Простыми словами о сложном психологическом термине рассказал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз и психолог Блюма Зейгарник. Понятие гештальта в психологии. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии.
Гештальт. Что это такое и как использовать гештальт-психологию?
Экспертом в своей жизни и своих границах является клиент, а терапевт сопровождает его в исследовании, помогает осознать, как клиент организует свою жизнь, заметить паттерны, увидеть их истоки, понимать разницу между ситуациями, в которых они возникли и в которых были эффективны «там и тогда» , и сегодняшней трудной ситуацией «здесь и теперь» , искать новые способы действовать, быть гибким — применять не только привычные, а разные способы и стратегии. Когда клиент начинает видеть дополненную картину, у него появляется больше свободы в выборе, как решать проблему, удовлетворять потребность. Практически любая работа в гештальт-терапии — это работа с границами: границами личности, границами потребности, границами контакта. Прерывания гештальтов нарушения границ, паттерны есть у всех людей, в том числе и у терапевтов. Но терапевт специально обучен замечать не только чужие, но и свои паттерны, что позволяет ему выдерживать свои чувства и чувства клиента и при этом оставаться в контакте. Парадокс паттернов в том, что они не только мешают, но и помогают. Этим и объясняется их устойчивость. Изначально они сформировались как защитные реакции и продолжают в некоторых случаях защищать; проблема в том, что паттерны — это негибкие защиты, единственно возможные, и пока они не осознаны, они включаются автоматически и человек не видит способов их отключить, даже когда они не нужны. Наши границы защищают нас.
Паттерны — это границы, в которых имеются устойчивые нефункциональные участки, притом неосознаваемые. Здоровые границы гибкие. Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей. Она является естественной границей нашего тела и, как любые границы, выполняет одновременно защитную и контактную функции — благодаря своей эластичности «гибкости» , если здорова. Любые отклонения от эластичности ведут к тому, что кожа перестает быть надежным барьером и «контактёром»: слишком тонкая кожа легко ранима и болезненно чувствительна; утолщенная, ороговевшая, слишком сухая кожа малочувствительна, затрудняет обмен со средой не «дышит , к тому же начинает легко трескаться, а это причиняет боль и может стать воротами для инфекций. Другой метафорой нефункциональных психологических границ может служить сравнение их с латами. Представим человека, который надел латы во время войны — тогда они были нужны для защиты, — но после окончания военных действий не смог расстаться с ними из страха быть случайно пораненным, задетым, либо потому, что латы настолько повреждены или проржавели, что уже не снимаются. Оставаясь в рамках этой метафоры, можно сказать, что в терапии клиент совместно с терапевтом чинит и смазывает латы, исследует их, себя и среду: насколько возможно для него в тот или иной период снимать латы совсем, или, например, оставлять нагрудный щит, или только поднимать забрало, и т.
Только сам клиент решает, насколько он готов в каждый момент расстаться с латами или их частью, насколько они ему тяжелы и насколько опасно без них, насколько он поранен под ними. Пустой стул используется в экспериментах, направленных на прояснение и усиление чувств, — в том случае, когда клиенту трудно определить, что он чувствует к тому или иному человеку или в связи с какой-то ситуацией. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения.
Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он — знает. За все в ответе Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия». Осознавание — чувственный опыт, переживание себя в контакте. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. Это переживается как инсайт, а в какой-то момент жизни осознавание становится непрерывным. Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу.
Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий. Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение — мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ. Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным — со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с решениями и поступками других людей. Мы смиряемся и принимаем не только этот мир, но и себя в нем, после чего терапия заканчивается, а жизнь продолжается. Принцип реальности. Его легко объяснить, но трудно принять. Существует некая реальность данная нам в ощущениях , но есть и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего.
Эти реакции гораздо разнообразнее фактов, и они часто оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый? Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Он избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что? Практика показала: достаточно сосредоточить внимание на процессе что происходит и как происходит , а не на содержании что обсуждается , чтобы человек воскликнул то самое «ага! Распространенная реакция на встречу с реальностью — сопротивление, потому что человек лишается иллюзий, розовых очков. Но какая-то вероломная правда», — призналась одна из участниц группы. Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает. Здесь и сейчас.
Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение. Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе. И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом — и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться в настоящий момент? Диалог в гештальт-терапии — это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент иногда впервые!
Это те Я—Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится. Это уникальный опыт, поскольку терапевт — человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства. Гештальт-терапия — вне морали и политики.
Ну а если вы прочитаете статью « Притча о Художнике или «не забыть напоить гостей чаем » вы узнаете, почему принцип жизни «здесь-и-сейчас» так важен для философов и психотерапевтов. Вы узнаете на примере яркой и парадоксальной метафоры его глубочайшую философскую подоплёку и поймёте правоту основателей гештальт подхода. Или поймёте что-то другое - своё. Что тоже прекрасно. Ибо понимание - ценно само по себе. И при этом неважно, что мы поняли. А теперь мы предлагаем вам удивительный гештальт расклад для психологических карт , который поможет разгрести проблемы прошлого, чтобы можно было со спокойной душой двигаться дальше.
В этой статье мы подняли очень редкую гештальт тему, да к тому же и весьма щекотливую тему о том, как визуально с точки зрения своей одежды и имиджа выглядит типичный невротик с незакрытыми гештальтами... Вряд ли вы встретите эти мысли и особенно удовлетворительное разъяснение причин данной проблемы как в стане модных блоггеров, так и в стане психотерапевтов. Тема эта лежит «на стыке» в том числе и гештальт методов, но ни те, ни другие, ею не занимаются. А между тем проблема-то есть, она очевидна, вездесуща и её можно разглядеть абсолютно невооружённым глазом! Итак, типичный облик гештальт невротика. Человек, на вид явно «застрял» в каком-то отчётливом десятилетии со всеми его трендами и модами например, в 90-х. Он, например, носит длинные волосы в хвосте хаер , она ходит с хиппи-рюкзачком, у обоих пирсинг в ушах и чёрные толстовки с металлическими группами, но выглядит это всё никак не стильно, а только уныло и страшно, как Сайлент-хилл, как грязные некачественные книги на букинистическом развале. Почему человек так себя ведёт? Попытаемся разобраться без гештальт псизологии. У него что совсем нету денег на обновление гардероба?
Вещи изнашиваются и мы приобретаем новые. Может быть, он живёт в полной изоляции от информации и не ведает, что вообще сейчас люди носят? Или он настолько обозлён на мир, на молодёжь, деградировал, и уже почти превратился в брюзгливого старика, который считает, что «раньше всё было лучше» и любая современная мода кажется ему загодя отвратительной, никчёмной, оскорбляющей лично его, её? Это уже ближе к правде, поскольку с точки зрения гештальт психологии все мы любим эпоху, на которую пришлась наша юность, но всё равно нет, не совсем так. Есть вполне благожелательные добрые весёлые люди, которые ещё не научились «ненавидеть весь мир», ещё не превратились в «стариков с клюкой, обвиняющих правительство», но тем не менее, глядя на них, мы всё равно констатируем: застрял а в девяностых. В том времени, когда ему ей было 18-25 лет... Как вы уже знаете, гештальт-психологи объясняют этот феномен просто. В том роковом десятилетии ходячей рекламой которого они и являются осталось максимальное количество их незавершенных гештальтов. Если вооружиться гештальт психологией и ее методами, начинаем понимать что они и не покидают это место и это время, всё ждут чего-то или кого-то... Всё пытаются разгрести проблемы прошлого, чтобы можно было со спокойной душой двигаться дальше...
Гештальт расклад: «Снимите это немедленно и двигайтесь дальше» Одежда всё-таки вторична, а мысли — первичны. Одежда только отражает то, что живёт у нас в голове, об этом нам говорит психология в частности ее гештальт подраздел. Именно они-то и не позволяют нам поменять причёску, гардероб и аксессуары. Худший и самый распространённый вариант развития событий или «Мама сказала, как лучше! Он будет похож на престарелого хиппана или на упоительно комичного «братка в малиновом пиджаке», как будто пришёл на карнавал. Но чаще всего авторитарные родители, подавляющие своей непререкаемой харизмой собственных детей передают детям в качестве Программы свою эпоху незавершённых ими гештальтов. Иногда это тянется от авторитарной прабабушки к правнучке. И тогда человек отстаёт уже не на десятилетие. С учетом гештальт психологии, уже в реальной жизни человек попросту выпадает из Реальности.
Причём необязательно назначать встречу оппоненту. Помочь может техника пустого стула: клиенту предлагают представить на пустом стуле того, к кому есть невысказанные чувства. У человека появляется возможность высказать их в безопасной среде и закрыть гештальт. Читайте также: Психодрама: что такое, техники, кому поможет Чем гештальт отличается от КПТ и психоанализа? Основной принцип гештальт-терапии — рассмотрение человека как целостного субъекта: специалист наблюдает его мысли, эмоции, чувства и физические ощущения как взаимосвязанные между собой элементы. Этим гештальт-терапия и отличается от других направлений психотерапии, где чаще делается акцент на чём-то одном. Например, в психоанализе идёт работа с сексуальной энергией. Считается, что это основа, которая по-разному сублимируется. В когнитивной или когнитивно-поведенческой психотерапии специалист обращает внимание на мысли и поведение человека. С осознанным человеком, который в целом очень хорошо всё про себя понимает, гештальтист будет работать в сторону усиления его чувств: замечания эмоций, отслеживания телесных реакций. Если клиент хорошо разбирается в своей эмоциональной жизни, важно будет уравновесить его осознание когнитивными процессами. Например, замечать, как эти эмоции проживаются или блокируются телом. Таким образом внутренняя жизнь человека достигает большего баланса, появляется возможность большей гибкости в принятии решений и проявления себя, а следовательно, повышается адаптивность. Читайте также: Когнитивно-поведенческая терапия — что такое, объясняем простыми словами С какими проблемами люди приходят к гештальт-терапевтам? Самые распространённые запросы: тревога, страх, ощущение небезопасности, вопросы неудовлетворённости собственной жизнью, состояния, близкие к депрессии, невозможность построить отношения и продвинуться по карьерной лестнице. В гештальт-подходе выделяют три уровня потребностей, в которых человек чувствует нестабильность: Самая базовая — потребность в безопасности. При запросе человек может говорить, что ему страшно, тревожно, он находится в состоянии неопределённости. Второй уровень — потребность в принятии. Она звучит так: «У меня не получается выстраивать отношения». Или «Меня никто не любит». Или: «Как построить отношения, чтобы они меня удовлетворяли? Здесь могут быть запросы о преодолении финансового барьера или поиске новой профессии. Читайте также: Профориентация для взрослых: как найти призвание Какие приёмы использует гештальт-терапевт?
Основы гештальтпсихологии
Чтобы помочь человеку удовлетворить свои потребности, гештальтисты используют разнообразные техники гештальт-терапии. Их принято называть упражнениями или играми. Какой именно метод гештальт-терапии выбрать, гештальтист решает после первой консультации с пациентом. Обычно используется техника «пустого стула», которую совмещают с другими, не менее эффективными упражнениями. Это занятие, требующее от пациента использования воображения. Ему предлагают представить стул, на котором сидит какой-то человек. В зависимости от того, какие проблемы мучают пациента, гештальтист предлагает поговорить с кем-то из близких либо даже с самим собой. В процессе общения гештальт терапевт уточняет вопросы, предлагает темы для разговора, следит за ходом общения, а также он отслеживает феномены — изменение состояния человека. Всё это позволяет составить общую картину проблем пациента, найти их первоисточник и помочь человеку преодолеть трудности. Особенность этой методики состоит в том, что терапевт тоже делится своими эмоциями, ощущениями и мыслями с пациентом. Таким образом, он выстраивает с ним доверительные отношения, создавая комфортную среду.
Она заключается в том, чтобы раскрыть все крайние состояния личности пациента, которые вызывают у него смятение. Так, человек, который любит своих детей, но строго их воспитывает, склонен испытывать чувство вины перед самим собой за неправильное отношение к детям. В его сознании излишняя нежность и строгость конфликтуют между собой. Терапевт помогает обрести умиротворение и примирить человека с самим собой. В данном случае речь идёт о том, что многие пациенты отказываются принимать свою проблему. Они отрицают её существование либо свою вину в её возникновении. Поэтому для того, чтобы помочь решить проблему, терапевту сначала нужно привести пациента к осознанию и принятию ответственности. Конечно, это далеко не все методики, которые применяются гештальтистами. Но на них основывается практика многих терапевтов. С помощью таких упражнений проще всего научиться жить «здесь и сейчас», обрести внутреннюю гармонию и наконец стать счастливым человеком.
Каролина Кораблёва Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва.
Я в основном фокусировался на мастер-классах и семинарах посвящённых онлайн сеттингу сессий - спасибо за ценный материал, было несколько интересных моментов, которые запустили процесс переосмысления моего пространства проведения онлайн сессий. Создалось странное субъективное ощущение: несмотря на то, что доклады были представлены в различных подходах, на конференции количественно преобладали представители гештальт-подхода. Отдельное спасибо организаторам, за доклад мной любимого Дж. Он является одним из теоретиков и практиков развивающих реляционный гештальт-подход. Знал бы он, что среди его слушателей будет человек опирающийся на его работы в статье посвященной реляционности. Для меня это один из показателей хорошей конфы.
Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции. Вначале принятие ответственности вызывает большое сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» моих подвигов и страданий. Однако, если человек находит в себе мужество встретиться со своей «тенью», то потом приходит вознаграждение - как переживание власти над своей жизнью и над отношениями с другими людьми. Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Феноменологическое основание - принцип реальности. Это как раз очень легко объяснить, но очень трудно принять.
Существует некоторая реальность данная нам в ощущениях , но существует и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего и это гораздо разнообразнее фактов. И, как ни странно, мнения зачастую оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый? ГТ иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. ГТ избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что? Потому что практика показала, что достаточно сосредоточить внимание на процессе что происходит и как происходит , а не на содержании что обсуждается , чтобы человек воскликнул то самое «ага!
Встреча с реальностью часто вызывает большое сопротивление, потому что лишает человека иллюзий, розовых или зеленых очков, и бывает так, что город превращается из изумрудного в серый. Как сказала одна участница группы: «Да, это была правда. Но это какая-то вероломная правда». Кроме того, реальность иногда сталкивает человека с тем, что приходится-таки признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает. Здесь и сейчас Будущего еще нет, прошлое уже произошло.
Мы живем только здесь и сейчас. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение. Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. В ситуации терапии жизненная ситуация клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет поведение. И, тем не менее, здесь и сейчас он разговаривает со мной - и почему именно об этом?
Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться здесь и сейчас? Диалог Диалог в ГТ — это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда эти миры соприкасаются, то в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной». Клиент иногда впервые получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не-мной» при одновременном сохранении собственной идентичности. Это те Я-Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами, и то живое неповторимое, что происходит между нами происходит впервые сию минуту и больше никогда не повторится Это уникальный опыт для клиента, поскольку терапевт — человек извне его жизни, ему ничего от клиента не надо. Он действительно может позволить клиенту быть тем, кто он есть, и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.
ГТ — вне морали и политики. Единственная задача ГТ — сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нас нет воспитательных целей. Нам, как герою Баталова в фильме «Москва слезам не верит», совершенно не важно, будет ли человек выращивать капусту или править королевством — важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью. ГТ - глубокая индивидуализация и истинная социализация ГТ предполагает одновременное движение. С одной стороны — глубокая индивидуализация, с другой - истинная социализация.
В чем основная драма человеческой жизни? Как собственную уникальность встроить в социум. Кому мы нужны такие, какие есть? Как наша собственная индивидуальность может пригодиться другим людям? В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной человеческой жизни у нас часто бывает представление и ощущение , что другой ограничивает мою свободу, поскольку моя свобода заканчивается там, где начинается нос соседа.
Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем я от них дальше, тем более я свободен, тем легче мне быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество. В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира. Сама этимология слова «индивидуализация» предполагает погружение в себя, одиночество, отделение себя от мира. И на начальном этапе это действительно может быть необходимо, чтобы услышать голос собственных потребностей и чувств. Но гештальт-терапия, и мы вместе с ней, утверждаем: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим.
Как ни близка нам восточная философия, но здесь мы видим дзен наизнанку: иди к другому человеку и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир и там ты обретешь себя. Возможно, вам случалось увидеть отражение своего лица, но не тогда, когда вы намеренно хотите посмотреть на себя, а неожиданно — в подвернувшемся зеркале, в витрине магазина. Иногда вы себя не узнаете. Лицо кажется чужим и незнакомым. Почему это так?
Потому что, когда вы намеренно собираетесь посмотреть в зеркало, вы неосознанно подстраиваете свой образ под имеющуюся у вас «Я-концепцию». Вы видите то, что хотите увидеть. Не вашу уникальность, а ваше представление о ней. И только «случайное» зеркало отражает ваш истинный образ. Таким «случайным зеркалом» вашего внутреннего мира может стать другой человек. На этом стоит остановиться поподробнее, потому что, на первый взгляд, это утверждение парадоксально.
Почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? По очень простой причине. Когда я нахожусь наедине с собой, я могу думать о себе все, что угодно. Но я никогда не узнаю, правда ли это, пока не вступлю во взаимодействие с миром. Я могу думать, что легко подниму автомобиль, но пока не попробую — нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное я, ложная уникальность.
Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире. Реальное соприкосновение с миром.
Для кого-то — детская обида, возникшая из-за отказа в покупке собаки, куклы, машинки. Не имеет значения, из-за какой потребности, материальной или эмоциональной, возникла эта ситуация. Гораздо важнее, как она отражается на качестве нашей жизни. Неудовлетворенная потребность — это билет на экспресс в сторону невроза. Хорошо, если это просто бытовая история, которую возможно подкорректировать. Купили, починили, нашли — проехали и живем дальше в стабильности и покое.
Куда сложнее, если речь идет о гештальтах в отношениях. Обида, гнев, печаль, горе — вот слагаемые незавершенного гештальта, обязательно приправленные невысказанностью, непрожитостью. В лучшем случае это приводит к хроническому дискомфорту, который отравляет нам существование. Иногда нам, иногда и всему ближайшему окружению. Представьте любителя приключений, которому не удалось отыскать клад в свою поездку на чудесный остров. Он настолько одержим кладом, что теперь денно и нощно о нем грезит.
Гештальт-терапия – мифы и реальность
Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания | Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта. |
Гештальт-терапия - что это такое | Академия СНТА | В “Гештальт-терапии” Перлз, Хефферлин и Гудмен создали исчерпывающее ее представление в терминах, которые были приспособлены для времени их написания, и составившие сборник терминов и концепций исходящих из современной психологии и философии. |
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1 | Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии. |
Основы гельштат-психологии: гештальт-терапия и гештальт-подход | Что такое гештальт в психологии. Гештальтпсихология – это направление психологии, ставящее перед собой цель объяснить процессы мышления, восприятия. |
Международная научно-практическая Гештальт-конференция «Симптомы современности» | Гештальт в психологии – это незаконченная ситуация, которая оказывает негативное давление на личность. |
Основы гештальт-психологии: в чем ее суть и как она используется?
гештальт терапия это в психологии. Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке. Впервые слово «гештальт» в таком значении использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19 века. Практическая психология: ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД.
Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу»
Подробнее о теме выступления Скрыть Елена Перепелицына Детский и взрослый практический психолог опыт работы с 1999 года. Психолог-эксперт в области судебно-психологических экспертиз. Ведущая обучающих и терапевтических групп в гештальт-подходе, преподаватель, автор программы обучения детской гештальт-терапии, а также развивающих программ в области психологического и психического развития детей с 6 месяцев. С 2013 года живу и работаю в США, штат Вирджиния. Тема мастер-класса: Теоретико-практический воркшоп "Сам себе абьюзер. Вот и в практике гештальт-терапевта количество обращений детей, страдающих от самоповреждающего поведения, неуклонно растет. Однако, селфхарм — не специфически подростковое явление: на деле у взрослого есть гораздо больше способов навредить себе, чем у ребенка, а также скрывать последствия самоповреждений. Круг проявлений личностной аутоагрессии очень широк — от самоуничижения и самообвинения до нанесения себе повреждений, причинения боли и, в крайних вариантах, суицидальных действий. Помимо этого, феномен аутоагрессии представляется еще более загадочным, если не сводить его к клинической мазохистской интерпретации. Проведенные эмпирические исследования позволили ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Таким образом, становится очевидно, что аутоагрессия представляет собой не изолированную личностную черту или особенность, а сложный личностный комплекс, который обнаруживается на разных уровнях существования человека.
На воркшопе мы исследуем природу селфхарма у детей и подростков, выявим потребности и мотивы а также вторичные выгоды , ведущие к такому поведению, посмотрим на возможные пути помощи, как в стенах психотерапевтического кабинета, так и в условиях семьи. Возможно, есть шанс выразить безнадежность и беспомощность, одиночество и чувство пустоты, бессмысленность, стыд и вину другим способом… посмотрим, исследуем, попробуем. Подробнее о теме выступления Скрыть Наталья Староборова Клинический психолог, гештальт-терапевт, супервизор, член Европейской ассоциации гештальт терапии EAGT , действительный член Профессиональной психотерапевтической Лиги, опыт работы в частной практике более 20 лет. Тема лекции: Гештальт-терапевтический взгляд на автономию: работа SELF вместо сепарации В лексикон современного человека, не только гештальт-терапевта, прочно вошли термины, которые стали частью современной бытовой культуры: автономия, сепарация.
Чувствовать, как движешься. Наверное, как раз во время этого процесса ловли хвостов настоящих рыб, я выбрала остаться в психологии. Как плавать на настоящей рыбе А в терапии мне стало возможным быть, когда я поняла, что от этого увлекательного знакомства с собой мне стали иначе интересны другие люди. Только теперь не хочется срочно навести порядок в их жизнях и чуть ли не принудительно сделать их счастливыми.
Потому что это возможно лишь в моих фантазиях и для удовлетворения чего-то моего во мне глубоко не удовлетворенного. Потому что мое активное вмешательство будет для них еще одной пластмассовой рыбой. Мне гораздо приятней присутствовать и быть рядом с человеком, когда он вступает на свой, удивительный и неповторимый, как морозный узор на стекле, путь к собственному счастью, к собственному умиротворению. Или к собственному вдохновению. Но быть в этом и поддерживать так, чтобы не за другого человека что может происходить от жадности , а так, чтобы он сам. С той самой помощью и поддержкой, которую я могу оказать, не мешая ему пройти, обрести, осознать. И в этом для меня суть гештальта в рамках гуманистического подхода. Не играть за.
Тогда не будет того ресурсного опыта. Я по-прежнему живу в обычном мире, где все так же не много психотерапевтов, и с вопросами-претензиями продолжаю сталкиваться. Но теперь это не возбуждает во мне высокомерия. Оно делось. Ботанический сад и гештальт Я почти всегда тороплюсь и мало чего успеваю заметить, из того, что со мной происходит. Я лечу в суете и своей экзистенциальной тревоге. Иногда мне удается очутиться в таком месте, где я могу остановиться. Гештальт как раз одно из таких мест.
Или способов. Как я уже говорила, так сложилось, что мое профессиональное знакомство с психологией началось с гештальт-подхода. И я считаю, что мне повезло. Для меня это ворота в огромное пространство, я долго подбирала, с чем его можно сравнить. Больше всего оно напоминает большой ботанический сад. Где растут разные растения и цветут цветы со всего мира. Где ходят разные люди. Там есть японский сад, и есть сад засохших деревьев.
Где есть проторенные тропы, асфальтированные аллеи и непролазные джунгли. В этот сад множество входов. Мой вход - гештальт. В этой части сада все с одной стороны просто — потому что там растут живые деревья и цветут живые цветы. В этой части идет вроде бы обычная жизнь. И тут нет пластмассовых муляжей. В этой части сада кишит жизнь. Бьется и прорастает сквозь уже утоптанную почву.
В этой части сада нет жестких оград. И очень хорошо видны другие отделения сада. Здесь иногда случаются прекрасные, а иногда совершенно грустные вещи. Как психотерапевт, я могу быть проводником в этот сад. Исследовать его разнообразие и неповторимость, видеть его изменения. И давать возможность открывать что-то в себе. И быть неподалеку, когда человек отважится вступить на пугающую его тропу, чтобы встретиться с чем-то, что давно уже стережет его. Аллея рыцарских лат А еще в том самом Ботаническом саду есть особые аллеи: рыцарских лат, принцессиных платьев, шкур чудовищ.
Оставленные щиты и колья. Чаши неиспаряющихся слез и пыточные механизмы. Тут есть воздушные замки и песочные города. Есть останки убитых драконов. И истоптанные башмачки нищенок. Со всем этим кому-то когда-то пришлось расстаться. Или оно потерялось во время прогулки. Отпало во время опознавания.
Стало ненужным из-за завершения гештальта. Это аллеи диковинных и обыденных иллюзий, защит и заблуждений. И я искренне желаю себе оставить там свой ненужный мне тяжелый груз. Смотреть на это иногда умилительно, иногда страшно, иногда любопытно, иногда невыносимо, иногда просто грустно. Грусть И важно, что тут можно не прятать чувства, тут можно их достать и прожить. Ведь так важно, чтобы чувства были прожиты, иначе не почувствовать себя живым. Сознание податливо, но ядро имеет свойство возвращать все в прежние русла. И здесь важны и грусть, и боль, и страдание.
Потому что, подбираясь к этим вещам честно, становится возможным увидеть за ними и радость, и любовь, и нежность. А так же силы дальше идти. И ресурсы говорить «Да» жизни. Оно начинается на букву «я». Но буквы я для этого недостаточно. Есть еще звучное -дро-. Такое громкое и твердое, которое может защитить нашу истину от кучи представлений, которые уводят совсем не туда, куда нам надо. Которые делают из нас массу, понятную и послушную.
И в этой массе быть легко. Потому что на все можно найти инструкцию. Где понятно, что можно и нужно прятать. Где есть проторенные пути и «живые» примеры. И все мы учимся в ней находиться с детства. Так что со временем кажется, что уже нет четкой границы между отдельным индивидом и этой массой.
Пока у меня даже не набирается три случая психотерапевтической работы. Это, во-первых. Во-вторых, я не могу сказать, что мне интересен только гештальт. Я с большим вниманием и уважением отношусь и к другим методам.
И вижу свой профессиональный путь в совмещенных подходах. Но так сложилось, что метод гештальт-терапии стал для меня базой. Это та основа, на которую теперь ложатся другие подходы. Именно в этом подходе я, прежде всего, работаю. Я призываю быть здесь и сейчас. Присутствовать в настоящую секунду. Гештальт-подход для меня — прежде всего, диалог. Когда говорят два человека. Не одно представление о жизни с другим представлением о жизни, не функция с функцией, а именно два уникальных человека. Которые так похожи и так бесконечно непонятны друг для друга.
Люди, у которых есть органы чувств и другие органы. Люди, которые так уникально исковеркались и обточились о ту жизнь, которая случилась с ними. Я и тот другой, пришедший человек, все, что происходит с нами, является материалом и инструментами. Мои чувства, ощущения, мое состояние важны, потому что они инструменты: нечто необходимое и ценное для развития личности. Важное происходит здесь и сейчас. Можно упомянуть еще базовые потребности и цикл удовлетворения потребностей, способы избегания контакта, феноменологию поля. И далее. Да, все это так, но это теоретично и очевидно. Действительно это то, на что можно опираться, чтобы осознавать все дальше. Осознавать все глубже.
И обходится со своей бессмысленностью и смертностью, одиночеством и тревогой в отведенном временном отрезке. Осознавать, чтобы не лишать себя аутентичности, а, следовательно, счастья. И быть в процессе обретения смысла. Ядро или подушка с эффектом памяти Я размышляю о том, насколько гибко сознание. Оно постоянно подвергается воздействию: настроения меняются, и человек совершает разные поступки. Но следующая мысль за этим такая, что многое из воздействий хоть и влияет ситуационно, но не всегда оставляет след. Как подушка с эффектом памяти. Эффект сохраняется какое-то время, но потом форма стремиться стать такой, какой была до воздействия. Иногда происходит трансформация. Но истинные изменения случаются нечасто.
И это то, что вызывает во мне интерес. И то, что делает задачу психотерапевта еще интересней. Сначала я все хотела излечить и эффективно нанести быстротечную пользу. Но в процессе первых опытов моей работы, я поняла, что эффект от такой пользы если и бывает позитивным, то долго не сохраняется. Подушка с эффектом памяти. Недолгим эффектом. Абсолютно уникальная неповторимая подушка. Приведу другую метафору. Я представляю это как ядро. Внутри каждого есть смысло- и формообразующее ядро.
Вокруг ядра постоянно что-то происходит. Вокруг ядра есть гибкая и податливая субстанция, которая подвержена сильным изменениям со стороны среды и со стороны самого ядра. И действительно, под воздействием разных сред эта субстанция деформируется, покрывается паленой корочкой или плесневеет. Или же, напротив, благоухает, сверкает, свежеет. Или протыкается до самого ядра. Но потом все равно стремится к базовой своей форме, которая исходит от ядра. Потому что именно ядро определяет суть. Сейчас я задумалась о более простой и яркой метафоре, но ничего не пришло в голову. В общем, бессмысленно ковырять корочку, это не изменит ядра. А чтобы подобраться к ядру, чтобы понять, какое оно у меня, как оно живет и как меняется, здесь нужна долгая работа.
Путешествие, которое приведет к боли и множеству чувств. И страх и тревог. И трепета. И восторга. Тут есть долгий путь, пройдя который, можно найти ответы или хотя бы сформулировать необходимые вопросы. Стремясь к ядру и обращаясь к нему, становится возможным чудо под названием психотерапия. Лакированная корочка, обычные люди и психотерапевты Поначалу мне казалось, что это уход от проблемы. Что в каком-то смысле, это официальная констатация своей бесполезности как психотерапевта. И зарабатывание на этом денег. Многие уповают на психолога почти как на колдуна, который сможет научить манипулировать другими людьми и находить мгновенные исцеления от проблем.
Когда так эффектно можно заполировать корочку. А если психолог не делает это, он никудышный, мошенник или шарлатан. Я живу в обычном мире, где вокруг очень мало психотерапевтов. И сталкиваюсь с обычными вопросами и претензиями: ты же психолог, а общаться не умеешь,… а личная жизнь у тебя не налажена,… а использованию своей власти не научилась,… а не можешь мужа своего на место поставить… Если женщина пришла одна в ресторан, то, что это значит… А если мужчина ездит в большом джипе, значит у него маленький член? Что могут сказать психологи про такого мужчину? Возмущение звучало неубедительно. И если быть честной, то я внутри не знала ответов, но считала, что должна бы их знать. Я лакировала свою корочку теми знаниями, которые жадно ела, я приходила и пряталась за спины авторитетных людей и верила им. Но не осознавала. Я шла так, это был мой путь.
Поведение человека не изменится как по взмаху волшебной палочки: новое не придет и не задержится надолго, если нет достаточной осознанности всего, что делаешь и что происходит вокруг. Результат гештальт-терапии выражается в приобретении способности сознательно выбирать ту или иную модель поведения в зависимости от конкретной ситуации. Жизнь человека, использующего все аспекты своей личности, становится более насыщенной, наполненной. Он не будет страдать от невротических проявлений и не будет подвергаться манипуляциям со стороны других. Простыми словами, гештальт-терапия учит, как твердо стоять на ногах.
Принципы гештальт-терапии Гештальт терапия базируется на нескольких принципах. Основными из них являются: «Здесь и сейчас»: на сеансе важно определить, что происходит с пациентом именно в эту конкретную минуту. Терапевт предпринимает все усилия, чтобы перенести любой «материал», связанный с личностью, в настоящий момент. Такой подход позволяет выявить, насколько сильно клиент не желает жить СЕЙЧАС, как далеко он бежит от реальности, вспоминая о прошлом и фантазируя о будущем. На сеансе терапевт побуждает клиента адресовать определенные высказывания к конкретным лицам.
Это делается через разыгрывание ситуаций, которые предполагают общение и взаимодействие. Часто мы говорим о чем-то и при этом находимся как бы в стороне, например: «Это мешает мне подняться по карьерной лестнице».
Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу»
Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта | «Гештальт-терапия помогает обрести эмоциональную целостность, распознать свои эмоции по отношению к себе и к окружающим, отделить важное от неважного, „закрыть гештальты“, то есть завершить для себя эмоционально недопрожитые ситуации. |
Что такое гештальт-терапия, и как она работает? | Психолог Ольга Некрасова рассказывает, как самостоятельно закрыть гештальт и выйти из «замкнутого круга» тревоги и разочарований. |
4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы | Гештальт-подход не работает в тех случаях, когда человек не готов обратить свой взор внутрь себя, подумать о том, что стоит за его чувствами и реакциями и как связаны его прошлое и настоящее. |
4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы
Основные концепции и процесс терапии[ править править код ] Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены [1]. В качестве эксперимента клиенту может быть предложено, например, рассказать о каком-то событии своей жизни, о какой-то своей проблеме, просто поговорить на произвольную тему или представить и описать некую гипотетическую ситуацию и как бы пациент в ней себя повёл [2]. Также в качестве эксперимента часто применяется монодрама ещё называемая «метод пустого стула» : клиенту предлагается представить, что на пустом стуле рядом сидит какой-то важный для него человек или он сам , и начать разговаривать с ним с собой вслух. Терапевт может вмешиваться в ход эксперимента: направлять его, задавать вопросы, акцентировать на чём-то внимание.
Продолжительность эксперимента заранее не устанавливается. Перед началом терапевт инструктирует клиента внимательно наблюдать за собой в ходе эксперимента и фиксировать феномены [1]. В качестве феноменов могут выступать: эмоции , изменения в голосе повышение и понижение тона , дрожание, запинки , мимика , поза , жесты , время реакции, появление разных ощущений в теле напряжение, жар, холод, «мурашки» и т.
Как феномены рассматриваются только явления, наблюдаемые непосредственно во время эксперимента, даже если эксперимент посвящён событиям прошлого. Это отражает важный принцип гештальт-терапии — принцип «здесь и сейчас», в соответствии с которым работа должна проводиться только над имеющимися в данный момент чувствами и мыслями включая чувства и мысли по поводу прошлых событий , а не теми, что были в момент прошедших событий [1]. Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие гештальт-терапии.
Успех гештальт-терапии в целом зависит от успешности развития этого навыка и обучения пациента применять этот навык в реальной жизни после окончания сеансов терапии [2].
То же самое относится и к сюжетам жизни. Человек понимает: даже если он сейчас скажет что-то предосудительное с точки зрения общепринятой морали или, например, гражданского кодекса относительно желаний, мечтаний, фантазий и реальных фактов своей жизни, это не повлечет за собой ни осуждения, ни наказания. Клиент может быть честен, что позволяет ему вместе с терапевтом исследовать душевные феномены и экспериментировать с реализацией желаний в защищенной игровой ситуации.
То есть открытость и искренность позволяют поддерживать другие важные для гештальттерапии темы — тему осознавания происходящего, реалистичности опыта, опоры человека на себя, свои телесные ощущения и эмоции, творческое, живое отношение к реальности и поиск наилучшей формы взаимодействия с окружением в конкретной ситуации. Мы отчасти уже говорили об этом в самом начале. Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК.
Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком. Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций. Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни. Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется.
С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения? Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное? Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную.
Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире. Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга. Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием.
На этом основана аристотелевская теория катарсиса. Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции. Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире.
Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей. Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей. Этот особенный эффект русский литературовед Виктор Шкловский называл эффектом остранения от слов «странность» и «отстранение» , и благодаря ему я оказываюсь способен заметить в себе переживания, которые из-за стресса могут быть пропущены мною в собственном человеческом опыте ежедневного бытия.
Обратите внимание, мы опять говорим не о содержании действия, не о том, что происходит, а о том, как это происходит. Я получаю удовольствие от факта соприсутствия, от формы, от композиции, от того, как организован процесс, от вовлеченности в сюжет. Это некоторые «дополнительные» эмоции, которых не возникает, когда я — участник события и сложное по чувствам действие происходит в реальности. Восприятие искусства предоставляет нам дополнительное «место и время» для переживания.
Мы говорим: «Ух, как он это сделал! И не просто заметить, но и запомнить, как вообще могут развиваться эмоциональные процессы, как люди вступают в отношения, действуют в отношениях и выходят из отношений. Это помогает нам распознать и осознать самих себя в сложной динамической системе личностных, социальных и культурных взаимосвязей. Тут мы уже совсем близко подходим к пониманию гештальт-методологии.
Потому что базисным основанием терапии является для нас осознанность awareness. Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации. А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве. Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы.
Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни. Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности.
С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта. Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта. Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного.
Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч. В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое. Речь скорее идет об осведомленности, информированности, компетентности, о способности отдавать себе отчет в том, что сейчас во мне и вокруг меня происходит. Если использовать разговорный оборот речи, можно сказать: «Я в курсе происходящего ».
Именно в этом смысле мы говорим, что клиент начинает осознавать процесс и получать определенное удовольствие от того, что осознает процесс , собственные мотивы, эмоции, телесные переживания. В результате во время терапевтической сессии он подмечает то, что обычно пропускает в реальной жизни. Клиент осознает, как он сам себя прерывает, когда контактирует с другими людьми. И тут мы снова можем опереться на теорию академика Павлова.
Допустим, у человека не было опыта позитивного слияния с матерью — не ласкала она его, не кормила грудью. Но есть же еще фантазийный мир! Есть мечты о слиянии, насыщенные множеством деталей… Не ставить же штамп в паспорте «Не годен» всем тем, кого не кормили грудью, не качали в колыбели, кому игрушку нужного цвета не повесили над кроваткой, у кого папа с мамой разошлись! В этом смысле, Гештальт — очень оптимистический метод.
Он сфокусирован не на том, почему у меня возникают проблемы, а на том, как они проявляются. Что такое я делаю? Как так происходит, что я, взрослый человек, повторяю цикл отклика, который сформировался в детстве и тогда, как творческое приспособление к реальности, помогал мне справиться с ситуациями, но сейчас уже мешает? Что я пропускаю, что я не осознаю?
Как я прерываю процесс контакта? В этом месте, кстати, гештальт-подход в плане методологии расходится с аналитическими процедурами. Предположим, клиент заявляет, что мать не кормила его грудью. Психоаналитик в таком случае, скорее всего, будет предполагать, что долгое обсуждение взаимоотношений с матерью, попытка проживания детских впечатлений и эмоций как-то изменит мышление и восприятие клиента.
Гештальттерапевт будет склонен воспринимать историю клиента как «параллельную» тому, что случается в жизни человека сегодня. И спросит клиента: «А как ты сейчас себя чувствуешь, когда рассказываешь мне об этом? Как ты сейчас организуешь свой опыт контакта с окружением? То есть клиент действует в данный момент времени, и потребности у него уже другие вряд ли взрослый так уж хочет по-настоящему присосаться к груди!
Если говорить по-простому, мы реагируем на происходящее привычным образом, не задумываясь о том, как мы это делаем. Так вот, гештальттерапевт предложит клиенту не мучить душу тем, как когда-то было плохо, а попытаться понять, как ему справиться с ситуацией здесь и сейчас. То есть мы признаем, что невозможно изменить прошлое, но предлагаем человеку попробовать как-то иначе чуть более спонтанно, вариативно откликаться на настоящее. При этом опору мы, как правило, ищем в поле.
Не в самой ситуации, а в том, что ее окружает. Фигура и фон Гештальт-психологи первой половины XX века сформулировали понятия фигуры и фона. Фигура есть то, на чем сфокусировано сейчас наше внимание. Фон — то, что окружает фигуру.
Все мы прекрасно знаем этот эффект. Когда мы смотрим в окно, мы видим либо пейзаж, либо стекло на фоне пейзажа. Мы не в состоянии одновременно видеть и стекло, и то, что за ним. Это понятно нам из опыта.
Открытие гештальт-психологов состояло в том, что фон не просто дополняет или мешает восприятию фигуры, фон оформляет фигуру, придает ей форму, превращает ее в гештальт. В зависимости от того, насколько прозрачно стекло, мы будем по-разному видеть пейзаж. В зависимости от того, день на дворе или ночь, солнечно или пасмурно, мы будем по-разному видеть оконное стекло, замечая или не замечая степень его прозрачности, пятна, пузырьки и т. Мы говорим: на этом фоне такое не видно; на другом фоне оно становится заметно.
Ту же тему по-своему развивали русские искусствоведы-формалисты 1920-х годов, философ Бертран Рассел и семиологи 1960-х. Они рассуждали о том, что форма высказывания есть «высказывание о высказывании», метауровень коммуникации. И опять-таки мы все это прекрасно знаем из личного опыта. Молодой человек, скорчив кислую гримасу, говорит девушке: «Какая ты красавица!
Ясно же, что, произнося здесь и сейчас вполне понятные слова, молодой человек имеет в виду нечто другое. Зачастую даже не осознавая, что собственно он имеет в виду. Гештальттерапевты часто подчеркивают, что энергия скрыта в фоне. И действительно, слова часто говорят меньше, чем сопровождающий их жест, поза, движение.
Как в приведенном выше примере, когда выражение лица молодого человека гораздо более эмоционально и энергетически заряжено, нежели произносимая фраза. Полный смысл высказывания удается определить, если мы уделяем внимание всей ситуации акта коммуникации, включающей как словесные, так и невербальные компоненты. Если посмотреть шире, мы обнаружим, что и на уровне поступков в больших сценах жизни действуют те же закономерности. К примеру, прояснение сюжетных длительных отношений между людьми позволяет лучше понять мотивы и смысл чувств и поступков конкретного человека в конкретной ситуации.
Открывая для себя, делая осознаваемым фон, мы существенно меняем фигуру. Причем, изменения эти могут оказаться парадоксальными, поскольку изначально парадоксальным было сочетание мотива и самого высказывания. Человек говорит, например: «Я тебя не люблю! Цикл контакта и три круга внимания Мы подошли к очень важному концепту, который был сформулирован родоначальниками гештальттерапии Фредериком Перлзом и Полом Гудменом.
Суть его в том, что процесс контакта с Другим может быть рассмотрен как цикл. Возьмем для примера пищевое поведение. Ребенок хочет есть; он что-то делает например, плачет , дабы получить еду; он обнаруживает маму; он ест и, наконец, «отваливается» от мамы и переваривает пищу. Взрослый человек испытывает голод, ищет пищу, потребляет ее и потом переваривает.
Самый обыкновенный, всем прекрасно известный процесс. В гештальт-методе, однако, нам предлагается заметить, что он процесс происходит не «монотонно», что он проживается человеком как минимум четыре фазы организации опыта — от возникновения дефицита энергии в организме до переваривания пищи. Точно так же в любой ситуации мы способны обнаружить фазу предконтакта, когда человек ощущает беспокойство, волнение, обнаруживает нужду, порожденную некоторым дефицитом. Этот этап переживается человеком по преимуществу телесно.
Мы сосредоточены на том, что Перлз называл внутренним кругом внимания.
Гештальт—терапия Гештальт-терапия — направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» — это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его — единое целое. Основатель гештальт — терапии — психолог Фридрих Перлз. Контакт и граница — это два основных понятия данного направления. Контакт — процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода — нам нужна пища.
Жизнь абсолютно любого человека — это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе — все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения. Техника гештальт-терапии Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми. Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности со своими эмоциями — со страхом, беспокойством. Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения — что происходило с вами.
Техника игры: Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул — для воображаемого «участника» вашего собеседника , а другой стул — ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности. Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности. Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи. Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел.
У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями. Незавершенный гештальт Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так: Возникновение потребности; Удовлетворение; Выход из контакта. Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок. Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру — замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд: «Чтобы побороть искушение — нужно ему… поддаться».
Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми — насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов! Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта.
Кривая контакта Гештальт терапия представляет собой терапию контакта.
Индивид всегда находится в определенном контексте, в какой-либо окружающей среде. С одной стороны, он противопоставляет себя ей, а с другой, нуждается в ней и является ее частью. Лишь через обмен с этой средой удовлетворяются потребности человека, достигается удовлетворительный способ жить. Обмен является основой и сущностью жизни.
Он может обеспечиваться только благодаря процессу контакта. Определение 3 Контакт представляет собой процесс взаимодействия, взаимного функционирования, обмена индивида организма с окружающей средой. Это процесс соприкосновения с другими, отличными от индивида.
Еще раз о гештальт-терапии
КПТ и гештальт. Чем отличаются эти психологические подходы | Гештальт-подход не работает в тех случаях, когда человек не готов обратить свой взор внутрь себя, подумать о том, что стоит за его чувствами и реакциями и как связаны его прошлое и настоящее. |
Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта | Гештальт-подход к работе с самоповреждающим поведением у подростков. |
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1 | Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. |
Отзывы о НАДПО
- Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1
- Навигация по записям
- Гештальт-терапия — Википедия
- Гештальт психология: гельштат-терапевт, гельштат-подход
- Как появилась и развивалась гештальт-терапия?
Как понять, что гештальт не закрыт
- Что такое гештальт-терапия, и как она работает?
- Подписка на рассылку!
- Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта
- Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта
Что такое гештальт и как его закрыть. Простыми словами
Впервые слово «гештальт» в таком значении использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19 века. Простыми словами о сложном психологическом термине рассказал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз и психолог Блюма Зейгарник. Понятие гештальта в психологии. Гештальт терапию часто считают произошедшей из Гештальт психологии.
Гештальт – Что Это Такое В Психологии?
гештальт терапия это в психологии. Гештальт-подход для меня – прежде всего, диалог. Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход. Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы.
Основы гештальт-психологии: в чем ее суть и как она используется?
Гештальт-подход не работает в тех случаях, когда человек не готов обратить свой взор внутрь себя, подумать о том, что стоит за его чувствами и реакциями и как связаны его прошлое и настоящее. Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, президент ОППГП (Общество практикующих психологов Гештальт-подход, ведущий тренер учебных программ и специализаций. Простыми словами рассказываем что такое гештальт и как его закрыть — рекомендации специалистов в журнале medalvian. В классической психологии гештальт — это любой цельный образ, который состоит из частей. Гештальт-терапия – особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты.