Новости восстание старообрядцев причины

Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. Характеристика восстаний по основным пункта Причины восстания Социальный состав (участники) Лидер Ход. Выступление старообрядцев – причины восстания, требования и итоги кратко для 7 класса.

Смотрите также

  • Причины выступления старообрядцев
  • Смотрите также
  • «Антихристова власть»
  • Участники Соловецкого восстания

Восстание старообрядцев: причины, события, итоги.

Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Тайный ход в сушило , через который нападавшие проникли в монастырь [4] 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После взятия монастыря обнаружилось, что к тому времени в нём почти не осталось собственно монахов. Большая часть иноков, не считая возможным для себя участвовать в бунте, давно ушли из монастыря или были из него изгнаны руководителями восстания.

Нескольких монахов стрельцы обнаружили заточёнными в монастырскую тюрьму за несогласие с мятежниками. Они были сразу же освобождены [5]. После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [3] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. В старообрядческой литературе[ править править код ] Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Андрея Денисова « История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша », созданный в XVIII веке [6].

В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает: И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своём крюке. Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию рёбра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек.

Движение старообрядцев. Протопоп Аввакум. Соловецкое восстание. Крушение Никона.

Причины, характер и формы народных восстаний XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина. Его причины, этапы, итоги и значение.

Первая часть лекции раскрывает историю раскола Русской православной церкви в результате церковной реформы патриарха Никона. Проанализированы государственный и церковный запрос на реформу, а также желание Никона остановить рост западного влияния на Россию. Из последнего вытекло стремление Никона контролировать царскую власть, что привело его к столкновению с царем Алексеем Михайловичем. А тем временем многие действия, предпринятые Никоном в ходе реформы, были не поняты представителями разных сословий, которые составили движение староверов.

Поскольку никониане и староверы расходились лишь в обрядовых вопросах культа, а не в догматах, то правильнее называть последних не староверами, а старообрядцами.

Среди них было много богатых предпринимателей и меценатов? Представители четырех ветвей рода Морозовых.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках Существовал такой феномен, как старообрядческое купечество. Старообрядцы заботились о своих работниках: строили больницы, богадельни, библиотеки. Уровень грамотности среди старообрядцев в целом был выше, чем по стране.

Старообрядческие общины были очень богаты, а их члены играли важную роль в становлении российской промышленности. С введением веротерпимости и конституционных принципов монархии в 1905 году старообрядцы-предприниматели пытались стать основой молодого русского капитализма. У них всегда были длинные бороды?

Раскольник говорит цирюльнику: «Слушай, цирюльник! Я бороды стричь не хочу. Вот гляди, на тебя скоро караул закричу».

До реформ Петра I все мужчины носили бороды. Старообрядцы остались верны этой традиции, как и другим дореформенным нормам. Введение бритья казалось дополнительным свидетельством впадения Российского царства в ересь и наступления царства Антихриста.

Ситуация усугублялась еще и тем, что на Западе все брились, а европейцев старообрядцы считали еретиками. Как к старообрядцам относились в СССР? Старообрядческая молельная в посаде Лужки.

Фотография Е. Существует и противоположное мнение: старообрядцы принимали активное участие в революции и поддерживали советскую власть, ведь монархия долгие годы их преследовала. Поэтому некоторые из них участвовали в Февральской революции и были членами Временного правительства Временное правительство — высший орган российской государственной власти в марте — октябре 1917 года.

Поддерживал большевиков и богатейший промышленник Савва Морозов. Противоречия между старообрядцами и революционерами были слишком велики. Большевики стремились к модернизации общества, а старообрядцы были традиционалистами и консерваторами.

Они не хотели жить в советском обществе, не хотели давать светского и тем более советского образования своим детям, считали колхозы антихристовыми учреждениями. В 1930-е годы они попали под колесо репрессий и разделили судьбу представителей других религиозных направлений. Но после присоединения к СССР Эстонии, Латвии и Литвы в августе 1939 года и событий Второй мировой войны старообрядческие общины в этих регионах или были уничтожены, или эмигрировали на Запад — в основном в Северную и Южную Америку.

А сейчас старообрядцев много? Они живут все так же обособленно? Как к ним относится официальная Церковь?

Именно он не позволял продвигаться шведской экспансии. Он представлял собою прекрасно укреплённое здание, а многие монахи владели воинскими навыками, представляя серьёзную силу, готовую сопротивляться неприятелю и задержать его продвижение. Как вы понимаете, в монастыре находилось немало провизии, которая пригодилась бы при осаде. Основными поставщиками продуктов были поморы, что постоянно поддерживали связь с насельниками. В 1657 году в Соловецкий монастырь были присланы новые церковные книги, в соответствии с которыми следовало совершать богослужение. Он требовал креститься так, как делали в Европе тремя пальцами , для церковных текстов и икон использовать греческие книги, а не старославянские тексты и придерживаться новых требований в проведении церковных обрядов. Подобные реформы проводились крайне неразумно, нередко с использованием грубой силы, а сам Никон не пользовался авторитетом среди духовенства хотя и получил поддержку царя Алексея. Алексей Кившенко «Церковный cобор.

Начало раскола» Алексей Кившенко «Церковный cобор. Начало раскола» Сопротивление власти Но после появления новых книг в Соловецком монастыре священнослужители не спешили использовать их. По решению совета соборных старцев присланные тексты были запечатаны в казённой палате, а богослужение продолжалось по старым обрядам. С 1666 года монахи стали писать челобитные царю, где просили позволить использовать для церковной службы старые книги. Они приводили немало аргументов, объясняя, что прежние обряды поддерживают веру предков и продолжают традицию в отличие от нововведений Никона. Увы, все эти просьбы не были услышаны. В 1667 году старые обряды приравнивались к анафеме, как было решено Большим Московским собором. Многие старообрядцы подверглись преследованию, а настоятелем Соловецкого монастыря был назначен отец Иосиф, являвшийся сторонником реформ Никона.

Правда, появившись в монастыре, новый настоятель не получил поддержки монахов. Отец Иосиф был изгнан, после чего неподчинение властям со стороны насельников было воспринято как бунт. Сергей Милорадович «Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Сергей Милорадович «Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Начало восстания По приказу правительства царский стряпчий Игнатий Волохов прибыл в Соловки с небольшим отрядом стрельцов. Именно тогда и началась осада. Как я уже отметила, Соловецкий монастырь представлял собой хорошо укреплённую крепость, имеющую необходимое вооружение и провиант. Достаточно долгое время Алексей Михайлович рассчитывал, что конфликт удастся решить миром.

На зиму стрельцы удалялись в Сумской острог, а по весне снова возвращались к стенам монастыря. Такая ситуация продолжалась почти четыре года, однако затем инициатива перешла в руки воеводы Ивана Мещеринова.

Соловецкое сидение (восстание)

История | Смотреть выполненную таблицу Восстание Годы Причины Территория Участники Итоги Астраханское 1705-1706 Обрезание бород. 5. Почему старообрядцев так ненавидели и преследовали? Церковная реформа Никона стала основной причиной Соловецкого восстания. Отправить донат Пожаловаться. Восстание старообрядцев 1681 года — восстание, организованное в Рождественский сочельник 1681 года приверженцами старообрядчества в Москве.

Выступление старообрядцев дата причины основные события итог

350 лет назад реформа патриарха НИКОНА привела к массовому бегству староверов на Волгу Причины восстания старообрядцев Восстание старообрядцев, которое произошло в России в XVII веке, было вызвано несколькими причинами: Требование сохранения древнерусских церковных обрядов.
350 лет назад реформа патриарха НИКОНА привела к массовому бегству староверов на Волгу Причины Улунгинского восстания ничем не отличались от причин других крестьянских восстаний — не только крестьян-старообрядцев.

Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.

Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. восстание в монастыре 1668-1676 годов: причины, основные события, ход сидения, итога и значение. Основными причинами восстания старообрядцев были несогласие с изменениями в богослужебном каноне церкви, а также с духовной и мирской властью. Характеристика восстаний по основным пункта Причины восстания Социальный состав (участники) Лидер Ход.

АСТРАХА́НСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1705–06

Почему приморские старообрядцы накануне восстания 1932 года так резко негативно отнеслись к открытию советских школ в их селах и не желали отдавать туда своих детей? Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. Церковная реформа Никона стала основной причиной Соловецкого восстания. Религиозные изменения.

