Важным этапом развития принципа летоисчисления в России является календарная реформа конца XVII в. Это была одна из первых реформ Петра I.
Летоисчисление от сотворения мира или зачем Пётр 1 вычеркнул 5000 лет из русской истории
Новое летоисчисление в России было введено в 1699 году, который неожиданно оказался ровно втрое короче всех прежних лет! С 1700 года Петр I, желая привести празднование Нового года в согласие с другими европейскими народами, отменил летоисчисление от сотворения мира, и постановил своим указом ввести летоисчисление от Рождества Христова, а Новый год праздновать 1 января. До этого летоисчисление велось от даты Сотворения Мира в Звездном Храме 7208 лет назад (относительно 1700 года).
Мартобря 86 числа
Такое положение вещей сохранялось на протяжение 200 лет. Последний раз по этому летоисчислению Россия отпраздновала новый год 1 сентября 2208 года. После чего 19 декабря 7208 года Петр I подписал именной указ, в соответствии с которым новый год отсчитывался с 1 января, а летоисчисление вместо "от Сотворения мира" считать "от Рождества Христова". В истории России 1699 год оказался самым коротким — от состоял всего из четырех месяцев.
Но Юлианский календарь имеет свои недостатки - каждые 128 лет накапливается один дополнительный день, поэтому в середине 20 века уже почти все страны пользовались Григорианским календарем.
А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает». Согласно правительственному предписанию, празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. В Петровском указе также писалось: "... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... Украшать же деревья Петр I повелел по образцам, выставленным в Гостином дворе. На Красной площади были назначены фейерверки - "огненные потехи" и велено было "по дворам стрелять из пушек и мушкетов и пускать ракеты". С 1 по 7 января обывателям Москвы приказали по ночам повсеместно "поддерживать огни" из дров, хвороста или соломы, жечь смолу в бочках.
Одним словом, создавать праздничную иллюминацию любыми способами. Кстати, первая в России елка в московских дворцах появилась в канун 1700 года. Царь Петр опирался на юлианский календарь, который был ещё принят во многих протестантских государствах Европы. Россия тогда праздновала Новый год одновременно с этими странами, но на 11 дней позже стран католических, где c 1582 действовал григорианский календарь.
В 17 веке, при первых Романовых, особенно после Церковного Собора 1666-1667 гг. Соответствие дат с современными устанавливается так. Если событие произошло в период между 1 сентября и 31 декабря, тогда из даты «от Сотворения Мира» надо вычесть 5509. А если между 1 января и 31 августа, то вычитать нужно 5508. Упомянутый указ Петра I от 7208 года был издан в декабре 1699 года по нашему привычному календарю. А данная статья пишется в лето 7529-е от Сотворения Мира, октября в 4-й день по старому стилю.
Чтобы всё, как в Европе Почему Пётр решил кардинально поменять счисление лет? Прежде всего, конечно, потому что ориентировался на западный опыт. Желая сблизить Россию с Западной Европой, добиться лучшего взаимопонимания представителей обеих цивилизаций, было естественно изменить календарь на европейский и жить в том же году, что и «мировое сообщество». Второй причиной была, безусловно, борьба со всяким признаком старины. Раскольники и противники петровских инноваций любили находить магические смыслы в цифрах, составляющих очередной год, пророчествовать о приходе Антихриста и т. Сам факт царского указа о смене летоисчисления был призван демонстрировать, что царь есть господин самого Времени, что он властен придавать годам любой номер, а никакие магические силы не властны над царём.
С момента Крещения Руси в 988 году и в течение следующих пяти веков началом года на Руси, как и в Византии, считалось 1 марта. Когда в России ввели юлианский календарь В 1492 году по решению Великого князя Московского Ивана III начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Пётр I реформировал календарь 20 декабря 7208 года, пояснив народу, что отсчёт лет от Рождества Христова ведут не только европейские страны, но и многие славянские православные народы.
Этот день в истории: 1700 год — Россия перешла на Юлианский календарь
Иногда ее покрывали настоящими перьями. Подавали блюдо с лебедиными яйцами и взваром. Правда, рыбу считал вредной для своего здоровья и не ел даже в пост. Исключением была разве что соленая сельдь, которую он распробовал во время путешествия в Голландию. Как приготовить пирог из говядины по рецепту XVII века Запивали все эти блюда водкой, пивом, брагой, квасом. При Петре стали популярными новые напитки: кофе, который продавался ранее только в аптеках, и красное сухое вино "Эрмитаж".
К последнему монарх пристрастился во время путешествия во Францию в 1717 году, а потом наладил его поставки в Петербург. Судя по описаниям современников, выпивали на царских застольях тогда много — алкоголь мерили сотнями ведер. На десерт в петровские времена впервые начали подавать разнообразные желе и "конфекты", или "комфети". Под таким названием имели в виду не только конфеты, к которым мы привыкли, но и пирожные. Получается, Новый год во времена Петра Великого не был народным праздником?
Скорее всего, Новый год в петровские времена был одним из придворных праздников, и отмечали его явно немногие. Там их ожидало подношение от царя. Народ мог угоститься жареным быком, вином, самогоном. О том, как праздновали Новый год 300 лет назад крестьяне, которые составляли в те времена большую часть населения страны, почти ничего не известно. Зато есть сведения о том, что в народе пошла молва, что царь своим указом о праздновании Нового года и другими наказами вроде бритья бород и ношения иностранных платьев разрушает православную веру.
По всей видимости, чтобы успокоить подданных, Петр подчеркнул в указе, что 1 января Новый год празднуют в том числе и православные народы — например, греки. Кто отмечал Новый год при Петре I? Смысл Нового года при Петре тоже был другим. Как уже упоминалось, для царя этот праздник был удобным способом напомнить своим подданным, иностранным послам и министрам о военных "викториях" Российского государства. Иными словами, Новый год при Петре скорее напоминал нынешний День защитника Отечества, когда чтили воинскую доблесть.
Современные атрибуты Нового года — детские утренники, новогодняя ель и шампанское — появились уже в XIX веке. Даты в проекте указаны по старому стилю. А также выражаем признательность Государственному музею истории российской литературы имени В. Даля и Российскому национальному музею музыки за предоставленные изображения. Источники: Александров В.
Берхгольц Ф. Ключевский В. Курс русской истории "Отношение народа к Петру". Письма и бумаги императора Петра Великого.
Петру просто очень понравилось католическое Рождество.
Его указ был издан всего через год после Великого Посольства — большого путешествия по Европе, во время которого Петр перемещался инкогнито. Рождество он встретил в Голландии и, вернувшись, понял, что хотел бы праздновать так же — с елками и фейерверками. А вот появление нового праздника, тем более такого красочного, было бы воспринято легче. Так рядом с Рождеством появился еще один праздник. И было велено «в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия.
В честь Нового года учинять украшения из елей…». Был в этом и политический смысл. Летоисчисление от сотворения мира ввел в 988 году византийский император Василий II, и ко времени правления Петра I этой империи не было уже как два с половиной века. А в живой и столь полюбившейся Петру Европе считали иначе. И Новый год праздновали 1 января, а не 1 сентября, как повелось с основания Московского государства в XV веке.
К тому же не только в Европе считали года от «рождения Христа».
С момента Крещения Руси в 988 году и в течение следующих пяти веков началом года на Руси, как и в Византии, считалось 1 марта. Когда в России ввели юлианский календарь В 1492 году по решению Великого князя Московского Ивана III начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Пётр I реформировал календарь 20 декабря 7208 года, пояснив народу, что отсчёт лет от Рождества Христова ведут не только европейские страны, но и многие славянские православные народы.
Надо сказать, традиция украшения домов и улиц на Новый год после смерти императора постепенно сошла на нет и была благополучно забыта.
Тем не менее, исследователи считают, что появление на улицах городов хвойных деревьев является началом истории устанавливать елку на новогодний праздник. Неожиданные последствия царского указа Как было замечено, рекомендации Петра I относительно украшения хвойными деревьями были основательно забыты. Но современная исследовательница Е. Душечкина в фундаментальной работе «Русская ёлка: история, мифология, литература» подметила одно забавное последствие петровских нововведений. Простой народ веселится у кабака Елки почему-то сохранились в декоре питейных заведений. Хозяева кабаков и трактиров продолжали украшать ими накануне Нового года дворы и помещения.
Дерево привязывали к колу, укрепляли на крышах, втыкали у ворот. Необязательно таким деревом была ель, встречались и сосенки. Таким образом, ёлки стали в какой-то степени символами, опознавательными знаками питейных заведений.
Какой «Новый год» отмечаем? Реформа летоисчисления Петром I
После того, как эту опасную дату благополучно миновали и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор в сентябре 1492 года 7001 год от «сотворения мира» вернул начало года на 1 марта. Реформа Петра I 1700 г. Начало года — 1 января В тот период развивалась торговля и крепли общественные связи между Россией и европейскими странами, в которых новый год начинался 1 января. Чтобы установить единый счет времени, в 19 декабря 7208 г. Через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. Новая эра — от Рождества Христова По указу Петра I «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира» предписывалось день после 31 декабря 7208 г.
Это соответствовало европейской хронологической системе. В память о таком важном событии, как введение нового летосчисления в России, был разработан проект специальной медали. Новый век наступил с 1 января 1701 г. В указе также подробно описывалось, как нужно организовать празднование Нового года в Москве. Накануне Петр I лично запустил первую ракету на Красной площади, дав этим старт празднику.
Улицы засияли иллюминацией. Начался колокольный звон и пушечная пальба, заиграли трубы и литавры. Царь поздравлял жителей столицы с наступлением Нового года, гулянья продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взмывали разноцветные фейерверки, а на больших улицах, где было достаточно места, горели костры и прикрепленные к столбам смоляные бочки. Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых».
Целую неделю дома стояли нарядные, а с наступлением темноты зажигали огни. Стрельба из небольших пушек и ружей, а также запуск фейерверков поручалась людям богатым. А «людям неимущим» предлагалось «хотя бы ветку или древко у ворот или над крышей дома поставить». С этого времени в нашей стране закрепилась традиция ежегодно 1 января отмечать Новый год. Попытки реформ в XIX в.
В начале XIX века Россия столкнулась с трудностями в развитии международных отношений, поскольку продолжала использовать юлианский календарь, в то время как большинство европейских государств еще в конце XVII столетия перешло на григорианский календарь. Это несоответствие календарей создавало большие неудобства в международном общении России с другими странами. Предложения Академии наук о переходе на григорианский календарь В 1830 г. Бывший в то время министром просвещения К. Деятельность календарной комиссии и Д.
Менделеева Новая попытка реформы была предпринята в 1899 году.
Указом «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира» император велел вести летоисчисление от Рождества Христова, а Новый год праздновать 1 января на европейский манер. Закон подразумевал плавный переход к новым порядкам и разрешал указывать в бумагах сразу два года: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно». При Петре I появились первые в России печатные календари. Выпускать их могла только Академия наук под кураторством ученых и властей. Самый первый гражданский календарь датируется 1708 годом, он назывался «Календарь, или Месяцеслов христианский».
Это была небольшая 16-страничная книжка, в которой указывали текущие даты и год, причем в соответствии с разными хронологиями: и от сотворения мира, и от Ноева потопа, и даже «от начала четырех монархий — вавилонской, персидской, греческий и римской». Один из самых известных российских календарей того периода был составлен сподвижником Петра, российским инженером и астрологом Яковом Брюсом в соавторстве с математиком и географом Василием Киприяновым. Брюс и Киприянов напечатали особенный календарь, который не устаревал в конце года: им можно было пользоваться несколько лет.
Разговаривали на германском, голландском языках. Славянские названия месяцев года березень, квiтень, травень, червень, лiпень, cерпень, dересень, жовтень, листопад, грудень, сiчень, лютий до сих пор сохранились в украинском языке, в отличие от русского мы используем латинизированные названия месяцев. Григорианский календарь официально был введен как основной в Европе в 1582 г. Необходимость введения нового календаря связывалась с тем, что продолжительность Юлианского календарного года немного больше продолжительности года природного, а потому он стал немного отставать от природы, так что за 128 лет накапливались одни сутки, и на момент введения Григорианского календаря набежало уже 10 дней разницы.
На Руси же, как уже сказано выше, до определенного времени использовали Славянский календарь от Сотворения мира, который также некоторые называют "византийским". И в этом календаре Новолетие праздновалось в сентябре "осеннее равноденствие". В Лето 6856 по Славянскому календарю 1348 г. Кроме того, началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя. Но больше всего церковные и светские власти не устраивало, что народ пользуется двумя календарями, отмечает два Новолетия. Никакие запреты Славянского календаря не помогали, а принятие жестких мер вплоть до казней, дало обратный эффект. Во многих городах и сёлах началась смута и поднялись восстания, везде шло поголовное уничтожение христианских священников и их помощников.
Дело дошло до того, что были уничтожены многие тысячи "божьих Людей", и тогда пришлось царю Ивану III "идти в народ", ибо только так власти смогли успокоить восставший народ. Чтобы впредь не возникало смуты и раздора, царь не только разрешил людям пользоваться старым календарём, но и узаконил право почитать Старую Веру Предков.
Второй проект, который поддерживал помощник наркома иностранных дел Георгий Чичерин, предполагал переход немедленный, который в один день уравнял бы даты внутри России и за ее пределами. Председатель Совета народных комиссаров Владимир Ленин, 1918 год Источник: it.
С одной стороны, он позволял немедленно устранить разночтения в датах, что было важно с точки зрения единства мирового пролетариата и экспорта революции. С другой, такой переход наносил еще один существенный удар по позициям Русской православной церкви, уже отделенной от государства декрет об этом вступил в силу как раз в этот день , и позволял достаточно быстро разорвать связь между нею и большинством населения России, что было одной из главных задач большевиков. На следующий день, 6 февраля, декрет о переходе на григорианский календарь был окончательно принят на заседании Совнаркома. Через двое суток его подписал председатель СНК Ленин, а на следующий день, 9 февраля 27 января по ст.
Кроме того, декрет обязывал всех писать даты текущего года до 1 июля в двух вариантах — по новому и старому в скобках стилю, а после 1 июля — везде указывать даты только по новому календарю. Текст декрета о переходе советской России на григорианский календарь сокращенный , опубликованный 9 февраля 27 января 1918 года Источник: sb. Его называли «наиболее безобидным актом большевистской власти» и говорили о том, что необходимость смены календаря давно назрела, но не могла быть реализована до тех пор, пока ее можно было рассматривать как уступку католичеству, и так далее. Но Русская православная церковь категорически отвергла реформу летоисчисления, наотрез отказавшись переходить на новый стиль.
Только в 1923 году по решению Второго Поместного собора церковь решено было с 15 октября перевести на григорианский календарь, и с этим даже согласился патриарх Тихон , но уже 8 ноября он отказался от этой идеи. С тех пор Русская православная церковь продолжает жить по «старому» стилю, отмечая все праздники по прежнему церковному календарю, который на 13 дней расходится с гражданским.
1 января 1700г. в России введено новое летосчисление по григорианскому календарю
История летоисчисления | — в России в 17 веке ввиду разницы между летоисчислениями от СМ и РХ ровно 5500 лет даты записывали так: «Написал в лето от создания мира 7123-го, а от воплощения Сына Божия 1623-го» (7123 — 1623 = 5500). |
Наступило 7524-е НОВОЛЕТИЕ от СМЗХ! / Статьи / Библиотека | 20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. |
Празднуем, веселимся, потому что "богоизбранные" стёрли нам память!
Жизнь в российской глубинке по-прежнему была в значительной степени ориентирована на церковный распорядок года, которому действовавший в стране календарь полностью соответствовал. Для того чтобы разорвать эту связь и заставить российских подданных перестать рассчитывать год по православному календарю, потребовалась Октябрьская революция с ее стремлением весь прежний мир «разрушить до основанья». Переход постепенный или мгновенный Впервые вопрос о переходе с юлианского на григорианский календарь был вынесен на заседание Совнаркома 16 29 по н. Вопрос решено было отложить до тех пор, пока не будут предложены реальные проекты такого перехода, который со всей очевидностью требовал заметных усилий. Второй раз к теме нового календаря Совнарком вернулся через два месяца, 23 января 5 февраля по н. Один из них, разработанный Наркоматом народного просвещения, предполагал постепенный, в течение 13 лет переход, при котором каждый новый год разница между календарями сокращалась бы на одни сутки. Второй проект, который поддерживал помощник наркома иностранных дел Георгий Чичерин, предполагал переход немедленный, который в один день уравнял бы даты внутри России и за ее пределами. Председатель Совета народных комиссаров Владимир Ленин, 1918 год Источник: it. С одной стороны, он позволял немедленно устранить разночтения в датах, что было важно с точки зрения единства мирового пролетариата и экспорта революции.
С другой, такой переход наносил еще один существенный удар по позициям Русской православной церкви, уже отделенной от государства декрет об этом вступил в силу как раз в этот день , и позволял достаточно быстро разорвать связь между нею и большинством населения России, что было одной из главных задач большевиков. На следующий день, 6 февраля, декрет о переходе на григорианский календарь был окончательно принят на заседании Совнаркома. Через двое суток его подписал председатель СНК Ленин, а на следующий день, 9 февраля 27 января по ст.
К последнему монарх пристрастился во время путешествия во Францию в 1717 году, а потом наладил его поставки в Петербург. Судя по описаниям современников, выпивали на царских застольях тогда много — алкоголь мерили сотнями ведер. На десерт в петровские времена впервые начали подавать разнообразные желе и "конфекты", или "комфети". Под таким названием имели в виду не только конфеты, к которым мы привыкли, но и пирожные. Получается, Новый год во времена Петра Великого не был народным праздником? Скорее всего, Новый год в петровские времена был одним из придворных праздников, и отмечали его явно немногие. Там их ожидало подношение от царя. Народ мог угоститься жареным быком, вином, самогоном. О том, как праздновали Новый год 300 лет назад крестьяне, которые составляли в те времена большую часть населения страны, почти ничего не известно. Зато есть сведения о том, что в народе пошла молва, что царь своим указом о праздновании Нового года и другими наказами вроде бритья бород и ношения иностранных платьев разрушает православную веру. По всей видимости, чтобы успокоить подданных, Петр подчеркнул в указе, что 1 января Новый год празднуют в том числе и православные народы — например, греки. Кто отмечал Новый год при Петре I? Смысл Нового года при Петре тоже был другим. Как уже упоминалось, для царя этот праздник был удобным способом напомнить своим подданным, иностранным послам и министрам о военных "викториях" Российского государства. Иными словами, Новый год при Петре скорее напоминал нынешний День защитника Отечества, когда чтили воинскую доблесть. Современные атрибуты Нового года — детские утренники, новогодняя ель и шампанское — появились уже в XIX веке. Даты в проекте указаны по старому стилю. А также выражаем признательность Государственному музею истории российской литературы имени В. Даля и Российскому национальному музею музыки за предоставленные изображения. Источники: Александров В. Берхгольц Ф. Ключевский В. Курс русской истории "Отношение народа к Петру". Письма и бумаги императора Петра Великого. Платонов С. Походный журнал 1714 года. Топычканов А. Царский пир от Михаила Федоровича до Петра I. В проекте использованы изображения из собраний Государственного музея истории российской литературы имени В. Даля и Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Российский национальный музей музыки".
На этот случай в документе была оговорка: «А буде кто похочет писать и от сотворения миpa: и им писать оба те лета от сотворения миpa и от Рождества Христова сряду свободно». Вплоть до конца петровского правления в официальных бумагах указывали две даты. До петровского указа новый год приходился на 1 сентября. Зимний праздник приживался с трудом. После смерти Петра I о гуляниях и елках забыли. Заново традицию привезли из Европы немецкие принцессы, которые становились императрицами.
Указы Петра I» рассказывает к. В 1700 году Россия перешла на новый календарь. Многие лица из окружения Петра I, служители приказов, они давно были знакомы с западной культурой, знали, как велся счет лет в Западной Европе, и поэтому переход на новое летоисчисление прошел довольно спокойно.
Пара нюансов о замене летоисчисления Петром Первым
20 декабря 7208 г. (1700 г. по европейскому летоисчисление) был объявлен царский указ: «О праздновании нового года. Новое летоисчисление пришло к нам от Петра Первого. До этого летоисчисление велось от даты Сотворения Мира в Звездном Храме 7208 лет назад (относительно 1700 года). Новое летоисчисление ввел с 1 января 1700 года Петр I. Календарь был принят юлианский, поскольку так же как для протестантов в свое время, для православного царя введение католического григорианского календаря было неприемлемо. Петр I ввел новое летоисчисление в 1699-1700 годах. Таким образом, в 7208 году «от Сотворения мира» 20 декабря Пётр I своим указом перенёс празднование Нового года на 1 января 1700 года (7209 год), ошибочно посчитав 1700 год годом начала века.
Как в России перешли на новое летоисчисление
20 декабря 7208 г. (1700 г. по европейскому летоисчисление) был объявлен царский указ: «О праздновании нового года. Рассказываем о том, как с приходом нового государя поменялись традиции новогодних праздников, а также всего летоисчисления. Петр I ввел новое летоисчисление в 1699-1700 годах. Действовавшее в России летоисчисление от "сотворения мира" Пётр I заменил на летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1700 года. Но Русская православная церковь категорически отвергла реформу летоисчисления, наотрез отказавшись переходить на новый стиль.
Указом Петра I Россия перешла на летоисчисление по Юлианскому календарю
1 января 1700г. в России введено новое летосчисление по григорианскому календарю | — в России в 17 веке ввиду разницы между летоисчислениями от СМ и РХ ровно 5500 лет даты записывали так: «Написал в лето от создания мира 7123-го, а от воплощения Сына Божия 1623-го» (7123 — 1623 = 5500). |
Каким было летоисчисление на Руси до Петра 1? | Владимир Ленин в 1919 году выступил за одномоментный переход на новый стиль летоисчисления. |
Празднуем, веселимся, потому что "богоизбранные" стёрли нам память! | Новое летоисчисление ввел с 1 января 1700 года Петр I. Календарь был принят юлианский, поскольку так же как для протестантов в свое время, для православного царя введение католического григорианского календаря было неприемлемо. |
20 декабря - 315 лет назад вышел Указ Петра I о введении нового летоисчисления с 1 января 1700г.
Указы Петра I. Переход на новое летоисчисление 5 декабря 2022 12 мин. В 1700 году Россия перешла на новый календарь.
При этом принять григорианский календарь, распространенный в католических странах Европы, Петр не мог. Это могло привести к бунту духовенства и православного населения страны. Какие новогодние традиции ввел Петр I? Новый год 300 лет назад отмечали не в ночь с 31 декабря на 1 января, как это принято сейчас, а 1 января. Петр Алексеевич даже регламентировал праздник тем же указом "О праздновании Нового года". Правда, указ этот распространялся только на жителей Москвы. Как встречали Новый год в других частях большой страны — точно неизвестно. Жителям "царствующего града" было велено в этот день поздравлять друг друга, благодарить Бога молебным пением и украшать дворы еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями.
Даже бедняки должны были хотя бы "по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить". Хвойные украшения должны были стоять всю следующую неделю. Именной указ Петра I "О праздновании Нового года", 20 декабря 1699 года 31 декабря 1724 года Петр издал еще один указ с новыми правилами: теперь столичные жители должны были украшать дворы фонарями. В тот год как раз появились фонарики "голландского образца". Это были камеры из редкого и дорогого в те времена материала — стекла, которые заправляли маслом и ставили на специальные столбы. Горели они тускло и еле-еле освещали путь во тьме. Лампы, по предписанию Петра, зажигали в ночь с 1 на 2 января. Композиция К. Брожа, гравер Э. Первые "огненные потехи", как их тогда называли, появились на Руси еще при царе Алексее Михайловиче, но только при его сыне Петре Алексеевиче стали регулярными.
Уже тогда фейерверк был не просто яркой вспышкой в небе, а грандиозным действом c надписями и движущимися фигурами. Правда, сюжеты новогодних представлений были отнюдь не сказочными, а в основном военными. Петр приглашал на новогодние празднества зарубежных дипломатов, и фейерверк был удобным способом донести до иноземцев и народа свои военно-политические победы. Царь даже сам придумывал сценарии фейерверков и проводил часы в пиротехнических лабораториях. Когда начинался фейерверк, его приветствовали залпами из мелких ружей. Предписание касалось в большей степени знати, находящейся на службе у царя. Чиновников, входивших в Боярскую думу бояр, окольничих, думных , военных и купцов. А как сам Петр Алексеевич отмечал Новый год? И кто был на пирах вместе с царем? Петр отмечал по-разному.
Например, благодаря дневникам датского посла Юста Юля, бывшего на службе в России в 1709—1711 годах, доподлинно известно, как царь встретил 1710 год. Так было заведено встречать новый год у Романовых, к тому же в этот день отмечали церковный праздник — Обрезание Господне.
Юлианский календарь имел 12 месяцев с римскими названиями и семидневную неделю. Летосчисление от «сотворения мира» Одновременно с юлианским календарем на Руси появилось летосчисление от «сотворения мира». Была принята византийская дата этого события — 5508 год до н. Перенос начала года на 1 сентября в 1492 г.
Торговые и политические связи Руси с Византией привели к принятию христианства и юлианского летосчисления, но с некоторыми отклонениями от византийского образца. В Византии год начинался 1 сентября, а на Руси по древней традиции началом года считали весну, и юлианский год начинали 1 марта. В течение многих веков на Руси началом года считалось 1 марта. Но в 1492 году произошла реформа календаря — начало года было перенесено с 1 марта на 1 сентября, по византийскому образцу. Это решение продержалось более двухсот лет и было связано с окончанием седьмой тысячи лет от «сотворения мира» и мистическими ожиданиями конца света. После того, как эту опасную дату благополучно миновали и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор в сентябре 1492 года 7001 год от «сотворения мира» вернул начало года на 1 марта.
Реформа Петра I 1700 г. Начало года — 1 января В тот период развивалась торговля и крепли общественные связи между Россией и европейскими странами, в которых новый год начинался 1 января. Чтобы установить единый счет времени, в 19 декабря 7208 г. Через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. Новая эра — от Рождества Христова По указу Петра I «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира» предписывалось день после 31 декабря 7208 г. Это соответствовало европейской хронологической системе.
В память о таком важном событии, как введение нового летосчисления в России, был разработан проект специальной медали. Новый век наступил с 1 января 1701 г. В указе также подробно описывалось, как нужно организовать празднование Нового года в Москве. Накануне Петр I лично запустил первую ракету на Красной площади, дав этим старт празднику. Улицы засияли иллюминацией. Начался колокольный звон и пушечная пальба, заиграли трубы и литавры.
Царь поздравлял жителей столицы с наступлением Нового года, гулянья продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взмывали разноцветные фейерверки, а на больших улицах, где было достаточно места, горели костры и прикрепленные к столбам смоляные бочки. Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых». Целую неделю дома стояли нарядные, а с наступлением темноты зажигали огни. Стрельба из небольших пушек и ружей, а также запуск фейерверков поручалась людям богатым.
Об Указе о переходе на новое летоисчисление в цикле «Государственная грамота. Указы Петра I» рассказывает к. В 1700 году Россия перешла на новый календарь.
Каким было летоисчисление на Руси до Петра 1?
Лета 7262 (1754 г.) в Димитровском скиту Беловодья, в 30 мерных верстах от города Тары, Советом Старейшин было принято решение об использовании двух Летоисчислений. После чего 19 декабря 7208 года Петр I подписал именной указ, в соответствии с которым новый год отсчитывался с 1 января, а летоисчисление вместо "от Сотворения мира" считать "от Рождества Христова". «Таким образом, переход на новый календарь стал одним из первых шагов по насильственной европеизации России», — цитирует Мединского спикер Госдумы Вячеслав Володин. В этом, последнем выпуске ликбеза 2005 года по просьбе читателя мы разберёмся, кто и когда решил вести летоисчисление от Рождества Христова. от рождества Христова в цифровом обозначении, отменив существовавший на Руси Славяно-Арийский Календарь, по которому на, момент Указа, шло Лето 7208 от Сотворения Мира в Звёздном Храме.