Икона «Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст» (середина XVI в.).
ТРИ СВЯТИТЕЛЯ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ И ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ДЕНЬ АНГЕЛА
Сегодня Святая Церковь, дорогие братья и сестры, вспоминает трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст жили в том время, когда христианство уже становилось государственной религией в Римской империи. Григорий Богослов (†389, память 7 февраля (25 января по ст. ст.)). новости прихода.
Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное последование — многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески. Три Святителя Три Святителя жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур — гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости 311 г. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства 381 г.
Языческий поэт Паллад писал: «если мы живы, тогда мертва сама жизнь». Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма - плотского наслаждения без границ — каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной. Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых — анафоры Евхаристический канон составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим.
Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство греч. Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений.
Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий — величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования — возлюбленный ученик Христа, св. Григорий и св.
Некоторые псевдодуховные люди говорят: «Зачем образование? Оно не нужно, нужно только молиться, читать Священное Писание и труды святых отцов». Наверное, они в чем-то правы, и такой путь в Церкви существует: Церковь — универсальна, лишь бы ты познал Бога, лишь бы просветился светом Его любви и светом истины. Мы же помним старцев, которые скрывались на острове и знали только одну молитву, сочиненную ими: «Трое Вас и трое нас. Господи, помилуй нас» — есть и такой путь. Но в то историческое время, когда Православную Церковь потрясали разные ереси, три святителя, эти высокообразованные люди, превзошедшие многих философов и богословов, благодаря своему широкому и глубокому образованию могли утвердить Православие там, где они жили. Василий Великий и Григорий Богослов, как я сказал, были друзьями. Святитель Иоанн Златоуст жил, можно сказать, в то же время, но чуть позже. Василия Великого и Иоанна Златоуста объединяет то, что они были составителями Божественной литургии, литургистами. Это были люди невероятного мужества.
Император Валент находился в арианской ереси и хотел утвердить еретиков. Препятствием в этом утверждении был Василий Великий. Он прислал к Василию Великому своего легата, близкого чиновника, чтобы тот устрашил его, а Василий Великий сказал: «Чем ты меня можешь устрашить? Я всегда готов к смерти. Я настолько немощен, что один удар приведет меня к смерти. Ссылка куда-либо меня не смутит — везде Господня земля и исполнение ее». И чиновник высокого ранга был восхищен таким мужественным ответом Василия Великого. Чем заканчивает жизнь Иоанн Златоуст? Ссылкой: он обличает утехи царского двора и многих высокопоставленных лиц, за что его ссылают. С него даже пытаются снять сан, но народ отстаивает его.
Поняли, что это ошибка, но в конечном итоге его высылают. Святитель Иоанн Златоуст в ничто вменяет этот мир. Будучи физически слабым человеком, в Команах он предает свою жизнь Господу. До сих пор в Сухуми сохраняется первое место его погребения, гробница. Григорий Богослов тоже был человеком слабого здоровья, но здорового ума, с обширными знаниями высочайшего богословия. Он был гоним, его не признавали — как патриарха Константинопольского его многие не приняли. Он свободно расстается с патриаршей кафедрой и умоляет царя Феодосия, чтобы тот отпустил его в глушь, в деревню, удаляется от этого мира и посвящает остатки своих лет молитве, не переставая трудиться над богословскими трудами. Всех их объединяют целомудрие и чистота, великие познания в области многих человеческих наук, монашеская аскеза. Они накладывали на себя дополнительные подвиги: спали на голой земле и так далее. Их объединяла такая любовь ко Христу, о которой говорил апостол Павел: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.
Для них смерть была приобретением, они готовы были отдать свою жизнь ради того, чтобы не помрачить образ Пресвятой Троицы и истины. Память каждого из этих святителей по отдельности праздновалась в разное время, а совместное празднование появилось гораздо позднее. Знаете, было сообщество людей, которые принимали, допустим, святителя Иоанна Златоуста как человека милующего и широко образованного, но не принимали Василия Великого, очень строгого, у которого очень трудно было получить прощение за свои согрешения. Кто-то почитал Григория Богослова и не совсем почитал других святых. И вот однажды во времена императора Алексея Комнина некоему святому подвижнику, епископу Иоанну, явились три святители и сказали: «Мы — друзья, мы почитаем друг друга, мы единомысленны друг с другом, мы слушаем друг друга и всегда были, есть и будем вместе». С того времени утвердили совместный праздник трех святителей, который у нас празднуется 12 февраля по новому стилю. Такова история возникновения этого праздника. И все споры в отношении предпочтения того или иного святого сразу же улеглись, все умиротворились, все оказались на стороне истины, на стороне Православия, на стороне любви.
Василия Великого василиане , как учителя твердого и строгого, другие св.
Иоанна Златоуста иоанниты , за необыкновенное красноречие, третьи св. Григория Богослова григориане , как глубоко понимавшего догматы веры. В самом деле трудно было решить кого из святителей считать выше: каждый был велик в своем роде.
Святителя жили в IV-V веках на стыке двух культур языческой и христианской, античной и византийской.
Тогда в смуте и борениях перерождался старый мир. Сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей. Пышным цветом процветали и восточные мистические культы орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, и тут же чистая умозрительная неоплатоническая философия, а рядом с ней религия гедонизма - плотского наслаждения.
Это была эпоха, схожая с современной.
Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Почитание Трех Святителей было настолько глубоким в народе, что среди него произошло разделение на враждующих друг с другом василиан, григориан и иоаннитов. Василия Великого почитали как мужа твердого нрава, замечающего и искореняющего все согрешения, и как аскета в личной жизни, чуждого всего земного, ниже его ставили Иоанна Златоуста как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали Иоанна Златоуста как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние и в то же время отделявшего грех от грешника и неустанного боровшегося с грехом, поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова. Почитатели же святого Григория Богослова утверждали, что он своим искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. По церковному преданию, чтобы положить конец спорам, Три Святителя явились в 1084 году Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом и повелели установить общий день празднования их памяти. После видения Владыка Иоанн Мавропод тут же примирил враждующих и установил новый праздник на 30 января - 12 февраля по новому стилю, так как все трое вспоминались именно в этом месяце.
Молитва 3;я святителю Василию Великому О, вели;кий и пресла;вный святи;телю Христо;в, всея; вселе;нския Це;ркве учи;телю богому;дрый, правосла;вия тве;рдый испове;дниче и побо;рниче, всеблаже;нне о;тче Васи;лие! При;зри от высо;т небе;сных на нас, смире;нно к тебе; припа;дающих, и умоли; Го;спода Вседержи;теля, Его;же ве;рный на земли; служи;тель был еси;, да да;рует нам ве;ры пра;выя тве;рдое и неизме;нное сохране;ние, Це;ркви святе;й послуша;ние, жития; на;шего исправле;ние, и во всех ну;ждах, ско;рбех и искуше;ниих ско;рое поможе;ние, терпе;ние же и укрепле;ние. Пода;ждь нам твое; свято;е благослове;ние, да о;ным осеня;емии, сие; но;вое ле;то и во вся дни богоуго;дно в ми;ре и покая;нии поживе;м и во Ца;рствии Небе;снем сподо;бимся ку;пно с тобо;ю и со все;ми святы;ми Живонача;льную Тро;ицу воспева;ти и сла;вити, Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, во ве;ки веко;в. Молитва 4;я святителю Василию Великому О, вели;кий и пресвяты;й святи;телю, о;тче Васи;лие! При;зри от высо;т небе;сных на нас, раб Бо;жиих имена , и умоли; Го;спода, Его;же ве;рный на земли; служи;тель был еси;, да да;рует нам ве;ры пра;выя тве;рдое и неизме;нное сохране;ние, Це;ркви Святе;й послуша;ние, жития; на;шего исправле;ние и во всех ну;ждах, скорбе;х и искуше;ниях ско;рое поможе;ние, терпе;ние же и укрепле;ние. Пода;ждь нам твое свято;е благослове;ние, да о;ным осеня;емии во вся дни богоуго;дно в ми;ре и покая;нии поживе;м и во Ца;рствии Небе;снем сподо;бимся ку;пно с тобо;ю и со все;ми святы;ми Живонача;льную Тро;ицу, Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, воспева;ти и сла;вити во ве;ки веко;в. Перевод: Пастырская свирель богословия твоего победила трубы риторов, ибо, как взыскавшему глубин Духа, и красота слова была дарована тебе. Но ходатайствуй пред Христом Богом, отче Григорий, о спасении душ наших. Перевод: Богословским языком твоим сплетения риторов расторгнув, славный, Православия одеждой, свыше сотканной, ты Церковь облек, и, нося ее, Она взывает с нами, твоими чадами: «Радуйся, отче, богословия ум высочайший». Молитва 1;я святителю Григорию Богослову Святитель Григорий Богослов О, великий во иерарсех вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Григорие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом боговедения верныя озаряяй, ложныя учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, повози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней.
Торжество совершается 30 января 12 февраля. История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина , когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви [2]. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом : Нет между нами ни первого, ни второго.
Ввиду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». После этого митрополит Иоанн и установил совместное празднование трёх великих учителей Церкви, а так же составил каноны, тропари и похвалы к празднику. Поздравляем всех причастных с тезоименитством! Святие славнии святители Василие, Григорие и Иоанне, молите Бога о нас!
Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. В «Соборе Вселенских учителей» Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст изображены в рост, прямолично, как столпы Церкви. новости прихода.
Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Собор вселенских учителей и святителей Васи́лия Великого, Григо́рия Богослова и Иоа́нна Златоустого | 11 февраля 2016 года,накануне праздника Собора вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в нашем храме состоялось всенощное бдение. |
Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. | Составлено по творениям святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. |
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Во имя Святого ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО! Подписаться. |
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Три столпа Православия
Просим тебя прекрати спор и соедини в один день память о нас... Иоанн поспешил сообщить царедворцам о виденном и установил праздник в честь памяти трех святителей 30 января. В январе бывает им память порознь, а в конце месяца — общая или Собор трех святителей, наших учителей любви и единомыслия веры. Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому Тропарь, глас 4 Яко апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь. А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие. Епископ поневоле Но епископом стать ему все же пришлось — когда умер его отец, сами жители Назианза избрали его на свою кафедру. А после смерти Василия Великого в январе 379 года его избрали архиепископом Константинополя, города, в котором за сорок лет правления императоров, покровительствовавших арианам, почти все церкви, включая Святую Софию, были арианскими. Григорий остановился в доме своих родственников, устроил там в одной из комнат домовую церковь и начал совершать богослужения.
В этой церкви в 380 году он произнес свои знаменитые пять слов «О богословии», принесшие ему славу Богослова. Ариане грозились его убить, кидали в него камни, но через год император Феодосий своим приказом вернул Святую Софию православным и сам ввел в нее Григория.
Жили они, в 4 веке, были современниками и знали друг друга. Трем Святителям в непростое время пришлось проповедовать религию высокой нравственности и аскезы, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями 4 века, толковать Священное Писание и произносить пламенные речи. Их труды на благо Церкви многочисленны и познавательны. Актуальны они и сегодня, давая благодатную пищу для размышления христианам всего мира. Читая труды этих отцов Церкви, толкования Священного Писания, верующие открывают в них многое, как в православном богословии, так и в богослужении.
Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников. Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям. Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице. Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы.
Молитвы Собору Св Вас Велик Гр Богосл Иоанна Злато
Жизнь и подвиги трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. в крещатой фелони и зеленовато-синем подризнике, св. Григорий Богослов - в синем саккосе с. На иконе изображены святители Иоанн Златоуст (слева), Василий Великий (в центре) и Григорий Богослов (справа), беседующие об истинах христианского вероучения. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, память которых мы сегодня совершаем, наиболее ярко осуществили эти слова в своей жизни. Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.
Три святителя
Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий. Рука святого Иоанна Златоуста сложена двуперстно в благословляющем жесте, Григорий Богослов и Василий Великий благословляют именословно. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, почему их почитают Вселенскими Учителями? 12 февраля Святая Православная Церковь совершает память вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: что нужно знать о святых, которых Церковь называет «вселенскими учителями». Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.
Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст
Молитвы Собору Св Вас Велик Гр Богосл Иоанна Злато | Очень рано и Василий Великий, и Григорий Богослов, да и святитель Иоанн Златоуст принимают подвиг отшельничества, удаляясь в пустыню. |
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст - Марина Борисова | Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. |
Домен припаркован в Timeweb | Поэтому, делали вывод они, святитель Василий стоит выше святителя Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников. |
Домен припаркован в Timeweb | Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: что нужно знать о святых, которых Церковь называет «вселенскими учителями». |
Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. | 106 объявлений по запросу «Икона Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст.» доступны на Авито во всех регионах. |
Войти на сайт
Дошло даже до того, что одни стали называть себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами. По воле Божией, с целью предотвращения раскола, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти, что и было сделано.
По свидетельству самого Григория, когда он прибыл на Патриарший престол, в столице огромной Византийской империи не осталось ни одного православного храма. Первое время Григорий служил и проповедовал в домовой церкви своих родственников.
Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля". Фото: Издательство Северный паломник К сожалению, святитель Василий умер 1 января 379 года в возрасте 49 лет, лишь немного не дожив до торжества своих богословских идей на 1-м Вселенском соборе в Константинополе в 381 году, когда был утверждён догмат о Единой Святой Троице. Зато в соборе участвовали Григорий Богослов и Григорий Нисский, причём младший брат святителя Василия произнёс там свою знаменитую проповедь о единстве Троицы, в которой он повторил слова Григория Богослова: — Мы учим поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в Трёх Божеству и Силе, не предпочитая Одного и не принижая Другого...
Иоанн родился в Антиохии около 347 года в знатной и богатой семье. Он получил хорошее образование. Так, известный ритор Либаний считал его лучшим своим учеником.
В 20 лет Иоанн принял крещение — его крестил сам епископ Мелетий Антиохийский. Вскоре Иоанн принял иночество, а после того как император Валент отправил Мелетия в ссылку, Иоанну предложили занять кафедру учителя. Но юноша, уклонившись от архиерейского сана, укрылся в пустыне, где стал писать книги о сути жизни со Христом: «Шесть слов о священстве», «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни».
В 386 году Иоанн был всё-таки рукоположен во пресвитеры. Он оказался блестящим проповедником и получил от паствы прозвище «Златоуст». Двенадцать лет он ежедневно проповедовал в храме, обличая ереси и лжепророков, не спешивших уходить из церквей.
Также он составил чин литургии, написал тексты гимнов, толкования на ряд книг Священного писания и множество бесед на отдельные библейские тексты. В 397 году после кончины константинопольского архиепископа Нектария преемника Георгия Богослова Иоанн взошёл и на Константинопольскую кафедру. Но она стала для него второй Голгофой.
Из-за того, что епископ бескомпромиссно обличал распущенность нравов высшего света, императрица Евдоксия добилась суда над святителем. Суд приказал казнить епископа, но император заменил казнь изгнанием — на далёкий Кавказ. Причём воинам, конвоировавшим его, император дал задание убить в дороге престарелого Иоанна.
Что они и сделали.
Якоже чаша, преисполняется, Владыко, благодать Твоя, и многое богатство человеколюбия Твоего излияется и потече, якоже и ины Ангелы в составе плоти показати, ныне предлежащия в похвалу. С Небесе Небесным подобаше быти и похвалам, Ангельское пение, Божественным приличное: бози бо причастием, иже естеством и Единаго истиннаго Бога имуще в себе, живуща и вещающа. Богородичен: Память преподобных Богомудрое сословие с похвалами совершает, с нимиже и Божия Матерь, яко тех глава, в лепоту спрославляется, конечный, и первый, и средний чин содержащи и благохваления причащающися. Песнь 3 Ирмос: Утверждей в начале Небеса разумом и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, Едине Человеколюбче. Иже нравов исправителие и душ строителие, спасителие общии всех, иже и деяний нам и словес образы показавше, наказателие жития светлии, светле да восхвалятся. Дух Божий исполни Василия художества; огненных же имяше языков един Григорий и огнем высокоречия дхне; Христова же уста во Иоанне глаголаху. Нынешняго века мудрость буйство проповеди яве упражняемую имать, повинующуюся ему и рабски служащую: проповедники бо благодать мудрыя предлагает риторы. Богородичен: Во утробе Чистыя Девы Вселивыйся души Богоносных святых жилище творит и оных устнами еже о Матери сказует таинство.
Седален, глас 8 Великия светильники светозарныя, Церкве столпы неразоримыя согласно да восхвалим, иже добрых наслаждающиися и словес тех, купно и благодати: премудраго Златоглаголива и Великаго Василия с Григорием светлым Богословом. К нимже и возопиим, от сердца зовуще: святителие тревеличайшии, молитеся Христу Богу прегрешений оставление даровати празднующим любовию святую память вашу. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче. Столп огнен, людем верным предваряющий и опаляющий враги веры, племена же спасаяй, известно последующия, Великий явися Василий, да дерзает и побеждает Христова Церковь, толиким обогатившися поборником. Языка сладость и слуха всякаго услаждение, твое слово бысть, Григорие, манна жизни, роса сладкости, мед, иже из камене, Ангельский хлеб Небесный, несытно насыщатися услаждения его увещевая и исполняяй сладости причащающияся. Река дарований духовных наполнися даже и до разлития, и доброе лице земли, яко сладостный поток, от златых напаяет уст, веселящи и утучняющи Христов всякий град Божественных волн струями. Богородичен: Естество, просто стерпевшее сложению и явльшееся вышше слития в Твоем, Владычице, Сыне, трие Богоноснии учителие исповедаша, от двою волю и сугубаго действа, сугуба по естеству проповедавше. Песнь 5 Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго? Но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.
Иже Божественных вещей и человеческих мудрыя хитрецы, иже сущих естества любоистинне яве нам известившия и Зиждителя тех всем сказавшия яко лепо, благодарными гласы восхвалим. Горькое и терпкое яже ко спасению лечеб усладиша мудрыми словес ученьми же, и хитростьми, и благодатьми, душ Божественнии лечителие: наслаждайтеся, вси благочестивии, и, красуеми, спасайтеся. Молчит всяко слово, Богопроповедником глаголющим Божественная, и удержавает над Ветхим заветом Новый, предлагающий честныя скрижали, иже в нем законополагающих, к нимже причитается все верных сословие. Богородичен: Безсмертное естество смертное претече во святыню, и Дева Отроковица безплотныя Ангелы превзыде, яко Бога рождшая, Царя Ангельскаго, на Негоже зрети онем невозможно. Песнь 6 Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего. Троицу единственную богословити научихомся, Единицу Троичную пети прияхом, покланятися навыкохом от отцев Единому Естеству Триипостасному. Слово бе в начале, ко Отцу Собезначальное, и Дух Божий Бог бе Пребезначальный, просто, единосущно, соестественно Божество, яко Божественнии глаголют проповедницы. Совокупляю, и разделяю, яже совокупление разделяемая, Едино Нераздельно помышляю и Три мню: учители приемлю три Богоносныя, тако увещевающия мя веровати. Богородичен: Безматерний прежде плоти, безотчий же по воплощении, Сын Отчий и Матерний, иже сия нарицаяй паче ума обоя: Богу бо подобают чудес преславная.
Как церковный писатель, святитель Григорий был даже более плодовит, чем Василий Великий, так как был наделён Богом ещё и поэтическим даром. Он оставил нам более полутысячи стихотворений христианской тематики, а его богословские и нравственные сочинения были зафиксированы в форме речей и писем. Их известно около трёхсот.
А вот голос Константинопольского архиепископа Григория на этом соборе стал одним из самых весомых. Считая его наиболее совершенным, к богословском наследию святителя позднее обращались многие великие церковные иерархи Востока и Запада. Он был моложе их на двадцать лет и своими трудами продолжил их наследие.
Иоанн также происходил из состоятельной христианской семьи, был воспитан матерью в глубоком почтении к Богу и получил лучшее по тому времени христианское и античное образование. Его учителем был знаменитый оратор Ливаний. В юности Иоанн мечтал о монашестве.
После смерти матери он на два года ушёл отшельничать в горы, но из-за крайней слабости здоровья был вынужден вернуться жить в родную Антиохию. Здесь учёный муж быстро стал диаконом, а затем пресвитером. Он посещал больных, кормил малоимущих и неустанно проповедовал Слово Божие.
Проповеди святого сделали его столь известным по всей империи, что однажды его просто выкрали из города по поручению императора и рукоположили в Константинопольского архиепископа. Святитель воспринял случившееся, как волю Божию и со смирением принял кафедру.
Святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Жизнь и подвиги трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Главная \ Вселенские учителея и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.