Новости лермонтова кто воспитывал

Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов Михаил Юрьевич. Мать. Мария Михайловна Лермонтова (1795-1817) была единственной дочерью супругов Арсеньевых. Воспитанием занялась бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, человек очень властный и строгий. Кто и почему занимался воспитанием лермонтова. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова.

Детство и юность Лермонтова

Его детство протекало в поместье бабушки — в селе Тарханы Пензенской губернии. Мальчика окружали любовью и заботами. Дом, где жил Лермонтов, и церковь построена в 1839 , где он похоронен. В неоконченной юношеской «Повести» Лермонтов описывает детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает склонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому и бурному. Лермонтов родился болезненным и все детские годы страдал золотухой ; но болезнь эта развила в ребёнке и необычайную нравственную энергию. Болезненное состояние ребёнка требовало так много внимания, что бабушка, ничего не жалевшая для внука, наняла для него доктора Ансельма Левиса Леви — еврея из Франции, главной обязанностью которого было лечение и врачебный надзор за Михаилом. В «Повести» признаётся влияние болезни на ум и характер героя: «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению…» Это раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже и не замечал их.

Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии «разочарования». В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни. Всё чуждое, враждебное ей возбуждало в нём горячее сочувствие: он сам одинок и несчастлив, — всякое одиночество и чужое несчастье, происходящее от людского непонимания, равнодушия или мелкого эгоизма, кажется ему своим. В его сердце живут рядом чувство отчуждённости среди людей и непреодолимая жажда родной души, — такой же одинокой, близкой поэту своими грёзами и, может быть, страданиями. Здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь; но сначала для него неясное и неразгаданное. Через два года случилось новое увлечение, о котором поэт позже написал в стихотворении « К Гению » 1829. Кавказский пейзаж с озером. Детский рисунок Лермонтова из альбома Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями от Кавказа.

Они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка. С осени 1825 года начинаются более или менее постоянные учебные занятия Лермонтова, но выбор учителей — француз Capet и бежавший из Турции грек — был неудачен. Грек вскоре совсем бросил педагогические занятия и занялся скорняжным промыслом. Француз, очевидно, не внушил Лермонтову особенного интереса к французскому языку и литературе : в ученических тетрадях поэта французские стихотворения очень рано уступают место русским. Тем не менее, имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах , но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности. Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: «в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Его пленяют загадочные, но мужественные образы отверженных человеческим обществом — корсаров, преступников, пленников, узников. Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Лермонтова в Москву , где в 1829—1832 годах сняла для проживания небольшой деревянный одноэтажный с мезонином особняк на Малой Молчановке [31].

Она стала готовить внука к поступлению в университетский благородный пансион — сразу в 4-й класс. Учителями его были Зиновьев преподаватель латинского и русского языка в пансионе и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии. Последнего сменил в 1829 году англичанин Виндсон, познакомивший Лермонтова с английской литературой. После обучения М. Лермонтов овладел четырьмя языками, играл на четырёх музыкальных инструментах семиструнной гитаре , скрипке , виолончели и фортепиано , увлекался живописью и даже владел техникой рукоделия. В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже журнал «Улей», где появлялись первые стихотворения Лермонтова. Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером , особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира.

В письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из « Гамлета ». По-прежнему Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Последнее время его пребывания в пансионе 1829 год отмечено в произведениях поэта необыкновенно мрачным разочарованием, источником которого была совершенно реальная драма в его личной жизни. В 1830 году, не закончив 6-го класса, Лермонтов покинул пансион. Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу. Отец часто навещал сына в пансионе, а отношения его с тёщей обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича и подробно изображена в его юношеских драмах «Menschen und Leidenschaften» «Люди и страсти», 1830 и «Странный человек» 1831. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость и взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё.

Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу. Отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын: именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну. Тарханы сегодня Стихотворения этого времени — яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады. Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу — депрессию ; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы». Ему «мир земной тесен», порывы его «удручены ношей обманов», перед ним призрак преждевременной старости… В этих излияниях, конечно, много юношеской игры в страшные чувства и героические настроения, но в их основе лежат безусловно искренние огорчения юноши, несомненный духовный разлад его с окружающей действительностью. К 1829 году относятся первый очерк « Демона » и стихотворение « Монолог » 1829 , предвещающее « Думу ». Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днём, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без веры, с презрением и равнодушием ко «всему на свете».

Немного спустя, оплакивая отца, он себя и его называет «жертвами жребия земного»: «ты дал мне жизнь, но счастья не дано!.. Лето он провёл в Середникове , подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. В настоящее время там воздвигнут монумент с надписью на фасадной стороне: «М. Тыльная сторона содержит слова: «Певцу печали и любви…. Надписи на обелиске в Середникове Недалеко от Середникова жили другие родственники Лермонтова — Верещагины; Александра Верещагина познакомила его со своей подругой Екатериной Сушковой , также соседкой по имению. Сушкова, впоследствии Хвостова, оставила записки об этом знакомстве. Содержание их — настоящий «роман», распадающийся на две части: в первой — торжествующая и насмешливая героиня, Сушкова, во второй — холодный и даже жестоко мстительный герой, Лермонтов. Екатерина Сушкова Шестнадцатилетний «отрок», склонный к «сентиментальным суждениям», невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздёрнутым носом и язвительной улыбкой, менее всего мог казаться интересным кавалером для юных барышень.

В ответ на его чувства ему предлагали «волчок или верёвочку», угощали булочками с начинкой из опилок. Сушкова много лет спустя после события изобразила поэта в недуге безнадёжной страсти и приписала себе даже стихотворение, посвящённое Лермонтовым другой девице — Вареньке Лопухиной , его соседке по московской квартире на Малой Молчановке: к ней он питал до конца жизни самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нём женщиной. В то же лето 1830 года внимание Лермонтова сосредоточилось на личности и поэзии Байрона ; он впервые сравнивает себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с байроновским , посвящает несколько стихотворений польскому восстанию. Ввиду всего этого, увлечение поэта «черноокой» красавицей Сушковой, можно признавать таким всепоглощающим и трагическим, как его рисует сама героиня. Но это не мешало «роману» внести новую горечь в душу поэта; это докажет впоследствии его действительно жестокая месть — один из его ответов на людское бессердечие, легкомысленно отравлявшее его «ребяческие дни», гасившее в его душе «огонь божественный». Ей посвящён так называемый «ивановский цикл» [32] из приблизительно тридцати стихов. Отношения с Ивановой первоначально развивались иначе, чем с Сушковой, — Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство.

Супруга его не смогла молча терпеть обиду и обвинила мужа в неверности. Во время очередной ссоры Юрий Петрович, будучи человеком вспыльчивым, ударил свою молодую жену. Отношения между супругами окончательно разладились. Елизавета Алексеевна забрала дочь и внука к себе. Мария Лермонтова, никогда не отличавшаяся крепким здоровьем, заразилась чахоткой и умерла в возрасте 21 года. Отношения между бабушкой и отцом Михаила стали напоминать полноценные боевые действия, что сказалось на психике и характере мальчика. Елизавета Алексеевна полностью посвятила себя внуку. Юрий Петрович фактически был отстранён от воспитания сына. Ему даже не позволялось с ним видеться. Бабушкин внук Елизавета Алексеевна Арсеньева, урождённая Столыпина, была женщиной умной, не по годам энергичной и довольно властной. За воспитание любимого внука она взялась рьяно и даже фанатично. Большое внимание уделялось здоровью Мишеньки. Для лечения реальных и мнимых заболеваний для мальчика был выписан из Европы личный врач. В случае малейшего недомогания ребёнок немедленно укладывался в постель. Единственным развлечением, доступным ему во время болезни, было чтение. Для поддержания здоровья внука Елизавета вывозила его на Кавказ. Яркие впечатления от этих поездок навсегда останутся в памяти Лермонтова. Образованием будущего поэта занимались лучшие учителя, которых можно было найти за деньги. А средств бабушка не жалела. Михаил Юрьевич получил прекрасное домашнее образование, хорошо рисовал, свободно владел языками: французским и немецким. Но счастливое детство состоит не только из учебников и опеки близких. Лишённый простых забав, глубоко переживающий из-за отношений с отцом, Лермонтов рос скрытным и угрюмым ребёнком. В столь раннем возрасте он сполна познал гнетущее душу одиночество. Это чувство поэт пронесёт через всю свою недолгую, но яркую жизнь. Образование Пансион В 1828 году Лермонтов поступил в Московский благородный университетский пансион. Бабушка и здесь продолжала опекать внука. После занятий слуги отвозили Михаила домой. Учился он без особого энтузиазма, не признавал над собой никаких авторитетов. Позже современники отзывались о нём как о замкнутом, нелюбезном, гордом и презрительном человеке. За все время обучения Мишель так ни с кем и не подружился. Именно в пансионе Лермонтов начинает писать стихи, знакомиться с творчеством русских поэтов, открывает для себя народные сказки и песни.

Вообще же тема демона привлекала всех больших художников. И не может она не привлекать, потому что борьба демона против Бога — это давняя проблема, и всякий мыслящий человек не может ее обходить. Но здесь важно иметь в виду следующее. Как же Лермонтов, в конце концов, решает эту проблему? С демоном он или с Богом? С Богом! Безусловно, с Богом. Демон у него повержен: И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои. Отдельные ранние стихотворения немножечко грешат некоторой игрой в демонизм, но это было все преодолено Лермонтовым, в конечном счете. Победа остается за здравым смыслом, за Богом, за нормальным миропониманием. Демон — это страшная и тяжелая сила, и Лермонтов преодолел в себе и преподнёс эту победу светлого в своем творчестве как закон жизни, закон мироздания. Он двигался к Свету. О портрете поколения — Лермонтов в «Герое нашего времени» пишет: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Насколько мы можем верить ему, что он действительно создал портрет поколения, и этот портрет соответствовал современному писателю обществу? Иван Щеблыкин: Лермонтову в данном случае необходимо верить, потому что образ, нарисованный им в романе «Герой нашего времени», образ Печорина, — это действительно портрет современника. Лучших современников, современников мыслящих, прорывающихся к истине. Таковым и был Печорин, при всех его недостатках. Человек не может быть без недостатков. Но почему мы упрекаем, что вот Печорин — лишний человек, такой вот нехороший. Ну, а все остальные, мы — не лишние? Мы просто золотые, так что ли? Нет ведь. Поэтому в данном случае надо верить тексту. Текст интересный, образ яркий, правдивый, и нельзя не сказать, что многие свойства печоринского характера нравятся нам, притягивают к себе. Его ум, его самостоятельность, его оригинальность и его поиск настоящей любви. Вот слово «любовь»… Оно нам всем понятно? Любовь интимная — это одно дело, это одна сфера человеческих отношений. А любовь к совершенному, прекрасному — это другое. Вот эта любовь к совершенному, прекрасному — она и определяла поиски Печорина, его хандру, его разочарования, его неудовлетворенность. Он в своих любимых хотел видеть больше, чем они есть на самом деле. Вот это, наверное, так у Лермонтова. Видимо, в большей степени это так. Вероятно, и свои собственные черты Лермонтов вложил в этот образ. Но считать, что Печорин — это автопортрет Лермонтова, или полное отражение его натуры и всего того горения, что было в Лермонтове, не стоит. Художник рисует образы, и эти образы не обязательно, а часто и вовсе не совпадают с самим автором. Лермонтов пишет о глубоких проблемах человека… Вроде бы почти приключенческий роман, но в основе-то у него не канва событий, а сама личность — Печорина, да и других геров… Иван Щеблыкин: Не каждый нынче увлечется Лермонтовым. Лермонтов — интеллектуальный писатель. В непосредственном смысле этого слова. А масса, к сожалению, не обладает этим интеллектом, каким обладают вот эти гении. Лермонтов и в свои годы не был таким автором, которого бы читали нарасхват, и теперь не так. И такого быть не может, и не должно быть. Не может быть, потому что Лермонтова, его творчество вот так всуе использовать и применять — это не дело. Над Лермонтовым надо думать, мучиться и плакать. После ознакомления с творчеством Лермонтова хочется, чтобы мы выходили другими, чтобы мы были обогащены вот этим чувством любви, потому что нет более благородного и мощного чувства на земле, нежели это. Вот высшая цель человеческого деяния — любить. И страдать. А что значит страдать? Чувствовать, что где-то больно? Ну, и это тоже, но это страдание низшего уровня. Страдать — это значит ощущать, понимать состояние другого, переживать процесс самой жизни.

Свадьба Сушковой расстроилась, барышня долго приходила в себя от коварства человека, которого она искренне полюбила. В 1830 году Мишель стал студентом Московского университета. Он учился на нравственно-политическом отделении, затем — на словесном. Одновременно с поэтом здесь получали образование Белинский, Герцен , Огарев, но он не общался с этими студентами. В стенах Московского университета Лермонтов так и не сумел найти себе товарищей. Он не принимал никакого участия в студенческой жизни, никогда не участвовал в жарких спорах. Для заносчивого юноши не существовало авторитетов и среди преподавателей. В конце второго курса на репетиции экзаменов по нумизматике, риторике и геральдике преподаватели обнаружили, что этот студент является очень начитанным человеком. Однако в базовых знаниях, которые преподаватели давали студентам на лекциях, у него был существенный пробел. Когда преподаватели выяснили это, Лермонтов стал пререкаться с ними. В результате он получил вполне обоснованную рекомендацию — оставить университет, поскольку профессорам показалась, что этого студента они просто не смогут ничему научить. Оставаться на повторное обучение Мишель категорически отказался. Вместе с бабушкой неудачливый студент переезжает в Петербург. Два года обучения в Московском университете здесь засчитывать не стали. Оскорбленный Лермонтов решил продолжать обучение в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Он учился здесь два года и очень страдал из-за невозможности заниматься творчеством. В северной столице Лермонтов стал душой компании, он кутил вместе со своими сверстниками, сводил с ума великосветских прелестниц. Остроумный и начитанный молодой человек пользовался большим успехом, но его сарказм часто казался товарищам излишним. Михаил Лермонтов — Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Приятели поэта восхищаются его литературными трудами, но Лермонтов не торопится их печатать. В 1835 году его повесть «Хаджи Абрек» появилась в печати. Но это сделал не сам литератор, а его товарищ, который без согласия Михаила Юрьевича отнес произведение в издательство. Читатели, критики очень тепло принимают и его стихотворения, поэмы. Стихотворение «Парус», впервые напечатанное в «Отечественных записках», Лермонтов написал, когда ему было только 18 лет. Это прекрасное, короткое стихотворение ясно показывает, к какой жизни стремится сам поэт. В стихотворениях «Кинжал», «Дума», «Поэт» юный литератор провозглашает идеалы гражданской поэзии. В «Бородино» и «Родине» читатели увидели русского человека, здесь ясно очерчен народный характер. Большой резонанс в обществе вызвала «Песня про царя Ивана Васильевича…». Обращение к русской истории, былинный размер, яркие герои — читателям просто не верилось, что эту поэму написал такой юный человек. Михаил Лермонтов за письменным столом Михаил Юрьевич с раннего детства был очень наблюдательным человеком. Теперь перед его взором разворачивается увлекательная картина, он наблюдает за бытом и нравами петербургской аристократии. На основании этих наблюдений он напишет драму «Маскарад», но при жизни поэта это произведение так и не опубликовали. Несмотря на неоднократную переработку материала, Лермонтов не смог пробиться через препятствия цензуры. Переломным моментом от раннего творчества к зрелому критики называют 1837 год. Именно в это время появилось стихотворение «Смерть поэта», настоящий реквием по убитому Пушкину. Эти гневные строки осуждали убийцу и придворную знать, травившую великого поэта. Стихотворение буквально раскололо Россию на две неравные половины. Друзья Пушкина, поклонники его таланта встретили смелое произведение восторженно, а его тайные и явные враги исступленно ругали Лермонтова за его дерзкий вызов.

Детство и юность Лермонтова

великий русский поэт, которого знают и любят в России. Известно, как звали родителей Лермонтова, что они принадлежали к дворянскому сословию. «В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых».

Недолгая жизнь Михаила Лермонтова

Воспитанием занялась бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, человек очень властный и строгий. В 1827 году Михаилу Лермонтову пришлось оставить тихие Тарханы (имение бабушки), великолепный парк, роскошный сад, а дальше за этим цветущим оазисом и унылые. Воспитание и обучение М.Ю. Лермонтова. Музей-заповедник "Тарханы" — уникальный Лермонтовский историко-культурный памятник федерального значения, образованный в 1939 году в усадьбе на площади 196 га. Репродукция портрета М. Ю. Лермонтова в возрасте 6–8 лет, 1820–22 гг. Фото: РИА Новости. «В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых».

Михаил Юрьевич Лермонтов — биография

3 (15) октября 1814 г. в Москве родился русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов. По материнской линии Михаил Юрьевич происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством ать у учащихся устную, анализирующую функции ывать чувства патриотизма, активной жизненной позиции. У Лермонтова были серьезные основания принять эти угрозы всерьез, кроме того, в материальном плане Елизавета Алексеевна могла дать Мише намного больше. Мама Лермонтова умерла, когда ему было всего лишь три года и отец Михаила Юрьевича решил отдать сына на воспитание бабушки, потому что та была обеспеченной особой и могла дать ребенку хорошее воспитание. Бабушка очень сильно баловала Михаила Юрьевича. Лермонтов занимался с увлечением и продолжал брать дополнительные домашние уроки по русской словесности, английскому языку, немецкой литературе, рисованию.

Кто воспитывал м ю лермонтова

Подробности — в статье «Рамблера». Лермонтов вырос в атмосфере многолетней семейной вражды. Он стал причиной раздора между бабушкой и отцом после смерти своей матери, Марии Михайловны. Она вышла замуж совсем молодой за привлекательного, но бедного отставного капитана Юрия Петровича, хотя была невестой с солидным приданым. Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева , не принимала выбор дочери и старалась рассорить супругов, распуская слухи об измене зятя. Когда Лермонтову было два года, он потерял мать — она умерла от чахотки.

Арсеньева обожала единственного внука и пообещала зятю сделать мальчика наследником всех ее богатств, если тот отдаст его ей на воспитание. Ради блага сына Юрий Петрович согласился. И хотя Елизавета Алексеевна обязалась не препятствовать встречам отца и сына, в действительности она часто делала все, чтобы они не состоялись. Михаил Юрьевич рос, разрываясь между деспотичной, но любящей бабушкой и отцом, с которым хотел видеться чаще. Но помимо детских впечатлений, эта семейная драма имела и явное последствие.

Бабушка была готова содержать его с царской роскошью, но противилась его женитьбе на ком-либо. Своей подруге она честно признавалась, что сама мысль об этом ей неприятна. А без твердых видов на будущее дворянские барышни были ему недоступны — семьи даже самых бедных из них никогда бы не связали жизнь своей дочери с таким кавалером. Юный Михаил Лермонтов мечтал быть покорителем девичьих сердец, но не производил выгодного впечатления, будучи неуклюжим, стеснительным и косолапым подростком. Лишь позже, возмужав, он приобрел благородную внешность и начал нравиться.

Однако, возможно, юношеские комплексы стали причиной противоречивого характера поэта.

Кто воспитывал Лермонтова в детстве? Детство и образование.

Михаил Лермонтов родился 3 15 октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в Тарханах. После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы 1828-1830.

В каком университете учился М Ю Лермонтов? Московский государственный университет имени М. Ломоносова Чем увлекался Лермонтов кроме литературы?

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814—1841 , русский поэт, прозаик и драматург, на протяжении всей своей короткой жизни увлекался рисованием и живописью. Любовь к изобразительному искусству обнаружилась у него с самого раннего возраста: «... Александра Михайловна Верещагина в письме к Лермонтову в Петербург в 1835 г.

Какое учебное заведение поступил Лермонтов в 1831 году? Он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

Деятельность Литературную деятельность начал в 1829 г. Существует предание, что рукопись была отправлена в редакцию без ведома автора. Лермонтов автор около 400 стихотворений, около 30 поэм, в том числе «Демон», «Мцыри», автор драмы «Маскарад», прозаических произведений «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская» и др. Стихотворение «На смерть поэта», созданное после трагической гибели А.

Пушкина, вызвало неудовольствие властей, и Лермонтов был выслан прапорщиком в действовавший на Кавказе Нижегородский драгунский полк. В 1838 г.

Но главным руководителем занятий Лермонтова в Благородном пансионе был прекрасный преподаватель, мягкой души человек, Алексей Зиновьевич Зиновьев, известный в то время педагог в Москве. Под его руководством Лермонтов основательно ознакомился с произведениями Пушкина, Жуковского, Крылова и других. Зиновьев, учивший старших воспитанников декламации, особенно обращал внимание на дикцию любимого им ученика — Лермонтова. Зиновьев так рассказывал о своём талантливом, милом его сердцу питомце М. Лермонтове: «Все искусства были близки душе этого даровитого мальчика: он не только отлично рисовал, но хорошо играл на скрипке и на фортепиано.

Как теперь смотрю на милого моего питомца, отличившегося на пансионном акте 1829 года. Среди блестящего собрания он прекрасно произнёс стихи Жуковского «К морю» и заслужил громкие рукоплескания. Тут же Лермонтов удачно исполнил на скрипке пьесу и, вообще, на этом экзамене обратил на себя внимание, получив первый приз, в особенности за сочинение на русском языке». Пансион этот отличался лучшими преподавателями, многие профессора Московского университета давали в нём уроки, — среди них был и известный поэт, профессор-словесник Алексей Фёдорович Мерзляков, пользовавший большою любовью студентов, прозванный ими за своё красноречие «соловьём». Мерзляков был красою университета того времени.

Усадьба Тарханы. Детство Миши Лермонтова

Воспитание поэта Лермонтова После смерти матери в 1817 году бабушка взяла Михаила Юрьевича под свою опеку и воспитала его самостоятельно, не смотря на попытки отца вернуть сына. Это воспитание в значительной степени сформировало его взгляды и личность. Школа и учеба Лермонтова Под влиянием петербургских родственников Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, несмотря на собственные планы. Это образовательное учреждение также оказало заметное влияние на становление его личности и культурного развития. Полезные советы и заключение Важное влияние на формирование личности и умственного развития молодого Лермонтова оказали его учители и воспитатели.

Спустя время Лермонтова пересылают в Тифлис, по дороге в который его обокрали. Несмотря на это, поэт выполняет просьбу родителей печально известного Николая Соломоновича Мартынова, но наполовину: пакет с письмами и деньгами украдены, и Лермонтов передает Мартынову «своих» 300 рублей. В 1838 году Лермонтов возвращается в Петербург. В декабре он пишет Марии Лопухиной: «Надо вам сказать, что я самый несчастный из людей, и вы мне поверите, узнав, что я ежедневно посещаю балы.

Я кинулся в большой свет. Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… Весь этот свет, который я оскорблял в своих стихах, с наслаждением окружает меня лестью; самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими как величайшей победой… Тем не менее я скучаю. Я просился на Кавказ — отказали. Не желают даже, чтобы меня убили…». В 1839 году Лермонтов окончательно возвращен с Кавказа. Столица его приняла с большим участием: Лермонтов — преемник славы Пушкина, которому принес себя в жертву. Песни и поэмы Лермонтова гремели повсюду. В этом же году Лермонтов вновь поступает в лейб-гвардию и носит военную форму, без которой он, кажется, просто жить не мог!

Белинского, Лермонтов в обществе надевал на себя маску. Однако профессиональному критику посчастливилось видеть Лермонтова «в настоящем свете»: «Боже мой! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!.. Он, я думаю, раскаивается, что допустил себя хотя на минуту быть самим собой». Его художественное наследие, дошедшее до нас, - около десяти картин маслом, пятидесяти акварелей и трехсот рисунков. Известен автопортрет поэта, на котором он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка. Эту работу принято считать достоверным портретом Лермонтова. Тургенев, впервые увидевший Лермонтова в доме княгини Шаховской, описывает его довольно интересно: Он быстро вошел в дом.

Поместился на низком табурете перед диваном, на котором, одетая в черное платье, сидела одна из тогдашних столичных красавиц… На Лермонтове был мундир лейб-гвардии Гусарского полка; он не снял ни сабли, ни перчаток — и, сгорбившись и насупившись, угрюмо посматривал на графиню… В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая и кривоногая, с большой головой на сутулых плечах возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий».

У нас же вершина искусства владения — это использовать объект таким образом, чтобы хватало средств на содержание. Сейчас таких исторических объектов насчитывается три тысячи.

Лермонтов: Есть закон о приватизации объектов культурного наследия. В нем записано, что можно приватизировать объекты, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, всего за рубль. Везде всегда есть "но"- продать их собственник, а это в основном региональные власти, по этому закону могут только в комплекте с эскизным проектом реставрации, а он стоит немалых денег, миллионов десять точно. А где их взять? В рамках национального проекта есть, вернее были, 500 миллионов рублей, предназначенных для разработки эскизных документов.

Этот ведомственный проект называется "Возрождение исторических усадеб". Но опять все то же "но" деньги потрачены по-другому! Лермонтов: Их потратили на разработку инвестиционных паспортов, как власти их назвали, а не эскизных проектов. Лермонтов: Да. Но и это еще не все.

Разработали, например, эскизный проект на усадьбу Быково, совершенно фантастический красоты, но смотрите сколько этих "но"! А по новому закону такой объект предполагает санацию путем уничтожения всех деревянных конструкций интерьера. А это и есть самое ценное. Я предлагаю, чтобы за эти 500 миллионов разработать не паспорта, а эскизные проекты примерно на сто усадеб. И их можно передать в частные руки.

Но 100 миллионов уже потрачены на создание паспортов, и они безвозвратно потрачены. Лермонтов: Осталось 400, но! И это катастрофа! Мы а я являюсь председателем Ассоциации владельцев исторических усадеб знаем, какие конкретно усадьбы надо восстанавливать, и регионы с этим согласны, но денег уже нет! Как великий поэт сказал: "И к счастию людей увижу средства, И невозможно будет научить их.

Но так и быть, лечу на землю". Прилетел бы и увидел... Как при таких условиях удалось восстановить усадьбу? Лермонтов: Во-первых, у нас постройки в основном каменные, а там, где есть дерево, часть полов снимали и сжигали, где-то обошлись новыми технологиями дезактивации. Но и эта процедура тоже затратная.

И можно только глубоко сожалеть о его короткой жизни, которая могла бы быть совсем другой, наполненной любовью и яркими красками. Детство Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. По материнской линии его род был очень знатным и богатым. Бабушка будущего поэта, Елизавета Алексеевна, которой пришлось воспитывать мальчика с раннего детства, принадлежала к известному роду дворян Столыпиных. Михаил Лермонтов и министр Петр Столыпин были троюродными братьями. Портрет Лермонтова в детстве Елизавета Алексеевна с самого начала не одобряла выбор своей дочери Марии. Девушка в 16 лет влюбилась в красавца-военного Юрия Лермонтова. Опытная, наблюдательная матушка отговаривала восторженную барышню от этого брака. Ей было не по душе абсолютно все: происхождение жениха Лермонтов уверял, что является отпрыском шотландца Георга Лермонта , его бедность, сомнительная репутация в свете.

Юрий слыл легкомысленным повесой, разбившим немало женских сердец. Елизавета Алексеевна не ошибалась, ее наивная влюбленная дочь, выйдя замуж, очень скоро почувствовала себя глубоко несчастной. Мария выбрала неподходящего для семейной жизни человека. Ее пылкая любовь оказалась поруганной едва ли не с первых дней после венчания. Юрий, привыкший к свободной жизни, не считал измену грехом. Он просто не любил свою жену, на глазах у новобрачной продолжал волочиться за дворовыми девками. Но и этого было мало, после волокита завел роман с немкой, няней своего маленького сынишки. Мария не собиралась мириться с таким положением дел, пыталась объяснить мужу, что его поведение недопустимо. Но Юрий никогда не считал себя виноватым.

Однажды, чтобы заставить жену замолчать, он сильно ударил ее кулаком по лицу. Мария и так жила в постоянном стрессе, но этот удар стал для женщины роковым. Она впала в настоящую депрессию и вскоре умерла от скоротечной чахотки. Двухлетний Миша остался без матери. Елизавете Алексеевне, обвинявшей зятя в ранней смерти дочери, в то время было 44 года. Она решила воспитывать осиротевшего ребенка сама. Чтобы выдворить неугодного зятя из родового имения Столыпиных, женщине пришлось выдать ему вексель на 25 тысяч рублей. Избавившись от старшего Лермонтова, Елизавета Алексеевна вплотную занялась воспитанием внука. Бабушка очень много сделала для мальчика.

Она не жалела никаких средств, необходимых для его образования и восстановления здоровья. Маленький Мишель страдал диатезом, золотухой, как в те времена называли эту болезнь. Чтобы вылечить малыша, бабушка наняла на работу Ансельма Леви, врача из Франции. Однако, несмотря на усилия врача, мальчик страдал от золотухи все свое детство. Болезнь сделала его раздражительным и конфликтным. В детском обществе он стал настоящим изгоем, никто не хотел играть с маленьким Мишей. Властная бабушка, не забывавшая о безвременной кончине дочери, редко позволяла своему зятю видеться с сыном. Эти встречи были короткими и вносили в душу маленького мальчика еще больший разлад. Мишель замечал, что взрослые относились к нему как к добыче, которую они никак не могут поделить.

Он не мог понять причины конфликта родных ему людей, и делался все более раздражительным, дерзким и озлобленным. Окружающие часто жаловались Алексеевне, что ее внук Мишель не умеет любить. Усадьба Тарханы где жил Михаил Лермонтов Детство и юность будущего классика проходило в Тарханах, богатом имении, находившемся в Пензенской губернии. Для своего любимого Мишеля бабушка нанимала педагогов-французов, обучавших мальчика языку. Это был бывший офицер наполеоновской армии Капэ, место которого позже занял эмигрант Шандро. Затем учителем Мишеля стал англичанин Виндзон, который не только обучал его языку, но и знакомил с английской классикой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий