "Мартаса", а израильтяне — " Каср-аль Яхуд". Ветхозаветное название Вифавара возникло в связи с тем, что после сорокалетнего странствования по пустыне израильтяне, возглавляемые Иисусом Навином, совершили чудесный переход через реку Иордан в Ханаан — в Землю Обетованную. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан» Нав.
Затем со дна Иордана были взяты 12 камней, по числу колен израилевых, и из них был устроен памятник в честь перехода через Иордан посуху. Позже Вифавара упоминается в книге Судей: «Гедеон же послал послов на гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них переправу через воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне, и перехватили переправы через воду до Бефвары и Иордан» Суд. В евангельское время в Вифаваре находилась оживлённая переправа через Иордан для паломников из Галилеи в Иерусалим, путешествующих в обход Самарии. Поэтому святой Иоанн Предтеча выбрал Вифавару для проповеди. На это же место «за Иордан» Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления Ин. Вариант Вифавара, по-видимому , впервые был предложен Оригеном.
Крещенскую освященную воду хранят год до следующего праздника, при этом она не портится. В канун Крещения по верованию воды во всех водоемах обладают особой силой. В сам день Крещения Господня совершается крестный ход к рекам, озерам, ставкам.
До начала крестного хода во льду вырубается полынья в форме креста, около нее сооружается переносная часовня. Священники совершают особый обряд освящения воды — после молебна опускают в прорубь напрестольный крест. Считалось большим грехом в течение недели стирать белье в водоемах, в которых освящалась вода. Купание в полынье — недавняя традиция. В старину, как свидетельствует Сергей Максимов , окунались в ледяную воду только парни, чтобы смыть грех за гадания на Святки. Такие святочные развлечения, как гадания, не прекращались до последнего дня. Существовал особый вид гаданий перед Крещением — с кутьей. Девушки бросали ее горсть в первого встречного и спрашивали его имя, чтобы узнать, как зовут суженого. Купание в прорубях на Крещение: Freepik Поздравления с праздником Крещения Крещение Господне, как и другие зимние торжества, — праздник семейный. Добрым пожеланиям и сегодня придается особое значение, верующие ожидают их чудодейственного воплощения.
Воспользуйтесь готовыми поздравлениями, чтобы пожелать близким всех земных благ. Пусть праздник будет светел, словно снег, Покинут мысли и дела дурные, А время не спешит ускорить бег.
Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». Он не знал Его как Агнца, который берет на Себя грех мира.
Иоанну было предсказано, что на кого сойдет Святой Дух в виде голубя, Тот и есть. Происходит величайшее событие: приходит Иисус и просит крещения. Креститель как бы говорит: «Я крещу грешников, но Ты не из них, Ты должен крестить меня». Иисус говорит ему: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».
Действительно, в послании к Евреям, в 4-й главе, в 45-м стихе записано: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Одна из версий, объясняющая это событие такова: всё, что делает Иисус, Он делает правильно. Все, что делает Бог, все хорошо. Приходят к Нему ученики и спрашивают, нужно ли платить подати, и Он им объясняет, что сыны царя деньги не платят и освобождены от уплаты податей.
Ученики Иисуса сыны другого Царя, они не должны платить подати, но если посмотреть на монетку, то можно увидеть изображение кесаря. Правильно отдавать кесарю кесарево и платить налоги — это правильно. И креститься тоже правильно. Крещение Иоанново — это также правильное действие.
В Исаии 53 главе, в 12-м стихе мы читаем: «…и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». Иисуса причислили к злодеям, хотя злодеем не был. К каким же злодеям Он был причтен? Если ответ: к тем, которые были от Него по правую и по левую сторону, то ответ неверный, и мы слишком хорошо о себе думаем.
Невыполнение любого закона и есть делание зла. Мы очень хорошего мнения о себе, если думаем, что разбойники плохие, а мы хорошие. Но «за преступников сделался ходатаем». За преступников закона.
Кто они? Это мы, к нам Он был причтен. Без Христа каждый из нас был злодеем и противником Иисуса Христа. Актом своего крещения Иисус причисляет Себя к нам, Он отождествляет Себя с людьми, со злодеями.
Зачем крестился Иисус?
Иисус велел слепому семь раз омыть себя в купальне Силоам у реки Иордан, еще раз подчеркнув силу веры и божественное исцеление. Таким образом, очевидно, что река Иордан представляет собой гораздо больше, чем просто источник воды, и имеет жизненно важное значение для символизма и духовного значения христианской веры. Иордан Река в Псалмах и других поэтических произведениях Река Иордан занимает важное место во многих библейских историях и служит повторяющимся символом в Псалмах и других поэтических произведениях. Его значение заключается в том, что это была физическая граница между пустыней и Землей Обетованной, которая была землей, где должны были жить избранные Богом люди. Вот некоторые способы, которыми река Иордан используется как символ: Возрождение: В Псалме 42:7 псалмопевец говорит о бездне, взывающей к бездне, используя образ воды, чтобы символизировать стремление души к Богу. Река Иордан часто используется в этом контексте как символ возрождения или обновления, поскольку израильтяне проходили через нее на пути к Земле Обетованной.
Суд: Река Иордан также используется как символ Божьего суда и власти. В Псалме 114:3-5 псалмопевец говорит об Иордане, как об отступающем в присутствии Бога, в то время как горы скакали, как овны. Этот образ передает идею о том, что сила Бога настолько велика, что она влияет даже на естественное течение могучих рек и гор. Благословение: река Иордан также используется как символ Божьего благословения. В Псалме 65:9-13 псалмопевец говорит о том, как Бог благословляет землю и урожай, который растет на ней, давая обильные урожаи, чтобы поддержать и накормить Свой народ.
Для передачи этой мысли используется образ Иордана как источника живительной воды. Помимо псалмов, река Иордан используется как символ и в других поэтических произведениях. Здесь река служит метафорой эмоциональной дистанции, разделяющей двух влюбленных людей, жаждущих единения. В целом, река Иордан является мощным символом в библейской поэзии, представляющим как физическое, так и духовное пути Божьего народа, а также Божья сила, суд и благословение. Число 8 Еще один важный символ в Библии — число 8.
Эта ассоциация происходит от того факта, что в еврейской традиции мальчика обрезают на 8-й день его жизни, отмечая его вступление в общину завета. Число 8 также важно, потому что это первое число.
Он представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода Которого столь многие напряжённо ожидали, не могла не привлечь всеобщего внимания. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что «народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве» и что власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы были сделать по его совету всё, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся власти этого великого учителя.
Даже фарисеи и саддукеи не могли спокойно смотреть на то, как народ массами идёт к Иоанну, и сами были вынуждены пойти в пустыню к нему; но едва ли все они шли с искренними чувствами. Поэтому неудивительно, что Иоанн встречает их строгой обличительной речью: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Фарисеи искусно прикрывали свои пороки точным соблюдением чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотским утехам, отвергали то, что противоречило их эпикурейскому образу жизни: духовный мир и загробное воздаяние.
Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама не принесёт им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» Матф. Истинные чада Авраама не те, кто происходят от него по плоти, но те, кто будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если не раскаетесь, то Бог отвергнет вас и призовёт на ваше место новых чад Авраама по духу Матф. Смущённые строгостью его речи, люди спрашивают: «Что же нам делать?
Иоанн отвечает, что необходимо творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть «Плоды, достойные покаяния,» — то есть добрые дела, противоположные тем грехам, которые они совершали. Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причём иудеи верили, что Мессия, когда придёт, будет крестить Иоан. Неудивительно потому, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн?
На это Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние Матф. Марка 1:8 — в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь, попаляющий всякую греховную скверну. Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает своё гумно, от плевел и сора, пшеницу же, то есть уверовавших в Него, соберёт в Свою Церковь, как в житницу, а всех отвергающих Его предаст вечным мучениям.
Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой. Вся ли вода на Крещение святая? Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО: Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню — с благоговением. В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь.
Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле. Крещенские морозы Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие.
Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание — это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне — крещенской воде.
Картина оказалась частью огромной «мадабской карты» Святой земли. Самой древней такой картой, дошедшей до наших дней. Земли, изображенные на ней, тянутся от Ливана на севере и до дельты Нила на юге. До наших дней дошел лишь ее фрагмент размером пять на семь метров.
На нем есть и место крещения Господня. Например, аббат Антонин из Падуи, посетивший Святую землю в 570 году, отмечает, что она стояла вплотную к реке на восточном берегу. А вместо алтаря — крестообразная купель. Церковь эту, по словам историков, построили на восточном берегу в IV веке по приказу святой Елены, матери императора Константина Великого. Точное место ей подсказали жившие в пещерах неподалеку монахи. А те, в свою очередь, опирались на переданные в поколениях свидетельства местных жителей. Вот так ученые определили примерное расположение этой церкви и приступили к раскопкам. Исследовали всю зону между Иорданом и местом Джебаль Мар-Ильяс.
На каждом участке делали пробные замеры — раскапывали небольшие ямки.
Установлено точное место крещения Иисуса: сегодня воды там нет
Россиянам рассказали, что взять с собой на крещенские купания В память о крещении Христа в Иордане в день Богоявления, а также накануне, в Крещенский сочельник, за богослужениями в храмах совершается чин великого освящения воды. Крещенская вода считается святыней. Её пьют с молитвой натощак и окропляют людей и жилища. В церковный календарь праздник Богоявления вошёл в середине II века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым.
Стороны не жалеют сил и средств. Например, Израиль к началу этого года полностью разминировал окрестности Каср-эль-Яхуда. Около двух тысяч мин обезврежено. Самая большая сложность в том, что это туристический район, здесь постоянно находятся люди. А мины приходится не просто искать, но и взрывать.
Тут проходит граница с Иорданией, и это добавляет хлопот. Все, что здесь происходит, естественно, обговаривается с иорданской стороной заранее», — рассказал начальник инженерной службы Центрального военного округа Израиля полковник Максим Нудельман в интервью РИА Новости. После Шестидневной войны 1967 года оба государства решили защитить свои границы. Восточный берег реки очистили от мин еще в 1994-м, что позволило археологам тщательно исследовать территорию. Западный же берег толком не изучен до сих пор — гражданских сюда не пускали. Но какие данные о месте крещения Христа есть у археологов сейчас? Священная переправа Несмотря на значимость события, примерное место крещения называет лишь один из четырех евангелистов. Согласно Иоанну, это произошло в Вифаваре при Иордане.
С арамейского название местечка Вифавара, или Бейт-Абара, переводится как «место переправы». Его начали искать еще в раннехристианскую эпоху. Например, живший в III веке христианский богослов Ориген писал, что Иоанн Предтеча крестил Христа «на высоком берегу Иордана» примерно в восьми километрах от места впадения реки в Мертвое море. А согласно Ветхому Завету, именно тут перешли вброд реку бежавшие из Египта евреи во главе с пророком Иисусом Навином, вернувшись в Землю обетованную.
И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик.
И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя месту тому: плач Египтян, что при Иордане» Быт. В библейском тексте это место названо Горен-гаатад евр. После того как весь народ и священники пришли на реку по суше, Бог убрал Свою всесильную руку, и воды Иордана вернулись обратно в свое русло. Это чудо было подобно переходу израильтян через Красное море. Ее изображение сохранилось на мозаичной карте Святой Земли VI в. Перед пересечением Иордана Господь сказал Иисусу Навину: «В сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что, как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» Нав.
Так и наш Иисус после Иордана положил начало учению и чудесам», - говорит блаженный Феодорит Кирский. Такой же границей является река Иордан и в наше время.
Как и в большинство церковных праздников, нельзя выполнять любую работу, убираться. Планируется, что купания в этом году пройдут с 12:00 до 21:00. В 12:00 митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершит освящение воды. Возле специально оборудованной походной часовни в течение всего дня будет дежурить священник, который сможет дать благословение на окунание в освященной воде и ответить на вопросы томичей. На берегу будет установлена передвижная звонница, в которую сможет позвонить каждый окунающийся. В микрорайоне Северный Парк купания пройдут на озере Щучьем с 12 до 20 часов. В селе Корнилово на реке Ушайка купель будет открыта с 13 до 22 часов. В Первомайском районе купания будут организованы: на озере в поселке Беляй — с 12 до 20 часов, и в деревне Туендат с 14 до 20 часов.
На реке Чулым в поселке Берегаево и в селе Зырянское купели будут открыты с 12:00 до 20:00. В селе Тегульдет окунуться в иордань можно будет с 10 до 20 часов. В Асиновском районе будут оборудованы четыре иордани: на озере в селе Победа — с 12 до 20, на территории храма в селе Ново-Кусково — с 10 до 20, на реке Латат в селе Мало-Жирово — с 13 до 20 и на реке Кужербак в селе Новониколаевка — с 11:30 до 20:00. В деревне Терсалгай купания пройдут на реке Бакса, купель будет открыта с 14 до 20 часов. Приход храма иконы Божией Матери «Смоленская-Одигитрия» в селе Мельниково Шегарского района Томской области организует крещенские купания на озере Лебяжье с 14 до 20 часов.
Место крещения Иисуса Христа | Река Иордан | Израиль Святые места
Как происходило крещение Иисуса Христа? | Правмир | В этот день вспоминают, как по преданию Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. |
Установлено точное место крещения Иисуса: сегодня воды там нет | Иисус Христос был двоюродным братом Иоанна Крестителя, который получил приписку к своему имени такую именно благодаря крещению Иисуса в реке Иордан, которое после совершения самого события вошло в евангельское писание, как святое действо. |
Богоявление
Иоанн Креститель, будучи пророком, тоже не понимал, для чего Иисус приходит к нему креститься. Он не хочет крестить Иисуса. Несколькими стихами выше мы читаем, что Иоанн отказал в крещении фарисеям и саддукеям по причине того, что не было плода покаяния. Почему же он отказывает безгрешному человеку?
Иоанн знает предназначение Иисуса, об этом свидетельствует евангелие от Иоанна, 1-я глава: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».
Он не знал Его как Агнца, который берет на Себя грех мира. Иоанну было предсказано, что на кого сойдет Святой Дух в виде голубя, Тот и есть. Происходит величайшее событие: приходит Иисус и просит крещения.
Креститель как бы говорит: «Я крещу грешников, но Ты не из них, Ты должен крестить меня». Иисус говорит ему: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Действительно, в послании к Евреям, в 4-й главе, в 45-м стихе записано: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха».
Одна из версий, объясняющая это событие такова: всё, что делает Иисус, Он делает правильно. Все, что делает Бог, все хорошо. Приходят к Нему ученики и спрашивают, нужно ли платить подати, и Он им объясняет, что сыны царя деньги не платят и освобождены от уплаты податей.
Ученики Иисуса сыны другого Царя, они не должны платить подати, но если посмотреть на монетку, то можно увидеть изображение кесаря. Правильно отдавать кесарю кесарево и платить налоги — это правильно. И креститься тоже правильно.
Крещение Иоанново — это также правильное действие. В Исаии 53 главе, в 12-м стихе мы читаем: «…и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». Иисуса причислили к злодеям, хотя злодеем не был.
К каким же злодеям Он был причтен? Если ответ: к тем, которые были от Него по правую и по левую сторону, то ответ неверный, и мы слишком хорошо о себе думаем. Невыполнение любого закона и есть делание зла.
Мы очень хорошего мнения о себе, если думаем, что разбойники плохие, а мы хорошие.
Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие — даже если никого из новообращенных нет в храме — сохранился. Сначала ее святили только один раз, в полночь.
Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие. Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни. Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя.
Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру. С незапамятных времен существует обыкновение пить крещенскую воду во здравие и кропить ею все углы в доме — для «отгнания нечистой силы». Епископ Иларион Алфеев так объясняет этот обычай: «На Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана — не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью… И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней».
Феофилакт говорит, что Христос еще от чрева матери мог стать взрослым мужчиной, но для людей это было бы неправдоподобным.
Соответственно телесному возрастанию во Христе открывалась премудрость Бога Слова. Иисус не становился мудрым по причине некоего умственного преуспеяния, «но в малой степени являл врожденную премудрость, сообразно возрасту тела». Яви Христос полноту Своей мудрости в младенческом возрасте — люди восприняли бы Его как чудовище. Для наглядности приведем следующий пример. С самого рождения каждый ребенок несет в себе врожденные дары таланты , из которых не все проявляются в детском возрасте. Некоторые из них можно увидеть в раннем детстве, но большинство из них проявится, когда человек разовьется физически и интеллектуально.
Дитя может нести мудрость в потенциале, но становится мудрым только зрелым. Тоже самое происходило и со Христом, с тем лишь различием, что вместо талантов во Христе проявлялась премудрость Бога Слова. В день, когда язычники воспевали бога-солнце, христиане стали праздновать рождение Солнца правды. Впервые слово «Богоявление» используется апостолом Павлом: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят в мире, вознесся во славе» 1 Тим. Слово «явление» также встречается в словах Апостола: «ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков... В день крещения Иисуса Христа, посредством явления Пресвятой Троицы и исповедания Честного Предтечи произошло вселюдное исповедание, что Бог Сын и Слово Божие есть «един от Троицы» и вочеловечился, дабы спасти человеческий род от греха, диавола и смерти.
Это была величайшая личность того времени, великий пророк, обретавшийся на грани двух Заветов. Он последний пророк Завета Ветхого и первый Нового. Зачатие Иоанна Крестителя произошло чудотворным образом при Божественном вмешательстве. Однако, в отличии от Христа, Предтеча был зачат не от Святого Духа, а посредством семени своего отца Захарии. Рождение св. Иоанна Крестителя сопровождалось рядом чудесных событий.
Пребывание Предтечи с трехлетнего возраста в пустыне указывает на небожительство подвижника. На протяжении всей своей короткой жизни честной Предтеча нес людям проповедь покаяния, целью которой было подготовление народа к принятию Мессии. Его смирению не было границ. Его кончина — свидетельство достижения недосягаемых высот Божией благодати. Известно, что благовещение Богородицы произошло, когда Иоанн был шестимесячным плодом и находился в утробе матери. Именно тогда он принял Святого Духа и соделался пророком.
Следовательно, Предтеча был на шесть месяцев старше Иисуса Христа. Едва узнав, что Елисавет беременна, Пресвятая Дева отправилась ее посетить. При их встрече осуществилось первое пророческое действие Предтечи: как только Дева Мария приблизилась к Елисавет «взыгрался младенец во чреве ее» Лк. Еще неродившийся пророк передал свой пророческий дар и матери, ибо через это взыграние и Елисавет узнала Матерь Господню свт. Григорий Палама. Священное Предание присвоило Иоанну Предтече множество имен.
Его называют «Крестителем», потому что он крестил Иисуса Христа. В каноне праздника Богоявления свт. Козьма епископ Майумский характеризует Предтечу тремя эпитетами: «глас Слова», «светоносная лампада» и «зарница солнца». Христос, как Бог — предвечный и нетварный свет, а Предтеча — несущая Его лампада. И поскольку Христос есть сияющий свет Божества правды, то Иоанн — Его зарница, предвещающая грядущее солнце утренняя звезда. Итак, все эти имена и эпитеты отображают суть жизненного подвига Иоанна Предтечи — предвозвещание прихода Мессии.
Так, крещение непосредственным образом соединяется с водой. У Святых Отцов мы находим описание нескольких видов крещения. Например, свт.
Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели.
В народе считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу. Впрочем, купание в иорданях остается для верующих исключительно добровольным делом. Для христиан на Крещение главное — посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник, православные соблюдают строгий пост, употребляя в пищу традиционное постное блюдо из крупы — сочиво.
Трапезничать можно только после выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской водой. Освящение воды 4 Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Воду освящают дважды: накануне — 18 января и непосредственно в день Богоявления — 19 января на Божественной литургии.
Иордан: биография священной реки
Этот день связан с евангельским событием — крещением Иоанном Предтечей Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение Иисуса Христа. До 30 лет Иисус жил вместе с родителями и всячески им помогал, а после на него снизошло озарение. Тогда среди прочего народа к Иоанну пришёл и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Подобно тому, как Иисус Навин ввел народ Израиля в Землю Обетованную через воды Иордана, так и Иисус Христос вводит верующих в Него посредством Таинства Крещения в «землю благодати Его», т.е. в Церковь и в грядущее Царство Божие.
Где крестился Иисус Христос. Крещение Христа, описанное в Библии
В этот день вспоминают, как по преданию Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение Господне — христианский праздник, установленный в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Крещение Господне «Крещение Господне» (икона, XVI век) Тип религиозный праздник Установлен в память крещения Иисуса Христа в водах Иордана Иоанном Крестителем Отмечается в большинстве христианских церквей Дата в Православии — 6 (19) января. В то время, когда Иоанн проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось 30 лет. Крещение Господне В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. О том, где крестили Христа, до сих пор спорят учёные, политики и верующие.
Крещение Иисуса Христа
Иисус и крещение | Всем известно, что крещение Иисуса Христа в Иордане – это реальное историческое событие, но действительно ли оно происходило в реке Иордан? |
Иордан: биография священной реки - | Икона Крещения Иисуса Христа. |
Крещение Господне 2024: какого числа, история, традиции, святая вода, проруби, что нельзя делать | Таким образом, крещение Иисуса в Иордане было ни чем иным как актом явления Христа Израильскому народу и началом Его миссии на земле – миссии по спасению человечества от греха, смерти и Ада. |
Богоявление
Однако информация, которую дает Евангелист, несколько противоречива: После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды;и приходили туда и крестились, ибо Иоанн еще не был заключен в темницу. Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви!
Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться.
Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, — хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, — то оставил Иудею и пошел опять в Галилею Ин. Итак, сначала Евангелист говорит об Иисусе и Его учениках, что в земле Иудейской Он «жил с ними и крестил». Затем он приводит слова учеников Иоанна об Иисусе: «вот Он крестит, и все идут к Нему».
Однако в конце концов уточняет, что крестил не Сам Иисус, а только ученики Его. Как понимать эти кажущиеся противоречивымисвидетельства? Общепринятого ответа мы не находим ни в святоотеческой традиции, ни в современных научных исследованиях.
Иоанн Златоуст толкует первое упоминание о том, что Иисус крестил, в свете последующего уточнения: «Так как далее Евангелист говорит, что не Иисус крестил, а Его ученики, то ясно, что и здесь он говорит то же, то есть, крестили только ученики Его». На вопрос о том, почему Иисус не крестил Сам, толкователь отвечает: потому, что Иоанн Креститель обещал, что «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» Мф. Ученики же крестили, «желая многих привести ко спасительному учению».
По мнению Златоуста, крещение учеников Иисуса не имело никакого преимущества перед крещением Иоанновым: «то и другое крещение равно не имело благодати Духа, и целью того и другого было толь-ко приведение крещаемых ко Христу»1Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна 29, 1.. Относительно спора между учениками Иоанна и иудеями об очищении существуют разные гипотезы.
Речь, следовательно, идет о некоем иудее слово «иудей» употреблено без определенного артикля , с которым у учеников Иоанна был спор. Приведенному чтению следует в своем толковании Златоуст: «Тогда, — говорит, — у Иоанновых учеников произошел спорс Иудеем об очищении». Ученики Иоанновы всегда завидовали ученикам Христовым, даже самому Христу; когда же увидели, что они крестят, то начали говорить крещаемым, что их крещение заключает в себе нечто большее, чем крещение учеников Христовых, и, взяв одного из крещенных, усиливались убедить его в том, но не убедили.
А что они сами пришли к нему, а не он искал их, послушай, как намекает на это евангелист. Он не говорит, что некий иудей стал состязатьсяс ними, но что у Иоанновых учеников произошел спор с неким иудеем об очищении2Иоанн Златоуст.
Как происходило крещение Иисуса Христа Еще одним возможным ориентиром даты Рождества может стать астрономия. Как известно, рождение Иисуса было ознаменовано появлением особенной звезды: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Американский исследователь Роберт МакИвор, исследуя римские монеты в честь Августа, отчеканенные при императоре Тиберии, обратил внимание, что на них изображена рядом с портретом шестиконечная звезда, а на реверсе показан Орел над землей. Он предположил, что это изображение новой звезды в созвездии Орла McIvor R. В китайских и корейских хрониках под 4 годом до н.
Приведенных выше данных вполне достаточно, чтобы сформулировать окончательный вывод. Итак, Христос родился в начале 4 года до н. Известно, что Иисус Христос родился в семье простой иудейской женщины, Марии, от непорочного зачатия, после того, как ангел принес благую весть ей о появлении ребенка. Свое детство по разным версиям Иисус провел, как обычный сын плотника, умело мастерив заказы вместе с отцом, взращивание спокойствие и любовь в своем сердце. Иисус Христос был двоюродным братом Иоанна Крестителя, который получил приписку к своему имени такую именно благодаря крещению Иисуса в реке Иордан, которое после совершения самого события вошло в евангельское писание, как святое действо. Понятное дело, что в кругу родственных связей Иисус Христос имел уже какие-то представления о взглядах Иоанна, однако, самостоятельно он пришел к этому только в зрелом возрасте, когда ему исполнилось тридцать лет. Иоанн Креститель задолго до совершения обряда крещения проповедовал о пришествии мессии.
Узнав, что Иоанн Креститель находится у себя дома, Иисус тут же поспешил его увидеть. Обряд крещения возник после распятия Христа. Принимая крещение, человек начинал верить в Христа, распятого на кресте. Во времена Иоанна же ещё не было распятия — как символа христианства. Иоанн же в те времена просто окунал человека в воду, смывая с него все прошлые грехи. Очистившись человек был готов к новой жизни, он как бы был готов принять новую веру. На это Иоанн им отвечал: — Я крещу вас в воде, но придёт тот, кто могущественнее меня, я не достоин даже развязать ремни Его сандалий.
Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Река Иордан Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. Крещение Господне По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись раскрылись над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса. Роль воды в различных религиях. На самом деле очищение водой религиозного плана существует в культурах многих народов.
Например, задолго до появления христианства очищение водой практиковалось к древней Индии, где человек мог получить очищение от грехов в священных водах реки Ганг, соединяясь с Космосом. Однако индийские мудрецы считали, что после выхода из реки действие воды прекращается, грехи могут вернуться, поэтому человек должен очистить свой ум от грешных помыслов через обучение у святого человека. И перед тем как пойти обучаться он должен совершить омовение. У римлян младенца омывали на 9-й день после рождения с наречением его именем, которое он будет носить. Ислам также богат ритуалами, связанными с водой. Пророк Мухаммед завещал своим последователям совершать перед каждой молитвой намазом «вузу» — омовение, включающее умывание, ополаскивание рта и носа, омовение рук, ног, протирание ушей, проведение влажными руками по волосам. В христианской религии существует множество загадок, связанных с некоторыми религиозными традициями, которые для современного человека стали обыденностью.
Подобные загадки существуют веками, но никто на них не обращает внимания по причине малой значимости. Тем не менее многие теологи и специалисты в области истории христианства на сегодняшний день обращают внимание на все факты, которые тем или иным образом дают нам возможность воскресить события древности. Наиболее актуальным вопросом сегодня является жизнь Иисуса Христа. Эта личность поистине легендарная, хотя известна масса доводов в пользу его исторической реальности. Многие деяния этого человека во многом обусловили те традиции и обряды, которые впоследствии прижились в христианстве. Проще говоря, то, что делал Иисус, сегодня делаем мы, тем самым повторяя его святые деяния. Наиболее ярким событием в жизни этой исторической личности можно назвать Крещение Господне, о котором и пойдёт речь в статье.
Определение года рождения Иисуса Христа. Древнейшие Отцы и учители Церкви, упоминающие о годе Рождества Христова Иустин мученик и Тертуллиан , говорят об этом вообще неопределенно. Живший в VI веке римский монах Дионисий, по прозванию Малый, годом рождения Иисуса Христа считая 754-й год от основания Рима; этот год и принят христианами началом нового летосчисления. Позднейшие исследования доказали, однако, что Дионисий ошибся. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, современника разрушения Иерусалима, Ирод Великий, в царствование которого родился Иисус Христос, был назначен на царство указом римского сената в 714 году от основания Рима и 37 лет спустя умер, за 8 дней до пасхи, вскоре после лунного затмения «Иудейские древности». Такими словами Иисус Христос дал повеление ученикам в числе одиннадцати Апостолов Матф. Чтобы выполнить это повеление, необходимо знать: что и как надо делать.
В отношении научения разногласий среди Христиан нет, чего нельзя сказать о крещении, по этому поводу в среде Христиан масса разногласий. В чем крестить? Если в воде, то в какой? В естественном водоеме или в искусственном? Обязательно ли погружать в воду с головой или достаточно только окропить водой? Сколько раз нужно погрузить в воду — трижды: во имя Отца, во имя Сына и во имя Святого Духа или достаточно одного погружения? В каком возрасте крестить, младенцев или только взрослых?
Христос в Вифлееме. Первые сведения об этом праздновании относятся лишь к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Исторически выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день праздником Солнца, который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием. Sunday, нем. Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения зачатия Христа и Пасхи; соответственно, в результате прибавления к этой дате 25 марта 9 месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния. Однако в Израиле, в это время, в декабре идет сезон дождей и пастухи просто не могли спать на полях со своими стадами.
В христ. VI 3-7. VII 66-67. VII 82-84. Тема явления света или огня в К. VIII 271 , при этом Он называется «дарующим радость света для тех, кто были призваны к двенадцати источникам» очевидно, речь о 12 апостолах Sib. VIII 245-247.
В гностической лит-ре отдельные элементы евангельского сюжета о К. Согласно свидетельству сщмч. Иринея Лионского, гностик Керинф , излагая распространенную в гностических кругах версию о природе Христа, учил, что посредством крещения от Иоанна простой человек Иисус был приуготовлен «низшей премудростью» для соединения с небесным Христом, посланным на землю божественной премудростью Iren. Согласно учению валентиниан, на человека Христа при крещении cошел в виде голубя Спаситель из Плеромы Ibid. По др. Этой традиции близко свидетельство, сохранившееся в приписываемом сщмч. В нем говорилось, что Иисус осознал Свой грех и под влиянием уговоров Своей Матери принял крещение от Иоанна: «...
De rebapt. Ветхозаветные прообразы К. По словам свт. De bapt. Очевидно, на это сопоставление повлияли как крещальная интерпретация потопа в тексте НЗ 1 Петр 3. Духа в виде голубя. Ориген отмечал: «Потому и Дух сошел в виде голубя, ибо где примирение с Богом, там и голубь, как в случае с Ноевым ковчегом» Orig.
Иоанн Златоуст представляет развитие этой темы: «Поэтому и голубица не с масличною ветвью является, но указывает нам на Освободителя от всех зол и подает благие надежды. Не одного только человека выводит она из ковчега, но всю вселенную возводит на небо и вместо масличной ветви приносит усыновление всему роду человеческому» Ioan. In Matth. Соответственно образ голубя в др. По мнению блж. Образ голубки из Песн 2. Принесение в жертву всесожжения «чистой и незлобивой голубицы» в ВЗ, считает свт.
Кирилл Иерусалимский, также предызображает сошествие Духа Святого в К. Голубь приносит ветвь оливы праотцу Ною. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. Прообразовательное значение в связи с К. Так, блж. Феодорит Кирский видит в переходе израильтян под рук. Иисус Навин, начав править народом от Иордана, прообразует Христа, Который также начал проповедовать народу Евангелие после Своего крещения в Иордане Сyr.
Как Иисус Навин «провел народ израильский чрез Иордан из пустыни в землю обетованную, так и Спаситель наш провел нас чрез святое и спасительное крещение из пустыни неведения и идолослужения в горний Иерусалим» Ioan. Среди др. Тертуллиан, находя прообраз К. Моисеем древом Исх 15. Рассказ о железном топоре, к-рый был поднят чудесным образом со дна Иордана прор. Елисеем, бросившим в его воды дерево 4 Цар 6. In 2 Regn.
В обращенных к Иуде пророческих словах его отца Иакова «Он... De patriarch. De bened. Подобным образом снятие ангелом Господним запятнанных одежд с первосвященника Иисуса и облечение его в светлые одежды Зах 3. In bapt. Стих Пс 28. In Epiphan.
Также слова из Пс 113. Игнатий Богоносец, толкуя Мф 3. Эта же тема присутствует и у Тертуллиана Tertull. Согласно свт. Григорию Богослову, Господь «крестился не ради собственного очищения, но чтобы освятить воды» Greg. In Luc. Не нуждаясь Сам в очищении, через крещение в Иордане Он «делает воды чистыми» Greg.
Григорий Нисский замечает: «Ибо из всех рек только один Иордан, прияв в себя начаток освящения и благословения, как бы из некоторого источника излил всему миру благодать крещения» Greg. По мнению свт. Иоанна Златоуста, в этот день Христос «освятил естество вод» Ioan. Прокл К-польский говорит, что в день Богоявления «море возликовало с радостью… ибо через Иордан оно восприняло благословение освящения» Proclus CP. Мозаика кафоликона Неа-Мони на о-ве Хиос, Греция. Церковные толкователи исходили из представления о том, что Христос не нуждался, будучи безгрешным, в очищении и оставлении грехов. Иустин Философ утверждал, что Господь совершил крещение «за род человеческий, который от Адама подпал смерти и обольщению змия, потому что каждый по своей собственной вине творил зло» Iust.
По словам мч. Ипполита Римского, в К. Принимая крещение, Господь не только освящает св. Иоанна Крестителя, но и погребает в воде «всего ветхого Адама» Greg. Когда Христос выходит из вод Иордана, Он «возносит с Собой весь мир и видит «разводящиеся небеса» Мк 1. Ефрем Сирин писал, что «божественная природа Христа не нуждалась в крещении, но в крещении была явлена Его человеческая природа» Ephraem Syr. In Diatess.
Ориген, истолковывая Мф 3. Исполнение всякой правды Мф 3. Иоанна Златоуста, строгое следование Божественному замыслу о спасении человека и включает не только К. Феодор Мопсуестийский писал, что Господь «смиренномудро, как один человек из народа, подчинился пророку и Крестителю Иоанну для крещения, чтобы освятить воды и наше возрождение через омовение, и усыновление, и отпущение грехов» Theod. Миниатюра из Псалтири. Walters Man. W 733.
В сохранившемся во фрагментах трактате «О крещении» св. Мелитона Сардского К. Согласно автору, то, что происходит с небесными телами, служит обоснованием и объяснением К. Его крещение также сопоставляется со схождением во ад: Христос, крестившийся в Иордане, есть «Царь Небесный и Глава творения, Солнце восходящее, Который явился одновременно мертвым во аде и смертным в этом мире» Melito. Наиболее подробно этот мотив раскрывается у свт. Кирилла Иерусалимского, который связывает К. Итак, поскольку надлежало сокрушить главы дракона, Он, сойдя в воды, связал сильного, чтобы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов...
Крещением [Господним] притупляется жало смерти» Сyr. Это представление нашло отражение в последовании праздника Богоявления в современном богослужении РПЦ, где в священнической молитве присутствует основанное на Пс 73. В гомилии «О крещении» ок. В святоотеческом богословии К. Так, напр. Духа и откровение о Его богосыновстве становятся центральными темами в христ. Наиболее ранним примером такого осмысления служат слова Климента Александрийского, который говорит, что К.
Через крещение мы получаем свет в душу, со светом получаем право на сыновство, с сыновством - совершенство, с совершенством - бессмертие» Clem. Амвросий Медиоланский связывает с К. Погружение человеческой природы в воды со Христом в К.
Об обычае «очищения Иудейского» в Евангелии от Иоанна упоминалось незадолго до этого — в рассказе о браке в Кане Галилейской Ин. В иудейской традиции практиковались разнообразные формы ритуальных омовений в специально предназначенных для этого резервуарах. В соответствии с законом Моисеевым, такие омовения совершались после того, как человек осквернился. Некоторые случаи осквернения, при которых предписывается омовение, перечислены в следующем тексте: Кто из семени Ааронова прокажен, или имеет истечение, тот не должен есть святынь, пока не очистится; и кто прикоснется к чему-нибудь нечистому от мертвого, или у кого случится излияние семени, или кто прикоснется к какому-нибудь гаду,от которого он сделается нечист, или к человеку, от которого он сделается нечист какою бы то ни было нечистотою, — тот, прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера и не должен есть святынь, прежде нежели омоет тело свое водою Лев. Ритуальные омовения практиковались в общине ессеев одна из иудейских сект — прим. Иудейская война 2, 8, 5 упоминается омовениетела холодной водой перед общей трапезой и 2, 8, 7 упоминается«очищающее водоосвящение»..
О том, имел ли обряд крещения, практиковавшийся Иоанном Предтечей, отношение к ритуальной практике ессеев,в науке существуют противоречивые мнения. Спор учеников Иоанна с иудеями, или неким иудеем, мог касаться различных аспектов практики ритуального омовения, а также вопроса о соотношении Иоаннова крещения с различными существовавшими в то время формами омовений. К сожалению, сказать что-либо более конкретное об этом споре на основании данных четвертого Евангелия не представляется возможным. Тем не менее, при рассмотрении богословского осмысления темы воды в этом Евангелии данный отрывок не следует игнорировать. Он показывает, что таинство крещения в том виде, в каком оно сложилось в раннехристианской Церкви, имело свою предысторию в нескольких евангельских сюжетах. Первый из них — крещение Иоанново, которое предшествовало проповеди Иисуса, но продолжалось в течение некоторого времени после того, как Иисус начал Свою проповедь и Его ученики начали крестить. Второй — крещение Иисуса от Иоанна в Иордане. Третий — крещение, которое практиковали ученики Иисуса в земле Иудейской. Как явствует из повествований синоптиков, Иоанн Креститель противопоставлял свое «крещение водою» тому крещению Духом Святым, которое верующие должны получить от грядущего Мессии.
Слова Иоанна приведены у синоптиков в трех редакциях: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» Мф. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» Мр. Крещение водою противопоставляется крещению Духом во всех трех случаях; при этом у Матфея и Луки добавлены слова «и огнем». Если, согласно проповеди Иоанна Крестителя, как она отражена у синоптиков, водное крещение в покаяние должно быть полностью заменено духовным крещением не поэтому ли у учеников Иоанна вызывал недоумение тот факт, что ученики Иисуса крестили в воде? Были ли крещены апостолы? В связи с данной темой небезынтересен вопрос о том, были ли крещены ученики Иисуса. Этим вопросом в конце II века заинтересовался Тертуллиан, однако однозначного ответа на него не дал. Он начинает рассмотрение данного вопроса с утверждения о том, что «никому не достичь спасения без крещения», цитируя при этом слова Иисуса из беседы с Никодимом в следующей редакции: «Если кто не родится из воды, не будет иметь жизни». Если без крещения невозможно спасение, то «каким образом, согласно этому определению, спасение будет достигнуто апостолами, среди которых мы не находим крещеных в Господа, кроме Павла»?
Тертуллиан приводит этот вопрос не как свой собственный,а как вытекающий из рассуждений некоторых. Тем, кто «отвергает крещение апостолов» то есть, отрицает, что они были крещены , писатель отвечает: Действительно, если они приняли человеческое крещение Иоанна и пожелали Господнего, то Сам Господь определил крещение как единое, говоря Петру, который пожелал креститься: «Кто однажды умыт, тому не нужно вновь» Ин. Этого, конечно, Он не сказал бы некрещеному. И это очевидно свидетельствует против тех, кто даже крещение Иоанна отнимает у апостолов, чтобы опровергнуть таинство воды. Вероятно ли, чтобы путь Господа, то есть крещение Иоанна, не был приуготовлен для тех, которые были назначены открыть пути Господни через весь мир? Сам Господь, не нуждавшийся ни в каком покаянии, был крещен.
Крещение Господне: история и традиции праздника
Когда Иоанн крестил Иисуса Христа, его служение, как пророка закончилось и спустя несколько месяцев его казнили. Крещение Иисуса Христа — в третьем ряду третье слева. О каком тут крещении говорит Иисус Христос, когда Он давно уже принял Иоанново крещение? Когда Иисусу Христу было 30 лет, он также пришел к реке Иордан и попросил Иоанна крестить его. Каждый год православные верующие отмечают Крещение Господне — день, который связан с крещением Иисуса Христа в Иордане.