АСТРАХА́НСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1705–06

Литература Хрестоматии 1. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Бабич, В.

Захаров, И. Учебные пособия 1. История России.

Учебное пособие в 3-х т. Кириллов В. Павленко Н.

История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов. Самое актуальное от федерального портала История.

Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В 1674—1675 годах стрелецкое войско было удвоено. До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными [3].

Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками батареями вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Тайный ход в сушило , через который нападавшие проникли в монастырь [4] 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене.

Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После взятия монастыря обнаружилось, что к тому времени в нём почти не осталось собственно монахов. Большая часть иноков, не считая возможным для себя участвовать в бунте, давно ушли из монастыря или были из него изгнаны руководителями восстания.

Взятие государевой армией святой обители, пытки и казни иноков и святых отцов сделали раскол среди русских верующих бесповоротным.

Соловецкие события также спровоцировали самую крупную в истории гарь — массовое самосожжение старообрядцев. Ее устроил бывший черный дьякон Соловецкого монастыря Игнатий — один из идеологов бунта. Его подпись стояла под тремя из пяти челобитных, которые были направлены с Соловков в Москву в течение 10 споров и переписки между обителью и столицей, до начала Соловецкого сидения. Незадолго до 1668-го Игнатий был лишен сана и изгнан из монастыря. При обители в то время жил «инок чудный» Гурий, юродивый, который, как сообщается , имел обыкновение «входить в горячую хлебную печь и там, закрыв створы, молиться, не обращая внимания на зной».

Именно этот человек сказал Игнатию: «Изыди от монастыря сего, ибо свой монастырь, равный, собереши». Впоследствии историки древлеправославия трактовали слова Гурия так: «монастырь» — это последователи Игнатия, погибшие вместе с ним в гари. Эта картина исторически неверна — Аввакума и его соратников сжигали в срубе, а не привязанными к столбам. Покинув Соловки, Игнатий повел активную проповедническую деятельность: посещал старообрядческие пустыни и селения, обучал последователей. Игнатий стал одним из основателей Выго-Лексинского общежития — крупнейшего старообрядческого поселения в верхнем и среднем течении севернорусской реки Выг в лесах Заонежья.

За несколько лет до гибели Игнатий писал: «Аще ли нас скончаете неразлучно во едином месте, и за то буди вам милость Господня, и да просветит душа и сердца ваша своим присносущным светом и приведет в познание истинного благочестия». Именно таким образом в 1276 году погибли 26 насельников греческого монастыря Зографа, выступившего против Лионской унии — осадившие монастырь латиняне сожгли их заживо в монастырской башне — на это Игнатий и намекает. В 1676 году Алексея Михайловича, при котором начался раскол, сменил его сын Федор. К ужасу староверов, он оказался царем европейского воспитания и к тому же не носил бороды — то ли по молодости, то ли из принципа. Через несколько месяцев пал Соловецкий монастырь и состоялись страшные казни.

Монаху Игнатию было видение: «…четыре корабля великие, полны множества народа христианскаго, аки по морю по воздухе пловуще». Корабль «лунница» в христианстве всегда был символом чудесного спасения верующих. В январе 1687 года Игнатий и его последователи засели в Палеостровском монастыре. Дождавшись прихода царских войск, они сожгли себя. Первая Палеостровская гарь, возможно, унесла жизни до 2700 человек, но она была не последней: Игнатий завещал нескольким последователям собрать свои «корабли».

В гарях в Березове Наволоке, второй Палеостровской гари и гари в Строкиной пустыни погибли более 4 тысяч человек. Но что заставляло бывшего дьякона и множество его последователей думать, что ситуация столь безвыходна, что остается только сгореть? И как они осмысляли лишение себя жизни — тяжелейший грех в христианстве? Причины, знамения и комета Кирха Книжная справа — сличение русских богослужебных книг с греческими образцами — была начата в Москве в 1649 году силами знавших греческий язык киевских монахов — униатов, присоединившихся к Католической церкви по Брестской унии 1596 года. Теперь мы понимаем, о чем писал Игнатий.

Для староверов служить по книгам, исправленным униатами, посланцами дьявола, — значит служить именно ему. Креститься тремя перстами вместо двух, писать не «Исус», а «Иисус», ходить крестным ходом против солнца. Западнорусский богослов Стефан Зизаний, активный противник унии, в своих трудах, активно распространявшихся в Московском царстве они входили в «Кириллову книгу» 1644 , утверждал: антихрист пришел «в пол шесты тысячи лет» от сотворения мира — с воцарением римских пап и олицетворен ими; а конец света наступает в восьмом тысячелетии — то есть после 1592 года. Как говорится, все сходится. И наконец, по предсказанию святых отцов, антихрист должен воцариться в Иерусалиме, а Никон присвоил построенному им Воскресенскому монастырю под Москвой название «Новый Иерусалим».

Патриарх Никон В июне 1654 года в Москву впервые в истории была занесена чума. К концу июля город опустел, мор достиг Тулы и Калуги. Столицей из Нового Иерусалима управлял патриарх Никон — царь был в армии под Смоленском, а его семья эвакуирована из города. Оно навело ужас на всех его видевших: так, Аввакум вспоминал о нем как о знаке конца даже через 10 лет, в челобитной царю. К зиме чума окончилась, но поля остались незасеянными, а страна вела войну.

Голод привел к цинге и другим болезням, которые создали новую волну смертности. Наступил 1666 год от Рождества Христова — то новогодие многие и вправду встретили в саванах, а в Вологодском уезде произошла одна из первых организованных гарей, погибли 17 человек. В 1680 году произошло событие прямиком из Апокалипсиса.

Иосиф становится новым настоятелем Соловецкого монастыря, согласно указу царя от 23 июля 1667 года. Иосиф поддерживал реформы и должен был провести их среди несогласных монахов. Но Иосиф был изгнан из монастыря, а монахи выбрали Никанора в качестве настоятеля. Царь и его приближенные расценили это как открытое восстание. Армия начала готовиться к походу. Хроника событий Прежде чем перейти к описанию самой осады, стоит немного рассказать о том, что из себя представлял Соловецкий монастырь в то время.

Это был не только монастырь, но и хорошо укрепленная крепость. Во времена войны со Швецией монастырь являлся мощным форпостом. Он был обеспечен значительными запасами оружия и боеприпасов, а сами монахи владели воинским искусством. Взять такую крепость было непростым делом, что прекрасно понимали царь и его придворные. Продовольствие же монахи могли получать от поморов, которые сочувствовали им, тем более в холодное время года, когда активная осада становилась практически невозможной из-за погодных условий. Командовал этим отрядом Игнатий Волохов. Высадка на остров произошла 22 июня. По данным современников тех событий, под командованием Волохова было 112 стрельцов. Царь запретил штурмовать монастырь и рассчитывал на то, что удастся договориться с монахами мирным путем.

Артиллерию и прочее осадное оборудование применять было категорически запрещено. Попытка Волохова вступить в переговоры не увенчалась успехом. Царские войска приступили к осаде. Осложняло положение царских войск то, что непосредственно осаду можно было вести в летнее время. Зимой же войска распускались по домам, либо же отходили в Сумский острог. Такое положение дел продолжалось и после назначения командиром воеводы Иевлева в 1672 году. Была увеличена и численность стрельцов, которая теперь достигала 725 человек. Сидение продолжалось, но активных приступов не было по причине серьезного отпора из пушек со стороны крепостных стен. Активизация осады Ситуация изменилась в 1673 году.

Именно тогда царь принял решение ужесточить осаду. Для этого были приняты следующие решения: Иван Мещеринов назначен командующим осадой; Ему даны широкие возможности для того, чтобы добиться победы. Войскам дано разрешение использовать все осадное оборудование, которое имеется в наличии. Тем монахам, которые решат сдаться, гарантировано помилование.

Выступление старообрядцев

Через десять лет Аввакум вернулся в Москву. К тому времени патриарх Никон уже был в опале, и Алексей Михайлович отнесся к Аввакуму куда более благожелательно. Но уже через год мятежный протопоп снова написал челобитную, в которой возмущался Русской православной церковью, и снова был сослан — на этот раз в Архангельскую область. В 1666 году его привезли в столицу и там расстригли, что вызвало большое народное возмущение. В течение следующего года были казнены соратники Аввакума, а он наказан кнутом и сослан в Пустозерск Пустозерск — исчезнувший город в нижнем течении реки Печоры, располагавшийся на территории нынешнего Ненецкого автономного округа. В ссылке он написал большую часть своих сочинений, в том числе и знаменитое «Житие протопопа Аввакума», которое считается первой русской автобиографией. Из ссылки Аввакум активно рассылал грамоты и послания, среди которых было письмо царю Федору Алексеевичу с критикой политики его отца и патриарха Иоакима. В результате в 1682 году Аввакума и некоторых его соратников сожгли в срубе Сожжение в срубе — вид казни, возникший на Руси в XVI веке и активно применявшийся к старообрядцам после раскола Церкви в середине XVII века..

Как автобиография раскольника выразила противоречия эпохи 4. Старообрядцы и староверы — это одно и то же? Старообрядка на кладбище. Но в последние годы появилась полярная точка зрения: ее сторонники называют староверами носителей традиционной русской народной религиозности, включавшей в себя среди прочего элементы язычества. Будущие же лидеры старообрядцев до того, как выступили против прогреческих реформ и вступили в конфронтацию с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, сражались за чистоту веры и устранение тех искажений, которые появились под влиянием народных традиций. Например, они боролись с гаданиями, суевериями, магическими практиками и играми. Тот же протопоп Аввакум очень не любил скоморохов.

Религиозное сознание образованного богослова и обычного прихожанина и сегодня могут существенно различаться. Протопоп Аввакум и патриарх Никон были ближе друг к другу, чем к современному им крестьянину, носителю народной религиозности. Но большинство исследователей все же продолжают использовать понятия «староверие» и «старообрядчество» как синонимы, потому что народная религиозность присутствует в любой традиции, в том числе и в официальной Русской православной церкви, и нет смысла выделять ее в особую традицию. Почему старообрядцев так ненавидели и преследовали? Картина Григория Мясоедова. По разным подсчетам, во второй половине XVII века в самосожжениях погибло свыше 8000 человек.. Одни исследователи объясняют его давлением внешних обстоятельств и отсутствием выбора: старообрядцев насильно обращали в официальное православие.

Только в 1971 году Русская православная церковь сняла анафемы Анафема — высшее церковное наказание, отлучение от Церкви. Старообрядцы жили закрыто, были отшельниками? Николай II принимает хлеб-соль от ярославской старообрядческой Вознесенской общины. Отшельники и затворники были среди католиков и среди обычных православных, но старообрядцы скорее стали отшельниками поневоле. Они выбирали изоляцию, чтобы скрыться от властей и сохранить чистоту веры — с помощью целомудрия, отказа от алкоголя и европейского платья. Старообрядцы-беспоповцы и вовсе считали, что можно оскверниться через совместную трапезу и общение с еретиками, иноверцами или неверующими людьми. Среди них было много богатых предпринимателей и меценатов?

Тем же, кто жил общиной, власти стали навязывать кооперацию. Охотники должны были обзавестись билетами Союзохоты и сдавать пушнину в пункты приема. На крестьян наложили продналог, их заставили участвовать в лесозаготовках, поставлять государству излишки хлеба и мяса, подписываться на займы и облигации. Между тем, параллельно с сельсоветами у старообрядцев был свой орган власти — соборы, которые принимали откровенно антисоветские уложения. Члены соборов опасались, что мероприятия властей приведут к «утрате старинных обычаев, быта, упадку веры и авторитета старших». Проведенная перепись жителей и имущества заставила верующих заговорить о «печати антихриста». Много нареканий вызвали и планы райисполкома по открытию школы в Улунге — матери боялись, что детей будут учить в духе безбожия. Еще больше крестьян тревожили слухи, что их собираются выселить в низовья реки Бикин.

А непосредственным поводом для восстания стало прибытие в Улунгу вооруженного отряда, посланного властями в мае 1932 года для организации колхоза. Поначалу многие жители попросту разбежались и попрятались в тайге. Однако среди старообрядцев хватало умелых стрелков, и они решили сопротивляться. Спустив красные флаги, они собрали митинг, на котором объявили, что советская власть в поселке ликвидирована. В тот же день отряд из 12 человек во главе с Кулагиным и Ефимом Могильниковым вторгся в соседнее село Лаухэ. Местные представители советской власти были арестованы. Тем же путем повстанцы заняли и другие населенные пункты. Восстание пользовалось поголовной поддержкой местного населения.

За несколько дней удалось собрать «армию» из 500 вооруженных добровольцев. Повстанцы с крестами Улунгинское восстание имело много общего с «белоповстанческими» крестьянскими бунтами 1920-х годов.

И конечно, ждали очередного конца света: несмотря на то, что государство жило по календарю «от сотворения мира», а не «от Рождества Христова», о наступлении года со страшными «666» из Апокалипсиса знали и помнили. И конечно, неоднозначные реформы Никона, шедшие уже десять лет, создали питательную среду для разного рода прорицателей, «вещих людей» и прочих — в обстановке страхов и сомнений они множились, как уже упомянутые выше тараканы. Так, у нас в Заволжье появились некие «лесные старцы», предрекавшие близкий конец света для грешников и спасение для «чистых». Другое дело, что аскетичнейшие технологии «очищения» у старцев были такие, что мало кто выживал. Труб архангелов не дождались и на этот раз, но патриарху Никону был устроен его личный «конец света»: в декабре 1666-го он был низложен Собором. Пострадал он не за реформы, а за высокомерие и за то, что ставил церковь выше государства, а себя титуловал — вслушайтесь, каково: «…великий государь, старейший Никон, архиепископ московский и всея Великие, Малые и Белые России, земли же и моря сея земли патриарх». Человек, несмотря на неблагозвучное прозвание, весьма отважный, преданный сторонник патриарха, автор «Известия о рождении и о воспитании и о житии святейшего Никона патриарха» — одного из главных источников сведений для уже упомянутого Мордовцева. Но и Шушера, у которого попытались отобрать крест, не помог: Никона объявили «многих бесчестиях и укоризнах» в отношении царя Алексея Михайловича, лишили сана и отправили в Ферапонтов монастырь.

Он ещё переживёт царя Алексея Михайловича, он ещё дождётся того, что народ будет целовать ему руки и ноги и называть «святым», но это не восстановит ни мира в умах, ни Никона в патриарших правах... Однако в Поволжье этим людям приходилось таиться, жить в лесных схронах и «не видеть света». Ситуация коренным образом переменилась сто лет спустя после Великого раскола: сначала император Пётр III, человек с довольно свободным взглядом на вопросы религии и веры, подал в Сенат проект указа, отменяющего всякое притеснение староверов: жить и вести службы по дониконианскому обряду, носить бороды и так далее. Екатерина Великая довершила дело, 14 декабря 1762 г. В числе таких земель были территории на Иргизе: уже жившие тут староверы легализовались, выйдя из схронов и тайников, а за ближайшие три года сюда, на саратовскую землю, прибыло ещё несколько тысяч человек из раскольничьей среды.

Хрестоматия по истории России. В 4-х т.

Бабич, В. Захаров, И. Учебные пособия 1. История России. Учебное пособие в 3-х т. Кириллов В. Павленко Н.

История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов. Самое актуальное от федерального портала История.

Соловецкое восстание: почему стрельцы устроили расправу над монахами?

Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица. 1676, движение раскольников во время Московского восстания 1682 г. Причины: церковный раскол впервые в России привёл к массовым религиозным выступлениям.
Соловецкое восстание — Википедия старообрядцы принимали участие в Астраханском восстании и движении Кондратия Булавина.
Соловецкое восстание — Википедия Причины восстания старообрядцев кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Соловецкое восстание (сидение) в монастыре 1668-1676 годов Восстание старообрядцев: причины, события, итоги? Выступление старообрядцев К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона.

Причины, ход событий и итоги выступления старообрядцев при Петре I

Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории Прокомментируйте!
11 вопросов о старообрядцах • Arzamas Отправить донат Пожаловаться. Восстание старообрядцев 1681 года — восстание, организованное в Рождественский сочельник 1681 года приверженцами старообрядчества в Москве.
Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории Причины Соловецкого восстания.
Основные события выступления старообрядцев | Плюсы и минусы Выступление старообрядцев – причины восстания, требования и итоги кратко для 7 класса.

11 вопросов о старообрядцах

Причины Соловецкого восстания Церковная реформа Никона стала основной причиной Соловецкого восстания Церковная реформа патриарха Никона. Та самая, из-за которой случился церковный раскол и началось преследование старообрядцев. Восстание старообрядцев: причины, события, итоги. Узнайте причины и последствия требования выступления старообрядцев в истории России в краткой форме. Восстание старообрядцев: причины, события, итоги. Узнайте причины и последствия требования выступления старообрядцев в истории России в краткой форме. Восстали старообрядцы,или раскольники, из-за реформ Никона:тот посчитал,что все книги церкви нужно переписать на лад Константинополя,если не ошибаюсь,а это части служащих церкви не понравилось,и стали они выступать против,осуществлять всевозможные забастовки. Причины восстания старообрядцев кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.

Восстания в России в 18 веке | Таблицa

Какие цели преследовало государство, поддерживая церковную реформу и преследуя старообрядцев? Какие задачи ставил патриарх Никон, начиная церковную реформу? Какие формы приобрел протест старообрядцев? Чем закончилось столкновение Никона с царем?

Каковы были причины и поводы городских восстаний? Как власть реагировала на них? Каковы были причины восстания Степана Разина?

Почему государственной власти удалость подавить народные выступления XVII в.? Литература Хрестоматии 1. Хрестоматия по истории России.

В 4-х т. Бабич, В. Захаров, И.

В 1667 году Московский собор осудил старообрядцев и их ритуалы, что привело к их анафеме и началу преследований. Стремясь сохранить свои религиозные традиции, они были вынуждены создавать отдаленные поселения, например, среди Донских казаков, на Кубани, в Керженских лесах и в Сибири, где их вера была в безопасности от государственного преследования. Кульминацией сопротивления стали вооруженные мятежи, такие как Булавинское восстание 1707-1708 годов и Пугачевское - 1773-75 годов, в ходе которых общины старообрядцев пытались вооруженным путем защитить свои убеждения и образ жизни. Эти восстания были жестоко подавлены государственными силами, что привело к большим человеческим потерям и дальнейшему рассеиванию приверженцев старой веры по периферии Российской империи и за ее пределами. Итоги и последствия Основные события и выступления старообрядцев к длительному периоду преследований и репрессий со стороны власти, отразившие глубокий религиозный и социальный раскол, вызванный церковными реформами и политикой Петра Великого. Многие были вынуждены мигрировать в более отдаленные, изолированные регионы России и за ее пределы, где была возможность основывать свои общины, стараясь вести замкнутый и самодостаточный образ жизни, сохраняя свои традиции и религиозные убеждения.

Этим делом занимался Герасим Шапочник. Одна из тех карикатур сохранилась и на ней изображены следующие лица: три патриарха: Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский и Никон; митрополиты Павел Сарский и Подонский и Иларион Рязанский. Под ними староверы написали: «Окаянный, льстец, баболюб, сребролюбец, христопродавец». После смерти царя Фёдора встал вопрос о престолонаследии, так как на трон претендовали дети от разных жён предыдущего царя Алексея Михайловича: Иоанн и Пётр.

В мае 1682 года в Москве произошёл Стрелецкий бунт, и определённую роль в нём сыграли староверы, которые даже смогли добиться диспута со сторонниками патриарха Иоакима в Грановитой палате Кремля. Диспут привёл к обвинению друг друга в ереси, к ругани и чуть не закончился дракой, но староверы ушли из Кремля и на Красной площади объявили народу о своей победе. Их священник Никита Пустосвят вскоре был убит стрельцами. В период регентства царевны Софьи при малолетнем Петре I последовал и ответный шаг властей — «12 статей» 1685 года.

Люди часто приходили из соседних деревень, одни или с семьями. Страшно, что некоторых приводили насильно. Отцы семейств могли силой приводить своих родственников. Потом, когда изба запылает, именно помощники наставника будут удерживать людей от попыток выбраться из пламени — даже ценой удара топором или ножом. Перед гарью крестьяне еще раз крестились; потом многие принимали монашеский постриг, некоторые приходили в монашеском одеянии. В качестве послушания ожидающим гари предлагались молитвы и службы суточного цикла.

Перед самой гарью на верующих надевали бумажные венчики с восьмиконечным старообрядческим крестом, как на живых покойников. Наконец, «увещеватели» с воинской командой приближались, и староверы запирались в згорелом доме. Разумеется, беспоповцы были фанатиками. И для них, считавших невозможным даже прикасаться к «слугам дьявола» — солдатам и никонианским священникам, — гарь была последним способом диалога с властью и официальной церковью — в виде протеста. Когда «гонители» окружали постройку, в которой были заперты староверы, наставник держал речь. Обличал ересь патриарха и царя, убеждал своих сторонников внутри избы в необходимости самосожжения, напоминая, что каждому грозит осквернение «антихристовой печатью» — троеперстием; уж лучше самим сгореть. Увещеватели, которым властями было дано строгое задание остановить гарь, приводили с собой священников, иногда бывших староверов, или сами — офицеры армии — вступали в полемику. Иногда староверы молчали, но выбрасывали из окон заранее написанные письма — «сказки» в XVII веке «сказкой» назывался любой краткий официальный документ со своими проповедями. Иногда из окон летела одежда, утварь, даже деньги и ценности — все это должно было достаться солдатам. Сохранилось много свидетельств о сочувственном отношении участников гарей к солдатам-«гонителям» — не желая лишних смертей, горевшие часто предупреждали заранее о том, что у них, к примеру, имеется бочка пороха, и солдатам лучше отойти подальше — згорелый дом скоро взлетит на воздух.

Староверы не могли не признавать роли «гонителей» в своем спасении — и желали, чтобы те сделали свою работу, ссылаясь на Евангелие, где Иисус говорит Иуде: «Что делаешь, делай скорее» Иоанна 13:27. Петр I, вопреки распространенному убеждению, воспринимался староверами как антихрист в гораздо меньшей степени, чем его отец или Никон. Петр даже приезжал на Выг, а в его правление гонения против староверов были незначительны по сравнению с эпохой Федора и Софьи. Тем не менее частота гарей не падала. Позже, в 1762-м, пытаясь бороться методом пряника, издали указ «О прекращении расследования о самосожигателях», потом разрешили староверам носить бороды и селиться где угодно в стране, в 1782-м отменили двойной подушный оклад, а в 1784-м староверов запретили в официальных документах и прессе называть раскольниками. Однако гари продолжались, с 1762-й по 1825 год было зафиксировано 23 гари. Николай I, напротив, обрушился на староверов с репрессиями — но число гарей не выросло. Они продолжали происходить все реже и реже во второй половине века. Но не только они. В 1896—1897 годах в Тирасполе крестьянин-старовер Федор Ковалев заживо закопал 25 человек, в том числе двоих своих малолетних детей, жену, брата, сестру и 60-летнюю мать, желавших избежать всероссийской переписи 1897 года.

В тот раз за приход антихриста приняли нападение Германии на Советский Союз. Сожжение в срубе протопопа Аввакума и его соратников. Миниатюра Еще в конце XIX века в карельской деревне Линдозеро совершались ежегодные службы в память самосожженцев — староверы почитали их как мучеников. Мучениками в их системе верований стали и Игнатий, и соловецкие старцы, погибшие в Соловецком восстании. Палеостровский монастырь в наши дни — несколько избушек. В лесах, на месте целого деревянного города, которым было Выго-Лексинское общежительство, стоят поселки лесорубов и дачные товарищества. Нет никаких лесных поселений на реке Керженец — теперь это слишком близко к цивилизации. В России все еще существуют отдельные лесные города старообрядцев-беспоповцев. Совсем недавно, в октябре 2007 года, 35 христиан — они называли себя группой «Горний Иерусалим» — ушли в добровольный затвор, поселившись в подземелье в Пензенской области. Конца света, который должен был произойти в результате падения кометы, они ждали сначала в 2012-м, потом перенесли на май 2008 года.

Первые люди начали покидать подземелье в марте 2008-го. К 16 мая все завторники вышли из-под земли, кроме двух, умерших за это время и захороненных собратьями внутри пещеры. Наставник этой группы — Петр Кузнецов — в землянке посидеть не сумел: с 2007 года он находится на принудительном психиатрическом лечении.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий