Айдар Фәйзрахманов: Татар халкы үзенең нигезеннән аерылса, ул халык буларак юкка чыга. Главная» Новости» Айдар файзрахманов концерт. Айдар Файзрахманов презентует книгу 30 января 2023, Татарская государственная филармония им. Г. Тукая в Казани — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Файзрахманов Айдар Фатхрахманович родился 30 января 1955 г. в д. Средние Берези Арского района ТАССР.
Айдар Файзрахманов | Татарские песни | Баян
Минувший год для него стал особенно памятным. Наш земляк вносит большой вклад в татарское фольклорное наследие, знакомит с ними народов мира. Это сборник фольклорных произведений в нотах. В них вошли песни и романсы собственного сочинения. В историко-этнографическом музее «Казан арты» ценными экспонатами хранятся вышеназванные книги Айдара Файзрахманова, его аудио-видео диски, фотокарточки разных лет, афиши, подаренный им сценический костюм. В отделе литературы и искусств имеется экспозиция, посвященная его творчеству и биографии. Будучи деревенским мальчишкой с тонкой душой, я с малых лет впитывал в себя мелодии народных песен, впитывал все увиденное и услышанное: как отец искусно играл на гармони, мама пела своим красивым мелодичным голосом, как старшие братья и сестры, соревнуясь между собой, учились играть на баяне. Край поэтов и писателей — Заказанье, сельские вечера, время сенокоса, уборочная страда, Сабантуи, школьная дорога — все они, наверное, пустили свои ростки в душе ребенка, подростка, молодого юноши.
Мы беседуем с ними, приглашаем на сцену, даем в руки инструменты, рассказываем о музыке. Это своего рода концерты-уроки, рассчитанные на детей любой национальности. В дальнейшем я бы хотел открыть подобные абонементы и в нашей филармонии». Для взрослой аудитории Казани также предназначено несколько крупных проектов. Одним из них станет участие в VII международном фестивале искусств «Филармониада». При таком подходе фольклор интересен не только татарскому народу, но и другим нациям. Что это действительно так, мы уже доказали на практике».
Она пришла в Россию из Италии, и название происходит оттуда. Сейчас это один из любимых инструментов татар — «тальян гармун». Поэтому я считаю, что попытка заявить об исключительных правах на народные произведения — просто некрасиво, это просто чьи-то домыслы. Я тот, кто работает на основе фольклора. Все мое творчество основано на фольклоре. Часто приходится слышать: «Ансамбль под руководством Айдара Файзрахманова... Иногда даже просто как ансамбль Айдара Файзрахманова. Видимо, сказывается роль, которую я играю в деятельности этого ансамбля, хотя, естественно, это не мой личный ансамбль, он финансируется государством. Я благодарен, что люди видят мою работу. Почему так получается? У талантов нет возможности раскрыться в коллективе? Например, Рустам Гильфанов, Гульшат Шарапова. У них есть хорошие записи. Оба заслуженные артисты Татарстана. Но люди все равно воспринимают их как солистов ансамбля. Ильнат Фатхуллин, Раяз и Расим Фасиховы — эти имена уже известны татарскому зрителю. Если кто-то из артистов уходит, чтобы сделать сольную карьеру, я этому никак не препятствую, отпускаю их с благодарностью за работу в ансамбле и с пожеланиями успехов в новом поприще. Но если с ансамблем выступим для зрителя тех же Фирдуса Тямаева, Элвина Грея, то наше выступление проходит на ура. Значит, мы просто плохо представлены. Сегодня у нас время греев, тямаевых. Но захочется ли через пять лет слушать Элвина Грея и ему подобных? А классику, народную музыку будут слушать всегда. В своих концертах номера музыкальные чередую с поэтическими. На телевидение записал стихов на полтора часа, я их читаю и на концертах. Люди поражаются моей памяти. Мне, например, было бы стыдно на сцене рассказывать какие-то непристойные шутки про женщин, пошлый юмор. А у нас на эстраде это звучит. Иногда из-за этого ухожу с концерта в филармонии — стыдно перед зрителем. Я написал музыку к некоторым из их текстов, таким образом, продлил стихам жизнь. Людям это очень нравится. Сегодня художественное слово воспринимается даже лучше, чем песня. Зритель слушает, затаив дыхание. Даже спать ложился с книгой. А сейчас я не знаю артиста, который собирал бы залы на поэтические вечера. Разве в Камаловском театре нет таких актеров?.. Говорят, молодые татары отдаляются от родной культуры, это действительно так? Молодые артисты нашего ансамбля — положительные со всех сторон, и поведение у них хорошее. Ты сам должен быть примером. Какой я сам — такой и мой ансамбль. Мои ребята разделяют мои взгляды, на сцене все видно как на ладони, сцена — как зеркало. Стараемся что-то изменить. Я на эти вещи стараюсь смотреть трезво. Побывал в 55 странах. После 4 класса я учился в русской школе. Из-за этого мое отношение к моему татарскому миру, моей нации не изменилось, стало только еще более осознанным. Всей душой, всей своей сущностью, всем художественным миром я татарин. Я без всякого стеснения говорю об этом. Конечно, и у меня есть недостатки в этом плане. Я стараюсь их не показывать и избавиться от них. Невозможно отрицать музыку других народов, мы должны принимать новое. Но в то же время нам следует сохранить наше аутентичное звучание, нам нельзя терять его основу. Мы — уникальная для всего мира, выдающаяся нация. Куда бы я ни поехал, тоскую по своему родному Татарстану и возвращаюсь сюда с безмерной радостью. Не понимаю тех, кто оставил нашу родную землю и променял его на чужие края. А ты что-нибудь сделал ради процветания родной земли? Какой ты вложил труд, чтобы сделать свой родной край еще лучше? На вашем столе ее портрет. Как вы пережили уход вашей жены? В те дни, когда она болела, было предчувствие ее скорой смерти? Она умерла у меня на руках. Не жил с таким чувством, что потеряю ее. До последней минуты мы постоянно были вместе, старались победить болезнь. За три года прошли многое. Но от судьбы не уйдешь. Никому не желаю пережить такое. Видимо, это испытание от Всевышнего. Халиса держалась, не показывала, как ей тяжело, она жила радостью от общения с детьми, внуками. Я ей сказал: «Родная, без тебя я умру, не смогу жить».
После окончания двух высших учебных заведений — Казанского государственного педагогического института 1976 и Казанской государственной консерватории 1981 , обладателя двух дипломов с отличием, Айдара Файзрахманова приглашают солистом-вокалистом в Татарский государственный академический театр оперы и балета им. Мусы Джалиля. Прервавшись на время для службы в рядах Советской Армии 1981-1983 гг. За годы работы в оперном театре им создана целая плеяда сложных партий в знаменитых операх и музыкальных спектаклях. С огромным успехом выступает А. Файзрахманов и как эстрадный певец, исполняя татарские народные песни часто под собственный аккомпанемент тальянка, баян, курай. Многие забытые татарские народные песни вернул он народу, обогатив, украсив их свойственной только ему манерой исполнения.
Айдар Файзрахманов
Я рассказал, что играю на баяне, что с Хайдаром Бегичевым ездил в студию Останкино, аккомпанировал ему. Видимо, директору понравилось, что я и музыкант, и певец, такие были дефицитом. Говорит: «Беру на работу на 140 рублей ставки, приходи». Поинтересовался моим семейным положением. Узнав, что жилья у нас нет, распорядился выделить комнату. У нас с женой появился свой угол!
Тут же поехали на гастроли, я пел и подыгрывал себе на баяне. В то время на эстраде аккомпанирующих себе певцов не было. Но популярность эти песни обрели лишь в 1990-х годах, потому что в то время музыку можно было слушать лишь по радио, кассеты, магнитофоны были не у всех. А Фирзар Муртазин попал как раз на период кассетных записей, поэтому стремительно стал популярным. После консерватории театр стал для меня большой школой.
Приезжали великие певцы. Сами выезжали на гастроли по Европе — выступали в Амстердаме, Италии. На примере великих исполнителей понимаешь, что можно стремиться к еще более высоким вершинам. Я радуюсь тому, что татары дали миру хороших классических исполнителей. А сейчас профессиональные исполнители, проложив себе дорогу, вышли на зарубежные сцены, а здесь на сцену поднялась самодеятельность.
В то же время я вижу и положительные стороны этого явления. Я считаю, что сейчас и художественная самодеятельность повысила свой уровень. Профессионалы всегда находят себе дорогу. Рузиль Гатин был ведущим фестиваля «Йолдызлык-Созвездие». Высокий, стройный, речь великолепная.
Я сказал ему: «Ты ведь и сам хорошо поешь, почему не выступаешь? Сейчас он солирует в театре Ла Скала. Я считаю, что человек всегда должен быть в стремлении. Раньше у нас не было исполнителей европейского уровня, а сегодня есть. Очень волнует меня тема утраты аутентичного звучания современной татарской песни.
Каждый народ старается сохранить свое уникальное звучание, и сегодня я, например, легко могу угадать, грузинская эта песня, казахская или еврейская, и так далее. Хотелось бы, чтобы эта уникальная черта была и в татарской песне. Не думаю, что направление, взятое фестивалем «Узгэреш жиле», способствует сохранению этой уникальности. А мы пытаемся повторить их джаз. Нам кажется, если татарскую песню спеть в джазовом стиле, она будет звучать современно и интересно.
Я понимаю эту идею. В свое время Ключарев, Олег Лундстрем со своим знаменитым оркестром сделали джазовые обработки татарских песен, и они получились прекрасно, эти записи до сих пор слушают. Давайте тогда попробуем сыграть джазовый вариант «Лебединого озера» Чайковского? В свое время были эксперименты, они не прижились, так и остались лишь экспериментами. Классика на то и классика, потому что это образец.
Что касается фольклора, я в своем ансамбле совершенствую фольклорные произведения и представляю их зрителю. Никто не может сказать, что это не татарское. Я сам удивляюсь, насколько тонко чувствуют наши артисты народный материал. Вы специально набираете уже подготовленную молодежь? Многие даже нот не знают.
Это уму непостижимо. В институте у нас некоторые преподаватели не владеют нотной грамотой, имен не скажу, но они преподают. Ну как человек, сам не зная нот, может научить правильно спеть произведения, например, Жиганова? Чтобы приходили готовые артисты, их надо обучать — в тех же кафедрах по фольклорному искусству, которых сейчас у нас, к сожалению, нет. Чтобы программа обучения включала сценическое движение, вокальное образование, освоение игры на музыкальных инструментах, то есть человек вышел оттуда универсалом.
У нас артисты на сцене не только поют, но и танцуют, и играют на инструментах. У меня часто просят минусовки произведений из нашего репертуара. Хочу сделать минусовки 30-40 песням и раздать фольклорным ансамблям, пусть пользуются. Не всем из этих коллективов доступны профессиональные аранжировки. Я не буду отстаивать авторских прав, не нужно это.
Но я занимаюсь фольклором. Можно сравнить с рынком: кто-то продает овощи из теплицы, а какая-то бабушка предлагает помидоры со своего огорода. Я возьму у нее, потому что я не знаю, в каких условиях рос помидор в теплице, чем его удобряли? Для меня настоящая, аутентичная музыка — пища для души. Сейчас вот продвигают такой древний инструмент, как «кыл-кубыз» струнно-смычковый музыкальный инструмент.
Я не затрагиваю настолько древние периоды. Были ли у нас в то время в ходу кыл-кубызы — спорный вопрос. В Татарстане производится юридическое оформление фольклора? Можем ли мы зарегистрировать всемирно известную классику — произведения Чайковского как чисто русские произведения? А что, татары, башкиры не имеют права их исполнять?
Поэтому я такой шаг башкирских коллег не понимаю. Состояние души — музыка, поэзия — это достояние всех народов. Или «Катюша» — это же русская песня, что, нам теперь ее нельзя петь? Пусть, если хотят, замкнутся в себе, и никто из русских, татар, японцев или итальянцев не поет их песни. Пусть поют только башкиры.
И это есть достижение высоты, совершенства? Если бы представители других народов пели башкирские песни, и популяризировали их по всему миру, я был бы только рад этому.
Айдар Файзрахманов награжден Орденом Дружбы 00:00, 3 апреля 2020 г. Приволжский федеральный округ Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2020 года за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность, художественный руководитель Татарской государственной филармонии им. Имя талантливого певца, солиста оперного театра, педагога, выдающегося музыканта Айдара Файзрахманова широко известно как в Республике Татарстан, так и за ее пределами. Он преданно трудится в сфере пропаганды лучших образцов песенно-музыкального искусства — профессионального исполнения как эстрадных, так и фольклорных музыкальных произведений. Айдар Фаттрахманович мастерски владеет гармошкой, баяном и кураем.
И где-то в феврале, с приглашением российских мастеров высокого ранга и с участием наших мастеров и наших коллективов, мы хотим провести такой концерт, чтобы привлечь внимание публики к нашим коллективам и обратить внимание руководства республики на то, что Татарская государственная филармония имеет свою широкую аудиторию», — рассказал он. Художественный руководитель ансамбля фольклорной музыки РТ также напомнил о работе по культурному просвещению подрастающего поколения. Пока мы охватили десять районов, после Нового года планируем охватить еще десять. Я уже не говорю о тех концертах, которые у нас проходят планово. Если мы в район приезжаем, мы обязательно один концерт делаем для школьников», — сказал Файзрахманов. В завершении беседы художественный руководитель филармонии поздравил ее слушателей с круглой датой.
Кто знает, как сложилась бы его дальнейшая судьба, если бы тогда же у него не обнаружился красивый тенор и Файзрахманов, по рекомендации вузовских педагогов, решился на серьезный шаг — поступил на вокальный факультет Казанской консерватории. В 1981 году главный режиссер театра оперы и балета Нияз Даутов после прослушивания рекомендовал принять его солистом. Так начиналась певческая карьера молодого артиста. За годы работы в театре А. Файзрахмановым исполнены десятки теноровых партий из опер зарубежных, русских и татарских композиторов. Будучи отличным знатоком народной татарской песни, хорошо владея гармоникой, баяном и кураем, Айдар Файзрахманов одновременно начинает выступать на эстраде и вскоре становится популярным певцом, превосходным интерпретатором татарской песни. Словом, у него прекрасная артистическая карьера, мощное музыкальное образование, каким немногие могут похвастать в Казани, и не случайно именно Айдар Файзрахманов в 2002 году возглавил один из самых молодых и оригинальных казанских коллективов — Ансамбль фольклорной музыки.
Айдар Фәйзрахманов
Айдар Файзрахманов награжден Орденом Дружбы | На стихи известных татарских поэтов Айдар Файзрахманов написал песни «Туган жиреннэн китмэ» (Г. Афзал), «Эллэ курешэбез, эллэ юк», «Яшэу барыбер кызык» (И. Юзеев). В 2002 году стал художественным руководителем Государственного ансамбля фольклорной музыки РТ. |
Стало известно, кто возглавил Советский район Уфы и куда ушел прошлый руководитель | Айдар Файзрахманов слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. |
Айдар Файзрахманов биография Жена | Для сохранения богатого наследия Файзрахманов издал две книги о татарском фольклоре под названием «Онытырга мөмкин түгел». |
Айдар Файзрахманов в Заинске | ↑ Выдающийся музыкант Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы. |
«Миңа әйтмичә, урамыбызны Фәйзрахмановлар урамы дип үзгәрттеләр»
- Айдар Фәйзрахманов: «Карчыгымның үләр алдыннан әйткәннәрен васыять итеп кабул иттем»
- Другие новости Татарстана
- Умерла жена Айдара Файзрахманова
- Айдар Файзрахманов: В 60 лет почувствовал себя просто мальчишкой!
Айдар, мы гордимся тобой!
С огромным успехом выступает А. Файзрахманов и как эстрадный певец, исполняя татарские народные песни часто под собственный аккомпанемент тальянка, баян, курай. Многие забытые татарские народные песни вернул он народу, обогатив, украсив их свойственной только ему манерой исполнения. На сегодняшний день многие из них достойно продолжают песенные традиции и принципы высокого профессионализма. Богатый артистический опыт, неисчерпаемая база знаний по сценическому искусству, музыке и вокалу позволили ему с блеском справиться с возложенными на него обязанностями. Его талант, искренняя влюбленность в свое дело, удивительно высокая работоспособность, виртуозное владение музыкальными инструментами и исключительная требовательность к себе и коллегам сотворили чудо: ансамбль за короткий период стал высокопрофессиональным коллективом, способным выступать не только в Республике Татарстан, но и достойно представлять татарское национальное искусство по всему миру.
Файзрахманов А.
Ему подарили настенные часы с барометром. Они до сих пор висят у нас дома и считают уже мое время.
Папа очень переживал, что остался без любимой работы, и после юбилея прожил ровно месяц. У меня, слава богу, работа есть, и она будет всегда. Мне раньше казалось, что человек в 60 лет - глубокий старик.
Но на концерте Владимира Михайловича я почувствовал себя просто мальчишкой. Зельдин в свои 100 лет находится в прекрасной форме, поет, танцует, шутит. Концерт шел больше двух часов, и он практически не присел!
Мне, чтобы дожить до такого уровня, надо еще сорок лет работать и работать! Когда вы стали сочинять песни? Сочинять начал лет 10 назад, но в последние полгода произошел какой-то прорыв - лирические песни в романсовом стиле пишутся одна за другой… Мне приятно, что зрители приняли их тепло.
И даже моя жена сказала: «Знала, что живу с талантливым человеком, но не думала, что ты пишешь такие удивительные песни! Все они в закладках. Например, еще в 1989 году я отметил для себя стихотворение, а музыка получилась только совсем недавно.
Стихи подбираю только те, которые соответствуют моей внутренней философии.
Имя талантливого певца, солиста оперного театра, педагога, выдающегося музыканта, ведущего телевизионных музыкальных программ Айдара Файзрахманова широко известно как в Республике Татарстан, так и за ее пределами. Он преданно трудится в сфере пропаганды лучших образцов песенно-музыкального искусства — профессионального исполнения как эстрадных, так и фольклорных музыкальных произведений.
Ансамбль достойно представляет национальное музыкальное искусство как в Татарстане, так и за его пределами. С 2011 года Айдар Фатхрахманович — художественный руководитель Татарской государственной филармонии им.
Преподает в Казанском государственном педагогическом университете. Татарстан ДеньРождения Музыка.
Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы
Взрослые и юные заинцы окунулись в мир народной музыки с народным артистом РТ, профессором Айдаром Файзрахмановым и Государственным ансамблем фольклорной музыки Татарстана в ДК «Энергетик». Айдар Файзрахманов появился на свет 30 января 1955 года в Средних Верезях шестым ребенком в семье. Татарстанның халык артисты, Татарстан дәүләт фольклор музыкасы ансамбленең сәнгать җитәкчесе Айдар Фәйзрахманов шушы көннәрдә 67 яшен билгеләп үтте. Файзрахманов Айдар Фатхрахманович родился 30 января 1955 г. в д. Средние Берези Арского района ТАССР. Файзрахманов Айдар Фатхрахманович, художественный руководитель Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая.
Горе в семье Айдара Файзрахманова
С 1981 по 2008 гг. С 2002 г. С 2010 г.
Я радуюсь тому, что татары дали миру хороших классических исполнителей. А сейчас профессиональные исполнители, проложив себе дорогу, вышли на зарубежные сцены, а здесь на сцену поднялась самодеятельность.
В то же время я вижу и положительные стороны этого явления. Я считаю, что сейчас и художественная самодеятельность повысила свой уровень. Профессионалы всегда находят себе дорогу. Рузиль Гатин был ведущим фестиваля «Йолдызлык-Созвездие».
Высокий, стройный, речь великолепная. Я сказал ему: «Ты ведь и сам хорошо поешь, почему не выступаешь? Сейчас он солирует в театре Ла Скала. Я считаю, что человек всегда должен быть в стремлении.
Раньше у нас не было исполнителей европейского уровня, а сегодня есть. Очень волнует меня тема утраты аутентичного звучания современной татарской песни. Каждый народ старается сохранить свое уникальное звучание, и сегодня я, например, легко могу угадать, грузинская эта песня, казахская или еврейская, и так далее. Хотелось бы, чтобы эта уникальная черта была и в татарской песне.
Не думаю, что направление, взятое фестивалем «Узгэреш жиле», способствует сохранению этой уникальности. А мы пытаемся повторить их джаз. Нам кажется, если татарскую песню спеть в джазовом стиле, она будет звучать современно и интересно. Я понимаю эту идею.
В свое время Ключарев, Олег Лундстрем со своим знаменитым оркестром сделали джазовые обработки татарских песен, и они получились прекрасно, эти записи до сих пор слушают. Давайте тогда попробуем сыграть джазовый вариант «Лебединого озера» Чайковского? В свое время были эксперименты, они не прижились, так и остались лишь экспериментами. Классика на то и классика, потому что это образец.
Что касается фольклора, я в своем ансамбле совершенствую фольклорные произведения и представляю их зрителю. Никто не может сказать, что это не татарское. Я сам удивляюсь, насколько тонко чувствуют наши артисты народный материал. Вы специально набираете уже подготовленную молодежь?
Многие даже нот не знают. Это уму непостижимо. В институте у нас некоторые преподаватели не владеют нотной грамотой, имен не скажу, но они преподают. Ну как человек, сам не зная нот, может научить правильно спеть произведения, например, Жиганова?
Чтобы приходили готовые артисты, их надо обучать — в тех же кафедрах по фольклорному искусству, которых сейчас у нас, к сожалению, нет. Чтобы программа обучения включала сценическое движение, вокальное образование, освоение игры на музыкальных инструментах, то есть человек вышел оттуда универсалом. У нас артисты на сцене не только поют, но и танцуют, и играют на инструментах. У меня часто просят минусовки произведений из нашего репертуара.
Хочу сделать минусовки 30-40 песням и раздать фольклорным ансамблям, пусть пользуются. Не всем из этих коллективов доступны профессиональные аранжировки. Я не буду отстаивать авторских прав, не нужно это. Но я занимаюсь фольклором.
Можно сравнить с рынком: кто-то продает овощи из теплицы, а какая-то бабушка предлагает помидоры со своего огорода. Я возьму у нее, потому что я не знаю, в каких условиях рос помидор в теплице, чем его удобряли? Для меня настоящая, аутентичная музыка — пища для души. Сейчас вот продвигают такой древний инструмент, как «кыл-кубыз» струнно-смычковый музыкальный инструмент.
Я не затрагиваю настолько древние периоды. Были ли у нас в то время в ходу кыл-кубызы — спорный вопрос. В Татарстане производится юридическое оформление фольклора? Можем ли мы зарегистрировать всемирно известную классику — произведения Чайковского как чисто русские произведения?
А что, татары, башкиры не имеют права их исполнять? Поэтому я такой шаг башкирских коллег не понимаю. Состояние души — музыка, поэзия — это достояние всех народов. Или «Катюша» — это же русская песня, что, нам теперь ее нельзя петь?
Пусть, если хотят, замкнутся в себе, и никто из русских, татар, японцев или итальянцев не поет их песни. Пусть поют только башкиры. И это есть достижение высоты, совершенства? Если бы представители других народов пели башкирские песни, и популяризировали их по всему миру, я был бы только рад этому.
У меня тоже есть башкирский курай, я же не называю его татарским кураем, хотя практически такой же инструмент имеется и у татар. Раз уж он назван «башкирским», со сцены я его так и объявляю. В ансамбле работают башкиры, башкирки. Я всю жизнь любил башкирскую народную музыку, первые свои произведения исполнил на башкирском курае.
Целый год обучался извлечению звука. И после этого использовал его на эстраде. А откуда тогда гармонь-тальян, «тальянка»? Она пришла в Россию из Италии, и название происходит оттуда.
Сейчас это один из любимых инструментов татар — «тальян гармун». Поэтому я считаю, что попытка заявить об исключительных правах на народные произведения — просто некрасиво, это просто чьи-то домыслы. Я тот, кто работает на основе фольклора. Все мое творчество основано на фольклоре.
Часто приходится слышать: «Ансамбль под руководством Айдара Файзрахманова... Иногда даже просто как ансамбль Айдара Файзрахманова.
Но ни постоянного репертуара, ни качественных костюмов, ни разнообразного инструментария, ни собственной сценической подачи тогда еще не было. Все это и стало моей целью». Сегодня ансамбль фольклорной музыки — один из самых успешных профессиональных коллективов Татарстана, известный далеко за пределами региона. К юбилею выпустили два издания, в которые вместилась вся наша творческая жизнь за 15 лет, — записи на DVD и в формате MP3, уникальные фотографии, ноты». Все они не только поют и танцуют, но и владеют игрой на музыкальных инструментах среди них как любимые и хорошо известные гармонь, кубыз, курай, так и старинные, незнакомые слушателям сорнай, ятаган, татарские гусли. В концертной практике коллектив нашел и собственную форму общения с публикой. Каждая из программ — это яркое театрализованное представление на сюжет из татарской поэзии или народного эпоса.
По словам Файзрахманова, такие представления являются лучшим способом познакомить самую широкую аудиторию с музыкальным наследием татарского народа.
После консерватории театр стал для меня большой школой. Приезжали великие певцы.
Сами выезжали на гастроли по Европе — выступали в Амстердаме, Италии. На примере великих исполнителей понимаешь, что можно стремиться к еще более высоким вершинам. Я радуюсь тому, что татары дали миру хороших классических исполнителей.
А сейчас профессиональные исполнители, проложив себе дорогу, вышли на зарубежные сцены, а здесь на сцену поднялась самодеятельность. В то же время я вижу и положительные стороны этого явления. Я считаю, что сейчас и художественная самодеятельность повысила свой уровень.
Профессионалы всегда находят себе дорогу. Рузиль Гатин был ведущим фестиваля «Йолдызлык-Созвездие». Высокий, стройный, речь великолепная.
Я сказал ему: «Ты ведь и сам хорошо поешь, почему не выступаешь? Сейчас он солирует в театре Ла Скала. Я считаю, что человек всегда должен быть в стремлении.
Раньше у нас не было исполнителей европейского уровня, а сегодня есть. Очень волнует меня тема утраты аутентичного звучания современной татарской песни. Каждый народ старается сохранить свое уникальное звучание, и сегодня я, например, легко могу угадать, грузинская эта песня, казахская или еврейская, и так далее.
Хотелось бы, чтобы эта уникальная черта была и в татарской песне. Не думаю, что направление, взятое фестивалем «Узгэреш жиле», способствует сохранению этой уникальности. А мы пытаемся повторить их джаз.
Нам кажется, если татарскую песню спеть в джазовом стиле, она будет звучать современно и интересно. Я понимаю эту идею. В свое время Ключарев, Олег Лундстрем со своим знаменитым оркестром сделали джазовые обработки татарских песен, и они получились прекрасно, эти записи до сих пор слушают.
Давайте тогда попробуем сыграть джазовый вариант «Лебединого озера» Чайковского? В свое время были эксперименты, они не прижились, так и остались лишь экспериментами. Классика на то и классика, потому что это образец.
Что касается фольклора, я в своем ансамбле совершенствую фольклорные произведения и представляю их зрителю. Никто не может сказать, что это не татарское. Я сам удивляюсь, насколько тонко чувствуют наши артисты народный материал.
Вы специально набираете уже подготовленную молодежь? Многие даже нот не знают. Это уму непостижимо.
В институте у нас некоторые преподаватели не владеют нотной грамотой, имен не скажу, но они преподают. Ну как человек, сам не зная нот, может научить правильно спеть произведения, например, Жиганова? Чтобы приходили готовые артисты, их надо обучать — в тех же кафедрах по фольклорному искусству, которых сейчас у нас, к сожалению, нет.
Чтобы программа обучения включала сценическое движение, вокальное образование, освоение игры на музыкальных инструментах, то есть человек вышел оттуда универсалом. У нас артисты на сцене не только поют, но и танцуют, и играют на инструментах. У меня часто просят минусовки произведений из нашего репертуара.
Хочу сделать минусовки 30-40 песням и раздать фольклорным ансамблям, пусть пользуются. Не всем из этих коллективов доступны профессиональные аранжировки. Я не буду отстаивать авторских прав, не нужно это.
Но я занимаюсь фольклором. Можно сравнить с рынком: кто-то продает овощи из теплицы, а какая-то бабушка предлагает помидоры со своего огорода. Я возьму у нее, потому что я не знаю, в каких условиях рос помидор в теплице, чем его удобряли?
Для меня настоящая, аутентичная музыка — пища для души. Сейчас вот продвигают такой древний инструмент, как «кыл-кубыз» струнно-смычковый музыкальный инструмент. Я не затрагиваю настолько древние периоды.
Были ли у нас в то время в ходу кыл-кубызы — спорный вопрос. В Татарстане производится юридическое оформление фольклора? Можем ли мы зарегистрировать всемирно известную классику — произведения Чайковского как чисто русские произведения?
А что, татары, башкиры не имеют права их исполнять? Поэтому я такой шаг башкирских коллег не понимаю. Состояние души — музыка, поэзия — это достояние всех народов.
Или «Катюша» — это же русская песня, что, нам теперь ее нельзя петь? Пусть, если хотят, замкнутся в себе, и никто из русских, татар, японцев или итальянцев не поет их песни. Пусть поют только башкиры.
И это есть достижение высоты, совершенства? Если бы представители других народов пели башкирские песни, и популяризировали их по всему миру, я был бы только рад этому. У меня тоже есть башкирский курай, я же не называю его татарским кураем, хотя практически такой же инструмент имеется и у татар.
Раз уж он назван «башкирским», со сцены я его так и объявляю. В ансамбле работают башкиры, башкирки. Я всю жизнь любил башкирскую народную музыку, первые свои произведения исполнил на башкирском курае.
Целый год обучался извлечению звука. И после этого использовал его на эстраде. А откуда тогда гармонь-тальян, «тальянка»?
Она пришла в Россию из Италии, и название происходит оттуда. Сейчас это один из любимых инструментов татар — «тальян гармун». Поэтому я считаю, что попытка заявить об исключительных правах на народные произведения — просто некрасиво, это просто чьи-то домыслы.
Айдар Файзрахманов | Татарские песни | Баян
Я к Михаилу подошел и говорю: «Почему остановили? И потом отметил: «Это мне Айдар подсказал». Понимаете, есть люди, которые воспринимают, и есть те, которые не воспринимают. Если кто-то остался в 80-х годах и принимает меня только как моржового певца, то он просто глубоко ошибается.
Жизнь продолжается. Я всегда говорю: мне будет 65 лет, а продолжаю развиваться. Расту как музыкант, как человек, который все это чувствует.
Элвин Грей, Тямаев — это болезни, буду говорить так. Взамен придет еще кто-то более креативный, на которого сразу все обратят внимание. Салават пришел тоже так.
Он свое дело сделал, я ему благодарен, народ его полюбил. Но скажу одно: со сцены надо уходить вовремя. Я со своим ансамблем пою свои песни — и они хорошо воспринимаются.
А с эстрады ушел как певец, но думаю, что сделал это вовремя. Пускай немножко останется ностальгия, чем публика начнет тебя отталкивать. Вы с ним вместе работали в оперном театре, а также как баянист.
Бигичев действительно был выдающимся певцом? У него были очень большие возможности. Наверное, та эпоха немножко к нему не подошла.
Если бы Хайдар пел сейчас, я думаю, он бы стал всенародно известным не только в Татарстане, но и в целом. Иногда я даже спорил с некоторыми аккомпаниаторами Ильгама Шакирова, что Хайдар Бигичев лучше поет народные песни. И сейчас считаю, что он был певцом крупнее по масштабам, как профессионал… Он Отелло пел, Германа пел.
Это ведь не всякому дается. Парень из Нижегородской области приехал и… Да, мы гастролировали, я ему аккомпанировал. Последние годы он мне говорил: «Айдар, я с ностальгией вспоминаю те годы, когда ты мне аккомпанировал.
У нас одинаковая душа с тобой. Я все мог тогда высказать, спеть так, как я чувствую, потому что ты мне давал эту энергию». Видимо, мои аккомпаниаторские способности помогали.
Иногда с ним даже песни разучивал, подсказывал, как петь. У меня и тогда уже были эти моменты. Очень жаль, что он рано ушел — в 49 лет.
Я всегда был таким: вижу, что захожу в тупик, нужно вывернуться, уйти. Человеческие возможности безграничны. Просто мы их не успеваем раскрыть.
Уйди в преподавательскую деятельность. Никто тебе не запрещает творить. Вот я ушел — кто мне запрещает?
Мне было очень обидно, когда меня в первый раз «прокатили» с Тукаевской премией. Ладно, я тогда не созрел. Это было в 2011 году.
Тогда никому не вручили. Дали только коллективу авторов мечети Кул Шариф. Мне было очень обидно.
А по интернет-голосованию я опережал всех вместе взятых кандидатов, все голосовали за меня. Но время, значит, не наступило. А сейчас вот наступило.
Если бы нынче не дали, я бы тоже не обиделся — обидели бы большое количество моих поклонников, тех, кто меня поддерживал. Наверное, сами видели, когда вручали, а это был 3-тысячный зал… — Да, на «Казань Экспо» в зале имени Ильгама Шакирова больше всех аплодисментов вам было. Сколько поздравлений я получил!
Но были и те люди, с которыми я прошел творческий путь, но которые даже не подошли и не поздравили. Но это их дело. На сегодняшний день я работаю, например, в школах, даю концерты по линии министерства просвещения: с детского сада до 11-го класса.
Эта категория в течение целого часа с места не встает. Когда я выступил в Елабуге, ко мне подошел ветеран-афганец он директор данного учреждения , обнял меня: «Айдар-абый, я в жизни в первый раз вижу, чтобы дети в течение целого часа, забыв про туалет, забыв, что им надо поесть, что у них в кармане лежит конфетка, забыв про смартфоны, сидели и смотрели на сцену. Огромное спасибо вам за это!
Только что мы выступили — подходит преподаватель и говорит возбужденно: «Айдар-абый, какой вы педагог! Они не убегают после этого за дверь, а мчатся на сцену: со мной фотографируются, с девочками нашими делают селфи… Для них это интересно. Концерт закончился, я поблагодарил их, пожелал, чтобы учились на четверки-пятерки, — и вдруг с последнего ряда бежит один мальчик.
А можно я попробую сыграть на барабане? Это не барабан, а давул — турецкий инструмент». Весь зал смеется.
Даю ему. Он аккомпанирует. Им хочется попробовать — интерес тут же появляется, его надо развивать.
Вот определенный возраст. А что бабушки? Бабушки плачут.
При этом очень много молодежи на концертах. Кого только нет из ребят! Потом это же не архаика, не допотопность, даже не фольклорный первоисточник.
Если бы вышли 5—6 наших бабаев, сыграли бы на тальянке и ушли, это публике неинтересно. А у нас идет зрелище — красиво. В то же время я им в головы закладываю данные татарские мелодии.
Это важный момент. Они не забудут — я сюда закладываю Ильгама Шакирова; закладываю, как мой папа играет на гармошке. Возможностей мало для меня!
Отец мне купил в 1962 году, когда мне было 7 лет, тальянку, рассказывал, как покупал, что в магазине чуть ли не пол-Арска собралось… Я потрогал, извлек пару мелодий, отложил. И вдруг вижу, что в том конце играют на гармошке. Шестеро детей.
Когда я учился в 8-м классе это конец 60-х , вдруг мой абыем поступил на музыкальный факультет и на каникулы привез баян, чтобы позаниматься. Я взял этот баян и сразу начал играть. Абыем вот так сел: «Где научился?
Не помню, как научился играть на баяне, для меня это что-то заложенное природой. Брат меня начал готовить к поступлению на музыкальный факультет, я был хитрым, говорю: «Абыем, сыграй то, что здесь написано». Он сыграл, возвращается с работы: «Ну что, выучил?
На слух играл. Зуля Камалова, финский рокер Дениз Бадретдин, виртуозный гитарист Энвер Измайлов… Но всех их принимали довольно холодно и ждали вас. Тогда не воспринимали ни Зулю, ни Дениза, ни Энвера, а меня вот так воспринимали… А сейчас иное время.
И я другой. Публика с удовольствием воспринимает Энвера — с восхищением. Тогда это был проект Дениза Бадретдина, он приехал сюда, я его очень сильно поддержал, и мы с ним после этого были в Финляндии с гастролями — в пяти городах.
Потом мы планировали в Австралию к Зульфие, но не случилось. Данный фестиваль все равно свое дело сделал, после него начали приглашать в Казань Зулю Камалову, до этого у нас ее не знали. Перед вами сидит человек, который окончил русскую среднюю школу.
Лучше меня вряд ли кто из вас говорит по-татарски. Лучше меня вряд ли кто знает лучше татарское музыкальное искусство, татарскую поэзию. Меня не государство этому учило.
Государство меня учило в средней школе русскому языку. В институте у нас не было татарского языка, в консерватории — тем более. Я там учил итальянский.
Так что корни уходят в семью.
Айдар Фаттрахманович мастерски владеет гармошкой, баяном и кураем. Значительную чать его репертуара занимают татарские народные песни и произведения известных композиторов — С. Садыковой, Р. Яхина, Л.
Батыр-Болгари, Р.
С 2010 г. Многие его ученики успешно реализованы на оперной сцене и на эстраде, имеют высокие звания.
В репертуаре ансамбля - песни казанских татар, кряшен, а также фольклора сибирских, астраханских, пермских, финских, крымских татар. Коллектив привлекает зрителей живым исполнением, национальными костюмами и безукоризненным талантом. Вечер, прошедший на одном дыхании, подарил зрителям массу положительных эмоций. От имени всех нижнекамцев и от себя лично выражаю слова искренней благодарности за Ваш труд, за Ваши старания, за то, что Вы всем сердцем служите народу», - обратился к гостю в заключении руководитель Исполнительного комитета НМР Рамиль Муллин и вручил Айдару Файзрахманову благодарственное письмо и памятный подарок.
Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы
Айдар Файзрахманов награжден Орденом Дружбы | Файзрахманов Айдар Фаттрахманович известный татарский певец и музыкант,артист оперы,Заслуженный и народный артист РТ,профессор КФУ,художественный руководитель Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая родился 30 января 1955 года в. |
Айдар Файзрахманов | Татарские песни | Баян | Айдар Файзрахманов презентует книгу 30 января 2023, Татарская государственная филармония им. Г. Тукая в Казани — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. |
Айдар Файзрахманов проведет в Татарской Филармонии открытый Мастер-класс | Айдар Файзрахманов слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. |
Айдар Файзрахманов: К восьмидесятилетию Татгосфилармония подготовила грандиозный концерт | После продолжительной тяжелой болезни умерла жена художественного руководителя Татарской государственной филармонии, заслуженного артиста России, народного артиста Татарстана Айдара Файзрахманова Халиса Габдулхаевна Файзрахманова. |
Айдар Фәйзрахманов | ↑ Выдающийся музыкант Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы. |
Айдар Фәйзрахманов
Айдар Файзрахманов считает, что настало время, когда нужно приложить максимум усилий, чтобы Госансамбль фольклорной музыки РТ участвовал во всех культурно-массовых мероприятиях, которые проходят в мире, — не только в Европе, но и в Азии и Африке. Айдар Файзрахманов появился на свет 30 января 1955 года в Средних Верезях шестым ребенком в семье. Ансамбль появился в 1999 г., через три года его возглавил народный артист РТ, известный оперный и эстрадный певец, профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета КГПУ Айдар Файзрахманов. Айдар Файзрахманов: К восьмидесятилетию Татгосфилармония подготовила грандиозный концерт. Вел концерт сам руководитель Айдар Файзрахманов в непринужденной манере общения с залом, вовлекая студентов в процесс концерта. Файзрахманов Айдар Фаттрахманович известный татарский певец и музыкант,артист оперы,Заслуженный и народный артист РТ,профессор КФУ,художественный руководитель Татарской государственной филармонии.
Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы
Айдар Файзрахманов: К восьмидесятилетию Татгосфилармония подготовила грандиозный концерт | После продолжительной тяжелой болезни умерла жена художественного руководителя Татарской государственной филармонии, заслуженного артиста России, народного артиста Татарстана Айдара Файзрахманова Халиса Габдулхаевна Файзрахманова. |
Айдар Файзрахманов | Татарские песни | Баян | Художественный руководитель Татарской государственной филармонии Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы. |
Новости с тегом - Айдар Фәйзрахманов | Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в деревне Средние Берези Арского района ТАССР. |
Айдар Фәйзрахманов | Айдар Файзрахманов (Айдар Фәйзрахманов) 1955 нче елның 30 гыйнварендә Татарстан республикасының Арча районы Урта Бирәзә авылында туа. |
Айдар Файзрахманов набережные челны сабантуй 2023 молодцы. | Ныне преподаватель, профессор КФУ Айдар Файзрахманов начал свою педагогическую деятельность в 2002 году. |
Стало известно, кто возглавил Советский район Уфы и куда ушел прошлый руководитель
Главная» Новости» Айдар файзрахманов концерт. Народный артист Татарстана, художественный руководитель Государственного ансамбля фольклорной музыки РТ Айдар Файзрахманов в интервью ИА «Татар-информ» рассказал о своем становлении как артиста оперы и эстрады. Айдар Файзрахманов презентует книгу 30 января 2023, Татарская государственная филармония им. Г. Тукая в Казани — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. АЙДАР ФӘЙЗЕРАХМАНОВ АЙДАР ФАТХРАХМАНОВИЧ ФАЙЗРАХМАНОВ (Айдар Фәйзерахманов). Певец (лирический тенор), артист оперы, педагог, профессор, Заслуженный артист Татарской АССР, Народный артист Республики Татарстан, Заслуженный артист России.
Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы
Супруге Айдара Файзрахманова было всего 59 лет. Айдар Файзрахманов отметил свой 65-летний юбилей в ТатгосфилармонииПодробнее. Артист турында: Айдар Файзрахманов (Айдар Фәйзрахманов) 1955нче елның 30 гыйнварендә Татарстан республикасының Арча районы Урта имән авылында туа. Айдар Файзрахманов (Айдар Фәйзрахманов) 1955 нче елның 30 гыйнварендә Татарстан республикасының Арча районы Урта Бирәзә авылында туа. Лауреат государственной премии им. Г. Тукая 2019 года, народный артист Татарстана Айдар Файзрахманов отметил 30 января свое 65-летие.
Новости с тегом - Айдар Фәйзрахманов
↑ Выдающийся музыкант Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы. Руководимый Айдаром Файзрахмановым ансамбль фольклорной музыки относится к исключительным явлениям культурной жизни нашей республики. Вел концерт сам руководитель Айдар Файзрахманов в непринужденной манере общения с залом, вовлекая студентов в процесс концерта.