Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которую позже назвали «Ленинградской», прозвучала 80 лет назад в Лондоне, а спустя месяц в Нью-Йорке. В гербовом зале Эрмитажа прозвучала 12-я симфония Шостаковича. Концерт покажут в прямом эфире в городах, с которыми была тесно связана биография Шостаковича — в Самаре (где прошла эвакуация и завершение работы над Седьмой симфонией), Новосибирске. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которую позже назвали «Ленинградской», прозвучала 80 лет назад в Лондоне, а спустя месяц в Нью-Йорке. В изданных произведения Шостаковича также имеется путаница: фирмой EMI выпущен цикл симфоний, куда включен известнейший вальс Шостаковича, обозначенный как Вальс из Второй сюиты для джаз-оркестра.
Дмитрий Шостакович
В Петербурге вновь прозвучала 7-я симфония Шостаковича в честь своего 80-летия – видео | вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. |
В Эрмитаже прозвучала 12-я симфония Шостаковича | Афиша Plus - 8 августа 2022 - Новости Санкт-Петербурга - |
Ровно 80 лет назад в блокадном Ленинграде впервые исполнили Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича | С 23 сентября по 2 октября в Самаре и Тольятти пройдет второй фестиваль «Шостакович. |
Седьмую симфонию Шостаковича исполнили в Петербурге в день 80-летия ее премьеры // Видео НТВ | В ПРОГРАММЕ: Дмитрий Шостакович Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч. |
Симфония 2. Октябрю (Дмитрий Шостакович) - скачать в Mp3 и слушать онлайн бесплатно | Первое исполнение в Москве Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича состоялось в Колонном зале Дома Союзов под руководством дирижера Самуила Самосуда, 29 марта 1942 года. Фото: РИА Новости/Иван Шагин. |
«Ленинградская симфония» Шостаковича была первым ударом по Рейхстагу
Парадокс в том, что не только музыковеды, но и сам автор избегали обстоятельно рассуждать об этом сочинении. Так, Г. Орлов пишет: «это был первый опыт решения революционной темы речь идет о Второй симфонии - М. С данной точкой зрения почти через сорок! Как видим, Вторая Симфонии освещается преимущественно через призму откровенно слабого текста Безыменского. Сам Шостакович в 1956 г. Сочинения эти мне не удались. В данной статье рассматривается одна из возможных точек зрения на содержание Второй симфонии Шостаковича, согласно которой за внешним сюжетом, выдержанном вполне в духе политического заказа, скрывается полностью противоречащая ему драматическая концепция. С прямо-таки подчеркнутой педантичностью воспроизводя атрибутику жанра «славления», Шостакович создает противоположное ей по внутреннему смыслу произведение -пример разительного несоответствия декларируемого сюжета и его художественного воплощения. Судя по письмам, работа над симфонией рождала в Шостаковиче довольно противоречивые чувства.
И главной причиной этого противоречия был, несомненно, текст Безыменского. В письме С. Протопопову 20 апреля Шостакович сообщает: «стал размышлять о музыке к 10-летию революции. Думал-думал и получил стихи Безыменского, кот[орые] меня очень расстроили. Очень плохие стихи. Но все же я сочинять начал» [9, с. Вскоре, 6 мая пишет в письме Яворскому: «чувствую себя очень плохо и мечтаю умереть до 1-го августа срок представления моего патриотического сочинения. И не спрашивайте, как продвигается это сочиненье» [10, с. Между тем, партитура Второй симфонии Шостаковича содержит немало подлинных откровений, никак не свидетельствующих о мучительном преодолении отвращения к бездарным виршам.
Музыка симфонии несет печать вдохновения и даже известного азарта. Сегодня принято ссылаться на выдающиеся художественные свидетельства сложного, полного драматических противоречий, первого послеоктябрьского десятилетия в творчестве И. Бунина, Е. Замятина, М. Булгакова, А. Платонова, О. Мандельштама, М. Зощенко и ряда других писателей. Но до сих пор не оценена по достоинству начавшая трагическую музыкальную летопись нашей Родины Вторая симфония Шостаковича2.
Многие исследователи усматривают в форме Второй симфонии черты одночастной симфонической поэмы. С другой стороны, Вторая симфония по версии ряда музыковедов, в частности И. Воробьева [3, с. Акопяна [1, с. По нашему мнению, структура Второй симфонии несет в себе помимо приведенных выше признаки еще одной, не упоминавшейся ранее, формы -контрастно-составной, с чертами симфонического цикла, где функцию I части выполняет Вступление - Пролог ц. Следующий эпизод ц. Несомненно, данная, весьма распространенная в сочинениях, написанных в жанре политзаказа, схема своим рождением во многом обязана Девятой симфонии Бетховена. В переводе на язык «сотериологичес-кого мифа» [1, с. При этом картина Хаоса здесь, согласно тем же законам жанра долженствует изображать темное прошлое дореволюционной России.
Звуки революционного марша во втором разделе Пролога олицетворяют пробуждение светлых сил и призыв к борьбе, которая увенчивается, как и должно, полной победой революционных образов и идей. Однако в данной трактовке, содержащейся практически во всех работах, посвященных Второй сим- фонии Шостаковича, присутствует, на наш взгляд, тенденциозность, заключающаяся в смысловом противопоставлении Вступ-ления-Прологас остальной Симфонии. Анализ интонационно-тематического развития в «Посвящении Октябрю» позволяет с уверенностью констатировать, что это противопоставление является скорее внешним и, по-существу, навязывается содержанию Симфонии. Интонационная цельность Второй свидетельствует о том, что именно интонационный комплекс Пролога является главным источником тематического развития Симфонии. Одновременно материал Пролога, равно как и способ его изложения, чрезвычайно убедительно воссоздают эффект как-бы хаотического, а в действительности весьма жестко организованного, при этом, уже начавшегося движения. В основе тематического развития в Симфонии лежит появившийся в первом разделе вступления тетрахорд в объеме ум. Превращаясь, порой, в энгармонически равное заполнение б. Шостакович постепенно раздвигает границы начального мотива сначала до объема тритона, а затем мелодическая последовательность в объеме ум.
Чем в день премьеры в Ленинграде музыкантам помогла советская армия? На все эти вопросы отвечают Михаил Моруков и Татьяна Булавкина. В выпуске можно услышать радиоэфир с голосом Дмитрия Шостаковича, воспоминания дирижера Карла Элиасберга и участницы оркестра Ксении Матус.
Дворцовый мост в Петербурге развели под Седьмую Ленинградскую симфонию Шостаковича "И это свидетельство настоящего, большого искусства, где великими на все времена становятся произведения, которые славят истинные, вечные ценности, объединяют людей всех возрастов, национальностей и религий, утверждают правду и свет, которые всегда берут верх над ложью, над силами тьмы", — подчеркнул Путин. По словам российского лидера, Седьмая симфония — одна из вершин мировой культуры, уникальная по содержанию и выразительности, легендарная историей своего создания, тем величайшим влиянием, которое она оказывает на чувства, надежды и судьбы людей. Чемодан Шостаковича и полевое радио: На что посмотреть в музее "Бессмертного полка" в Петербурге "Ровно 80 лет назад — 9 августа 1942 года — состоялась самая главная премьера этого гениального произведения. К тому времени оно уже прозвучало и в Советском Союзе, и за рубежом, но всё это не могло сравниться с масштабом и значением исполнения в блокадном Ленинграде", — сказал Путин. Дата премьеры, напомнил он, была назначена на тот день, когда нацисты собирались праздновать покорение города, но "их планы сломить ленинградцев изначально были обречены на провал".
Название облагородил и посвятил изобретателю лично Гектор Берлиоз. Композитор восторженно отозвался о саксофоне в газете «Журналь де Деба». Он восхвалил разнообразие и красоту звука, который был «полным то страсти, то мечтательности и меланхолии». Отдельно Берлиоз отметил: «Ни один инструмент, который я доселе знал, не имеет такого странного звука на пределе тишины». Остаток жизни Адольф Сакс отстаивал авторские права на саксофон. Джаза тогда еще не было. В этот день в 1923 году полковник Джейкоб Шик запатентовал свою первую электрическую бритву.
Симфония № 2 (Шостакович)
АРСМ II, Том 40. Шостакович: Симфония No. 7, соч. 60 "Ленинградская" | Шостакович смог дать новое развитие симфонии — этой довольно старой для искусства форме (два века — большой срок, это все равно что сказать новое слово в сонете). |
Седьмая "Ленинградская" симфония. Д.Д. Шостакович. | Дворцовый мост разведут раньше обычного 9 августа под произведение композитора Дмитрия Шостаковича. |
Седьмая "Ленинградская" симфония. Д.Д. Шостакович. | В Петербурге отмечают юбилей исторического исполнения Ленинградской симфонии Шостаковича. Впервые она прозвучала в блокадном Ленинграде ровно 75 лет назад. |
АРСМ II, Том 40. Шостакович: Симфония No. 7, соч. 60 "Ленинградская" | Ее часто обходят вниманием дирижеры, с удовольствием исполняющие другие симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. |
Как композитор Шостакович смог деморализовать немцев и подарить надежду блокадникам | Валерий Гергиев. |
«Символ жизни и борьбы за жизнь»: Дмитрий Азаров о Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича
Шостакович смог дать новое развитие симфонии — этой довольно старой для искусства форме (два века — большой срок, это все равно что сказать новое слово в сонете). 22 июня, в День памяти и скорби, жители Новосибирска могли послушать живое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. В Самарской области исполнили Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича. Симфония № 2 си-мажор «Октябрю» В свои двадцать лет Дмитрий Дмитриевич Шостакович уже успел добиться признания в качестве композитора. «Символ жизни и борьбы за жизнь»: Дмитрий Азаров о Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича.
Путин назвал Седьмую Ленинградскую симфонию Шостаковича примером большого искусства
Она воспевала подвиг людей — ту твердыню народного духа, которая была мощнейшим оружием Великой Отечественной войны», — заявил Путин. Прямая трансляция концерта потрясла мир, подчеркнул президент. Но люди нашли в себе силы дать большой, настоящий концерт, исполнить новую симфонию», — отметил он.
А требовалось сто оркестрантов. О чем писали «Известия» во время блокады города 80 лет назад Шостакович создал грандиозную музыкальную панораму, для исполнения которой требовался большой оркестр. Композитор оставил строгую ремарку на страницах партитуры: «Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно». Как разыскать столько первоклассных музыкантов в голодающем, изможденном городе? Элиасберг находил в себе силы объезжать на велосипеде знакомых музыкантов, многие из которых уже по много месяцев не прикасались к своим инструментам. Он имел право передвигаться по городу и его предместьям даже во время воздушной тревоги. Элиасберг забирал людей из воинских частей, из госпиталей, а ударника Жаудата Айдарова нашел, когда его везли в морг, заметив, что пальцы музыканта, которого считали мертвым, слегка шевельнулись.
Именно в этой симфонии Шостакович отводил ритмической основе ключевую роль в развитии темы. Они даже не смогли подняться на четвертый этаж, в зал. Играли в холле. Им увеличили паек. От недоедания даже летом прохлада воспринимается как зимний мороз. Пианист Александр Каменский просил ставить рядом с роялем раскаленные кирпичи. Пальцы коченели, он не мог играть. А на долгие репетиции времени не было: премьеру назначили на 9 августа. И не случайно.
Ленинградцы знали, что именно на этот день гитлеровцы запланировали взятие города и даже распечатали пригласительные билеты на праздничный прием в ресторане гостиницы «Астории». Но Северная столица оставалась неприступной для врагов. Концерт непобедимых И концерт состоялся — в тот самый день. Шостакович рвался в Ленинград, но не получил разрешения прилететь в город. Композитор только добавил к партитуре свое посвящение, напечатанное в газетах и на программках: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе, моему родному городу — Ленинграду — я посвящаю свою 7-ю симфонию». Всю жизнь после этого Шостаковичу было неловко, что в тот день он отсутствовал в Ленинграде... Дети блокадного Ленинграда — о голоде, жизни в эвакуации и первом салюте По приказу генерала-лейтенанта будущего маршала Леонида Говорова, командующего Ленинградским фронтом, артиллерия в день концерта открыла по агрессору упредительный шквальный огонь. На три часа немецкие орудия умолкли и ни один вражеский самолет не сумел подняться в воздух — как раз за это время ленинградцы успели дойти до филармонии, прослушать симфонию и вернуться домой. Впервые за блокадные дни в Большом зале филармонии на полную мощь горели люстры.
Зал заполнили защитники и жители города, впервые за много дней надевшие свои выходные платья и костюмы, которые всем оказались велики... И черный фрак Элиасберга висел на нем мешковато.
Музыкантов разыскивали и в городе, и на ближайших передовых. Участница блокадного концерта флейтистка Галина Лелюхина рассказывала, что музыкантов разыскивали по радио, приглашали всех, кто мог прийти. Самого дирижера Элиасберга привезли на санях, так как он ослабел от голода. Рассказывают, что ударника Жаудата Айдарова спасли из морга, куда его вывезли, посчитав мертвым. На валторне играл зенитчик, на тромбоне — пулеметчик. С миру по нитке — так был создан этот, не имеющий аналогов, оркестр. Несмотря на продолжавшиеся обстрелы и бомбардировки, в филармонии были зажжены все хрустальные люстры. Была очень торжественная обстановка, и все музыканты играли с душой эту музыку.
Исполнение симфонии транслировалось по радио, а в городе были включены громкоговорители городской сети. Зал филармонии был переполнен. Среди зрителей были и исхудавшие завсегдатаи филармонии, и моряки Балтийского флота, и пехотинцы, и зенитчики, и связисты. По приказу командующего фронтом генерала Л. Говорова наши артиллеристы подавляли все огневые точки врага. Новое произведение композитора потрясло слушателей, многие плакали и не скрывали слез. Одна из жительниц Ленинграда вспоминала, что музыка выразила то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу. Симфонию слышали все жители осажденного города и немецкие солдаты.
Да еще добавлены ударные! Мало того, на партитуре рукою Шостаковича написано: «Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно». И «обязательно» жирно подчеркнуто. Стало понятно, что с теми немногими музыкантами, кто еще остался в оркестре, симфонию не сыграть. Да и они свой последний концерт играли еще в декабре 1941 года. После голодной зимы 1941 в оркестре осталось только 15 человек, а требовалось более ста. Из рассказа флейтистки блокадного состава оркестра Галины Лелюхиной: «По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел.
Седьмая "Ленинградская" симфония. Д.Д. Шостакович.
Секретное оружие Ленинграда | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов | Премьера 2-й симфонии Дмитрия Шостаковича состоялась в Большом зале Ленинградской филармонии 6 ноября 1928 года. |
Вторая симфония Дмитрия Шостаковича | Первая часть симфонии, с нагнетаемым барабанным стуком, была создана Дмитрием Шостаковичем до начала войны. |
Вторая симфония Дмитрия Шостаковича | 5 марта 1942 года в Куйбышеве была впервые исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, получившая название Ленинградской. |
«Гимн мужеству Ленинграда» — Путин о премьере 7-й симфонии Шостаковича | Симфония № 2 си-мажор «Октябрю» В свои двадцать лет Дмитрий Дмитриевич Шостакович уже успел добиться признания в качестве композитора. |
Загадка Шостаковича: вальс №2 / Игорь Резников | Шостакович не сразу поддался уговорам властей вывезти его и близких в эвакуацию. Однако Седьмую симфонию он смог закончить только в Куйбышеве (Самаре) в марте 1942 года. |
Фестиваль «Шостакович. XX век» (23 сентября – 2 октября 2022, Самара / Тольятти)
Её под открытым небом сыграл Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Вячеслава Прасолова. Седьмая симфония Шостаковича — это символ начала войны. Композитор работал над ней с июля по декабрь 1941 года.
И как гимн мужеству и стойкости Ленинграда здесь зазвучала грандиозная музыка. Она воспевала подвиг людей — ту твердыню народного духа, которая была мощнейшим оружием Великой Отечественной войны», — заявил Путин. Прямая трансляция концерта потрясла мир, подчеркнул президент.
Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение, как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение 0 музыкальной точки зрения. Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, позтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все—таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Элиасберг. Симфонию можно услышать в знаменитой компьютерной игре под названием «Антанта». В 2015 году произведение было исполнено в филармонии города Донецк. Премьера состоялась в рамках специального проекта. Поэт и друг Александр Петрович Межиров посвятил данному произведению стихи. Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть.. Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Мравинский. Но подобного не могло произойти, так как оркестр находился в Новосибирске, перевоз музыкантов стал бы слишком затруднителен и мог привести к трагедии, так как город находился в блокаде, поэтому оркестр пришлось сформировать из людей, находившихся B городе. Многие были музыкантами военных оркестров, многие были приглашены H3 соседних городов, но в итоге оркестр был собран и исполнил произведение. Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвященное Шостаковичу и самой операции. Сохранилась рецензия журналиста из английского журнала «Time», которого специально отправили в СССР на премьеру в Куйбышеве. Корреспондент тогда написал, что произведение наполнено необычайной нервозностью, он отметил яркость H выразительность мел0дий. По его мнению, симфония обязательно должна была прозвучать в Великобритании и по всему миру. Музыка связана с еще одним военным событием, которое произошло уже в наши дни. Дирижировал симфонией один из лучших дирижеров современности Валерий Гергиев. Исполнение транслировалось на ведущих каналах России, трансляция также была проведена на радиостанциях. На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии. После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад H смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг». На сегодняшний день «Ленинградская симфония» достаточно редко используется в кинематографе, но этот факт не уменьшает исторической значимости произведения. Ниже приведены фильмы и сериалы, в которых можно услышать фрагменты знаменитейшего сочинения ХХ века: «1871» 1990 ; «В оенно-полевой роман» 198 3 ; «Ленинградская симфония» 195 8. Содержание «Ленинградской симфонии» Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила B Шостаковиче желание создать, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой — вот, что отражается B сочинении. Симфония имеет классическую 4—х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии: I часть симфонии Первая часть начинается B ясном светлом до мажоре широкой, распевной мелодией эпического характера, с ярко выраженным русским национальным колоритом. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Побочная партия также песенна. Она напоминает мягкую спокойную колыбельную. Заключение экспозиции звучит умиротворенно. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на банальные куплеты шансонетки?
Кстати, в новосибирской филармонии «Ленинградская» симфония Шостаковича звучит часто. В прошлом году её играли в рамках историко-музыкального проекта «Партитура памяти». Он был посвящен юбилею первого исполнения этого легендарного произведения в 1942 году в блокадном Ленинграде.
Эту музыку не остановить
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония № 2 си-мажор «Октябрю» - musicseasons
- Другие статьи раздела
- На Стрелке Васильевского острова прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича
- Для Седьмой симфонии Шостаковича музыкантов вызволяли… из моргов -
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
- 80 лет назад была впервые исполнена «7я Ленинградской» симфония Дмитрия Шостаковича
- В Петербурге дали концерт к 80-летию премьеры Симфонии №7 Шостаковича
- Похожие альбомы
- Похожие альбомы
Евгения Петросяна атакуют мошенники
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония № 2 си-мажор «Октябрю»
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония № 2 си-мажор «Октябрю»
- Самое читаемое
- Для Седьмой симфонии Шостаковича музыкантов вызволяли… из моргов
Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская»
Восьмая симфония Шостаковича — это и есть преодоление этого одиночества, благодаря солдатам РККА, 70 лет назад прошедших сталинградский ад. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде в Большом зале Ленинградской филармонии состоялась премьера симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича — пророческое. В Петербурге отмечают юбилей исторического исполнения Ленинградской симфонии Шостаковича. Впервые она прозвучала в блокадном Ленинграде ровно 75 лет назад. 22 июня, в День памяти и скорби, жители Новосибирска могли послушать живое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича. 22 июня, в день, когда 80 лет назад началась Великая Отечественная война, в Большом зале НОВАТа прозвучала Симфония №7 Дмитрия Шостаковича – «Ленинградская».
В Новосибирске симфонию Шостаковича играли под дождём в День памяти и скорби
Валерий Гергиев. «Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – это выражение растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония всепобеждающего мужества, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира». В ПРОГРАММЕ: Дмитрий Шостакович Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч. В Самаре отметили 80-летие Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича.
Седьмую симфонию Шостаковича исполнили под открытым небом в Новосибирске
При этом все нарастания, все кульминации были тщательно подготовлены. Кроме того, Лазарев, чье вдохновение порой уносит его и слушателей в неведомые дали, на сей раз целиком и полностью следовал в русле авторской драматургии. В первой части «Дворцовая площадь» слушатели почти физически ощущали постепенно сгущающуюся предгрозовую атмосферу, внутренние содрогания вулкана, вот-вот готового извергнуть лаву. Слышался, казалось, даже лязг оружия, которое скоро будет пущено в ход… Во второй части «9 января» , где накопившееся напряжение выплеснется наружу, а мирное шествие утопят в крови, маэстро, как и в двух последующих, не позволял себе никаких перехлестов, отнюдь не будучи в то же время эмоционально нейтральным. Пафоса тоже хватало, но — в меру. И главное послание композитора — насилие, как бумеранг, за каждым «кровавым воскресеньем» рано или поздно следуют события, подобные тем, что произошли в 1917—18 годах, — считывалось четко и внятно. Зал оценил это в полной мере — как, впрочем, и качество игры РНМСО, — устроив по окончании симфонии такие овации, какие нечасто услышишь после произведений, не относящихся к разряду классических хитов. А вот заявленного в названии цикла диалога так и не возникло: Шостаковичу требуются совсем иные собеседники. Такие, например, как Малер. Или — Рахманинов, диалог с которым состоялся на той же неделе уже в камерном формате.
Двадцатилетний Рахманинов назвал свое трио «Памяти великого художника», имея в виду Чайковского, у которого в свою очередь есть трио с аналогичным названием, посвященное Николаю Рубинштейну. Таким образом сам Рахманинов вступил здесь в диалог со своим учителем и кумиром. Шостакович, чье музыкантское становление совпало с расцветом рахманиновского творчества, не мог не испытать на себе его воздействия. Свое второе трио, написанное в годы Великой Отечественной войны, он посвятил памяти безвременно ушедшего друга, блистательного музыковеда-просветителя Ивана Соллертинского. Два трио, посвященные памяти конкретных людей и встретившиеся в одной программе, — здесь диалог просто не мог не возникнуть. А вот юношеское трио Шостаковича, написанное в шестнадцатилетнем возрасте, могло бы вступить в диалог, скорее, не с Рахманиновым, а, например, с Брукнером и австро-немецким романтизмом в целом. Играть в ансамбле — задача более сложная и менее благодарная, нежели выступать сольно. Нарциссы, вступая на эту территорию, рискуют потерпеть фиаско, зато по-настоящему серьезные и глубокие музыканты получают новые возможности для саморазвития.
Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке». Премьера Ленинградской симфонии состоялась 5 марта 1942 года. Зал был переполнен. Большую часть билетов получили как поощрение лучшие работники предприятий, круглосуточно выпускавшие продукцию для фронта. Люди, вроде бы неискушенные в музыке. Но когда после краткого вступительного слова Шостаковича заиграл оркестр, все слушали, затаив дыхание, сопереживая каждой музыкальной картине, пропуская через себя колоссальную энергетику великого произведения. Когда отзвучали финальные аккорды, воцарилась гробовая тишина, а потом зал взорвался овациями, отмечал кинокритик Алексей Каплер: «Слова «овация», «успех» ни в какой мере не передают того, что творилось в зале. У многих на глазах стояли слезы. Вновь и вновь выходил на сцену создатель этого творения, и не верилось, что это именно он, 35-летний худощавый интеллигент-очкарик, выглядевший совсем юным, мог вызвать такую бурю эмоций». Уже на следующий день после премьеры партитура Седьмой симфонии самолетом была отправлена в Москву, где ее с триумфом исполнили в Колонном зале Дома союзов 29 марта 1942 года. Ольга Берггольц вспоминала: «Мне выпало счастье быть на исполнении Седьмой симфонии 29 марта 1942 года в Колонном зале, когда я находилась в Москве в кратковременной командировке. Не буду подробно рассказывать о том потрясении, которое я, как и все присутствовавшие больше половины из них были фронтовики , испытала, слушая эту симфонию, нет, не слушая, а всей душой переживая ее как гениальное повествование о подвиге родного города, о подвиге всей нашей страны. Помню, как на сверхъестественные овации зала, вставшего перед симфонией, вышел Шостакович с лицом подростка, худенький, хрупкий, казалось, ничем не защищенный. А народ стоя все рукоплескал и рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда. И я глядела на него, мальчика, хрупкого человека в больших очках, который, взволнованный и невероятно смущенный, без малейшей улыбки неловко кланялся, кивал головой слушателям, и я думала: «Этот человек сильнее Гитлера, мы обязательно победим немцев»… Создание Седьмой симфонии стало событием для всего музыкального мира. Такой же запрос пришел из Англии.
В Эрмитаже прозвучала 12-я симфония Дмитрия Шостаковича Она повествует о событиях 1917 года Фото: скриншот видео В Гербовом зале Эрмитажа прозвучала 12-я симфония Шостаковича. Серию концертов русской музыки в парадных залах Зимнего дворца дает Губернаторский симфонический оркестр, сообщает телеканал «Санкт-Петербург».
Дмитрий Азаров отметил, что в современных реалиях, когда Россия ведет борьбу за справедливость, Седьмая симфония приобрела особую актуальность и значимость. Только мужество, преданность Родине, самоотверженность, единство всего народа позволили защитить нашу страну от полного уничтожения. Сегодня наша страна вновьпротивостоит распространению нацизма в Европе. Страны НАТО создают предпосылки к тому, чтобы наша страна оказалась в блокаде. Поэтому актуальность Седьмой симфонии переоценить просто невозможно, — отметил Глава региона. Губернатор уверен в том, что предстоящие мероприятия, посвященные 80-летию со дня первого исполнения симфонии, станут важной исторической вехой. Руководитель области добавил, что желающих попасть на концерт — очень много. Мы обязательно пригласим на концерт жителей Донбасса, которые не понаслышке знают, что такое агрессия, потеря близких, что такое война», — заверил Дмитрий Азаров. Концерт состоится 5 марта в 21:00. В это же день откроется специальная выставка «80 лет Седьмой Ленинградской симфонии», организованная в фойе Самарского академического театра оперы и балета — именно там, где оркестр Большого театра в начале 1942 года готовился к премьере.