Новости институт этнологии и антропологии ран

Заведующий сектором этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН д.и.н. Ю.П. Шабаев являлся руководителем круглого стола «Северный город: культурные пространства и образы, идентичности и ментальные карты городов». Серия «Методы антропологии» инициирована при научно-методическом руководстве Института этнологии и антропологии РАН издательской группой «Альма Матер» в 2023 году.

Этнографы ИАЭТ СО РАН приняли участие в XV Конгресс антропологов и этнологов России

Врио директора института РАН назначили Алексея Загребина — Новости Ижевска и Удмуртии - Udm-info Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, МГИМО и Институт этнологии и антропологии РАН выиграли конкурс по созданию научных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука».
НОЦ «Большой Алтай» поздравляет Институт этнологии и антропологии РАН с юбилеем Бывшего депутата Госдумы от Удмуртии Алексея Загребина назначили и.о. директора института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая при Российской академии наук (РАН) в Москве.
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ — ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН С 20 по 24 ноября на базе Института этнологии и антропологии РАН проходила ежегодная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», в которой приняли участие два аспиранта Московской духовной академии.

Новости института

Магазин Искать Три вуза и Институт этнологии и антропологии РАН создадут научный центр мирового уровня по междисциплинарным исследованиям человеческого потенциала E-mail Три вуза и Институт этнологии и антропологии РАН создадут научный центр мирового уровня по междисциплинарным исследованиям человеческого потенциала Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, МГИМО и Институт этнологии и антропологии РАН выиграли конкурс по созданию научных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука». Впервые НЦМУ будет создан по направлению гуманитарных и социальных наук. По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькорва, было подано 60 заявок, из которых совет рассмотрел 11 и утвердил 10 проектов по шести направлениям. Отбор был объявлен 20 марта 2020 года, первоначально проекты рассматривались на соответствие процедурным критериям, затем они детально анализировались экспертными советами. Различные проекции этой масштабной темы позволяют каждому из участников предъявить свои академические компетенции, с одной стороны, и стать важным элементом выстраивания общенациональной стратегии развития — с другой. Человеческий потенциал, несомненно, ключевой сюжет 21 века — как в научном, так и в политэкономическом контексте.

Структурное подразделение: Отдел Севера и Сибири Руководитель структурного подразделения: Заведующая отделом — к. Пивнева Елена Анатольевна Направление деятельности: В последние полтора десятилетия сотрудниками отдела много внимания уделяется исторической этнографии, изучению социальной организации и культуры народов Сибири и Крайнего Севера. Прочное место в тематике работ отдела заняли специализированные исследования в области прикладной этнологии в частности, в сфере оценки воздействия управленческих решений на население Севера и Сибири , юридической антропологии, исследования шаманских и эпических традиций, изучения социального контекста проблем языков, находящихся под угрозой исчезновения.

Сборник включает в себя статьи участников научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», которая проходила 14—18 ноября 2022 г.

Шнирельман, Р. Шиженский, M. Strmiska , а священные локусы рощи, камни, горы выступают в качестве мест исторической и культурной памяти Н. Теребихин, Е. Окладникова, K. В связи с обозначенной тенденцией интересно проследить, как носителями традиции осознаются явления религиозного синкретизма в ритуалах M. В фокусе внимания — отношение носителей традиции к возможности совмещения различных религиозных культур в культовых практиках двоеверие, марла вера — Н.

Врио директора института РАН назначили Алексея Загребина

Институт Африки Российской академии наук. Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет и Институт этнологии и антропологии РАН провели в Санкт-Петербурге XV Конгресс антропологов и. Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН), ранее — Институт этнографии АН СССР им. Миклухо-Маклая — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области социально-культурной и физической антропологии.

В Минобрнауки подтвердили увольнение директора Института этнологии и антропологии

Валиханова директором Д. Этнографический альбом. Абдулина провела встречу с зам. В 2022 г.

Институт истории и этнологии им. Валиханова заключил меморандум о сотрудничестве с названным НИИ, поэтому на встрече с обеих сторон прозвучали предложения о необходимости разработки механизма по проведении совместных научных исследований по актуальным темам, затрагивающим пребывание Казахстана в составе Российской империи и Советского Союза. Российская сторона готова принимать на повышение квалификации ученых-историков из Казахстана, к проведению международных конференций, форумов и пр.

Участники обсуждали темы от классической этнографии до современных аспектов социальной антропологии. В здании исторического и философского факультетов СПбГУ прошла секция «Институт наставничества в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики», которой руководили главный научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН, доктор исторических наук Ирина Разумова и ученый секретарь Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук Елена Пивнева. Ирина Алексеевна рассказала об этнографических аспектах изучения наставничества. В работе секции приняли участие и другие ученые Центра гуманитарных проблем Баренц-региона. На секции «Трансформации идентичности в виртуальном пространстве: киберэтничность и веб-религиозность» большой интерес у слушателей вызвало выступление «Кольские саамы в киберпространстве: конструирование и репрезентация этнической идентичности» старшего научного сотрудника ЦГП КНЦ РАН, кандидата исторических наук Олеси Сулеймановой.

На полках открытого доступа в читальном зале размещена справочная литература и текущие периодические издания. Справочно-библиографический аппарат библиотеки состоит из системы карточных каталогов, алфавитного и систематического, тематических и служебных картотек. Из картотек отметим картотеку изданий Института этнологии и антропологии, трудов сотрудников Института, картотеку периодических изданий, картотеку авторефератов. Библиотекой имеют право пользоваться сотрудники Института, сотрудники и аспиранты РАН и другие категории читателей.

Накануне источники в институте сообщили RTVI об увольнении директора института Дмитрия Функа, в поддержку которого в конце января выступило подавляющее большинство научных сотрудников, сообщивших об оказываемом на него давлении. Функа и приходе в Институт на роль исполняющего обязанности директора А.

Загребина, много лет назад — до ухода в политику — занимавшегося региональной финно-угорской историографией.

Институт этнологии и антропологии ран.

Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН), ранее — Институт этнографии АН СССР им. Миклухо-Маклая — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области социально-культурной и физической антропологии. Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй академии наук назначен прoфессoр РАН Алексей Загребин. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Минобрнауки освободило от должности директора Института этнологии и антропологии (ИЭА) Российской академии наук Дмитрия Функа, исполняющим обязанности назначен профессор РАН, бывший депутат Госдумы от «Единой России» Алексей Загребин, сообщили RTVI два. Ученые СВФУ и Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН сканируют весь материал из Кердюгенского неолитического погребения – череп, скелет, щит и доспех воина, а также сопроводительный материал для реконструкции в 3D-формате.

Уволен директор Института этнологии и антропологии РАН, за которого вступились сотрудники

Алексей Загребин возглавил Институт этнологии и антропологии РАН. Институт этнологии и антропологии РАН. Профессор РАН представил в Саратове "Стратегию национальной политики РФ". Вчера в комитете общественных связей и национальной политики. В зале свои поздравления Институту этнологии и антропологии произнес директор Института всеобщей истории РАН Михаил Аркадьевич Липкин. Также с поздравлениями в адрес ИЭА РАН выступили директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).

О ЗАКЛЮЧЕНИИ МЕМОРАНДУМА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ИНСТИТУТОМ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН

В качестве приглашенного лектора работала в России: на факультете политологии Высшей школы экономики 2010 г , в Томском государственном университете лаборатория социальной антропологии 2015-2016 гг. В качестве приглашенного исследователя и лектора работала за рубежом: в университете Касселя Германия 1999 г , Страсбургском университете Страсбург, Франция 2000 — 2001 гг , Институте этологии человека Общества им. Под руководством защищено 7 кандидатских диссертаций. В настоящее время руководство 3 аспирантами и 1 докторантом Института этнологи и антропологии РАН. Butovskaya M. LaFreniere and G.

Weisfeld eds. Морозов И. Лекции для аспирантов. Тишков [и др. Издательство Юрайт, 2017: под авторством 5,5 а.

Организатор двух международных летних школ по этологии человека Звенигород, 19-26 июня, 2001 и Пущино, 30 июня -7 июля 2002. Член диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте этнологии и антропологии РАН по специальностям 07. И; Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям» Адаптация как фактор формирования антропологического своеобразия древнего и современного населения Евразии. Социальные факторы антропологических изменений. Международные научные проекты в настоящее время В настоящее время совместные научные проекты с проф.

Вейсфельдом университет Детройта. США , проф. Сороковским Вроцлавский университет, Польша в области кросс-культурной антропологии и психологии; в области эволюционной психологии совместно с др. Финком Геттингенский университет, Германия ; в области биологической антропологии и эволюции человека совместно с проф. Шафер Венский университет, Австрия , проф.

Меннингом университет Свансей, Великобритания и проф. Мабуллой университет Дар-эс-Салама, Танзания. Премии Грант-премия от президиума РАН по программе "Выдающиеся ученые, молодые доктора и кандидаты" 2000-2001. Основные публикации Более 380 публикаций. В том числе: Монографии: 1.

У истоков человеческого общества. Язык тела: природа и культура. Научный Мир. Тайны пола: мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век-2.

Систематика и поведение приматов. Гомосексуализм и эволюция. Фрязино: Век-2 2005, 62 с. Бутовская М. Власть, пол и репродуктивный успех печ.

Агрессия и мирное сосуществование : универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека. Бурковой, В. Тименчик, Е. Бойко и др. Бредущие среди нас: Нищие в России и странах Европы, история и современность.

Дьяконовым и М. Обнажение языка: кросс-культурное исследование семантики древнего жеста. Языки Славянской Культуры. Морозовым, А. Антропология пола.

Статьи в журналах и коллективных монографиях: Butovskaya, M. A neglected form of quasi-aggression in apes: Possible relevance for the origins of humor. Current Anthropology, 37 4 , 716-717. Butovskaya, M. American journal of physical anthropology, 101 1 , 39-54.

Aggression, friendship, and reconciliation in Russian primary schoolchildren. Aggressive Behavior, 25 2 , pp. Biosocial preconditions for socio-political alternativity. Civilizational Models of Politogenesis, 35-54.

Медиаконтент иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы может быть использован только с разрешения правообладателей.

Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» Создан при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Все права защищены.

Структурное подразделение: Отдел Севера и Сибири Руководитель структурного подразделения: Заведующая отделом — к. Пивнева Елена Анатольевна Направление деятельности: В последние полтора десятилетия сотрудниками отдела много внимания уделяется исторической этнографии, изучению социальной организации и культуры народов Сибири и Крайнего Севера. Прочное место в тематике работ отдела заняли специализированные исследования в области прикладной этнологии в частности, в сфере оценки воздействия управленческих решений на население Севера и Сибири , юридической антропологии, исследования шаманских и эпических традиций, изучения социального контекста проблем языков, находящихся под угрозой исчезновения.

Алексея Загребина назначили руководителем Института этнологии и антропологии РАН

Сайт конференции Научный форум проходит с 1995 года, в этом году мероприятие приурочено к 300-летию Российской академии наук и Санкт-Петербургского государственного университета.

Серьезные глубокие исследования появились в это время в среде рус 1 Кириллов И. Третий Рим очерк исторического развития идеи русского мессионизма. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Философия истории старообрядчества. Философские аспекты староверия.

Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола. Казань, 1859. Старообрядцы и свобода совести исторический очерк. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в. Религиозные гонения. Религиозные отщепенцы очерки современного сектантства.

Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Раскол и сектантство в России доклад В. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. В 2-х ч. Калинин, 1971. Очерки по истории русской культуры.

Старообрядчество в прошлом и настоящем. Современное старообрядчество. Зеньковский, A. Карташов 1. Ряд работ советских ученых, посвященных средневековому общественному сознанию, идеологии крестьянства, социальным утопиям и их связи со старообрядческим движением, до сих пор не утратили своего значения А. Клибанов, К.

Чистов, Р. Наиболее последовательно изучением старообрядчества, его книжно-рукописной традиции занимались отечественные археографы, благодаря которым введено в научный оборот огромное количество памятников старообрядческой мысли, произведен их подробный анализ H. Покровский, И. Поздеева, Е. Агеева, Е. Смилян-ская, Е.

Сморгунова, И. Починская, А. Шашков, В. Байдин, А. Мосин, Е. Юхименко и т.

К теме старообрядчества обращались искусствоведы, филологи и собиратели фольклора О. Бахтина, Т. Гребенюк, С. Никитина, B. Кляус и др. Отказ современных исследователей от заданных схем и методологических штампов открыл новые перспективы для объективного освящения феномена старообрядчества во всех его противоречиях и многогранности.

Многочисленные научные разработки нашли отражение в специализированных сборниках и периодических изданиях. В этой связи следует отметить серию «Мир старообрядчества», с 1992 года регулярно издаваемую археографической лабораторией Московского государственного университета3. Труды ведущих и начинающих специалистов, представляющих различные отрасли знаний, сообщения краеведов и членов религиозных общин публикуются в материалах ежегодных конференций «Старообрядчество: история, куль 1 Зеньковский С. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. Собрание сочинений: в двух томах. Народная социальная утопия в России.

Период феодализма. Свердловск, 1987; Чистов К. I: Личность. II: Москва старообрядческая. III: Книга. Кроме того, с 1994 года выходят журналы с таким же названием2.

На сегодняшний день увидели свет уже несколько выпусков «Уральского сборника», подготовленных екатеринбургскими учеными, периодическое издание, посвященное особой группе старообрядцев - липованам появилось в Одессе3. Список можно продолжить коллективными работами под редакцией Е. Юхименко4, сборниками и монографиями, освещающими историю и культуру различных региональных групп, в том числе и Южного Урала5 и т. В контексте моего исследования особое значение имеют работы, в которых отразились исторические события , имевшие место на изучаемой территории, прежде всего, монография H. Южно-уральский регион включался лишь в немногие работы по истории и культуре всего уральского старообрядчества. В этой связи можно назвать книгу Н.

Парфентьева6, в которой проанализированы поздние традиции древнерусского музыкального искусства. В последнее время образовавшаяся лакуна была существенно заполнена двумя фундаментальными трудами -«Очерками истории старообрядчества Урала и сопредельных терри Вып. Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы международной научной конференции. История и современность. Старообрядчество: история, культура, современность.

В 2-х частях. Уральский сборник. Екатеринбург 1997; То же. Екатеринбург, 1998; То же. Екатеринбург, 1999; Липоване. История и культура русских-старообрядцев.

Одесса, 2004; То же. Одесса, 2005. Единоверческие храмы в Гуслицах. Куровское, 2001; Данилко Е. Старообрядчество на Южном Урале: Очерки истории и традиционной культуры. Уфа, 2002; Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность.

Киев, 2004; Филипповское родословие: исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и Южной Вятки. Курск, 2005. Парфентьев Н. Челябинск, 1994. Покровского и Н. Зольни-ковой о часовенном согласии1.

В этнографическом плане наиболее комплексно на сегодняшний день исследованы материальная и духовная культура старообрядцев, проживающих на территории Пермского края Г. Чагин, С. Дильмухаметова, И. Власова, И. Кремлева, Т. Листова, Т.

Макашина , Усть-Цильмы Т. Дронова , Дальнего Востока Ю. Аргудяева , Забайкалья Ф. Особую категорию составляют монографические исследования русского населения на той или иной территории, в которых отмечалась некоторая, свойственная старообрядческой культуре, специфика. По такому принципу построены работы Е. Рихтер о русских Западного Причудья, Т.

Бернштам о культуре поморов, В. Липинской об Алтайском крае3 и т. Выделение лишь отдельных сторон культуры и быта при изучении других региональных групп старообрядцев несколько затрудняет общий сравнительный анализ, но открывает возможности для сопоставлений на частном детальном уровне. Предметно-бытовой сфере и хозяйственной деятельности бухтарминцев посвящены труды Е. Бломквист и Н. Гринковой4, уральских казаков - С.

Сагнае 1 Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000; Покровский H. Пермь, 2001; Дронова Т. Сыктывкар, 2002; Аргудяева Ю. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. Новосибирск, 1978; Он же.

Семейские: Историко-этнографические очерки. Улан-Удэ, 1985; Он же. Этнографические очерки. Русское население Западного Причудья очерки истории, материальной и духовной культуры. Таллин, 1976; Липинская В. Русское население Алтайского края.

Федоровой подробно рассмотрена свадебная обрядность л зауральских «кержаков» , имеются описания обрядов жизненного цикла «устьцилемов»3. Старообрядчеству посвящено немало работ зарубежных авторов Р. Моррис, Р. Робсон, Д. Шеффел, Е. Накамура, Э.

Иванец 4. Особенности взаимоотношений поколений в семьях староверов и формы общения анализируются в книге В. Плейер и статье В. Рюк-Дравина, которые отличаются оригинальным авторским подходом, но содержат множество неточностей и поверхностных выводов, что связано, на мой взгляд, с отсутствием собственных полевых исследований5. Классической работой по старообрядчеству считается монография французского религиоведа П. Паскаля, на примере старообрядчества характеризовавшего русскую ментальность и особенности религиозности6.

Как было сказано выше, следующий раздел историографического обзора составляют работы, посвященные нерусскому старообрядчеству. Традиционно исследования раскола и его значения в истории и культуре России связывались с русским народом, сложилось и закрепилось официальное мнение о моноэтничности старообрядчества. Однако по историческим свидетельствам, оно имело достаточно широкое распространение у целого ряда финно-угорских народов, с которыми были связаны многие ведущие центры на территории современных Республики Коми и Карелии, Поволжья и Урала. Первые 1 Сагнаева С. Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья. Курган, 1997.

Погребально-поминальный обряд «устьцилемов». Сыктывкар, 1998; Дроно-ва Т. Мир детства в традиционной культуре «устьцилемов». Сыктывкар, 1999. Das russische Altglaubigentum: Geschihte. Darsrtellung in der Literatur.

Copengagen, 1965. Marburg an der Lahn, 1966. Наиболее обширная историография принадлежит коми-старообрядцам. Первыми работами, в которых рассматривалось влияние старо-верия на быт и повседневную жизнь коми-зырян, являются очерки К. Жакова и П. Затем в ходе комплексных исследований этнографии народов коми в 1940-1950-х гг.

Белицер сбор полевого материала производился попутно и в старообрядческих селах. По результатам экспедиций были опубликованы очерки материальной и духовной культуры народов коми, в ряде случаев отмечалась и некоторая культурная специфика отдельных старообрядческих групп, хотя их конфессиональная принадлежность и особенности религиозности не являлись предметом специального рассмотрения2. Следующими к интересующей теме обратились Л. Жеребцов и Л. Лашук, в работах разных лет ими отмечалась культурная специфика групп коми, принявших «старую веру», определялись география их расселения и субконфессиональный состав. Все их работы объединяются выводом о консервативном влиянии старообрядчества на культуру зырян и на сохранение «архаических религиозных пережитков».

Большой интерес представляют работы Ю. Гагарина, написанные на результатах сплошного конкретно-социологического исследования состояния религиозности сельского коми населения 1966 1 Жаков К. К вопросу о составе населения в восточной части Вологодской губернии. Белицер В. Сыктывкар, 1960. Сыктывкар, 1961.

Задачами исследования были выявление степени сохранности религиозных представлений и их особенностей у старообрядцев. Основным выводом было заключение о скором «вымирании» старообрядчества1. Планомерные и последовательные исследования на Печоре, Вычегде и Вашке начались уже с 1980-х гг. Сыктывкарскими учеными А. Власов, Ю. Савельев, Е.

Прокураторова, Т. Канева, Т. Волкова, Т. Дронова, В. Шарапов была подготовлена серия сборников с материалами о старообрядческой книжно-рукописной традиции, формировании и функционировании отдельных общин, наставнических родов, роли книги в традиционной культуре2. Новейшие исследования среди старообрядцев коми-зырян вопросы мифологии, художественного творчества принадлежат В.

Шарапову и П.

Его кандидатура ранее была согласована с Р оссийской академией наук" , - говорится в сообщении. Ранее должность директора ИЭ А РАН з анимал доктор исторических наук Дм итрий Функ, уволенный с поста, несмотря на открытое письмо коллег в его поддержку. Загребин - российский историк и этнолог.

Торушев Э. Модераторы доктор этнологии Ph. D Беляева-Сачук В.

Санкт-Петербург и кандидат философских наук Доржигушаева О. Информация о материале.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Летом в Петербурге состоится Конгресс антропологов и этнологов России Категория:Сотрудники Института российской истории РАН.
Библиография. Институт этнологии и антропологии РАН Научная библиотека ЮНЦ РАН. НМС казачества, этнографии и культуры Приазовья.

О ЗАКЛЮЧЕНИИ МЕМОРАНДУМА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ИНСТИТУТОМ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН

Институт этнологии и антропологии РАН отпраздновал свое 90-летие Вчера в РИА «Новости» прошел круглый стол, посвященный самоидентификации русского народа.
Институт этнологии и антропологии РАН | Сайт центра ноосферного здоровья Институт этнологии и антропологии Российской академии наук 119991 Москва, Ленинский проспект, 32-А Участок множительной техники.
Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН — Википедия В 1990 г. произошло переименование в Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР (с 1992 г. Российской академии наук).
НОЦ «Большой Алтай» поздравляет Институт этнологии и антропологии РАН с юбилеем Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй академии наук назначен прoфессoр РАН Алексей Загребин. пронимание будущего: вклад Академии наук.

Институт этнологии и антропологии ран.

Институт этнологии и антропологии РАН запустил собственный онлайн-телеканал. Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН) — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области социально-культурной и физической антропологии. Функ Дмитрий Анатольевич, д.и.н., проф., директор Института этнологии и антропологии РАН, в своем приветственном слове отметил большой вклад Н.Н. Миклухо-Маклая в историю отечественной науки. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать. НацАкцент Институту этнологии и антропологии РАН исполнилось 90 лет. Торжественное заседание в честь юбилея проходит в Синем зале РАН в Москве 11 апреля.

Конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии»

Обсуждение русского вопроса на круглом столе чуть не переросло в драку. Активный мужчина из зала кричал, что русские — это четыре составляющие: собственно русские, украинцы, белорусы и даже казахи. Один из участников круглого стола категорически возражал, указывая, что это четыре разные национальности, невзирая на Киевскую Русь. Тем временем представитель Института этнологии и антропологии РАН Василий Тишков пытался защитить честь академии, доказывая, что в РАН существует очень много интересных исследований о русских, просто они не попадают к широкой публике — академики печатают их тиражом 100 экземпляров и дарят своим коллегам-академикам. Затем Василий Тишков высказал, действительно, неоднозначную теорию: по его словам, русских как общности нет вообще.

Возьмите русских из Архангельской области, из Ставропольского края и с Камчатки, к примеру, и вы получите три совершенно разных «народа», общим у которых будет только язык, и, если они верующие, то православие. Русский народ не является гомогенным, он очень разнообразен. Образованному русскому проще найти язык с образованным чеченцем или с татарином, чем с русским не из своей среды», — заметил Василий Тишков. Однако другие ученые такой постановкой вопроса оказались недовольны.

По их словам, «русских долго разъединяли, уже пора объединять», «происходит распад культурного кода» и так далее. Заместитель декана истфака МГУ Алексей Власов напомнил, что на Кавказе молодежь в рамках специальной программы на несколько дней выезжает в аулы, где ходит в традиционной одежде. Мы же, русские, ничего подобного не делаем. Или, например, Кадыров приказал всем девушкам выходить замуж в национальной одежде — и, конечно, выходят.

А у нас прикажи что-нибудь подобное какой-нибудь губернатор — и выполнять приказ не будут, еще и засмеют. Наши села, в отличие от кавказских аулов, спиваются: «Мы не получим от наших сел того этнокультурного возрождения, которого мы ждем. Люди в селах неграмотные, некультурные, сильно пьющие», — заметил Василий Тишков. По его словам, чтобы спасти национальную культуру, надо интегрировать деревню «в общую жизнь».

А так получается, что у нас нормальная жизнь в стране только в пределах МКАД.

Их интересы охватывают широкий диапазон явлений. Это, к примеру, этнический состав населения России и мира, происхождение народов и их история, народная культура, традиции и обычаи, религиозные культы и практики, межнациональные отношения и конфликты и многое другое. В основе профессии этнолога и антрополога лежит экспедиционное, полевое исследование: непосредственное изучение жизни конкретного сообщества или этнической группы, которое именуется у антропологов включенным наблюдением. Собранный в поле материал обобщается и публикуется в научных и популярных изданиях.

Распространен метод визуальной антропологии, из которой рождается этнографическое кино. Этнологи создают коллективные портреты отдельных культур и обществ. Они обладают знанием облика разных народов и их традиций и обычаев. Они изучают материальную и духовную культуру, и эти знания используются на практике: от моды и диеты до миротворчества и дипломатии. Наша профессия дает универсальные знания об основах жизни общества и эти знания востребованы в бизнесе, управлении, политике, даже в медицине и градостоительстве.

Работа антрополога и этнолога увлекательна и интеллектуальна.

Я говорю про чудовищную дискриминацию коренных народов, у которых по разработанному в Миннаце законодательству отбирают родовую землю чуть ли не из-под ног, про вопрос изучения родного языка в Татарстане, Башкортостане и много где еще, про то, что до сих пор не создано гармоничное миграционное законодательство, про то, что до сих пор любая попытка защитить свою этническую культуру от ассимиляционного и тлетворного влияния российской национальной культуры — Димы Билана и Сергея Михалкова — называют сепаратизмом и шпионажем в пользу какой-нибудь Норвегии, о том, что Ассоциация коренных народов превратилась в орудие олигархата по превращению священных земель вроде плато Укок в площадку для трубопроводов, про рейдерские захваты общины «Далыча», про имущественные, территориальные и правовые компенсации переселенным народам, которые еще не выплачены. Таких проблем тысячи. До сих пор Института этнологии и антропологии РАН не отличился вообще ничем. Ни одного фундаментального исследования, ни одного толкового документа в области национальной политики, ни одной выдающейся публикации. Надо ли строить национальное государство россиян или мы продолжаем оставаться федерацией, где каждый народ имеет право на свою автономию, землю и управление своей культурой?

На этот вопрос Институт тоже не предлагает никакого внятного ответа. Я не помню никакой книги и никакого сборника статей, выпущенных Институтом этнологии и антропологии РАН. Хотя казалось бы — национальный вопрос самый важный, вот и губернаторов обязывают нести ответственность за разные межэтнические столкновения. Но никаких книг нет. Другими словами, делают ту работу, которую должны делать социологи и демографы. А по сути больше ничего, хотя национальный вопрос, повторяю, самый важный.

По своей основной направленности кроме бессовестной и бесстыжей толерантности, ставшей уже матерным словом, Институт ничего не производит. Надо ли его реформировать? На мой взгляд — надо! Отобрать хозяйственные функции, чтобы не занимался дурью и занимался наукой, для чего, собственно, и создан. В конце концов, это очередное «теплое место» для бывшего чиновника, на которого не нашлось «золотого парашюта», или все-таки авангард российской науки!? Почему передовую науку, которая в Российской империи и Советском Союзе намного опережала все западные и восточные школы, превратилась в унылые разглагольствования о толерантности и «гражданской нации»?

Почему нет цитируемых по всему миру фигур, равных по своей величине Бенедикту Андерсону и Фредрику Барту?

Еще в 1950-е гг. Герасимова — автора уникального метода восстановления лица по черепу. В нашей стране, к сожалению, очень мало специалистов по физической антропологии. В этом ряду можно назвать только имена ученого-антрополога, заслуженного академика НАН РК, член-корреспондента Болонской академии наук, лауреата премии им. Валиханова, доктора исторических наук, профессора О. Исмагулова и его дочери А. Функ сообщил, что по запросу нашего Института он приложит усилия для изыскания возможности для бесплатной или льготной стажировки казахстанского специалиста на базе московской Лаборатории антропологической реконструкции.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий