Новости псковитянка опера

Худрук Мариинского театра намерен поставить знаменитую оперу «Псковитянка» непосредственно в декорациях Псковского кремля.

15-минутными овациями завершилась премьера оперы "Псковитянка" в Пскове

Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Бурлят народные страсти — страшные вести привез гонец из Новгорода: пал великий город, с жестокой опричниной идет царь Иван Васильевич на Псков.

Токмаков пытается успокоить народ, призывает его смириться, встретить грозного царя хлебом-солью. Не по душе этот совет вольнолюбивому Михаиле Туче: надо бороться за независимость родного города, пока же скрыться в лесах, затем, если придется, с оружием в руках выступить против опричников. Отважная вольница уходит с ним. Народ в растерянности расходится. Решено торжественно встретить Грозного на площади перед домом Токмакова.

Расставляются столы, разносится еда, брага. Но невеселые это приготовления к встрече. Еще более тоскливо на душе у Ольги. Никак не опомниться ей от подслушанных слов Токмакова; как часто ездила она на могилу к названной матери, не подозревая, что рядом лежит ее родная мать. Власьевна утешает Ольгу: быть может, Токмаков так сказал, желая отвадить от нее Матуту.

Но девушка не слушает старую мамку: почему так бьется ее сердце в ожидании Грозного? Все более близится торжественное шествие, впереди его скачет на взмыленном коне царь Иван Васильевич. Токмаков принимает у себя в доме царя. Но тот недоверчив и злобен — всюду мерещится ему измена. В кубке Грозный подозревает отраву.

Он заставляет прежде осушить этот кубок хозяина дома. Ольга подносит царю мед. Смело и прямо глядит она в очи царя. Тот потрясен ее сходством с Верой Шелогой, выспрашивает у Токмакова, кто же мать девушки. Жестокую правду узнал Грозный: боярин Шелога бросил Веру и погиб в битве с немцами, а сама она душевно заболела и умерла.

Потрясенный царь сменил гнев на милость: «Да престанут все убийства! Много крови. Притупим мечи о камни. Псков хранит господь! Немного поотстав от них, на условленном месте она встречается с Тучей.

Сначала девушка молит его вернуться с ней во Псков. Но нечего ему там делать, не хочет он покориться Грозному. Да и зачем Ольге возвращаться к Токмакову, когда она не дочь ему? Они хотят начать новую, вольную жизнь. Внезапно на Тучу нападают слуги Матуты.

Юноша падает раненым; лишается чувств Ольга — ее на руках уносит стража Матуты, который грозится рассказать царю Ивану об измене Тучи. Неподалеку, у реки Медедни, расположилась лагерем царская ставка. Ночью Грозный в одиночестве предается тяжким раздумьям. Рассказ Токмакова всколыхнул воспоминания о былом увлечении. Как много пережито, и сколь многое еще надо сделать, «дабы Русь оковать законом мудрым, что бронею».

Раздумья прерываются известием, что царская стража схватила Матуту, пытавшегося похитить Ольгу. Царь в бешенстве не слушает наветов боярина на вольного псковича, гонит Матуту прочь. Вводят Ольгу. Сначала недоверчив Грозный, раздраженно говорит с ней. Но затем откровенное признание девушки в своей любви к Туче и ее ласковая, проникновенная беседа покорили царя.

Но что за шум раздается в ставке?

В его доме происходит встреча с царем. Иван Грозный подозревает всех в измене. Он замечает, как Ольга похожа на Веру Шелогу. Царь остается наедине с Токмаковым и тот рассказывает ему про Ольгу. Царь понимает кем девушка ему приходится. Действие третье.

Ольга идет с девушками в монастырь на молитву. Но отстает, чтобы увидеться с Тучей. Влюбленные встречаются. Ольга молит Тучу прибыть в Псков, чтобы царь его простил. Но Туча непреклонен. Ольгу и Тучу выслеживает Матута, который был оскорблен равнодушием девушки. Его холопы ранят Тучу, а Ольгу связывают и уносят.

Матута ликует. Он хочет рассказать об измене Тучи царю.

Тревожная и даже тяжкая музыкальная тема царя звучит в разных фрагментах оперы, становясь одним из ее лейтмотивов.

Партия Грозного требует от исполнителя высоких драматических качеств, просто пропеть ее, не загубив спектакля, не удастся. И Станислав Трофимов справедливо заслужил «браво» публики на поклонах. Талант артистов и слаженное звучание оркестра усиливали роскошнейшие костюмы и просто потрясающие декорации Федора Федоровского.

Они были подготовлены художником к премьере 1952 года, погибли во время пожара в декорационным мастерских Мариинского театра в 2003-м и были воссозданы к капитальному возобновлению той самой постановки сталинских времен. Декорации - неотъемлемая часть того самого большого стиля, который был характерен для советских по хронологии, но имперских по духу легендарных спектаклей Большого и Кировского театров. На сломе эпох эта эстетика уступила место минимализму и условностям постмодернизма.

Но сейчас большой стиль смотрится свежо. Похоже, времена опять меняются, и искусство не может этого не отразить - на радость зрителям, привыкшим к понятному, красивому и масштабному. В сцене царской охоты на сцене даже гарцевали всадники на настоящих лошадях - чего ж вам больше?

Публика встретила эту сцену отдельными аплодисментами. И все-таки в итоге восхитительное впечатление от спектакля было погублено. Хоровые сцены были в этот вечер полностью провалены.

"Псковитянка" Римского-Корсакова

«Псковитянка» была встречена публикой и прессой с одобрением, хотя и без того энтузиазма, который вызвала годом раньше парижская постановка «Бориса Годунова» Мусоргского. В Большом театре "Псковитянка" всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль. Опера в концертном исполнении. Николай Римский-Корсаков. Псковитянка. Опера в концертном исполнении. 12+. Либретто композитора на сюжет одноименной драмы Льва Мея. Опера в 3-х действиях, музыка Н. Римского-Корсакова, издание "Василий Бессель и К°", 1901 г. В Большом театре "Псковитянка" всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль.

🎭 «ПСКОВИТЯНКА»

О такой масштабной постановке, как в Пскове, во времена Римского-Корсакова и не мечтали. В спектакле участвуют 600 человек. Главные партии исполняют солисты Большого и Мариинки. Остальные роли играют артисты местного театра драмы. А еще в массовку приглашены несколько сотен человек. Псковским десантникам пришлось не только переодеваться в стрельцов, но и впервые в жизни гримироваться.

Играть в опере хотели многие, но повезло не всем. Специально для участия в спектакле в Псков привезли несколько десятков дрессированных лошадей. Они привычны к громким голосам и не пугаются выстрелов. Пока идут репетиции, животных держат в тени. Впрочем, солнце - главный враг всех артистов.

Андрей Архипов, исполнитель роли Малюты Скуратова: "С таким гримом опасность попасть под солнышко, и это все стечет. А это 40 минут работы гримера.

С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению... Премьера в Мариинском театре — в особенности события, отраженные в опере, — вызвали горячий отклик у публики: «Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах Академии песню вольницы всласть» Римский-Корсаков. При этом «Псковитянка» открыла дорогу на сцену царственным особам.

Когда опера проходила цензуру, обнаружился подписанный еще Николаем I документ, который запрещал «выступать» в опере русским правителям. На помощь пришел морской министр Н. Краббе, вызвавшийся похлопотать об отмене указа и в том преуспевший. Его инициатива тем более удивительна, что совсем незадолго до этого министр категорически запрещал морскому офицеру Римскому-Корсакову дирижировать своими сочинениями в концертах. Отмена указа оказалась судьбоносной еще и потому, что обогатила русский театр выдающейся интерпретацией царской роли. В партии Грозного в 1896 г. С тех пор она прочно вошла в его репертуар и была признана одним из величайших его свершений.

Благодаря Шаляпину «Псковитянку» заметила Дирекция императорских театров. Сначала она была поставлена в Большом театре 10 ноября 1901 г. В 1909-м «Псковитянка» под именем «Ивана Грозного» — присутствие Шаляпина «обязывало» , завоевала европейскую публику, которую познакомил с ней импресарио всех времен и народов Сергей Дягилев. В Большом «Псковитянка» всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль с «Боярыней Верой Шелогой» в качестве пролога. В постановках 1901, 1932, 1945, 1953, 1971 гг.

Email Копировать «Псковитянка» — оперный первенец и самый «трудный ребенок» Римского-Корсакова. Это единственное в мировой оперной литературе произведение, работа над которым продолжалась — в той или иной форме — 35 лет! Замысел «Псковитянки» возник у композитора в 1868 году, премьера в первой редакции состоялась на сцене Мариинского театра 1 января 1873 года.

Мне кажется, неслучайным требование настоящего времени, когда мы должны обнаружить ту взаимосвязь между историей и культурой нашей страны, и дать возможность всем псковичам и гостям города услышать эту замечательную музыку гениальной оперы Римского-Корсакова. Я убежден, что многие из них, приходя потом в Кремль, будут совершенно её по-другому воспринимать. Это уже становится частью истории современного слушателя. Ну а нам, артистам, всегда очень ответственно приезжать на такие масштабные спектакли. Нынешняя «Псковитянка» не одноразовая акция, имеющая в будущем естественное продолжение: кто-то заболеет оперой, а кто-то окунется головой в историю, а кто-то и вообще задумается о бренности нашей жизни». Примечательно, что постановка «Псковитянки» Римского-Корсакова приурочена сразу к нескольким важным датам: 1107-летию со дня основания города и 66-летней годовщины его освобождения от фашистских оккупантов. Безусловно, опера связана с Псковом еще и самим сюжетом. Действие оперы разворачивается в Пскове, в том числе и на вечевой площади Кремля, где вершились знаковые события в жизни Псковской республики. Исторический выбор между псковской вольницей и единым государством был сделан псковичами в пользу Москвы, что стало лейтмотивом финальных сцен оперы. Четыре тысячи зрителей размещались в импровизированном гигантском партере. В числе многочисленной аудитории были почетные граждане Пскова, ветераны Великой Отечественной войны и труда, делегации муниципалитетов.

«Псковитянка» из Мариинки, или Цирк зажигает огни! (07.05.08)

официальный сайт «Афиша Города» Санкт-Петербург, репертуар спектаклей, цены на билеты. Реакция на премьеру оперы Н. А. Римсокого-Корсакова "Псковитянка" (рецензии Кюи и Лароша) лежит в русле приверженности национальной традиции. яркая страница талантов».

«Псковитянка» из Мариинки, или Цирк зажигает огни! (07.05.08)

В финале Грозный оплакивает дочь, которую невольно сам погубил, его умопомешательство усугубляется. Понятно, что такой трагический сюжет требует выдающейся музыки, запоминающихся арий и эффектных массовых сцен. Уже в прологе бурю эмоций слушателей вызвала Ирина Чурилова Вера , которая просто феноменально исполнила колыбельную, исполненную отчаяния и боли. Последующий речитатив Веры и ее сестры Надежды этот эпизодический образ убедительно создала Светлана Капичева держит ритм действия, а монолог «Шла замуж я неволей» в исполнении Чуриловой стал одной из кульминационных сцен всего спектакля. Ирине Чуриловой в этот вечер пришлось труднее всех. Совсем другие краски, иной характер и исполнение - со всем этим Чурилова справилась на отлично. Сравниться с ней мог только Станислав Трофимов в партии Ивана Грозного. Его персонаж пребывает в постоянном полубезумии. Тревожная и даже тяжкая музыкальная тема царя звучит в разных фрагментах оперы, становясь одним из ее лейтмотивов.

Партия Грозного требует от исполнителя высоких драматических качеств, просто пропеть ее, не загубив спектакля, не удастся. И Станислав Трофимов справедливо заслужил «браво» публики на поклонах. Талант артистов и слаженное звучание оркестра усиливали роскошнейшие костюмы и просто потрясающие декорации Федора Федоровского. Они были подготовлены художником к премьере 1952 года, погибли во время пожара в декорационным мастерских Мариинского театра в 2003-м и были воссозданы к капитальному возобновлению той самой постановки сталинских времен.

В промежутке между ними из музыки второй редакции композитор создал увертюру и антракт к драме Льва Мея «Псковитянка».

Но и после премьеры финальной версии оперы в 1895 году мысли о «Псковитянке» не оставляли Римского-Корсакова. В 1898-м из материалов второй редакции возникла новая опера — «Боярыня Вера Шелога», задуманная композитором как пролог к «Псковитянке». Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра. Премьера оперы прошла с большим воодушевлением и вызвала успех. По словам известного критика Германа Лароша опера «ожидалась публикою с высоко-возбужденным и сочувственным нетерпением… Прием, которым публика почтила оперу на первом представлении… нельзя считать просто сочувственным, это был ряд оваций.

Композитора вызывали при каждой перемене декораций, иногда по два и три раза». Написанная молодым автором «Псковитянка» произвела большое впечатление прежде всего на молодежь.

Царь велит немедленно ввести Ольгу.

Иван Васильевич хочет забрать Ольгу с собой в Москву, а Тучу бросить в темницу. Ласковой речью Ольга смягчает сердце царя: с детства она привыкла молиться за него, любила всегда как родного отца. Иван Грозный уже готов признаться дочери, что он и есть ее родной отец, но вблизи шатра раздается песня вольницы — это Михайло с товарищами пришел освобождать Ольгу.

Разгневанный царь приказывает уничтожить восставших, а Тучу взять живым. Ольга, услышав прощальные слова любимого, выбегает из шатра. Раздается пушечный залп.

Все нападавшие погибли. К шатру Грозного приносят сраженную случайным выстрелом Ольгу. В отчаянии Иван Васильевич зовет лекаря Бомелия, но Ольга уже мертва...

Безутешный царь склоняется над телом своей дочери. Это единственное в мировой оперной литературе произведение, работа над которым продолжалась — в той или иной форме — 35 лет! Замысел «Псковитянки» возник у композитора в 1868 году, премьера в первой редакции состоялась на сцене Мариинского театра 1 января 1873 года.

Затем последовали вторая редакция 1876—1877 , не отданная композитором на сцену и не изданная, и третья, окончательная 1891—1894. В промежутке между ними из музыки второй редакции композитор создал увертюру и антракт к драме Льва Мея «Псковитянка». Но и после премьеры финальной версии оперы в 1895 году мысли о «Псковитянке» не оставляли Римского-Корсакова.

В 1898-м из материалов второй редакции возникла новая опера — «Боярыня Вера Шелога», задуманная композитором как пролог к «Псковитянке». Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра. Премьера оперы прошла с большим воодушевлением и вызвала успех.

По словам известного критика Германа Лароша опера «ожидалась публикою с высоко-возбужденным и сочувственным нетерпением… Прием, которым публика почтила оперу на первом представлении… нельзя считать просто сочувственным, это был ряд оваций. Композитора вызывали при каждой перемене декораций, иногда по два и три раза». Написанная молодым автором «Псковитянка» произвела большое впечатление прежде всего на молодежь.

Опера полюбилась петербургскому студенчеству. После премьеры самый популярный хор из оперы — песню псковской вольницы — можно было часто услышать в стенах Университета и Медико-хирургической академии. Мнения же критиков разделились.

Оппоненты «Могучей кучки» оперу, посвященную автором «дорогому мне музыкальному кружку», в основном критиковали. Сочувствующие же Римскому-Корсакову рецензенты «Псковитянку» в целом похвалили.

Оставить комментарий В Большой театр вернулась «Псковитянка» Случилось то, о чем автор этих строк мечтал больше полутора десятилетий, с постановки 1999 года, осуществленной Евгением Федоровичем Светлановым.

Тогда легендарный дирижер настойчиво повторял, что «Псковитянкой» его оперная карьера началась в далеком 1955-м, ею же ему хотелось бы свой театральный путь и закончить. Мы бодро возражали Евгению Федоровичу: о каком окончании речь?! Но случилось, увы, не по-нашему, а по тому, как судил он: через два с половиной года великого маэстро, непревзойденного исполнителя отечественной музыки не стало.

А вместе с ним замолкла и изумительная опера о России, русском характере, русской трагедии. Когда в Большой пришел Туган Сохиев , я на инаугурационной встрече с новым музыкальным руководителем театра робко попросил о заветном: нельзя ли поставить «Псковитянку»? Туган Таймуразович только развел руками: спектакли — как люди, живут и умирают, где нам взять человека, способного сегодня заставить зажить новой жизнью «Псковитянку»?

Короче, как отыскать второго Светланова… Иван Грозный — Рафал Шивек И вот, спустя три с половиной года после того разговора, дирижер все-таки решился. Пока, правда, только на концертное исполнение. Но сам намекнул в начале сезона: кто ж берется за концертную версию, не имея в прицеле сценической… Отчего так произошло?

Не льщу себя мыслью, что слова скромного журналиста, пусть и несколько раз с тех пор повторенные я напоминал о «Псковитянке» почти при каждой нашей встрече , повлияли на руководителя одного из главных оперных театров мира. Хотя кто знает… Но главная причина, наверное, все-таки в другом. И кем — самим Иваном Грозным, столь обсуждаемой сегодня как, впрочем, и предыдущие четыре с половиной века фигурой русской истории.

Правда, слова эти не документальные, а в двойной передаче — сперва чудесного, к сожалению, почти забытого сегодня драматурга Льва Мея, а потом — Римского-Корсакова , писавшего себе по его пьесе либретто. И тот и другой были знатоками старины, ценителями колоритного русского слова.

Большой театр готовится показать оперу «Псковитянка» на открытом воздухе

Первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакого "Псковитянка" спустя 135 лет вернулась на сцену, на которой ее впервые увидели зрители. Одна из них — «Псковитянка» — оперный первенец Римского-Корсакова и его самый «трудный ребенок», работа над которым продолжалась тридцать пять лет. 19 апреля в 19:00 опера. Опера «Псковитянка» 23 февраля 2024, Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа. «Псковитянка», первая опера Римского-Корсакова и единственная в его наследии историческая музыкальная драма, или, точнее, музыкальная драма об истории, имеет необычайно длинную и. Во второй половине апреля на новой сцене Мариинского театра прозвучат знаменитые духовные оперы Николая Римского-Корсакова. Одна из них — «Псковитянка».

«Псковитянка» в Мариинском: Как убили дочь Ивана Грозного

На площади новгородский гонец Юшка Велебин, он рассказывает о том, что Новгород взят, и что царь Иван Грозный приближается ко Пскову. Народ в замешательстве. Токмаков и Матута призывают псковичей к покорности. Туча протестует против этого решения, взывает к сопротивлению и удаляется со псковской молодёжью вольницей при звуках старинной вечевой песни. Толпа замечает слабость «вольницы», предвидит её гибель и скорбит о том, что «тяжка рука у грозного царя». Действие второе[ править править код ] Картина первая. Большая площадь в Пскове. У домов — столы с хлебом-солью, в знак покорной встречи. Толпа в страхе и ожидании прибытия царя. Ольга сообщает Власьевне семейную тайну, которую она подслушала.

Власьевна предвидит несчастье для Ольги. Открывается торжественный въезд царя при возгласах народа «Помилуй! Комната в доме Токмакова. Токмаков и Матута с покорностью встречают Ивана Грозного. Ольга угощает царя, который относится к ней милостиво, заметив в ней сходство с матерью. Девушки славят царя.

Однако возлюбленный Ольги, Михайло Туча, оказывается среди мятежников, не захотевших подчиняться воле царя. Ольга почти уговорила Иоанна Грозного помиловать восставших, но тут небольшой отряд во главе с Тучей идет к царским покоям, опричники подчиняются приказу уничтожить их, но под перекрестный огонь попадает и Ольга, погибающая в этом маленьком бою. Продолжительность спектакля 3 часа.

Под руководством Вячеслава Окунева и Татьяны Ногиновой были восстановлены сгоревшие в театральных мастерских реалистически подробные декорации и костюмы великого отечественного сценографа Федора Федоровского. По словам режиссера возобновления Юрия Лаптева, эстетика, опирающаяся на принцип исторической достоверности, «требует максимальной концентрации, максимального умения владеть психофизическим состоянием, воплощать свой образ и нести его на протяжении каждой минуты». Стоимость 800 - 3600.

Влюбленные думают, как им сохранить друг друга и не расставаться. Появляется князь Юрий Токмаков и боярин Матута. Ольга и Туча прячутся, а князь с боярином обсуждают важные дела. Картина вторая Псковская торговая площадь. Появляется народ. Гонец из Новгорода - Юшко Велебин, появляется на площади. Появляется Михайло Туча и посадские дети. Гонец рассказывает, как Иван Грозный казнил многих в Новгороде и теперь движется к Пскову. Князь Юрий Токмаков хочет задобрить царя, а Михаил Туча наоборот требует дать отпор. Туча уезжает со своим отрядом в леса и звонит колокол, который говорит о приближении царя. Действие второе. У дома князя появляется Ольга и Власьевна. Ольга хочет поскорее увидеть царя, что пугает Власьевну. В город въезжает царь. Народ кланяется ему.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий