1957. СССР. Описание Отзывы и рецензии Персоны. Kosayaarka 23 июня 2015, 01:52. Уверена, что эта мелодрама понравится даже не испытывающим особой любви к советскому кинематографу зрителям. 17.02.1958 – дата, когда граждане впервые смогли оценить кинофильм Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове».
История создания фильма «Дело было в Пенькове»
Отзывы о "Дело было в Пенькове" | Фильм "Дело было в Пенькове" смотрела много раз и каждый раз смотришь, как первый, хотя и знаешь уже весь фильм наизусть. |
Отзывы о фильме Дело было в Пенькове | Драмы, мелодрамы. Режиссер: Станислав Ростоцкий. В ролях: Майя Менглет, Вячеслав Тихонов, Светлана Дружинина и др. С фильмом «Дело было в Пенькове» связана печальная история. Автор, Сергей Антонов, видел в главной роли актёра Сергея Гурзо. |
Какое «дело» было в Пенькове. Как создавался легендарный фильм | Аргументы и Факты | Описание: Фильм "Дело было в Пенькове" был снят 55 лет назад, но и сейчас он популярен. |
Фильм "Дело было в Пенькове" (1957) – отзывы и рецензии о фильме зрителей | 17.02.1958 – дата, когда граждане впервые смогли оценить кинофильм Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». |
Вопрос тем, кто смотрел "Дело было в Пенькове"
ЭССЕ по драматическому роману Дело было в Пенькове | Отзывы на Фильм «Дело было в Пенькове» (1957) в категории Фильмы, Сериалы, Мультфильмы. |
Дело было в пенькове фильм 1957 отзывы | Драма, мелодрама. Режиссер: Станислав Ростоцкий. В ролях: Майя Менглет, Вячеслав Тихонов, Светлана Дружинина и др. В родное село возвращается из мест «не столь отдаленных» лихой тракторист Матвей Морозов. |
Дело было в Пенькове - Фильмы ХХ века - Форум на КиноПоиске | Дело в том, что вторую главную роль молодого специалиста Тони Ростоцкий планировал отдать своей жене Нине Меньшиковой. |
- ДЕЛО БЫЛО В ПЕНЬКОВЕ | Дело в том, что вторую главную роль молодого специалиста Тони Ростоцкий планировал отдать своей жене Нине Меньшиковой. |
"Дело было в Пенькове"- об искренней и чистой любви.
Добрый и открытый, но с напускным равнодушием и даже оттенком грубости. Дочка председателя, красивая, но слишком простая Лариса. Жена Матвея. Мужа любит, ревнует страшно. Попала под влияние местного авторитета и источника сплетен — самогонщицы бабки Алевтины. Зоотехник Тоня Глечикова.
Новое лицо в Пенькове. Умная, образованная, симпатичная. Решение: отравить соперницу Антонину за то, что она закрутила «ненастоящий» роман с Матвеем, и практически увела его из семьи как бы между делом, даже не заметив, от скуки в глуши и большого ума. Ответ: был ли любовный треугольник вообще? А если и был, то остался в прошлом или по возвращении из тюрьмы Матвей уйдет-таки из семьи?
Дело было в Пенькове 1957 Это была краткая вводная для тех, кто вдруг подзабыл сюжет фильма, что вряд ли, конечно, возможно. Когда я смотрела фильм в юности, мне Тоня Майя Менглет всегда казалась ну абсолютно положительной. Да, влюбился в нее чужой муж. Поддался страсти, да так, что решил красавицу Ларису бросить. Ну бывает.
Сама то Тоня, разве повод давала, иль надежду?
Еще его принято ассоциировать с дворянами — в конце концов, Андрей Болконский был самым известным князем в истории русской литературы, да и в «Семнадцати мгновениях весны» герою Тихонова без труда удавалось мимикрировать под немецкого аристократа Макса Отто фон Штирлица… Узнать подробности История создания В 1956 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла повесть прозаика и журналиста Сергея Антонова отца актрисы Ольги Антоновой — Илларии из «Почти смешной истории», другой известной советской мелодрамы «Дело было в Пенькове». История о том, как приезд в деревню Пеньково зоотехника из Ленинграда Тони навсегда изменило мироощущение местного тракториста Матвея, заинтересовала режиссера киностудии Горького Станислава Ростоцкого к этому моменту за его плечами была дипломная работа «Пути-дороги» и драма «Земля и люди». Он сам написал сценарий по мотивам повести, после чего начал искать актеров на главные роли. Роль деревенской красавицы Ларисы — дочки председателя и жены Матвея — досталась актрисе Светлане Дружининой, за плечами которой уже был яркий образ продавщицы Сони в комедии «За витриной универмага». А вот поиски исполнителя роли Матвея — тракториста и первого парня — затянулись.
Главным кандидатом был актер Сергей Гурзо — один из самых популярных молодых актеров первой половины 1950-х, однако перед самым началом съемок Ростоцкий решил пригласить на пробы Вячеслава Тихонова с которым, что интересно, Гурзо учился на одном курсе во ВГИКе. Говорят, что эта идея не очень понравилась Антонову — автору повести, но в конечном итоге Матвеем стал именно Тихонов. В 1979 году Ростоцкий снял документальную картину «Профессия — киноактер». Вы знаете, я его любил с детства. И я попробовал на первых порах играть как бы от Алейникова… Это мне помогло утвердится в самом себе». Валентина Телегина.
Он превратился в деревенского красавца, мимо которого невозможно было пройти равнодушно: душа компании, заводила, первый парень на деревне. Не мудрено, что в персонажа Тихонова во время премьеры и проката фильма влюбилась вся женская аудитория. Дружинина , не нужен был никто — только Тоня М. Менглет , приехавшая в колхоз из Ленинграда. Темноглазая милая девушка словно приворожила Матвея. К ней тянулись и другие молодые парни и девчата: Тоня затеяла строительство нового клуба. Дом местной самогонщицы Алевтины опустел, и баба затаила на Антонину зло. Девушке и без этого приходилось несладко — она понимала, что любовь к Матвею становится сильнее, чем ей бы этого хотелось.
Вести боязно — не сломать бы фанерки. Чай, денег стоят. Мужики похватались за кресты, пупы перекрестили и вперед. Очень их режиссер хвалил потом — ровненько так провели машины. Как надо. Сцену в клубе, помните, где районный лектор всех усыплял, снимали в Воронине. Там клуб подходящий нашли. У нас-то своего не было. Но в клуб на съемки привезли наших, кленковских. А наши уже и освоились — куда там! Прямо артисты. Сидят, дымят, реплики бросают. Пелагеинова сына хотели в картину взять. Помните, когда Матвей возвращается, а мальчонке четыре года? Так вот и Светлана Дружинина, и Майя неделю обихаживали пацаненка, шоколадки ему дарили, конфеты. А как забирать — тот рев поднял на все село, в подол вцепился. Так и не польстили его конфетами. Нашли мальчишку в Зубове. Тот в картину попал. Потом — уж сколько лет прошло — Тихонов приезжал к нам в деревню, заезжал и в Зубово. Нашел того парня. Тот уж в армии отслужил. А Тихонов его к нам в деревню привозил. Встречался с нами. Он часто приезжал. Худенький был такой, щуплый. Не очень казистым нам показался. А когда Штирлицем его увидали — ба-а-а! И не узнали сразу-то. Плечистый такой, соли-и-и-дный. Деревенские все сразу забегали: мол, это ведь наш Матвей! Как будто он и в самом деле наш, кленковский. Фильм, дескать, привезут, так что не прозевайте. А для нас и простое-то кино целый праздник. Раньше ведь как было? Раз в месяц привезут картину, в пустом сарае холстину натянут, все рассядутся как могут — глазеют. А в Глухой Падчине так вообще тряпицу меж деревов натягивали — кино крутили. Правда, бесплатно было все это. Так вот, в сарае, где у нас раньше скотину колхозную держали, мы вымели все, вычистили. Скамьи из жердей понабили. Мужики рубахи свежие понадевали, бабы в платьях новых. Гостям — нормальные лавочки принесли из домов. Как фильм начался, мы аж обмерли. Надо же — деревня наша, вот она. Вон Витька Кузьмин, вон теть Маша, баба Нюра, там покос, околица. И я тоже заревела. А чего реву, и сама не знаю. А только плачу, и на душе светло. Как кончилось кино, смотрю, а у гостей глаза тоже на мокром месте. У Дружининой, у Майи опять же. Так что очень нам картина понравилась. Еще несколько раз смотрели фильм в Напругове. Там клуб был. А ходу — всего-то километра два. Пелагея Николаевна Холина: — Как Матвей вернулся домой, в семью. Как через поле идет, ребятенка берет на руки. Такие красивые, нарядные. Наши-то свадьбы поскромнее выходили. А мечталось, конечно, чтобы было все, как полагается, как у людей, как в кино... Клавдия Ивановна Ильина: — А мне любо, как Тихонов эту ведьму в подпол упек. Нечего пакостить людям. Я сама чуть было через такую злыдню не пострадала. Так что поделом. Анна Григорьевна Точилина: — Особых изменений, конечно, не случилось. А только люди немножко другие стали. Мужики меньше стали баб своих поколачивать. То вон Катерина-то Кузьмина вся в синяках ходила.
Фильм "Дело было в Пенькове" (1958)
Алевтина подговаривает Ларису отравить Тоню, но та, сначала согласившись, в последний момент не решается на убийство. Матвей, узнав о попытке отравления, наказывает Алевтину и получает за это тюремный срок. Как обычно для начала попробуйте ответить сами на следующие вопросы и лишь затем прочтите ответы. Вопрос: Почему Лариса любит Матвея? Вопрос: Что для Ларисы важнее: человеческая логика или Божественная? Вопрос: Почему Матвей, имея невесту Ларису, неожиданно для себя самого влюбился в Тоню? Вопрос: Почему Матвей отказался от подачи апелляции, как советовала ему Тоня?
Ведь преступление Матвея было далеко не самым серьезным никого не убил, ничего не украл , и если бы Матвей подал апелляцию, то его наверняка бы оправдали и в худшем случае Матвей ограничился бы условным сроком. Почему Матвей отказался от апелляции? Вопрос: Что для Матвея важнее: человеческая логика или Божественная? Матвей и Лариса живут в одной деревне с детства, знакомы они давно, оба любят друг друга, хотя отец Ларисы — председатель колхоза — не одобряет их отношения, считая Матвея никудышным и взбалмошным человеком. Отца можно понять: Матвей ради спора может сломать колхозный трактор, откровенно надсмехается над ним, весьма пожилым человеком повесил на своем доме карикатурный портрет председателя колхоза , постоянно любит показывать так или иначе свою исключительность имеет нескрываемый гонор. Зная мнение отца, Лариса, тем не менее, любит не передовика или ударника колхоза, а Матвея.
Потому что Матвей живет не головой, а чувствами, то есть душой. Матвей, в отличие от других ребят, может прямо сказать председателю колхоза, с чем он согласен с ним, а с чем нет. Матвей не лебезит перед вышестоящим начальством, поэтому и повесил у себя в доме карикатурный портрет председателя колхоза. Матвей периодически надсмехается на пороками людей. В другом случае Матвей ловко сумел «уговорить» одного старого деда добровольно «подарить» строящемуся клубу всю свою дранку кровельный материал в виде пластин из древесины — раньше дранка являлась основным материалом для крыши. Матвей не любит показух, поэтому ему безразличны всевозможные интервью телевидению в отличие от его напарника ударника колхоза.
Ко всему прочему Матвей трудолюбив, у него «золотые руки», и будь он сговорчивее с вышестоящим начальством, то давно бы оказался в числе ударников колхоза, но такая слава Матвею не нужна. Именно эти обычные, искренние человеческие качества, судя по всему, и являлись причиной того, за что Лариса полюбила Матвея. В течение всего фильма будет еще не раз показано, как Лариса любит Матвея. Это и принести ему молоко с пирогами за десять километров от дома, это и назвать родившегося сына его именем, это — обратим на это особое внимание!
Матвей не скрывает своих вспыхувшихся чувств, у него всё на виду. Лариса первая красавица на селе. Роль у неё получилась грубоватая, но добрая. Извечный любовный треугольник. Концовка фильма немного не понравилась, но видно автор склоняется всё же к нравственным устоям. Фильм стоит посмотреть именно нынешней молодёжи, ведь смысл этого фильма показывает как нужно любить и как справляться со своими эмоциями.
В этом фильме звучит замечательная музыка, задушевная и лёгкая. Многие песни поются и по сей день.
Посмотреть можно здесь. Среди героев не менее четырёх женщин, названных по именам: две участницы сюжетообразующего любовного треугольника Лариса и Тоня, отсталый элемент самогонщица Алевтина, а также Дарья Семённа, мать тракториста Матвея.
Все длинные разговоры между женщинами посвящены любви к трактористу Матвею молодой Тихонов , но есть и отдельные высказывания на другие темы. Пару раз Тоня обменивается репликами с Алевтиной: об азотных удобрениях и о строительстве колхозного клуба который сулит молодёжи культурный досуг и потому угрожает самогонному бизнесу Алевтины.
Все бы хорошо, но не дает покоя молодому мужу приезжая агрономша Тоня. Она, стараясь образумить Матвея, незаметно для себя в него влюбилась, да и он, позабыв о жене, только и думает о городской красавице. Лариса, сгорая от ревности, по подстрекательству местной знахарки Алевтины, решает отравить разлучницу. Морозов, узнав об этом коварном плане, спешит к подстрекательнице, чтобы наказать за то, что она дала отравное зелье его жене для того, чтобы та подмешала его в чай Тоне.
В итоге Матвей оказывается в тюрьме, Лариса ждет ребенка, а Тоня винит себя во всем происшедшем, хотя она не приняла предложения Морозова убежать вместе и не пожелала рушить его семью. Теперь тюремный срок позади, а впереди родная деревня, верная жена Лариса с сыном и Антонина. Как же дальше сложится судьба этих людей? Майя Менглет — Тоня Глечикова агроном-зоотехник, внучка Глечикова. Светлана Дружинина — Лариса жена Матвея. Владимир Ратомский — Иван Савич председатель, отец Ларисы.
Валентина Телегина — Алевтина Власьевна самогонщица. Анатолий Кубацкий — Василий Глечиков дед Тони. Евгения Мельникова — Дарья Морозова мать Матвея. Юрий Медведев — Василий Зефиров. Вячеслав Тихонов Вся съемочная группа подобрана со знанием дела, это во многом способствовало успеху фильма «Дело было в Пенькове». Актеры постарались на славу и полностью вжились в образы своих героев.
Роль Матвея Морозова исполнил молодой красавец Вячеслав Тихонов. Мало кому известно, что сначала пригласили Сергея Гурзо, но в последнюю минуту режиссер отдал предпочтение Вячеславу. Тихонова не хотел утверждать на роль тракториста худсовет, так как утонченная красота актера никак не подходила к образу деревенского работяги.
Читайте отзывы о Дело было в Пенькове (1957)
Краткое описание фильма «Дело было в Пенькове». Актеры и роли | Фильм "Дело было в Пенькове" был снят 55 лет назад, но и сейчас он популярен. |
Дело было в Пенькове - 152 ответа - Форум Леди | Информация, оценки и отзывы зрителей о фильме Дело было в Пенькове, режиссер Ростоцкий Станислав. |
Почему «Дело было в Пенькове» произвело настоящий фурор | «Кино » представляет вашему вниманию информацию о фильме Дело было в Пенькове: актеры, рецензии, возможность оставить отзыв к кинокартине Дело было в Пенькове. |
Какое «дело» было в Пенькове. Как создавался легендарный фильм
Первый парень на деревне Матвей Морозов был настоящей "головной болью" для председателя колхоза Ивана Саввича. Правда, работал за десятерых, но горазд был на всякие выдумки. Да к тому же полюбила его председательская дочка Лариса, а отец этой любви категорически не одобрял.
А если и был, то остался в прошлом или по возвращении из тюрьмы Матвей уйдет-таки из семьи? Дело было в Пенькове 1957 Это была краткая вводная для тех, кто вдруг подзабыл сюжет фильма, что вряд ли, конечно, возможно. Когда я смотрела фильм в юности, мне Тоня Майя Менглет всегда казалась ну абсолютно положительной. Да, влюбился в нее чужой муж. Поддался страсти, да так, что решил красавицу Ларису бросить. Ну бывает. Сама то Тоня, разве повод давала, иль надежду? Чисто невинная овечка.
Слова умные говорит, весь колхоз просвещает, о себе не думает, все на благо общества. Майя Менглет в роли Тони. Одна дура неопытная, но с характером, да еще с каким. Вторая — хлебом не корми, дай какую гадость сделать, а если молодуху, которой муж изменяет а как же, сама видела! Что Матвей. Ну как вообще что-то плохое про Вячеслава Тихонова можно думать? Ну вот я и не думала. А ведь каков, простите, засранец его герой на самом то деле, если уж откровенно. А что по факту, друзья?
Подобные истории были и будут случаться всегда. Так что пусть каждый сам додумывает судьбу героев, а я умываю руки» - объяснял режиссер свое решение.
Изливание желчи в СМИ дошло до абсурда. В сети большое количество их интервью или ссылок на эти потоки страдающего сознания. Версия обиженного семейства в обобщенном виде выглядит так. Сергей Гурзо был утвержден на роль Матвея и очень хотел его сыграть. Прям вот до смерти хотел сыграть в совсем не типичной для себя любовной истории, которую вообще могла цензура не пропустить! Но вот к режиссеру пришел какой-то там Тихонов, который не имел ни наград, ни особого дарования, ни особой славы, который всем был обязан своему другу и даже в подметки ему не годился буквально: «Как можно их сравнивать?? Ростоцкий с Тихоновым был знаком ровно столько же и так же, как и с Гурзо, но почему-то счел возможным выслушать именно его совет. Он, конечно, мой друг, я ему многим обязан, я даже из-за него один раз в фильм попал и он - звезда, две Сталинские премии, люди машину носят на руках, в которой он приезжает, но он тебе все испортит. Он же алкоголик и сорвет тебе съемки. А давай ты меня будешь снимать, а? Смотри, какой я красивый, гладкий, как я умею носить форменку и фрак». И Ростоцкий такой: «Эх, ё-моё! А я ничего и не знал! Спасибо, что сказал! Давай, ты будешь сниматься! Увел такую роль! Понятно, что люди умные всерьез этот бред не воспринимают. Интересно так же, что ни одному журналисту в голову не пришло попросить эту фигню прокомментировать самого Тихонова. Но поскольку байка продолжает гулять по сети, пару слов сказать хочу. Если бы я имела возможность, я бы конечно спросила уважаемых родственников, как именно им удалось подслушать этот гениальный диалог и когда и где он состоялся? Еще бы я спросила, почему все остальные непосредственные участники этих событий рассказывают совершенно иную историю? Ну, обязательно надо бы поинтересоваться вот о чем. Можно ли вообще считать настоящим другом человека, который имея в багаже две Сталинские премии и запредельную популярность, впадает в детскую ревность, от первого успеха своего менее обласканного удачей товарища? Как сказал один умный человек, если кто-то попрекает вас за отсутствие благодарности, поинтересуйтесь у него, сколько стоит его услуга, расплатитесь и никогда больше к нему не обращайтесь. Я искренне верю, что Сергей Гурзо был неплохим человеком, но это не повод относится к нему с таким ослепляющим благоговением. Нужно ведь еще и со здравым смыслом дружить. Слава очень многих ломала и гораздо более одаренных, чем Гурзо. Например, другой молодогвардеец, Глеб Романов Иван Туркенич , обладатель великолепного тенора, уникальных музыкальных способностей и знания десятков языков.
«Дело было в Пенькове» — почему мне не нравится Тоня
«Дело было в Пенькове» Советский полнометражны художественный фильм, поставленный на Киностудии имени М. Горького в 1957 году режиссёром Станиславом Ростоцким по повести Сергея. Хуже всех в этом треугольнике молодой жене Матвея – Ларисе, роль которой исполнила харизматичная и талантливая Светлана Дружинина, больше известная как режиссёр фильма «Гардемарины, вперёд!». Благие вести Новости номинантов События Премии Блоги авторов Подборки. Сегодня мы прогуляемся по съёмочной площадке потрясающего фильма Станислава Ростоцкого "Дело было в Пенькове". образцовый передовик, готовый послушно стушеваться и в правлении колхоза, и перед заезжим корреспондентом. Драма, мелодрама. Режиссер: Станислав Ростоцкий. В ролях: Майя Менглет, Вячеслав Тихонов, Светлана Дружинина и др. В родное село возвращается из мест «не столь отдаленных» лихой тракторист Матвей Морозов.
Что осталось за кадром фильма «Дело было в Пенькове»: 2 неудачные пробы и бразильские страсти
Описание: Фильм "Дело было в Пенькове" был снят 55 лет назад, но и сейчас он популярен. Информация, оценки и отзывы зрителей о фильме Дело было в Пенькове, режиссер Ростоцкий Станислав. Фильм "Дело было в Пенькове" смотрела много раз и каждый раз смотришь, как первый, хотя и знаешь уже весь фильм наизусть.
Фильм "Дело было в Пенькове" (1957)
17.02.1958 – дата, когда граждане впервые смогли оценить кинофильм Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Крупнейшей и выдающейся киностудией в нашей стране заслуженно считается киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького. Многие кинокартины, рожденные в этой студии, вошли в фонд золотого отечественного и зарубежного кинематографа. Актеры фильма «Дело было в Пенькове» с теплым радушием приняли в свой коллектив дебютантку Майю Менглет, которая сыграла роль Антонины. В типовом советском кино, рассказе, фельетоне всегда бывало ровно наоборот — брюнет рисовался алчным, изворотливым, склонным к отвратительным поступкам, и — гнусноватым мещанином. Мелодрама. Режиссер: Станислав Ростоцкий. В ролях: Майя Менглет, Светлана Дружинина, Вячеслав Тихонов и др. Жизненная мелодрама о любовном треугольнике в колхозе от режиссёра «А зори здесь тихие» и «Доживём до понедельника».
Фильму «Дело было в Пенькове» – 65 лет: как сложились судьбы актеров
Я не поощряю супружеские измены, но всё-таки открытый финал у фильма вызвал досаду, потому что совершенно ясно, что пока они живут в одной деревне, эта ситуация только будет усугубляться, и наличие ребёнка ничего не решает. Открыла книгу - там сказано ещё меньше, даже возвращение Матвея не освещается, только написано, что Лариса объяснила интерес своего мужа к Тоне тем, что она образованная, и решила сама за два года, пока муж в тюрьме будет, поумнеть до Тониного уровня. Только что-то я сомневаюсь, что у неё это получится и как-то поможет.
Ну вот пошла бы она за него замуж, если бы Матвей отказался от Ларисы или Лариса — от него? Или отец окончательно запретил бы Ларисе общаться с наглым Морозовым? Конечно, не пошла бы! Она слишком хорошего мнения о себе и о своём городском образовании. Зачем ей муж, произносящий банальности, вроде: «Как увижу тебя с трактора — так мотор глохнет»? Он сразу потеряет для неё всю заманчивость.
Девушке нравится быть объектом внимания со стороны привлекательного и — чужого мужчины. Брутального пейзанина с лицом князя! Лариса — первая красавица на деревне. Ухаживания со стороны её законного мужа — круто. Щекочет нервы. А вот он — готов бросить жену и прямо говорит об этом - в сцене под дождём.
Настоящая новизна была не в белых, дистанционно управляемых тракторах, о которых мечтал простодушный Матвей, слушая рассказы образованной Тони. Новизна была в самой правде жизни, что пробивалась сквозь наработанные экранные нормативы, раздвигая их, утверждаясь спокойно и ненавязчиво.
Правда эта - в самих подробностях деревенского быта, то скудного до убожества, то простодушно уютного - с перинами, настенными ковриками, горами подушек и ситцевыми занавесками. В весенней непролазной распутице, в битых колеях дорог, в самой деревне - с маленькими, покосившимися, словно бы присевшими домишками. В диковатой простоте отношений, шокирующей интеллигентную ленинградку Тоню. И это убожество, диковатая простота - словом, весь "идиотизм деревенской жизни" в фильме не то что клеймится или осуждается, он просто увиден. Так же как увидена застенчивая красота русской земли, ее неохватность и спокойное величие. И негромкая поэзия деревенских будней, и каждодневный крестьянский труд, показанный без привычного кинематографического пафоса, а просто как обстоятельство места действия. Эта простая, но необходимая, как глоток свежего воздуха, правда была словно бы разлита в картине Ростоцкого. Она-то и ощущалась в 57-м году как подлинная новация.
Так же покоряюще нов был и герой - Матвей Морозов. Кинематограф той поры смело разрушал стереотипы экранной физиогномики. Парадоксальный на первый взгляд выбор актеров приводил к удивительным результатам. Оказывалось, например, что рабочий паренек с интеллигентской внешностью Алексея Баталова обретал еще большую убедительность. Что же до Матвея Морозова, то, как известно, роль эта поначалу была предложена Сергею Гурзо, актеру талантливому и чрезвычайно обаятельному. Но что-то заставило режиссера едва ли не в последнюю минуту совершить свой выбор в пользу Вячеслава Тихонова - артиста яркой, утонченной красоты. А красота его в те поры так застила глаза режиссерам, что роли артисту отводились по большей части декоративные, предпочтительно золотопогонные. Станислав Ростоцкий усмотрел за яркой внешностью Тихонова не менее яркое дарование.
Более того, режиссер осмелился сломать не просто кинематографический стереотип, но и шире - стереотип общего представления о деревне и колхозе. Он, что называется, снял кавычки с этих понятий, обретших к тому времени вульгарный, ругательный смысл. Не оттого ли так важно было наделить утонченной красотой не горожанку Тоню, но деревенских - Матвея и Ларису. Между тем новизна главного героя, разумеется, не исчерпывалась лишь впечатляющей наружностью. Матвей Морозов был свободный человек. Не борец за права, но свободный по природе своей. Вячеслав Тихонов точно сыграл саму органику этой свободы. Она и в открытом, словно бы усмехающемся взгляде, в походке и жесте, в непредсказуемости поступка.
Ведь никакого "дела" в Пенькове бы и не было, окажись на месте Матвея, допустим, тракторист Зефиров Юрий Медведев - образцовый передовик, готовый послушно стушеваться и в правлении колхоза, и перед заезжим корреспондентом. Кстати, в этом тоже была новизна фильма, рискнувшего предложить в герои не передовика труда, но парня, которого в первом же эпизоде председатель называет колхозным сорняком Фильм словно бы спешит аттестовать Матвея как человека, ни с какой стороны в герои не годящегося. Он и петуха соседского водкой опоил, и председателю грубит, и из колхоза обещает уйти - "дайте только справку" , и трактор ломает из глупого удальства.
Это видит Алевтина. Лариса, чувствуя, что муж охладел к ней, сильно ревнует его к Тоне. Алевтина подговаривает Ларису отравить соперницу.
Лариса сначала соглашается, но в последний момент не решается на убийство. Матвей, узнав об участии Алевтины, в наказание запирает её в погребе , за что получает тюремный срок. Возвратившись домой, Матвей впервые видит уже подросшего сына и законную жену, а также Тоню.