ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Приветствуя друг друга пасхальным торжественным возгласом «Христос воскресе!», мы свидетельствуем о совершившемся деле спасения рода человеческого, «ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых.
Светлая Пасха-2023. Как правильно провести эти выходные, 15 и 16 апреля?
И эта пасхальная радость, радость богообщения и утверждения обновленной жизни Рим. В светозарный праздник Пасхи наши особые молитвы обращены к Богу о людях, находящихся в зоне военных действий. Мы как христиане не можем оставаться безучастными к бедам и лишениям наших братьев и сестёр, сердца которых опалены огнём междоусобного конфликта, поэтому мы возносим ко Господу сугубые прошения о том, чтобы Он по Своей милости и благоутробию исцелил телесные, а наипаче — душевные раны, утешил всякую скорбь и даровал братским народам, вышедшим из единой Днепровской купели крещения, прочный и справедливый мир. Как земной путь Спасителя был исполнен трудов и жертвенной любви к людям, так и мы призваны уподобиться Ему в служении ближним. Ведь любая, даже самая маленькая добродетель, преодоление собственного эгоизма ради блага другого человека приближают нас к Богу — Источнику жизни и бессмертия, а значит, делают счастливее. Воскресший Господь, по Своему неложному обетованию пребывающий со Своими последователями во все дни до скончания века Мф. Амвросий Медиоланский. Гимн "Тебе Бога хвалим".
Возрождение деревянных храмов Севера» разработали последование краткого пасхального богослужения, которое, по благословению настоятеля ближайшего прихода, можно совершить без участия священнослужителя.
Если Вы на Пасху помолитесь в полуразрушенном храме, то, возможно, это будет впервые за десятилетия с момента его закрытия. Ваша молитва будет радостью для всех тех людей, которые строили и сохраняли этот храм, которые в советские годы проливали свою кровь и отдавали свою жизнь, чтобы храм не был закрыт и дошел до наших дней. Опыт показывает: там, где возрождаются храмы, там возрождается жизнь: в село возвращаются люди, строятся новые дома. Как подготовиться к Пасхальному богослужению: Если Вы решили помолиться в пасхальные дни в полуразрушенном храме, для подготовки богослужения можно сделать следующее: Необходимо связаться с благочинным или со священником из ближайшего прихода, рассказать о том, что вы планируете помолиться в храме, попросить благословения. Как правило, все контакты священников есть на сайте Епархии. Если есть возможность, накануне Пасхи можно прийти в храм и прибраться, подготовить подсвечники, посмотреть маршрут, по которому пройдет Крестный ход. Ознакомьтесь с текстом молитв, последованием Крестного хода видео "Пасхальный крестный ход" и, по возможности, выучите мелодии Пасхальных песнопений видео "Пасхальные песнопения". Мы отметим Ваш храм на специальной карте.
Если кто-то, также как и Вы, захочет помолиться на Пасху в этом храме, мы сможем сообщить Вам его контакты. Вспоминаются слова Спасителя: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" Мф.
По сложившейся традиции будем готовиться к торжеству с интернет-магазином «Доброе слово». Очиститься духовно и наполниться светлыми помыслами перед праздником Рождества Христова поможет пост — трудная дорога для души и тела. Уютно устроиться в кресле с хорошей книжкой или всей семьей собраться за просмотром доброго кино — вот секрет умения жить в радости даже в непогоду 2013-10-11 С праздником Покрова Пресвятой Богородицы! В сентябре все православные христиане отмечают две даты: Новолетие по церковному календарю и Рождество Пресвятой Богородицы. Успенский пост продолжается, готовя нас к последнему в годичном круге двунадесятому празднику — Успению Пресвятой Богородицы.
На протяжении всей Литургии чтение заменяется песнопениями. Царские врата начиная с Пасхи и до субботы Светлой седмицы остаются открытыми в знак того, что небо нам ныне отверсто. По доброй традиции в Николо-Пешношский монастырь во время ночного Пасхального Богослужения из Иерусалима привозят Благодатный огонь, который раздаётся верующим в знак милости Божией. Оставим ныне все житейские печали и возрадуемся Светлому Христову Воскресению!
Пасха вернулась в храмы: как отметили главный христианский праздник верующие Чехова (+видео)
На время церемонии все источники огня в здании гасят. Затем Иерусалимский патриарх входит в Кувуклию в сопровождении представителя Армянской церкви. Перед этим оба снимают с себя все одеяния, кроме подрясников: таким образом они показывают, что не проносят к Гробу Господню ничего, чем можно было бы зажечь огонь. За патриархом и архимандритом запечатывают дверь, и священники начинают молиться. Время ожидания Благодатного огня может продлиться от нескольких минут до нескольких часов, все это время представители церкви не покидают Кувуклию. При этом увидеть чудо может только патриарх, а архимандрит в это время должен находиться за стеной. Когда огонь сходит, в Кувуклии зажигается лампада с маслом, установленная на ложе Гроба Господня, а также 33 свечи — по одной на каждый год жизни Христа. После этого священнослужители выходят из часовни со свечами. От них зажигают свечи стоящие рядом представители церкви и верующие, затем огонь передают дальше.
После службы лампады с Благодатным огнем спецрейсами доставляют в другие страны. Например, перевозкой огня в Россию занимается Фонд Андрея Первозванного. Воскресная служба и крестный ход В 12 часов ночи в храмах начинается пасхальная утренняя служба. Священнослужители и прихожане зажигают свечи, позже у алтаря начинается пение. Затем вокруг храма совершается крестный ход, он символизирует шествие Церкви навстречу своему Спасителю. За этим следует Божественная литургия и освящение артоса — специального хлеба, на котором изображен Крест, или Воскресение Христово. Артос хранится в храме до следующей субботы, после чего его раздают верующим. Одно из них гласит, что Мария Магдалина принесла вареные яйца к месту захоронения Иисуса, а когда он явился к ней, яйца вдруг окрасились в красный цвет.
Согласно другой, более распространенной версии, Магдалина пришла к императору Тиберию, чтобы рассказать ему о воскрешении Иисуса Христа и преподнести символический подарок — куриное яйцо. Тот не поверил — сказал, что это так же невероятно, как если бы яйцо вдруг стало красного цвета. В этот момент оно и поменяло цвет. Как бы то ни было, обе легенды настаивают на том, что яйцо из обычного вдруг стало красным. Именно поэтому куриные яйца традиционно красят либо в красный, либо в темно-коричневый цвет и ассоциируют их со смертью и воскрешением.
Торжество сопряжено с традициями и тысячелетней историей. Что такое Пасха и когда ее празднуют В воскресенье, 16 апреля, православные христиане встретят Пасху. Это переходящий или «плавающий» праздник, дата которого меняется из года в год в зависимости от лунно-солнечного календаря. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина и другие женщины пришли, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа. Но оказалось, что камень, закрывавший пещеру, отвален, а гроб пуст. Тогда же ангелы возвестили о воскрешении Христа. В первые века христианства Пасху праздновали каждую неделю, а во II веке она стала ежегодной. Слово «Пасха» приняли для обозначения Воскресения Христова в V веке. Что нужно делать перед Пасхой Перед Пасхой идет Великий пост, который делится на седьмицы.
Затем принято разговение, перед которым люди приветствуют друг друга словами «Христос воскресе! Праздник не должен превращаться в случай возлияния», — пояснил священник. Также он призвал тех, кто соблюдал Великий пост, аккуратно отнестись к разговению.
Владыка Николай поздравил ямальцев с Пасхой Архиепископ пожелал северянам здравия, крепости духа и мира Для просмотра видео включите поддержку javascript в браузере, или используйте браузер, который поддерживает HTML5 видео 24 апреля 2022 Православный мир отмечает самый важный праздник церковного года - Светлое Христово Воскресение. На Ямале, как и по всей стране, прошли торжественные богослужения. Прихожане от мала до велика несли пасхальные куличи и другие яства, чтобы освятить их к праздничному столу, ведь закончился строгий Великий 40-дневный пост. Светлый день Пасхи знаменует торжество жизни над смертью, истины над ложью, добра над злом.
Пасха в 2024 году: дата, история и традиции праздника
А во время застолья нужно знать меру в еде. Действовать надо всё-таки разумно и осторожно», — рекомендует Николай Савченко.
Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина Исх. Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца Исх. Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо».
Отсюда и название события: Пасха пэсах — прохождение мимо. Важно уточнить: «прохождение мимо» следует понимать в значении «пощада», а не «игнорирование». Потому по смыслу еврейский глагол «пасах» можно перевести как «пощадил» как это сделано в Ис. В целом, резюмируя рассуждения о значении глагола «пасах», приходим к заключению: данный глагол характеризует действие Бога по отношению к человеку субъект при глаголе — всегда Бог , им выражается мысль об избавлении от наказания, которого заслуживает грешный человек, но Господь спасает его по Своей милости оптимально выражает эту идею глагол «щадить». В более широкой интерпретации праздник Пасхи связан с Исходом вообще. Этому событию предшествовало приношение в жертву и потребление всем обществом Израиля пасхальных жертвенных агнцев из расчёта по одному агнцу на семейство; в случае, если то или иное семейство было немногочисленным, ему надлежало объединиться с соседями Исх. Ветхозаветный пасхальный агнец прообразовал собой Новозаветного Агнеца , Христа.
Агнцем, Кровью Которого мы искуплены, называли Спасителя и апостолы 1Пет. После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию. Можно сказать, что наше именование «Пасха» является как бы «пережитком истории» и отражает особенности празднования Пасхи в Древней Церкви. Во-первых, в Древней Церкви на начальном этапе праздновали «Пасху крестную», воспоминая страдания Господа, которые связаны с днем одноименного ветхозаветного праздника и хронологически в синоптических Евангелиях ясно выражается мысль, что Христос пострадал в день праздника Пасхи и идейно Христос — пасхальный агнец, приносимый в жертву за «грех мира». Во-вторых, достаточно долго до I Вселенского Собора некоторые Поместные Церкви дату праздника Пасхи определяли, связывая ее с Пасхой иудейской. В итоге в святоотеческой традиции название «Пасха» закрепилось за этим праздником, так что уже в IV веке оно становится привычным. Разрыв между первоначальным смыслом термина «Пасха» и его церковным употреблением вызвал появление различных объяснений, связывающих Пасху ветхозаветную и христианскую.
В частности, филологическое значение слова «Пасха» переход, прохождение получило иную интерпретацию: переход от смерти к жизни а если распространять его на христиан, то и как переход от греха к святости, от жизни вне Бога к жизни о Господе. Малой Пасхой иногда называется воскресный день. Во времена Ветхого Завета иудеи, следуя Божественному произволению Исх. Египетское рабство стало одной из самых мрачных страниц в истории избранного народа. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода Исх. Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение Спасителя , сокрушившего ад , поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь. Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях — не единственное, что их связывает и объединяет.
Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа 1Пет. Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи — следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя Исх. Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни? Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана Лев.
В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев Исх. Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти Мессии хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи Ин. Несмотря на то, что Христос вкушал пасху с апостолами в четверг, а Распяли Его только на следующий день, утверждается, что Он, как Новозаветный Агнец 1Пет. Годовой религиозно-праздничный цикл иудеев, со времени Моисея, был привязан не к солнечному календарю, насчитывающему, в среднем, 365,25 суток по юлианскому календарю , но к лунному. Продолжительность лунного года составляет около 354 суток. Таким образом, он короче солнечного приблизительно на 11 дней. В силу этого обстоятельства в разные годы одни и те же фазы луны выпадают на разные числа месяцев, привязанных к солнечному календарю.
Вот почему иудейская Пасха, отмечаемая по лунному календарю всегда в один и тот же день месяца Нисана, по солнечному исчислению с каждым годом перешагивает с одного числа на другое. В первые времена существования христианства относительно дня празднования Пасхи единогласия не было. Показательно, что определенное согласие в этом вопросе установилось только к концу IV века; этому моменту предшествовало 3 периода так называемых «пасхальных споров». Малоазийские Церкви праздновали Пасху Христову 14-го Нисана, в один день с иудейской. Пик разногласий пришелся на конец II века, когда Папа Римский Виктор в ультимативной форме потребовал от христиан Малой Азии принять римскую практику. Вскоре малоазийская практика почти исчезла. Однако христиане всей остальной территории Римской империи к IV веку уже совершенно обособились от иудейства, так что они Пасху праздновали после дня весеннего равноденствия.
В результате дискуссии на I Вселенском Соборе было принято решение: Пасху праздновать в воскресный день после того полнолуния, которое будет следовать за днем весеннего равноденствия. Епископы, придерживавшиеся сирийской практики, уступили и приняли практику Рима и Александрии.
Поэтому уже в земной жизни мы должны воскреснуть, то есть попрать духовную, нравственную смерть, связанную отходом от веры. Читать еще Как поётся в дониконовской редакции тропаря Пасхи, «Христос воскресе из мертвых смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова». Это прямая аллюзия с пророчеством о Христе, которое мы находим в Книге Бытия: «Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» Быт. Христос берет на себя грехи всего мира, начиная от первого человека, Адама, и до последнего человека, который родится на Земле. Это победа духовной смерти и надежда на то, что мы неизбежно воскреснем в вечную жизнь. Нахождение в аду, хотя души там и существуют, — это не жизнь.
Настоящая жизнь — во Христе и с Христом, в Боге и с Богом. Если говорить о пасхальных событиях, более поразительным мне кажется не воскресение, а смерть Христа. Ведь Бог — это источник жизни, по-славянски Жизнодавец, а по-древнееврейски Яхве, что буквально значит «Сущий». Отключи нам подачу воды, света, кислорода — и все, наше существование прекращается. А Сущий значит самодостаточный. Поэтому самое поразительное — как Бог умирает на кресте. Богословы, начиная с преподобного Иоанна Дамаскина, задавались вопросом: если во Христе божественное и человеческое пребывает в единстве, то когда Он умирает, божественное остается с мертвым телом или с душою, которая сходит в ад? И вот Иоанн Дамаскин говорит, что божество не отделилось ни от тела, ни от души: сойдя душой в ад, Он «умертвил смерть блистанием Божества».
Читать еще Есть три разных слова, которые означают божественное отношение к кающемуся человеку. Первое слово — это прощение: когда ты виновен, но тебя прощают. Второе слово — милость: когда не просто согрешил, а заслужил наказание, но тебя милуют. Так вот, во Христе мы получаем не прощение и не милость — мы получаем оправдание. Слева — Вознесение Христово. Фреска церкви св. Софии в Охриде ныне — Македония , XI век. Справа — Вознесение Господне.
Фрагмент фрески. Византия, середина XI век. Охрид, собор святой Софии На Пасху мы празднуем освобождение от власти дьявола, от власти греха и от власти страха смерти. Потому что чудо Христова воскресения после Его искупительной смерти — это свидетельство о том, что грех не является реальностью нашей жизни. Всякий раз, когда мы переживаем Божественное оправдание, нам как бы предоставляется возможность начать жизнь с чистого листа.
Слово «артос» — греческое; по переводу на русский язык оно значит «хлеб». Историческое происхождение артоса таково. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Воскресшим Господом, по Вознесении Его на небо, памятуя Его заветные слова: «Аз с вами во вся дни», ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях. Приступая к трапезе, они оставляли незанятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба, и каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе». Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они, по возможности, старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране ни находился, в новом обществе последователей Христовых приступая к трапезе, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с ними прославлял Воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем.
Так сохранился в Церкви этот обычай и через ряд веков дошел до нашего времени. Артос, полагаемый во Святую Пасху в храме пред взорами верующих, должен служить к такому же напоминанию невидимого присутствия с нами Воскресшего Господа. Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертию и воскресением сделался истинным хлебом животным. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освящаемый артос, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос. По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского.
«Христос Воскресе!» - Липецкая область вместе со всем православным миром празднует Пасху
Пасха на Валаамском подворье Воскресенье, 16 апреля 2023 В ночь с субботы на воскресенье 16 апреля 2023 года в храме Казанской иконы Божией Матери Валаамского подворья состоялось праздничное Пасхальное богослужение, которое было предварено чтением Деяний святых апостолов, прочитанным прихожанами подворья. На Полунощнице, с которой началась служба, в алтарь была занесена Плащаница Господа. В полночь состоялся крестный ход, по его завершении перед закрытыми вратами храма прозвучало Пасхальное приветствие "Христос Воскресе!
А продлится он 48 дней — до 19 апреля, до Светлого Воскресения Христова. Где бы ни были вы: на работе, на отдыхе, в поездке, дома — везде с вами будет « Радость... Пусть главные ценности нашей жизни: любовь, семья, вера — остаются незыблемыми в будущем году! По сложившейся традиции будем готовиться к торжеству с интернет-магазином «Доброе слово».
Очиститься духовно и наполниться светлыми помыслами перед праздником Рождества Христова поможет пост — трудная дорога для души и тела.
Это день окончания Великого поста. Он напомнил, что миллионы верующих в России сначала примут участие в пасхальных службах и крестных ходах.
Затем принято разговение, перед которым люди приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!
RU В ночь на 16 апреля тысячи верующих собрались в храмах , чтобы встретить праздник Воскресения Христова. Это богослужение — самое важное за весь церковный год. В этот день православные приветствуют друг друга словами «Христос воскресе», угощают друг друга куличами и крашеными яйцами. Самое главное состоялось в храме Христа Спасителя, где патриарх Кирилл обратился с праздничным приветствием к своей многочисленной пастве.
Мы рассказывали, как православные готовились к Пасхе, в онлайн-репортаже. Корреспонденты MSK1. RU посетили храмы столицы и поделились впечатлениями о празднике.
«Христос Воскресе!» - Липецкая область вместе со всем православным миром празднует Пасху
Христос Воскресе! Владыка Николай поздравил ямальцев с Пасхой | Староверы продолжают праздновать — воспевать и славить воскресшего Христа. |
Пасха вернулась в храмы: как отметили главный христианский праздник верующие Чехова (+видео) | РПЦ больше не пытается установить пасхальное перемирие из-за его бессмысленности и непонимания со стороны Украины, заявил замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. |
Пасха вернулась в храмы: как отметили главный христианский праздник верующие Чехова (+видео)
Что этот праздник вообще означает? В преддверии Пасхи Христовой мы собрали восемь самых распространенных вопросов об этом празднике, которыми сегодня задаются люди. Ответить на них нам помогает Павел Тогобицкий, магистр богословия, преподаватель Новосибирской библейской богословской семинарии. Что это за слово такое — «Пасха»? Почему этот день так называется? Согласно Священному Писанию, три с половиной тысячи лет назад Бог совершил суд над Египтом за то, что египтяне жестоко обращались с Божьим народом — израильтянами, которые были у них в рабстве в то время: на страну обрушились десять так называемых «казней Египетских», последней из которых была смерть первенца в каждой семье. Эта казнь не коснулась находившихся в то время в Египте израильтян: по повелению Бога они помазали косяки дверей своих домов кровью ягнят, и ангел, который проходил и убивал первенцев, проходил мимо их домов. Это «прохождение мимо» — по-еврейски «песах» — и дало название празднику. Каждый год евреи вспоминают, что они были рабами, но Бог освободил их и исполнил обещание: «Приму вас Себе в народ и буду вам Богом» Исх.
Почему христиане празднуют еврейский праздник? Началось все с того, что две тысячи лет назад Бог избрал еврейский праздник Пасхи как время смерти Своего Сына Иисуса Христа — и сделано это было не случайно. Между исходом из Египта и распятием Христа есть сходство: когда-то кровь ягнят защитила израильтян; теперь же кровь Христа, Сына Божьего, избавила от вечной гибели тех, кто поверил Ему. Когда-то Бог вывел один народ из рабства; теперь смерть Христа освободила нас, принадлежащих к разным народам, от старой жизни, в которой мы были рабами греха. Не случайно в Библии церковь названа «церковью первенцев» Евр. Мы празднуем не древний еврейский праздник выхода из Египта, а новый «исход» — от мира преступлений и смерти к миру благой и вечной жизни с Богом. Что значит «Христос воскресе — Воистину воскресе»? Суть этой фразы-приветствия такова: приветствующий утверждает, что Иисус Христос воскрес из мертвых, а приветствуемый подтверждает: Он действительно воскрес.
Путь в Царство Небесное был для человека закрыт. В ад попадали как грешники, так и праведники Быт. Другое дело, что степень испытываемых мук и местa заточения душ, в зависимости от степени их греховности или праведности, были различными Иез. Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область — лоно Авраамово Лк. В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили Господу верой и добродетелями. Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи Лк. Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.
Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем адовых врат праведники пребывали в Раю победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли Еф. Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения. Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий спасения. В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха? Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается предпразднственная полунощница. Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди.
Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего сынов Израиля в ночь перед выходом их из Египта подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная жертва , прообразовавшая Крестную Жертву Христа. В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг плащаницы , после чего священник, подняв её на главу, уносит Ликом к востоку в алтарь через Царские врата. Плащаница укладывается на Престоле , после чего вокруг него совершается каждение. По окончании этой службы бывает Крестный ход в ознаменование того, как жены-мироносицы ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя , а затем уже совершается Пасхальная утреня. Фактически, граница между Страстной седмицей и Пасхой проходит перед Крестным ходом. По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым. Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…».
После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»… В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция? Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию. С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей любовью 1Ин. С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному. Заметим, что в такие дни храмы нередко наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении. Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку например, если в этот день умирает Божий святой ; однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила так можно дойти и до суеверия. Почему на Пасху принято красить яйца?
Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц? Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес! Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марией Магдалиной, которая, по Вознесении Господнем , отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала Свою проповедь словами «Христос Воскрес! Почему она подарила яйцо? Яйцо — символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мертвые.
Почему яйцо, подаренное императору Марией Магдалиной, было красным? С одной стороны, красный цвет символизирует радость и торжество. С другой стороны, красный цвет — символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте 1Пет. Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес! Предполагается, что помимо названной причины первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов делая это по слову Божьему, во избежания поражения первенцев от Ангела-губителя Исх. Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой синий , напоминающий о Царстве Небесном , или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни духовную весну. В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии.
Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.
Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием Воскресения Христова наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу. Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви — в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной — в знамение того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, пришел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, свободив и нас вечныя смерти и работы вражия и даровав нам «власть быть чадами Божиими» Ин.
В ряду Господских праздников, праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем. Задолго до полуночи верующие в светлых, праздничных одеждах стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества.
Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые по утру пошли гробу, обходят во круг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника. Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христва.
И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным. Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите.
Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» Мф. Библиотека Русской веры Читать онлайн Празднование Пасхи в истории. Почему воскресенье называется воскресеньем?
От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой». Воскресенье называется воскресеньем в честь воскресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году — на праздник Пасхи. В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную. Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского ок.
Пасха крестная — воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной — радостного воспоминания Воскресения Христова. В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей — шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб. Какого числа Пасха у православных? Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время.
Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие — в первое воскресенье после иудеев, поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор» между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На Первом Вселенском Соборе , созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс Константин Великий сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу. С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия.
Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов , согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями. Как рассчитать дату Пасхи? Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный равноденствие , но и лунный календарь полнолуние. Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца 28 лет и круг Луны 19 лет — повторяются через 532 года.
Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина». Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи, любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения. Православная пасхальная служба Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение.
Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника. Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба, как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати», после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие». После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу.
Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь по солнцу, по часовой стрелке с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. Крестный ход на Пасху у старообрядцев Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице».
ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Приветствуя друг друга пасхальным торжественным возгласом «Христос воскресе!», мы свидетельствуем о совершившемся деле спасения рода человеческого, «ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. В 2023 году Пасха выпадает на 16 апреля. Православные по всему миру будут отмечать главный христианский праздник, установленный в память о воскрешении Иисуса Христа. Слова «Христос воскресе» означают, что Спаситель, претерпев страдания и смерть за спасение человеческого, на третий день воскрес и велел своим ученикам нести весть об этом до пределов земли. 3. Что значит «Христос воскресе — Воистину воскресе»? Сегодня все православные христиане отмечают свой главный праздник, Святую Пасху — день воскресения Иисуса Христа из мёртвых. "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!": Патриаршее Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя.
ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
всего два слова,Но благодати сколько в них!Мы неземным блаженством сноваОзарены в сердцах своих.***Открыты царские врата пред нами,Святой огонь сияет от свечи Кругом опять расставили во храмеЦветные яйца, пасхи. Благодатный огонь из Иерусалима получилось доставить в храм Христа Спасителя к самому концу пасхального богослужения. Христос Воскресе — Воистину Воскресе! «Христос Воскресе!» – с этого пасхального приветствия начался праздничный концерт в актовом зале Сретенской духовной академии.
Христос Воскрес! Католики Сургута сегодня празднуют Пасху. ФОТО
Христос Воскресе! Еще один учитель церкви Климент Александрийский, который жил в III веке, пишет в книге «Строматы». ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Приветствуя друг друга пасхальным торжественным возгласом «Христос воскресе!», мы свидетельствуем о совершившемся деле спасения рода человеческого, «ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. «Пасха наша, Христос, заклан за нас», — говорит Павел, тем самым провозглашая Иисуса новозаветным агнцем.
Пасха вернулась в храмы: как отметили главный христианский праздник верующие Чехова (+видео)
В этом году Пасха общая: «Христос воскресе!» говорят друг другу и протестанты, и католики, и православные. Москва готовится к Пасхе: специально к празднику в городских пекарнях изготовят свыше 3 миллионов куличей. Воистину Воскресе!»: сотни волгодонцев встретили Пасху в соборе Рождества Христова.