Указом Александра I от 1801 года купцы получили право приобретать ненаселенные земли, в результате чего сложилось купеческое землевладение. Однако за это купцам пришлось заплатить отказом от автономии созданных ими ранее самостоятельных купеческих корпораций, которые на предыдущем этапе истории собственными силами обеспечивали защиту прав своих членов.
Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси
В последствии меховые деньги были вытеснены серебром, но серебряные деньги долго носили название мехов — ногата, куна, резана. Для оплаты крупных покупок в Древней Руси использовали слитки серебра — гривны. Первоначально слово «гривна» означало шейный обруч, затем оно приобрело значение, соответствующее определенному количеству серебра. Гривна серебра — весовая денежная система, а гривна кун — счетная.
Постепенно, по мере объединения русских земель вокруг Москвы, вся страна покрывается сетью крупных и мелких торговых центров — торжков и ярмарок. Происходит унификация денежной системы. В XVI в.
Рубль как денежная единица не существовал, был лишь счетным понятием также как полтина, гривна и алтын , которое выражалось определенным количеством серебряных монет: 100 копеек, 200 денег, 400 полушек. Гостиные дворы принадлежали казне и представляли собой комплекс построек, где купцы за определенную плату могли остановиться на ночлег, складировать свой товар и совершать торговые сделки. В рядах торговали каким-нибудь одним товаром.
Оптовая торговля велась в гостиных дворах. Постепенно формируются новые торговые пути и складываются новые торговые отношения, расширяются традиционные торговые связи с Востоком. Обычно этот путь занимал 1,5-2 месяца.
В Астрахани товары перегружались на морские суда, и путь продолжался в восточные страны вдоль берегов Каспийского моря. В Россию с востока везли шелковые ткани камка, тафта, атлас, бархат и хлопчатобумажные ткани бязь, пестрядь , ковры, хлопок, пряности, сухофрукты, орехи, рис, рис, ладан, мыло, драгоценные и цветные камни, жемчуг, лошадей, овец. Все эти трудности заставляли средневековых купцов быть одновременно и торговцами, и дипломатами, и воинами.
Вы познакомились со второй лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Великий Волжский путь: география и способ передвижения». До новых встреч!
Это были не только профессионалы, но и люди, получившие прекрасное образование, часто за границей, знавшие иностранные языки, разбиравшиеся в науках и искусстве. В своих воспоминаниях «Купечество московское» В. Рябушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений отца и сыновей и, конечно, Божие благословение теперь сказали бы — удача или выгодная конъюнктура. Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою.
В начале XX в. Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства. Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство.
Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией. Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» Булгаков, 1991: 202. В широком смысле хозяйство — это деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, который является конкретным духовным типом с многообразием и сложностью психологических мотиваций. Поэтому религиозное мировоззрение определяло особенности поведения «человека экономического». Купцы большей частью происходили из крестьян, унаследовав от них глубокую религиозность, они строили свои деловые отношения в соответствии с православной этикой. Хозяйственная жизнь регулировалась нормами, сложившимися по обычаям предков, осмысленными в духе христианского учения.
Смыслом жизни мирянина, согласно православному мировоззрению, считалось спасение души через стяжание Св. Духа в таинстве Евхаристии и исполнении заповеди — любви к Богу и к ближнему как к самому себе. На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России. Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество. Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения. В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения.
Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга. Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям. Крупный московский купец Н.
Купцы второй гильдии получили право владеть речными судами и так же, как и их «коллеги» из первой гильдии могут быть владельцами фабрик и заводов. Купцам третьей гильдии разрешалось вести мелкую торговлю, заниматься ремеслом, иметь тракторы и постоялые дворы. Император Павел I реорганизовал Коммерц-коллегию и включил в нее 13 выборных купцов. Его сын, император Александр I, запретил выборность купцов в Коммерц-коллегию. В 1807 году он издал манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий». Этот документ разрешал купцам создавать товарищества для ведения внешней торговли.
В начале XIX века в России начинают зарождаться капиталистические отношения. Сельскохозяйственная продукция производилась в целях сбыта. В поместьях становится больше промышленных мануфактур и предприятий, на которых трудились крепостные.
Нижегородская ярмарка занимала первое место в России по товарообороту. На ярмарке формировался баланс между спросом и предложением, производством и потреблением основных российских продуктов.
Ярмарка была для русских купцов наиболее доступной формой хозяйственного общения. С течением времени купечество приобрело правовой статус. Государства передавали в частные руки казенные полотняные заводы, создавались торгово-промышленные компании. С 1721 года купцы получили право покупать к заводам крестьян. В 1722 году были основаны купеческие гильдии.
В 1785 Екатерина II издала Жалованную грамоту городам. Этот документ наделял купцов первой и второй гильдий дополнительными личными правами.
Зачем в России возрождать купечество
Первый из Демидовых был кузнецом, выдвинувшимся в период правления Петра I. Получив земли за Уралом, он занялся строительством металлургических заводов. Родоначальник рода Солдатенковых — выходец из крестьян. Начинал с торговли в Гостином дворе, впоследствии стал пайщиком банков, страховых сообществ, мануфактур. Огромная библиотека, подборка картин, собранная им за долгие годы, была завещаны Московскому Румянцевскому музею. Удивителен путь к богатству и семейства Бахрушиных. Они переехали в столицу из Зарайска, где занимались перегоном скота. И в Москве, и в Зарайске, Алексей Петрович и Алексей Александрович Бахрушины были почетными гражданами, принимавшими активное участие в жизни городов. Убедившись в том, насколько богата русская земля талантливыми предпринимателями, прославившимися грамотным ведением дел, духовностью, можно использовать их наработки в современной жизни, брать с них пример.
Разрешалось причислять незамужних сестер к свидетельству их брата. Интересно, что по смерти главы начальника семейства на его место могла заступить вдова, взяв на свое имя свидетельство, с внесением в него сыновей, незамужних дочерей и усыновленных приемышей, а также и своих внуков. Также заступить на место начальника семейства мог один из сыновей или одна из незамужних дочерей, в таком случае в выдаваемое на имя нового начальника семейства свидетельство вносились также его братья и родные племянники до достижения ими совершеннолетия, то есть 21 года, а сестры и родные племянницы — до замужества. Вдовы и дочери, оставшиеся в своем семействе без лица мужского пола, которое взяло бы купеческое свидетельство со включением их в оное, удерживают звание, в котором состояли их мужья или отцы, но не могут пользоваться торговыми правами, если не возьмут купеческое свидетельство на свое имя. Торговыми правами пользовался только начальник семейства, но остальные члены семьи, внесенные в свидетельство, могли помогать ему по формальной доверенности или на правах приказчика или поверенного. Все эти родственники пользовались всеми гражданскими правами купеческого сословия. Основные привилегии купечества остались такими же: освобождение от подушного оклада, а также от личной рекрутской повинности и от поставки по наряду работников натурою в определенных случаях выплачивались дополнительные пошлины , освобождение от телесных наказаний, купеческий статус. А здесь можно изучить: «Положение о пошлинах за право торговли и других промыслов со всеми позднейшими изменениями и дополнениями» от 1869 года. Еще несколько преимуществ купеческого сословия: Указом Александра I от 1801 года купцы получили право приобретать ненаселенные земли, в результате чего сложилось купеческое землевладение. Село Новомихайловское, Кубань. Местные помещики преимущественно купцы. Фото предоставлено отцом Виктором, священником местного храма, на фоне которого и сфотографировались землевладельцы. Например, мои предки купцы Петрик были крупными землевладельцами, овцеводами и конезаводчиками. Они жили «на земле», хоть и были приписаны к городу Екатеринодару, а также сдавали земли в аренду. Фотография из семейного альбома Надежды Владимировны Петрик. Предположительно на фото имеется один из представителей купеческого рода Петриков — М. С 1807 года за особо важные заслуги купцы награждались орденами и медалями и пользовались преимуществами, связанными с этими отличиями, до 1892 года могли получать гражданские чины. На портрете пятигорского купца и старосты Спасского собора Василия Зипалова можно обратить внимание на количество медалей «За усердие». Их наличие подтверждается и архивными данными в следующих статьях я расскажу, как можно найти информацию о награждении. Две медали на груди, а три — на шее. Награждали медалями «За усердие» за различные заслуги, в частности за благотворительную деятельность и помощь церкви. Медали получали в порядке возрастания, а высшей была золотая медаль на Андреевской ленте для ношения на шее. Также на картине мы видим и другие награды. Портрет Зипалова Василия Семеновича. Художник Я. Епанечников Москва, 1897г.
Зачастую купцы вместо договоров использовали понятие «Слово купеческое», при его нарушении купцов исключали из гильдии. Купец Исаксон, Могилёвская губерния , 1867 год В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук , сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки шаровары заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка». Она одновременно выполняла роль и летнего пальто , и представительского костюма. В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки , туфли , иногда фраки и цилиндры.
Изначально это слово не имело негативного значения, но со временем от него произошел термин «смердеть», то есть неприятно пахнуть. Смерды были свободными людьми, хотя и находились под юрисдикцией князя, то есть платили ему налоги и обрабатывали государственную землю. Если смерд заключал договор с феодалом или землевладельцем и уходил к нему в услужение, то он становился закупом или наймитом, то есть работающим по найму. Стоит упомянуть и про еще одну категорию древнерусского населения — холопов или челядь. Фактически это были рабы, которые являлись собственностью своих господ. Но со временем они могли выкупить свою свободу и продолжить трудиться уже по договору, как наймиты. Людские категории после монголо-татарского нашествия Структура населения на Руси значительно поменялась, начиная с XVI века.
Купеческие гильдии: как это было в России
Выпуск 58. Российское купечество | Ф. Шаляпин Что такое русский купец? Это, в сущности, простой российский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город. |
КУПЕЧЕСТВО • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Кто такой купец. Чем занимались купцы. Имена Купцов на Руси. Купец это имя. |
Сословия. Купцы | Екатеринбургский бизнесмен Олег Хабибуллин — сооснователь легендарной уральской сети продуктовых магазинов «Купец». |
КУПЕЧЕСТВО • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Ключевые слова: купеческие гильдии, купцы-старообрядцы, купеческие династии, социальные архетипы, христианские ценности. |
Значение слова «купец» в 6 словарях | Ф. Шаляпин Что такое русский купец? Это, в сущности, простой российский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город. |
Жена да убоится мужа своего?
- Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни – Telegraph
- Нижнетагильск и купечество
- Статьи по предмету Коммерческое право
- Жена да убоится мужа своего?
- Действия для выбранных медиафайлов
- История русского купечества
Зачем в России возрождать купечество
Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут! На деньги ума не купишь. Придеть беда - купишь ума. Чего Бог не дал, того за деньги не купишь, того к коже не пришьешь. Все купишь, а отца-матери не купишь. Друг денег дороже: друга на деньги не купишь. Фома не купит ума, а своего продаст. Онь тебя и купит, и продаст.
Правда - кус купленый; неправда - краденый. Одно купи, другое продай. Продал - прожил; купил - нажил. Чего не любишь, того и не купишь. Купить дорого, продать дешево. Не рожден, не сын, а не куплен, не холоп. Подари-то помер, а остался в живых брат его, купи.
Подаришь уехал в Париж, а остался брат его, купишь. Деньга попа купит и Бога обманет! Купить кого, подкупить. Попа купишь, а Бога не купишь. Купить траву, луга, откупить, снять. Во всех примерах этих глаг. Мы купим купуем, купляем, покупаем лес, своего нет.
Они купят покупают хлеб , своего не стает. За очи коня не купят, т. Мыла купят на лишнюю денежку. Купленая грамота , купчая , крепость. Куповаться или купляться; купиться ; купываться, быть куплену.
Благотворительность В XIX веке российское купечество значительно расширило свою благотворительную деятельность. Это делалось как для получения почётного гражданства, медалей, так и с религиозными, и иными — не меркантильными целями. Так Иркутский купец Медведников Иван Логгинович вместе с женой Александрой Ксенофонтовной урождённая Сибирякова , будучи глубоко верующими людьми, более 10 миллионов рублей направили на строительство и содержание больниц, церквей, монастырей, гимназий и т. Здания, построенные на их деньги, до сих пор служат Москве и Иркутску. Средства вкладывались не только в образование, сиропитательные заведения, церковь, но и в научные экспедиции. Например А. Сибиряков за финансирование научных и географических исследований был награждён: шведским королём — почётным Крестом полярной экспедиции, французским правительством — знаком отличия «Пальмовая Ветвь», серебряной медалью Русского географического общества. Уровень неграмотности среди женщин-купчих был выше, чем у мужчин. Торговля требовала простейших познаний в арифметике. Документы составляли грамотные родственники, или приказчики. Внуки купцов уже учились в университетах, иногда и заграничных. Так В. Баландина — внучка сибирского золотопромышленника Аверкия Космича Матонина закончила образование в парижском институте Пастера. Картина В. Перова , Приезд гувернантки в купеческий дом. В XIX веке в городах начали появляться публичные библиотеки. Купцы жертвовали для этих библиотек деньги и книги. Во второй половине XIX века начинает формироваться общественная педагогика. Начинают создаваться Общества попечения образования, которые открывают и финансируют школы, гимназии и библиотеки. Купцы принимают активное участие в создании и финансировании деятельности подобных обществ. Профессиональные учебные заведения Первое российское коммерческое училище было открыто в 1772 году в Москве на средства П. В 1804 году открылось Московское коммерческое училище , а в 1806 году Московская практическая коммерческая академия [3]. Влияние купечества на городскую архитектуру Дом Грибушина в Перми Полукаменный купеческий дом Верхнеудинска. Длинная сторона ориентирована во двор, в первом этаже вход в лавку. Купеческие дома во многом определили лицо исторической части российских городов. Купеческие особняки формировали торговые зоны городов. Купцы жили в одно- или двухэтажных деревянных или каменных особняках. В первом этаже и подвале могли размещаться склад, магазин, лавка, контора; жила прислуга, или дальние родственники. Второй этаж был жилым. Каменные дома с толстыми стенами, деревянные — с богатой резьбой. Двухэтажные дома с балконами, лоджиями, большими окнами. Каменные дома с приметными фасадами ; появилась даже особая «купеческая» кладка кирпича. Украшались кирпичные дома кованными решётками, чугунными лестницами, парапетами и т. Большинство купеческих домов крылось железными крышами. Красили их, как правило, в зелёный или красный цвет. Дома строились основательные — «на века», и больших площадей — для потомков.
Подобные меры со стороны государства преследовали вполне определенную цель — пополнить казну, не разоряя при этом до конца плательщиков налога. Реформы Петра. I, его долгие изнурительные войны потребовали колоссального количества денег, которых у казны не было. Тогда Петр в 1705, 1713, 1717 гг. Не менее губительными для купцов оказались и другие начинания Петра I, шедшего ради создаваемой им империи на самые решительные, порой экономически не оправданные меры. Купцов принуждали нести отвлекавшую их от непосредственной деятельности службу по сбору налогов, образовывать торговые и промышленные компании; им указывалось, в какие порты какие товары везти для продажи, по каким ценам продавать их государству. И наконец, купцов насильственно переселяли из одних городов в другие. Несколько тысяч купеческих семей заставили переехать в только что основанный Санкт-Петербург, где не было ни обширной торговли, ни развитой инфраструктуры путей сообщения, складских помещений, гостиниц и т. При Екатерине II была окончательно оформлена организация купечества, сохранившаяся с некоторыми изменениями до 1917 г. Все торгово-промышленное сословие было разделено на три гильдии, куда, в зависимости от величины капитала, приписывались все купцы: 1-я гильдия — владельцы капитала свыше 10 тыс. При этом купцам 1-й гильдии разрешалось вести внешнюю торговлю, иметь фабрики и заводы, 2-й гильдии — внутреннюю оптовую и розничную торговлю, 3-й — только мелочную торговлю. Члены всех гильдий освобождались от уплаты подушного налога и натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии — от телесного наказания. За это они были обязаны ежегодно выплачивать промысловый налог, а в случае неуплаты следовало исключение из гильдии. В результате в сословие купцов начался приток из посадского населения и крестьянства.
XVI в. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши. Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем. Этим путем в Германию шли русский лен, пенька, сало, кожи и красная юфть. Главным предпринимательским центром на этом пути был Н. Новгород с располагающейся рядом с ним Макарьевской ярмаркой. Путь от Н. Новгорода до Астрахани преодолевался русскими купцами примерно за месяц. Шли караванами из 500 и более судов с большой охраной. И даже на такие караваны время от времени совершались разбойные нападения. Купцы плыли и останавливались в местных предпринимательских центрах — Чебоксарах, Свияжске, Казани, Самаре, Саратове. Торговля с Хивой и Бухарой проводилась в Караганском пристанище, куда из Астрахани под охраной приходили купеческие суда, а на встречу с ними приезжали местные купцы со своими товарами. Торговля велась ок. После этого часть русских судов возвращалась в Астрахань, а другая шла в Дербент и Баку, откуда купцы уже посуху добирались до Шемахи и торговали с персами. Сибирский путь шел водой из Москвы до Н. Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, где был большой торг с вогулами, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. В Енисейске был устроен большой гостиный двор. От Енисейска путь пролегал в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов следовала и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск, где был построен специальный гостиный двор. Основными товарами, которые покупали или выменивали на этом пути, были меха и звериные шкуры, из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани. Смоленский Литовский путь шел из Москвы через Смоленск в Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало. Более того, в Москве очень неохотно привечали польских и еврейских купцов, имевших плохую репутацию, а русские купцы избегали отношений с торговцами местечковой Польши. Степной Малороссийский Крымский путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Широкий размах основных путей торгово-предпринимательской деятельности наглядно свидетельствовал о гигантских усилиях, вложенных в экономическое освоение огромной территории России. В Древней Руси эта деятельность была связана и с путевыми трудностями. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, русские купцы нередко принимали участие в организации их производства, особенно это касалось выработки воска, сала, смолы, дегтя, соли, юфти, кож, а также добычи и выплавки металлов и производства различной продукции из них. Но основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Строил он ладьи и суда, перевозившие разные товары, хлеб и соль. В 1614 он получает звание гостя. С 1632 Никитников вкладывает капиталы в солеваренную промышленность. Никитников держит целый ряд для продажи соли в разных городах, располагавшихся по течению Волги и Оки и связанных с ними рек: в Вологде, Ярославле, Казани, Н. Новгороде, Коломне, Москве и Астрахани. Семейный портрет купцов Никитниковых Долгое время центром торговой деятельности Никитникова был его родной г. Ярославль с обширным двором, принадлежавшим его предкам. По старым описаниям, усадьба купца Никитникова превращается в настоящий торговый центр Ярославля, становится узловым торговым пунктом, в котором скрещивались волжские и восточные товары, приходившие из Астрахани, с западными товарами, привозившимися из Архангельска и Вологды. Здесь Никитниковым была построена в 1613 деревянная церковь Рождества Богородицы. Недалеко от усадьбы стоял знаменитый Спасский монастырь, рядом с которым находился рынок. Ближе к р. Которосли размещались соляные и рыбные амбары Никитниковых. В 1622 Никитников по приказу царя переезжает в Москву, туда же перемещается и его торговый центр. В Китай-городе Никитников строит богатые палаты и красивейшую церковь Троицы в Никитниках она сохранилась до сих пор. Никитников возводит большие склады для ведения оптовой торговли. Его дом становится местом встречи богатых купцов и заключения сделок. Купец Никитников прославился не только предпринимательством, но и своей общественно-патриотической деятельностью. XVII в. Никитников постоянно участвовал в несении государственных выборных служб, представительствовал на земских Соборах, участвовал в составлении челобитных царю от гостей и купцов, искавших защиты интересов русской торговли и ограничения привилегий иностранных купцов. Он был смел и уверен в себе, бережлив и аккуратен в платежах, не любил должать, но и не любил давать в долг, хотя в долг приходилось давать довольно часто, даже самому царю, который жаловал его в награду серебряными ковшами и дорогой камкой. Исследователь жизни Григория Никитникова свидетельствует о нем как «о человеке деловом и практичном, глубокого проницательного ума, твердой памяти и воли, с крутым решительным характером и большим жизненным опытом. Через все его наставления неизменно проходит требование сохранения семейного и хозяйственного порядка таким, каким он был при нем. Такой же деловой тон звучит в наказах о поддержании благолепия в выстроенных им церквах и в распоряжении об аккуратных взносах пошлин в казну за соляные варницы». Весь свой капитал Никитников завещал не дробить, а передал в совместное и нераздельное владение двум внукам: «…и внуку моему Борису, и внуку моему Григорию жить в совете и промышлять вместе, а буде который из них станет жить неистова и деньги и иные пожитки станет сородичам своим раздавать и сторонним людям, один без совету брата своего, и он благословения моего и приказу лишен, до дому моево и до пожитков ему дела нет». Умирая в 1651 , купец Никитников завещает: «…и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свечи, и вино церковное, и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтоб церковь Божия без пения не была и не за чем не стала, как было при мне, Георгии». Кроме своей московской церкви он просил заботиться и о храмах, построенных им в Соли Камской и Ярославле. Одним из характерных предпринимателей XVII в. Свою торговую деятельность Никитин начинал в качестве приказчика гостя О. В 1679 он стал членом гостиной сотни Москвы, а в 1681 получил звание гостя. После смерти братьев Никитин сосредоточивает в своих руках большую торговлю, ведет дела с Сибирью и Китаем, его капитал в 1697 составлял огромную по тем временам сумму — 20 тыс. Как и другие купцы, Никитин строит свою церковь. Это — Никола Большой Крест, воздвигнутая в 1680 архангельскими гостями Филатьевыми. Церковь была одна из красивейших в Москве, да и во всей России. Ее взорвали в 1930-х.
Купечество на службе у государства: по деньгам и чин
Кто такой купец. Чем занимались купцы. Имена Купцов на Руси. Купец это имя. В целом изменение статуса купцов привело к увеличению числа записавшихся в это сословие, а также доходов бюджета. Несмотря на то что многие основатели купеческих династий конца XVIII – начала XIX века были неграмотными, дети этих купцов чаще всего получали хорошее домашнее образование, а внуки уже учились в университетах.
Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни
Во втором этаже сахарные головы оборачивали в синюю бумагу или наколотый сахар укладывали в пакеты. Там же сортировали, развешивали и убирали чай в деревянные ящики на два, четыре и больше фунтов. В таком виде они отправлялись в провинцию. Главная клиентура отца, кроме москвичей, конечно, были помещики. Они выписывали по отпечатанному прейскуранту в свои поместья запасы товаров на целый год.
Для этого и предназначалась особая упаковка товаров, которой и был занят большой штат служащих. Машину и всякие приспособления отец выписывал из-за границы, куда сам ездил осматривать новые изобретения по этой части… К весне, как только солнце начинало пригревать и лужи подсыхали, на камни нашего двора расстилали новые ярко-желтые рогожи, и на них высыпали для просушки целые кучи зеленого горошка, бобов, изюма, чернослива, сахарных стручков… Совсем напротив нашей детской находились службы: коровник, каретный сарай, дальше — конюшни, над ними сеновал… Купец. В середине двора стоял наш двухэтажный изящный особняк… Из тесной передней поднимались по широкой лестнице светлого полированного дерева, устланной цветистым ковром, в парадные комнаты. Из приемной с резными шкафчиками и стульями светлого дуба вели две двери: одна в кабинет отца, другая — красного дерева с матовыми узорными стеклами — в залу.
Кабинет отца — маленькая комнатка с вычурным лепным потолком, изображавшим голубое море, из волн которого выглядывали наяды и тритоны… Между окон кабинета помещался большой письменный стол, за которым никто никогда не писал. На столе стояла тяжелая бронзовая чернильница без чернил, бювар с бронзовой крышкой без бумаг, бронзовый прорезной нож, ручки, которые не употреблялись. Над диваном висела итальянская картина «Смерть святой Цецилии» из мозаики… Зала была самой большой комнатой в доме. Три больших зеркальных окна, с которых спускались прекрасные атласные занавеси.
В простенках два зеркала. На подзеркальниках большие голубые фарфоровые вазы в золоченой бронзовой оправе с крышками. По стенам зала высокие стулья орехового дерева, обитые красным бархатом. В углу — рояль Бехштейн, шкафчик с пюпитром для нот.
Жардиньерка с искусственными цветами, которые, по настоянию подросших сестер, были заменены живыми. Золоченой бронзы часы — земной шар, поддерживаемый двумя амурами, — стояли на деревянной подставке. По углам залы четыре канделябра той же золоченой бронзы со стеариновыми свечами, такая же люстра посреди потолка, свечи, обмотанные нитками, от которых должны были зажигаться фитили свечей, и никогда не загоравшиеся, когда к ним подносили спичку. Гостиная была черного дерева, обитая синим шелковым штофом, стены затянуты тем же шелком… Столы черного дерева покрыты плюшевыми скатертями, бахрома которых спускалась до пола.
Пол затянут сплошь светло-серым ковром, на подзеркальнике часы розового фарфора с изображением пышных дам в широкополых соломенных шляпах. Около них стояли безделушки из того же фарфора — какие-то тарелочки, вазочки неизвестно для какого употребления. Освещалась эта гостиная канделябрами и люстрами такого же розового фарфора. За гостиной, отделенной тяжелыми портьерами на шелковой подкладке, — будуар.
Кретоновая мягкая мебель, золоченые стульчики, небольшие шифоньерки. В углу — мраморный камин. На нем часы совсем необычайные: в них двигался циферблат, а неподвижная золотая стрелка показывала время. На шкафиках и полках стояли китайские вазы и разные китайские безделушки.
Убранство всех наших парадных комнат носило французский характер. Меблировал их месье Паскаль — известный в Москве драпировщик. Бронза во всех комнатах была выписана матерью из Парижа через магазин Шнейдера на Кузнецком мосту. В каждой комнате был свой стиль.
Предметы из одной комнаты не переносились в другую. Каждая мелочь всю жизнь стояла на своем месте. Во всех комнатах в углу висели небольшие иконы в изящных окладах. За этим будуаром — две небольшие комнаты, спальни моих родителей.
Затем проходная комната, из которой несколько ступеней вели вниз в пристройку: столовую и классную. Из нее через буфет лестница наверх в детскую и лестница вниз в первый этаж, где в небольших и низких комнатах размещались старшие братья и сестры со своими гувернантками. Меблировка в этих комнатах везде была одинаковая: кровать, покрытая белым пикейным покрывалом, перед кроватью коврик. Мраморный умывальник, в который наливалась вода сверху, она текла в таз при нажимании педали.
Шкафик для белья. Письменный стол и этажерка для книг… Эти три этажа соединялись между собой узкими лестницами полированного дерева… В самом низу, в полуподвальном этаже, были людская и комнаты для прислуги. Комнаты горничной, портнихи и экономки мало отличались от комнат моих сестер. На окнах белые занавески, та же кровать, только без пружинного матраца, покрытая белым пикейным одеялом, гора подушек, вместо шкафа — сундучки, у каждой свой; иконы с венками из бумажных цветов.
На стенах олеографии, фотографии в дешевых рамочках. И во всем доме, во всех углах его ни соринки, ни пылинки, всюду порядок и чистота, за которыми следила моя мать. И были все эти три этажа отдельными царствами, мало соприкасавшимися между собой. В них царила моя мать, управляя жизнью каждого из нас с одинаковой бдительностью и строгостью» 6; 29—30.
Похожа на этот, поставленный на барскую ногу дом, обширная квартира другого богатого купца, Харузина; правда, семейная обстановка и отношения с прислугой попроще, на купеческий лад: «Мы переселились на Большую Ордынку, в дом Синицына… Вход был со двора, мощенного булыжником, с дорожкой из плитняка, ведущей от калитки при железных с фигурной решеткой воротах к главному подъезду самого владельца. Наш подъезд был крыт двухскатной пологой железной крышей… Со двора надо было ступить по невысоким ступенькам на мощные гранитные плиты подъезда… Стоило дернуть медный звонок… и уже слышны были торопливые шаги сбегавшей вниз по лестнице горничной. Внизу была небольшая прихожая, но холодная, и раздевались поэтому наверху, в большой передней. Лестница, выкрашенная в желтую масляную краску, с перилами из балясин, выкрашенных в белый цвет, широкая и пологая, делала красивый поворот.
С лестницы в дверь входили в переднюю, оклеенную желтыми, под ясень, обоями, с ясеневой же тяжелой мебелью — диваном и несколькими стульями, с зеркалом в ясеневой раме с подстольем в простенке между двумя окнами, уставленными зелеными растениями. Из передней одна дверь вела в две следующие друг за другом небольшие узкие комнаты одну из них занимала сестра моя Лена с гувернанткой, другую — тетя наша Александра Ивановна … Другая дверь в передней вела в комнату, называвшуюся «приемной», в сущности почти всегда остававшуюся пустой, но которой нельзя было дать другого назначения потому, что она была проходной, связывавшей залу и гостиную. В этой комнате мебель была обита кретоном… Зала была, как говорили тогда, «барская» — большая, в четыре окна с долевой стороны и в три окна с поперечной. Стены белые, «под мрамор», широкие подоконники, паркет — превосходной мозаичной работы с красивым рисунком.
Маминым вкусом сюда были внесены: бронзовая изящная люстра, два относящихся к ней канделябра на подстольях двух узких и длинных зеркал, занимавших простенки между окнами долевой стороны, бронзовые же бра в несколько свечей на стенах, массивный ореховый стол, раздвигавшийся на две половины, которые стояли обыкновенно у двух противоположных стен и сдвигались посреди залы под люстрой для чайного и обеденного стола, когда бывали приемы, ореховые же стулья по стенам со сквозными спинками и камышовым переплетом на сиденье, рояль и горка для нот в углу и растения на окнах из них помню кактусы… хибискус — его называли «китайским розаном», олеандры, илекс, восковое дерево … Комнаты тети и сестры Лены примыкали к долевой стене залы. В Лениной комнате мое внимание привлекали только два предмета. Это была, во-первых, висевшая над кроватью сестры тетина икона Казанской Божьей Матери… Другой предмет — письменный стол… характерный для 60-х годов: ореховый полированный, на изящно изогнутых и крепких ножках, с зеркалом против сидящего за столом, с красивыми полочками по обеим сторонам зеркала… Ее тетина. Тетя поэтому спала не на кровати, но на кожаном диване, в нижнюю часть которого она каждое утро убирала свои подушки с простыми наволочками и ситцевое стеганое одеяло с простынями.
Этот диван с зеленой обивкой, ореховым ободком спинки, несколько дешевых деревянных стульев, столы ломберный и маленький круглый, покрытые белыми вязаными салфетками, горка и киот — вот и все убранство… На окнах — «цветы»… В. Портрет шуйского купца Киселева. Перед окном стоит стол, покрытый бархатной скатертью. В углу между окном и дверью в гостиную — кушетка… За дверью в гостиную по той же стене — широкий диван; у противоположной ему стены и вокруг стола — мягкие стулья… Вся мебель очень удобна, располагающая к покою… За «маминой комнатой» следует спальня папы и мамы, и ею заканчивается анфилада комнат… Эта комната была ширмами перегорожена на две части.
Задняя составляла собственно спальню, с двумя орехового дерева кроватями… с мраморным умывальником с педалью, с красивым двухстворчатым киотом, перед которым горела лампада. В передней части комнаты между окнами стояли орехового дерева письменный стол папы, горка с хранившимися на память вызолоченными солонками и прочим и мамин комод с приделанным к нему зеркалом. Другая половина квартиры примыкала к только что описанной под прямым углом. В ней помещались столовая и две детские окнами во двор и отделенная от них коридором большая комната, слывшая под названием «папин кабинет» и предназначавшаяся для его занятий.
Красивая комната с камином и расписными потолками, но оказавшаяся такой холодной, что ее превратили в кладовую… Из коридора же вели двери в небольшие комнаты, занимаемые одна — мальчиком, служившим у папы в приказчиках, другая — нашей экономкой, Ольгой Ивановной. Столовая наша оставила на меня малое впечатление. Но, помню, в ней висел киот, перед которым я часто застаивалась. В нем были две иконы: вверху — непонятная мне по символичности своей «Живоносный источник» и внизу — святой Алексий Божий человек… а по сторонам — четыре святителя московских.
Перед этим киотом, помещавшимся в углу, стоял на высокой белой, «под мрамор», говорили тогда, алебастровой подставке предмет… На постаменте, украшенном мелкими ракушками… была утверждена стоймя большая морская раковина, и в ее полости стояло небольшое Распятие: бронзовая фигура Христа на перламутровом кресте. В нижний край раковины была вделана изящная круглая лампадочка. В столовой же висел большой портрет бабушки Елены Афанасьевны, матери папы… Детских было две.
По окончании торга греческие власти обеспечивали нашим купцам съестные товары и корабельные снасти.
Возвращались домой не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать в глубь страны, на погосты, распродавая то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах.
Новгородский торг Впрочем, русские купцы вели торговлю не только с Царьградом, откуда вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия особенно мечи и топоры , олово и свинец, а также с арабами — откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности. О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует характер кладов того времени, которые до сих пор в изобилии находят близ старинных городов, на берегах больших рек, на волоках, возле бывших погостов. В этих кладах не редкость арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в т.
Вокруг русских городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, «гостьбы», купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали название погостов от слова «гостьба». Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и размещались кладбища.
Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь весы, меры , складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину. Первый русский свод законов Русская Правда был пронизан духом купечества.
Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. Ключевский, — строго отличает отдачу имущества на хранение — «поклажу» от «займа», простой заем, одолжение по дружбе от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный — от долгосрочного и, наконец, заем — от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. Что такое торговый кредит и операции в кредит — хорошо известно Русской Правде. Гости, иногородние или иноземные купцы, «запускали товар» за купцов туземных, т.
Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для оборота из барыша». Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являлись то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Законодательство русское дорожило жизнью купца, за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека 12 гривен и 5—6 гривен. Успешный рост купеческой деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных отношений.
Новгородский купец Климята Климент , живший в к. XII — н. XIII в. Климята был членом «купеческого ста» союз новгородских предпринимателей , занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством.
К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и «поральское серебро», за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их.
Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села. Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьеву монастырю — типичный для того времени случай. Одним из самых характерных купеческих городов был Новгород Великий. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды.
Типичный пример — новгородская былина о купце Садко. Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды. Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать. Были, напр.
Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» большая палата , своего рода зал для проведения деловых совещаний. На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов.
Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты. Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий.
Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны. Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец.
Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос — в 50 гривен — и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов. Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети участие было наследственным сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии. Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом.
Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб. От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши. Сильно развитая система купеческого предпринимательства вкупе с народным самоуправлением были главными условиями экономического процветания Древнего Новгорода, которое неоднократно отмечалось иностранными купцами и путешественниками. Кроме «Иваново сто» в русских городах существовали и другие профессиональные объединения купцов.
Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. Чаще всего их центром была патрональная церковь в подвалах ее хранились товары , нередко им также предоставлялись даже судебные функции. Имущественное положение купцов было неравное.
Указом от 29 декабря 1812 года сословно-податная группа «торгующих крестьян» была восстановлена. Торгующие крестьяне получили сравнимые с купечеством торговые права. При этом им не обязательно было записываться в купечество.
Это также не способствовало росту количества купцов. После гильдейской реформы Е. Канкрина 1824 года ставки гильдейских сборов и размер объявленных капиталов был снижен до уровня 1812 года. Вновь начался приток мещан в третью купеческую гильдию. Этому способствовало также выделение особой группы «торгующих мещан». Торгующие мещане для торговой деятельности должны были получать промысловые свидетельства, стоимость которых была сопоставима с гильдейским сбором III купеческой гильдии.
Кроме этого вступление в купечество повышало социальный статус. В 1826 — 1827 годах категория торгующих мещан была отменена. В 1830-е — 1850-е годы отмечалось значительное поступление в купечество крестьян. Основную массу из этой группы составляли выходцы из государственных крестьян. В 1834 году Госсовет принял решение ограничить привилегии сибирских бухарцев. Им теперь разрешалось торговать без уплаты гильдейских пошлин только на границе и в своём городе.
Это вызвало массовый приток в купечество азиатских торговцев. В 1854 году они уже выделяются в специальную группу купцов-«магометан». Служилые люди записывались в купечество и разночинцы. Поступление в купечество бывших военнослужащих значительно сократилось в первой половине XIX века. С ростом гильдейских сборов эти переходы практических прекратились. Манифест 1 января 1807 года разрешил дворянам записываться в две первые купеческие гильдии, а с 1827 года дворяне могли записываться и в третью гильдию.
После этого начался переход в купечество дворян и бывших чиновников. Некоторые чиновники занимались торговыми делами, состоя на службе. Для этого они записывали в гильдии своих жён или родственников. Временные купцы Во временные купцы записывались предприниматели из других сословий: дворян, мещан, крестьян. Временные купцы приобретали торговые права, но при этом продолжали числиться в своём сословии. Во временные купцы также записывались дети купцов, которые вели деятельность от имени родителей в других городах, или регионах.
Купеческое свидетельство Кустодиев, Борис Михайлович. Купчиха за чаем. Купцам, уплатившим гильдейский сбор, выдавалось Купеческое свидетельство. В этот документ кроме «начальника семейства» вписывались члены его семьи. Указ Правительствующего Сената от 28 февраля 1809 года определял круг родственников, которые могли быть вписаны в купеческое свидетельство. Это могла быть жена, сыновья и незамужние дочери.
Внуки включались только в том случае, если в свидетельство были вписаны их отцы, и не торговали от своего имени. Братья могли быть вписаны в свидетельство, если они объявили наследственный капитал, и уплатили с него налог на перевод наследства. Все остальные родственники не могли включаться в купеческое свидетельство.
Мы уже рассказывали о том, как обучало своих детей купечество — одно из самых многочисленных и влиятельных сословий нашей страны до Октябрьского переворота 1917 года. Сегодня мы поговорим об укладе семейной жизни купцов. Жена да убоится мужа своего?
Жена «обеспечивала тыл»: заботилась о муже и детях и создавала им комфортные бытовые условия. После венчания она принимала звание и сословное положение мужа, и обязана была подчиняться ему во всем. Даже паспорт купчиха могла выправить только с разрешения супруга. Но так ли все было на самом деле? Если глава семьи отправлялся в деловую поездку, жена часто подменяла его: следила за тем, как идут дела в лавке или магазине, вносила необходимые платежи и т. Такая взаимопомощь была делом весьма распространенным и свидетельствовала о том, что безграмотными и беспомощными купчихи отнюдь не были.
Купцы, торговля, ярмарки на Руси в 16 веке
История русского купечества | А вот пользоваться купеческими правами, имея звание купца, мог только плательщик гильдейских сборов. |
Купцы кто такие? 🤓 [Есть ответ] | Купцы, как торговые специалисты, обладали особым статусом в обществе, и их образ жизни отражал эту привилегированность. |
Глава 8 Купечество. От дворца до острога | Ответ на вопрос: Купцы кто такие?. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. |
Как искать купцов. Что такое купечество? | Попробуем понять, что такое «русский купец» и кем были первые селф-мейд предприниматели, умевшие из ничего создать интересные окружающему миру товары и услуги. |
Пока гром не грянет, торговец свидетельство не приобретет
- Купец – это кто? Русский купец
- Словарь Ушакова
- Купечество в средние века
- Купцы, торговля, ярмарки на Руси в 16 веке
- Купечество как предприниматели и элита местного общества
Купцы кто такие?
Купчиха ж. жена купца; женщина, записанная в гильдию, торгующая, Купцов, купчинов, купчанинов; купчихин, ему, ей прнадлежщ., купеческий, купецкий, к купцам и торговле относящ. Читайте наш канал в TelegramАктуальные новости о значимых событиях нашей жизниПодписаться. Несмотря на древность происхождения этого предпринимательского слоя населения, понятие "купец" приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. В статье вы узнаете, кто такой купец, его функции и роль в обществе, а также историю купеческого сословия. Чтобы купец, коммерсант, бизнесмен стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. Сегодня купцы продолжают играть важную роль в мировой экономике, занимаясь торговлей как традиционными товарами, так и современными технологиями, услугами и финансами.
Значение слова КУПЕЦ в Большом современном толковом словаре русского языка
Как возникло русское купечество | Особо приезжих купцов привлекала Сагайская порода лошадей, которую позже стали называть Кузнецкой. |
Что такое купец | В статье вы узнаете, кто такой купец, его функции и роль в обществе, а также историю купеческого сословия. |
Денежные секреты русских купцов | Несмотря на древность происхождения предпринимательского слоя населения, понятие «купец» приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. |
Купеческие семьи: как это было в Российской империи? | работник советского торгового аппарата. |
Купец — Википедия. Что такое Купец | Люди, которые занимаются продажей Купчи и покупкой Товаров, называются – Купцы. |
Сегодня о купечестве
Весовое хозяйство купцов. Весы являются одним из древнейших приборов, изобретенных человеком. В Древней Руси товары взвешивали на весах в виде равно плечного коромысла с двумя подвешенными чашечками (на одну кладут товар на другую гири). В статье вы узнаете, кто такой купец, его функции и роль в обществе, а также историю купеческого сословия. Чтобы купец, коммерсант, бизнесмен стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. Стерлитамак возрождает славу купеческого города 18-19 августа в городе состоялся масштабный фестиваль гостеприимства «Купец 2.0», который побил рекорд по количеству гостей – его посетили более 65 тысяч человек. что это такое? значение и описание. Хочешь знать что значит КУПЕЦ? тогда слушай до конца. #n #n -пца, м. 1. Богатый торговец, владелец торгового. Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию.
Купеческая жизнь
Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. Ответ на вопрос: Купцы кто такие?. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. Несмотря на древность происхождения этого предпринимательского слоя населения, понятие "купец" приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. Чтобы «купец», «коммерсант», «бизнесмен» стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. Упоминания об отдельных купеческих корпорациях также датируются XII веком, однако в это время купцы еще не сформировали отдельного сословия. «Ухарь-купец» (1909) — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова по мотивам одноимённой народной песни на стихи И. С. Никитина.
КУПЕ́ЧЕСТВО
Несмотря на древность происхождения предпринимательского слоя населения, понятие «купец» приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. Купеческое слово в былые времена являлось высшей гарантией, поскольку за ним стояла честь русского купца. форма торгового капитала в докапиталистических общественно-экономических формациях, посредством которого происходит товарный обмен. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Смысловое содержание слов "купец" и "купечество" в России с течением времени претерпевало принципиальные изменения.