В Государственном музее архитектуры имени инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX.
Бутик Chanel с фасадом из сверхпрочных стеклоблоков от MVRDV
Идея провести выставку в Москве пришла Елизавете Лихачевой, когда она была в гостях у подруги в Женеве. Подруга посоветовала съездить в городок Ньон — на родину Фальконье. Экспозицию разместили во флигеле «Руина» — это очень светлое пространство. Стекла отлично играют при дневном свете. Показывают и старые образцы из Европы, и с российских производств, и совсем новые. Для музея эта выставка стала отчасти экспериментом. Вместе с предприятием из Петербурга сотрудники сделали кирпичи разных форм, чтобы собирать из них большие оконные и дверные проемы. О технологии рассказывает новый директор Музея архитектуры Наталья Шашкова: Наталья Шашкова директор Музея архитектуры «Этот стеклянный кирпич производится только ремесленным способом.
Более поздние стеклоблоки, которые многие из нас помнят, квадратные, которые использовались нередко в общественных учреждениях, в том числе и в Советском Союзе, — это другая технология, массовое промышленное производство. Прессованное стекло, которое по шву соединялось между собой. А кирпич фальконье цельный. Он выдут в форму стеклодувом специальной трубочкой, причем место отделения трубки от этого кирпича специально запаивается, и на этом месте или на боковых поверхностях производители ставили свои клейма.
Проходящий сквозь него свет рождает завораживающие цветные блики в комнате, как будто за окном море, и отражение солнечных лучей от воды играет на стенах. Гюстав Фальконье 1845-1913 Гюстав Фальконье создал материал, который был популярен в мировом строительстве не менее полувека. С 1880 года началась разработка формы и моделей пустотелых стеклянных кирпичей, изготавливаемых ручным способом выдувания. Преимущества материала были неоспоримы: он прекрасно приглушал и рассеивал солнечный свет и давал возможность ему проникать туда, где невозможно было использовать окно. Он был прочным, но лёгким, обладал функциональными и эстетическими качествами. Фальконье стал популярным материалом эпохи модерна, воплотил в себе всю эстетику рубежа XIX—XX веков. Лестница дома Кастель Беранже, арх. Эктор Гимар, Париж, 1894-1898г. Наибольшая популярность материала в России приходится на 1900—1910-е годы. В Москве, Петербурге, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде и других городах сохранилось множество жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были использованы стеклянные кирпичи. Окно в доме компании Фаберже, арх.
В Басковом переулке обнаружены стеклоблоки прозрачного белого и прозрачного сиреневого цветов, то есть с добавлением марганца — это создавало особый декоративный эффект. Технологию восстановят Обнаружение стеклоблоков в ходе обследования фасада старинного здания стало полной неожиданностью для реставраторов, так как обычно они применялись для освещения черных лестниц. Использование таких изделий на лицевом фасаде было большой редкостью. На аттике фасада изображены пять вертикальных узких окон. Изображение довольно мелкое. Поэтому долгое время мы пытались разгадать загадку: что же это за витражи? Ведь место для подобного остекления окон довольно специфическое — это чердачное пространство на фасаде здания, — рассказал главный архитектор проекта Олег Кузеванов. Как сообщили в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры КГИОП , все сохранившиеся стеклянные кирпичи будут аккуратно демонтированы и отправлены на реставрацию для последующей музеефикации на историческом месте.
Перспективы массового деревянного домостроения на как раз обсуждались на выставке-форуме. Кирпичи прозрачные и круглые Стеклянный кирпич — звучит как-то ненадёжно. А вдруг он разобьётся? Если технология соблюдена, стены из стеклокирпича в несколько раз прочнее бетонных, — заверили нас в павильоне «Умное» представители компании по производству стеклокирпича. Необычный стройматериал привезли на форум несколько участников. Сложенные в куб небольшие прозрачные бруски — слоистые, с неровной поверхностью и пузырьками внутри. А вот ещё один вариант: стеклянные кирпичи необычной формы — круглые, вытянутые, овальные. Причём разных оттенков, например голубые, розовые, лиловые. В Музее архитектуры им. Щусева досконально изучили историю о том, как в 1890-х годах швейцарский архитектор и инженер Гюстав Фальконье решил выдуть расплавленное стекло в форму.
Дом из лилового стекла
На Басковом, 5 использованы стеклоблоки двух цветов — прозрачного белого и прозрачного сиреневого с добавлением марганца , что создавало определенный декоративный эффект. Специалисты подчеркивают: очень ценно, что в рамках реставрационной фасадной программы КГИОП можно будет вернуть исторический облик заполнения пяти чердачных окон на лицевом фасаде дома Ерошенко. С точки зрения научной реставрации необходимо всерьёз заниматься исследованиями и воссоздавать декор по исторической иконографии. На аттике дома Ерошенко также существовал штукатурный лепной декор, который был утрачен ориентировочно в военный или послевоенный период. Утрачены и оригинальные парапетные металлические ограждения, выполненные в стилистике модерна, исторические наружные двери. Все эти элементы будут воссозданы. Доходный дом потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга, владельца банкирской конторы Алексея Ивановича Ерошенко был построен в 1903 году по проекту архитектора Фёдора Фёдоровича фон Постельса.
Это изобретение сделал швейцарский мастер Фальконье, чьим именем впоследствии оно и было названо. Михаил Спичка,ведущий: Насколько этот материал прижился в Петербурге? Сначала стеклянные кирпичи закупают за границей, а именно в Польше. Российские промышленники начинают изготавливать стеклянные кирпичи согласно требованиями нашего климата чуть более крепкими и тяжёлыми. Марианна Дьякова,ведущая: Как часто можно встретить такие стеклянные кирпичи в строениях Петербурга? Никита Мурузин,историк архитектуры: До революции подобные кирпичи можно было встретить в каждом третьем-четвёртом доме.
Нам удалось восполнить утраченные кирпичи, не разбирая перегородку полностью», — уточнил Никита Андреев. В склепе семейства Кноп на Введенском кладбище, сооруженном в 1910-х годах, окно из кирпичей Фальконье освещало лестницу в усыпальницу. Со временем стеклоблоки были практически полностью утрачены. Когда началась реставрация, оставшиеся образцы извлекли для исследования, провели замеры, подобрали цвет стекла. Сейчас кирпичи готовы, их установка запланирована в этом году. Возрождать технологию выдувания швейцарских стеклянных кирпичей отечественные мастера начали в 2019-м. С тех пор спрос на продукцию только растет, производству ничего не мешает, так как все материалы российского происхождения. По мере обследования памятников эксперты находят все больше стеклянных кирпичей Фальконье, которые теперь есть возможность восстановить. Не зависеть от импортных материалов Отечественные производители достойно показали себя и в производстве красок для реставрации объектов культурного наследия. Среди них — компания из Санкт-Петербурга, один из крупнейших производителей и экспортеров материалов для работ с объектами культурного наследия. Нам удалось найти новых отечественных поставщиков взамен иностранных. В итоге зависимость от европейских импортеров была снижена наполовину. В течение 2022 года мы смогли полностью заменить европейских производителей на российских, китайских, индийских и других, не зависящих от санкций.
Благодаря штампам на кирпичах, эксперты установили, что блоки изготовили в начале XX века на петербургском заводе «М. Франкъ и Ко». Такие стеклоблоки были очень популярны в доходных домах. Особенность стеклянных кирпичей системы Фальконье в способе их изготовления — выдувание в форму. Как сообщили эксперты, в доме Ерешенко использовали стеклянные кирпичи двух цветов — прозрачного белого и прозрачного сиреневого. Чтобы получить нежный оттенок сирени, стеклодувы добавляли в массу марганец.
В Музее архитектуры открылась выставка «Фальконье»
Когда говорят "стеклянный кирпич" лично мне вспоминается стеклоблок голубо-зеленого, бутылочного цвета времен СССР. Но владелица дома нашла выход и сделала небольшое окно с толстым стеклянным заполнением из стеклянных полупрозрачных кирпичей! Кирпичи мы делаем из использованной стеклянной тары, которую собираем в петербургских барах и ресторанах. В Санкт-Петербурге, в Басковом переулке, при обследовании фасада доходного дома Ерошенко специалисты обнаружили стеклянные кирпичи системы Фальконье. После Второй мировой войны стеклянные кирпичи уступили место стеклоблокам, изготавливаемым промышленным способом, без применения ручного труда. Но владелица дома нашла выход и сделала небольшое окно с толстым стеклянным заполнением из стеклянных полупрозрачных кирпичей!
Кирпичи из стекла
Но что мы думают об их использовании дизайнеры сейчас? Стеклоблоки снова в тренде? Современные дизайнеры любят их, и легко понять, почему. Они пропускают свет, сохраняя при этом конфиденциальность.
И хотя тренды приходят и уходят, важно использовать их с умом, — говорит основатель компании Arsight Артем Кроповинский. Они отлично сочетаются с простым и индустриальным внешним видом, но также могут оживить традиционные пространства. Однако, конечно, у этой тенденции есть свои плюсы и минусы, о которых следует знать, прежде чем их выбирать.
Плюсы: Игра света: стеклянные блоки уникальным образом освещают комнаты. Конфиденциальность: они размывают детали, но не закрывают обзор полностью. Выглядит великолепно: они добавляют интерес даже в простые комнаты.
Минусы: Тепло: они не удерживают тепло внутри и снаружи так же хорошо, как обычные стены. Очистка: пятна и грязь более видимые, поэтому их необходимо регулярно чистить.
Стеклянные кирпичи производились в России и в советское время. В ранний период они могли выдуваться в дореволюционные формы, поэтому по внешнему виду трудно отличить дореволюционные и советские стеклоблоки. В нашей стране под их производство были заточены Царевщинский стекольно-хрустальный завод в селе Хватовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области, Успенский стекольный завод во Владимирской губернии. Петербург не стал исключением: «стекольная империя» Васильевского острова под названием «М. Франкъ и Ко» также славилась производством изделий системы Фальконье. К слову, при их изготовлении использовали различные оттенки стекла.
Продавали кирпичи разные фирмы, например декоративно-строительная контора «Артур Перкс», «Штедингъ и Ко» и «Бр. Они получили широкое распространение в доходных домах и промышленных зданиях Петербурга и Москвы конца XIX — начала XX века, в эпоху модерна.
Российские мастера вернулись к забытой технологии в 2019 году, и первый импульс в этом направлении был задан самим Андреевым. Несколько лет назад, когда искусствовед обнаружил стеклянные кирпичи в заброшенном доме Басевича на Большой Пушкарской улице, он заинтересовался их необычной формой и стал проводить собственные исследования.
Ранние образцы были тяжелее оригинальных кирпичей, отличались от них по пропорциям и поэтому не подходили для реставрации. В процессе экспериментов мастера делали пробные фальконье из пластика, дерева и гипса, калибровали пропорции и рельеф. В результате были выведены самые оптимальные, эргономичные и прочные модели кирпичей. Есть и ещё одна трудность — попасть в цвет: скопировать в точности оттенок стекла, которое используется в кладке, достаточно сложно».
Никита Андреев Когда встал вопрос о производстве в стекольных печах, в дело вступили мастерские NWGlass. Так была возрождена технология и собрана целая команда со стеклодувами, сварщиками, кузнецами и другими специалистами.
Он также предоставил объекты из личной коллекции, котороые стали образцами для реконструкции. По словам еще одного сокуратора выставки Анны Кистановой, во временную экспозицию добавили предметы из коллекции музея, образцы работы европейских и российских фабрик, оборудование и инструменты стеклодува, рекламные каталоги и архитектурная графика. Каталог выставки стал первым русскоязычным изданием на эту тему. Это качественный и хороший материал, его не зря использовали лучшие архитекторы начала ХХ века», — добавила Анна Кистанова. Выставка «Фальконье.
Вторая жизнь Фальконье: как петербуржцы возродили производство стеклянных кирпичей
В ходе реставрации поставлена задача вернуть исторический облик лицевого фасада здания, в том числе и пяти чердачных окон, выложенных стеклянными кирпичами. Гюстав Фальконье, швейцарский архитектор, жил во второй половине девятнадцатого века. В 1880 году он изобрел стеклоблоки для строительства, выдуваемые вручную, которые представляли собой прозрачные дутые изделия, полые внутри. Они сочетали легкий вес, эффективную теплоизоляцию, прочность и эстетичность. Также обладали прекрасной звукоизоляцией, не горели, не боялись влаги, хорошо пропускали свет, отличались долговечностью и не требовали специального ухода.
В стиле модерн За свое изобретение Фальконье получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Патенты на производство стеклоблоков были куплены многими странами. В России их изготовляли несколько стекольных заводов.
Неизвестные пришли в СДЭК со стеклянными кирпичами Фальконье, предположительно, украденными из бывшего доходного дома на Литейном проспекте в Петербурге. Более 20 стеклянных предметов планировалось отправить в Москву. Два молодых человека зашли в один из пунктов службы доставки в Центральном районе в 13:00. Мужчины хотели отправить в Москву стеклянные кирпичи Фальконье. Сотрудник курьерской службы узнал в товаре пропавшие накануне из дома на Литейном проспекте драгоценности, принял предметы к отправке, а затем обратился с заявлением в полицию, пишет " Фонтанка ".
Сложный многогранный кирпич начинается с капли горячего стекла.
Количество опытный мастер каждый раз определяет на глаз. Точно так же тысячелетиями выдували стекло. Процесс постоянно корректируют, совещаясь на ходу. Главное — терпение и аккуратность.
В пресс-службе добавили, что специалисты отмечают, что это редкий пример, когда такой тип оконного остекления применен на фасаде здания. Чаще стеклоблоки системы Фальконье использовались для окон, которые выходят во двор, около черных лестниц и брандмауэров доходных домов. Добавим, что объект культурного наследия «Дом А.
В Москве презентовали первую книгу о стеклянных кирпичах Фальконье на русском языке
Стрельников В 2021 году благодаря сотрудничеству Музея архитектуры и экспериментального производства NWGlass. Инициировав масштабный выставочный проект и заказав для него более тысячи изделий разных моделей и цветов, Музей архитектуры стимулировал научные разработки и производственные опыты NWGlass. Именно этот успешный эксперимент сделал возможным последующую реставрацию двух исторических зданий — дома Щелухиной в Нижнем Новгороде и дома Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге. В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проемах. Анна Кистанова, куратор выставки: «Фальконье — уникальное изобретение, излюбленный материал эпохи модерна, символ эстетики рубежа XIX — XX веков. Музей архитектуры посвятил свою выставку не только истории стеклянных кирпичей, но и архитектурному наследию и его утратам. Мы хотим привлечь внимание к теме сохранения памятников архитектуры и их научной реставрации». Архитектура света» будет представлено более 100 предметов: стеклянные кирпичи производителей Европы и Российской империи, советские стеклоблоки — все из коллекции Музея архитектуры и частных собраний, а также архивные документы и фотографии.
Ключевыми экспонатами выставки станут современные стеклянные кирпичи системы Фальконье, собранные в разноцветные кладки в пространстве Флигеля «Руина».
Архитектура света» в Музее архитектуры имени Щусева посетили свыше 60 тысяч человек. Такие цифры привела министр культуры РФ Ольга Любимова, которая сама побывала на этой необычной экспозиции, посвящённой стеклянному кирпичу. Но благодаря усилиям музея технологию восстановили. И сегодня на выставке можно увидеть несколько потрясающих кладок из кирпичей разных цветов и моделей, которые максимально соответствуют историческим образцам.
В Москве презентовали первую книгу о стеклянных кирпичах Фальконье на русском языке В Москве презентовали первую книгу о стеклянных кирпичах Фальконье на русском языке Ее издание поддержали Объединенная металлургическая компания и фонд «ОМК-Участие» 2 553 Сохранить в закладки На страницах издания можно увидеть фотосъемку современного производства изделий, уцелевших кладок из фальконье в знаковых памятниках архитектуры в России и за рубежом Источник: Владислав Ладыгин Объединенная металлургическая компания ОМК и благотворительный фонд « ОМК-Участие » поддержали издание первой книги о стеклянных кирпичах Фальконье на русском языке — «Фальконье. Презентация книги прошла во время одноименной выставки 3 августа в Москве. Уникальный издательский проект при поддержке ОМК реализовал государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. Книга посвящена истории использования в России стеклянного кирпича — строительного материала рубежа XIX—XX веков, разработанного швейцарским архитектором и изобретателем Гюставом Фальконье.
Архитектура света" с момента ее открытия в апреле 2023 года в Музее архитектуры имени А. Щусева, сообщила министр культуры РФ Ольга Любимова. Министр напомнила, что с конца 1930-х годов производство фальконье было остановлено, но благодаря усилиям музея технологию восстановили.
Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь
Сегодня некоторые смельчаки из стана архитекторов высшей лиги предлагают заменить бетон и сталь несущими стеклянными конструкциями. Группа петербургских энтузиастов возродила утраченную технологию изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, которые можно увидеть в зданиях XIX — начала XX века. Но особый интерес у меня всегда вызывали стеклянные кирпичи Фальконье, которых осталось в столице единицы.
Школа №534 рассказала о стеклянных кирпичах Фальконье
Стеклянный кирпич» на канале «Строительные Перспективы» в хорошем качестве, опубликованное 26 августа 2023. Изготавливали стеклянные кирпичи. 10 июня 2022. chevron_leftВозврат к списку. Кирпич из стекла создал и запатентовал швейцарский архитектор Гюстав Фальконье в 1886 году. В середине июня окно из исторических стеклянных кирпичей обнаружили в брандмауэрной стене в Трехсвятском Заповедном квартале во дворе между домами №129 и 131 на улице. Наталья Шашкова директор Музея архитектуры «Этот стеклянный кирпич производится только ремесленным способом.
Самый дорогой кирпич в мире - Стеклянный кирпич
Группа петербургских энтузиастов возродила утраченную технологию изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, которые можно увидеть в зданиях XIX — начала XX века. В Государственном музее архитектуры имени инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX. и звукоизоляцию, прочность и эстетичность.
Вторая жизнь Фальконье: как петербуржцы возродили производство стеклянных кирпичей
Речь о стеклянных кирпичах системы Фальконье – предшественниках современных заводских стеклоблоков. Стеклянный кирпич» на канале «Строительные Перспективы» в хорошем качестве, опубликованное 26 августа 2023. В Санкт-Петербурге во время реставрации дома №5 по Баскову переулку на фасаде нашли стеклянные кирпичи системы Фальконье. В ходе обследования фасада доходного дома Ерошенко специалисты нашли стеклянные кирпичи, которые использовали при оформлении оконного остекления на лицевом фасаде. Этот строительный материал, своего рода полые кирпичи, изготавливались методом выдувания стекла в форму и запаивания его при высокой температуре.